Ночь не слышно городского шума история создания

Афанасий фет 📜 ночь, не слышно городского шума - читать и слушать стих +заказать анализ

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

«Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фет

«Какая ночь! Как воздух чист…» Афанасий Фет

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, черней лишь тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

Анализ стихотворения Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула

Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике. так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Согласно воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни поэт практически перестал писать стихи и занимался общественной деятельностью, а также литературными переводами. Но те редкие произведения, которые все же были созданы в этот период, уже не так безмятежны и чисты, как стихи раннего периода творчества. Фет понимает, что добровольно отказался от своего счастья ради меркантильных интересов, и надеется лишь на то, что сможет воссоединиться со своей возлюбленной после смерти, мечтая о загробной жизни, как о единственном спасении и избавлении от душевных страданий.

Образы и символы

Несмотря на то, что стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» состоит всего из 12 строк, оно наполнено множеством образов и символов. В них автор закладывает те чувства, которые находятся внутри него, и тем самым демонстрирует природную сущность человека.

Для лирического героя А.А. Фета ночь — это удивительное время суток, когда человек может побыть наедине со своими мыслями и чувствами. В стихотворении «Какая ночь. » автор восхищается своим любимым временем суток. Поэт, преисполненный романтикой, описывает ночь с необычайным восторгом. В первой части стихотворения он находит красоту во всем, что его окружает: лист, тени, волны. Фет наполняет природу жизнью, одушевляет ее. В этой тьме все его чувства и переживания усиливаются, и он старается уловить их в каждом очертании ночи.

Лирический герой осознает, что все то время он задыхался в мире страстей, и только здесь, ночью, ему спокойно и хорошо: «…да вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Вторая часть стихотворения открывает читателю душу поэта, для которой природные пейзажи так любимы и дороги, что он не представляет своей жизни без них. Любовь к природе — это единственное искреннее чувство доступное поэту, только оно наставляет его на верный путь и наполняет его вдохновением.

Он признается, что для его души:

«Какая ночь как воздух чист. » (Фет А. А.)

Темой произведения А. А. Фета “Какая ночь как воздух чист” является природа. В это стихотворение автор заложил идею о том, что красота ночной природы способна затмить собой обыденные человеческие заботы, а также ту страсть, которой когда-то была наполнена его грудь.

Композиция данного стихотворения состоит из двух частей.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Первая часть произведения посвящена описанию природы. В ней автор отражает великолепие ночи и создает чарующий пейзаж, свойственный его творчеству. Во второй части произведения автор говорит о том, что полночный свет для него сравним с днем, а также перечисляет преимущества ночи. Фет говорит о том, что именно в это время суток его разум становится светлее, а страсть в сердце утихает.

В данном произведении, как и в других произведениях Фета, проявляются особенности его лирики. Одной из них является безмерное упоение природой и создание великолепного пейзажа, который заставляет проникнуться ночным спокойствием. Ещё одной характерной чертой является оживление природы. Автор не скупится на олицетворения и одушевляет, казалось бы, обыденные элементы ночи. Также данное стихотворение очень напевно и мелодично, что прослеживается во всех произведениях Фета.

В своем произведении автор использует эпитеты: “Серебряный лист”, “Сочных трав” и другие. Это придает создаваемому пейзажу красочности и выразительности. Автор использует большое количество олицетворений: “дремлет лист”, “спит залив”, “Вздохнет волна”. Данный прием позволяет прочувствовать трепетное отношение Фета к природе, а также более глубоко окунуться в ночной мир. Кроме этого автор использует анафору в первой части произведения. Делается это для того, чтобы более точно отразить ночное великолепие.

Таким образом, стихотворение необычно тем, что очень детально описывает ночь, а также душевное состояние автора в этот период времени. Пейзаж в данном произведении сливается с внутренним миром поэта, что помогает читателю поближе познакомиться с Фетом.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id66161

Источник

История создания

Афанасий Фет написал стихотворение в 1854 году, но опубликовано оно было только через несколько месяцев в журнале «Современник». В это время имя поэта уже является известным, он сблизился с Тургеневым и Некрасовым, но именитые авторы не повлияли на творчество Фета.

Фет следовал собственному стилю в творчестве и это делает его работы узнаваемыми. Нега в стихотворении Афанасия Афанасьевича означает упоение и удовольствие от наступления весны. Оно посвящено теме природы и для его написания поэт использовал четырехстопный и пятистопный ямб. Такой размер позволяет передать особое настроение лирического героя.

Анализ стиха «Еще до весны душистой нега…» позволяет понять, что именно хотел рассказать автор. В своей работе он описывает пограничное состояние между зимой и весной. Везде еще царит холод, но какие-то небольшие признаки подсказывают скорое наступление теплой погоды.

Фет описал впечатления лирического героя. Тот наблюдал за изменениями в природе и находил в этом особую красоту.

Анализ стихотворения Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой…»

Стихотворение «Ночь тиха. По тверди зыбкой…» Афанасий Афанасьевич Фет написал, предположительно, либо в 1842 году, либо в 1843 году. Сохранилось поздравительное рождественское послание (от 25 декабря 1842 или 1843 года) профессору Московского университета С. П. Шевырёву, в которое молодой Фет поместил это произведение. Впервые его строки были напечатаны в сборнике «Полное собрание стихотворений А. А. Фета» в 1901 году.

Это произведение состоит из четырёх строф, написанных четырёхстопным хореем. Присутствует типичная для стихов Афанасия Афанасьевича перекрёстная рифма. Автор выступает в роли рассказчика. Повествование идёт от третьего лица.

По первому же четверостишию мы понимаем, где разворачивается действие стихотворения. Эпитет «ясли тихие» переносит читателей на два тысячелетия назад и делает свидетелями рождения младенца Христа. Метафора «твердь зыбкая» указывает на то, что речь идёт именно об этом событии. Ведь, как мы знаем, согласно раннехристианскому мировоззрению небеса представляли собой твердь, то есть, поверхность, аналогичную суше.

Такие эпитеты, как «звёзды южные», «звёздный хор», «ночь тиха», «в вышних» (возможно, имеется в виду в горах, на высоте), добавляют знаменитому сюжету деталей, красок и звуков. Следует отметить, что наиболее часто встречающийся в тексте эпитет – «тихий» («ясли тихо», «ночь тиха» и др.). Благодаря ему строки наполняются удивительным покоем и умиротворением. Этому же способствует эпитет «слухом трепетным». Усиливает это ощущение градация «ни ушей, ни взоров». Кажется, будто даже петушиному крику не под силу разрушить атмосферу безмятежности. Создаётся впечатление, что строки лучатся божественным сиянием благодаря таким выражениям, как «ясли светят», «озарён … лик».

В тексте произведения мы можем встретить традиционных персонажей библейской легенды о рождении Спасителя. Мы видим кроткую Марию, мать Иисуса, ангелов и пастухов, первыми пришедших поклониться Христу. Также встречаем образ волхвоцарей и звезды, которая привела их из восточных стран. Как и в священных книгах, эти персонажи приносят к яслям младенца дары, для которых поэт использовал архаичные наименования: «злато, смирну и ливан». Ливан – это старинное название ладана, а пахучая смола, что прежде именовалась смирной, теперь известна как мирра. Следует отметить, что применение устаревших оборотов («очи», «взор» и др.) также придаёт стихотворению торжественность и благолепие.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение – “облака как дым”.

Образы и символы

Образ вечера передается не броскими сравнениями и точными описаниями, а через ощущения. Что-то неопределенное, тайное «прозвучало над ясной рекою», что-то столь же зыбкое и невидимое «прозвенело в померкшем лугу». Зарница светит голубыми и зелеными огнями. Эти описания настолько лишены конкретики, что без указания названия сложно было бы разобрать, о чем идет речь. Поэту удалось передать плавность движения времени, которое человек может видеть лишь чередой сменяющихся световых и звуковых эффектов.

Образ лирического героя в стихотворении «Вечер» предельно размыт. Мы видим лишь ощущения и чувства наблюдателя: «На пригорке то сыро, то жарко». Он описывает то, что испытывает в данный момент, как будто вечер преломляется в его взоре.

Главная мысль «Весенней грозы»

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны. Жизнь, как и явление природы, — бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром «резвится и играет», а все живое ему радуется — птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду. Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Анализ стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» (А.А. Фет)

Когда нас просят рассказать стихотворение о природе, в памяти сразу же появляются строки из произведений Афанасия Фета. И это неудивительно, ведь в его творчестве можно найти стихотворение, посвященное практически любому явлению и состоянию природы. Фет уникален тем, что в своих творениях он умело проводит параллель между чувствами лирического героя и внешней средой. «Какая ночь! Как воздух чист…»- это одно из самых известных стихотворений в арсенале поэта, и его по праву можно считать образцом не только природной, но и любовной лирики. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Основная идея

Первая часть стихотворения посвящена описанию восхитительной, чарующей ночи, которую так любил автор. В ней раскрывается тот трепет, с которым Фет всегда относился к природе. Смысл стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» заключается в упоении от контакта с природой, которое демонстрирует автор. Окружающий мир дарит ему утешение и поддержку в трудные минуты.

Однако именно во второй части стихотворения к нам приходит понимание истинных чувств и тревог лирического героя. Здесь мы видим то сожаление и одиночество, которое сопровождало поэта на протяжении долгих лет его жизни из-за несбывшейся любви и самообмана. Такова главная мысль стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…».

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

«Храни меня, мой талисман» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – кому посвящено, история создания

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Одиночество вечером

Недлинное, всего 12 строф, стихотворение Фета «Вечер». Анализ, точнее наслаждение меркнущим вечером, далекими неясными звуками за рекой. Герой внимательно вслушивается. Что-то прокатилось в тишине над рощей — об этом говорит стихотворение Фета «Вечер». Анализ простой повседневности — это и есть тема стихотворения. Неброская красота божьего мира объемлет поэта целиком. Но как лирический герой пристально вглядывается в детали! Анализ стихотворения Фета «Вечер» — это тонкая фиксация минутного прихотливого настроения. Изгибами бежит на запад речушка, прогорев на солнце, дымом растворяются облака.

Из этих визуальных и музыкальных подробностей, из этой зоркости складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ уходящего дня, его вздохи, затеплившаяся, голубым и зеленым, яркая зарница, веющий влагой теплом пригорок — ничего не пропустил внимательный любовный взгляд. Сегодня ему и спутника не надо — требуется только дать всему миру войти в его душу и наполнить ее. Внутренние связи тщательно подобранных деталей передают Из этих подробностей складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ своих акварельных переживаний он передает читателю. Как он близок к тому, что видит взгляд и слышит ухо. Его искренние песни учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Образец 2

Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства.

Когда Фет заявляет первой строкой Летний вечер тих и ясен он действительно охватывает весь летний вечер собственным художественным взором. В действительности не так легко описать весь вечер как таковой. Поэт в этом смысле будто пьет природу и пейзаж, будто становится частью этого и подобно тому как «ветр ползет лесною высью» тоже проносится над всеми этими пространствами, наблюдая за ясностью вечера.

Произведение отличается довольно масштабными изображениями, которые охватывают существенные части художественного полотна. К примеру, мы видим такое просторное изображение как «бледно-красный» запад неба, то есть наблюдаем закат. Под этим блестят извивы реки, которые будто прорисовываются в нашем сознании.

Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило.

Из всех перечисляемых аспектов и складывается общая картина, которая завершается динамичным образом табуна лошадей, для которых автор выделил довольно существенную часть (две строки) своего стихотворения. Образу табуна соответствует образ ветра, который перемещается в отличие от лошадей не «по долинам», но наоборот над землею и между вершинами. Этот небесный табун изображается как ползущий, хотя мы понимаем подлинный потенциал ветра, который явно не уступает рыси лошадей.

Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

История создания

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» было создано в 1857 году. В момент написания Фету было 37 лет, и он уже был признанным поэтом в литературной среде, а его творчество насчитывало уже три сборника стихов.

В этом стихотворении автор стремится показать читателю то, какое восхищение и вдохновение приносит ему это время суток. Однако за красотой и таинственностью ночи скрываются чувства и переживания самого писателя. Литрекону известно, кому посвящено стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…».

Известно, что это стихотворение Афанасий Фет написал вскоре после свадьбы с М. Боткиной. К сожалению, этот брак не был соединением двух любящих сердец, ведь его причиной стала финансовая выгода, что характерно для России тех времен. До женитьбы поэт действительно испытывал крайнюю нужду в деньгах и не мог посвящать все свое время творческому развитию, поэтому этот союз стал для него спасательным кругом. Несмотря на то, что поэт ценил и уважал свою супругу, он не чувствовал себя счастливым, а вера в любовь и вовсе покинула его. Осознание совершенной ошибки послужило мощным источником вдохновения для Афанасия Афанасьевича, и эта тоска, безусловно, отразилась на его лирике.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Анализ стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной…»

Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими «Снами». Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает «волшебный челн» лирического «мы», и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический контекст, характерный для тютчевской лирики. Какие чувства порождает неземной «мрак бессонный» у фетовского героя?

Появлению ключевого образа предшествует описание реальной жизненной ситуации: лирический субъект, расположившийся на стоге сена, всматривается в широкую панораму ясного звездного неба. Последняя обозначена метафорой «хор светил»: и само словосочетание, и примыкающие к нему эпитеты указывают на осмысленность и высокую степень упорядоченности небесного пейзажа.

Герой, внешне остающийся неподвижным, на аллегорическом уровне переживает череду изменений. Реальное земное пространство приобретает зыбкость и практически исчезает. Наблюдатель, лишившийся привычной опоры, «один в лицо» встречается с непознанным. Состояние одиночества и острой новизны переживания передается сравнением с «первым» и единственным обитателем райских кущ.

Третья строфа продолжает игры с пространством. Лирический субъект ощущает стремительное приближение к «бездне полуночной». Наблюдатель фиксирует результат трансформации, но не может определить, за счет чего она свершилась. Не разобравшись в смутных траекториях, человек снова сосредоточивается на своих чувствах: он будто повисает над бездной, удерживаемый фантастической «дланью мощной».

В заключительном катрене быстрое движение сменяется медленным опусканием в бесконечную глубину. Финал не приносит развязки, оставляя процесс погружения растерянного и оцепеневшего героя на стадии развития.

Вопрос о значении отвлеченной категории бездны стоит рассматривать в связи с трактовкой эмоций лирического «я». Невольный страх здесь вторичен, а главной реакцией становится восторг: величие мира, явившееся как откровение, восхищает созерцателя. Положительные чувства яснее выражены в произведении « », написанном в тот же период. Роскошный пейзаж, декорированный «алмазной росой», вдохновляет и окрыляет душу героя-наблюдателя.

На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.

Еще стихотворения:

  1. Нет, не верьте обольщенью,- Чтоб сцепленьем мертвых сил Гибло Божие творенье, Чтоб слепой нам рок грозил. Видел я в морском тумане Всю игру враждебных чар; Мне на деле, не в…
  2. Ночью всем, кто не забыт, слышен даже самый дальний — и счастливый и печальный — шепот страсти и обид. Ночью дальше звук летит. Поезда стучат тревожней. У статьи пустопорожней ночью…
  3. Не небо — купол безвоздушный Над голой белизной домов, Как будто кто-то равнодушный С вещей и лиц совлек покров. И тьма — как будто тень от света, И свет —…
  4. Тут вливается Сена в очень мелкое море. Деревянная церковь в рыбацком Онфлере. Но — не своды, а ребра корабля кверху килем. Рыбаков потонувших не они ль отмолили?…
  5. На грязном небе выбиты лучами Зеленые буквы: «Шоколад и какао», И автомобили, как коты с придавленными хвостами, Неистово визжат: «Ах, мяу! мяу!» Черные деревья растрепанными метлами Вымели с неба нарумяненные…
  6. Свершился Страшный суд, и, взорами сверкая, Архангел души грешные увлек, Они неслись вослед за ним, рыдая, И краткий путь казался им далек. Остановился он пред черной бездной ада. «Вы не…
  7. За ночью ночь пусть опадает, Мой друг в луне Сидит и в зеркало глядится. А за окном свеча двоится И зеркало висит, как птица, Меж звезд и туч. «О, вспомни,…
  8. Сонные сонмы сомнамбул весны Сонно манят в осиянные сны. Четко ночами рокочут ручьи. Звучные речи ручья горячи. Плачут сирени под лунный рефрен. Очи хохочут песчаных сирен. Лунные плечи былинной волны….
  9. Ты не спишь? Разомкни Свой закованный взор, Там за гранью земли Есть престол лунных гор, И затеплился мир, Как уснувший сапфир… Что мне делать с тобой! Многожалой змеей Все пути…
  10. В ночи лазурной почивает Рим. Взошла луна и овладела им, И спящий град, безлюдно-величавый, Наполнила своей безмолвной славой… Как сладко дремлет Рим в ее лучах! Как с ней сроднился Рима…

Темы, проблемы

Основной темой анализируемого стихотворения можно назвать тему красоты окружающего мира. Автор знакомит читателя со всем великолепием природы, которое как нельзя лучше предстает перед читателем с приходом вечера. Фету удается показать именно этот плавный переход от дневного света к вечернему полумраку.

В данном произведении отсутствуют какие-либо проблемы и вопросы. Здесь просто показана красота, величие и великолепие природы. Им необходимо просто наслаждаться, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Если говорить о настроении стихотворения «Вечер», то здесь мы видим лишь гармоничное отношение людей и природы. Лирический герой настолько поражен красотой вечернего времени суток, что мечтает стать с ним одним целым, раствориться в нем полностью. Его не волнует то, что происходит вокруг него. Он хочет остаться наедине с ним, молча и спокойно наблюдая за его красотой.

Основная тема

Продолжить анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» необходимо с определения главной темы. Поэт красочно рисует читателю весеннюю грозу. Гроза выступает как движение, ведущее к переменам и рождению чего-то нового. Федор Иванович параллельно сравнивает природу и мир людей. Весенняя гроза сравнивается с молодостью, начальным этапом формирования человеческой души. Выйдя из детского возраста, юность пытается громко заявить о своем существовании.

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Маленький шедевр

В 1847 году, будучи двадцатисемилетним офицером, он служит на Украине и уединяется на берегу речушки с другом или подругой. Простые слова, что вечер ясен и тих, призывает спутника вглядеться в трепет таинственной дремы ив над рекой, в бледно-красный закат, чуть приглушенный, в блеск прихотливых извивов реки — это анализ стихотворения «Летний вечер». Фет видит, как колышет ветер кроны над лесом, и хочет, чтобы это заметил невидимый нам собеседник.

Эту безмятежность нарушает только топот табуна и ржанье лошадей. Но это милые привычные звуки. Из цвета, блеска и звуков складывается симфония, которая не угаснет, когда на небе появятся звезды. Так и видишь двух офицеров после учений на плацу, спешившихся и прилегших на берегу и грызущих травинки. Крупным планом они рассматривают то, что днем могут увидеть только мельком, а то и вовсе не заметить. Спокойный, окрашенный закатными красками пейзаж, наполняется звуками. Он готов объять и вместить в себя всю гармонию мира. Таков Фета « Летний вечер». Эта миниатюра способна заменить целую повесть.

Средства выразительности

Описывая вечернюю природу, Афанасий Афанасьевич демонстрирует также красоту своей души, которая умеет видеть прекрасное. Он хочет созерцать открывшийся пейзаж и краски неба, делится своими впечатлениями с читателями. Придать стихотворению особый шарм, чувственность и возвышенность автору помогают тропы:

  1. Сравнение. «Как дым, облака».
  2. Метафоры. «Вздохи дня», «в дыханье ночном».
  3. Эпитеты. «Ясной», «немою», «золотыми».

Благодаря звуковому строению текста происходит «примирение» и «слияние» звуков, создается целостное восприятие шорохов, запахов, оттенков. Аллитерация на -р- в тексте подражает раскатам грома. Скопление этих звуков — отличительная черта первой строфы. Сонорный звук -л- отражает пространственные ассоциации («луг», «далеко», «луками»). Выделенное -з- вызывает ассоциации со звуком, звоном и с предметами, которые созерцает лирический герой.

Средства выразительности

Лирика А. Фета всегда отличалась обилием средств художественной выразительности.

  • Автор использует многочисленные эпитеты, точно передающие не только пейзажи, но и настроение самого героя. Так, эпитеты «безмятежный», «светлее», «мирный» характеризуют не только природу, но и душевное состояние писателя.
  • Помимо этого, автор наделяет объекты природы душой, используя прием олицетворения: дремлет» лист, «спит» залив, «не вздохнёт» волна. Все это создает непреодолимое ощущение единства человека и природы.
  • Нельзя не отметить и такой прием, как аллитерация (повторения звуков «з», «с», «ж»), ведь именно он отвечает за особую звуковую выразительность этого стихотворения и создает впечатление живого движения и таинственности ночной поры.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: