Анализ стиха Е. А. Благининой «Подарок»
В стихотворении «Подарок» Елена Александровна Благинина, как всегда, на простом примере и в доступной форме преподносит малышам важный жизненный урок, формирует у ребят высокие нравственные представления. Произведение имеет сильный гуманистический посыл, учит любить людей, а значит, любить свою семью, дом в самом широком смысле и Родину.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «подружка», позволяющее описать теплое субъективное отношение;
- инверсию – «пришла подружка», «любимая была», дающую возможность выстроить метрику стиха;
- парцелляцию – «…играли с ней. И вот … игрушка … приглянулась…» – членение связной мысли как особенность прерывистой и экспрессивной детской речи;
- ряд однородных членов предложения – «заводная, весёлая, смешная» – позволяет точно описать любимую игрушку, объяснить маленькому читателю, почему с ней так трудно расстаться;
- эллипсис – «скучно без игрушки – (потому что) любимая была» – как примета разговорной речи;
- риторическое восклицание – «… любимая была!» – иллюстрирует высоту эмоций, внутреннюю борьбу ребенка с самим собой, столкновение мелкого чувства собственности и желания порадовать другого человека, работу над собой, пусть и неосознаваемую;
- антитезу – «любимая была – но отдала», сопоставляющую контрастные чувства, борющиеся в душе девочки;
- аллитерацию – «пришла подружка», «подружке игрушку», слова близкого звучания создают необходимые акценты, делают стихотворение музыкальным и ярким.
Примечательно, что в контексте речи уместны оба значения слова «заводная» в применении к лягушке: она приводится в действие заводом и увлекательная, побуждающая к игре, веселому озорству одновременно.
В рамках миниатюрного произведения автор описывает внутреннюю работу малышки над собой, пусть и неосознаваемую. Она преодолевает жадность (это подчеркивается малозаметным оборотом «все же»), что делает подарок ценным для обеих девочек.
Стихотворение останется актуальным всегда, так как пропагандирует вечные ценности, учит думать, сопереживать, дружить и даже жертвовать (на детском уровне) значимыми вещами, воспитывает доброжелательность и душевную щедрость, соборность как неотъемлемую часть русской ментальности, а значит, делает даже маленького человека сильнее духовно.
Елена БлагининаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Про праздники
Кто пришёл
Кто пришёл?
Что принёс?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам ёлку зажжёт,
С нами песни споёт.
С Новым годом
Ну и елка! Просто диво!
Как нарядна! Как красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных огней!
И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех.
Поздравляю с Новым годом!
С новым счастьем сразу всех!
Елочка
Вот она, елочка наша
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней.
В зелени прячется сказка:
Белая лебедь плывет,
Зайчик скользит на салазках,
Белка орехи грызет.
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Все мы от радости пляшем
В день новогодний под ней!
Стихи о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе
Люблю я у ёлки одна посидеть.
Люблю я как следует всё разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им,
Иль кто недоволен соседством своим.
Вот рядом с Морозом висит стрекоза.
А с волком зубастым, смотрите -коза.
Я думаю, холодно тут стрекозе
И очень уж страшно бедняге козе.
Я рядом с Морозом повешу звезду,
А козочку эту сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек расцвёл золотой
И солнышко светит… — Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик. Фарфоровый он.
К нему прикоснёшься — послышится звон.
А вот балерина, а вот петушок.
С ним рядом — цыплёнок, как жёлтый пушок.
А это — хлопушка, а это — флажок,
А это — пастух, он играет в рожок.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза и пастух — замечательно, да?
Вот шар полосатенький, это медведь.
Вот птичка — она собирается петь.
А это — грибочек, а это луна,
А это — душистого сена копна.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза у копны — замечательно, да?
Но жалобно вдруг закричала коза.
Гляжу — из-за сена сверкают глаза.
Смеюсь до упаду: вот это дела!
Козу-то я к волку опять привела!
Я, стало быть, ёлку кругом обошла.
Я вылепил снегурку
Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.
Ёлка (Зимняя игра)
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идёт,
скоро праздник…
— Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идёт …
— От ёлки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие…
— Блестят!
И качаются игрушки —
флаги, звёздочки, …
— Хлопушки!
Нити пёстрой мишуры,
колокольчики…
— Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,…
— Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями …
— Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,
очень яркая, большая,
пятикрылая …
— Звезда!
Ну а ёлка, просто диво!
Как нарядка, как …
— Красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных …
— Огней!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в…
— В пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с…
— Новым годом!
С новым счастьем сразу…
— Всех!
Праздник
Проснулась утром — тишина,
Лишь флаг лепечет у окна.
— Скажи, пожалуйста, флажок,
Кто этот ясный день зажёг,
Что за весёлый шум вдали,
Куда все из дому ушли?
— Зажёгся этот день в Кремле,
Сияет он по всей земле.
Ты слышишь музыку вдали?
Туда все из дому ушли.
На Красной площади парад,
Знамёна алые горят,
Колонны движутся рекой…
Сегодня праздник, да какой —
Весёлый и счастливый Май!
Скорей, пожалуйста, вставай,
Беги на улицу, дружок!.. —
Вот что ответил мне флажок.
Миру мир
Бабушка дала мне
Красный лоскуток,
Подарила шёлку
Жёлтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на этом флаге
Написали так:
«МИРУ – МИР!»
Жёлтыми стежками
Буквы обведу,
На Октябрьский праздник
Я гулять пойду.
Алый флаг взовьётся
У меня в руке,
И прочтут все люди
На моём флажке:
«МИРУ – МИР!»
День рождения
Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок –
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.
Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой:
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-желтой курагой.
А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.
Мамин день
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?»
Нет! Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек — огонёк!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др.
Воздействуя посредствам «слова» педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку. Поэтому первы.
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока.
Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе.
Урок литературного чтения, 1 класс, УМК «Перспектива».
Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво.
Источник
Букварик
За окном луна-фонарик
Тихо по небу плывет…
У меня теперь букварик
На моем столе живет.
Мне букварик подарили
В день рожденья моего.
А даривши, говорили:
«Нет чудесней ничего!»
А
– А-а-а, – заплакала Аленка.
– На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада.
Б
– Бе-е-е, – барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.
В
Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!
Г
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Д
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Е
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
Ё
Ёлка в блестках
Ледяных,
В теплых слёзках
Смоляных.
Свежая, зелёная,
Солнцем озарённая.
Ж
Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.
З
Зажглась
Зеленая
Звезда.
Запустим
Звездолет
Туда?!
И
Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!
Й
– Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной. –
Отвечает зайка:
– Не могу, больной.
– Ой-ой-ой, бедный!
К
– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква!
– Ку-ку!
– Ква-ква!
– Ку-ку, ку-ку!
Л
Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.
М
Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз.
Умники.
Н
Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина-молодчина!
О
Открыты окна широко,
За окнами – Ока.
А над Окою высоко,
Высoко – облака.
Они Окой отражены,
В Оке повторены.
Красиво!
П
Просто прелесть эти пони!
– Папа, пони тоже кони?
Правда?
Р
Ребята-октябрята
Устроили парад.
Прекрасный получился
Парад у октябрят!
Флажки трещали на ветру,
Трубили трубы: ту-ру-ру,
Барабаны били…
Ребята рады были!
С
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Т
«Ту – сто четырнадцать» в порту,
Как туча с громом на борту,
А наберет он высоту
И точкой станет…
Вот так «Ту»!
У
У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух –
Жутко!
Ф
Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя!
Х
– Ах, вы мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошохонькие!
Ах! Ах!
Ц
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
Ч
Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
— Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
Ш
Шила шубку,
Сшила юбку;
Шила шапку,
Сшила тапку.
Хороша швея
Наташа!
Щ
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!
Ъ
Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!
Ы
Мы
Услыхали
От совы,
Что нету слов
На букву «Ы»
Ь
Вьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка –
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!
Э
Эхо, эхо!
Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:
«Э-э-о-о-о-э!»
Ю
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!
Я
Ялик
С якорем
У Яшки.
Якорь
Даже
На тельняшке!
Моряк наш Яшка!
На моем окошке
На моем окошке
Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий-
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек
Весь под волосками
Кактуса пенек.
Знать, в горшке-то тесно —
Медвежье ушко
Разрослось чудесно,
Пышно, широко.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы:
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою — лето,
Где цветов полно.
Осенний дождик. Стихи Благининой
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!
Анализ стихотворения Благининой «Котенок»
Непреходящее, вневременное значение поэзии Е. А. Благининой в том, что она развивает ребенка, заставляет его думать, познавать тонкость мира и человеческих отношений, ценить их хрупкость и решать проблемы на доступном уровне. В своих произведениях поэтесса достоверно и ненавязчиво воспроизводит мир маленького человека.
Представленное произведение описывает хороший поступок, заслуживающий поощрения, пусть и будничный, но который, возможно, станет привлекательным примером для многих ребят. Стихотворение «Котенок» включает следующие выразительные средства:
лексический повтор – «он мяукал» – выделяет реакцию котенка, которая и привлекла внимание ребенка; слова-дублеты – «тонко-тонко» – столь частые в эмоциональной детской речи; многосоюзие – «или забыли, или убежал» – помогает обрисовать разные жизненные ситуации и придать значение каждой; риторический вопрос – «Может быть, … побили. » – отражает работу мысли маленького человека; риторические восклицания – «Так и быть
», «… загляденье просто!», «До чего хорош. » – иллюстрируют детскую непосредственность; инверсию – «день … ненастный», «лужи серые», «зверек несчастный», «пустить забыли», «котенок мой», «загляденье просто», она способствует выстраиванию рифмы и акценту на последнем слове каждого оборота; обращение – «зверек несчастный» – отражает сострадательность девочки; эпитет – «несчастный зверек»; умолчания – «лужи … везде…», «накормила досыта…» «хвост трубой…» – побуждают маленького читателя домыслить обстоятельства; сравнение – «шерсть – как бархат» – стимулирует образное мышление; метафору – «хвост трубой»; однородные члены предложения – «мяукал и дрожал», «побили, пустить забыли» – имеют описательное значение.
Лирической героиней милого и трогательного стихотворения является маленькая девочка, которая простодушно рассказывает о себе. Частотность личных местоимений и их нанизывание – «сам он», упрощенные синтаксические конструкции, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «зверек», «котенок», разговорные обороты «так и быть», «досыта» – приближают изложение к речи ребенка.
Стихотворение имеет воспитательное значение – оно поощряет отзывчивость, учит детей сопереживать и брать на себя ответственность, любить живую природу, и все это – без единой нотки унылой назидательности.
Источник
Разное
Ой, ладушки-ладушки
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели –
Шшу-у-у! – и улетели.
Паровоз
— Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
— Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Кот-воркот
У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется…
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!
В окна лился свет медовый
В окна лился свет медовый,
Полный мягкого тепла,
А по тропочке садовой
Наша кошка важно шла,
Над собою хвост несла. У морковки не ботва. У морковки не ботва
У морковки не ботва
У морковки не ботва,
А сквозные кружева!
Лодочки
Из ореховых скорлупок
Вышло десять легких шлюпок.
Спичка с красным лоскутком —
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.
Барабанщик
Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!
Как лодка на волне
Утюг идет по простыне.
Как лодка по волне,
И оставляет ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след,
Ни складки, ни морщинок нет.
Гуляет вместе с утюжком
Проворная рука,
И в доме пахнет воздушком
Погожего денька:
Морозцем, легким ветерком,
Недавно выпавшем снежком.
Хотелось бы пройти и мне
По этой простыне,
Чтобы остался ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след, —
Ни складки, ни морщинки нет.
Про праздники
Кто пришёл
Кто пришёл?
Что принёс?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам ёлку зажжёт,
С нами песни споёт.
С Новым годом
Ну и елка! Просто диво!
Как нарядна! Как красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных огней!
И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех.
Поздравляю с Новым годом!
С новым счастьем сразу всех!
Елочка
Вот она, елочка наша
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней.
В зелени прячется сказка:
Белая лебедь плывет,
Зайчик скользит на салазках,
Белка орехи грызет.
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Все мы от радости пляшем
В день новогодний под ней!
Стихи о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе
Люблю я у ёлки одна посидеть.
Люблю я как следует всё разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им,
Иль кто недоволен соседством своим.
Вот рядом с Морозом висит стрекоза.
А с волком зубастым, смотрите -коза.
Я думаю, холодно тут стрекозе
И очень уж страшно бедняге козе.
Я рядом с Морозом повешу звезду,
А козочку эту сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек расцвёл золотой
И солнышко светит… — Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик. Фарфоровый он.
К нему прикоснёшься — послышится звон.
А вот балерина, а вот петушок.
С ним рядом — цыплёнок, как жёлтый пушок.
А это — хлопушка, а это — флажок,
А это — пастух, он играет в рожок.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза и пастух — замечательно, да?
Вот шар полосатенький, это медведь.
Вот птичка — она собирается петь.
А это — грибочек, а это луна,
А это — душистого сена копна.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза у копны — замечательно, да?
Но жалобно вдруг закричала коза.
Гляжу — из-за сена сверкают глаза.
Смеюсь до упаду: вот это дела!
Козу-то я к волку опять привела!
Я, стало быть, ёлку кругом обошла.
Я вылепил снегурку
Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.
Ёлка (Зимняя игра)
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идёт,
скоро праздник…
— Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идёт …
— От ёлки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие…
— Блестят!
И качаются игрушки —
флаги, звёздочки, …
— Хлопушки!
Нити пёстрой мишуры,
колокольчики…
— Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,…
— Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями …
— Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,
очень яркая, большая,
пятикрылая …
— Звезда!
Ну а ёлка, просто диво!
Как нарядка, как …
— Красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных …
— Огней!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в…
— В пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с…
— Новым годом!
С новым счастьем сразу…
— Всех!
Праздник
Проснулась утром — тишина,
Лишь флаг лепечет у окна.
— Скажи, пожалуйста, флажок,
Кто этот ясный день зажёг,
Что за весёлый шум вдали,
Куда все из дому ушли?
— Зажёгся этот день в Кремле,
Сияет он по всей земле.
Ты слышишь музыку вдали?
Туда все из дому ушли.
На Красной площади парад,
Знамёна алые горят,
Колонны движутся рекой…
Сегодня праздник, да какой —
Весёлый и счастливый Май!
Скорей, пожалуйста, вставай,
Беги на улицу, дружок!.. —
Вот что ответил мне флажок.
Миру мир
Бабушка дала мне
Красный лоскуток,
Подарила шёлку
Жёлтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на этом флаге
Написали так:
«МИРУ – МИР!»
Жёлтыми стежками
Буквы обведу,
На Октябрьский праздник
Я гулять пойду.
Алый флаг взовьётся
У меня в руке,
И прочтут все люди
На моём флажке:
«МИРУ – МИР!»
День рождения
Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок –
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.
Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой:
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-желтой курагой.
А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.
Мамин день
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?»
Нет! Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек — огонёк!
Разное
Ой, ладушки-ладушки
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели –
Шшу-у-у! – и улетели.
Паровоз
— Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
— Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Кот-воркот
У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется…
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!
В окна лился свет медовый
В окна лился свет медовый,
Полный мягкого тепла,
А по тропочке садовой
Наша кошка важно шла,
Над собою хвост несла. У морковки не ботва. У морковки не ботва
У морковки не ботва
У морковки не ботва,
А сквозные кружева!
Лодочки
Из ореховых скорлупок
Вышло десять легких шлюпок.
Спичка с красным лоскутком —
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.
Барабанщик
Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!
Как лодка на волне
Утюг идет по простыне.
Как лодка по волне,
И оставляет ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след,
Ни складки, ни морщинок нет.
Гуляет вместе с утюжком
Проворная рука,
И в доме пахнет воздушком
Погожего денька:
Морозцем, легким ветерком,
Недавно выпавшем снежком.
Хотелось бы пройти и мне
По этой простыне,
Чтобы остался ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след, —
Ни складки, ни морщинки нет.
Стихи о детях войны Благининой
Письмо папе на фронт (Елена Благинина)
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивился — До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня. Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся, Я визжу и висну на тебе. Мы с тобою начали бороться, Я, конечно, одолел в борьбе.
А потом принёс те два осколка, Что нашёл недавно у ворот, И сказал тебе: «А скоро ёлка! Ты приедешь к нам на Новый год?» >>> продолжение
Гармошка (Елена Благинина)
«Посвящаю юному партизану Мише Курбанову — воспитаннику Некрасовского детского дома в Орле»
Ни гостинцев, ни одёжки — Ничего я не просил. Но зато уж по гармошке, Сознаюсь, поголосил. И однажды подарили Мне её на Первомай. Подаривши, говорили: «Ну, гляди не поломай!» Вот я взял гармошку в руки, Тронул бережно лады — Полились на пальцы звуки Ручейками без воды. Хор нестройный, несогласный — Я незнамо что играл… «Светит месяц, светит ясный…» — — Вдруг случайно подобрал. Слышу, ладится и вторя, Подголосок завздыхал… Я такого разговора Сроду в жизни не слыхал! >>> продолжение
Ёлка (Елена Благинина)
Интересно: Журавушка. Елена Благинина
Вечер тёмен и печален, Звёзды низкие висят… Посреди глухих развалин Притулился детский сад.
В тёплой кухне тихо-тихо, Кошка дремлет в уголке. Тесто месит повариха, Руки добрые в муке.
Лепят ласковые пальцы Завитушки на столе. За стеной, в прохладной зальце, Елка в сумеречной мгле.
Ветви кроткие поникли, Шепчут в свежей тишине: «Ребятишки! Вы отвыкли, Вы забыли обо мне. >>> продолжение
На печке (Елена Благинина)
Забрал мороз окошко Серебряным щитком. В печи стоит картошка С топлёным молоком.
А на печи-то сухо, Тепло… Сиди себе! К трубе приложишь ухо, Буран поёт в трубе.
Я делаю игрушки До самой темноты: Из деревяшек — пушки, Из лоскутков — бинты.
Я будто санитарка, А печка — лазарет. Бойцам на печке жарко, Да лучше места нет. >>> продолжение
Вставай (Елена Благинина)
Наш отец давно в походе- Третий год как на войне. Наша мама — на заводе, А кому с братишкой? Мне!
Ты вставай, вставай, вставай, Не тянись и не зевай! Я с тобой отлично слажу: Мигом печку растоплю, И бельё твоё поглажу, И болтушкой накормлю.
Ты вставай, вставай, вставай, Шире глазки открывай! Утро нынче голубое, Жёлтых листьев полон сад. Будем мы гулять с тобою Два и три часа подряд. >>> продолжение
Баллада о добром свете (Елена Благинина)
Когда холодною зимой Враг налетел на нас, Пришёл однажды я домой И вижу — свет погас.
Я в слёзы: — Мама, ведь темно, Ведь долгой будет ночь!— Она смеётся: — Всё равно Слезами не помочь!
И керосину в пузырёк Стеклянный налила, Скрутила узкий фитилёк И огонёк зажгла.
И тихий, тихий, добрый свет Прогнал ночную тьму. У нас темно, сыночек? — Нет! Светло у нас в дому! >>> продолжение
Хорошо бы (Елена Благинина)
Лягу спать, а спать не хочется… Я в постели посижу, Или стану вдруг ворочаться, Или просто так лежу.
За окном темно от сырости, Тучи спрятали луну. Хорошо бы… завтра вырасти Да поехать на войну.
Повстречаться бы с танкистами И сказать им так: «Друзья, Вы воюете с фашистами, Воевать хочу и я!
Знаю, все вы очень смелые, Очень стойкие в бою. Если нужно, сутки целые Я в дозоре простою. >>> продолжение
Краткая биография Елены Благининой
Уроженка Орловской губернии (село Яковлево), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе. С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь. Получение образования Елена продолжила в столичном Литературно-художественном институте, давшем ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.
Литературный путь Елены Благининой
Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания. Благинина Елена, краткая биография, фото которой напечатаны во многих сборниках для детей дошкольного и школьного возраста, сначала писала стихотворения на лирическую тематику. Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению — наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира. 1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели такие сборники: «Сорока-белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга». Благинина Елена, биография которой интересна поклонникам ее литературного таланта, занималась не только написанием поэтических строк. Автор была талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством Тараса Шевченко, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала Благинина Елена, биография которой являет яркий пример целеустремленности и любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. — «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень».
Стихи о маме для детей
Посидим в тишине Багинина
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене.
А потом скользнул ко мне.
— Ничего,- шепнул он будто,-
Посидим и в тишине!..
Вот какая мама!
|