Содержание
Книга Мандельштама «Камень» является, по сути своей, уникальным сборником, представляющим читателю все грани личности автора и различные стороны его поэтического мировоззрения. В сборник входят лирические произведения поэта, прозаические миниатюры и путевые наброски в стихотворной форме, сделанные Мандельштамом во время его путешествий по Европе.
Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.
Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.
Анализ сборника «Камень» Мандельштама показывает, что для поэта не было запретных тем, свое вдохновение он находил в абсолютно любых темах. В сборнике присутствуют стихотворения о любви, войне, музыке, литературе и даже спорте.
«Стихи о Петербурге» А.Ахматова
«Стихи о Петербурге» Анна Ахматова
Вновь Исакий в облаченьи Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпеньи Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый С чёрных труб сметает гарь… Ах! своей столицей новой Недоволен государь.
Сердце бьётся ровно, мерно. Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной, И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда над Летним Садом Месяц розовый воскрес, —
Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера, — Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра.
Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге»
Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуацию Анна Андреевна уехала только по настоянию врачей. При этом при первой же возможности Ахматова вернулась – поздней весной 1944 года. Во втором ее сборнике – «Четки» – есть небольшой цикл под говорящим названием «Стихи о Петербурге». В его состав вошли всего два стихотворения, написанных в 1913 году. В первом произведении, состоящем из восьми строк, на передний план выходит изображение Северной столицы. Поэтесса упоминает два известных топонима – величественный Исаакиевский собор, облаченный в литое серебро, и памятник Петру I работы Фальконе, известный как Медный всадник. Во второй строфе Ахматова переходит от парадного Петербурга к Петербургу фабричному и окраинному. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь. Похожий образ встречается в урбанистической поэзии Блока. Северная Венеция в апокалипсических декорациях оказывается не по нраву ее основателю.
Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти». Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице. Арка эта, кстати, — топоним весьма примечательный. Она фигурирует в повести Мандельштама «Египетская марка» 1927 года, когда идет перечисление мест, которые петербуржцы чаще всего предпочитают для назначения свиданий. Осип Эмильевич характеризует ее как невзрачную и неспособную даже дать приют от дождя. В стихотворении «Сердце бьется ровно, мерно…» также упоминается Летний Сад – топоним, достаточно часто встречающийся в лирике Ахматовой разных лет. Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева, которая в поэтическом мышлении 1910-х годов нередко связывалась с Летой – рекой забвения из древнегреческой мифологии. Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица – это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.
Тянется лесом дороженька пыльная
Тянется лесом дороженька пыльная, Тихо и пусто вокруг, Родина, выплакав слезы обильные, Спит, и во сне, как рабыня бессильная, Ждет неизведанных мук.
Вот задрожали березы плакучие И встрепенулися вдруг, Тени легли на дорогу сыпучую: Что-то ползет, надвигается тучею, Что-то наводит испуг…
С гордой осанкою, с лицами сытыми… Ноги торчат в стременах. Серую пыль поднимают копытами И колеи оставляют изрытыми… Все на холеных конях.
Нет им конца. Заостренными пиками В солнечном свете пестрят. Воздух наполнили песней и криками, И огоньками звериными, дикими Черные очи горят…
Прочь! Не тревожьте поддельным веселием Мертвого, рабского сна. Скоро порадуют вас новоселием, Хлебом и солью, крестьянским изделием… Крепче нажать стремена!
Скоро столкнется с звериными силами Дело великой любви! Скоро покроется поле могилами, Синие пики обнимутся с вилами И обагрятся в крови!
1906 год
Тематика и проблематика
Мандельштам рассказывает читателям о том, как быстро может измениться мир – настолько, что даже «знакомый до слёз» город станет неприветливым. И это происходит не только потому, что на смену старому строю приходит новый. Меняются люди, впечатления, характер бесед… Былые времена можно воскресить теперь только в воспоминаниях. Поэтому основная тема стихотворения – ностальгия по свободному и улыбчивому прошлому, которое сменилось временами грозными и опасными. Также чувствуются патриотические мотивы, ведь автор все равно любит свой Петербург и не хочет его покидать, несмотря на угрозу попасть под волну задержаний.
Автор пытается уйти от настоящего, цепляясь за прошлое. Ему тесно в новом мире. Дверные цепочки напоминают кандалы, дверной звонок – набат, в который бьют тревогу. Мандельштам предчувствует будущее: скоро ему предстоит оказаться в НКВД – правда, в Москве. Поэтому главная проблема, поставленная в произведении, — это неприятие репрессивной политики нового государства и постоянное ощущение опасности. Политические проблемы дополняются нравственными и социальными вопросами: люди меняются вместе с обстановкой, доносят друг на друга, прячутся и могут сделать все, что угодно, лишь бы миновать участи арестованных и загубленных смельчаков, осмелившихся восстать против тирании.
Осип Мандельштам в Петербурге
Здесь жили Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский
В 1858 г. Елисеевы купили у наследников купца А. И. Косиковского дом на Невском пр. Домовладение представляло собой три каменных здания. Третий флигель, обращенный на Мойку, братья Елисеевы решили перестроить для себя и переселились туда, покинув дом Котомина. Для перестройки дома пригласили арх. Н. П. Гребенку.
При Петре Степановиче Елисееве дом был еще раз перестроен, получив новое убранство интерьеров. Работами руководил арх. А. К. Гаммерштедт. Парадный вход в дом передвинули в дальний от Невского пр. конец фасада и оформили кованным козырьком и резным дубовым тамбуром. Над парадной дверью поместили вырезанную из дерева монограмму владельца «СПЕ» (Степан Петрович Елисеев). В дверях сохранились витражные стекла с гравировкой. Внутренняя отделка отличалась роскошью. Парадный вестибюль отделан в духе Ренессанса, стены его украшены дубовыми панелями, устроен камин, облицованный коричневым мрамором, на потолке орнаментальная роспись. Очень выразительна лестница – овальная в плане, с мраморными ступенями, со стенами, украшенными лепкой, росписью по штукатурке и перекрытая световым фонарем.
Помещения первого этажа использовались в коммерческих целях, квартира владельцев находилась на втором и третьем этажах. Декор парадных и жилых комнат был выполнен с использованием мотивов разных исторических архитектурных стилей: приемная в стиле Людовика XVI, кабинет хозяина – в стиле французского ампира, зал – в духе барокко, гостиная и будуар хозяйки – в стиле рококо, столовая – в стиле ренессанс, библиотека – в стиле модерн. Особое место в убранстве дома занимали произведения французского скульптора Огюста Родена.
В 1919 г. возникла идея создать «приют» для голодающей петроградской интеллигенции. М. Горький предложил назвать его «Дом искусств», сокращенно ДИСК.
Для размещения выбрали дом Елисеевых на Мойке. Здесь жили Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян, Кузьма Петров-Водкин и др. Здесь родилось общество «Серапионовы братья». Маяковский в ДИСКе впервые прочел свою поэму «150 000 000», Грин закончил «Алые паруса», а Ольга Форш написала первый исторический роман «Одеты камнем», а затем роман «Сумасшедший корабль», в котором описала жизнь и быт обитателей ДИСКа.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ «ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ О.МАНДЕЛЬШТАМА»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА.
Он умудрился быть последним бытописателем Петербурга, ярким, беспристрастным, неповторимым. Он безошибочно передает и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых. Его восприятие Петербурга сливается с восприятием мира вообще. Анна Ахматова
В Петербурге мы сойдемся снова…
Блеск Исаакия- духовного центра Петербурга
Желчь двуглавого орла ….
Твой брат, Петрополь…
ЛЕНИНГРАД Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных.
Тот не любит города, кто не ценит его рубища, его скромных и жалких адресов, кто не задыхался на черных лестницах…
Он умудрился быть последним бытописателем Петербурга,
ярким, беспристрастным, неповторимым. Он безошибочно передает
и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых.
Его восприятие Петербурга сливается с восприятием мира вообще.
Раскрыть значение образа Петербурга в русской литературе начала XX века;
Углубить знания учащихся о творчестве Осипа Мандельштама;
Показать сложность, многоплановость, изменчивость города;
Развивать восприятие Петербурга, создаваемого литературой в контексте культуры;
Воспитывать интерес к прошлому Петербурга, любовь к произведениям русских писателей и поэтов.
Номер материала: ДБ-1331792
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Образы и символы
Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.
С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.
Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.
Композиция
Композиционно стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» членится на две строфы по восемь строк в каждой.
- 1.Первое четверостишие произведения описывает бедственное состояние людей, лишённых чувства Родины и права говорить то, что на самом деле думают. Тех же, кто решится хотя бы попытаться высказаться, тут же припугнут «кремлёвским горцем» — всесильным и не знающим пощады. Во втором четверостишии Мандельштам создаёт образ вождя, подчёркивая неприглядные, отталкивающие черты его натуры.
- 2.Вторая строфа начинается с представления подчинённых властителя – слабых и беспомощных, раболепных и жалких.
- 3.Последнее же четверостишие повествует о репрессивной природе указов вождя, давая отсылку к его преступному прошлому.
История создания
В 20-х годах Мандельштаму удается вернуться в Петербург, который к тому времени уже называется Ленинградом. Он преобразился и был уже не таким, как в памяти поэта, однако все еще занимал отдельное место в его душе.
Одним из самых печальных для него вещей было преобразование ленинградских особняков, которые стали коммуналками. В них теперь могло ютиться больше 50 человек. В одном из этих домов пришлось остановиться Мандельштаму вместе с женой. Он дает себе обещание, что больше никогда не покинет город мечты, но уже в 1930 году поэт вынужден отправиться в командировку на Кавказ. Там он проводит несколько месяцев, переживает творческий кризис. Когда настала пора вернуться в любимый город, поэт создал стихотворение «Ленинград». Уже из заглавия понятно, о чем пойдет речь.
Основная идея
Смысл стихотворения «Ленинград» – обращение к образу города на Неве, противопоставление прошлого и настоящего города и непринятие лирическим героем произошедших изменений. Лирический герой после долгого отъезда вернулся в родной, «знакомый до слез» Петербург, который изменился до неузнаваемости за время его отсутствия и стал Ленинградом. Теперь город вызывает в нем смешанные чувства и переживания. Он любит знакомый и родной Петербург, но Ленинград ассоциируется у лирического героя с горечью, тоской и зловещим мраком. Он живет на черной лестнице в ожидании ареста и испытывает колоссальную тревогу за свое будущее и будущее всей страны.
Лирический герой не может принять реалии нового мира. Такова главная мысль стихотворения «Ленинград».
Часть первая
Анализ «Камня» Мандельштама показывает, что сборник содержит стихотворения в порядке их написания. В первую часть своей книги поэт включил ранние, лицейские и университетские работы. В то время Мандельштам разделял литературные взгляды сообщества символистов, поэтому его ранее творчество почти целиком состояло из образов-символов. Творческая вселенная поэта представлена уникальным видением обычных вещей, которым даются необычные определения. Поэт разделяет «мир земной» и «мир небесный», отдавая предпочтение второму.
Мандельштам очень серьезно размышляет о своей поэтической природе и возможной уникальности, относясь к литературному дару скептически.
Ранние годы
В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.
В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.
Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.
В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.
Анализ стихотворения Мандельштама «Раковина»
В 1913 году издательство «Акмэ» тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютный сборник Мандельштама, получивший название «Камень». Среди стихотворений, вошедших в него, — «Раковина». Кстати, именно так должна была изначально именоваться книга. В плане понимания сущности человеческой личности произведение считается программным для творчества Осипа Эмильевича. Раковина в тексте символизирует тело как вместилище духа.
Лирический герой в первых строках стихотворения утверждает, что выброшен на берег, словно морская раковина,
лишенная жемчужин. Из этого вырастает важнейшая метафора произведения. Выброшенная на берег пустая раковина олицетворяет душевную опустошенность. Здесь стоит вспомнить о периоде увлечения Мандельштама поисками акмеистов. Как известно, значительное место в их творческой концепции отводилось предметной детали. Нередко даже мир душевных переживаний человека находил у них отражение в какой-либо вещи. Это мы и можем наблюдать в «Раковине».
Еще будучи юношей, Мандельштам провел четкую границу между своей душой и телом. Душа бессмертна и вечна. Тело – только временная оболочка, необходимая, чтобы жить и дышать, в полной мере наслаждаться земным существованием. И тут возникала проблема. Тело молодого поэта было измучено борьбой с двумя недугами сразу – астмой и стенокардией. В одно время врачи даже предсказали Осипу Эмильевичу весьма вероятную возможность скорой смерти. Это предупреждение произвело на юного Мандельштама сильнейшее впечатление. Ему было страшно – вдруг тело умрет, а «подвиг души» не успеет свершиться.
Естественно, только к теме душевной опустошенности «Раковина» не сводится. Для художественного целого стихотворения необыкновенно важен диалог – Я и Мир (Раковина и Мировой океан). В начале текста лирический герой заявляет о сомнениях и разочарованиях. Он считал, что отмечен драгоценным даром, способным возвысить его как человека творческого над простыми смертными, над толпой. Уверенность оказалась ошибочной. Раковина, как говорилось выше, олицетворяющая вместилище человеческого духа, — вещь весьма скромная и обыкновенная. К счастью, надежда есть. Раковина не лишена возможности стать прекрасной. Человек становится настоящей личностью, только «наполняясь шумами времени и вселенной». Таким образом, в «Раковине» отразились ключевые черты лирики Мандельштама – «пафос выстраданной духовной силы» и «идея личностного самостроения».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, ритм простой и чёткий, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Простая форма не отвлекает от содержания, которое каждый читатель понимает по-своему, интерпретируя стихотворение в рамках текста.
- «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
- «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
- «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
- «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
- «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
- «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
- «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
- «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
- «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
- «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
- «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
- «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
- «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
- Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография
По произведению: «Век»
По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич
Критика
Критическому анализу поэзия Мандельштама подверглась в годы правления Советской власти. Тогда некоторые произведения поэта были признаны «антисоветскими», а сам автор попал в список запрещенных к печати и любому виду издания литераторов. В работах Осипа Мандельштама советские критики видели излишнюю чувственность и совершенно ненужную советскому человеку мечтательность, отвлекающую пролетариат от трудовых будней и светлого будущего.
В советское время «Камень» Мандельштама практически не издавался, и особую популярность среди широких читательских масс работы поэта получили лишь в конце восьмидесятых годов, когда наряду с известными произведениями других запрещенных авторов были переизданы и работы Осипа Мандельштама.
Анализ
Даже при поверхностном анализе сборника «Камень» Мандельштама в глаза бросается его уникальность и литературное своеобразие. Поэт, будучи представителем движения акмеизма, умело сочетает в своих произведениях как традиционные положения акмеизма, так и элементы символизма, футуризма и даже реализма.
Основной идеологией «Камня» Осипа Мандельштама являются ключевые слова, на основании которых литератор создает текстовый материал. Эти ключевые слова сам поэт называл «сигналами» и отмечал, что именно они и являются импульсом вдохновения, посещающим творческую личность и побуждающим ее к написанию какого-либо произведения.
В связи с этим в «Камне» Мандельштам исследует темы космоса и вдохновения в совокупности с теорией реализма и рационального мышления.
Немаловажным для поэта остается и религиозный аспект творчества: несколько стихотворений сборника посвящены христианскому отношению к смерти и вечной жизни.
Философская концепция Мандельштама признана уникальной из-за невероятно органичного сочетания в ней различных литературных стилей и направлений, а также благодаря совокупности материалистических и теологических воззрений автора, сосуществующих в гармонии.
Образы и символы
Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.
С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.
Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.
Композиция, жанр и средства выразительности
Произведение является рассказом поэта о своей бесконечной любви к родному городу. Стихотворение невозможно разделить на какие-то смысловые части. Оно имеет целостную конструкцию. Формально его можно разделить на двустишия, в каждом из которых описывается либо отдельный элемент пейзажа Петербурга, либо эмоции и мысли самого́ Осипа.
Жанром произведения является элегия, так как писатель с грустью рассказывает о том, как изменилась его родина за время его отсутствия. Его также гложет, что никто из старых друзей и знакомых так и не пришёл с ним увидеться. В последних строках произведения особо ярко подчёркивается та печаль, которая засела у поэта глубоко в душе.
Строки стихотворения объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворный размер — четырёхстопный анапест.
Средства выразительности в произведении Мандельштама играют важную роль. При помощи различных приёмов поэт красочно выражает свои мысли и подробно описывает каждую деталь изменённого Петербурга. Одним из таких средств выразительности является метафора: «к зловещему дёгтю подмешан желток», «рыбий жир ленинградских ночных фонарей».
Кроме того, особое место в произведении занимают эпитеты, при помощи которых поэт задаёт настроение общей картине: «лестница чёрная», «декабрьский денёк». Такие выразительные средства характерны для модернистской литературы.
Анализ произведения Осипа Мандельштама «Ленинград» даёт понять читателю, какие эмоции испытывал автор по приезде в свой родной край. Его очень опечалил внешний вид города, но от этого его любовь не пропала. Ведь именно в этих краях писатель провёл всё своё детство. Стих может послужить аргументом для сочинения на тему «Связь с прошлым».
Анализ стихотворения «Петербургские строфы» Осипа Мандельштама
Стихотворение «Петербургские строфы» Осипа Мандельштама
Образ Петербурга – один из ключевых в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама.
Стихотворение создано в январе 1913 года. Поэт готовит к изданию дебютную книгу, входит в литературные круги. В эти годы пошатнувшееся материальное положение его семьи больше не позволяет ему учиться в Европе. По жанру – панорама русской жизни рубежа веков, империи в зените славы. С помпой проходят юбилейные Романовские торжества, война еще только впереди – а впрочем, первые месяцы ее, окрашенные всеобщим патриотическим чувством, вполне могли бы вписаться в контекст данного произведения. Размер довольно типичен для О. Мандельштама тех лет: ямб с рифмовкой перекрестной, 6 строф. Действующие персонажи: столица и ее жители. Язык щедрый, сочный, пушкинский (недаром же он упоминает и Е. Онегина и Евгения из «Медного всадника»). Приметы современности и прозаизмы органично вписаны в ткань стихотворения. Итак, зима, спешат под чахлою метелью по своим делам чиновники, торговый люд. Хрестоматийный «правовед» садится в столь же классические для русской литературы сани. Естественно, он в гоголевской шинели. Взгляд поэта обращается на ледяные водные просторы. Инверсия: зимуют пароходы. Между тем, через четверостишия проходит ряд недвусмысленных эпитетов: тяжело, жесткая, тяжка обуза. Упомянута и Сенатская площадь с «холодком штыка» едва ли не из декабря 1825 года. Есть и сравнение России с чудовищным броненосцем, отдыхающим в доке. Однако ощущения, что поэт описывает колосса на глиняных ногах – нет. Громада России, ее самодостаточность, контрастность и – вместе с тем – причастность ко всем мало-мальски значимым мировым событиям. Недаром же порфира законности и порядка, «как власяница бедна». Позади было великое прошлое, впереди виделось не менее великое будущее. Вчера и сегодня сошлись в этом городе, азиатское и европейское. В предпоследней строфе – анжамбеман и тонкая ирония, насмешка: оперные бродят мужики. Продавцы саек и сбитня выглядели гостями из прошлого века, ряжеными. В финале вереница моторов, верно, обдает грязью «чудака Евгения». Вокруг него не модные экипажи, как раньше, а диковинные автомобили, однако проблемы у человека простого все те же: бедности стыдится. «Судьбу клянет»: за то, что не дает ему шанса выдвинуться, войти в круговорот дел куда более впечатляющих, чем раздобыча пропитания.
«Петербургские строфы» О. Мандельштама были выпущены в свет с посвящением Н. Гумилеву, собрату по перу и наставнику.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».
Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.
Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:
В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда
Он стал «зловещим», «черным».
Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.
Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.
Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях. В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее. Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором. Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.