Анализ поэтического текста на примере стихотворения о.э.мандельштама «ленинград» методическая разработка по литературе по теме

Анализ стихотворения «ленинград» мандельштама

Вариант 2

Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.

Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.

Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.

Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез. Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать. Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.

Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг. Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом. Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.

Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя. Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался. Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.

Анализ стихотворения Ленинград по плану

Анализ стихотворения Мандельштама Век

События Октябрьской революции очень трагичны и кровавы. Многие из этих действий оставили неизгладимый отпечаток на личности многих авторов, в том числе и великого поэта Осипа Мандельштама.

Казалось бы, все должно наладиться, ведь с приходом советской власти грядут великие изменения: свергается царское самодержавие, все должно измениться к лучшему.

Не все так радостно, как должно было быть: погибло огромное количество невинных людей, жертв было тысячи. Переломные события в истории были кровопролитными.

Совет

Все, что происходило в то время, очень волновало и тревожило Мандельштаму. Поэт сотворил очень пронзительное стихотворение, в котором все было точно и ярко описано: просто крик души поэта, его чувства и переживания.

Смена столетий, с 19 на 20 было по истине жестким. Это время Мандельштам называет зверем. Все вокруг меняется, жизнь и обычный уклад тоже меняется. Людям было тяжело смирится с новыми законами и образом жизни. Большевики пытались построить новый мир, однако, ради этого нового мира пришлось пройти через крах и разруху.

Мандельштам ярко и красочно показал в своем стихотворении «Век» навал смену власти, Октябрьскую революцию настоящей трагедией, которую обязательно нужно исправить и поскорее. Поэт считал, что на это способно только искусства и творческая сила, которой обладают талантливые люди.

Люди нуждались в правде, которую никто, кроме писателей не мог им показать. Только люди искусства могли открыть глаза людям на правду. Русский народ и так много пережил за все свое время существования. Вокруг царил хаос, разруха и беда.

Люди были в панике, не знали, что делать и чего ожидать.

Он призывает всех, кто связан с искусством, чтобы они вместе с ним боролись, чтобы все они вместе смогли избавить всех тех, кто пострадал в это время от озлобленности и гнева.

Ведь, если это не произойдет, ничего лучшего не будет. Никаких изменений не будет. Спасения не будет, которого так ждут люди.

Век – это зверь – сравнение, которое, Мандельштам считал наиболее уместным. Зверь устал от перемен, вечных войн и проблем, которые обрушились на головы простых людей. Мандельштам использовал различные художественные приемы, чтобы сделать свой стих еще более выразительным, прониконовенным и чувственным.

Анализ стихотворения Век по плану

Образы и символы

Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.

С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.

Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.

Основная идея

В каждом произведении присутствует какая-то главная мысль, также и в произведении Осипа Мандельштама, которая заключается в протесте против новой политики и тирании того времени, что царила в стране. Вся горечь и боль воплощена в городе Ленинград, который до боли изменился в худшую сторону, точно также, как изменилась страна во времена революции. Именно поэтому поэт повествует в своем стихотворении о том, что безмерно любит свой город детства, когда он еще был прекрасен, и жизнь в нем была мирной, но с момента прихода сталинской политики, все меняется. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ города

В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства. С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества. В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.

Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.

В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.

  • предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
  • адреса мёртвых друзей;
  • постоянная слежка;
  • страх и одиночество.

Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.

История создания

Стихотворение было написано в далеком 1930 году, когда поэт находился на Кавказе и грезил возвращением в свой любимый когда-то город Петербург, который в последнее время так сильно изменился, и назывался теперь Ленинградом, поэт решил зафиксировать в своем произведении оба названия города. Через год стихотворение публикуется в местной «Литературной газете». Стихотворение было написано в непростое для нашей страны время, и совпало с одними из самых печальных дней в истории России. Шло послереволюционное время, при котором произошло ужесточение политического режима, вольные времена были позади. Повсеместно происходили аресты, лишения свободы, смертные казни, активно закрывали всевозможные средства массовой информации. Обстановка нагнеталась все больше и больше, а последствия гражданской войны не могли не оставить свои следы в виде голода, разрухи, росту преступности и безнаказанности. Пострадали все социальные институты, всё это не могло остаться в стороне и очень огорчало людей и поэта. Вся эта непростая ситуация нашла свое отражение в стихотворении прозаика, в котором чувствуется мотив страха перед неволей, а жители напоминают заключенных одной большой тюрьмы, и никогда не смогут из неё освободиться.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

Большинство современных мусульман уважают и заводят собак в качестве домашних животных

Часть людей уверена, что собака и свинья являются нечистыми в мусульманстве, но перед псом недопустимо делать ряд вещей:

  • Нельзя заводить его в качестве домашнего животного.
  • Запрещено употреблять в пищу мясо пса.
  • Ни в коем случае нельзя приводить собаку в мечеть.
  • Жить с собакой в одном доме из-за ее нечистоплотности и микробности.

В современном мире узбекам, киргизам, татарам, чеченцам или дагестанцам не нужно бояться, что собака это грязное животное. Учения ислама говорят одно, но многочисленные достоверные исследования получают совсем другие результаты. Держать собачьих друзей может разрешаться не только христианам, но и мусульманам. Главное соблюдать основные правила ислама и следовать выбранному учению.

Тропы и образы

В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку (до слёз знакомый), но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребёнку, чьи припухлые желёзки тебе знакомы.

Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дёгтю – метафоры тусклого жёлтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч. Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы ещё и противно пахнут (рыбий жир и дёготь), как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему. Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу – Петербургу.

Для него это город мёртвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам. Это строфы о не-звучании, о голосах мёртвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.

Да и как позвонить, если лирический герой ютится на чёрной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мёртвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок (символ смертельной опасности).

В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами (метафора). Лирический герой указывает на причину гибели – приход «дорогих гостей» (ирония). Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасёт от стука в дверь

Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г., через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель

Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно. Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы – это те, за кем уже пришли «дорогие друзья». И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться. Тогда и звуковые образы в романе будут иными. А может быть, дорогие друзья – это не ирония, а призраки прошлого, которых ждёт полусумасшедший лирический герой.

История создания

Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.

Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.

Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).

Мандельштам О. Э. — поэт «серебряного века»

О. Э. Мандельштам (1891-1938) — поэт «серебряного века», дав­ший определение акмеизму как «тоски по мировой культуре». Та­кое понимание акмеизма характеризует суть мировосприятия по­эта, для которого главным героем поэтических произведений становится образ времени, а самого себя Осип Мандельштам счита­ет «сыном века», который должен сохранить основы мировой культуры: единство и гуманистическую направленность. Особое значе­ние в поэтике О. Мандельштама имеют различные ассоциации. Например, факт своего рождения поэт воспринимает как знамение времени: Я рожден в ночь со второго на третье Января в девяносто одном Ненадежном году — и столетья Окружают меня огнем. Творческий путь О. Мандельштама начался с поэтического сбор­ника «Камень» (1915), включавшего стихи 1908-1915 гг. Название сборника знаменательно, так как камень — ключевое понятие в художественном мировосприятии поэта, олицетворяющий образ времени, хранитель истории: Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать, Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить! («Природа — тот же Рим…») Особенности художественного стиля О. Мандельштама — отсут­ствие ярких рифм, стремление к простоте: Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки; В кустах игрушечные волки Глазами страшными глядят. (1908) Основная тема поэтических произведений поэта — размышление над проблемами бытия, поиск «торжественной гармонии классициз­ма». Художник познает мир, также как и любой другой человек: Я блуждал в игрушечной чаще И открыл лазоревый грот… Неужели я настоящий И действительно смерть придет? Множество стихотворений О. Мандельштама изображают вещ­ный, предметный мир, характерный для поэтики акмеизма («Фут­бол», «Теннис», «Кинематограф», «Казино» и др.). Большое место от­ведено в сборнике «Камень» христианским мотивам. Поэт размышляет о вечном городе — Риме («О временах простых и гру­бых…», «Поговорим о Риме…» и др.), олицетворяющем традиции античной и христианской культуры. Одна из центральных тем по­эзии О. Мандельштама — петербургская. Образ Петербурга, дан­ный уже в «Камне», раскрывается разными гранями на протяже­нии всего творческого пути поэта. Петербург — город, в котором сталкиваются разные времена, эпохи, культурные направления:Только там, где твердь светла, Черно-желтый лоскут злится, Словно в воздухе струится Желчь двуглавого орла. («Дворцовая площадь») Из стихов 1916-1920 г. составлен следующий поэтический сбор­ник О. Мандельштама «Tristia» (1922), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними образами, усиливается ощущение трагизма современного существования: В Петрополе прозрачном мы умрем, Где царствует над нами Прозерпина. Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем, И каждый час нам смертная година. Петербург становится городом смерти, в котором действуют раз­рушительные силы истории. Последний поэтический сборник Ман — делыштама вышел в 1928 г. под названием «Стихотворения». От­дельный раздел в нем составили «Стихи 1921-1925 гг.». Пытаясь восстановить утраченную связь времен, ощущая всю катастрофич­ность эпохи, О. Мандельштам пишет о своем отношении к новому миру. Мотив кризиса века связан для поэта с личной бедой: Холодок щекочет темя, И нельзя признаться вдруг, — И меня срезает время, Как скосило твой каблук… (1922) Поэт чувствует собственную ненужность, оторванность от совре­менной действительности, приближение конца. В стихотворении «Век» (1922) он использует страшную метафору, характеризующую на­ступившую эпоху: «Век мой, зверь мой…». С 1925 г. наступает перерыв в поэтическом творчестве Мандельштама. Он работает над сборником литературно-критических статей «О поэзии» и произведением под на­званием «Четвертая проза», которое существовало в списках до 1971 г., когда было опубликовано в США. Эта проза содержит элементы испо­веди, памфлета и открытого письма, но в целом она определяет, по словам П. Нерлера, «диагноз нравственной деградации эпохи». Последним стал цикл «Воронежские стихи», написанный во время ссылки поэта в Воронеж (1935-1937). В нем поэт выразил чувства пленника, находящегося «в размолвке с миром, с волей». В мае 1938 г. Мандельштам вновь был арестован. Жизнь поэта тра­гически оборвалась в пересыльном лагере 27 декабря 1938 г. Но он успел сказать свое последнее слово о наступающей страшной эпохе: Мы живем под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на пол разговорца, Там припомнят кремлевского горца. (1933)

Образы и символы

Ключевым образом «Ленинграда» является сам город, будто живой. Для автора он сохранил старое название – Петербург. Где-то в переулках до сих пор звучат голоса умерших, а по старым адресам можно найти символы прошлого. Пустуют квартиры, где когда-то звучал смех, и велись беседы на тему литературы. Город мрачен и неприветлив, по вечерам тьму рассеивает только «рыбий жир» речных фонарей.

Петербург представлен как бы в двух образах. Один – тот самый, знакомый, город детства. Другой – место, где все живут в постоянном страхе. Герой в каморке под лестницей ждёт «гостей дорогих», то есть тех, кто придёт его арестовать под покровом ночи.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.

Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.

Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.

В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.

Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»)

Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.

Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.

Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества.

Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.

Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти. Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану

Поздние «Стихотворения»

В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет:

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

В стихотворении «Концерт на вокзале» поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с «железным миром»:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит…

Стихотворения 30‑х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…».

У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:

В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда

Он стал «зловещим», «черным».

Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.

Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.

Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях. В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее. Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором. Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.

Смысл

Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала. Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя. Такова основная идея стихотворения.

Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.

Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Мандельштама

В лирику Мандельштама 30-х годов вошли более непосредственно жизненное дыхание, голос и поведение конкретного человека-современника. В таком стихотворении, как «Мы с тобой на кухне посидим…» (1931), этот голос прозвучал в его наиболее как бы бытовой форме, хотя со вторым, подводным душевным мотивом. В стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (декабрь 1930) — тот же тип лирического высказывания, с той же предельной естественностью разговорной интонации, но с более сложным и обобщенным, многосоставным, хотя также конкретным, адресатом: обращением и к самому себе, и к родному городу, как к городу своего детства и всего своего прошлого.

Многосоставное обращение вместе с тем имеет форму простой дневниковой записи о том, что с тобой происходит. Разговор с собой и с родным городом выражает и близкое общение с близким, родным, и сложное смутное чувство — страха, одиночества, тревоги, смятения, и сверх того и вместе с тем — непреодолимой силы связи с родными местами, со своим прошлым, с человеческой общностью, хотя бы ее составляли прежде всего «мертвецов голоса», память об ушедших и ушедшем.

В разговорную простоту речи включены, как узлы движения смысла-переживания, сложно-слитные детали-метафоры, которые превращаются в многообразное лирическое обращение — призыв к самому себе и неведомому собеседнику-слушателю. «… Так глотай же скорей/ Рыбий жир ленинградских речных фонарей». «Рыбий жир фонарей» — это точная, зрительно точная передача впечатления от расплывающихся свечений, похожих на жирное пятно на темном фоне ночной реки. Зрительное ощущение соединено с вкусовой ассоциацией, сопряженной с наплывом воспоминаний о детстве, а в этом детстве чего-то очень близкого — и болезненного, и противного, и питательного, целебного.

Тесно связана с этой следующая деталь-метафора: «…декабрьский денек ,/ Где к зловещему дегтю подмешан желток». Опять точное зрительное впечатление, опять ассоциация с воспоминаниями детства, но, кроме того, возникает психологическая оценка: «деготь» темного декабрьского «денька» (очень короткого — только денька, не дня) становится «зловещим».

Детали-метафоры приобретают и большое метонимическое значение, как элементы единого ряда впечатления при возвращении в родной город. И значение каждой детали усиливается контекстом, перекликается со значением первых двух строчек, с основным мотивом — возвращения в родное, свое, до слез знакомое. В рыбьем жире речных фонарей и в желтке декабрьского денька двигается дальше ассоциативный ряд с элементами и зрительного предметного подобия (желез, фонарей, желтка), и звуковой паронимической связи (слез — желез — желток), и своеобразных психолого-поведенческих ассоциаций (глотать рыбий жир и глотать впечатления от теперешнего города). Все это объединено целостностью общего переживания.

В целом это отрывок из дневника, но с внутренней законченностью, четким контуром лирического события-сообщения. И также осуществляется новый тип лирического времени — наложение друг на друга его разных пластов. Но здесь не в форме совмещения двух разновременных исторических пластов-образов, как в «Петербургских строфах», а в форме надвига прошлого лирического «я» на его сегодняшнее: «знакомый до слез, / До прожилок, до детских припухлых желез», и продолжают сейчас звучать «мертвецов голоса». Сближение разных времен сопряжено со сближением разных смыслов и переживаний в одном высказывании, даже в одной строчке.

Простота, естественность и напряженность высказывания выражена и в звуковой организации стиха: четырехстопный анапест с устойчивой цезурой и парными мужскими рифмами приобретает в этой интонации оттенок несколько протяжного, напевного и вместе с тем энергичного, страстного движения речи. В конце стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» реальность метафор, их бытовая конкретность приобретает дополнительное значение реализованного кошмара: «… и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок».

История создания

В 20-х годах Мандельштаму удается вернуться в Петербург, который к тому времени уже называется Ленинградом. Он преобразился и был уже не таким, как в памяти поэта, однако все еще занимал отдельное место в его душе.

Одним из самых печальных для него вещей было преобразование ленинградских особняков, которые стали коммуналками. В них теперь могло ютиться больше 50 человек. В одном из этих домов пришлось остановиться Мандельштаму вместе с женой. Он дает себе обещание, что больше никогда не покинет город мечты, но уже в 1930 году поэт вынужден отправиться в командировку на Кавказ. Там он проводит несколько месяцев, переживает творческий кризис. Когда настала пора вернуться в любимый город, поэт создал стихотворение «Ленинград». Уже из заглавия понятно, о чем пойдет речь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: