Анализ стихотворения Брюсова «Ассаргадон»
Раздел «Любимцы веков» сборника «Tertia Vigilia» («Третья стража») состоит из стихотворений, посвящённых знаменитым историческим персонажам. Валерий Яковлевич воспел в них полководцев («Наполеон», «Александр Великий»), пророков («Моисей», «Кассандра»), поэтов («Данте», «Флоренция Декамерона»), отдал дань уважения богам («Цирцея», «Ламия»).
Важное место в этой галерее великих личностей занимают фигуры правителей. Одним из произведений, где рассказывается о государях, является сонет «Ассаргадон (Ассирийская надпись)»
Он был создан 17 декабря 1897 года. Стихотворение имеет классическую форму, которую можно выразить в виде схемы abab abab ccd dee. Размер – шестистопный ямб.
Лирический герой сонета – ассирийский царь Ассаргадон (в современной науке принято использовать «Асархаддон»), живший в VII веке до нашей эры. Согласно историческим исследованиям это был властный и могущественный правитель, который регулярно предпринимал военные походы против многочисленных врагов Ассирии – киммерийцев, арабов, финикийцев и других народов. Именно при Асархаддоне был воздвигнут зиккурат Этеменанки, вошедший в легенды под именем «Вавилонская башня».
В стихотворении повествование идёт от лица самого царя. В сущности, текст сонета является автоэпитафией, то есть поминальной надписью, которую Асархаддон повелел высечь на камне в свою честь. В ней ассирийский правитель напоминает каждому читающему о своей славе. Первая же строка преисполнена пафоса: «Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон», – провозглашает государь.
Лирический герой рассказывает о своих великих деяниях и перечисляет завоёванные им государства: Египет, Элам (древняя страна, располагавшаяся на территории современного Ирана), Сидон (один из крупнейших финикийских городов)
Уделу последнего он уделяет особенное внимание. Царь объясняет, что он разрушил восставший город до основания, используя метафору «камни сбросил в море», едва взойдя на престол
Тем самым герой подчёркивает, что обладал сильной волей, когда был совсем юным.
Свою уверенность правитель выражает с помощью рефренов. Фраза-обращение «Владыки и вожди, я говорю вам: горе!» повторяется в первой и второй строфе; благодаря этому угроза кажется более зловещей. Также герой задаёт риторические вопросы, и предполагается, что никто не осмелится дать на них ответ: «Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?»
Сонет завершается на той же торжественной ноте, с которой начался. Герой повторяет своё имя и титул, утверждая своё всемогущество и вечную славу. Интересно, что Валерий Яковлевич в письме М. Горькому признавался, что весь этот цикл, и сонет «Ассаргадон» в том числе, является отражением его «я». То есть, провозглашая нетленность памяти ассирийского царя, автор указывает на собственное творческое бессмертие.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Сонеты ✑
Сонеты
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни вечернего города. В первой строфе город уподобляется природе, волшебному лесу, населённому таинственными существами.
Вторая строфа – это волшебство освещённых улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.
В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей – гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.
В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.
Тема стихотворения – наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города – это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.
Валерий Брюсов — Есть в мире скорбные сердца ( Февраль )
Yest v mire skorbnye serdtsa, Chto plachut, plachut bez kontsa; Kak mramor plit v luchakh luny, Oni bledny.
Yest v mire mnogo skorbnykh spin, Sogbennykh pod yarmom godin, Kak krovli nishchenskikh domov U beregov.
Yest v mire mnogo skorbnykh ruk, Issokhshikh ot vsednevnykh muk, Kak listya zheltye u nog V pyli dorog.
Yest v mire mnogo skorbnykh glaz, Glyadyashchikh s robostyu na nas, Kak ovtsy v chas grozy nochnoy Glyadyat s toskoy.
Da, mnogo skorbnykh yest lyudey, Ustalykh v krotosti svoyey, Chto, sgorbleny, begut vdali Po vsem putyam bolshoy zemli.
Tcnm d vbht crjh,yst cthlwf, Xnj gkfxen, gkfxen ,tp rjywf; Rfr vhfvjh gkbn d kexf[ keys, Jyb ,ktlys/
Tcnm d vbht vyjuj crjh,ys[ cgby, Cju,tyys[ gjl zhvjv ujlby, Rfr rhjdkb ybotycrb[ ljvjd E ,thtujd/
Tcnm d vbht vyjuj crjh,ys[ her, Bccj[ib[ jn dctlytdys[ ver, Rfr kbcnmz ;tknst e yju D gskb ljhju/
Tcnm d vbht vyjuj crjh,ys[ ukfp, Ukzlzob[ c hj,jcnm/ yf yfc, Rfr jdws d xfc uhjps yjxyjq Ukzlzn c njcrjq/
Lf, vyjuj crjh,ys[ tcnm k/ltq, Ecnfks[ d rhjnjcnb cdjtq, Xnj, cujh,ktys. tuen dlfkb Gj dctv genzv ,jkmijq ptvkb/
Быт населения Древней Греции и Древнего Рима
К малоимущей прослойке афинского общества (фетам) относились поденщики, устами одного из которых высказывается В. Брюсов в стихотворении «Афинский поденщик говорит». Поденщики выполняли тяжелую работу («Даже во сне – тот же тягостный труд»), жили впроголодь (в их рацион питания входили «горстка оливок да хлебная корка»). Но, что самое главное, автор подчеркивает смиренность фетов своим положением, и герой стихотворения, как само собой разумеющееся, в конце изрекает:
Эта смиренность абсолютно бесправных групп населения обнаруживает себя и в стихотворении «Гребцы триремы», а также «На песке» (II,c.183). Поэтическое слово дает возможность передать чувства человека. Так, автор противопоставляет рабство людей («Тесно во мгле мы сидим, / Люди, над ярусом ярус») свободной стихии, вкладывая огромное значение в строки: «Зыблются ветром живым / Где-то и стяги и парус!». Кто такие гребцы триремы? Как правило, пленные, рабы – «…сумрачный ряд тел, наклоненных у весел», каждое из которых может констатировать следующее:
В стихотворении «На песке» описан рядовой случай исхода гладиаторской битвы, когда от воли зрителей зависело, останется проигравший сражение в живых или нет:
Античный пласт поэзии В. Брюсова формировался в течение всей творческой жизни автора. Перечислены не все темы и сюжеты, которые затрагивал известный поэт-символист в своём творчестве. Но даже небольшой обзор приводит к выводу, что В.Я
Брюсов уделял особое внимание этому периоду, который позволял ему не только осмыслить историческую эпоху во всех её красках, проследить особенности культурно-исторического процесса, но и осмыслить через эти символы — чаяния и надежды сложной переходной эпохи, которой принадлежал сам В.Я. Брюсов — переходного времени в истории России конца XIX — начала XX вв
#поэзия
#культура
#история рима
#история греции
Александр Македонский
Не могла не заинтересовать В. Брюсова личность Александра Македонского, что выразилось в стихотворениях «Александр Великий» и «Смерть Александра» . В Александре Македонском В. Брюсову нравится его «неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе», однако автор восхищается им не только за то, что Александр стал победителем многочисленных сражений, но и за то, что он сумел подавить бунт в своем войске и восстановить порядок:
Александр Македонский привлекал Валерия Брюсова именно силой своего характера, целеустремленностью. Поэт видел в нем идеал правителя, создавшего огромную державу:
Слушать стихотворение Брюсова Ассаргадон
Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века
… первого русского поэта . В русской литературе XVIII века самохвальство было распространенной темой сатирических произведений: … и более ранний «Памятник», является парафразой Горация. Державин снова говорит о бессмертии своей поэтической славы. …
Русские поэты первой половины 19 века список. Русская поэзия XIX века
… дыханье…», в свое Слайд 1 Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский … назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры. Поэты А.С.Пушкин,В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, …
Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Брюсов.В.Я
… В миг, когда песню глубоко таю, Но в восторге слышу созвучия. (Я люблю большие дома…) Права на сочинение «Образ современного города в поэзии В. Брюсова» … темы в поэзии Валерия Брюсова, нужно отметить двойственное отношение поэта к современному городу …
Поэзия В.А. Брюсова
… и написанный в несвойственной ранее Брюсову сатирической манере «Орел двуглавый». Главной его работой тех дней, его творческим и гражданским подвигом стала уникальная антология «Поэзия … сам: стихи, драмы, проза, рефераты прочитанных книг, среди которых …
«Сумерки» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» (1909) в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле. Брюсов любил город, чувствовал его поэзию, находил в нем подобие живого существа. «Сумерки» — признание в любви городу. Жизнь города в любимое время суток вызывает у героя элегическое, умиротворенное настроение.
Литературное направление и жанр
Лирический герой существует сразу в двух измерениях: он наблюдает вечернюю жизнь города, в то же время он оказывается захваченным чудесным, волшебным миром, который манит и дает вдохновение, но живет здесь же, рядом. Литературное направление, к которому относится это стихотворение — символизм. Брюсов, описывающий вечернюю Москву, не указывает никаких конкретных ее примет. Это просто современный ему город, а по некоторым признакам — символический город, абстрактный образ большого города.
Жанр стихотворения — пейзажная лирика, элегия.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни вечернего города. В первой строфе город уподобляется природе, волшебному лесу, населенному таинственными существами.
Вторая строфа — это волшебство освещенных улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.
В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей — гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.
В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.
Тема стихотворения — наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города — это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения — метафора и олицетворение. Город живой, он наполнен звуками, как вечерний лес. Нужно уметь их прочитать.
Линии вечернего города плавные, как выгнутые длинные стебли фонарей. Стихотворение начинается со смелой метафоры, сопоставляющей фонари с волшебными растениями, на выгнутых тонких стеблях которых (эпитеты) горят луны-цветы.
В этом волшебном мире звенят телеграфные струны (метафора гудящих телеграфных проводов). Очевидно, незримые нежные руки, на них играющие — это просто ветер. Но сразу же вспоминаются перебирающие арфу или лиру древнегреческие боги или гетеры.
Круги янтарных циферблатов над толпой — метафора светящихся часов, преображающих мир, делающих его волшебным. Жаждущие тротуарные плиты — олицетворение. Они символизируют любое существо, которое жаждет прикосновения прохладного покоя после тяжелого дня (еще одно олицетворение).
Пленительно-зыбкая сеть — метафора сквозной тени от листьев в сквере, включающая в себя эпитет. Но слово сеть — символ уловления и тех людей, которые попадают в ловушки гетер, и самих гетер, которых никто не любит, искренне целует в глаза с улыбкой только ветер (олицетворение). Вся эта строфа — описание городских соблазнов. Даже метафора отуманенный сквер (то есть такой, на который опустился туман) — игра слов и построена по модели слова одурманенный.
В последней строфе появляются тихие звуки (эпитет) струнного инструмента клавира. С ним сравниваются далекие ропоты дня (эпитет). Эта форма слова ропот, не образующего множественное число — неологизм, созданный по образцу слова жалобы. Но ропоты — это не только жалобы. Они подобны плеску далеких волн, все угасающих. День для лирического героя остается в прошлом. Сумерки несут герою милость мира в ответ на его призыв. Они тоже олицетворяются, как и ветер, тротуарные плиты, сквер, вечер и день.
Призыв-обращение к сумеркам кажется бессмысленным: они уже пришли. Но герой связывает сумерки с состоянием спокойного умиротворения, что передается просьбой осенить героя милостью мира. Именно прихода этого ощущения ждет лирический герой.
Важное значение в стихотворении имеют слова высокого стиля: гетеры — это просто проститутки, осенить — накрыть своею тенью. В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью
Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передает музыку вечернего города. Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки — осените
В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью. Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передает музыку вечернего города. Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки — осените.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
Анализ стихотворения «Сумерки» Валерия Брюсова
Стихотворение «Сумерки» Валерия Брюсова
Впервые «Сумерки» Валерия Яковлевича Брюсова появились на страницах его книги «Напевы».
Стихотворение написано в 1906 году. Теоретик и практик символизма, поэт вдруг с пониманием откликнулся на первую русскую революцию. Между тем, литературная жизнь идет своим чередом, В. Брюсов издает свои книги и журнал «Весы», занимается переводами, следит за ростом мастерства учеников. В жанровом отношении – городская зарисовка, почти элегия, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Рубеж веков был ознаменован скачком научно-технического прогресса. Вот и на улицах этого стиха горит электричество, а телеграф связывает людей куда лучше почтовых голубей. Город преображается перед наступлением ночи. Источником волшебства становятся изобретения рук человеческих. Чувствуется, что лирический герой – завзятый горожанин. Здесь он как рыба в воде, городская цивилизация – его выбор и судьба. «Над толпой»: кажется, он не одинок в своем выборе. Вокруг него множество лиц, теней, рук, смеха. Третья строфа переполнена соблазнительными метафорами. Гетеры на улицах все те же, что и в античности. И городской вечер, так много повидавший, «целует их в глаза». В заключительном четверостишии раздаются звуки старомодного клавира. День со своими треволнениями уступает место праздникам и трагедиям ночи. Лирический герой примиряется с миром, отдыхает от суеты, окунается в тайну, исчезает из виду. Он почти заклинает наступающую тьму о милости к себе. При этом невольно пародируется одно из песнопений христианского богослужения, где «милость мира» обращена к Богу. Лексика стиха нейтральна и возвышенна, интонация вкрадчивая. Среди средств выразительности хватает эпитетов (незримых руках, циферблатов янтарных, далекие ропоты, прохладный покой), метафор (луны на стеблях, притих сквер, струны звенят). Сравнение (как звуки), инверсия (коснулся покой, горят луны). Апострофа (обращение к абстракции): о сумерки! Звукопись. Финальное четверостишие – самое экспрессивное (и умолчание, и пара восклицаний). Прозаизмы (плит тротуарных), олицетворения, индивидуально-авторский эпитет (пленительно-зыбкой). Поэт создает колоритный портрет эпохи, своих современников. Существовать этому миру оставалось недолго. Впереди были Первая мировая война и революция.
Произведение «Сумерки» В. Брюсова – признание в любви к городской цивилизации.
«Работа » анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Работа» было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике «Такие дни» в 1923 г. Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием.
Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом своей жизни и своим предназначением.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Работа» относится к литературному направлению
символизма. Дело даже не в содержании, а в символическом, абстрактном значении каждого слова. Все стихотворение «Работа» лишено конкретики. Вот абстрактный пахарь идет за сохой, абстрактный рабочий идет на завод и абстрактный писатель творит дни и ночи напролет. Они лишены индивидуальности, это символы разных сословий.
Цель Брюсова — привлечь каждого, независимо от сословия, к работе — самому большому удовольствию.
Жанр стихотворения — философская лирика. В нем поднимается проблема работы как предназначения человека.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из
7 пятистиший и имеет четкую композицию. Первая строфа — определение темы стихотворения: «Единое счастье — работа». Лирический герой рассуждает о трех типах работы: в поле, за станком, за столом. Каждому виду деятельности посвящены строфы 2-4. Пятая строфа описывает пользу от любого труда.
Шестая строфа уточняет, что труд должен быть ради пользы людей. Седьмая строфа повторяет первую с вариацией, определяющей основную мысль: «Все счастье земли — за трудом». Композиция стихотворения кольцевая.
По форме стихотворение — призыв. В нем Брюсов четко исполняет предназначение поэта из своего же стихотворения: «Что сердце диктует, пиши».
Тропы и образы
Работа называется единым счастьем . С точки зрения лирического героя, настоящая работа должна обладать определенными качествами: быть упорной, на износ . Кроме того, работа должна занимать значительную часть жизни человека. Это должны быть целые «часы за упорным трудом», время «без счета» .
Брюсов описывает красоту каждого вида работы. Работа в поле естественна, связана с природой. Она не предполагает никакого механизированного труда. Вся красота ее — в мерном и сильном движении . За тяжелый труд пахарь вознагражден красотой природы: он может наблюдать в конце работы «алмазы вечерней росы» .
Работа на фабрике связана с «шумом стозвонным» , наполнена механическими повторами: день вливается в черед миллионный таких же дней . Дни эти рабочие, преемственные, то есть похожие один на другой . Лицо рабочего должно быть непреклонное .
Отличительная черта внешности писателя или любого творческого человека — его поза, он «согнут над белой страницей». Особенность труда писателя в том, что он должен честно записывать «заветные мысли души», то, что диктует сердце . Хотя творческая работа лишена рутины и физического напряжения, она предполагает постоянное участие в творческом процессе. Вечер, когда «небо зажжется денницей» — это не повод, чтобы отдохнуть. Творчество должно быть безостановочным, мысли души ложиться на бумагу «всю ночь» «вереницей» .
В следующей строфе плоды труда уподобляются самой жизни и оказывают живительное влияние на народ, что отражено в метафорах: хлеб разойдется по миру — польза для тела, животворный поток со станков — польза для души, а печатная мысль, отзывающаяся «во глуби бессчетных умов» — польза для духа.
В шестой строфе работа сравнивается с семенами, которые прорасту «незримо, чудесно» и дадут плоды; с благодатной влагой дождя, которая падает на народ .
Одно из важнейших свойств настоящего труда состоит в том, что трудящийся не думает о его плодах: «Что станет с плодами, — безвестно».
В начале последней строки-рефрена работа называется не единым счастьем, а великой радостью. Но первая мысль стихотворения, его идея повторяется в последней строчке: «Все счастье земли — за трудом».
Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»
В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.
Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.
Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.
Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.
Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.
Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.
Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.
Написать комментарий
Валерий Яковлевич Брюсов — одна из значительнейших фигур в поэзии начала XX века, которого считают «мэтром» и одним из основоположников русского символизма. В начале 90-х годов XIX века В. Брюсов открыл для себя французских символистов и увлекся их поэзией, считая декадентство «путеводной звездой в тумане». Позже он издает несколько сборников «Русские символисты», в которые в основном вошли его поэтические произведения. Таким образом было ознаменовано появление символизма в России.
Согласно позиции Валерия Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», «выразить тонкие, едва уловимые настроения» и тем самым «как бы загипнотизировать читателя». Чтобы лучше осмыслить современность, поэт углубляется в историю и мифологию. И постепенно одной из центральных тем произведений Брюсова становится историко-мифологическая тема. Таким образом, размышляя о прошлом, поэт пытается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Так, по мнению мастера, можно найти связующее звено истории, осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее.
8 стр., 3949 слов
Жизнь и творчество Валерия Брюсова
… Внешне жизнь текла по-старому. «Третья стража» ввела поэта в официально признанную литературу. Однако Брюсов как поэт, изжив себя прежнего в «Третьей страже», готов опять искать иные пути творчества. … Вот очередной на место Коневского». Жизненные пути Бориса Бугаева (Андрея Белого) и Валерия Брюсова пересекались еще ранее. Бугаев также воспитанник гимназии Л.И. Поливанова. Скандальная слава …
Теперь же обратимся к анализу одного из стихотворений Валерия Брюсова историко-мифологиче-ской тематики «Ассаргадон». Ассаргадон, а точнее Асархаддон — ассирийский царь-завоеватель 7 века до н. э. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Так, в качестве лирического героя своего стихотворения В. Брюсов выбирает сильную личность. известного героя древней истории.
Пафос этой поэтической миниатюры — пафос сильной, необыкновенной личности, однако склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!» В стихотворении царь Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий, на движение времени: Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре… Лирический герой смел, отважен, не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми.
Но счастлив ли Ассаргадон? Хотя великий царь и «упоен величьем» своих побед, он одинок. И это вызывает грустные переживания читателя: И вот стою один, величьем упоен… Описывая Ассаргадона, поэт использует различные сравнения: «деянья всех людей — как тень в безумном сне», «мечта о подвигах — как детская забава», — характеризующие царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося. В качестве формы своего лирического произведения В. Брюсов выбрал форму сонета.
Первые две строфы — это утверждение власти Ассаргадона, его сокрушительные победы над городами, странами и народами: Сидоном, A L L S o c h. r u Египтом, Эламом. А последние две строфы — подведение итогов разрушительных походов Ассаргадона. Да, он упоен величием своей славы, он горд и в то же время ужасно одинок.
Подводя итоги предложенного анализа стихотворения, можно еще раз подтвердить мысль о том, что пафос данной лирической миниатюры — пафос утверждения сильной личности, являющейся творцом истории, но это пафос разрушения, а не созидания. Об этом и заставляет