Константин батюшков. есть наслаждение и в дикости лесов

Анализ стихотворения к.батюшкова «как счастье медленно приходит» - по русскому языку и литературе

Средства художественной выразительности

Различные тропы позволили Осипу Эмильевичу точно передать тематику стихотворения «Батюшкову» и раскрыть его смысл.

  1. Особую яркость произведению придают эпитеты («гармонический проливень», «вечные сны», «волшебная трость», «виноградное мясо» и так далее)
  2. Также очень заметными являются метафоры («колокол братства», «мясо стихов», «шагает тополями» и другие).
  3. Неоднократно автор использовал инверсию («стихов мясо», «Батюшков нежный» и так далее).
  4. Сравнение: «Вечные сны, как образчики крови, Переливай из стакана в стакан…»
  5. Чтобы отменить огромную значимость поэтического творчества Батюшкова, поэт использовал лексический повтор («наше мученье и наше богатство»).

«Анализ стихотворения К. Батюшкова «Как счастье медленно приходит»»

К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии».

Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.

Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.

Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно.

Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:

В печальной юности моей

Я был счастлив одну минуту,

Зато, увы! И горесть люту,

Терпел от рока и людей.

Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику

Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком:

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную… не нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.

В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Композиция

Стихотворение Осипа Эмильевича «Батюшкову» включает в себя шесть катренов. Анализируемое произведение представляет собой беседу с поэтом.
Автор неспроста в первой строфе использовал такие слова: «Батюшков нежный со мною живёт». Этим поэт хотел подчеркнуть неразрывную связь между поэтическим творчеством Батюшкова и лирическим героем.

Читатель наблюдает за тем, как постепенно оживает образ Батюшкова. Так, во второй строфе главный герой здоровается с поэтом-романтиком за руку. В следующей строфе лирический герой выражает искреннюю благодарность Батюшкову за написанные им стихотворения. В четвертой строфе автор философски рассуждает о творческом наследии поэта-романтика. Далее автор показывает, как Батюшков выражает свое несогласие с тем значением, которое ему приписал герой стихотворения. В последней строфе автор размышляет о назначении поэта.

Ответы на вопрос

Отвечает Мустозяпова Нелли.

К. Н. Батюшков — талантливый, самобытный поэт русского предромантизма. Творчество его получило признание уже у его современников. В последние творческие годы усиливается философичность его призведений, в частности элегий, лирический герой не столько стремится к наслаждениям и радостям жизни, сколько к ее глубокому осмыслению. Пример такой элегии — «Есть наслаждение и в дикости лесов… » В основе сюжета лежит традиционная схема личных местоимений «я» — «ты». «Я» — это лирический герой. Все стихотворение построено на его переживаниях, раскрытии его внутреннего мира. Весь словесный текст принадлежит самому лирическому герою. Это его диалог с самим собой. «Ты» — это природа, некий абстрактный образ, к которому обращается герой. Стихотворение не разбито на строфы, поэтому лучше его разбирать по предложениям и по строкам. Второе предложение — восклицательное. Это своеобразная кульминация стихотворения. В этом предложении заключена основная мысль: «…ты, природа-мать, / Для сердца ты всего дороже! » Автор снова использует прием антитезы: любовь к ближнему и близость к природе. Устоявшееся словосочетание «природа-мать» указывает на то, что лирический герой считает весь мир и самого себя творением природы. Первое предложение состоит из четырех строк. Его можно разбить на три простых предложения. Они построены по принципу параллелизма. Образ природы здесь прямо не обозначен, он присутствует в деталях: «леса», «приморский брег», морские «валы». Автор использует прием оксюморона: «наслаждение» и «дикость лесов», которая обычно не вызывает приятных впечатлений; «радость» и «приморский брег», часто кажущийся унылым; «гармония» и «говор валов», представляющий собой естественный шум. Таким образом, представления лирического героя о природных явлениях не соответствуют общепринятым. Он слышит и видит то, что скрыто от других. В третьем предложении природа названа «владычицей»». Используя данный контекстуальный синоним, автор говорит о том, что природа выше человека, именно она управляет жизнью. В последнем предложении говорится о том, что природа возрождает духовный мир лирического героя. Но тут возникает еще один конфликт. Для отражения его используется антитеза: душа не знает, как выразить чувства, и герой не знает, как о них молчать. Примечательно то, что используется один отрицательный глагол «не знаю», но разные носители действия: «душа» и «я». Таким образом, возникает впечатление, что весь конфликт разворачивается во внутреннем мире лирического героя. Идет борьба между душой и его «я». Основную мысль стихотворения отражает особый ритмический рисунок. Строки с шестистопным и четырехстопным ямбом чередуются. Расположение пиррихиев и ударных стоп так же довольно упорядочено. Часто используется параллелизм синтаксческих конструкций. Противопоставления не выходят за рамки одного предложения. На основе этого выстраивается противостояние более широкого плана: потерянности человека и всеспасительности природы. Однако в то же время оно существует во внутреннем мире лирического героя. Мотивы разочарованности, непрочности земных благ, обращение к вечным ценностям присутствуют в данном произведении. Эти темы явно волновали Батюшкова в последний период его творчества. Первые четыре строки объединены еще и тем, что образ лирического героя в них почти не виден. На первом плане — чувства, ощущения — то вечное, незыблемое, что существует всегда, — приобретают обощенный смысл. Его подчеркивает глагол «есть» в значении быть, употребленный дважды и дважды выраженный через тире. Благодаря ему жизнь приобретает еще одно толкование — жизнь вечная, бессмертие. Вторая часть стихотворения выходит уже на более личный уровень: Людей люблю — природа ближе мне. И то, чем был, и то, к чему иду я, Я забываю с ней наедине. В своей душе весь мир огромный чуя, Ни выразить, ни скрыть то чувство не могу я. Лирический герой здесь обозначен через личное местоимение «я

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 02:45 0 Галимова Диана.

Охарактеризовать персонажа Герасима из сказки Муму Тургенева по этому плану

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:20 0 Токорева Алина.

СОЧИНЕНИЕ (250 слов) ИСТОРИЯ РОССИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ A.C. ПУШКИНА и М.Ю. ЛЕРМОНТОВА • Вступление(во

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:19 0 Плужников Данил.

Поможіть пж українська мова

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:19 0 Филатов Алексей.

1.Афиняне обвинили его в гибели мальчика: А.Минос Б.Дедал В.Икар2.Околенко –это…А. оконная рама Б.

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:32 0 Осташко Кристина.

50 баллов! Актуален ли Чацкий сегодня?

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:32 0 Мамедов Омар-Хаям.

Сопоставьте произведения Н.В. Гоголя «Шинель» и Ф.М. Достоевского «Бедные люди» по проблематике, по

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:30 0 Абдусалимов Юсуф.

раздели сказку на композиционные части Составь и запиши план (сказка Зимовье зверей)СРОЧНО НУЖНО за

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:30 0 Гусева Даша.

Перечислите обитателей крепости «капитанская дочка»

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:26 0 Шишкина Анжелика.

(100 балов )»Рoмантична втечa гepоя» (пo мoтивам прoчитaных poманов: «Евгeния Онeгина», «Геpoй нaшeг

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:26 0 Ивтушенко Мария-Ивановна.

Письменно ответьте на вопрос»Почему этот год был счастливым для Герасима?»Объём 0,5-1 стр.

Ответов: 1

Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов» Батюшкова (2 вариант)

После ряда жизненных неудач молодой поэт Константин Николаевич Батюшков пишет элегию «Есть наслаждение и в дикости лесов», воспевающую уединение. В основе ее – мотивы поэмы Д. Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда».

Стихотворение написано летом 1819 года. Его автору в эту пору 32 года, он пережил множество испытаний: отчуждение отца, а затем и смерть родителя, безответную любовь, проблемы по службе. Его хрупкое душевное равновесие было нарушено, все чаще он предавался мрачной меланхолии. Получив выхлопотанное друзьями приглашение в Италию, он сперва даже хотел отказаться, не ехать. Затем все же согласился – и не пожалел. Впрочем, со временем тоска, теперь уже ностальгического свойства, вернулась. По жанру – пейзажная зарисовка с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, деление на строфы отсутствует. Лирический герой – сам автор. Лексика возвышенная. Это произведение – вольный перевод строфы из «Чайльд-Гарольда». Поэт пишет его в Италии. Начинает он с описания щедрой южной природы: приморский брег, говор валов, первозданность леса. Затем герой признается: я ближнего люблю, но… Если люди тревожат ему душу, то природа – лечит. С ней он может быть самим собой, более того, может забыть и прошлые горести, и собственные заблуждения, вновь стать ребенком с чистым сердцем. Ей адресовано ласковое единственное восклицание: для сердца ты всего дороже! Он одушевляет природу, зовет ее владычицей. «И то, чем был», «есть»: анафора. Он судит себя строго: что в юности, что сейчас, «под холодом годов» (метафора), К. Батюшков собою недоволен. Метафора «в чувствах оживаю» имеет отношение и к поэтическому вдохновению. Известно, что поэт временами не писал. Волнующие душу переживания от созерцания величия, гармонии и таинственности природы он едва может выразить человеческим языком. Но и «молчать об них» — не в силах. Градацией, параллелизмом отмечена череда первых строк: наслаждение, радость, гармония. Олицетворение: говор (голос). Бесхитростное признание в любви к ближнему (библейская аллюзия). Композиционный стык в финале, выраженный через дважды повторенное отрицание: не знает, не знаю. Это разговор один на один, беседа без свидетелей.

Лирика Константина Батюшкова предвосхитила появление романтизма в традициях русской классической поэзии. Его задумчивые элегии восхищали Александра Пушкина, им он порой подражал в период юношеских поэтических опытов.

Тропы и образы

Мандельштам, знавший и ценивший поэзию Батюшкова, упоминает в стихотворении мотивы, имевшие значение именно для него.

Образ Батюшкова в первой строфе Мандельштам рисует с помощью эпитетов (нежный, гуляка). Волшебная трость (эпитет) – это и создание образа элегантного молодого человека (дальше появляются светлые перчатки на холодных руках), и некая волшебная палочка, позволяющая Батюшкову ожить для лирического героя, прогуляться во времени и пространстве.

В первой строфе возникают поэтические мотивы розы и Дафны (романтическое имя, встречающееся у Батюшкова). Исследователи отмечают, что эти мотивы вместе возникают в стихотворении Батюшкова «Источник»: лирический герой у источника в пустыне, возле которого растёт роза, целует девственную Зафну (возможно, Мандельштам перепутал имена), чьи губы тоже подобны розе. В первой же строфе Батюшков показан как человек, наслаждающийся жизнью.

Во второй строфе с помощью эпитетов противопоставляются состояния поэтов 19 и 20 веков. У Батюшкова холодная рука в светлой перчатке, а у лирического героя рукопожатие с лихорадочной завистью. Мандельштам ревниво относился к своим стихам, поэтому лирический герой завидует Батюшкову, который уже обрёл славу, проверенную временем.

В третьей строфе лирический герой характеризует поэзию Батюшкова как изгибы звуков и говор валов (метафора и олицетворение). Олицетворение «говор валов» — образ Батюшкова из стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов».

Четвёртая строфа полна абстрактных образов, которые, с точки зрения Мандельштама, характеризуют стихи Батюшкова: мученье, богатство, стихотворство, братство. Всё это заключено в стихах поэта 19 в. и стало приобретением лирического героя в веке 20. Метафоры шум стихотворства и колокол братства указывают на деятельную природу стихов, их звучание и воздействие. Неологизм гармонический проливень слёз – это метафора того, какой эффект производят стихи Батюшкова.

В пятой строфе – ответ истинного поэта. Он не привык к величаньям. Метафора стихов виноградное мясо — характеристика поэзии как таковой – парадоксальной, сочной, насыщающей, освежающей. Перифраз «оплакавший Тасса» напоминает о стихотворении Батюшкова, вы котором он пытается понять чувства человека, умершего в день, когда его должны были почтить лавровым венком.

Перифраз в четвёртой строфе, косноязычный, — намёк на безумие Батюшкова, в результате которого он утратил способность логично изъясняться, в том числе и в стихах.

Метафору и сравнение последней строфы трудно понять. Возможно, кровь — это квинтэссенция поэзии, которая как будто приходит из вечных снов, из каких-то первообразов, а потом переливается из стакана в стакан (из сосуда в сосуд, от человека к человеку). Так с помощью ясных материальных образов Мандельштам рассуждает о сути поэзии. К тому же Мандельштам разрушает здесь фразеологизм «переливать из пустого в порожнее», наполняя его новым смыслом: наполнение может быть и нематериальным, но от этого не менее важным. Этот приём часто встречается у акмеистов.

Образ переливаемой крови, как отмечают исследователи, может быть связан с тем, что у Батюшкова, как говорили в начале 18 века, «бурлила кровь» (поднималось артериальное давление). В те времена гипертонию лечили кровопусканием.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Размер и рифмовка

Стихотворение написано тем же размером, что и «Источник» Батюшкова – четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама

  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама

  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама

  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Батюшков»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

Основная идея

Главная мысль произведения «Батюшкову» очевидна: Мандельштам говорит о преемственности поколений в искусстве и указывает на истоки своего творчества. Не зря он употребил много отсылок на стихотворение Батюшкова «Источник». В нем автор указал на источник своего вдохновения

А Мандельштам сделал то же самое: он обратил внимание читателя на ту поэзию, которая вдохновила и научила чему-то именно его. Так он углубляет наши познания в лирике и призывает читателя расширить свои представления о поэзии, обратившись к истокам

Автор выражает свое восхищение творчеству знаменитого поэта. Лирический герой очень хочет уловить ту природу поэзии, которую смог найти Батюшков.Ему даже завидно, что не он стал автором некоторых работ Батюшкова. Но обращение к творчеству этого одаренного человека помогает Мандельштаму найти свой стиль и свои авторские приемы. Поэтому он благодарен своему другу, которому охотно пожал бы руку, будь они знакомы. Таков смысл стихотворения «Батюшкову».

Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Элегия»

Для Евгения Абрамовича Баратынского путь к творчеству был тяжелым и тернистым. Выходец из обеспеченной, аристократической среды – казалось, все дороги перед ним открыты и ждет его хорошая должность, высокий чин и безбедное будущее.

Выгнанный за невинную юношескую шутку из Пажеского корпуса, Евгений Баратынский навсегда потерял возможность поступить на государственную службу, а в военном деле мог претендовать лишь на звание рядового.

Юноша испытал на себе и раскаяние, и муки совести. Тогда, чтоб как-то искупить свою провинность перед семьей Евгений решается на отчаянный шаг и вступает в Егерский полк. В течении девяти лет, будущий поэт познавал солдатскую жизнь, там же, на службе родились и первые его сильные стихи.

Полк в котором служил Баратынский каждое лето прибывал в Санкт-Петербург для несения караула. Именно в столице огранился алмаз таланта великого поэта. Здесь он знакомиться с выдающимися литераторами того времени, начал бывать на литературных чтениях и нашел верных и преданных товарищей, к воспоминаниям о которых и возвращает нас стихотворение «Элегия». Евгений Абрамович был крепко дружен с Дельвигом, Рылеевым, Кюхельбекером, Бестужаевым и Пушкиным.

В среде молодых поэтов того времени было принято писать лирические стихотворения в жанре «элегия». И ни у кого так не получалось передать в лирике столько образов, мыслей и чувств, как у Евгения Абрамовича Баратынского. Друзья отмечали необычайную философичность, чувственность и психологичность его произведений.

Пушкин прозвал его «Гамлет-Баратынский» и полностью охарактеризовал творчество поэта в своем романе в стихах «Евгений Онегин», назвав его «певцом пиров и грусти томной».

Ключевыми в творчестве Евгения Баратынского стали элегии «Ропот», «Разуверение», «Поцелуй», «Признание».

«Элегия» Баратынского — это, в первую очередь, философские размышления автора бы дружбе, скоротечности времени, разочаровании и распаде. Но в то же время данная элегия хранит в себе и теплоту прежних чувств, сожаления об утраченном нежном друге, который будет в бесчувственном забвенье глядеть на зыби синих волн.

И сам поэт будет с тоской, но в то же время, с облегчением смотреть в даль своих минувших дней, на то как уплывает и растворяется в памяти давно отбывший дружний челн.

Образы и символы

Стихотворение «Батюшкову» пронизывают мотивы, связанные с образом знаменитого поэта-романтика. Центральное место в произведении занимает, конечно же, образ Батюшкова. Вторая строка стихотворения указывает на то, что Мандельштам бережно хранил прижизненный томик стихов поэта. Он повсюду брал его с собой. Эпитет «нежный» указывает на хрупкость книги: она требовала особого обращения.

Также в произведении читатель может встретить образы розы и Дафны, позаимствованные из репертуара поэта-романтика.

По мнению многих исследователей, данные мотивы были характерны произведению, написанному Батюшковым, под названием «Источник». В четвёртой строфе автор использовал множество абстрактных образов, которые свойственны произведениям Батюшкова (богатство, мученье, братство, стихотворство).

Особенно заметным в произведении является образ переливаемой крови. По версии многих литературоведов, благодаря этому образу Мандельштам намекнул на то, что у Батюшкова часто поднималось артериальное давление. Как известно, в тот период времени для лечения гипертонии использовали кровопускание.

Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» написано летом 1819 года в Италии, куда Батюшков отправился принимать дипломатическое назначение, и навеяно прекрасными морскими пейзажами и яркими образами этой южной страны.

В рамках стихотворения Константин Николаевич воспевает вовсе не уединение. Напротив, в общении с людьми он всегда находил спасение от душевной тоски и предчувствия грядущей болезни. Но поэт чувствует умиротворение, истинное наслаждение и в единении с природой. Ее удивительная гармония помогает сбросить груз пережитого, успокаивает его, примиряет с действительностью, придает силы творить, оживляет чувства – «тобою в чувствах оживаю». Олицетворенная душа поэта оказывается в противоречивой ситуации – когда невозможно говорить и невозможно молчать: чувства переполняют ее.

Поэт использует следующие выразительные средства:

  • анафору – «Есть наслаждение…, есть радость … и есть гармония…», при помощи которой поэт отражает всю полноту жизни;
  • метафоры – «дикость лесов», «говор валов (волн)», «холод годов» – позволяют сделать текст более емким и впечатляющим;
  • эпитеты – «пустынный бег», «стройные (ясные) слова» – способствуют созданию соответствующих образов;
  • симплока (повторение начальных и конечных слов в смежных фразах при разной середине или разных начале и конце) – «…ты, для сердца ты …дороже» – позволяет сделать акцент на ключевом слове – местоимении «ты», то есть природе;
  • обращения «природа-мать» и «владычица» говорят о том, что поэт обожествляет красоту окружающего мира, признает ее приоритет и безусловную власть над собой;
  • риторическое восклицание – «… ты всего дороже!» – высвечивает истинные ценности автора;
  • старославянизм «брег» придает повествованию строгую торжественность;
  • синтаксический параллелизм – «и то, чем был, …и то, чем стал» – характеризует степень и длительность воздействия на поэта красоты окружающего мира – поэт подвержен ему всю свою сознательную жизнь;
  • контекстные антонимы – «был (моложе) – стал (под холодом годов)»;
  • олицетворения – «душа не знает слов», «говор валов» – попытка создать все понимающего собеседника;
  • эллипсис – «как молчать – (я) не знаю».

Стихотворение написано просто и искренне. Понимая, что поэзия – это чувства, образы, а не слова и не рифмы, поэт старается быть с читателями предельно откровенным, и произведение приобретает исповедальный характер.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: