Популярные темы анализов
- Александрова Александрова Зинаида является детским поэтом и автором более 70 произведений. Её произведения печатаются в хрестоматии, создают музыку, переиздают в других редакциях.
- Суриков Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.
- Анализ стихотворения Брюсова Быть без людей Как иногда бывает необходимо человеку побыть одному, отдохнуть от общения с людьми привести свои мысли в порядок и просто пополнить свои силы. Особенно это хорошо проводить на природе, в ее безмятежной, упоительной тишине,
- Анализ стихотворения Фета Зреет рожь над жаркой нивой Серебряный век. В этот период были написаны самые яркие стихотворения и именно в это время жили одни из самых известных писателей. Во второй половине, все великие поэты боролись между собой. Были два направления: «Натуральная
- Северянин
Вариант №2
Это знаменитое стихотворение Батюшков Константин Николаевич создал в 1811—12 годах. Тогда он жил в Хантаново.
Стих «Мои пенаты» повлиял на установление отличительных черт в жанре стихотворного послания в поэзии россиян. Ведь друзья автора, которым адресовано стихотворения, Жуковский и Вяземский, тоже написали ответные стихи Батюшкову. Они создали их с помощью трёхстопного ямба. Эти стихи воссоздают атмосферу лёгкого приятельского общения. Аллюзии на строки этого произведения можно найти в опытах юного Пушкина.
В первых строках стихотворения создаётся главная антитеза произведения. Непритязательный быт и спокойная жизни сравниваются с постоянными хлопотами о карьере придворных вельмож. Тёмный и тесный, но уютный дом эпикурейца описан с особенной любовью. Для воспевания его особенностей поэт постоянно применяет лексические средства с упоминанием скромной обстановки дома. Герой весьма рад тому положению, в котором находится. Ведь он пребывает в идеализированном месте. Герой весел, его любят. А ещё он чувствует, что наполнен творческой мощью.
Сочетание реалистических элементов с атрибутами античной мифологии—очень важная примета художественного мира этого произведения.
В стихах есть любовные сцены. В них присутствует условный женский образ. Любимую лирического героя зовут Лила. Именно там можно прочесть особые строфы. Они посвящённые тем богам, которые покровительствуют талантам. Обращения к поэтам-современникам начинается с обращения к Державину. Этот поэт охарактеризован словами «парнасский исполин». Батюшков также сравнивает его с величавым лебедем. Во множестве интонаций, а также стилевых решений лирический герой видит несомненное преимущество его творений. Кроме Державина, Константин Николаевич воспевает ещё 8 авторов. Каждому из них воздаются похвалы.
Герой обращается к лирическим адресатам, любимым товарищам, а также другим читателям. Он призывает их к наслаждению всеми доступными радостями. Эпикурейца не мучают мысль о неминуемой смерти. Ведь, по его мнению, не нужно оплакивать тех, кто познал счастье.
Анализ стихотворения «Мои пенаты» Батюшкова (2 вариант)
Восхищение жизнью и молодостью вносит Батюшкин в русскую поэзию. Это и проявляется в стихотворении «Мои пенаты» написанное автором в период 1811-1812 годов. Вдали от Петербурга у Константина Николаевича появляется ностальгия по жизни, которая была в большом городе, и он начинает писать стихотворение с обращением к литераторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении есть и другие имена, но Батюшков обращается к этим авторам. Это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4.
«Мои пенаты» — проявило значимую роль в развитии жанра «дружеского послания». В произведении большое количество отсылок к древнегреческой культуре, философские мотивы и древнегреческие мифологические образы. Создается некое «двоемирие», где воплощаются античные образы и детали, показывающие настоящую жизнь в деревне. Для создания деталей античного мира используется мифологемы, которые начинаются уже с названия: Пенаты — в мифологии Древнего Рима боги-хранители домашнего очага.
Автор использует вольную рифмовку, т.е. смешение различных схем рифмовки, стихотворение не делится на строфы. По структуре оно подразделяется на 5 разных частей
В первой части поэт говорит о неприятии к роскоши, акцентирует внимание на том, что ценности не в комфорте и лоске. Лирическим героем, который живёт в бедности и аскетизме, автор отображает своё сознание
Вторая часть, это противопоставление деревенского мира и мира людей, которые привыкли к богатству. В третей части появляется мир самого поэта, его представления. В четвёртой части вновь возникает противоречие светской жизни и духовного мира поэта. Душа лирического героя освободилась от противоречий и в ней царит любовь, дружба и счастье. В последней пятой части Батюшков обращается к Жуковскому и Вяземскому, к тем кому и было адресовано само стихотворение.
Переходя к основной мысли произведения, важно отметить, что автор доказывает истинную радость жизни в обыденных вещах. Главной ценностью Батюшков считает любовь и творчество
Счастье поэт находит только там, где есть покой и мир. Именно в этой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение.
Ранняя лирика Константина Батюшкова — образец художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком и внутренней гармонией. Поэт создал идеальный образ жизни.
Жанр, направление и размер
Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.
Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.
Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.
Отличительной чертой Батюшкова является правдивость повествования: «Живи, как пишешь и пиши, как живёшь. .. ».
Темы и проблемы
- Философская тема. Лирический герой ведёт некий спор с «толпой» эпикурейцев, пытаясь доказать то, что истинные ценности жизни не в комфорте и лоске, а в любви, дружбе, творчестве.
- Тема творчества. Лирический герой — поэт, живущий в бедности и аскетизме. Именно такой герой и отображает авторское сознание. Необходимо жить умеренно и скромно, только тогда муза придет в дом и покажет путь достижения самых смелых целей. Никто не должен отвлекать творца, он обязан думать о высоком своем предназначении, а не смаковать роскошь.
- Тема дружбы. Только поддержка близких по духу людей может обеспечить творческий подъем, вырвать поэта из тяжелых дум, направить его на правильный путь.
Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.
- На первой ступени стоят боги и музы. Они — символ аргументированной праздной жизни, к которым нет возражений, ведь они выше обычного человека, они покровители и владыки.
- 2 ступень — античные поэты, представители ничем необъяснимого роскошного и шикарного образа жизни. Лирический герой не пытается говорить о каких-либо пороках Горация и Пиндара, он лишь рассуждает о том, что ему такая судьба попросту не нужна.
- 3 ступень – русские литераторы и главные герои одновременно — Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский. Для лирического героя мир русского литературного общества более близок, чем мир античности. Если в прошлом он видит много комичного — «тупой меч» для боя, рваные одежды, то в обществе друзей, кому и посвящено стихотворение, ноты комизма отсутствуют.
Анализ стихотворения Мои пенаты Батюшкова
Переход от темы к теме показывает внутреннюю динамику поэта, который стремится своим настроем, отношением к окружающему миру показать, что для него важнее в жизни. Свой деревенский обычный дом он называет без стеснения простым («мил шалаш»), при этом не признает роскошь городской обстановки. Автор стиха не исключает связи с прекрасной барышней, которая становится для него источником вдохновения. Не отрицает К. Н. Батюшков и роли природы в своей жизни. Он проводит параллель между своими нежными чувствами и птенцами в гнезде, вспоминает утро, родные поля. Дальнейшее развитие происходит благодаря обращению к древнегреческой культуре, древней мифологии. В стихотворении привычные деревенские предметы обихода изображаются в сопровождении различных образов, связанных со временами античности. Основная мысль, в которой автор убеждает читателя состоит в осознании того, что богатство внутреннего мира человека несравнимо ни с какими материальными благами.
С огромным уважением автор относится к известным выдающимся личностям того времени. Среди них Карамзин, Вяземский, Жуковский. Они представлены достойными друзьями, поэтому тема настоящей дружбы занимает в произведении не последнее место. Подобные отношения для лирического героя бесценны.
В стихотворении Батюшков развивает философскую мысль о скоротечности и вечности, о том, что каждый имеет право по-своему относиться к ним. Автор произведения желает донести до читателя мысль о том, что опыт показывает – в жизни нужно ценить самое дорогое, что касается прошлого. Именно оно может доставить истинное ощущение счастья и умиротворение.
Анализ стихотворения Батюшкова “Вакханка
Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и повестях, посланиях, баснях. Важнейшей особенностью легкой поэзии Батюшков считал стройный, ясный, гибкий слог, совершенство и чистоту
выражения мысли.
Главным шедевром, написанным Константином Николаевичем в вышеназванном жанре, считается стихотворение “Вакханка” , созданное в 1815 году. В нем античные мотивы органично переплетаются с традицией французской эротической поэзии. При создании произведения автор опирался на девятый эпизод поэмы “Переодевание Венеры”, принадлежащей перу Парни. В нем описывается любовное приключение богини. Согласно сюжету, она переоделась вакханкой и с легкостью завоевала сердце юного пастуха Миртиса. Батюшков существенно меняет первоисточник. Галантный эпизод он преобразует в торжество языческой
страсти. Вместо Венеры у него действует настоящая вакханка. Преследует ее не пастух, а участник праздника Эригоны. Скорей всего, имеется в виду ежегодный праздник вина, проводившийся в Афинах. Он был посвящен Икарию, первому человеку, научившемуся делать популярный алкогольный напиток, и его дочери Эригоне, соблазненной Дионисом.
У Парни история рассказывается в статике. В стихотворении Батюшкова бал правит динамика (нимфа бежит легче серны молодой, жрицы Вакховы мчатся). Кроме того, произведение русского поэта отличается живописной красочностью и пластической рельефностью. Пушкин, высоко ценивший творчество Батюшкова, считал, что “Вакханка” Константина Николаевича получилась живее оригинального текста, лучше его.
В зарисовку на тему античности поэт вводит славянизмы – ланиты (щеки), ризы (одежда), нагло (в значении “быстро”). Впрочем, не пренебрегает автор и древнегреческими реалиями – тимпан (ударный музыкальный инструмент), Эвр (божество восточного ветра), нимфа (олицетворение живых стихийных сил).
Батюшков оказал огромное влияние на развитие русской поэзии. По мнению Белинского, без творчества Константина Николаевича, Пушкин не явился бы таким, “каким явился действительно”.
Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»
Стихотворение «Мои пенаты» было написано К. Батюшковым в 1811 году. Первоначально его опубликовали в 1814 году. В это время поэт сходится с Н. Карамзиным. Стихотворение воспевает радость жизни, дружеских отношений, любви. Кредо поэта «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» находит свое выражение в стихотворении «Мои пенаты». Лирический герой стихотворения – поэт, который нашел свое пристанище в деревне в древнем доме. С первых строк читатель может понять, что такое жилище и жизненный уклад особенно нравится лирическому герою. Благодаря этому можно сопоставить лирического героя и самого Батюшкова. Образ героя раскрывает отношение к миру, которое близко поэту. В образе поэта отображено и авторское самосознание.
В стихотворении создается так называемое «двоемирие», где существуют как античные образы, так и детали, рисующие реальную жизнь в деревне. Для создания античности автор прибегает к использованию различных элементов. Например «пенаты». Это боги, которые покровительствуют домашнему уюту.
В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков использует вольную рифму. Он смешивает несколько разных схем рифмовки и не разделяет стихотворения на строфы. Такая рифма четко выделяет дисгармонию происходящего.
По структуре стихотворение можно разделить на 5 неодинаковых частей. В первой части наблюдается образ жилища, которое тонко намекает читателю на неприятие лирическим героем любого проявления роскоши.
Вторая часть представлена как противопоставление мира деревенского и жизни богатых людей, которая полна излишеств и роскоши.
Третья часть стихотворения появляется духовный мир лирического героя Константина Батюшкова. Эта часть организована богатыми звуковыми средствами. Например, автор использует различные фонологические приемы, сочетает повторы с контрастом.
Четвертая часть стихотворения Константина Батюшкова снова рисует картину противоречия между светским обществом и душой поэта, которая наполнена миром. Внутренняя организация души лирического героя освободилась от всех противоречий и зла, теперь там только любовь, счастье и радость. Батюшков показывает преемственность культуры, ее непрерывность.
Ранний творческий процесс Батюшкова наполнен радостью жизни, любви. Поэт нацелен на то, чтобы показать читателю внутреннюю жизнь человека, его достоинство. Поэт в своих стихах сталкивает бедных людей и людей, которые гонятся за роскошью. Этим он показывает, что внутренний мир человека гораздо богаче всех земных материальных благ. Главной ценностью жизни Батюшков считает любовь и, разумеется, творчество. Счастье поэт сможет найти только там, где находятся покой и мир. Именно в такой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение. В своих пенатах поэт жаждет видеть только своих друзей и людей, которые поддерживают его внутренний мир.
Ранняя лирика Константина Батюшкова является образцом художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком, а также внутренней гармонией. Лирический герой поэта находится в постоянном развитии.
Анализ стихотворения Батюшкова «Переход русских войск через Неман» Анализ стихотворения Батюшкова «Надпись к портрету Жуковского» Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…»
Темы и проблемы
- Философская тема. Лирический герой ведёт некий спор с «толпой» эпикурейцев, пытаясь доказать то, что истинные ценности жизни не в комфорте и лоске, а в любви, дружбе, творчестве.
- Тема творчества. Лирический герой — поэт, живущий в бедности и аскетизме. Именно такой герой и отображает авторское сознание. Необходимо жить умеренно и скромно, только тогда муза придет в дом и покажет путь достижения самых смелых целей. Никто не должен отвлекать творца, он обязан думать о высоком своем предназначении, а не смаковать роскошь.
- Тема дружбы. Только поддержка близких по духу людей может обеспечить творческий подъем, вырвать поэта из тяжелых дум, направить его на правильный путь.
Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.
- На первой ступени стоят боги и музы. Они — символ аргументированной праздной жизни, к которым нет возражений, ведь они выше обычного человека, они покровители и владыки.
- 2 ступень — античные поэты, представители ничем необъяснимого роскошного и шикарного образа жизни. Лирический герой не пытается говорить о каких-либо пороках Горация и Пиндара, он лишь рассуждает о том, что ему такая судьба попросту не нужна.
- 3 ступень – русские литераторы и главные герои одновременно — Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский. Для лирического героя мир русского литературного общества более близок, чем мир античности. Если в прошлом он видит много комичного — «тупой меч» для боя, рваные одежды, то в обществе друзей, кому и посвящено стихотворение, ноты комизма отсутствуют.
В годы войны
В 1939 году на Карельском перешейке начались военные действия, и дети Репина покинули усадьбу, перебравшись в Хельсинки. Когда посёлок стал относиться к территории СССР, усадьба отошла в ведомство Российской академии наук. В 1940 году здесь открыли Дом-музей Репина. Однако просуществовал он недолго: через год из Пенатов срочно эвакуировали картины, рисунки, мебель и личные вещи художника – Ленинград готовился к блокаде.
Когда русские войска вернулись в посёлок Куоккала, обнаружилось, что усадьба сгорела. В 1944 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Репина, правительство приняло решение восстановить Пенаты ,как выдающийся памятник русской культуры, а посёлок Куоккала переименовать в Репино.
Несколько лет строители и работники музея искали материалы для восстановления здания. Использовались многочисленные фотографии, рисунки, картины и кинодокументы.
Пенаты восстанавливали более 10 лет:
- отстраивали дом
- собирали личные вещи и картины
- искали похожую мебель
В 1962 году музей открылся во второй раз.
Мастерская художника
Помещение, где работал Репин, называлось Зимней мастерской. Тяжёлые портьеры делили помещение на три части, и когда в Пенаты приезжали ученики художника, работая в отдельной части мастерской, они могли спокойно рисовать, не мешая учителю. Сам Илья Ефимович мог одновременно работать над несколькими картинами. В мастерской обычно стояло несколько мольбертов с укреплёнными на них холстами.
Над Кабинетом находился балкон со стеклянной крышей. Подняться на него можно было по лесенке. Эта пристройка являлась продолжением Зимней мастерской, но уже на открытом воздухе. С балкона виден парк и берег залива.
Из Зимней мастерской можно было подняться в Летнюю мастерскую с широким окном, которое выходило на север. Это помещение появилось в доме одним из последних, Репин построил его на месте открытой террасы, где он когда-то рисовал. Эту мастерскую гости Пенатов прозвали секретной, потому что вход в неё был запрещён. Просмотр картин всегда проходил в Зимней мастерской художника.
В настоящее время это помещение восстановлено, хотя детали его прежнего убранства не реконструировались. В стенах мастерской висят эскизы, наброски и рисунки.
На полках лежат:
- костюмы натурщиков
- копия запорожского знамени
- сабли
- ружьё
- сумки, которые использовались художником в картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану
История создания
Стихотворение «Мои пенаты» написано автором в период 1811-1812 годов, в это время уже достаточно зрелый поэт (на тот момент Батюшкова исполнилось 24 года) находился в имении сестёр, в Хантаново. Находясь вдали от Петербурга, Константин Николаевич все глубже тонул в чувстве одиночества, он начинает все чаще вспоминать просвещенную интеллигенцию большого города и литературные вечера в компании таких же, как и он поэтов.
Из-за переполняющих чувств, которые легко модно сравнить с лёгкой ностальгией, Батюшков и начинает писать стихотворение, обращённое к знаменитым авторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении присутствуют и иные имена, но Батюшков обращается именно к этим авторам, ведь это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4 личностям.
Жанр, направление и размер
Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.
Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.
Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.
Отличительной чертой Батюшкова является правдивость повествования: «Живи, как пишешь и пиши, как живёшь. .. ».
Темы и проблемы
- Философская тема. Лирический герой ведёт некий спор с «толпой» эпикурейцев, пытаясь доказать то, что истинные ценности жизни не в комфорте и лоске, а в любви, дружбе, творчестве.
- Тема творчества. Лирический герой — поэт, живущий в бедности и аскетизме. Именно такой герой и отображает авторское сознание. Необходимо жить умеренно и скромно, только тогда муза придет в дом и покажет путь достижения самых смелых целей. Никто не должен отвлекать творца, он обязан думать о высоком своем предназначении, а не смаковать роскошь.
- Тема дружбы. Только поддержка близких по духу людей может обеспечить творческий подъем, вырвать поэта из тяжелых дум, направить его на правильный путь.
Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.
- На первой ступени стоят боги и музы. Они — символ аргументированной праздной жизни, к которым нет возражений, ведь они выше обычного человека, они покровители и владыки.
- 2 ступень — античные поэты, представители ничем необъяснимого роскошного и шикарного образа жизни. Лирический герой не пытается говорить о каких-либо пороках Горация и Пиндара, он лишь рассуждает о том, что ему такая судьба попросту не нужна.
- 3 ступень – русские литераторы и главные герои одновременно — Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский. Для лирического героя мир русского литературного общества более близок, чем мир античности. Если в прошлом он видит много комичного — «тупой меч» для боя, рваные одежды, то в обществе друзей, кому и посвящено стихотворение, ноты комизма отсутствуют.
Анализ стихотворения Батюшкова «Радость»
Не секрет, что русская поэзия вплоть до начала 19 века находилась в упадническом состоянии. Стихосложение считалось развлечением аристократов, среди которых далеко не все могли свободно изъясняться на русском языке. Первая реформа в этом направлении принадлежит поэту Константину Батюшкову, который считается родоначальником литературного русского языка. Ему удалось облагородить простонародную речь и сформулировать основные каноны стихосложения, которых впоследствии придерживались многие русские литераторы, включая Пушкина и Лермонтова.
Тем
не менее, сам Константин Батюшков был довольно сильно подвержен влиянию зарубежной поэзии, увлекался переводами и неоднократно признавался, что восхищается творчеством своих европейских коллег. Один из них, Джамбаттиста Касти, даже удостоился стихотоврения-подражания, которое Константин Батюшков написал в 1810 году и назвал «Радость».
Правда, стоит учитывать, что в то время европейские поэты подражали своим древнегреческим и древнеримским предшественникам. Именно по этой причине стихотворение «Радость» представляет собой вариации на тему античности. Однако смысл этого произведения достаточно
глубок, он заключается в том, что сам автор идентифицирует себя как поэта и видит в литературном творчестве свое признание. День, когда пришло понимание своей избранности и уникальности, Батюшков считает самым радостным и светлым в жизни. Ведь именно тогда он понял, что ему «лиру тиискую камены и грации вручили с улыбкою». Звуки этой лиры, символизирующие строки стихов поэта, кажутся автору настолько прекрасными, что он чувствует себя «любимцем Кипридина», возлюбленным Филлиды и другом Пафоса в одном лице. Конечно же, в стихотворении Батюшкова присутствует определенная ирония, ведь, подражая Касти и всем вместе взятым античным поэтам, автор отдает себе отчет в том, что это не самый лучший путь для самовыражения. Тем не менее, Батюшков не может удержаться от того, чтобы не отдать дань уважения безупречному слогу своих предшественников. Ведь без их вклада в литературу не было бы и поэзии 19 века с ее блистательными авторами. Однако расцвет русской литературы еще впереди, и Батюшков интуитивно это понимает. Более того, он постепенно отрывает для себя всю прелесть стихосложения, испытывая при этом удивительный душевный подъем и радость творчества. Эти ощущения, по его мнению, сравнимы лишь с победой в любви, однако автор понимает, что ему предстоит венчание не с «девой стыдливой», а с музой, капризной и своевольной.
Батюшков мой гений — анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков — 3 ответа
Автор Ѝдик Лакисов задал вопрос в разделе Домашние задания
анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila SharukhiaСтихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта. В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность.
И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников.Элегия «Мой гений» написана в ином эмоциональном ключе.связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.
Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной.О память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.
В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология. Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы.
В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как «олицетворение внутренних сил и способностей» .
В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.
Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) . Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста.
Можно сказать, что «Мой гений» в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной.Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.
Первая часть посвящена «памяти сердца» , вторая — портрету «пастушки» , третья — «хранителю гению» .Первые две строки, задающие противопоставление «сердце — рассудок» , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.Центральная часть элегии — портрет «пастушки» — занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение.Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» — «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.
Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) — память сердца (начало текста) — моя пастушка (начало третьего четверостишия) — хранитель гений (начало последнего четверостишия) — любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) — печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.
Ответ от Евгений ПустыльникрррркОтвет от Елена ШипероваОтсюда:
ссылка
ссылкассылкаОтвет от 3 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. БатюшковОтвет от 3 ответа Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
История создания
Стихотворение «Мои пенаты» написано автором в период 1811-1812 годов, в это время уже достаточно зрелый поэт (на тот момент Батюшкова исполнилось 24 года) находился в имении сестёр, в Хантаново. Находясь вдали от Петербурга, Константин Николаевич все глубже тонул в чувстве одиночества, он начинает все чаще вспоминать просвещенную интеллигенцию большого города и литературные вечера в компании таких же, как и он поэтов.
Из-за переполняющих чувств, которые легко модно сравнить с лёгкой ностальгией, Батюшков и начинает писать стихотворение, обращённое к знаменитым авторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении присутствуют и иные имена, но Батюшков обращается именно к этим авторам, ведь это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4 личностям.
Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»
Стихотворение «Мои пенаты» было написано К. Батюшковым в 1811 году. Первоначально его опубликовали в 1814 году. В это время поэт сходится с Н. Карамзиным. Стихотворение воспевает радость жизни, дружеских отношений, любви. Кредо поэта «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» находит свое выражение в стихотворении «Мои пенаты». Лирический герой стихотворения – поэт, который нашел свое пристанище в деревне в древнем доме. С первых строк читатель может понять, что такое жилище и жизненный уклад особенно нравится лирическому герою. Благодаря этому можно сопоставить лирического героя и самого Батюшкова. Образ героя раскрывает отношение к миру, которое близко поэту. В образе поэта отображено и авторское самосознание.
В стихотворении создается так называемое «двоемирие», где существуют как античные образы, так и детали, рисующие реальную жизнь в деревне. Для создания античности автор прибегает к использованию различных элементов. Например «пенаты». Это боги, которые покровительствуют домашнему уюту.
В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков использует вольную рифму. Он смешивает несколько разных схем рифмовки и не разделяет стихотворения на строфы. Такая рифма четко выделяет дисгармонию происходящего.
По структуре стихотворение можно разделить на 5 неодинаковых частей. В первой части наблюдается образ жилища, которое тонко намекает читателю на неприятие лирическим героем любого проявления роскоши.
Вторая часть представлена как противопоставление мира деревенского и жизни богатых людей, которая полна излишеств и роскоши.
Третья часть стихотворения появляется духовный мир лирического героя Константина Батюшкова. Эта часть организована богатыми звуковыми средствами. Например, автор использует различные фонологические приемы, сочетает повторы с контрастом.
Четвертая часть стихотворения Константина Батюшкова снова рисует картину противоречия между светским обществом и душой поэта, которая наполнена миром. Внутренняя организация души лирического героя освободилась от всех противоречий и зла, теперь там только любовь, счастье и радость. Батюшков показывает преемственность культуры, ее непрерывность.
Ранний творческий процесс Батюшкова наполнен радостью жизни, любви. Поэт нацелен на то, чтобы показать читателю внутреннюю жизнь человека, его достоинство. Поэт в своих стихах сталкивает бедных людей и людей, которые гонятся за роскошью. Этим он показывает, что внутренний мир человека гораздо богаче всех земных материальных благ. Главной ценностью жизни Батюшков считает любовь и, разумеется, творчество. Счастье поэт сможет найти только там, где находятся покой и мир. Именно в такой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение. В своих пенатах поэт жаждет видеть только своих друзей и людей, которые поддерживают его внутренний мир.
Ранняя лирика Константина Батюшкова является образцом художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком, а также внутренней гармонией. Лирический герой поэта находится в постоянном развитии.
Анализ стихотворения Батюшкова «Переход русских войск через Неман» Анализ стихотворения Батюшкова «Надпись к портрету Жуковского» Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…»
Батюшков и Пушкин
Пушкин познакомился с Батюшковым в доме своих родителей ещё в детстве. В 1815 г. Батюшков даже посещал Пушкина в лицее. Пушкин уже знал стихи Батюшкова и высоко их ценил. Особенно часто они общались в 1817-1818 гг., на заседаниях общества «Арзамас». Пушкин среди других провожал Батюшкова в 1818 г. во время его отъезда в Италию. Поэзия Батюшкова раннего периода, насыщенная мотивами беспечной любви, дружбы, радости общения с природой, оказала сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Через много лет Пушкин посетил душевнобольного поэта в Грузинах под Москвой 3 апреля 1830 г. Предполагают, что именно впечатление от этой последней встречи отразилось в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума…». Батюшков пережил Пушкина почти на 20 лет, но остался для современников его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования. Пушкин ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии.
- < Назад
- Вперёд >