Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая)
В данном очерке предложен экскурс в жизненный и творческий путь А.А. Блока, отображены этапы его становления как выдающегося поэта-символиста Серебряного Века. С самого рождения и до последнего вздоха он боготворил Россию, восхищался русской природой, чутко реагировал на все общественно-политические события в стране, пропуская их сквозь призму своего мировосприятия и запечатлевая в произведениях. Красной нитью сквозь все творчество Блока проходит его, во многом, болезненная любовь к супруге – Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери известнейшего ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Ей он посвящает множество возвышенных стихотворений. Именно эта нежная привязанность помогала ему жить и творить. Читатель может ознакомиться с подробным анализом наиболее выдающихся стихотворений поэта, понять повод для их создания, проникнуться символичностью образов, красотой слога и величием замысла. Произведения классика русской и мировой литературы, определенно, заслуживают Вашего внимания!
Оглавление
- Библиографический очерк
- Ветхая избушка
- Сны
- Ворона
- Ты помнишь, в нашей бухте сонной…
- Россия
- О, я хочу безумно жить…
- Сумерки, сумерки вешние…
- Незнакомка
- Ночь, улица, фонарь…
- В ресторане
- На железной дороге
- Авиатор
- Балаган
- Белой ночью месяц красный…
- Девушка пела в церковном хоре…
- Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…
- Летний вечер
- Смятение
- Если только она подойдет…
- Я никогда не понимал…
- Как тяжело ходить среди людей…
- В фантазии рождаются порою…
- Дым от костра струею сизой…
- Мой любимый, мой князь, мой жених…
- Вися над городом всемирным…
- Похоронят, зароют глубоко…
- О, весна без конца и без краю…
- В ночи, когда уснет тревога…
- Моей матери
- Ты проходишь без улыбки…
- Его встречали повсюду…
- Твоя гроза меня умчала…
- Ветер принес издалека…
- Фабрика
- Мне снились веселые думы…
- О, как безумно за окном…
- Там неба осветленный край…
- Мой остров чудесный
- Коршун
Из серии: Классики за 30 минут
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
А. Блок
Все творчество А. Блока пронизано бесконечной любовью к Родине, к России. Детство поэта прошло среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России. Нежностью к «благоуханной глуши нашей маленькой усадьбы» дышат строки поэта при воспоминаниях в «Автобиографии». Дед А. Блока — А. Н. Бекетов — был ботаником, и они часто «часами бродили… по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции…»
Там неба осветленный крайСредь дымных пятен. Там разговор гусиных стайТак внятен.
Так еще в детстве великому поэту удалось испытать восторг перед необъятными просторами своей Родины и, возможно, именно тогда в его сердце зародилась искра понимания, что страна, владеющая такими несметными природными богатствами, неисчислимым количеством рек и озер, бескрайними лесами и полями, — поистине великая страна.
За снегами, лесами, степямиТвоего мне не видно лица. Только ль страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца?
Однако А. Блок в своем творчестве далек от идеализации родины, ведь ему близка и неброская красота России, ее убогие, монотонные и даже иногда скучные пейзажи, которые часто может увидеть путешественник, проезжая по деревням и селам.
Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
Родина — в сердце поэта, в его душе, поэтому его не смущают ни «избы серые», ни «расхлябанные колеи», ни виды «низких нищих деревень». А. Блок делится с нами самым сокровенным:
Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
В ранних стихотворениях А. Блока Россия предстает перед нами дремлющей или даже погруженной в глубокий сон. А в этом сне — то, что дорого каждому русскому человеку: загадки и тайны, старинные Предания и сказки, тонкая, но неразрывная связь с прошлым.
Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна… Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.
Со временем в творчестве Блока появляются мотивы пробуждения Родины ото сна, осознания ею собственной мощи и силы, веры в ее великое будущее. И это, прежде всего, связано с развитием промышленности.
Путь степной — без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер, — и вдругМногоярусный корпус завода, Города из рабочих лачуг…
Будучи поэтом-символистом, А. Блок и в картинах природы видел символы, тайну, предвестников будущего и хранителей прошлого. Поэтому пейзажи в творчестве поэта существуют не сами по себе, они не безличны, а передают переживания лирического героя, его тревоги:
Опять с вековою тоскоюПригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекоюТы кличешь меня издали!..
Часто природа предупреждает лирического героя о грядущих событиях — зачастую драматических. А понять ее может тот, кто привык общаться с миром, внимательно прислушиваясь к голосу птиц и ветра, языку неба, земли, воды:
Осенний день высок и тих, Лишь слышно — ворон глухоЗовет товарищей своих, Да кашляет старуха.
Олицетворяя природу родной страны, одухотворяя всю Русь, А. Блок хочет слиться с ней в единое целое, чтобы черпать силы и вдохновение в ее красоте, могуществе, бескрайних просторах и великих богатствах. Поселяя в своем сердце образ Родины, поэт мчится вместе с ней к светлому, счастливому будущему, не боясь опасностей и препятствий:
Анализ стихотворения Блока «Похоронят, зароют глубоко…»
В 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока, потеряла ребенка, рожденного от другого мужчины. Этот год стал переломным в судьбе поэта, который вдруг остро почувствовал, что юность с ее безрассудными поступками осталась в далеком прошлом, и теперь он уже ощущает за своей спиной дыхание смерти. Вряд ли Блок знал о том, что ему самому судьбой отпущено не так уж много времени. Однако именно с этого момента тема смерти стала все чаще и чаще проскальзывать в его произведениях, являясь своеобразным напоминанием о том, что в этом мире нет ничего вечного и незыблемого.
В 1915 году поэт публикует стихотворение «Похоронят, зароют глубоко…», в котором продолжает рассуждать на тему жизни после смерти. Являясь человеком глубоко верующим, поэт все же сомневается, что после отделения души от тела человек словно бы переходит в иной мир, продолжая все чувствовать, слышать и видеть. Тем не менее, он воссоздает картину своей собственной смерти, предрекая, что холмик на его могиле зарастет зеленой травой, и однажды он услышит, что «на земле где-то дождик идет».
Загробная жизнь представляется Блоку неким пробуждением от сна. Но при этом другая реальность лишена той радости и полноты бытия, которую мы испытываем ежедневно. Автор отмечает, что ему останется лишь по шуму дождя определять время года. «Если не громко – там осень, если бурно – там, значит, весна», – предрекает поэт.
Столь мрачные и пессимистичные мысли неслучайны, так как Блок пытается найти в них утешение. После пережитых трагедий, которые случились на фоне обострения взаимоотношений с супругой, пот мечтает лишь об одном – забыться в глубоком сне, который у него ассоциируется со смертью. Это, по мнению Блока, позволит не только забыть все обиды и избавиться от душевных страданий, но и обрести некое умиротворение. Именно в загробной жизни все чувства и ощущения уходят на второй план, о чем так мечтает поэт. Ведь тогда можно будет вздохнуть с облегчением и порадоваться тому, что «от муки любви и разлуки упасла гробовая доска».
Смерть, по мнению Блока, несет не только мир душе и спокойствие, но и помогает абстрагироваться от повседневной суеты. Поэт мечтает об избавлении от жизни естественным путем, так как тогда, как ему кажется, у него появится довольно много времени на то, чтобы обдумать все то, что с ним уже произошло. Блок рассчитывает понять, «что под жизнью беспутной и путной разумели людские умы», научится отличать не только черное от белого, но и увидит все оттенки серого этой непростой жизни, которая становится для него настоящим бременем.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Выдержки из текста
Россия на рубеже двух веков еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней зреет предчувствие грядущего переворота, но люби к нему не готовы. Этот переворот окажет решающее влияние на творчество двух поэтов: С. Есенина и А. Блока. Каждый из них по-разному воспримет перемены. Если Блок будет всем сердцем «слушать музыку революции», то Есенин не отдаст милые лиры Октябрю и Маю.
I. Тема природы и Родины в творчестве А. Блока
«Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» (А. Блок — К. Станиславскому).
Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна.
Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со всем русским и жаждет обновления в столь тесной связи:
Так я узнал в своей дремоте
Страны родимой нищету
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В России для Блока «жизнь или смерть, счастье или погибель».
Цикл «Родина» (1907—1916). Раздумье о судьбе страны, ее прошлом, настоящем и будущем. Вместе с тем, любовь к Родине — чувство глубоко личное.
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?
(«Осенний день»)
Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет:
Александр Блок
* * *
Он занесен – сей жезл железный –
Над нашей головой. И мы
Летим, летим над грозной бездной
Среди сгущающейся тьмы.
Но чем полет неукротимей,
Чем ближе веянье конца,
Тем лучезарнее, тем зримей
Сияние Ее лица.
И сквозь круженье вихревое,
Сынам отчаянья сквозя,
Ведет, уводит в голубое
Едва приметная стезя.
3 декабря 1914
* * *
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца – взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие – не в лад – Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колес и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это – ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость – ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть – ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей…
1 сентября 1914
* * *
Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой – одни у валов.
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.
Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали́ несется волна.
А вблизи – всё пусто и немо,
В смертном сне – враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.
3 декабря 1914
* * *
З. Н. Гиппиус
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота – то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, –
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
8 сентября 1914
Похоронят, зароют глубоко…
Похоронят, зароют глубоко,
Бедный холмик травой порастет,
И услышим: далёко, высоко
На земле где-то дождик идет.
Ни о чем уж мы больше не спросим,
Пробудясь от ленивого сна.
Знаем: если не громко – там осень,
Если бурно – там, значит, весна.
Хорошо, что в дремотные звуки
Не вступают восторг и тоска,
Что от муки любви и разлуки
Упасла гробовая доска.
Торопиться не надо, уютно;
Здесь, пожалуй, надумаем мы,
Что под жизнью беспутной и путной
Разумели людские умы.
18 октября 1915
Коршун
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. –
В избушке мать над сыном тужит:
«На́ хлеба, на́, на́ грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
22 марта 1916
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Нe для дружб я боролся с судьбой.
Ты и сам был когда-то мрачней и смелей,
По звездам прочитать ты умел,
Что грядущие ночи – темней и темней,
что ночам неизвестен предел.
Вот – свершилось. Весь мир одичал, и окрест
Ни один не мерцает маяк.
И тому, кто не понял вещания звезд,—
Нестерпим окружающий мрак.
И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста,—
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста…
Было время надежды и веры большой –
Был я прост и доверчив, как ты.
Шел я к людям с открытой и детской душой,
Не пугаясь людской клеветы…
А теперь – тех надежд не отыщешь следа,
Всё к далеким звездам унеслось.
И к кому шел с открытой душою тогда,
От того отвернуться пришлось.
И сама та душа, что, пылая, ждала,
Треволненьям отдаться спеша, –
И враждой, и любовью она изошла,
И сгорела она, та душа.
И остались – улыбкой сведенная бровь,
Сжатый рот и печальная власть
Бунтовать ненасытную женскую кровь,
Зажигая звериную страсть…
Не стучись же напрасно у плотных дверей,
Тщетным стоном себя не томи:
Ты не встретишь участья у бедных зверей,
Называвшихся прежде людьми.
Ты – железною маской лицо закрывай,
Поклоняясь священным гробам,
Охраняя железом до времени рай,
Недоступный безумным рабам.
LiveInternetLiveInternet
Александр Александрович Блок
Там человек сгорел Фет
Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!
Афанасий Фет
Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.
Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.
У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.
Текст: pishi-stihi.ru
Похожие работы:
- Тема Родины в лирике А. Блока
- Реферат «И безвинная корчилась русь»
- Реферат «Основные модернистские течения в поэзии «серебряного века»»
- Курсовая работа «Тема войны в творчестве Симонова»
- Реферат «Тема Родины в лирике Лермонтова»
- Реферат «Тема родины в поэзии Есенина»
- Поурочный план по дисциплине право социальной защиты
- Курсовая работа «Военная тема в творчестве Твардовского»
- Реферат «Тема России в творчестве одного из писателей русского зарубежья»
- Курсовая работа «Своеобразие творческого пути поэта»
- Курсовая работа «Военная тема в творчестве Твардовского»
- Курсовая работа «Северный дневник»
- Курсовая работа по истории «Шаляпин»
- Курсовая работа «Жизнь и творчество Распутина»
- Реферат по литературе «Тема преступления и наказания в мировой литературе (на основе произведений У. Шекспира, Ф.М. Достоевского, Р. Брэдбери)»
- Курсовая работа «Мертвые души»
- Курсовая работа по машиностроению «Дизельный двигатель Д-245, устройство и ремонт»
- Ответы на билеты «Билет по СГА №21 по философии»
- Ответы на вопросы по концепции современного естествознания «Биосфера. Ноосфера. Человек»
- Дипломная работа «Своеобразие психологической прозы в творчестве По»