Бальмонт кто кого анализ. анализ стихотворений бальмонта

Константин бальмонт ~ безглагольность (есть в русской природе усталая нежность..) (+ анализ)

Композиция

Стихотворение «Золотая рыбка» состоит из 8 строф. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

  1. 1-я часть – это 1-я строфа, в которой автор знакомит читателя с происходящими событиями, с особенностями ландшафта. Всё вполне естественно, обычно. Нет предчувствия чего-то необычного.
  2. 2-я часть – это 2-я, 3-я и 4-я четверостишия. Данная часть начинает окутывать читателя волшебной дымкой. Уже самые обычные вещи не кажутся обычными. Все действия приобретают флёр таинственности: «кружились… опьянённые весной, бабочки…», «пруд качал в себе звезду», «гнулись травы гибко». Причём примечательно то, что последняя строка во 2-й и 4-й строфе «Золотая рыбка», что добавляет уверенности читателю в том, что действительно происходит что-то чудесное.
  3. 3-я часть – 5-я, 6-я и 7-я строфы, в которых волшебство ощутимо, в которых на глазах случаются чудеса. Никто рыбку не видит, но чувствуют её: «но от рыбки, от нее, музыка звучала», «золотая рыбка промелькнет… меж гостей улыбка», «и в сердцах любовь журчит, и весна смеется».
  4. 4-я часть – заключительная 8-я строфа, которая является выводом из всего случившегося. «…так светло и зыбко, оттого что там в пруду — Золотая рыбка» — эти строки наполнены радостью и надеждой, неописуемым чувством, которое заполняет всю грудь опьяняющим дымком, когда мы верим и даже знаем, что желаемое несомненно исполнится, когда мы этого очень ждём.

Структурный анализ стихотворения

Главное художественное средство, с помощью которого создается центральный образ стихотворения, — это развернутое олицетворение. Снежинка наделена человеческими качествами и способностью к чувствам, поэтому все действия, которые она совершает, укладываются в рамки олицетворения.

Композиция стихотворения кольцевая — первые строфы повторяются в финале, и этим во-первых, подчеркивается цикличность, круговорот живого в природе, во-вторых, замалчивается трагический финал жизни снежинки.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Размер — ямб с пропуском ударения в последнем слоге (пиррихием), рифма женская, точная. Женская рифма придает особую мягкость звучащим строкам, а музыкальность им сообщает звукопись — обилие сонорных «р», «л», «н».

Палитра автора светла и направлена на создание невинного, кристально чистого образа. Стихотворение неслучайно входит в сборник «Только любовь», ведь природа — это целиком любовь и жизнь, а художник — то зеркало, которое способно поймать и отразить прекрасное явление.

Анализ стихотворения «Я – изысканность русской медлительной речи» К.Д. Бальмонт.

1903 год. Выходит в свет сборник Бальмонта «Будем как Солнце». В нем впервые опубликовано стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи». К этому времени поэзия Константина Дмитриевича восторженно принимается читателями. Коллеги по поэтическому цеху считают его одним из лучших поэтов своего времени. Молодой Бальмонт – участник политических митингов, манифестаций. Ему близок дух революции. Он занимается переводами европейских поэтов, у них он учится нюансам стихосложения.

Жанр стихотворения – это творческий манифест, в котором поэт высказывается о характере и задачах своей поэтической деятельности, литературного творчества. Это произведение можно автопортретом.

Поэзии Константина Бальмонта присущи мелодичность, красота и музыкальность. Автор заявляет о себе как о живописце, творце слова. Произведение изобилует личным местоимением «я», многочисленными тире.
Что представляет собой первая строфа? Начальная строка звучит как афоризм. Во второй и третьей автор гордо превозносит себя: «другие поэты – предтечи». Предтечи – библейский образ, поэты прошлых эпох были для Бальмонта не только предшественниками, но и учителями. Создатель стихов говорит о том, что он сформировал нечто новое в поэтическом творчестве: «Открыл уклоны». Но произведения поэта-символиста не выходят за рамки классических литературных традиций, ведь он постигал науку стихосложения, переводя и читая великих поэтов прошлого. Четвертая строка строфы – прекрасный образец звукописи.
Неожиданно во втором четверостишье ритм меняется. Автор приводит в качестве постулата свое поклонение игре звука, света и тени.
Гимн природе, стихии заключен в третьей строфе. Бальмонта тяготят цепи материальной, плотской, вещественной сторон жизни, он пытается избавиться от них. В стихотворении отсутствует человек с его деяниями и потребностями. Сам автор представляется частицей мироздания, вне общества, границ и времени: «Для всех и ничей».

Где черпает вдохновение и мастерство поэт? Бальмонт отвечает: «У других отнимая». Прежде всего, у природы. Раскрывает секрет своего успеха и популярности: «Влюблен в себя и других».

Художественная выразительность создается при помощи:
• эпитетов: перепевные, нежные, многопенный, гневные;
• инверсии: переклички лесные;
• сравнений: как сон;
• перечислений;
• повторов;
• анафор;
• индивидуально-авторских эпитетов: разорванно-слитный;
• оксюморона;
• парадокса.

В стихотворении почти нет глаголов. Пейзаж передается условно, но при этом сохраняет земные черты. Поэт изящно играет приставками, употребляя слова: переплеск, самоцветные, самобытной.

Константин Бальмонт всю свою творческую жизнь стремился раскрыть тайны мелодичности русской поэзии, о чем свидетельствует его стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи».

Золотая рыбка

В замке был веселый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Легкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьяненные весной,

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели ее

Музыканты бала,

Но от рыбки, от нее,

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнет, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздается.

И в сердцах любовь журчит,

И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

Оттого что там в пруду —

Золотая рыбка.

*****

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Тема стихотворения — смысл жизни. Идея — быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием — аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.

В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей — «со вздохом погибшей души».

Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого

В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Тема стихотворения — смысл жизни. Идея — быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием — аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.

В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей — «со вздохом погибшей души».

Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого

В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

К. Бальмонт и символизм

Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.

Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Бальмонту»

Первое же стихотворение сборника «Золото в лазури» А. Белого посвящено знаменитому русскому символисту К. Д. Бальмонту. Собственно, оно так и называется – «Бальмонту». Именно этот поэт оказал наибольшее влияние на становление самого Андрея Белого. Даже название сборника – это дань уважения великому вдохновителю, ведь эта фраза является отсылкой к поэтическому циклу Бальмонта «Будем как Солнце».

Это произведение, как указано в сборнике, было написано в Москве в апреле 1903 года. Интересно, что именно в этом году поэт познакомился со своим кумиром. Стихотворение состоит из шести перекрёстно рифмованных четверостиший. Размер – анапест, причём неровный – в разных строках встречается то по две, то по три стопы.

«Бальмонту» представляет собой сложную, полную отсылок оду. Но не самому Константину Дмитриевичу, а скорее тому поэтическому образу, который был им создан. Протагонист в произведениях Бальмонта – это великое существо, подобное богам и стихиям; в стихотворениях он часто фигурирует как Поэт с большой буквы. Этот-то лирический герой и вызывает восхищение Андрея Белого. Именно о нём, как представляется, идёт речь в насыщенном символами стихотворении.

Первая же строфа встречает читателя необыкновенным пейзажем. Под пером талантливого поэта закат превращается в россыпь драгоценностей. Окрашенное тёплыми лучами солнца небо получает эпитет «золотистая даль», а облака автор уподобляет сверкающим рубинам, усиливая это сравнение рефреном. Здесь присутствует ещё одно сравнение – облака напоминают глыбы льда, которые тоже похожи на самоцветы с прозрачными гранями.

Но вот сияние заволокло туманом. Автор пишет, что душа сохранила печать прежнего великолепия. Этот образ можно истолковать так: человеческая душа обладает естественным даром чувствовать красоту, но под влиянием обстоятельств это свойство может ослабнуть или даже угаснуть совсем.

И вдруг появляется герой, способный напомнить людям об их родстве с мирозданием. Поэт называет его на «ты», вкладывая в его уста пламенный призыв:
Ты сказал: «Океан голубой,
ещё с нами, о братья!»

Это обращение содержит намёк на стихотворение К. Д. Бальмонта «Воззванье к океану», в котором тоже звучит мысль о единстве всего сущего, нерушимой связи человека и стихий.

Несмотря на сопротивление враждебных сил, охарактеризованных эпитетом «древний хаос» и ярким сравнением «луна, как фонарь», герой ведёт своё племя (эпитет «задумчиво грустные дети») к свету и чистому сиянию небес

Стоит обратить внимание, как поэт противопоставляет две силы. Опасность исходит от ночного светила, поэтому лунный свет окрашен зловещим красным цветом

Небеса (возможно, речь идёт о рае) же обозначены, как «голубеющий бархат эфира». Этот образ, несомненно, кажется более привлекательным и успокаивающим.

Таким образом, протагонист стихотворения напоминает о Данко или Прометее, т. е. о героях, показывающих затерявшимся в тумане людям верный путь и возвращающих надежду на счастье.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

«Осень», анализ стихотворения Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт — один из первых символистов в России, чье творчество стало эталоном для литераторов на рубеже XIX и XX веков. Пробуя все новые стилистики, Бальмонт приходит к романтизму и декадентству, но символы занимали в его творчестве особенное место.

Поэт считал, что именно с помощью символов возможно наиболее ярко и полно выразить излияние души, донести его до будущих поколений. Одно из стихотворений, написанных Бальмонтом в период расцвета его творческой славы, — это «Осень». Время создания — 1899 год.

«Осень» — это одно из тех произведений, где личные переживания автора и глубокий философский смысл переданы через описание пейзажа. Само стихотворение довольно лаконичное, начинается с описания леса, где поспевает брусника, дней, что становятся короче, птиц, с печальным криком улетающих в теплые края, что навевает грусть.

В произведении представлена картина увядающей жизни, поэтические строки исполнены печали и горечи предстоящей утраты. Это образ осенней хандры и меланхолии, что охватывает сердце и душу творца, художника, поэта, которые тонко чувствуют и воспринимают окружающий мир и события, происходящие в нем.

Первое четверостишье должно настроить читающего на определенный лад, подготовить к восприятию более значительной и важной информации, что хочет донести поэт. «Осень» написана на исходе XIX века

Это время исполнено тревожного ожидания грядущих перемен, революционными волнениями в народе, особенно среди молодых людей, студентов.

В стихотворении сквозит ностальгия по прежним временам, хотя Бальмонт сначала и приветствовал революцию. Поэт с любовью смотрит на улетающих за море птиц, словно бы предчувствуя и свою скорую эмиграцию из родной страны в чужие края. Старое уже не может жить, а новое еще не готово появиться на свет.

Само время года у Константина Дмитриевича ассоциируется с плачем, что весьма символично. Не только из-за дождливой погоды, присущей осенним месяца, но и из-за страны, расколовшейся на два враждебных лагеря осенним днем через 18 лет.

Строка «скоро осень проснется и заплачет спросонья» может истолковываться и как предчувствие грядущей опасности, беды, которая неотвратимо наступает, как и время года.

Жанр стихотворения — пейзажно-философская лирика. Произведение написано в двустопном анапесте, что придает строкам необыкновенную легкость и простоту.

Бальмонт не перегружает свое творение различными средствами художественной выразительности, не затмевая главный посыл его. Это тоже способствует поддержанию образа мнимой простоты «Осени», но и не умаляет точности передачи настроения и осеннего пейзажа.

Стихотворение содержит в себе три катрена (четверостишья), в которых используется метод перекрестной рифмовки.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
  • По произведению: «Осень(Бальмонт)»
  • По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Тема стихотворения — смысл жизни. Идея — быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием — аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.

В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей — «со вздохом погибшей души».

Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого

В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: