Экспресс-анализ стихов online
О программе
Экспресс-анализ стихов online — первая и единственная в своём роде программа, плод совместной работы стиховеда и программиста, научивших компьютер разбирать поэтические тексты и разбираться в том, в чём до недавнего времени мог разобраться только человек — специалист по стихосложению. Алгоритмы программы были разработаны на основе авторской концепции программного стихоанализа В.Онуфриева. Программа постоянно совершенствуется, добавляются новые возможности, исправляются ошибки и неточности.
Вопросы и ответыКакие стихи программа обрабатывает наиболее эффективно Программа рассчитана на анализ стихотворений, написанных в традиционных формах, классическими строфами и размерами. Вся классика русской поэзии должна анализироваться должным образом, так как именно на её шаблонах и разрабатывались основные алгоритмы программного стихоанализа. Трудности могут возникать со сложными строфами, а также с такими размерами, как: дольники, тактовики, акцентный стих и пр. Экспериментальные стихи также могут быть проанализированы не полностью или некорректно. Хочется надеяться, что со временем эти пробелы будут восполнены.
При анализе стихотворения были допущены ошибки
Программа не сможет полноценно проанализировать ваше стихотворение, если: — перед текстом вписано название стихотворения и/или его автор; — какое-либо слово не будет найдено в словаре; — в тексте допущены ошибки, в результате чего не будут распознаны слова. Например, опечатка «стобой» (вместо «с тобой») не позволит определить размер, так как такого слова не существует, и, соответственно, ударения в нём не будут определены. — в стихотворении присутствуют посторонние символы или цифры, засоряющие основной текст. — текст набран с двойными (или более) межстрочными интервалами; «Экспресс-анализ стихов online» работает в тестовом режиме («как есть») и не гарантирует 100%-ную точность вычислений. В русском языке миллионы слов и комбинаций, поэтому при обработке данных неизбежны некоторые ошибки и неточности.
Программа неправильно определяет размер
Вероятность ошибок при определении размеров стихотворения — и особенно сложных и нестандартных — достаточно велика. Максимально точно определить размер поэтического текста может только человек. По этой причине логика программы такова: если стихотворный размер не поддаётся вычислению или есть большая вероятность неправильных расчётов, то размер просто не указывается.
Программа неправильно определяет рифмовку
Такое может быть в т.ч. по причине неопределённости ударений в концевых рифмах, которые, собственно, и определяют тип рифмовки. Так, например, в рифме «своды-воды » программа не в состоянии самостоятельно выяснить правильное ударение в слове «воды» (вОды или водЫ ); По этой причине тип рифмовки может быть определён неверно или вовсе как «белые стихи» (свОды- водЫ ). Требовать же у пользователя уточнить правильное ударение в подобных словах по ходу вычислений нецелесообразно и кажется абсурдной идеей. Написание в словах буквы «е» вместо «ё » также будет препятствием при определении рифмовки (например, «твоем-голубом» не будет считаться рифмой). Тип рифмовки может быть определен неправильно и по причине нераспознанных рифмующихся слов, слов с ошибками или выходящих за рамки общей лексики.
Программа пишет «Некорректный текст» или другие подобные сообщения
Программа будет остановлена при попытке проанализировать тексты: — с очень короткими или очень длинными строками; — с прозаическими текстами или с текстами, не разбитыми на строки; — содержащими нецензурную лексику.
Экспресс-анализ стихов online.
Copyright 2012 Владимир Онуфриев.
Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» А.С. Пушкина
Все произведения А.С. Пушкина лиричны и наполнены живой мыслью и ярчайшими образами. Она состоит из лучших и добрых эмоций и чувств. Осенью 1835 года Александр Сергеевич создал стихотворное произведение «Вновь я посетил…», которое стало философским рассуждением. Это своего рода пример реалистического лирического произведения.
Известно, что тридцатые годы стали для великого поэта довольно сложными, но даже, несмотря на это, именно в этот период происходит расцвет его таланта, как лирика и поэта. В этот жизненный период он захотел уединиться от всего мира и, сославшись, на неотложные хозяйственные дела, уезжает в свое имение в Михайловском. Здесь и было создано его замечательное стихотворение «Вновь я посетил…». Его произведение перекликается с темами и других поэтов: Е. Баратынского, В. Жуковского.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Стихотворное произведение Пушкина «Вновь я посетил…» построено в виде лиричного и задумчивого монолога-размышления, в котором поэт говорит о местах, которые так близки ему сердцу, где он, находясь в ссылке, провел здесь целых два года. Вспоминает он и свою няню, но эти строки звучат печально, так как ее уже нет. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, поэтому поэт смотрит вокруг себя и замечает, что происходят перемены, которые касаются не только мира вокруг, но эти перемены происходят и в нем самом.
Свое стихотворное произведение Пушкин пишет пятистопным ямбом, но литературная рифма отсутствует. Таким способом он пытается показать, что его стихотворение — это размышления о жизни человека и его смерти. Композиционно стихотворение делится на пять частей. Каждая часть, кроме третьей начинается полустихом. И каждая часть, кроме второй, полустихом и заканчивается.
Несмотря на то, что все стихотворение связано одной главной мыслью, но у каждой части своя тема. Первая часть посвящена михайловской роще и возвращению в эти места самого поэта. Следующая часть — это память о любимой няне, о ее родном домике. Третья —это описание холма и озера, глядя на которые в памяти поэта всплывают берега, и волны. Четвертая глава посвящена молодой роще, где стоит одинокие три сосны. Пятая часть содержит обращение поэта к молодому поколению. Сюжет стихотворения повествует о времени, которое быстро исчезает, о том, как человек связан с миром природы, о том, что одно поколение сменяет другое. В стихотворение есть и поэтические мотивы: дороги, грусти и изгнанничества — «провел изгнанником», воспоминаний, утраты, перемен, обновления и молодость.
Природа в стихотворении необходима для того, чтобы показать образ лирического героя, его мысли, воспоминания и переживания. Лирический герой полностью отражает мысли поэта. Но это произведение Пушкина не только лирическое, но и глубоко философское. В нем Александр Сергеевич грустно показывает, что уходит прошлое, и на смену ему приходит «младое» и «незнакомое». Идея этого произведения состоит в том, что человек — это тоже часть природы, и их невозможно разделить. Основная тема этого произведения — это время, которое бежит без оглядки. И если меняется время, то, соответственно, меняется и сам человек.
Стихотворение «Вновь я посетил» написано в жанре элегии. При чтении ритм произведения таков, что возникает много внутренних пауз. Начало стихотворения с укороченной строки помогает создать впечатление того, что поэт продолжает тот разговор, который уже был когда-то начат. Рифма в стихотворном тексте Пушкина отсутствует.
Среди фонетических особенностей стихотворения «Вновь я посетил» передача поэтом различных звуков. Например, читатель может услышать шаги няни. Создается это при помощи аллитерации: «Уже старушки нет — уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Использует Александр Сергеевич и ассонанс: «вечор еще бродил я в этих рощах».
Поэт использует и различные художественно — выразительные средства речи. Так, «младая роща» — это олицетворение, которое превращает его в символ и молодого поколения. Эпитетов в тексте много: «убогий невод», или «кропотливого ее дозора», или «опальный домик» и другие. Это стихотворение имеет и свои лексические особенности. Так, в нем Пушкин для яркости и выразительности использует славянизмы: «младая», «главу».
Центральной темой стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» становится время, которое без жалости и сожаления бежит вперед, но оно-то и лишает человека самого ценного — свободы. Странно и то, что во всем тексте нет ни одного вопросительного предложения. Произведение Александра Сергеевича — пример его философской лирики, которое носит реалистичный характер. Но это стихотворение поэта при его жизни не печать не вышло.
5 класс
Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова
Анализ стихотворения «Зима» Сурикова
Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая
Анализ стихотворения «Россия» Блока
Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом» Фета
Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
Анализ стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете» Симонова
Анализ стихотворения «Весна» Плещеева
Анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер» Бунина
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
Анализ стихотворения «Города и годы» Дона Аминадо
Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой
Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева
Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова
Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилёва
Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
Анализ стихотворения «Берёза» Есенина
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока
Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского
Образ героя
Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой
Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета
В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная
Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь
Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.
План анализа стихотворения (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста).
Примерный план анализа стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)
Вступление.
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том. что даст человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Основная часть.
Восприятие.
Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения
Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, па звуковую и цветовую «палитру» стихотворения
Истолкование.
Ваша задача — выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть. выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название?
Какое настроение создаст? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?
2.0пределите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
З.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили ее во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.0пределите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
•лексические
(многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика. архаичная лексика, тропы и т.д.);
• фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс).
• словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы. приемы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
• морфологические
(обилие глаголов придаст тексту динамичность, обилие прилагательных — живописность: частиц, междометий — эмоциональность и т.д.):
• синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
• особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
б.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7 Сформулируйте идею стихотворения, определите свое отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение.
Должно содержать оценку
поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
Композиция
В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.
«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено
Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.
Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.
Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.
10 класс
Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
Анализ стихотворения «Расстались мы, но твой портрет» Лермонтова
Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета
Анализ стихотворения «Я помню время золотое» Тютчева
Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва
Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова
Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова
Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова
Анализ стихотворения «На заре ты её не буди» Фета
Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева
Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева
Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой
Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
Анализ стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Толстого
Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина
Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева
Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
Анализ стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина
Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского
Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
Анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье» Фета
Анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт» Полонского
Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева
Лексика стихотворения
Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.
Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.
Главная мысль
Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.
Стихи о дружбе
В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.
Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.
История создания «Зимнего утра»
В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация
Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?
Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.
11 класс
Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
Анализ стихотворения «Скифы» Блока
Анализ стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Цветаевой
Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский
Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
Анализ стихотворения «Холмы» Бродского
Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока
Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой
Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока
Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского
Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова
Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского
Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева
Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилёва
Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва
Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова
Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова
Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам
Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина
Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова
Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока
Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского
Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока
Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова
Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой
Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
Проблема выбора
Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.
Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.
Образ героя
Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой
Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная
В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная
Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны
Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.
Об авторе
Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.
Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.
Образ Денисьевой
Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.
Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний
Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной