Жизнь А. А. Фета
Как говорилось выше, А. А. Фет — поэт с нелегкой судьбой. Фет был сыном известного помещика А. Н. Шеншина. Но из-за того, что поэт родился за несколько месяцев до бракосочетания родителей — А. Шеншина и Шарлотты Фет — духовные власти посчитали, что маленький Афанасий не может быть наследником Шеншина. Ему дали фамилию матери и лишили прав на наследство.
Лишенный дворянского положения, А. А. Фет всю жизнь пытался его себе вернуть. Сначала он пытался заслужить дворянский чин путем военной карьеры, но вскоре поэт вышел в отставку. Затем он решил заняться сельской деятельностью. Фет женился и купил небольшое имение в Мценском уезде. Там он прожил около 17 лет, и там его застал приказ о возвращении титула дворянина.
Анализ стихотворения Фета «Как здесь свежо под липою густою…»
Фету удавалось создавать необыкновенные пейзажные стихотворения, наполненные яркими красками, запахами, звуками. Его картины природы настолько точны, настолько богаты на детали, что кажутся осязаемыми. В небольшой зарисовке «Как здесь свежо под липою густою…» (1854) изображен жаркий летний день. В анализируемом тексте перед читателем предстает постепенное расширение пространства. Сначала взгляд поэта сосредоточен на лирическом герое, нашедшем спасение от зноя в тени развесистой липы. Под деревом царит благословенная прохлада. Она способна дарить спокойствие и умиротворение. Герой словно уподобляется богатому шейху или фараону. Эта ассоциация возникает благодаря сравнению ветвей липы с тысячей душистых опахал.
Во второй строке происходит переключение. Фет оставляет героя под деревом, обращаясь к окружающему его пейзажу. Следующая картина – полная противоположность тому, что описано в первом четверостишии. Вне спасительной тени «сверкает воздух жгучий», слышится «снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон». Афанасий Афанасиевич очень точно передает атмосферу полуденного зноя, когда возникает ощущение, что даже природа застывает, будто погружаясь в сон.
Третья строфа – новый план. Теперь Фет обращает взор на небо, своды которого словно слегка подернуты дымкой. Медленно плывут волнистые облака. Их поэт сравнивает с мечтами спящей природы. В лирике Афанасия Афанасиевича нередко встречается подобный способ развертывания пейзажа – от узкого пространства к широкому, причем зачастую важнейшая роль отводится шири («неба своды») и дали («вдали сверкает воздух жгучий»).
В стихотворении «Как здесь свежо под липою густою…» Фет предстает внимательным наблюдателем и любителем природы. Он находит свою прелесть даже в жарком летнем полдне, который многим людям мог бы показаться изнуряющим, выматывающим и не приносящим никакого удовольствия. Лирический герой произведения пребывает в своеобразном оазисе. Укрытый роскошной листвою он получается возможность насладиться окружающим пейзажем, предаться спокойному созерцанию, позволяющему понять и почувствовать настроение природы. Безусловно, Фет обладал редким даром – способностью не только видеть то, что скрыто от глаз большинства, но и передавать увиденное, облекая его в стихотворную форму, подбирая точные образы, мастерски выстраивая композицию.
Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его творчество наполнено светом и гармонией. Он не стремился описывать политическую ситуацию, острые социальные проблемы, а кон темах любви, природы. Его считают достойным последователем Пушкина, который старался сохранить гармоническое восприятие мира, чистые созерцания природы и переживание прекрасных чувств.
Рассмотрим стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», которое относится к любовной лирике, а также описывает природу. Стихотворение имеет всего лишь 12 строк! Но даже несмотря на такой небольшой объем, автор смог передать все чувства, которые испытывают влюбленные.Все те эмоции, которые они переживают. Если разбирать стихотворение более подробно, то можно заметить, что в тексте отсутствуют глаголы. Однако, это не делает произведение неинтересным, скучным, оно остается подвижным, веселым благодаря определенным словам: колыханье, изменения, лобзания. Автор сохраняет всю чувственность, глубину, но при этом стихотворение наполнено положительными эмоциями.
В произведении передается то радостное состояние, в котором находится влюбленный человек. Вдохновение, счастье, которое переполняет его. Отсутствие глаголов помогает добиться некой гармонии, мелодичности, слова будто бы «льются» очень легко, их звучание прекрасно. Данное стихотворение можно условно разделить на несколько частей. В первой, которая составляет первое четверостишье, описывается первая встреча влюбленный, их еще робкие чувства. Во второй части, (соответственно, которая занимает второе четверостишье) автор описывает прекрасную ночь. Частое повторение слова тени придает некой таинственности. Третья часть представляет собой описание утра, слезы и расставание. Каждая строка показывает искренние эмоции, радость, которую испытывают влюбленные.
Когда читаешь это стихотворение кажется, будто ты находишься в каком – нибудь прекрасном месте, тебя окружает природа, свежий ветерок проносится мимо тебя и на душе невероятно ясно и тепло. Фету удалось изобразить чувство любви, как что-то чудесное, волшебное. Не даром его считают одним из лучших поэтов 19 века.
Основная мысль и композиция
Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:
- В первом ощущается чувство безысходности и смятения, лес окружает человека, он путается в своих эмоциях так же, как и в лесных тропах, будучи заблудившимся путником.
- Во втором это состояние продолжается, ветер бушует, но лирический герой, не веря своим ушам, неожиданно улавливает звук рога.
- В третьем настроение резко меняется, что выражается большим количеством восклицательных предложений. Эта часть — радостная и жизнеутверждающая. Настрой героя улучшается, он видит надежду, а прежние страхи и переживания теперь кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листы!»
По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой
Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя
Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.
Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений
Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Стихотворение Фета А.А. «Как здесь свежо под липою густою. »
«Как здесь свежо под липою густою. «
Как здесь свежо под липою густою -Полдневный зной сюда не проникал,И тысячи висящих надо мноюКачаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,Колебляся, как будто дремлет он.Так резко-сух снотворный и трескучийКузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,Как дымкою подернуты слегка,И, как мечты почиющей природы,Волнистые проходят облака.
Стихотворение Фета А.А. — Как здесь свежо под липою густою.
См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :
Какие-то носятся звуки. Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной ра.
Как красив на утренней заре (из Мерике) Как красив на утренней заре Птичий след по снегу на горе;.
Анализ 2
Большое количество авторов в своих произведениях, так или иначе, задевали тему красоты своей Родины, и Афанасий Фет не исключение. Однако есть то, что отличия поэзию Фета по отношению к природе от других авторов. Фет очень часто был максимально искренен в своих произведениях по отношению к остальным людям. И его поэзия не стала исключением. Хоть и прославляя красоты родной страны, показывая тем самым своё уважение и любовь, он, также рассуждая логически показывал все её недостатки, дабы читатель мог увидеть то, что всё не может быть идеально. Хорошим примером такого произведения послужит его стихотворение “Как здесь свежо под липою густою”.
В этом произведении автор начинает своё повествования со знакомства читателя с окружающей обстановкой, он как бы заполняет её, давая понять читателю, где он находится. Автор во всех красках описывает то, что он видит перед собой, и предлагает читателю также ознакомиться с данным прекрасным видом. Используя различные литературные тропы он даёт читателю всю полную картину, как художник наносит краски на холст. Он выражает своё восхищение такой простой атмосферой, которая царит под самым обычным деревом во время его цветения. Он может получить духовное удовлетворение именно в такие моменты, когда он один, его никто не может потревожить, и только он решает, что ему делать в тот или иной момент. Таким образом, автор создаёт в своём произведении ценность такого момента, показывает насколько человек должен ценить подобное, ведь даже в наше время, очень сложно найти такое место, в котором ты будешь отделён от всего мира, и почувствуешь настоящий покой.
Также в произведении автор говорит и о плохих сторонах своего положении, он выражает сожаление о своём одиночестве, показывает то, что он не хотел бы показывать и рассказывать кому-либо в реальной жизни, но готов рассказать об этом в своих стихотворениях и произведениях. Также через некоторые образы в стихотворении, он пытается осудить тот образ жизни, который ведут его соотечественники, отчего ему попросту стыдно называться их соотечественниками. Он выражает полное отрицания своего причастия к их культуре, хотя и не отрицает своей влюбленности в страну, в её историю, однако отнюдь не к тем людям, которые живут с ним в стране.
Несмотря на свою неприязнь ко всем аспектам, связанным с родной страной, Фет всё же говорит о том, что хоть и культура у страны в последнее время идёт на спад, однако Россия всегда была, и будет страной сильных людей, которые готовы бороться, и готовы преодолевать все невзгоды, дабы прийти к общему светлому будущему.
Анализ стихотворения Как здесь свежо под липою густою по плану
Тема
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «все гудёт и колышется».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мертвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как «глашатай медный». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.
Стихи Фета о лете
Предлагаем вам красивые летние стихи Афанасия Фета. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Афанасия Фета о лете. а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для детей разных классов.
Короткие стихи про лето Фета помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года лето.
Дождливое лето — Афанасий ФетНи тучки нет на небосклоне, Но крик петуший — бури весть, И в дальном колокольном звоне Как будто слезы неба есть.
Покрыты слегшими травами, Не зыблют колоса поля, И пресыщенная дождями, Не верит солнышку земля.
Под кровлей влажной и раскрытой Печально праздное житье. Серпа с косой, давной отбитой, В углу тускнеет лезвие.
Летний вечер тих и ясен — Афанасий Фет
Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью.
Как здесь свежо под липою густою. — Афанасий ФетКак здесь свежо под липою густою — Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся, как будто дремлет он. Так резко-сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака.
Ты видишь, за спиной косцов. — Афанасий ФетТы видишь, за спиной косцов Сверкнули косы блеском чистым, И поздний пар от их котлов Упитан ужином душистым.
Лиловым дымом даль поя, В сияньи тонет дня светило, И набежавших туч края Стеклом горючим окаймило.
Уже подрезан, каждый ряд Цветов лежит пахучей цепью, Какая тень и аромат Плывут над меркнущею степью!
В душе смиренной уясни Дыханье ночи непорочной И до огней зари восточной Под звездным пологом усни!
Нежданный дождь — Афанасий ФетВсе тучки, тучки, а кругом Все сожжено, все умирает. Какой архангел их крылом Ко мне на нивы навевает?
Повиснул дождь, как легкий дым, Напрасно степь кругом алкала, И надо мною лишь одним Зарею радуга стояла.
Смирись, мятущийся поэт, — С небес снисходит жизни влага, Чего ты ждешь, того и нет. Лишь незаслуженное — благо.
Я — ничего я не могу; Один лишь может, кто, могучий, Воздвиг прозрачную дугу И живоносные шлет тучи.
Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет
Вариант 1
А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».
В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается . Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.
Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.
Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.
Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».
В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.
Вариант 2
Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы – живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.
Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины – поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца – все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.
Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига – закат
Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…»
Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.
Афанасий Фет — Как здесь свежо под липою густою
Kak zdes svezho pod lipoyu gustoyu —Poldnevny znoy syuda ne pronikal,I tysyachi visyashchikh nado mnoyuKachayutsya dushistykh opakhal.
A tam, vdali, sverkayet vozdukh zhguchy,Koleblyasya, kak budto dremlet on.Tak rezko-sukh snotvorny i treskuchyKuznechikov neugomonny zvon.
Za mgloy vetvey sineyut neba svody,Kak dymkoyu podernuty slegka,I, kak mechty pochiyushchey prirody,Volnistye prokhodyat oblaka.
Rfr pltcm cdt;j gjl kbgj/ uecnj/ —Gjklytdysq pyjq c/lf yt ghjybrfk,B nsczxb dbczob[ yflj vyj/Rfxf/ncz leibcns[ jgf[fk/
F nfv, dlfkb, cdthrftn djple[ ;uexbq,Rjkt,kzcz, rfr ,elnj lhtvktn jy/Nfr htprj-ce[ cyjndjhysq b nhtcrexbqRepytxbrjd yteujvjyysq pdjy/
Pf vukjq dtndtq cbyt/n yt,f cdjls,Rfr lsvrj/ gjlthyens ckturf,B, rfr vtxns gjxb/otq ghbhjls,Djkybcnst ghj[jlzn j,kfrf/
Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет
Вариант 1
А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».
В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается чудная картина. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.
Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.
Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.
Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».
В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.
Вариант 2
Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850‑х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.
В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.
Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.
В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей. «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.
Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».
В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.
Жанр стихотворения – пейзажная лирика Фета. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение. А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.
Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.
Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь», созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.
«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-дождь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.
Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье
Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.
Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.
Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.
Текст: pishi-stihi.ru
Жанр и стихотворный размер
Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.
Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.
Афанасий Афанасьевич Фет. «Как здесь свежо под липою густою…»
Афанасий Афанасьевич Фет
Как здесь свежо под липою густою — Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся, как будто дремлет он. Так резко-сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака.
Фету удавалось создавать необыкновенные пейзажные стихотворения, наполненные яркими красками, запахами, звуками. Его картины природы настолько точны, настолько богаты на детали, что кажутся осязаемыми. В небольшой зарисовке «Как здесь свежо под липою густою…» изображен жаркий летний день. В анализируемом тексте перед читателем предстает постепенное расширение пространства. Сначала взгляд поэта сосредоточен на лирическом герое, нашедшем спасение от зноя в тени развесистой липы. Под деревом царит благословенная прохлада. Она способна дарить спокойствие и умиротворение. Герой словно уподобляется богатому шейху или фараону. Эта ассоциация возникает благодаря сравнению ветвей липы с тысячей душистых опахал. Во второй строке происходит переключение. Фет оставляет героя под деревом, обращаясь к окружающему его пейзажу. Следующая картина – полная противоположность тому, что описано в первом четверостишии. Вне спасительной тени «сверкает воздух жгучий», слышится «снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон». Афанасий Афанасьевич очень точно передает атмосферу полуденного зноя, когда возникает ощущение, что даже природа застывает, будто погружаясь в сон. Третья строфа – новый план. Теперь Фет обращает взор на небо, своды которого словно слегка подернуты дымкой. Медленно плывут волнистые облака. Их поэт сравнивает с мечтами спящей природы. В лирике Афанасия Афанасьевича нередко встречается подобный способ развертывания пейзажа – от узкого пространства к широкому, причем зачастую важнейшая роль отводится шири («неба своды») и дали («вдали сверкает воздух жгучий»).
В стихотворении «Как здесь свежо под липою густою…» Фет предстает внимательным наблюдателем и любителем природы. Он находит свою прелесть даже в жарком летнем полдне, который многим людям мог бы показаться изнуряющим, выматывающим и не приносящим никакого удовольствия. Лирический герой произведения пребывает в своеобразном оазисе. Укрытый роскошной листвою он получает возможность насладиться окружающим пейзажем, предаться спокойному созерцанию, позволяющему понять и почувствовать настроение природы. Безусловно, Фет обладал редким даром – способностью не только видеть то, что скрыто от глаз большинства, но и передавать увиденное, облекая его в стихотворную форму, подбирая точные образы, мастерски выстраивая композицию.
Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.
Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».
Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.
Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.
В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.
Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.
Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.