«Госпожа Бовари». Краткое содержание романа
К шедеврам мировой литературы можно отнести огромное количество произведений. Среди них – и роман Гюстава Флобера, опубликованный в 1856 году, «Госпожа Бовари». Книга была не раз экранизована, однако ни одно кинотворение не способно передать все мысли, идеи и чувства, которые автор вложил в свое детище.
«Госпожа Бовари». Краткое содержание романа
Повествование начинается с описания юных лет Шарля Бовари – одного из главных героев произведения. Он был неуклюж и имел плохую успеваемость по многим предметам. Однако по окончании колледжа Шарль смог выучиться на доктора. Он получил место в Тосте – маленьком городке, в котором по настоянию матери нашел жену (к слову, намного старше него) и связал себя узами брака.
Однажды Шарлю довелось поехать в соседнее селение, чтобы осмотреть фермера, сломавшего ногу. Там он впервые увидел Эмму Руо. Это была молодая привлекательная девушка, являвшаяся полной противоположностью его жене. И хотя перелом старого Руо был вовсе не опасным, Шарль продолжал приезжать на ферму – будто бы справляться о здоровье пациента, но на самом деле затем, чтобы полюбоваться Эммой.
И вот однажды жена Шарля умирает. Погоревав месяц, он решается просить руки у Эммы. Девушка, перечитавшая за свою жизнь сотни любовных романов и мечтавшая о светлом чувстве, разумеется, согласилась. Однако, выйдя замуж, Эмма поняла, что в семейной жизни ей не суждено испытать того, о чем так живо писали авторы ее любимых книг – страсти.
Вскоре молодая семья перебирается в Ионвиль. На тот момент госпожа Бовари ждала ребенка. В Ионвиле девушка познакомилась с разными людьми, но все они казались ей ужасно скучными. Однако среди них был тот, при виде которого ее сердце начинало трепетать: Леон Дюпюи – красивый молодой человек с белокурыми волосами, такой же романтик, как и Эмма.
Вскоре в семье Бовари родилась девочка, которую назвали Бертой. Однако мать совершенно не волнует ребенок, и большую часть времени малышка проводит с кормилицей, в то время как Эмма постоянно находится в обществе Леона. Их отношения были платоническими: прикосновения, романтические разговоры и многозначительные паузы. Однако это ничем не закончилось: вскоре Леон покинул Ионвиль, отправившись в Париж. Госпожа Бовари ужасно страдала.
Но уже совсем скоро их город посетил Родольф Буланже – статный и уверенный в себе мужчина
На Эмму он обратил внимание мгновенно и, не в пример Шарлю и Леону, обладая огромным обаянием и способностью покорять сердца женщин, очаровал ее. В этот раз все было по-другому: уже совсем скоро они стали любовниками
Госпожа Бовари даже твердо решила сбежать со свои возлюбленным. Однако ее мечтам не суждено было сбыться: Родольф дорожил свободой, а Эмму он уже начал считать обузой, поэтому не нашел ничего лучше, чем покинуть Ионвиль, оставив ей лишь прощальную записку.
На этот раз у женщины от переживаний началось воспаление мозга, продолжавшееся полтора месяца. Поправившись, Эмма вела себя так, будто ничего и не было: стала образцовой матерью и хозяйкой. Но однажды, во время посещения оперы, она вновь встретила Леона. Чувства вспыхнули с новой силой, и теперь уже Госпожа Бовари не желала их сдерживать. Они стали устраивать встречи в Руанской гостинице раз в неделю.
Так Эмма и продолжала обманывать мужа и сорить деньгами, пока не обнаружилось, что семья их близка к банкротству, и кроме долгов у них ничего нет. Поэтому, приняв решение покончить с собой, женщина умирает в страшных мучениях, проглотив мышьяк.
Так закончил свой роман Гюстав Флобер. Госпожа Бовари умерла, но что же стало с Шарлем? Вскоре, не выдержав свалившегося на него горя, ушел из жизни и он. Берта же осталась сиротой.
Краткое содержание фильма «Госпожа Бовари»
Главная героиня фильма — Эмма Руо, дочь фермера. Однажды ее отец ломает ногу и ему приходится обратиться за помощью к лекарю Шарлю Бовари. Он видит Эмму и влюбляется в нее с первого взгляда, но доктор на тот момент был женат по расчету на некрасивой и глупой вдове, которую ему сосватала мать. Перелом у отца Эммы оказывается пустяковым, но Шарль не может перестать приезжать к этой семье. Эмма оказывается не только красивой, но и талантливой и умной девушкой. Вскоре супруга Шарля скончалась по непонятной причине, и молодой человек незамедлительно принял решение свататься к Эмме. Она становиться госпожой Бовари и переезжает вместе с супругом в его дом. Шарль по-настоящему любил жену и был готов для нее на все. Эмма оказалась хорошей хозяйкой. Но супруга не была довольна браком — в монастырской школе она читала романы и мечтала о такой же любви. Однако в жизни все оказалось не так прекрасно, как ей думалось. Муж любил ее, приносил домой хорошие деньги, был добр и заботлив, но Эмма не могла найти в нем ни одной черты героя романа.
Однажды семейство Бовари получило приглашение на бал в поместье маркиза, который когда-то был пациентом Шарля. Попав в такую же среду, что и героини излюбленных романов, Эмма почувствовала себя счастливой. Бал закончился, а Бовари было этого мало, она мечтала о новом приглашении. Но его не было. Эмма стала очень тосковать, ей надоело однообразие в отношениях с мужем. Это повлияло и на ее здоровье — она заболела, начала кашлять и жаловаться на приступы удушья. И тогда Шарль стал подыскивать место с хорошим климатом, чтобы переехать туда.
Этот план удалось осуществить весной. Тогда же и выяснилось, что Эмма ждет ребенка. Город оказался очень маленьким, все жители знали друг друга в лицо. У семейства появилось много знакомых, среди которых — молодой нотариус — недоучка Леон Дюпюи. Человек этот был очень мечтательным и практически с первого разговора покорил Эмму. Вскоре она родила девочку и назвала ее Бертой. Все пошло своим чередом, а жизнь госпожи Бовари красил только помощник нотариуса. Но вскоре ему пришлось покинуть женщину — он уехал в Париж. На героиню снова нахлынула тоска, которую она заглушала покупками. Вскоре у нее образовался огромный долг, о котором на боялась сказать мужу.
После у Эммы нашлось новое утешение — помещик, который приехал к ее мужу на прием. Он сразу же приглянулся женщине и их отношения переросли в любовные. Мужчина быстро стал смыслом ее жизни и она перестала замечать, что тратит огромное состояние на подарки возлюбленному. А помещик все больше и больше остывал к Эмме. Он осознавал, что связь с ней может навредить его репутации. Он начал делать ей замечания, ругать ее, чем не на шутку задевал самолюбие героини.
У мужа Эммы дела шли тоже не совсем гладко. Аптекарь Оме пытался уговорить его сделать кому-нибудь новомодную операцию. Шарль был вынужден согласиться. Жертвой стал конюх с искривлением стопы. Его пришлось очень долго уговаривать, бедняга за неимением выбора согласился. Эмма знала обо всем и очень волновалась за мужа. Весь день после операции они провели вместе и она будто влюбилась в Шарля заново. Однако на следующий день конюху стало хуже, швы от операции не заживали и у него образовалось воспаление. Пришлось вызвать более опытного врача из крупного города, которому ничего не оставалось, кроме как лишить несчастного ноги до колена. Эмма тут же переменила мнение о муже, начала считать его ничтожеством, а вечером она встретилась с любовником и провела с ним всю ночь. Она сказала, что хочет убежать с ним куда-нибудь. В начале он согласился, но перед самым отъездом решил не брать Эмму, считая ее обузой.
Героиня вновь очень серьезно заболела — у нее началось воспаление мозга и горячка. Ей стало лучше далеко не сразу, но теперь она была равнодушна ко всему и постоянно молилась. Тогда же Шарль решает развлечь жену и везет ее в театр. Там как раз гастролировал известный исполнитель. Эмме эта идея пришлась по душе, она была в восторге от опер. В перерыве она встретила своего давнего знакомого Леона. Он перестал быть стеснительным юношей и решил вновь заполучить Эмму. Он уговорил ее остаться в этом городе, а Шарль, подумав что его жене так понравилась опера, оставил ее с радостью.
Она снова стала изменять супругу и снова влезала в долги. Каждый четверг она ездила к Леону, прикрывая себя уроками музыки. Муж радовался, что ей наконец стало легче, и даже не подозревал о грозящей описи имущества. Эмма пыталась что — то сделать — попросила денег у Леона, но он отказал ей. Потом вспомнила, что в город вернулся ее бывший возлюбленный помещик, но и он отказал ей. Госпожа Бовари была в отчаянии.
Краткое содержание: часть II
Шарль и Эмма приезжают в Ионвилль. Они отправляются на ужин с лекарем господином Оме. К трапезе присоединяется молодой человек, помощник нотариуса Леон Дюпюи. Пока Шарль занят беседой с Оме, Эмма и Леон обнаруживают много общих тем для разговора. Они чувствуют взаимную симпатию. Эмма надеется, что, возможно, именно здесь ей удастся начать новую жизнь о которой она грезит.
Между тем, Эмма рожает дочь Берту и вновь испытывает разочарование. Ведь она мечтала о мальчике. Ее унылые будни скрашивают лишь встречи с Леоном, которые в конце концов перерастают в романтические отношения. Но Леон понимает, что отношения с замужней женщиной не имеют будущего. К тому же, Ионвилль ему порядком надоел. Леона манит Париж и вскоре он уезжает.
Эмма снова впадает в глубокую депрессию и разочаровывается в своей жизни. Но знакомство с помещиком Родольфом Буланже все меняет. Между ними начинаются романтические отношения, которые скоро переходят в сексуальные. По мере того как их роман развивается, Эмма становится все более зависимой от Родольфа и одержимой им и его роскошной жизнью.
Постепенно Родольф устает от своей слишком романтичной любовницы. Эмма же, чувствуя холодность со стороны помещика, покупает много дорогих подарков для Буланже, накапливая большие долги перед торговцем Лере.
Тем временем, Шарль остается единственным человеком в городе, который не замечает поведения своей жены. Ему выпадает возможность совершить уникальную операцию, но он неуверен в своих силах. Эмма уговаривает его согласиться. Ведь это хорошо скажется на карьере мужа. Между тем, операция проходит с осложнениями, а Шарль показывает свою некомпетентность. Эмма убеждается в никчемности своего мужа и решает бежать с Родольфом Буланже. Помещик же уезжает из города, оставив Эмме прощальное письмо.
Эмма охвачена печалью и снова заболевает. На протяжении шести недель она страдает от очень высокой температуры. Ее лечение оказывается слишком дорогим и Шарль вынужден занять денег у Лере по очень высокой ставке. Эмма начинает выздоравливать.
Желая приободрить жену Шарль предлагает ей отправиться Руан, чтобы посетить оперу. Там они встречают Леона и все трое отправляются в кафе. По стечению обстоятельств, Шарль в этот же вечер возвращается в Ионвилль. А Эмма остается в Руане на ночь, чтобы на следующий день посмотреть вторую половину спектакля.
Краткое содержание Госпожа Флобер Бовари
Юная Эмма получила образование, очень полюбила читать женские романы. Она мечтала, что ее жизнь будет, как в этих книгах: яркой, насыщенной, роскошной. Когда отец сломал ногу, то к нему приехал доктор Бовари. Женатый на сварливой и некрасивой женщине Шарль, конечно, засмотрелся на красавицу Эмму. Отец ее быстро выздоравливал, а Шарль все ездил в их дом. Жена догадалась о влюбленности, изводила мужа упреками. И вот она умерла, освободив Шарля для нового брака. Отец отговаривал Эмму, ведь он понимал ее характер. И старик видел, что Шарь этот хороший, но слишком простой человек, что ему будет достаточно уютного дома и сытного обеда… но его дочь согласилась на брак.
Свадьба была пышной, но провинциальной. Свекровь относилась к новой невестке холодно. Эмма очень старалась, чтоб в доме был порядок, всегда вкусный обед. Шарль очень ее любил и был просто на вершине блаженства. А вот Эмме чего-то не хватало… Ей была скучна их провинциальная жизнь, где бомонд это священник и аптекарь.
И вот однажды дворянин, которому доктор Бовари удачно удалил нарыв, пригласил его с супругой на бал. Вот тут Эмма потеряла голову от роскоши, от ароматов, от речей. Ее все восхищало. После этого она поняла, какой отвратительной жизнью живет. Она даже назвала родившуюся у неё дочку Бертой, а это имя она услышала на балу. К девочке мадам относилась прохладно, ребенок все время был у кормилицы или няни, Эмме дочка скорее мешала.
У нее было влечение к одному юноше, но он считал ее неприступной, а вскоре уехал учиться в другой город. После его отъезда у Эммы началась депрессия, нервный кашель. Тут она познакомилась с Рудольфом – богатым и взрослым мужчиной. Он знал, как нужно вести себя с такими «чувствительными и тонкими» натурами. Вскоре (на прогулке верхом) он стал её любовником.
В начале их отношений Эмма стыдилась, страдала, её мучили угрызения совести. Но вскоре она полностью отдалась этому роману, поняла, что Рудольф – воплощение её мечты. Она вела себя даже слишком смело, Рудольф постоянно боялся, что она его выдаст. Он намеренно пропускал свидания, чем её очень раздражал. Мужа она презирала всё больше, только в объятьях любовника могла об этом забыть. Кстати, Шарль пошел на рискованную операцию, о которой вычитал в одном журнале. Если б получилось, то он бы прославился. Эмма даже стала с ним разговаривать, даже волновалась… Но к сожалению, у пациента началась гангрена.
Утомленный страстью Эммы, Рудольф вскоре сбежал, оставив прощальное письмо. Эмма впала в отчаянье. Чтобы отвлечь, Шаль отвез её в театр, а там она встретила того юношу, который так о ней мечтал. У них начался роман.
Ещё Эмма могла забыться, покупая красивые вещи. Она оказалась в долгах у местного торговца, который хитро стал её шантажировать. Когда она попросила денег у Рудольфа, он сказал, что у него нет такой суммы. Ни у кого не было для неё денег.
В ужасе Эмма выпила крысиного яду. Умерла она в муках.
Шарль чтил её память, но вдруг нашел её письма любовникам… Он умер от разочарования и страданий. У подросшей Берты не было состояния, ей пришлось тяжело работать.
Оцените произведение:
2.46
Голосов: 35 Читать краткое содержание Флобер — Госпожа Бовари. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание: часть III
После случайной встречи в опере отношения между Эммой и Леон развиваются стремительно. Под предлогом музыкальных занятий она еженедельно ездит в Руан, где предается любовным утехам со своим любовником. При этом Эмма продолжает тратить большие суммы денег, увеличивая свои долги.
Жизнь Эммы начинает выходить из-под контроля. Отношения с Леоном больше не будоражат ее как раньше, а долги достигли таких размеров, что в дело вмешалась полиция. Он получает уведомление о проведении торгов по продаже ее имущества. В ужасе Эмма ищет помощи у своих любовников, обращается к Лере, но никто из них не готов дать ей денег взаймы. Понимая весь ужас своего положения, она принимает мышьяк и умирает.
Шарль оплакивает свою жену. Разбирая ее вещи он натыкается на любовные письма Эммы, которые ей писали Родольф и Леон. Узнав правду о жене, Шарль испытывает глубокие страдания и внезапно умирает в своем саду. Все его оставшееся имущество отдают кредиторам, а Берту отправляют жить к бабушке. К сожалению, мать Шарля тоже вскоре умирает и девочка оказывается в семье бедной тети, где ее заставляют работать на хлопковой фабрике.
Проблематика романа кратко
Основным направлением проблематики выступает конфликт между мечтой и реальностью. Невозможность примирения с реальной мещанской средой ни одного из героев романа.
С возможностью читать, смотреть «сахарные» примеры из вымышленной жизни бывает сложно справиться с реальностью, далекой от красивых любовных романов. Психологический роман не теряет актуальность до сегодняшнего дня, интересен для представителей разных поколений.
Краткий пересказ знакомит с основными событиями романа. Для более глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать произведение полностью.
Краткий пересказ «Госпожа Бовари»
Прежде чем приступить к произведению Флобера «Госпожа Бовари» и краткому содержанию стоит отметить, что оно поделено на три части.
I.Обычный выходец из деревни Шарль Бовари (отец которого когда-то был ротным фельдшером), чтобы стать лекарем пересдавал экзамен 2 раза. К тому времени мать нашла своему сыну жену, которой уже было за сорок лет, а сама собой та была довольно дурна. Жизнь с ней у Шарля не пошла. Изменила всё встреча Шарля с Эммой – дочерью фермера Руо, который однажды сломал себе ногу. В их доме после этого лекарь стал бывать чаще. Вскоре жена Бовари умерла, сам он почувствовал свободу. Как только траур закончился, Шарль сделал предложение Эмме, с которой успел сблизиться, и они поженились. С эту поры дом мужчины захватили новые устои. Молодая госпожа Бовари не была счастлива в браке, рядом с мужем ей становилось скучно.
Эмма получила приглашение на бал, который скрасил её пресную жизнь и поделил её на две части. Теперь девушка мечтала о Париже, стала более раздражительной, и семья решила сменить место жительства. Эмма была беременна.
II. Муж с женой остановились в трактире, чтобы пообедать. Там они познакомились с Леоном Дюпюи. Он сразу приглянулся Эмме, потому что был близок её душе, разделял её увлечения. Вскоре в семье родилась дочь, и во время одной из прогулок с ней женщина столкнулась с Леоном, который теперь желал встречаться с ней чаще. Вскоре поняв, что юноша влюблён, Бовари стала холодной по отношению к нему и Дюпюи уехал во Францию.
Немногим позже Эмма познакомилась с Родольфом, вступила с ним в связь, что снова дало ей счастье. Однако через несколько месяцев она перестала быть столь окрыляющей и прекратилась. Эмма провела 43 дня в горячке. По выздоровлению чета Бовари отправилась в театр, где произошла встреча с Леоном.
III. Несколько лет прошло с визита юноши в родную страну, но это не помешало Эмме стать любовницей Дюпюи. Всё это время женщина была в долгах перед господином Лере, для их погашения пришлось продать имение, однако они всё ещё оставались. Отношения с Леоном рушились. Суд требовал немедленной выплаты денег, но Бовари не удалось найти нужную сумму. Тогда она отравила себя мышьяком.
Настоящая Эмма Бовари
У флоберовской госпожи Бовари был вполне реальный прототип. Девушку звали Дельфиной Кутюрье. Она была дочерью состоятельного фермера. В 17 лет романтическую воспитанницу монастыря урсулинок выдали замуж за провинциального врача Эжена Деламара. Деламар некогда учился медицине у отца Флобера. Он был очень старательным, но, увы, посредственным студентом. Провалив решающие тесты, Эжен потерял возможность сделать успешную карьеру в столице, так он попал в один из забытых богом провинциальных городков, которыми изобилует Франция. В дальнейшем история Кутюрье-Деламар развивалась так же, как описано в романе Флобера, и закончилась трагической смертью погрязшей в долгах Дельфины Деламар. Об этом даже написали заметку в местной газете. Правда, причины, спровоцировавшие самоубийство, огласке не предавались.
Вдохновившись трагической историей семейства, Флобер создал своих Деламаров — Шарля и Эмму Бовари
Владимир Набоков в серии лекций, посвященных творчеству Гюстава Флобера, акцентировал внимание на самобытности сюжета и проблематики «Госпожи Бовари»: «Не спрашивайте, правда ли написана в романе или стихотворение (читай «вымысел»)… Девушки Эммы Бовари никогда не было; книга «Госпожа Бовари» пребудет вовеки. Книги живут дольше девушек»
4 / 5 ( 12 голосов )
Образ провинции: нравы мещанской провинции, как типичные обстоятельства формирования личности
Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. «Мадам Бовари» — это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных ее проявлений и тенденций. Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть «золотой серединой». Главное в этой умеренной жизни – обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества. Яркий пример мещанской расчётливости: мать Шарля, почтенная и умудренная опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платежеспособность. Воплощение идеального провинциального мещанина – образ аптекаря Гомэ. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитер настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия. Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви – вот ценности и радости этого общества.
Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.
Основные признаки мещанской провинции Флобера:
- пошлость
- отсутствие рефлексии
- низменные страсти и амбиции
- грубый, убогий материализм
История публикации, оценки
Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года. После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще. В романе присутствуют черты литературного натурализма. Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и, соответственно, мотивацию её поступков (в отличие от волюнтаризма в действиях героев сентименталистской и романтической литературы). Жёсткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа в первой половине XIX века.
Флобер, препарирующий мадам Бовари. Карикатура 1869 года
Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей (в романе точно и натуралистично показана смерть от отравления мышьяком, хлопоты по приготовлению трупа к погребению, когда изо рта умершей Эммы выливается грязная жидкость, и т. п.) были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где Флобер изображён в фартуке анатома, подвергающим вскрытию тело Эммы Бовари.
Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина»). Тургенев в своё время отозвался об этом романе, как о самом лучшем произведении «во всём литературном мире».
По словам литературного критика Алексея Машевского, в романе нет положительных персонажей: нет героя, который мог бы быть воспринят читателем именно как герой. Можно сказать, что «смерть героя», провозвестником которой стал одноименный роман Ричарда Олдингтона, наступила ещё в XIX веке — в «Госпоже Бовари».
О романе
В древнем Карфагене правил совет олигархов (зажиточных граждан), который разорил страну своей неудачной политикой, проиграл войну и отправил в изгнание талантливого полководца. О нем вспомнили, лишь когда толпа наемников не получила денег и начала бунт. Саламбо – жрица и дочь полководца Гамилькара и сестра Ганнибала. Женщина с истинными и подлинными чувствами, достойными уважения.
Флобер — очень требовательный писатель, он работал над каждой строчкой и не боялся уничтожать целые главы своих сочинений. Когда начало роману было положено, писатель почувствовал, что что-то не так и, недолго думая, отправился в дальнюю и опасную поездку – в Тунис. Вернувшись из своего путешествия, он первым делом уничтожил все, что написал, и стал активно изучать труды античных историков.
Актуальность романа Флобера «Госпожа Бовари»
Интересно то, что излишние знания принесли несчастье и беспокойство госпоже Бовари. Знания не приносят счастья, человек, чтобы быть удовлетворенным, должен остаться ограниченным потребителем, как описал Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» . Эмма изначально имела посредственный ум (ничего не доводила до конца, не могла читать серьезные книги) и волевых усилий не прилагала, так что была бы счастлива вести уютную жизнь закоренелой провинциалки с примитивными, ограниченными интересами. Она ведь тянулась к земным идеалам (знатность, развлечения, деньги), но шла к ним мистическими, романтическими путями в своем воображении. У нее не было оснований для таких амбиций, поэтому она их придумала, как выдумывают многие наши знакомые и друзья. Тропа эта не раз уже пройдена и едва ли не вымощена, как полноценная жизненная дорога. Воспаленная фантазия часто будоражит умы провинциальных мещан. Каждому наверняка приходилось слышать о воображаемых связях, огромных капиталах завтрашнего дня и донельзя амбициозных планах «С ПОНЕДЕЛЬНИКА». Жертвы культа успешности и самореализации со знанием дела говорят об инвестициях, проектах, своем бизнесе и независимости «от дяди». Однако проходят годы, рассказы не прекращаются и лишь обрастают новыми подробностями, только вот ничего не меняется, люди живут из кредита в кредит, а то и из запоя в запой. У каждого неудачника есть своя трагедия, и она мало чем отличается от истории Эммы Бовари. В школе ведь тоже говорили, что отличники будут жить долго и счастливо. Так и остается человек наедине со своим дневником, где у него пятерки, и реальным миром, где все оценивается другими мерилами. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
История создания романа «Госпожа Бовари». Эмма Бовари – реальная женщина или выдуманный образ?
В основу произведения «Госпожа Бовари» положена невыдуманная история семьи Деламар
, которую Флоберу поведал друг– поэт и драматург Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый на вдове (которая вскоре после брака скончалась), а затем и на молодой девушке – это прототип Шарля Бовари. Его молодая жена – Дельфина Кутюрье
– измучившаяся от праздности и захолустной скуки, промотавшая все деньги на вычурные наряды и капризы любовников и покончившая жизнь самоубийством – это прототип Эммы Руо/Бовари. Но надо помнить, что Флобер всегда подчёркивал: его роман – не документальный пересказ реальной жизни. Устав от расспросов, он отвечал, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.
Проблема одиночества.
Продолжая реалистические традиции Стендаля и Бальзака, Флобер переводит вопрос о «роковом одиночестве» человека на почву подчеркнуто будничной, реальной действительности. Шарль Бовари в результате сумбурного воспитания и совокупности жизненных обстоятельств делается обывателем. Эмма, начитавшись литературы с ее «обольщениями», становится героиней грязных романов. Это всего лишь следствия главной причины, обусловившей жизненную катастрофу Эммы и Шарля. Эта главная, определяющая причина коренится в условиях существования людей. Глубокая безнравственность, нечто постыдное и унизительное заложено в самой природе провинциального существования, при котором высокое, здоровое, человечное притупляется и извращается. Эмма не могла полюбить Шарля, так как не понимала его чувств к себе; она не могла поверить в существование любви у Шарля, так как его любовь не выражалась в выработанных литературой условных формах. ^
История создания романа
Гюставу Флоберу потребовалось пять лет, чтобы закончить роман «Госпожа Бовари». Перфекционист Флобер проводил несколько дней, работая над одной страницей своего произведения, пока не удавалось получить идеальный вариант.
Вдохновением для Флобера стала история семьи Деламар, которую писателю напомнил лучший друг Луи Буйе. Эжен Деламар был довольно бедным студентом-медиком, учившимся у отца Флобера, уважаемого врача. Эжен работал в провинциальном городке близ Руана. Как и Шарль Бовари, он женился на пожилой вдове, которая умерла нескольких лет спустя. Затем Эжен сочетался браком с молодой, красивой дочерью фермера Дельфиной Кутюрье. Она воспитывалась в монастыре и увлекалась чтением романтических романов. Поначалу Дельфина была рада сбежать с семейной фермы, но вскоре ей стало скучно. Она разочаровалась в муже и своей жизни. Как и Эмма Бовари, мадам Деламар была расточительна в деньгах и имела много внебрачных связей. Вскоре у нее появились большие долги и она покончила с собой. Эжен был глубоко влюблен в эгоистичную женщину и, не в силах жить без нее, покончил с собой. Мать Эжен воспитывала единственную дочь пары в бедности.
Конечно же, главные герои были созданы автором в соответствии с его видением будущего романа. Например, некоторые черты характера Эммы Бовари Флобер связывал со своей любовницей Луизой Коле. Более того, доктор Ларивьер основывался на образе отца Флобера, а горничная Фелисита — на Жюли, сиделку Флобера.
Поначалу роман, описывающий супружеские измены, вызвал много споров и в 1857 году стал предметом судебного разбирательства. Но вскоре последовал оправдательный приговор, а скандал, вызванный выходом книги, только добавил популярности произведению Гюстава Флобера.
Причина трагедии Эммы Бовари: оценка Флобера
Эмма получила образование в монастыре, поэтому была оторвана от убогой реальности. Ее воспитание складывалось из величественных, но непонятных ей католических обрядов и догм наряду с романтическими романами о любви, из которых она подчерпнула возвышенные, нереальные представления об этом чувстве. Она хотела книжной любви, но не знала жизни и подлинного чувства. Вернувшись на ферму к грубому неотесанному отцу, она столкнулась с бытом и рутиной, однако продолжала пребывать в иллюзиях, чему способствовало религиозное воспитание. Ее идеализм приобрел довольно пошлый вид, ведь она – не святая, она – такая же обывательница в глубине души, как и все те, кто так ей противен. Трагедия госпожи Бовари в том, что она не смогла примириться с собой, она и есть мещанство. Внутреннюю коллизию породили неуместное воспитание в заточении, богатое воображение и пагубное влияние низкосортной литературы на это воображение, и так склонное к нелепым фантазиям и нагромождению шатких амбиций.
Как Флобер относится к Эмме Бовари? Он объективен к ней: описывает и некрасивые руки, и обыкновенные глаза, и хлопающие деревянные башмачки. Однако героиня не лишена прелести здоровой молодой крестьянки, которую красит любовь. Писатель оправдывает бунт мадам Бовари, уничижительно описывая мещанскую среду. Он обличил иллюзии наивной ограниченной женщины, да, но еще больше авторского сарказма досталось ее окружению, той жизни, которую ей уготовила судьба. Все приняли эту рутинную скуку, а она осмелилась восстать. Эмме, надо сказать, неоткуда знать, что делать, как бороться против системы, она – не дикарь Олдоса Хаксли. Но не бесчеловечное общество будущего убивает ее, а обыкновенное мещанство, которое либо перемалывает человека, либо хладнокровно выбрасывает за борт. Однако творческое открытие Флобера состоит в том, что он предоставляет читателю самому разбираться с поставленной проблемой и судить Эмму. Логические акценты, искажения действий и вторжение автора недопустимы.
Проигранная битва
Война продолжалась. И хотя покрывало вернули богине, варвары побеждали. В городе началась чума. В отчаянии совет старейшин решил принести в жертву богам детей из знатных семей. Пришли и в дом Гамилькара – за десятилетним Ганнибалом. Но отец спрятал ребенка, а на закланье отдал невольника. После жертвоприношения полил дождь, а с ним в Карфаген пришло спасение. Рим и Сиракузы поспешили им на помощь, и наемники потерпели поражение.
В их рядах начался разлад и страшный голод. Погиб верный Спендий, а Мато был взят в плен: Гавас, подкравшись сзади, накинул на него сетку. Перед смертью его подвергли пыткам, запрещено было трогать глаза и сердце, чтобы продлить его мучения. Когда Саламбо, сидевшая на террасе, увидела его, Мато представлял собой кровавую массу.
Девушка вспомнила, каким мужественным он был в палатке, как ласково разговаривал с ней. Глаза Мато еще были живы, и он неотрывно смотрел на Саламбо. Истерзанный, он упал замертво. Гавас встал и на виду ликующего города обнял Саламбо и пригубил золотую чашу. Девушка тоже поднялась, но тут же опустилась на трон. Она была мертва. Как пишет о Саламбо Флобер, девушка умерла в наказание за то, что коснулась божественного покрывала.