«Леди Макбет Мценского уезда»: краткое содержание
В чем секрет успеха книги? Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», краткое содержание которой знакомо многим, произвела фурор среди современников автора Николая Лескова.
Остросоциальная тема, неожиданный сюжет, повороты которого завораживают с первой главы, яркий образ главной героини — все это сделало произведение «Леди Макбет Мценского уезда» популярным. Автор показал, к чему может привести безнравственная жизнь, не обремененная моральными ориентирами.
Мотивы и сюжет «Леди Макбет Мценского уезда» отражены в одноименной опере Шостаковича и гениальных экранизациях по мотивам произведения Лескова.
Вот краткое содержание. «Леди Макбет Мценского уезда» расскажет интересную и поучительную историю:
Экспозиция
В экспозиции произведения Лесков знакомит читателя с главной героиней повести, рассказывает об образе жизни, характере и судьбе купчихи средних лет:
- Катерина Львовна Измайлова не была красавицей, к тому же родилась в бедной семье;
- она не пользовалась популярностью у молодых людей, поэтому когда ей предложил замужество не слишком успешный купец из Курской губернии Зиновий Борисович Измайлов, то девушка посчитала его лучшей партией;
- после замужества Екатерина жила в доме супруга, вместе с ними жил престарелый отец купца — Борис Тимофеевич. Детей у пары не было.
Образ Екатерины Измайловой в сериале «Леди Макбет Мценского уезда»: YouTube / serial Брак Измайловых сложно было назвать счастливым, но жизнь их протекала размеренно и спокойно.
Завязка
В завязке происходит судьбоносное знакомство главных героев повести — такую интригу создал Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» начинается с описания прогулки скучающей Екатерины (ее супруг отлучился для устранения последствий природного катаклизма).
Во время обеденного моциона Екатерина присоединилась к громким приказчикам, постоянно отпускающим шутки. Среди них был красивый моложавый слуга Сергей, работавший в доме Измайловых. Далее события развиваются стремительно:
- старая кухарка поведала Екатерине сплетни о том, что Сергей замечен в связях с многочисленными поклонницами;
- на следующий день молодой человек идет в покои к Екатерине и пылко признается ей в любви.
Страстные речи вскружили голову купчихе, и она поддалась уговорам молодого любовника.
Развитие событий
Большое количество неожиданных поворотов и незаурядная динамика отличают повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Герои раскрываются с каждой ситуацией все глубже, демонстрируя читателю свои худшие качества:
Всю неделю в отсутствие мужа Екатерина резвилась с Сергеем. Но отец купца Борис Тимофеевич заметил вылезающего из окна женщины любовника. Он тут же приказал выпороть Сергея, а о связи Екатерины донести мужу. Сколько Екатерина не молила свекра о пощаде, старик был непреклонен. Тогда купчиха решила избавиться от неугодного мужчины, отравив его «кашу с грибочками». К утру Борис Тимофеевич скончался в страшных муках.
Екатерина и Сергей в повести «Леди Макбет Мценского уезда»: YouTube / MyBook
Через неделю, уладив дела на прорвавшей плотине, в имение возвращается Зиновий Борисович. Он уже знает об измене супруги и намерен разобраться с ней, а молодого любовника выслать в острог. Но планам купца не суждено было сбыться. Екатерина с Сергеем забили насмерть Зиновия Борисовича и спрятали его тело в погребе.
Спустя время купчихе удалось взять управление имением и всем хозяйством в свои руки.
Кульминация
Казалось бы, теперь любовники могут жить спокойно, ни от кого не прячась. Но тут Екатерина узнает, что большая половина имущества Зиновия Борисовича принадлежит его маленькому племяннику Феде, который как раз приезжает погостить в имение дяди.
К сожалению, малыш заболевает оспой и остается с любовниками один на один. Злодеи решают расправиться с ребенком, освободив себе путь к богатству. Они душат Федю. Их преступление заметили люди, проходившие мимо. Екатерину и Сергея отдают под суд, а после ссылают любовников.
Развязка
По дороге на ссылку к партии заключенных присоединилась еще одна группа преступников. В ней была молодая блондинка по имени Сонетка. Именно с ней любвеобильный Сергей закрутил роман, заставив Екатерину сгорать от ревности. В итоге женщина не выдержала измены и на переправе через реку выбросилась за борт парома вместе с соперницей. Так трагично закончилась эта история о страсти и бессердечности.
Любовь, которая основывается только на животной страсти, имеет разрушительные последствия. Это и показано в «Леди Макбет»
Автор акцентирует внимание на том, что пылкие чувства имеют страшную силу, которая доводит людей до греха
Краткое содержание – Леди Макбет Мценского уезда – Лесков
Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, мещанка Катерина Измайлова. В юности ее выдали замуж за купца Измайлова, которого она никогда не любила. Жизнь в патриархальном купеческом доме быстро наскучила ей, детей у нее не было, она стала тосковать. А потом полюбила своего приказчика Сергея. И любовь-страсть, впервые проснувшаяся в ней, полностью завладела ее душой, перерастая установленные бытовой изменой пределы: «…развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя». И эта страсть приводит ее к преступлениям, к гибели. Ради своего любовника Катерина Львовна тайно губит своего свекра, мужа, маленького племянника, бросает собственного ребенка, который родился у нее от Сергея. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Она вступает в схватку со своей соперницей, и обе женщины тонут. Любовь-страсть – это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом. Вместе с тем критики отмечали в этом произведении определенный конфликт героини с мертвящей, домостроевской атмосферой, сопоставляли Катерину Измайлову с героиней Островского, Катериной Кабановой (драма «Гроза»), Однако сходство здесь лишь во внешних, бытовых обстоятельствах. По складу своего характера эти героини совершенно различны. Катерина Измайлова – натура сильная, она умеет постоять за себя, многое дано ей от природы. Вместе с тем в ней есть что-то звериное, не укладывающееся в какие-либо нормы. В самой страсти ее есть что-то животное. И Лесков подчеркивает это, обрамляя сцену любви героев звуками из животного мира: «Жирная лошадь томно вздохнула за стенкой конюшни… пронеслась без всякого шума веселая стая собак… с кухонной крыши раздался пронзительный кошачий дуэт; потом послышались плевок, сердитое фырканье и вслед за тем два или три кота, оборвавшись, с шумом покатились по приставленному к крыше пуку теса».
После страшных преступлений героини писатель показал ее страшные муки. «Кругом все до ужаса безобразно: бесконечная грязь, серое небо, обезлиственные мокрые ракиты и в растопыренных их сучьях нахохлившаяся ворона. Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет. В этих адских, душу раздирающих звуках, которые довершают весь ужас картины, звучат советы жены библейского Иова: «Прокляни день твоего рождения и умри». Кто не хочет вслушиваться в эти слова, кого мысль о смерти и в печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем- нибудь более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек. Он спускает тогда на Волю всю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством».
Образу Катерины Львовны противопоставлен в повести образ приказчика Сергея. Образ этот вводит в произведение мотив лубка, что проявляется И в самом портрете героя («молодец с дерзким, красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой»), и в обрисовке автором любовных сцен («Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисовича И винца из свекровою погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные уста поцеловано, и черными кудрями на мягком изголовье поиграно»). На фоне сильной, все разрушающей страсти героини образ приказчика, его поведение воспринимаются читателем как пошлый фарс.
В финале мы видим: единственное, что остается у героини, – это ее любовь. «Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием». Однако именно на этом пути Катерину Львовну ждет разочарование, нравственная катастрофа. Ее любовь оказывается преданной, униженной, втоптанной в грязь девочкой Сонеткой, с которой Сергей заводит новые отношения. На ней она видит свои чулки, «синие шерстяные чулки с яркими стрелками» (те самые, которые она безропотно отдала Сергею). И воспринимает это не просто как измену, а как оскорбление, надругательство над любовью.
Финал произведения вновь отсылает нас к «Грозе» А.Н. Островского. Однако снова отметим существенную разницу в миросозерцании этих героинь. «Катерина Кабанова – явление в своей среде инородное, луч света, пробившийся извне и озаривший на мгновение всю неприглядность темного царства, засвидетельствовавший полную обреченность этого царства. Тот разряд молнии, который принес гибель Катерины Измайловой, родился в темных густых недрах самой этой среды», – отмечали исследователи.
Таким образом, любовь у Лескова не просто мешает героине жить и не приносит ей счастья, она толкает ее на преступления, губит ее душу.
Жанр
Сам Лесков называл свою повесть историей. Хотя по жанру, это повесть. Но название самого автора жанра произведения историей, подтверждает, что сюжет и тема был взят из реальной жизни. Жанр произведения как история, определенный автором, практически является документальным. Первое, весьма расплывчатое название «Леди Макбет нашего уезда», побуждала обывателей, прочитавших эту историю, вертеть головами. Искать в своих уездах, такую Леди Макбет. И они ее находили в той или иной интерпретации. Потому что романы скучающих замужних кумушек имеющих престарелых мужей, с приказчиками, было обыденным делом. Но, такой жестокой истории с убийствами и кровью, в каждом уезде конечно же не было.
Александр Грин «Зеленая лампа»
Рассказ Александра Грина «Зеленая лампа» — поучительная история о том, как даже жестокие намерения одного человека могут помочь другому при разумном подходе.
Действия произведения происходят в Лондоне в начале XX столетия. С ресторана выходят два богача и видят нищего, который лежит без сознания на тротуаре. Оказалось, что он долго голодал. Мужчины подымают его и отводят в трактир, где кормят. Такой поступок может показаться добрым, но нет, у одного из богачей созревает безумный план. Миллионер Стильтон к своим сорока годам уже устал от роскошной жизни и скучал. Узнав историю нищего Джон Ива, о том, что он никому, по сути, не нужен, богач решает сделать из него свою игрушку. Своему приятелю он говорит так, что игрушки из людей ему кажутся «самим сладким кушаньем».
Стильтон предлагает Джон Иву следующее: снять квартиру в центре города и каждый день с пяти до двенадцати вечера поддерживать свет лампы с зеленым абажуром. В это время ему нельзя покидать квартиру. Свет зеленой лампы якобы должен послужить сигналом для важных людей. О настоящей цели Джон Иву знать не положено. За эти услуги Стильтон будет платить нищему ежемесячно немаленькую сумму денег. Джон Ив, конечно, удивлен, что богач хочет платить ему за такую небольшую работу, но с радостью принимает условия.
План Стильтона состоял в том, чтобы доказать, что бесцельное ожидание неизвестно чего способно свести с ума любого человека. По его мнению, Джон Ив должен в скором времени спиться от безделья. Каждый вечер богач приходил, чтобы посмотреть на свет зеленой лампы и потешался с того, какой дурак Джон Ив.
Проходит восемь лет. Действия переносятся в одну из больниц для бедных. Нищий старик приходит в себя после ампутации ноги, а возле него стоит молодой врач. В нищем старике читатели узнают бывшего миллионера Стильтона, а во враче – Джона Ива. Как же так вышло? Джон Ив не спился и не сошел с ума от ожидания, потому что проводил время не бесцельно, как того ожидал богач, а с пользой – он читал книги по анатомии, а потом решил пойти учиться на врача. А вот Стильтон как раз бесцельно прожигал жизнь, наслаждаясь своей игрой. В результате один стал перспективным врачом, а другой стал банкротом.
Джон Ив узнал о настоящей цели Стильтона еще живя на той квартире, но не стал мстить, потому что решил, что, несмотря на жестокие намерения, тот сделал ему добро. Врач даже помогает старику – дает ему работу в больнице. И просит только об одном: зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице
В этом высказывании скрыта основная мораль рассказа: человек сам решает, кем стать, важно уметь освещать себе дорогу
В рассказе Александра Грина доброта победила жестокость: добрый человек реализовал себя, а жестокий осознал свою ошибку.
Композиция
В начале рассказа, скучающая Екатерина слоняется по дому не зная куда себя деть. Пока не находит себе занятия — грызть семечки да плевать шелуху в окно, слушая разговоры дворовых. Этим Лесков, подчеркивает духовную пустоту Екатерины. Ей даже не приходит в голову, почитать книгу или заняться вышивкой. Чем занимались все дамы в богатых семьях.
Основная тема произведения, это бездуховная животная страсть, которую Сергей и Екатерина считают любовью. Сергея и Екатерину нельзя назвать духовными людьми, потому что их любовь, низменна. Она скорее имеет животное начало. Не вовремя вернувшийся муж, обвиняет Екатерину в измене. И без всяких сомнений, Сергей и Екатерина, избавляются от мужа, задушив его. А как только свекру становиться известно о ее измене, она без раздумий травит его крысиным ядом. Когда в дом приезжает наследник убитого мужа Федор, Екатерина уже беременна. И даже это, не останавливает ее перед убийством ребенка.
Похоть ее к Сергею, берет верх над всеми остальными чувствами. Да еще Сергей ей говорил, что Федор единственная их преграда к их счастью, и настаивал на его убийстве. Екатерина, будучи беременна, идет на убийство ребенка, преступив последний рубеж нравственности.
Темы
- Любовь – основная тема повести. Именно это чувство толкает Катерину на чудовищные убийства. В то же время любовь становится для неё смыслом жизни, тогда как для Сергея это лишь забава. Писатель показывает, как страсть может не возвысить, а унизить личность, ввергнуть ее в бездну порока. Люди часто идеализируют чувства, но нельзя игнорировать опасность этих иллюзий. Любовь далеко не всегда может быть оправданием для преступника, лжеца и убийцы.
- Семья. Очевидно, не по любви Катерина вышла замуж за Зиновия Борисовича. Не возникло между супругами за годы семейной жизни должного взаимоуважения и согласия. Катерина слышала в свой адрес лишь упреки, её называли «неродицей». Закончился договорной брак трагически. Лесков показал, к чему ведет пренебрежение межличностными отношениями в рамках семьи.
- Месть. Для порядков того времени, Борис Тимофеевич вполне справедливо наказывает похотливого приказчика, но какова реакция Катерины? В ответ на издевательства над возлюбленным Катерина травит свёкра смертельной дозой яда. Желание отомстить движет отвергнутой женщиной в эпизоде на переправе, когда нынешняя каторжанка набрасывается на разлучницу Сонетку.
Сюжет
Главная героиня — молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники проводят ночи вместе. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свекр запер в погребе, затем, вместе с Сергеем, убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство. Однако в этот момент со двора врывается толпа праздных мужиков, один из которых заглянул в окно и увидел сцену убийства. Вскрытие доказывает, что Федя умер от удушья, Сергей во всём сознаётся после слов священника о страшном суде. Следователи находят замурованный труп Зиновия Борисовича. Убийцы предстают перед судом и после наказания плетьми идут на каторгу. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине, как только она перестает быть богатой купчихой. Он увлечен другой узницей, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеётся над её любовью. В финале Катерина хватает свою соперницу Сонетку и тонет вместе с ней в холодных водах реки.
Критики о повести
Героиню повести, Катерину Измайлову, критики (П. П. Громов, Б. М. Эйхенбаум и др.) сравнивают с Катериной Кабановой, героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза»:
Героиня повести Лескова явственно противопоставлена автором Катерине Кабановой из «Грозы» Островского. Героиня гениальной драмы Островского не сливается с бытом, ее характер находится в резком контрасте со сложившимися житейскими навыками… По описанию поведения Катерины Измайловой никто и ни при каких обстоятельствах не определил бы, о какой именно молодой купчихе рассказывается. Рисунок ее образа — бытовой шаблон, но шаблон, прочерченный до того густой краской, что он превращается в своеобразный трагический лубок.
Обе молодые купеческие жены тяготятся «неволей», застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи, обе — натуры страстные, идущие в своём чувстве до предела. В обоих произведениях любовная драма начинается в момент, когда героинями овладевает роковая, незаконная страсть. Но если Катерина Островского воспринимает свою любовь как страшный грех, то в Катерине Лескова просыпается что-то языческое, первобытное, «решительное» (не случайно упоминается о её физической силе: «в девках страсть сильна была… даже мужчина не всякий одолевал»). Для Катерины Измайловой не может существовать никакого противодействия, её не пугает даже каторга: «с ним (с Сергеем) ей и каторжный путь цветёт счастием». Наконец, гибель Катерины Измайловой в Волге в финале повести заставляет вспомнить самоубийство Катерины Кабановой. Критиками переосмысляется и характеристика островской героини «луч света в тёмном царстве», данная Добролюбовым :
«О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта» (В. Гебель).
Экранизация русской классики
В отзывах о фильме «Леди Макбет» зрители, прежде всего, упоминают произведение, к которому обратился Олдройд. Правда, как ни печально, встречаются среди авторов рецензий и те, что не читали очерк Николая Лескова. Они не сравнивают Кэтрин с Катериной Измайловой и не проводят параллелей между финалом картины и развязкой в книге Лескова.
Впрочем, и зрители, которым сюжет произведения русского писателя незнаком, на тематических сайтах оставили отрицательные отзывы. Фильм «Леди Макбет» относится к жанру артхаусной драмы. Это кино не для массового просмотра. В художественных особенностях картины, пожалуй, заключается главная причина возмущенных откликов.
Отзывы и рецензии о фильме «Леди Макбет» мы непременно рассмотрим. Но прежде стоит вспомнить сюжет первоисточника. Ведь в России многих зрителей разочаровала развязка нашумевшей киноленты.
Популярные сегодня темы
Тютчев Фёдор Иванович – российский поэт, подаривший людям прекрасную пейзажную лирику. Читая его произведения, можно только восхищаться – настолько они чисты и чудесны. Что касается жизни писателя, так она тоже не менее интересна и насыщена.
Герой романа И. А. Гончарова «Обломов», Андрей Иванович Штольц, является довольно интересной личностью. Как он сам признавался, труд – это образ, содержание, стихия и цель его жизни
Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались
Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора
Все мы часть природы, ведь когда-то, все мы жили исключительно в уединении с природой. Но и сейчас, несмотря на то, что большинство из нас живет в городах, мы все также, любим, выбираться на свежий воздух
Характеристика
Сергей всегда мечтал о лучшей жизни. Не все же время ходить в хозяйских помощниках. Парень он был предприимчивый. Быстро смекнул, как подъехать к Катерине Львовне. У Измайловых он оказался случайно. Его попросту поперли с предыдущего места работы. Падок он был до женской красоты. Закрутив роман с купеческой женой о последствиях не подумал. Был прогнан со двора взбешенным мужем. На новом месте быстро освоился и смекнул что к чему. Катерина Львовна оказалась легкой добычей. Льстивые речи сделали свое дело. Скучающая и тоскующая в отсутствие мужа молодая жена ответила взаимностью на ухаживания слуги.
Вступив в отношения с Катериной, им двигала отнюдь не любовь, а исключительно корыстный расчет. Для достижения своих низменных целей он был способен на все, даже на преступление. Мораль и нравственность – эти понятия были ему чужды. Он отчетливо понимал, что благодаря связи с Катериной сможет жить беззаботно, а если убрать мужа и жениться на ней, то он автоматически станет хозяином всего имения.
Играя на чувствах влюбленной в него по уши женщины, он почти добивается своего, толкая ее на преступление. Катерина ради счастья с любимым хладнокровно избавляется от свекра и мужа. Молодые счастливы. Теперь они могут быть вместе навсегда. Сергей в мыслях уже представляет себя купцом.
Все изменилось с приездом племянника Зиновия, Феди. У ребенка такие же права на наследство, как у вдовушки. Мальчишка нарушил планы Сергея. Теперь он реальная угроза на пути к безбедной жизни. Он уговаривает Катю убить малыша.
Свидетелями этой сцены стали прохожие, увидевшие все в окно. Преступники были осуждены. Во время следствия он всячески пытается переложить вину на Катерину. По дороге на этап он издевается и подшучивает над ней. От его любви не осталось и следа. На глазах страдающей Катерины он флиртует и открыто изменяет ей, чем толкает ее на самоубийство.
Главная мысль
Лесков своим произведением предупреждает, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье. Почему автор избрал именно купеческую среду? В этом сословии наблюдался весьма большой процент неграмотности, купцы следовали вековым традициям, которые не могли вписаться в современный им мир. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.
У поступков героини есть свой смысл – она бунтует против условностей и границ, которые мешают ей жить. Чаша ее терпения переполнена, а как и чем ее вычерпать она не знает. Невежество усугубляется развратом. И вот сама идея протеста оказывается опошленной. Если вначале мы сопереживаем одинокой женщине, которую не уважают и оскорбляют в родной семье, то в конце мы видим полностью разложившуюся личность, у которой нет пути назад. Лесков призывает людей быть более избирательными в выборе средств, иначе цель теряется, а грех остается.
Главные герои и их характеристика
Екатерина Измайлова – неоднозначный персонаж. В книге немало фрагментов, изображающих девушку эгоистичной и корыстной преступницей, готовой на всё ради своих целей. Но, с другой стороны, социальный и психологический аспект произведения показывают, что героиню можно понять, мотивы её чудовищных поступков ясны. Она одержима любовью. Для неё, как и для её тезки из пьесы Островского эта любовь – способ вырваться из замкнутого мира, в котором она оказалась ввиду своего положения и жизненных обстоятельств. Она рождена не для того, чтобы быть «упрятанной в горнице», и её внутренний порыв, страсть и сила характера находят выход лишь в преступлении. Смерть других людей оказывается для Екатерины способом достижения цели. В каком-то смысле, в поступках и образе главной героини просматривается знаменитая дилемма Достоевского.
Сергей – внешне простой, естественный человек, пользуется успехом у женщин и способен обернуть это обстоятельство себе на пользу. В ходе повествования он раскрывается как алчный, корыстный и эгоистичный персонаж. Он умело играет чувствами хозяйки, скрываясь под маской простачка, не способного ничего изменить, и тем самым прячется за сильным характером героини. На поверку герой оказывается ловеласом, который думает только о себе.
Купцы Измайловы – Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович – свекр и муж Екатерины Львовны – типичные представители своего сословия. Они живут в мире предрассудков и стереотипов, интересуясь лишь материальной выгодой и преумножением своего состояния. Проявляют жестокость и непонимание по отношению к окружающим.
Сонетка – каторжница, возлюбленная Сергеем, хитрая кокетка, охочая до веселья и развлечений, легкомысленна, не имеет твердых моральных устоев и не проявляет способности к искренним чувствам. Она живет во имя собственных желаний, и этим похожа на Сергея.
Суть
Основные события разворачиваются в купеческой семье. Катерина Измайлова, в то время как её муж уехал по делам, заводит роман с приказчиком Сергеем. Свёкр попытался пресечь разврат в собственном доме, но поплатился за это жизнью. Вернувшегося домой супруга также ждал «тёплый приём». Избавившись от помех, Сергей и Катерина наслаждаются своим счастьем. Вскоре к ним приезжает погостить племянник Федя. Он может претендовать на наследство Катерины, потому любовники решают убить мальчика. Сцену удушения видят прохожие, что шли из церкви.
Убийц приговаривают к каторге. Не на такой исход рассчитывал Сергей, его чувства к Катерине остывают, и он начинает отношения с другой каторжанкой Сонеткой. Катерина не в силах вынести измену возлюбленного: во время переправы на пароме она набрасывается на соперницу, «как сильная щука на мягкоперую плотицу», и погибает вместе с ней. Все то, о чем рассказывается в книге, вы можете узнать из краткого пересказа.
Главная мысль
На примере пороков купеческого сословия, для которого были свойственны необразованность, бездуховность и верность предрассудкам, Николай Семенович показывает, как закостенелость и консерватизм общественных устоев способны «искалечить душу» человека. Все персонажи книги существуют в «извращенной» системе ценностей. Бунт героини – это бунт женщины , стремящейся жить так, как ей хочется. Пороки героини – это пороки общества, следствие духовной бедности и невежества. В конечном итоге протест оказывается бессмысленным потому, что строится он на безнравственности и бесчеловечности.
Сюжет подробно
Главная героиня повести — Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена, вынужденно вышедшая замуж несколько лет назад. Она проживает в большом доме со своим мужем Зиновием Борисовичем и его отцом-своим свекром. Увлеченный лишь делами и заработком денег, муж часто и подолгу не бывает дома, так что молодая жена предоставлена сама себе. У супругов нет детей, за что пусть и не в глаза, винят Катерину, называя «холостой скрыней». Жизнь ее однообразна и скучна, каждый день она слоняется из комнаты в комнату, зевая, смотрит в окно на рабочих, пьет чай в саду и предается дневному сну. Отчасти, такому образу жизни она обязана самой себе, потому что абсолютно не интересуется книгами и никак не развивается духовно.
Так проходит день за днем, пока однажды весной, молодая купчиха не решает выйти в сад развеяться и встречает там молодого приказчика Сергея.
Сергей знает, как привлечь и соблазнить женщину, и с Катериной Львовной это не доставляет труда, потому как в этот же день у них начинается роман.
Катерина, не привыкшая к вниманию со стороны мужчин и комплиментам, которыми осыпал ее приказчик, быстро влюбляется в него, да так, что эта страсть полностью захватывает ее разум и пробуждает в ней решительность полностью отказаться от прежних устоев и изменить свою жизнь.
Таким образом, Катерина Львовна избавляется от скуки, душившей ее все эти годы, а расчетливый Сергей получил шанс на безбедную жизнь. Опьянев от страсти и вседозволенности, любовники теряют бдительность. Борис Тимофеевич, свекр Катерины Львовны, застает возвращающегося из ее спальни Сергея и обо всем догадывается. Катерина Львовна решается на страшный поступок, и в эту же ночь травит своего свекра крысиным ядом.
Войдя в азарт и чувствуя безнаказанность, убийцы отправляют на тот свет и прибывшего обратно Зиновия Борисовича. В этот раз Сергей сам проявил инициативу, подговорил Катерину Львовну, манипулируя ей, играя ее чувствами. Их не волнуют ни другие люди, ни их разговоры и сплетни, которые поползли по округе, обоих поглотили чувства, Катерину-невиданная прежде страсть, Сергея-корысть и эгоизм.
Не остановил убийц и невинный ребенок, племянник Зиновия Борисовича Федя, который по словам Сергея мог стать причиной их с Катериной Львовной несчастий. Убийство ребенка стало пиком морального падения героев. Хладнокровная и будто уже привыкшая убивать Катерина Львовна не останавливается даже сама будучи в положении.
После убийства Феди они оказываются на каторге, где Сергей резко охладел к Катерине, и даже ненавидит ее, обвиняя в том, что она испортила ему жизнь. Она же продолжает любить, ловить каждое его слово, пусть даже и не ласковое, каждый взгляд, каждую минуту, проведенную наедине. Но теперь, когда они стали равны и Катерина Львовна больше не представляет собой материальный интерес, Сергей не видит никакого смысла продолжать отношения, и увлекается другой молоденькой арестанткой. Катерина становится несчастна, ее душа переполнена злобой и обидой, и снова она становится решительной и разрушительной как стихия. В финальной сцене на пароме все закончилось еще одной трагедией. Осознав, что все кончено, и возлюбленный теперь принадлежит другой, Катерина не в силах принять и вынести это, бросается на свою соперницу, и вместе с ней прыгает за борт, где обе утонули.
История создания
В произведении Н. С. Лескова можно усмотреть несколько мотивов, которые и вдохновили автора на написание текста. Во-первых, это уже упомянутая трагедия «Макбет» У. Шекспира, а, во вторых, популярный сюжет лубочных картин «О купеческой жене и приказчике».
Взявшись за перо, Николай Лесков планировал создать серию произведений, представляющих «галерею характера русских женщин». Екатерина Измайлова – русская Леди Макбет – должна была стать первой в этой веренице. Однако произведение так и осталось единственным, самостоятельным творением, представив читателям «отечественную версию» вечного образа.
На написание первоначального текста у автора ушло около года, произведение создавалось в 1864-1865 гг. Позднее Лесков вносил в своё произведение многочисленные правки. Финальная версия произведения появилась в 1867 и была представлена на суд читателей на страницах журнала «Эпоха».