Замятин «Мы» для читательского дневника
В 1920 году Замятин написал роман-антиутопию «Мы». В этом произведении описан примерно тридцать второй век. Государство придерживается тоталитарной политики. У людей нет имен, а только номера. Под контролем даже очень личные моменты в жизни каждого члена государства. Для людей нет права выбора ни в чем. Для них только линия, которую избрал Благодетель.
Главная мысль романа-антиутопии «Мы» в том, что Евгений Замятин преломляет Я в Мы, чтобы подчеркнуть безжалостное давление тоталитарной машины. В мире царит не только разум и всяческие его производные. Не менее важны духовные ценности.
Замятин подчеркивает, что техника не может жить отдельно без нравственной составляющей
Важно помнить, что главное в человеке для человека – душа, духовное
Смысл названия
Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.
Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.
Запись 27-я
Потом всё собрание пило что-то из деревянной чаши. На миг Д показалось, что он видит S, и он сказал об этом I. Но I возразила, что люди за стеной не знают о существовании этого мира.
К Д пришли вместе Ю и I. Ю решила, что её долг – охранять Д, как ребёнка, потому что I преследует свои корыстные цели. Д выгнал Ю.
I рассказала, что в аудиториумах готовят зачем-то медицинские столы. Она открыла герою тайну его волосатых рук: женщины из города иногда любили людей из леса. Это люди, которые выжили после Двухсотлетней войны. Они обросли шерстью, но сохранили горячую кровь. А горожане обросли цифрами, которые ползают по ним, как вши.
Прибежал тот, кто приносил Д записки от I, и сказал, что сюда идут Хранители, с ними S. Д спрятал опасные последние листы рукописи под себя. S прочитал неопасные листы.
Запись 2-ая: Любовь в государстве
Конспект: БАЛЕТ. КВАДРАТНАЯ ГАРМОНИЯ. ИКС
В Едином Государстве весна. Д-503 отмечает, что природные проявления мешают логически мыслить, но всё-таки любуется весной. Он смотрит на небо и удивляется, как предки могли восхищаться таким несовершенным небом: в облаках? У них теперь другое прекрасное небо – исключительно синее, стерильное и безукоризненное. Вспоминая свой поход на строительство «ИНТЕРГАРАЛА», Д-503 отмечает, что танец прекрасен именно потому, что все движения в нём – несвободны. Они логически продуманы и выверены. А значит, инстинкт несвободы был присущ человеку с начала времён, а в Едином Государстве достиг своего апогея.
К герою заходит О-90. Девушка, у которой есть билет на сексуальные дни с Д-503. Герой описывает её как «кругло обточенную» и «розовое О». На прогулке в Личный Час, они встречают прохожих: женщину – нумер I-330 и мужчину – S. Завязывается разговор, и I 330 угадывает мысли Д-503, что очень его удивляет. Она кажется ему неприятной, и он сравнивает её со «случайно затесавшимся в уравнение неразложимым иррациональным членом». I просит его зайти в аудиториум 112, уверенно сообщая, что ему дадут направление именно туда. Д-503 с удовольствием остаётся наконец наедине с О, несмотря на то, что до этого часто отмечал про себя, её глуповатые и наивные привычки. Например, говорить прежде, чем обдумывать то, что хочешь сказать.
Смысл финала книги «Мы»
Роман Замятина является аллюзией на государство будущего, в котором все люди равны. Хотя явно видно, что государство автора — копия СССР времен двадцатых годов прошлого века. Это эпоха тоталитаризма, революций и огромных перемен в стране. Однако автор рассматривает все это с иронией. Фантазия и размышления находятся под запретом. Но главный конфликт романа — противостояние прошлого, нормального по мнению автора мира, и нового, создающего «роботов». Нашлись люди, готовые отстоять свои естественные права на радость, эмоции и фантазию. Эти персонажи Замятина — прямая отсылка к советской интеллигенции. Именно они стали толчком для освобождения умов людей. Но правительство делает все против этого. В конечном итоге происходит полное зомбирование граждан, ограничения в получаемой информации и ее недостаток.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Запись 15-ая: Правосудие в Государстве
Конспект:КОЛОКОЛ. ЗЕРКАЛЬНОЕ МОРЕ. МНЕ ВЕЧНО ГОРЕТЬ
Д-503 возвращается на работу после «болезни». Ему сообщают, что возле «ИНТЕГРАЛА» был замечен человек без номера. Его уже поймали и отвели в Операционное. В Операционном находится Газовый Колокол, куда помещают человека, а воздух в колпаке разряжается. Так можно выпытать информацию или убить, но это во Благо Единого Государства. Д слышит о новой операции по удалению фантазии. Герой понимает, что не хочет выздоравливать. Ему трудно находиться на работе. Второй Строитель и другие рабочие отмечают странностиД.
Временами он хочет сдаться Хранителям, но понимает, что придётся рассказать и про I. Это его останавливает.
Запись 11-ая: Разлад в семье
Конспект:… НЕТ, НЕ МОГУ, ПУСТЬ ТАК, БЕЗ КОНСПЕКТА
Д-503 переживает появление своего нового я. Он отмечает красоту природы,и думает о том, что древние люди искали на небе Бога, а они знают, что там только «непристойное ничто». Ему трудно принять другого – дикого и необузданного себя, которого он теперь видит в зеркале. Брови, волосатые руки, серые глаза – всё ново. Он рад, что к нему заходит R. Они дружески беседуют, и R спрашивает, кто проник в их треугольник. Оказывается, что сам поэт тоже был с I-330. Это вызывает у Д прилив гнева, но он обуздывает нового себя.
Они расстаются дружески, но Д понимает, что их треугольник–семья развалился. В конце герой задаётся философским вопросом – кто он? И какой?
Основная идея
В своём романе писатель выступил против идей вульгарного материализма и технократии, отстаивая важность духовной свободы, нематериального бытия и ценности отдельного индивида. Право человека на свободу воли и индивидуальность он считает неотъемлемым условием для жизни
В этом и состоит смысл антиутопии «Мы».
В то же время писатель показал, что моральные качества людей находятся не на высшем уровне, а потому человечество ещё не способно построить по-настоящему дивный новый мир. Руководство неизбежно эксплуатирует и обманывает народ, каким бы режимом оно ни прикрывалось. Поэтому такая сомнительная идиллия не стоит прав и свобод личности, обмен не равнозначен. Это и есть главная мысль романа «Мы».
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Тайна дневника
Роман «Мы» часто именуют антиутопией, и это в общем справедливо, но, как кажется, помогает считывать лишь самые очевидные смыслы произведения и видеть в нем главным образом, по словам Замятина, «сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого».
Очень важно обратить внимание на другую жанровую особенность романа «Мы», а именно — на дневниковую форму, в которую заключено повествование. Определение жанра произведения как антиутопии не объясняет или почти не объясняет выбора подобной формы. Может быть, «Мы» — это метароман, то есть роман о попытке стать писателем? Взглянув на произведение под таким углом, мы сразу же заметим, что очень большое количество его фрагментов посвящены раскрытию темы написания текста
Более того, Д-503 саму жизнь, похоже, воспринимает как роман, как текст:
Может быть, «Мы» — это метароман, то есть роман о попытке стать писателем? Взглянув на произведение под таким углом, мы сразу же заметим, что очень большое количество его фрагментов посвящены раскрытию темы написания текста. Более того, Д-503 саму жизнь, похоже, воспринимает как роман, как текст:
И не получится ли тогда, что роман «Мы» будет уместнее поставить не столько в ряд антиутопий («О дивный новый мир» Хаксли, «1984» и «Скотный двор» Оруэлла, «Хищные вещи века» братьев Стругацких и так далее), сколько в ряд ключевых для русской литературы ХХ столетия произведений, одной из главных тем которых является писательство и попытка стать писателем («Дар» Владимира Набокова, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «В круге первом» Александра Солженицына). Только во всех этих романах героям в итоге все же удается стать писателями, а в «Мы» — нет: «Я не могу больше писать — я не хочу больше».
Запись 1-ая: Об Интеграле
Конспект: ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА
Инженер Д-503 ведёт дневник, страницы которого решает озаглавить словом «Мы». Он описывает жизнь Единого Государства, в котором живёт. Глава Единого Государства – Благодетель. Тысячу лет назад Единое Государство покорило весь мир, и теперь на космическом корабле «ИНТЕГРАЛ» хочет покорить неизведанные планеты. И если там есть живые существа, находящиеся в «диком состоянии свободы», принести им «математически-безошибочное счастье». Первым грузом на корабле будут трактаты, поэмы и манифесты, написанные жителями Единого Государства – нумерами, в честь его славы.
Д-503 описывает свои чувства по мере написания: «Я лишь пытаюсь записать то, что думаю, – точнее мы думаем». Он сравнивает процесс написания своей поэмы во славу Государства с процессом рождения ребёнка. Ребёнка, которого нужно будет оторвать от сердца и положить к ногам Единого Государства. Свою запись Д-503 заканчивает словами «Я готов».
Полный пересказ романа «Мы» по главам
Глава 1
Рассказчик, проснувшись утром, открывает окно и видит город, но не чувствует его. В этом мире, построенном на техническом прогрессе и равенстве, люди лишены эмоций, индивидуальности и свободы выбора. Все живут по строгому графику, разделены на цвета и общаются только по предписанным формулам.
Рассказчик, принадлежащий к числу правителей этого мира, начинает испытывать чувства к женщине по имени И-330, которая вызывает в нем странные воспоминания о другом мире. В день его именин он получает письмо от ее руки, в котором она предлагает ему заняться запрещенной деятельностью — писать стихи.
Глава 2
Рассказчик соглашается на предложение И-330 и ведет ее к себе домой. Они обсуждают свое желание выйти за пределы системы и попытаться восстановить свою индивидуальность. Их разговор прерывается приходом робота-приборщика, после чего И-330 уходит. Рассказчик продолжает писать стихи, но встречается со своим другом, который желает предупредить его об опасности такого поведения.
Глава 3
Рассказчик начинает задумываться над своей жизнью и приходит к выводу, что система, построенная на научных принципах, ограничивает свободу выбора и вынуждает людей притворяться. Он также начинает понимать, что его чувства к И-330 не являются уникальными и что другие люди тоже испытывают их, но стараются скрывать.
Глава 4
Рассказчик принимает решение попытаться изменить систему и сообщает об этом И-330, которая связывает его с тайным обществом. В один из дней он получает повестку в суд, где ему предъявляют обвинение в нарушении правил. Он не признается в вине и говорит, что хочет изменить систему и привнести в нее элементы индивидуальности.
Глава 5
Рассказчика приговаривают к высылке на один из чужих планет, но в последний момент его спасает И-330, которая убивает своего начальника и забирает рассказчика с собой. Он узнает, что у них есть план — свергнуть старую систему и построить новую, основанную на свободе и равноправии. Рассказчик соглашается помочь их делу и продолжает писать стихи.
Основная тематика
Тема романа довольно обширна. Замятин пытается раскрыть следующие актуальные вопросы:
Любовь. Она показана в произведении как светлое и искреннее чувство, но при этом автор указывает, что не все люди могут выдержать ее, поскольку, кроме счастья, это может нести глубокие сомнения, каждый день испытывая человека.
Грядущее. Произведение наполнено страхом автора перед будущим. Для него в дальнейшем люди наполнятся ужасом и отчаянием. Но все же осталась и надежда, что отыщется человек, который не позволит обществу полностью загнить.
Искусство
На фоне монотонной жизни идеального города читатель осознает насколько важно, чтобы в дальнейшем человек продолжал воображать.
Семья. Писатель отрицает искусственно созданное общество, поскольку в нем нет семьи
Стремление к семейным отношениям, обретение близости, которое показывает О-90, автор превозносит.
Природа. Город полностью закрыт от остального мира. Он отгородил всех жителей от природы, дав вместо этого бездушный суррогат. Человека, который не знает, как устроена вселенная, легко контролировать.
Историческая память. Все нумера полностью забыли о собственном прошлом, живут только настоящим. Именно незнание альтернативной общественной модели, которая была когда-то, и создало Единое Государство. Теперь оно полностью владеет информацией, что сделало его настолько могущественным. Человек просто не знает и не представляет, как можно жить по-другому.
Запись 40-ая: Операция и казнь
Конспект: ФАКТЫ. КОЛОКОЛ. Я УВЕРЕН
Запись ведётся в единообразном стиле: только факты. В тот день, их с соседом, и всех, у кого не было удостоверений о проделанной Операции направили на неё принудительно. В 112 аудиториуме, почему-то знакомом Д-503, ему удалили фантазию. Теперь он абсолютно нормален и не верит, что предыдущие записи принадлежат ему. Только почерк выдаёт это. Единственное объяснение: он был болен, у него была душа.
На следующий день после операции Д-503 всё рассказал Благодетелю. Этим же вечером он и Благодетель сидели в Газовой Камере, куда привели «эту женщину». Д-503 заметил, что у неё белые, острые зубы – это красиво. Её пытали, но она так ничего и не сказала. Только неотрывно смотрела на Д-503. Остальные оказались сговорчивее. Главный герой надеется, что скоро порядок будет восстановлен, потому что «разум должен победить».
Запись 9-я
В светлый торжественный день на площади Куба на 66 концентрических кругах трибун собраны дети, женщины и мужчины. Это похоже на богослужение древних, торжественная литургия Единому Государству, победа всех над одним.
Преступник, написавший кощунственные стихи о Благодетеле, стоял у подножья ступеней куба с перевязанными символически красной лентой руками. Наверху куба Машина. По знаку руки Благодетеля Государственный поэт прочитал стихи. Вторым поэтом оказался R-13.
По знаку Благодетеля преступник поднялся к Машине. Благодетель нажал на рычаг – преступник упал под ударом сотен тысяч вольт. Тело его превратилось в чистую воду, произошла диссоциация материи, расщепление атомов.
Сюжет и композиция
Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны — последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.
Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.
Роман написан от первого лица главным героем, математиком, инженером-строителем «Интеграла» — совершенного механизма, который должен принести идеи Единого Государства во вселенную, проинтегрировать её, сделать повсюду одинаковой.
Роман представляет собой конспект из 40 записей, который герой начинает для того, чтобы прославить Единое Государство и его идею всеобщего счастья во вселенной, а продолжает, чтобы достоверно описать события для жителей других планет. Об устройстве Государства он говорит как о чём-то само собой разумеющемся. Поэтому эти сведения рассыпаны по разным записям, перемежаются сообщениями о событиях и логическими рассуждениями героя.
Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.
Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.
В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма».
За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.
Самая важна часть Единого Государства – его идеология. Название романа объясняет её. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы». Поэтому нумера даже не прекратили работу, когда во время испытания «Интеграла» около десятка нумеров погибло под трубами двигателя. Ведь десять – это бесконечно мало по сравнению со всеми. Таким образом, для создания законов Единое Государство пользуется так называемой математической этикой.
Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (то есть у нас). В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.
Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.
Другие произведения поучительны: «Стансы о половой гигиене» или история о трёх отпущенниках, которых освободили от всех работ, и через 10 дней они утопились с горя.
Весь сюжет антиутопии «Мы», как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности действий, затем возникает «душа», мешающая быть «винтиком и колёсиком». Операция по удалению фантазии превращает героя в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.
Запись 7-ая: Несостоявщийся донос
Конспект:РЕСНИЧНЫЙ ВОЛОС. ТЭЙЛОР. БЕЛЕНА И ЛАНДЫШ
Д-503 видит сон. Сон представляет собой набор разных предметов, что Д видел в Древнем Доме. В Едином Государстве сон – это болезнь. Д пытается отвлечься работой, он мечтает формулами для лучшей работы «ИНТЕГРАЛА». Какое-то неприятное чувство преследует Д-503, он должен что-то сделать, но не помнит – что именно? Вдруг он сталкивается с Хранителем – S 4711, которого впервые видел с I-330. Д решает всё рассказать ему. Но сводит речь к простому разговору, потому что решает, что Хранитель может быть в заговоре с ней.
Д-503 решает отправиться в Бюро Хранителей в 16.00, но на улице встречает O, которая дарит ему ландыши. Д выходит из себя от нелогичности женского поведения, повышает голос на О, на что она спрашивает, не заболел ли он? Д становится радостно от этой мысли. Он не может объяснить себе – чему рад, но вместо Бюро Хранителей, идёт в Медицинское Бюро. Остаток дня проходит для Д благополучно. И лишь после ухода О, он замечает оставленный ею букетик ландышей, и это снова лишает Д равновесия.
Критика
Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.
Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.
Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением .Год написания – 1920 год.
История создания – Роман написан после революции, а опубликован в России в 1988 году.
Тема – жизнь людей в условиях тоталитарного общества.
Композиция – произведение написано в форме конспекта инженера Д-503, 40 записей, которые прослеживают “оживание” человека и последующую “ампутацию” его души.
Жанр – роман-антиутопия с элементами сатиры.
Направление – неореализм. Элементы фантастики следует рассматривать как художественную составляющую, не влияющую на жанр и направление.