2 вариант
Как, только открыв книгу, читатель может понять, что герои в романе Евгения Замятина «Мы» довольно не обычны. Все действия, происходят в далеком будущем в 26 веке, после Великой двухсотлетней войны, где люди потеряли свою личность и свои «я». У них у всех нет имен, просто символы, буквы и цифры. Все эти циферки, показывают идентичность людей, объединяя их в одно совместно «мы». В этом мире огромное количество правил, запретов которые в нашем мире кажутся зверскими. Сам мир становиться Единым Государством.
Главный герой называется как Д-503. Он ведет некий дневник, в котором описывает события, происходящие в Едином Государстве. Все люди проживают в стеклянных домах, чтобы Хранители могли следить за всеми ними и их правонарушениями. Все люди должны следовать чуткому распорядку, который идентичен для каждого, все должны ходить строями и шеренгами. Тут запрещена сама любовь, браки, а родившие женщины не имеют никаких прав на ребенка. Как сам Д-503 писал то, что у них украли свободу и это сделало весь народ счастливым. Но не все люди имеют похожую точку зрения как у героя, многие еще противятся диктатуре Единого Государства.
Так, например женщина с кодом О-90, является сексуальной партнершей главного героя. Но, несмотря на все законы государства, она хочет стать женой и матерью своего ребенка.
Ее образ передает чувства большинства женщин, которые не способны воспитывать ребенка. Она зарегистрирована на главного героя Д-503 и на его друга поэта Р-13. Двое мужчин не ревнуют женщину друг другу, а Д-503 считает, что у них идеальные отношения, почти семейные.
Главный герой, имеет нежные чувства к О-90, но это точно не любовь. Она навивает ему чувства о детстве, о счастливых и светлых временах. В своей книжке Д-503 описывает ее как «круглой» и «розовой». Что она улыбнулась «розовой» улыбкой, протянула «розовую» руку, поцеловала его «розовыми» губами. Довольно часто во время общего времени, они просто занимаются математическими примерами. И во время этого для Д-503, О-90 кажется очень милой и доброй.
Женщина, является постоянной сексуальной партнершей, главного героя, но она не испытывает к нему, не дружеских не просто милых чувств. Она всем сердцем любит Д-503. Но вскоре наперекор ее чувств он влюбляется в мятежницу I-330, которая идет против правил Единого Государства, а сам герой, даже несмотря на, то, что поддерживает правила это мира, любит ее
Но до этого бедная О-90, сумела незаконно забеременеть и женщина всем сердцем хочет оставить себе ребенка и воспитывать самой. Поэтому она просит помощи, у мятежницы которую ненавидит, из-за чувств к Д-503. Она убегает за Зеленую стену, где Единого Государства уже нет
После она родила ребенка, как символ что даже самой страшной диктатуры можно избежать. Этот маленький человек, становиться символом свободы и победы против жестокого мира.
Главные герои и их характеристика
Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции. Но те персонажи, которые смогли выделиться, описаны Многомудрым Литреконом в таблице:
герои романа «мы» | характеристика |
д-503 | ничем не примечательный нумер. главный инженер на строительстве «интеграла». на протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия. это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет. в конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения. |
i-330 | крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах. в своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками. ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию. |
0-90 | привлекательная пышнотелая женщина. была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. предстала перед судом, который приговорил её к смерти. по всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города. |
Проблемы
Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.
Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.
В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.
История создания
Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.
Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».
Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.
Другие сочинения по этому произведению
«без действия нет жизни…» В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. «Мы».)«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)»Мы» и они (Е.Замятин)«Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы»)«Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина.«Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы»Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы»)Будущее человечестваГлавный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы».Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы»)Е.И.Замятин. «Мы».Идейный смысл романа Замятина «Мы»Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы»)Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»).Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы»Почему роман Е. Замятина называется «Мы»?Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» ЗамятинаПредсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»).Проблематика романа Е. Замятина «Мы»Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы»Роман «Мы»Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопияРоман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждениеРоман-антиутопия Е. Замятина «Мы»Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы»Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы»Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы»)Сочинение по роману Е. Замятина «Мы»Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы»)Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы»)Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»?И-330 — характеристика литературного герояД-503 (Второй Вариант) — характеристика литературного герояО-90 — характеристика литературного герояГлавный мотив романа Замятина «Мы»Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы»«Личность и государство» в произведении Замятина «Мы».Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова)Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы»Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы»)Многообразие мира и искусственная «формула счастья» в романе «Мы»Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы»)Размышления об антиутопии ЗамятинаЛитературное произведение Евгения Замятина «Мы»Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы»)Пространство в романеМое открытие Е. И. ЗамятинаХудожественный памфлет «Мы»Нравственность и научно технический прогресс (по роману Е. Замятина «Мы»)Сочинение отзыв на тему романа Замятина «Мы»Порицание насилия над человек в романе Замятина «Мы»Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы»)Мир романа «Мы» Евгения ЗамятинаНравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по вы-бору (Е.И.Замятин \Роман-антиутопия в русской литературе«Мы» Замятина – «злобный памфлет» или долг художникаИдейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»Фантастика и гротеск в романе «Мы»Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина «Мы»Роман предостережение (Евгений Замятин «Мы»)ТЕМА СТАЛИНИЗМА (по произведениям А.Н.Рыбакова «Дети Арбата» и Е.И.Замятина «Мы»)Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государствеЖанровое своеобразие романа Замятина «Мы»Роман Замятина «Мы» – сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной властиТрагическая ирония о судьбе человечества в романе «Мы»Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. ЗамятинРазвитие жанра антиутопии в романах «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. ПлатоноваАнтиутопия Е. Замятина «Мы»Социальный прогноз Е. Замятина и реальность XX века (по роману Е. Замятина «Мы»)Драматическая судьба личности в условиях тоталитаризмаАнтиутопия для античеловечестваЕвгений Замятин и его роман “Мы”«Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного яТема личности в романе Е. Замятина «Мы»Проблема любви и долга в романе Е. Замятина «Мы»Роман Замятина «Мы»
Смысл названия романа «Мы»
Чтобы понять, почему роман получил такое название, вспомним время, в которое он был написан. В начале двадцатого века в стране процветала идея равенства. Люди стремились объединиться в коллективы, забывая об индивидуальности. Более того, поведение вне рамок этой концепции считалось ненормальным и наказывалось. То же самое мы видим и в самом романе Замятина — ни у кого из героев нет имени, только номера, все выглядят практически одинаково, носят одну и ту же одежду, у каждого из них одинаковые взгляды на жизнь и мышление.
Название «Мы» также относиться к этой концепции. Люди не должны ничего скрывать друг от друга, быть единой массой, образовывать один большой механизм. Каждый из героев обязан отказаться от собственных целей и надежд и иметь только одну радость жизни — делать общее дело. А самое главное, что людей все устраивает. Кроме, конечно же, главного героя. Д-503 влюбляется, что уже является симптомом неправильного поведения. Это чувство заставляет его задуматься, а все ли идет так, как хочется лично ему?
Герои романа
Главный герой – строитель «Интеграла», 32-летний Д-503. Он переживает постоянные колебания от восторженного принятия Единого Государства до бунта. В жизни Д всё обращено в формулы или логические доводы. Но он видит мир образно, наделяя людей вместо имён чёткими характеристиками (R – негрогубый, О – круглая, розовая). Главный герой искренен, он стремится к счастью, но отказывается от него ради любви, он невольно предаёт возлюбленную, потому что после Операции перестаёт быть человеком. По тому факту, что нумера не спешат вырезать себе фантазию, Д делает вывод, что даже 1000-летняя несвобода не смогла уничтожить в человеке его сущность – душу.
Женские образы романа представлены двумя типами. О-90 – круглая, розовая, общение с ней не выходит за ограниченные рамки. У неё уже пробуждена душа, она ждёт от Д любви, а когда обнаруживает, что он влюблён в I, рискуя жизнью, просит подарить ей ребёнка. Общество не допускает появления у О ребёнка, потому что она не дотягивает 10 см до Материнской Нормы.
Рождённых детей в обществе всё равно отбирают и воспитывают согласно науке детоводства. О в конце романа выживает, причём оказывается за стеной, так что их с Д ребёнок – надежда на изменение ситуации.
I-330 – острая, гибкая, с белыми зубами, ассоциируется с хлыстом и укусом до крови. Д так и не понимает, она выбирает его потому, что любит, или потому, что он – строитель «Интеграла». Это женщина-тайна, которой нравятся недосказанности, испытания, отсутствие ясности, нарушение правил и игра с судьбой. Она одержима идеей Мефи – борцов с Единым Государством – и умирает за неё.
К концу романа Д с удивлением понимает, что почти все окружающие его мужские нумера связаны с Мефи: друг Д и Государственный поэт R; двоякоизогнутый S, Хранитель, наблюдающий за Д глазами-буравчиками; тончайший доктор, выписывающий Д фиктивные медицинские справки.
Другие нумера остаются верными идее Единого Государства. Например, Ю, которая отводит своих воспитанников на операцию по уничтожению фантазии и даже связывает их, доносит на Д Хранителям, выполняя свой долг.
В конце романа Д встречается с Благодетелем и вдруг видит в нём не нумер из нумеров с чугунными руками, а уставшего человека с блестящими на лысине капельками пота (не Ленин ли был его прообразом), такую же жертву системы Единого Государства.
Сюжет и композиция
Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны — последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.
Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.
Роман написан от первого лица главным героем, математиком, инженером-строителем «Интеграла» — совершенного механизма, который должен принести идеи Единого Государства во вселенную, проинтегрировать её, сделать повсюду одинаковой.
Роман представляет собой конспект из 40 записей, который герой начинает для того, чтобы прославить Единое Государство и его идею всеобщего счастья во вселенной, а продолжает, чтобы достоверно описать события для жителей других планет. Об устройстве Государства он говорит как о чём-то само собой разумеющемся. Поэтому эти сведения рассыпаны по разным записям, перемежаются сообщениями о событиях и логическими рассуждениями героя.
Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.
Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.
В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма».
За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.
Самая важна часть Единого Государства – его идеология. Название романа объясняет её. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы». Поэтому нумера даже не прекратили работу, когда во время испытания «Интеграла» около десятка нумеров погибло под трубами двигателя. Ведь десять – это бесконечно мало по сравнению со всеми. Таким образом, для создания законов Единое Государство пользуется так называемой математической этикой.
Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (то есть у нас). В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.
Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.
Другие произведения поучительны: «Стансы о половой гигиене» или история о трёх отпущенниках, которых освободили от всех работ, и через 10 дней они утопились с горя.
Весь сюжет антиутопии «Мы», как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности действий, затем возникает «душа», мешающая быть «винтиком и колёсиком». Операция по удалению фантазии превращает героя в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.
Проблемы
Проблематика антиутопии «Мы» с каждым днем все ближе обывателю, который становится заложником и жертвой необратимых перемен:
- Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
- Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
- Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
- Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
- Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
- Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
- Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Роман «Мы» Е. Замятина: проблематика
Роман «Мы» — роман-антиутопия, написанный русским писателем Евгением Замятиным в 1921 году. Не секрет, что в начале прошлого века политическая ситуация в мире оставляла желать лучшего, поэтому подобные произведения пользовались популярностью не только в России, но и за рубежом. Интересно, что в России роман увидел свет только спустя много лет в 1988 году, так как ранее произведение издавалось только на чешском и английском языках в других странах. Работа над романом «Мы» имела место во время Гражданской войны.
Глубокий, но очевидный смысл, который Е. Замятин вложил в свой роман, открывается читателю уже из названия: за простым местоимением «мы» прячется коллективизм большевиков, когда отдельная личность ничего не значила, и более важную роль играли групповые решения и коллективная деятельность. Герои антиутопии живут в России будущего через тысячу лет. Одна из главных тем, затронутых в романе – жизнь человека в условиях тоталитаризма. Сам роман написан в форме записей в дневнике, который принадлежит инженеру по имени Д-503. Несмотря на такую форму написания и тот факт, что события происходят в далеком будущем, Е. Замятин, роман «Мы» и его герои поднимают важные проблемы человеческой жизни, которые будут актуальными всегда.
Ведущая проблема – путь к человеческому счастью. Герои романа «Мы» живут в мире, который сформировался как результат поисков счастливой жизни. Казалось бы, мир, где главенствует технократия и коллективизм – идеален, однако, он несовершенен, так как человек теряет свою индивидуальность и является просто еще одним винтиком огромного механизма. Жизни людей подчинены математике и расписаны по часам. Человек – обезличен. Более того, вместо имен людям присваивают код в виде буквы и цифр
Что немаловажно, люди свыклись с такими порядками, они забыли о естественности и необходимости скрывать что-то друг от друга
Еще одна проблема, с которой встречается читатель – это проблема власти. Е. Замятин выкладывает свои идеи при описании Дня Единогласия и выборов Благодетеля. Странно, что люди и не задумываются о том, чтобы выбрать на должность Благодетеля кого-то, кроме самого Благодетеля. Кроме того, они считают странным, что когда-то результаты выборов были известны после выборов.
Е. Замятин также вводит в сюжет романа-антиутопии ситуацию революции. Часть рабочих не мирится с существующим положением вещей и готова бороться с правителем ради освобождения людей от такой власти.
Главный герой присоединяется к революционерам и обретает душу. В конце романа любимая женщина героя погибает, и он возвращается к былому «равновесию» и «счастью» после операции по удалению фантазии.
Таким образом, Е. Замятин описал развитие тоталитаризма. Его роман «Мы» – предупреждение о том, к чему может привести отказ от индивидуальности. Писатель, раскрывая важные проблемы, показал, каким губительным может быть тоталитарное государство и как трагичны жизни тех, кому выпало быть его частью. Роман «Мы» (краткое содержание можно найти на просторах Интернета) является образцом жанра романа-антиутопии и заставляет читателя задуматься о ряде важных проблем.
Жанр
Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы Хаксли «О дивный новый мир», и «1984» Оруэлла, с которыми нередко сравнивают роман Замятина.
Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.
Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.
Смысл романа
Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.
Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.