«Русь советская», анализ стихотворения Есенина
Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского. а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.
Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская». написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.
Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате». «С добрым утром!». «Берёза» .
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни». «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись»
«хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна». а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом». а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю». но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
Сочинение на тему «Анализ стихотворения С.А. Есенина «Русь советская»»
По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
В первой части (1 – 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Что родина?
Ужели это сны?
Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».
Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.
В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю…
Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»
В четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.
Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.
«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?») и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).
Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.
С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.
Отрывок стихотворения «Русь Советская»
Сергей Есенин
Русь Советская
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
1924 г.
Особенности второй части поэмы
Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю. Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.
В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.
В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.
История возникновения
Стихотворение появилось в 1924 году после возвращения автора с поездки в село детства, которое находится в Рязанской области. Так случилось, что место, где он рос, после долгих лет его отсутствия стало для него чуждым. Там он почувствовал себя одиноким, так как близкие люди либо уехали из этих краев, либо погибли.
Поэт заметил, как преобразилась его маленькая Родина. Жители признали новое государство и новую власть. Они напитались революционным духом, который был чужим поэту. Дело в том, что автор не был приверженцем новой идеологии, так как видел проблемы, из-за которых может возникнуть новый кризис в стране.
Поэт все время надеялся, что данные перемены не коснутся его родного края, но он заблуждался. Когда он приехал в село, то ему не удалось обрести душевный покой, так как даже там звучали лозунги и призывы советской власти.
Свои переживания автор изложил на бумаге. Это послужило причиной создания грустного произведения, которое рассказывает о неизбежности перемен. Приезд на маленькую Родину, где уже никого нет.
Краткий анализ произведения
Стихотворение «Русь советская» занимает значимое место в художественном мире Сергея Есенина. Без этого произведения не может сложится полная картина понимания творчества данного поэта серебряного века.
- История создания – произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.
- Тема стихотворения – общественные перемены и их влияние на людей.
- Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишие).
- Жанр – поэма.
- Стихотворный размер – двух‑, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.
- Метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».
- Эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».
- Сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, уткнули по канавам тополя».
В тексте затрагиваются важные философские темы и проблемы. Попробуем подробнее разобраться во всех гранях и оттенках звучания стихотворения.
Мне нравится121Не нравится67
Образы
Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца
Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья
Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.
Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».
Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим
Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями
Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.
Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны
Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».
Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.
Средства выразительности
Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса” употреблены следующие тропы:
- Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.
- Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.
С их помощью Есенин без надрыва и трагизма описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Завещание» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, средства выразительности
Следующая
Анализ стихотворений«Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, кому посвящено
Особенности пятой части поэмы
Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам
Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды
В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.
Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.
Стихотворение «Русь»
1
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.
Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь — везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.
2
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
3
Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.
4
Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, — Не погибли ли в жарком бою?
В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.
Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму.
Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.
5
Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.
Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.
Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.
Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.
А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Анализ стихотворения Есенина “Вот уж вечер. Роса…”
Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами.
Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком.
Между тем, именно
к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение “Вот уж вечер. Роса…”, написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву.
Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует.
В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.
Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, “прислонившись к иве” и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей
луны падает на крышу дома. “Где-то песнь соловья вдалеке я слышу”, – отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко.
Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе.