Стихи пушкина для детей

Средства выразительности

В плане художественных приёмов и средств выразительности стихотворение выделяется тем, что автор описывает всё очень реалистично. Он отказывается от привычной классицизму возвышенности и приукрашенных выражений, что редкость среди русской поэзии. Благодаря этому произведение кажется очень искренним и душевным, в нём нет напускного пафоса — Державин старается быть максимально откровенен с читателем, сблизиться с ним.

Особенностью стиха является сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «сан» и «вельможа» соседствуют с просторечиями вроде «надуваться» и «брякнуть».

Дополнительную экспрессивность тексту придаёт высокая концентрация существительных и местоимений.

Свой посыл автор передал при помощи средств художественной выразительности:

  • метафоры — «сам был света обольщён»;
  • эпитеты — «важным», «властным», «громким», «беспристрастным»;
  • олицетворения — «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «со струн моих огонь летел»;
  • сравнения — цари «равны богам».

В своём философском стихе «Признание» Гавриил Романович Державин не только делится откровением с читателем, но и проводит глубокий самоанализ. Подводя итоги своей жизни, рассматривая творческие и политические достижения, он делится собственными мотивами и чувствами. Писатель не пытается приукрасить или возвысить себя, показывая лирического героя с человеческой стороны. В более широком смысле произведение также раскрывает темы смысла жизни и места человека в ней.

Дельвигу А.А.

Отрывок из стихотворения «Дельвигу»:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен,..»

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Взгляни; здесь круг твоих друзей; Бутыль вином налита, За здравье нашей музы пей, Парнасский волокита. Остряк любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотню эпиграмм На недруга и друга…»

Отрывок из стихотворения «К Дельвигу»:

«Послушай, муз невинных Лукавый духовник…»

«…О Дельвиг! начертали Мне музы мой удел; Но ты ль мои печали Умножить захотел?…»

Отрывок из стиха «Дельвигу»:

«Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт…»

Отрывок из стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»:

«…Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений…»

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения очень легкое и непринужденное. Основная тема, которую и раскрывает автор, тема дружбы. Пушкин рисует картину идеального вечера в компании друзей. Для автора дружба — некий божественный дар. Он рад, что у него ещё есть возможность вот так видеться, слушать истории близких людей и рассказывать собственные.

Также имеет место быть тема быстротечности жизни. Автор призывает друзей утратить вечер шумный, прожить остаток дней ярко и весело. Да, срок, отведенный нам судьбой, не велик, и это обязывает нас не тратить время понапрасну, жить каждый миг, как последний. Поэт хоть и находится в юном возрасте, но уже осознает, как коротка жизнь, поэтому на его глаза наворачиваются слезы. Он призывает товарищей к шумной веселости, зная, что они еще не сделали этого печального открытия. Он и сам находит счастье в их неведении.

Темы и настроение

Создавая яркую картину послевоенной разрухи, акцентируя внимание на некоторой незащищенности мира и мирного времени, Батюшков наполняет свое стихотворение не обычной грустью, а философской. Одним из важных вопросов, поставленных в произведении, становится вопрос о хрупкости мироздания и о скоротечности жизни – вечные философские вопросы для творцов.
Но основная тема стихотворения – война

Автор создает целую панораму образов того, что изменилось в худшую сторону. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила».

Тема веры играет большую роль в произведении. Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший». Стоит повториться, что преимущественно настроение стихотворения грустное. Грусть представлена где-то с ностальгическими нотками, где-то с оттенками надежды и веры.

Тема дружбы также присутствует в стихотворении. Автор пишет другу, чтобы поддержать его в смутные времена для России. Он спешит поделиться с ним своим рецептом избавления от тоски.

Друзьям (Нет, я не льстец. )Стихотворение Александра Пушкина

Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю. Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждами, трудами. О нет, хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный: Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит. Текла в изгнаньи жизнь моя, Влачил я с милыми разлуку, Но он мне царственную руку Простер — и с вами снова я. Во мне почтил он вдохновенье, Освободил он мысль мою, И я ль, в сердечном умиленьи, Ему хвалы не воспою? Я льстец! Нет, братья, льстец лукав: Он горе на царя накличет, Он из его державных прав Одну лишь милость ограничит. Он скажет; презирай народ, Глуши природы голос нежный, Он скажет: просвещенья плод — Разврат и некий дух мятежный! Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу.

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

Стих- У лукоморья дуб зелёный

У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил.

Легкий стих для 1 класса

История создания

История создания данного произведения очень трогательна. Она пронизана теплом и настоящей дружбой.

Ни для кого не секрет, что Александр Сергеевич Пушкин достаточно продолжительное время находился в ссылках. Во время своей ссылки в Михайловском, которая пришлась на 1824-1826 года, у поэта полностью отсутствовала возможность общаться со своими товарищами. Стоит вспомнить о том, что Александр Сергеевич всегда очень высоко ценил дружбу, поэтому ему было очень нелегко пережить вынужденное одиночество.

И вот однажды его навестил его лучший и ближайший друг Иван Иванович Пущин. Александр Сергеевич очень оценил данный поступок, потому что для него он был очень важен.

Когда же Ивана Ивановича пожизненно сослали в Сибирь, как одного из декабристов, Александр Сергеевич и написал прекрасное стихотворение, которое посвятил своему лучшему другу. Написано оно было в конце 1826 года.

Главной целью автора было поднять дух Ивана Ивановича, как тот когда-то. Он понимал, что прочитав данные строки, Пущин оценит ту дружескую поддержку и тепло, которое вложил поэт в стихотворение «И.И. Пущину».

Основная идея

Смысл стихотворения «19 октября» — это поэтическое выражение ценности дружбы. Пушкин показывает, как близкие люди могут изменить привычный мир человека. Товарищи очень важны для лирического героя. Они не отвернулись от него в сложный период «заточения». Лицеисты навещали поэта, помогали ему добрыми словами.

Для Пушкина нет ничего значимее дружбы. Главная мысль стихотворения «19 октября» передается с помощью определённого настроения произведения. Грусть разлуки сменяется радостью тёплых воспоминаний, мыслями о грядущем и желанием скорейшей встречи. Творец создаёт очень яркие и запоминающиеся образы лицеистов, тем самым, показывая, какую значимую роль товарищи сыграли в его жизни.

В произведении также скрыт и философский смысл. Наше существование ограниченно рамками времени, люди не вечны, поэтому стоит наслаждаться тем, что мы имеем сейчас. Друзья рано или поздно покинут этот мир, поэтому нужно «пировать», радоваться каждому мгновению, проведённому с близкими людьми.

«Признание», Пушкин: анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин «Признание» написал в возрасте 27 лет. Это стихотворение посвящалось одной из его многочисленных муз – Александре Осиповой. Как и многие другие творческие люди, Пушкин имел чрезмерно влюбчивую и страстную натуру. Личные переживания помогали ему развиваться и переводить свое творчество на новый уровень. Каждому объекту своего обожания поэт посвящал многочисленные стихи. То время, когда Александр Сергеевич был очарован очередной музой, было для него самым лучшим и худшим одновременно, потому что на его чувства мало кто отвечал взаимностью, красавицы лишь дразнили мужчину, заставляя страдать и ревновать.

Смотреть галерею Именно одной такой неприступной возлюбленной посвятил Пушкин «Признание». Кому посвящено это стихотворение, интересует всех поклонников поэта, ведь он восхищался многими дамами. С одними девушками Александру Сергеевичу приходилось видеться довольно часто, с другими же судьба сводила лишь на короткое время и разлучала навсегда. Предпосылкой к написанию стихотворения стало отстранение Пушкина в 1824 году от государственной службы. Тогда его сослали в родовое поместье Михайловское за резкие и опрометчивые высказывания по отношению к царскому режиму.

Смотреть галерею

В усадьбе поэту пришлось провести два года, уезжать из поселка категорически запрещалось. Друзья и знакомые к опальному дворянину приезжали очень редко, поэтому Александр Сергеевич развлекал себя общением с соседями. Он часто наведывался в гости к овдовевшей помещице, у которой жила 19-летняя Александра Осипова. Пушкин «Признание» написал не сразу, а после двух лет знакомства с красавицей. Александра была приемной дочерью помещицы, поэтому чувствовала себя неуверенно и стесненно. Поэт часто играл с родными детьми соседки, а вот девушка в этих забавах не принимала никакого участия.

Стихотворение Пушкина «Признание» проникнуто искренними чувствами к красавице, поэт страдает от того, что не может поведать ей о своей любви. Он дорожит каждым мгновением, когда она рядом, смотрит на него или разговаривает. В то же время поэт понимает, что он не самая лучшая партия для юной красавицы, и она никогда не ответит на его чувства взаимностью, поэтому и просит хотя бы притвориться в благосклонности к нему.

Смотреть галерею

Написал Пушкин «Признание» в 1826 году, но преподнести его своей избраннице так и не успел, потому что как раз в то время получил разрешение вернуться в Петербург. После расставания с объектом обожания поэт не забыл об Александре Осиповой. Он посвятил ей еще несколько романтичных и волнующих стихотворений. Только через 10 лет вновь в Михайловское возвращается Пушкин. «Признание» до этого времени так и не было прочитано Александрой, поэтому поэт обрадовался, когда узнал, что его муза гостит у мачехи.

Осипова получила короткую записку от Александра Сергеевича с просьбой задержаться на несколько дней, до того времени, пока он не приедет в поместье, но девушка ему не ответила. Александра удачно вышла замуж, поэтому ее не интересовали ни Пушкин, ни его стихи. Больше они нигде не пересекались и не встречались, но Осипова в истории литературы так и осталась одной из муз великого поэта.

История создания

Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году. Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.

Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.

В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.

Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» Пушкин Александр Сергеевич

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.

(2 votes, average: 2,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Пора покинуть, милый друг Пора покинуть, милый друг, Знамена ветреной Киприды И неизбежные обиды Предупредить, пока досуг. Чьих ожидать увещеваний! Мы лишены старинных прав На своеволие забав, На своеволие желаний. Уж отлетает век младой,…
  2. Пора в дорогу, старина Пора в дорогу, старина. Пора действительно в дорогу… Лежит великая страна — Струна. Струна… Жена застыла у порога. Пора в дорогу, старина, Пора действительно в дорогу. И люди, будто бы…
  3. Пора заканчивать стихи Пора заканчивать стихи. Пора дописывать баллады. А новых начинать — не надо. Пора достраивать дворцы, Пора — отделки и отчистки. Пора — разборки и расчистки. Пора мечты осуществить. Да, без…
  4. Спать пора! С полуночи до утра, С полуночным сном в разладе, Слышу я в соседнем саде: «Спать пора! Спать пора!» С полуночи до утра Это перепел крикливый В барабан бьет на мотивы:…
  5. Пора, пора за ум мне взяться! Из Гейне Пора, пора за ум мне взяться! Пора отбросить этот вздор, С которым в мир привык являться Я, как напыщенный актер! Смешно все в мантии иль тоге, С партера…
  6. Пора, пора писать без рассуждений Пора, пора писать без рассуждений, с первого взгляда, на зеленой развилке, в росе, Пока не побило морозом. Ре-же! Прибавить шаг! Шире шаг! Военный рожок. Полевая почта. Походная кухня. Медсанбат. Я,…
  7. Пора вставать Пора вставать… Ресниц не вскинуть сонных. Пора вставать… Будильник сам не свой. В окно глядит и сетует подсолнух, покачивая рыжей головой. Ерошит ветер зябнущую зелень. Туманами покрыта вся река, как…
  8. Пора любви, пора стихов Пора любви, пора стихов Не одновременно приходят… Зажжется стих — молчит любовь, Придет любовь — стихи уходят. Зачем, когда моя мечта Любимый образ представляла, Молчали мертвые уста И память рифм…
  9. Пора забыться полным счастья сном Пора забыться полным счастья сном, Довольно нас терзало сладострастье… Покой везде. Ты слышишь: за окном Нам соловей пророчит счастье? Теперь одной любви полны сердца, Одной любви и неги сладкой, Всю…
  10. Пора снимать янтарь Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… Февраль 1941…
  11. Пора! Сгущаются ночные тени. Не сесть и не разжечь костра. В душе обида поражений Еще свежа, еще остра. Мы слишком долго отступали Сквозь этот черный, страшный год. И кровь друзей, что…
  12. Друг мой, брат мой Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат, Кто б ты ни был, не падай душой. Пусть неправда и зло полновластно царят Над омытой слезами землей, Пусть разбит и поруган святой…
  13. Не пора ли Не пора ли, Не пора ли Нам игрушки собирать. Мы все игры доиграли, Больше не во что играть. И в любви Не портить крови, Ибо знаю наперед, Что количество любовей…
  14. К *** (Была пора…) Была пора… В тебе когда-то, Как и во многих, был готов Я признавать по духу брата… Еще тогда себя за злато Не продал ты в рабы рабов. Еще тогда тоской…
  15. Старая песня Сядем, что ли. Выпьем, что ли. Друг на друга поглядим. Что такое бабья доля — и о том поговорим. Бабья доля — в чистом поле бирюзовая трава, незабудки на подоле…
  16. К нам пришла пора в нарядном платье К нам пришла пора в нарядном платье, Разыгралась молодым дождем. Эта непогода очень кстати Злаковым посевам за селом. Значит, будут горы урожая, Сладкий мед, вино. Пусть гроза грохочет, угрожая, Не…
  17. Доброй ночи!.. Пора! Доброй ночи!.. Пора! Видишь: утра роса небывалая там Раскидала вдали озера… И холмы поднялись островами по тем озерам. Доброй ночи!.. Пора! Посмотри: зажигается яркой каймой На востоке рассвета заря… Как…
  18. Пришла пора уже, видать Пришла пора уже, видать, Умом Россию понимать И что-то делать для того, Чтоб жить, как человеки, Не разбазаривать добро, Что выдано навеки. Не разомкнется наша нить Наследства дорогого, Но будем…
  19. Мой друг, вгоняй в строку Мой друг, Вгоняй в строку, Что отошло, Что стало. Мы на своем веку Повидели немало. Минула Бед гора, Минули муки встреч. Пора, мой друг, пора Других предостеречь….
  20. В поэзии — пора эстрады В поэзии — пора эстрады, Ее ликующий парад. Вы, может, этому и рады, Я вовсе этому не рад. Мне этот жанр неинтересен, Он словно мальчик для услуг. Как тексты пишутся…

Вы сейчас читаете стих Пора, мой друг, пора!, поэта Пушкин Александр Сергеевич

Стих для детей — Мороз и солнце; день чудесный!

Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела —А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.

Длинный стих — зимнее утро

Жених

Три дня купеческая дочьНаташа пропадала;Она на двор на третью ночьБез памяти вбежала.С вопросами отец и матьК Наташе стали приступать.Наташа их не слышит,Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец,И долго приступали,И отступились наконец,А тайны не узнали.Наташа стала, как была,Опять румяна, весела,Опять пошла с сестрамиСидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот,С подружками своими,Сидела девица — и вотПромчалась перед нимиЛихая тройка с молодцом.Конями, крытыми ковром,В санях он, стоя, правит,И гонит всех, и давит.

Он, поравнявшись, поглядел,Наташа поглядела,Он вихрем мимо пролетел,Наташа помертвела.Стремглав домой она бежит.«Он! он! узнала! — говорит,—Он, точно он! держите,Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья,Качая головою;Отец ей: «Милая моя,Откройся предо мною.Обидел кто тебя, скажи,Хоть только след нам укажи».Наташа плачет снова.И более ни слова.

Наутро сваха к ним на дворНежданная приходит.Наташу хвалит, разговорС отцом ее заводит:«У вас товар, у нас купец:Собою парень молодец,И статный, и проворный,Не вздорный, не зазорный.

Богат, умен, ни перед кемНе кланяется в пояс,А как боярин между темЖивет, не беспокоясь;А подарит невесте вдругИ лисью шубу, и жемчуг,И перстни золотые,И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчераЕе за воротами;Не по рукам ли, да с двора,Да в церковь с образами?»Она сидит за пирогомДа речь ведет обиняком,А бедная невестаСебе не видит места.

«Согласен,— говорит отец,—Ступай благополучно,Моя Наташа, под венец:Одной в светелке скучно.Не век девицей вековать,Не все касатке распевать,Пора гнездо устроить,Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперласьИ слово молвить хочет —Вдруг зарыдала, затряслась,И плачет, и хохочет.В смятенье сваха к ней бежит,Водой студеною поитИ льет остаток чашиНа голову Наташи.

Крушится, охает семья.Опомнилась НаташаИ говорит: «Послушна я,Святая воля ваша.Зовите жениха на пир.Пеките хлебы на весь мир,На славу мед варитеДа суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой!Готов тебе в забавуЯ жизнь отдать!» — И пир горой;Пекут, варят на славу.Вот гости честные нашли,За стол невесту повели;Поют подружки, плачут,А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол,Звенят, гремят стаканы,Заздравный ковш кругом пошел;Все шумно, гости пьяны.

Ж е н и х

А что же, милые друзья,Невеста красная мояНе пьет, не ест, не служит:О чем невеста тужит?

Невеста жениху в ответ:«Откроюсь наудачу.Душе моей покоя нет,И день и ночь я плачу:Недобрый сон меня крушит».Отец ей: «Что ж твой сон гласит?Скажи нам, что такое,Дитя мое родное?»

«Мне снилось,— говорит она,—Зашла я в лес дремучий,И было поздно; чуть лунаСветила из-за тучи;С тропинки сбилась я: в глушиНе слышно было ни души,И сосны лишь да елиВершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,Изба передо мною.Я к ней, стучу — молчат. Зову —Ответа нет; с мольбоюДверь отворила я. Вхожу —В избе свеча горит; гляжу —Везде сребро да злато,Все светло и богато».

Ж е н и х

А чем же худ, скажи, твой сон?Знать, жить тебе богато.

Н е в е с т а

Постой, сударь, не кончен он.На серебро, на злато,На сукна, коврики, парчу,На новгородскую камчуЯ молча любоваласьИ диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ…Подъехали к крылечку.Я поскорее дверью хлопИ спряталась за печку.Вот слышу много голосов…Взошли двенадцать молодцов,И с ними голубицаКрасавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь,Икон не замечая;За стол садятся, не молясьИ шапок не снимая.На первом месте брат большой,По праву руку брат меньшой,По леву голубицаКрасавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон,Разгульное похмелье…

Ж е н и х

А чем же худ, скажи, твой сон?Вещает он веселье.

Н е в е с т а

Постой, сударь, не кончен он.Идет похмелье, гром и звон,Пир весело бушует,Лишь девица горюет.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьетИ током слезы точит,А старший брат свой нож берет,Присвистывая точит;Глядит на девицу-красу,И вдруг хватает за косу,Злодей девицу губит,Ей праву руку рубит.

«Ну это,— говорит жених,—Прямая небылица!Но не тужи, твой сон не лих,Поверь, душа-девица».Она глядит ему в лицо.«А это с чьей руки кольцо?» —Вдруг молвила невеста,И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит,Жених дрожит, бледнея;Смутились гости.— Суд гласит:«Держи, вязать злодея!»Злодей окован, обличенИ скоро смертию казнен.Прославилась Наташа!И вся тут песня наша.

Длинный стих — Жених

Образы и символы

Исходя из самого названия элегии, становится ясно, что главным образом лирического стихотворения является образ друга. Другом в данном стихотворении выступает не кто иной, как сам Вяземский.

Кроме того, стихотворение «К другу» изобилует лексикой, которую нельзя назвать типичной или широко узнаваемой. Рисуя картину античного мира, автор использует много имен собственных и названий, которые знают далеко не все. Так, во второй строфе мы встречаем слово «Фалерн». Автор намеренно использует данное слово, отсылая нас в античную Грецию, ведь именно так древние греки называли красное вино

Возможно, неискушенный читатель и не поймет отсылки, но Батюшков интригует человека, заставляет его обратить особое внимание на отдельные символы. Также стоит упомянуть не совсем понятное для многих слово «Веспер» — древнее название ярчайшей звезды небосвода – Венеры

Автор мастерски играет словом, он не говорит прямо о том, что обращается к античной истории, а элегантно намекает читателю. Таким же словом-намеком можно считать «храмины», на пепле которых слагается венок веселья. Храмины – древнее название сооружения с высокими сводами. Использование историзмов – слов, создающих оттенок эпохи, только подогревает интерес читателя лучше разобраться в лирическом произведении. В стихотворении мы встречаем два имени: Лила и Харита. Это два божественных имени неслучайно следует рассмотреть в паре. Автор, желая рассказать о мирской идиллии, называет Лиру – символ свободы и свободной воли и Хариту – символ мирской красоты и радости.

Лирический герой – проекция сознания автора. Это восторженный и романтичный человек, умный и начитанный собеседник. В его послании к другу угадывается феноменальная эрудиция Батюшкова. Конечно, такому интеллектуально развитому поэту трудно найти достойных друзей, и тем ценнее для него такой близкий товарищ, как Вяземский.

Также стоит отметить важный символ — символ веры. Вера – все, что осталось у автора на момент написания стихотворения. У него до сих пор перед глазами страшные и кровавые картины войны, сотни трупов, изуродованные тела тех, кто вопреки всему остался жить, плач и крики женщин и детей. Все, что остается Батюшкову – надеяться на то, что все будет хорошо

Лирический герой акцентирует внимание на том, что до войны все было прекрасно и радостно

К другу стихотворцу. (Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!..)

22-09-2011, 20:10
Школьная программа » Русская литература » А.С. Пушкин

К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ Арист! и ты в толпе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса; За лаврами спешишь опасною стезей, И с строгой критикой вступаешь смело в бой! Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы, Забудь ручьи, леса, унылые могилы, В холодных песенках любовью не пылай; Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай! Довольно без тебя поэтов есть и будет; Их напечатают — и целый свет забудет. Быть может, и теперь, от шума удалясь И с глупой музою навек соединясь, Под сенью мирною Минервиной эгиды * Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды» **. Страшися участи бессмысленных певцов, Нас убивающих громадою стихов! Потомков поздных дань поэтам справедлива; На Пинде лавры есть, но есть там и крапива. Страшись бесславия!- Что, если Аполлон, Услышав, что и ты полез на Геликон, С презреньем покачав кудрявой головою, Твой гений наградит — спасительной лозою? Но что? ты хмуришься и отвечать готов; «Пожалуй,- скажешь мне,- не трать излишних слов; Когда на что решусь, уж я не отступаю, И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне как хочет целый свет, Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт». Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать, Как Витгенштеину французов побеждать. Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов. *** Певцы бессмертные, и честь, и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас, Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь! Творенья громкие Рифматова, Графова С тяжелым Бибрусом **** гниют у Глазунова; Никто не вспомнит их, не станет вздор читать, И Фебова на них проклятия печать. Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо, Поэтом можешь ты назваться справедливо: Все с удовольствием тогда тебя прочтут. Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут За то, что ты поэт, несметные богатства, Что ты уже берешь на откуп государства, В железных сундуках червонцы хоронишь И, лежа на боку, покойно ешь и спишь? Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо; Родился наг и наг ступает в гроб Руссо; ***** Камоэнс с нищими постелю разделяет; Костров на чердаке безвестно умирает, Руками чуждыми могиле предан он: Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон. Ты, кажется, теперь задумался немного. «Да что же,- говоришь,- судя о всех так строго, Перебирая всё, как новый Ювенал, Ты о поэзии со мною толковал; А сам, поссорившись с парнасскими сестрами, Мне проповедовать пришел сюда стихами? Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?» Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ: В деревне, помнится, с мирянами простыми, Священник пожилой и с кудрями седыми, В миру с соседями, в чести, довольстве жил И первым мудрецом у всех издавна слыл. Однажды, осушив бутылки и стаканы, Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный; Попалися ему навстречу мужики. «Послушай, батюшка,- сказали простяки,- Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь Быть трезвым всякому всегда повелеваешь, И верим мы тебе: да что ж сегодня сам…» — «Послушайте,- сказал священник мужикам,- Как в церкви вас учу, так вы и поступайте, Живите хорошо, а мне — не подражайте». И мне то самое пришлося отвечать; Я не хочу себя нимало оправдать: Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихой век без горя, без заботы, Своими одами журналы не тягчит, И над экспромптами недели не сидит! Не любит он гулять по высотам Парнаса, Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса, Его с пером в руке Рамаков ****** не страшит; Спокоен, весел он. Арист, он — не пиит. Но полно рассуждать — боюсь тебе наскучить И сатирическим пером тебя замучить. Теперь, любезный друг, я дал тебе совет. Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?.. Подумай обо всем и выбери любое: Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое. ___________________________________ * То есть в школе (Примеч. Пушкина). ** Поэма В.К.Тредиаковского. *** См. Державин, Ломоносов. **** Подразумеваются С.А.Ширинский-Шихматов, гр. Д.И.Хвостов и С.С.Бобров — бездарные писатели-графоманы, приверженцы «Беседы любителей русского слова». ***** Жан-Батист Руссо — французский лирик. ****** Имеются в виду П.И.Макаров — критик, последователь Н.М.Карамзина.

  • 17

 (голосов: 1)

Комментариев (0)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: