Цветы зла, магна шарля бодлера

Шарль бодлер – соответствия

Читать краткое содержание Голубая змейка Бажова

Жили-были два друга, Лейка Шапочка и Ланко Пужанко. Однажды они решили подшутить над сестрой Лейко, Марьюшкой, обиженные за то, что она не пустила их посмотреть на гадания. Она гадала на жениха – надо было гребешок повесить на поветях на ночь, а утром посмотреть. Если в нем волос запутался, значит, скоро замуж выйдешь, а какого цвета волос, такой и у жениха будет. Мальчики встали ночью, нашли гребень и расчесали им коня – Голубко. Марьюшка с утра увидела, что волоса в гребне много, обрадовалась и побежала подружкам показать. А они догадались, что это конский волос и прозвали Марьюшку «Голубкова невеста». Она очень расстроилась и крикнула мальчикам: «Да чтоб вам голубая змейка привиделась!». Тем очень интересно стало, что за голубая змейка? У кого не спросят – никто не говорит, только отец Ланко рассказал.

Оказалось, что голубая змейка это такое волшебное существо. Она не ползает, а сворачивается колечком и скачет на хвостике. Справа от нее золотая струя сыпется, а слева черная. Куда золотая упала, там наверняка золото будет. Только если много его взять, да хоть капельку бросить по дороге, то оно все в камень превратится.

Если двоим-троим то беда, сразу ссориться начинают, до убийства доходит. Поэтому говорить о ней надо только когда один, а когда вдвоем лучше и не вспоминать.

Однажды строили мальчики запруды на ручье – один повыше, другой пониже по течению. Вдруг видят: змейка. К одному мальчику она с горки спускалась, а к другому на горку поднималась.

Хотели золота добыть, да подрались – не пускали друг друга, убеждали, что там черная беда рассыпана. Уж потом поняли, что видели змейку с разных сторон и от того путаются. Закружила их она.

Чуть погодя решили они ее позвать еще раз, да только на этот раз наверняка в одну сторону смотреть. Встали друг перед дружкой, только змейка их все равно перехитрила – между ног прокатилась. Побежали они за ней, смотрят – пень одной стороной золотой, другой черный и камни рядом – золотые и черные. Ланко камень ухватил, да не знал, что золото тяжелое такое, чует, не донести. А бросить боится – ведь если хоть капельку бросить, то все пустым камнем станет. Лейко камень поменьше взял, да тоже тяжелый. Понял он, что у Ланко совсем камень неподъемный и стал ему кричать: «брось, надорвешься!», а Лейко упрямился. В итоге подрались мальчики, вернулись посмотреть на пень – а он уже снова обычный.

Решили больше про голубую змейку и не вспоминать. Как-то пошли в лес по ягоды, много уже набрали и сели отдохнуть. Вдруг видят – женщина идет, и с одной стороны от нее золотое, а с другой черное облачко колышется. Мальчики зажмурились и спиной к ней повернулись, чтобы опять не подраться, да только когда открыли глаза, поняли, что сидят в двух кольцах – золотом и черном, и выйти никак не получается.

Змейка сказала, что хочет их еще испытать, потому что они дрались по-хорошему, пытаясь защитить друга. Смешала она на ладони черную и золотую пыль и велела пожелать что-нибудь. Если хорошее желание будет, то плитка золотом станет, а если плохое, то будет простой камушек. Мальчики пожелали, чтобы прозвище Марьюшки «Голубкова невеста» поскорее забылось, и чтобы она вышла замуж и их плитки стали золотые. В награду змейка дала им два мешочка с золотым песком.

Когда шли обратно, Ланко сказал, что мало им змейка песка дала. А попозже заметили мальчики, что у Лейко мешочек тяжелеет, а у Ланко все такой же. Хотел Лейко другу отсыпать, да не вышло. Понял Ланко, что это наказание за то, что он пожадничал, сказал об этом другу и тут же песок в его мешочке стал прибывать. Домой оба пришли с полными кошельками и отдали их родителям. А тут новая радость – жених к Марьюшке приехал.

Больше никогда мальчики змейку не звали, поняли, что за добро она сама наградит. А в делах всегда удачливы были, потому что, видимо, помнила она от них и черную беду золотым обручем отделяла.

Оцените произведение:

4.2

Голосов: 1097 Читать краткое содержание Голубая змейка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Проделка друзей

Мальчики всё это слышали. Нужно сказать, что они затаили на Марьюшку обиду, так как она не разрешила им посидеть вместе с пришедшими к ней подругами, а наградила ребят тумаками, чтобы не мешали.

Ребята из своего укрытия следили и видели, как девушка тайком вышла на улицу. Они прокрались вслед за ней и смотрели, как та вешает гребень, затем быстро вернулись. Когда Марья пришла в дом и уснула, ребята опять встали, сняли гребень, вычесали им лошадь по кличке Голубко и повесили гребенку на место.

Утром девушка встала, посмотрела на атрибут гадания и обрадовалась, что в нем находится так много волос. Но подруги разочаровали Марью, сказав, что это волосы с лошадиного хвоста. После этого девушку стали звать голубковой невестой и шансов найти жениха у нее стало еще меньше.

Марьюшка поняла, чьих это рук дело, стала ругать мальчиков и в сердцах пожелала, чтобы им привиделась голубая змейка.

Образы и символы

Центральный образ в этом стихотворении Шарля Бодлера — это альбатрос — воплощение облика самого поэта. Матросы — аудитория писателя, которая питается его творчеством, подобно паразиту, воспринимая это не как высокое искусство, а лишь как некое развлечение:

Корабль и лодка — это символ человеческой шаткой судьбы, раскачиваемой бурей и ненастьем. Море в данном контексте символизирует бушующую, кипящую и жестокую, губительную для автора жизнь. Бодлер говорит нам, что поэт является невольным пленником своего творчества, некой красивой, гордой птицей, заключённой в клетке. Он возвышает поэзию до облаков, молний и громов. «Крылья» лирического героя мешают ему сойти на землю и быть принятым обществом, которое так далеко от его философских, неземных и высокоорганизованных воззрений, необремененных материей. Альбатрос – это еще и символ свободы в заточении у одной лишь стихии — творчества.

«Больная муза»

А дальше — “Больная муза”. И теперь понятна концовка стихотворения ‘’Люблю тот век нагой…». Она была, оказывается, не случайной — Бодлер, оказывается, мечтает о здоровом, неболезненном искусстве, которое врачевало бы и раны поэта, и горе всех людей.

Вот здесь я теперь могу уже остановиться, прервать свой подробный анализ лирики Бодлера. Теперь мы уже узнали самое главное — исходную позицию Бодлера, основы его мировоззрения, его взгляды на взаимоотношения между искусством и жизнью и на роль поэта и поэзии. И, кроме того, мы уже распознали основной структурный принцип книги Бодлера, почувствовали, что ее надо воспринимать не как сборник отдельных стихов, а как поэму, фугу, ее надо читать, постоянно следя за движением общей мысли, за мотивами, за их переносами из одного стихотворения в другое. Теперь уже вы, так сказать, можете читать его дальше сами.

И теперь нас уже не будут смущать самые резкие колебания Бодлера, самые резкие смены нравственной температуры в его книге. Мы уже будем видеть за всем этим глубоко страдающую душу, страдающую от несовершенства мира — но и от своей собственной противоречивости. Вот, скажем, Бодлер скорбит о том, что его муза больна, ущербна. И он иногда готов усомниться в том, откуда она, откуда его волшебный поэтический дар, от бога или дьявола, и тогда он готов совершить святотатство даже по отношению к своей музе.

Анализ стихотворения Бодлера «Соответствия»

Сонет «Соответствия» Шарля Бодлера критики считают своеобразным манифестом символизма. В его строках содержится главная идея этого движения: все материальные вещи являются символами иной реальности, внутреннего мира души, а потому между ними и душевными проявлениями могут и должны быть соответствия. Эти соответствия воплощаются в цветах, звуках, запахах. Эта идея нашла живой отклик в творчестве многих авторов.

Приверженцы различных поэтических течений отдавали должное Бодлеру как провозвестнику нового стиля, переводя это произведение на родной язык. Имеется несколько переводов «Соответствий», принадлежащих перу К. Бальмонта, В. Левика, П. Якубовича и других. Одним из самых известный считается работа Эллиса (псевдоним Льва Кобылинского, 1879–1947). Именно к ней мы обратимся для анализа стихотворения.

Сонет «Соответствия» был написан Бодлером предположительно в 1855 году. Стихотворение помещено в раздел «Сплин и идеал» сборника «Цветы зла» (1857). Интересно, что в любом издании книги оно всегда находится на четвертом месте цикла.

Стихотворение наполнено прекрасными метафорами. Например, Бодлер называет природу храмом живых колонн. Так в одном образе сливаются и преклонение перед красотой природы, и признание человеческого гения, способного создать стройные архитектурные формы.

Уже в первом катрене произносится слово «символы». Это задает тон всему стихотворению – отныне все образы, встречающиеся читателю, следует понимать как отражения реальных вещей в духовном поэтическом мире. Там же содержится и намек на самого читателя:
Лесами символом бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.

Основная мысль произведения заключена во втором катрене:
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета.

Единственный аккорд для поэта воздвигает в его сознании целую вселенную, наполненную различными проявлениями мира. Каждое явление, будь то цвет или звук, порождает сонм образов, является символом чего-то аналогично ценного, но скрытого в иной реальности – воображении автора.

Особое значение Бодлер придает запахам. Предвосхищая научные открытия устойчивых связей между обонянием и памятью, он создает цепочки неразрывно связанных образов:
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя.

Поэт подчеркивает тем самым, что достаточно одной нотки знакомого аромата, чтобы оживить в памяти череду воспоминаний. Думается, что эта тонко подмеченная Бодлером связь является еще и символом поэзии, которая способна одной строкой рождать в голове читателя целые миры.

Шарль БодлерРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

«Старушки» и «Лебедь»

У Бодлера, поэта, видевшего вокруг себя вроде бы только смрад, разврат и скуку, мы можем найти и такие стихи, как «Старушки», где с чисто бодлеровской выразительностью запечатлена идея простого человеческого сострадания. Стихотворение «Лебедь» кончается столь же характерным признанием. Очень знаменательно, что оба эти стихотворения посвящены Виктору Гюго — певцу отверженных. Чем более зрелым становился поэт, тем больший вес приобретала в его поэзии именно тема сострадания к “бездомным, пленным и многим другим”. Сам особенно остро воспринимавший свое одиночество и свою неприкаянность, поэт начинает и в своих стихах находить место для других одиноких и неприкаянных.

Анализ «К читателю»

Первая часть сборника — «Сплин и идеал» — весома одной главной мыслью: противопоставлением поэтической мечты и действительности. Эта тема намечена и в общем заголовке сборника – «Цветы зла», и в посвящении Теофилю Готье, где речь идет о “болезненных цветах”. Мы видели также, что собственно тематический аспект сборника (т. е. помимо таких общих знаков, как заглавие и посвящение) открывается резким, предельно пессимистическим вступлением «К читателю». Бодлер здесь поистине фиксирует предел падения человека и человечества, самое дно ада. В огромном стихотворении нет ни одного просвета, ни одного проблеска надежды и веры. Это беспощадная картина, как бы негативный полюс, от которого начинает Бодлер, самая крайняя на шкале бытийных ценностей, так сказать, на отрицательном отрезке этой шкалы. Позади нее может быть только смерть, только абсолютное Ничто. Впереди же — вот эта книга.

Нужно в полной мере осознать бесстрашный расчет Бодлера: он с самого начала отказывается от какого-то бы ни было заигрывания с читателем — тот не должен обольщаться ни относительно мира, ни относительно самого себя, ни относительно поэта. Но зато уж если из этих глубин все-таки раздается голос веры и надежды, то это будет наивернейшим свидетельством того, что они — и вера, и надежда — тем не менее бессмертны в душе человека. Если на этой почве зла, где как будто уже и ничто не может вырасти, все таки вырастут цветы, то уж их надо будет тем более ценить.

Любовные стихи

И порой кажется, что Бодлер, действительно, готов потерять этическую меру, что он готов, очертя голову, броситься в бездну того самого безумного и эгоистического наслаждения красотой — наслаждения аморального — не в обыденно-осуждающем смысле, конечно, а в первоначальном конституирующем значении этого слова, лежащем вне морали, не имеющем отношения к морали. Этот мотив — сквозной в любовных стихах, посвященных мулатке Жанне Дюваль.

Но наряду с этим есть и другой цикл любовных стихов, посвященных мадам Сабатье; и здесь налицо традиционная антитеза: любовь земная и любовь небесная, как в стихотворении «Духовная заря». Так что погруженность в «искусство для искусства» — это та же самая экс-лада, за которой скрывается тщательно оберегаемая поэтом мечта о нравственно прекрасном человеке. Отсюда гармонично вытекает тема сострадания, постепенно переходящая в тему чисто социальную!

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

АЛЬБАТРОС

Когда в морском пути тоска грызет матросов, Они, досужий час желая скоротать, Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов, Которые суда так любят провожать. И вот, когда царя любимого лазури На палубе кладут, он снежных два крыла, Умевших так легко парить навстречу бури, Застенчиво влачит, как два больших весла. Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон! Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает, Тот веселит толпу, хромая, как и он. Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь молний и громов, Но исполинские тебе мешают крылья Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов. 

Из истории создания «Голубой змейки»

По своему объему произведение не является большим. Несмотря на это, автором было затрачено немало времени на его создание. Около двух лет работал над сказом П. П. Бажов. «Голубая змейка» появилась в печати в 1945 году, а началом работы над произведением принято считать 1943 год.

Этот факт говорит о творческой взыскательности писателя. Глубокий смысл, заложенный в этом коротком произведении, позволяет включать его в круг чтения детей и взрослых. Однако предлагая сказ для чтения детям, необходимо совместно с ними обсудить события, описанные в повествовании, и помочь понять поступки героев сказа. Недостаточный жизненный опыт маленьких читателей может затруднить осознание главной идеи сказки.

Символизм в произведении Шарля Бодлера «Альбатрос»

Шарль Бодлер — известный французский поэт, литературный критик и переводчик, который оставил великий след в литературу XIX века. Наиболее известные сборники его работ — «Цветы зла», которые выдавались в трёх редакциях.

Самым известным стихотворением из второго издания сборника стихов под названием «Цветы зла» 1861 года был «Альбатрос». В своем произведении, Бодлер описывает, как развлекаются моряки в море, излавливая альбатросов. Как они в неволе, великие владыки небес неуклюжим шагом ступают по палубе, и тянут за собой крыло. Величественный в своей стихии, парящий на крыльях музы в облаках, владыка неба, покоривший воздушный поток – это прототип самого поэта, его стихия, его мир, его жизнь. И как птица опирается на свое крыло, взмывая ввысь, так и поэт, стремится к вершине, окрылённый вдохновением. Они оба рабы своей страсти, и в одночасье её короли.

Но если лишить их среды обитания, и спустить на землю, как в случае с птицей, то от былого величия не останется и следа. Хромой грустный альбатрос, тянущий за собой крыло, терпящий насмешки и издевательства — это чувства самого Бодлера, которые он испытывал в реальной жизни. Гонимый, непонятый изгой, чье творчество поддавалось цензуре и запретам, прожил недолгую жизнь. Кто знает, как бы сложилась жизнь поэта, если бы он нашёл общий язык со своей семьей, и черпал бы в них идеи для вдохновения и опору в жизни. Если бы они стали той мачтой, на которой отдыхают альбатросы от длительных полётов.

Бодлер в своем произведении поднимает мысль о перемене местами объекта насмешки и субъекта. Он доносит до читателя, что если бы поменять местами альбатроса и моряков-шутников, то вряд ли бы матросы были бы гордыми птицами, способными летать в небе и не разбиться о землю или прибрежные скалы. Ровно, как и не каждый насмешник над поэтом, смог бы создать что-то величественное, возвышенное, вечное, одухотворенное, быть достойным прикосновения Музы. 

Шарль Бодлер мастер слова, и с помощью пера он передает всю палитру чувств, которые зарождаются у него от бесконечности неба и безмятежности моря. Возможно именно поэтому, своим Альтер-эго в стихотворении автор выбрал альбатроса, птицу, что может «плыть» и по воздуху и по водной глади. Ведь только так можно рассмотреть всю прелесть окружающего мира, быть сторонним наблюдателем, и в тоже время его частью. Так и поэт, он пытается соединить в себе чувство прекрасного, вечного и земного, быстротечного бытия человека.

«Предрассветные сумерки», «Каин и Авель»

Вот стихотворение «Предрассветные сумерки». Хотя такие социальные образы редко входят в круг внимания поэта, они тоже помогают понять направление его симпатий и антипатий. Если в других стихотворениях Бодлер то обрушивался на похоть и разврат, считая их первородными грехами человечества, то, напротив, поэтизировал “продажной страсти жриц”, в данном контексте “труженик Париж” предстает как живое обвинение обществу, в котором продажная страсть — всего лишь один из видов труда, труда из страха перед нуждой.

Об интересе поэта к социальной тематике свидетельствует и тот любопытный факт, что Бодлер, этот певец «чистого искусства», написал в свое время рецензию на сборник рабочего поэта Пьера Дюпона. Но, пожалуй, наиболее эксплицитно и художественно ярко общественная позиция Бодлера выразилась в знаменитом стихотворении «Каин и Авель».

Шарль неоднократно высказывал свое скептическое отношение к общественному прогрессу, отрицая позитивизм как философию этого прогресса. Одним из первых европейских писателей он заговорил на языке мышления XX в. Но главное в творчестве Бодлера — это, конечно, не публицистические работы, а его бессмертная поэзия, подлинное пиршество страстей и чувств.

Бодлеровские «Цветы зла» как будто все сотканы из диссонансов и противоречий, из ненависти и любви, из отвращения и сострадания. Но автору отнюдь не все равно, что любить и что ненавидеть. Бодлер — поэт, жаждущий добра и красоты и боящийся, что люди заметят эту жажду и будут смеяться над ним, над тем, как смешно он волочит по земле свои исполинские крылья.

Средства художественной выразительности

Произведения Бодлера изобилуют эпитетами. Стихотворение «Альбатрос» — не исключение. Только настоящий гений может позволить себе многообразие и изобилие эпитетов. Например, в описании альбатросов поэт использует такие прилагательные как «беспечные» и «огромные», тем самым подчёркивая их наивность, открытость и некую одухотворённую, возвышенную лёгкость

Автор акцентирует внимание на идеальности птицы: «быстрейший из гонцов», «снежные крылья», «исполинские крылья».

Также Бодлер активно использует антитезу, например, противопоставляя «быстрейший» и «грузный», «краса» и «смешон», «летать» и «ходить», тем самым подчёркивая несовершенство мира, огромный разрыв между восприятием поэта и общества.

Об авторе

Шарль Бодлер родился в Париже; биографии об авторе не уточняют, был ли он год рождения 1821 или десятью годами позже. Бодлер был поэтом, искусствоведом, публицистом и переводчиком. На этой последней работе он работал над переводом стихов и рассказов того, кого он считал одним из самых авангардных людей своего времени: Эдгара Аллана По.

Шарль Бодлер.

Он считается одним из важнейших поэтов французского символизма и отцом декаданса.. Бодлер подвергся серьезной критике за свои работы и был включен в категорию проклятый поэт за его богемный образ жизни и экстравагантное видение зла, любви и смерти. Его также прозвали «Данте современной эпохи», благодаря тому же видению.

структура

Эта работа претерпела несколько изменений в своей структуре с течением времени. Это было связано, как уже упоминалось, с тем фактом, что после зачатия текста он считался аморальным чудовищем, нарушающим порядок, мир и добрые обычаи того времени.

первый

В первой части пьесы Бодлер знакомит публику со своим видением через памятное стихотворение «Читателю». Здесь писатель раскрывает (частично) то, что будет позже; это подход, который делает чтение более интимным.

второй

После этого он переходит в «Селезенку и идеал», где автор предлагает свои предпочтительные формы, чтобы избежать реальности, в которой он должен жить; реальность, полная скуки и невежества («Селезенка»). Эти формы, конечно же, искусство и красота. В «Идеале» он твердо выражает постепенный уход из этой реальности, которую он считает ужасной.

Третий и четвертый

В третьей и четвертой частях («Цветы зла» и «Парижские картины») автор пытается найти в Париже красоту, которую он утратил.. Однако этот поиск не обходится без зверств, гротескных сценариев и зла, которое Бодлер так воплощает в своих стихах.

Пятый и шестой

Не найдя столь желанного возвышения или оправдания своего города, автор снова впадает в пороки. Вот где они входят пятая и шестая части, «Восстание» и «Вино», и от них нет возврата к более чистой жизни, это уже невозможно, не для Бодлера, не для его стихов.

Заключительная часть

На этих почти последних этапах вы можете увидеть совершенную дантовскую картину, написанную поэтом, которая уступает место седьмая и последняя часть, которая есть не что иное, как «Смерть». Именно здесь, как указывает его название, все распады завершаются уничтожением существования. Иначе и быть не могло.

Бодлер, с его большой способностью к письму, мастерски сумел познакомить читателя с описанием Парижа для него

Еще раз важно отметить, что весь этот контент сначала не был обнаружен из-за цензуры

История создания

Данное стихотворение написано в 1842 году. Это период раннего творчества Бодлера. В 1842 году он стал наследником весьма крупного состояния (75000 франков), которое получил в наследство от своего отца. В этом же году Шарль Бодлер познакомился со своей возлюбленной Жанной Дюваль. Этот период стал для него настоящим переворотом.

Постепенно Бодлер начинает набирать популярность. Деньги, легкомыслие и разврат убили в поэте всё живое и чистое, человечное, но это положительно сказалось на его творчестве и придало ему узнаваемость и «изюминку». Бодлер прозвучал похоронным маршем, сарабандой в сознании миллионов слушателей. Так же его творчество плотно сопряжено с произведениями Эдгара По, который так же отличался трагичностью и мрачностью судьбы, был заядлым алкоголиком и придерживался такого литературного течения, как символизм. Знакомство с его литературой наложило глубокий отпечаток на стихотворения Бодлера. Также поэт посвятил 17 лет своей жизни  переводам работ По на французский язык.

Шарль Бодлер не был принят и признан своей эпохой. Его убили недопонимание со стороны общества и собственная распущенность. Это нашло своё отражение в его стихотворении «Альбатрос».

Анализ стихотворения «Благословение»

И вот первое стихотворение сборника, оно называется «Благословение», и вот его первые строки: «Лишь в мир тоскующий верховных сил веленьем // явился вдруг поэт…». Понимаете, все начинается как в традиционном романе — с рождения героя! Родился поэт! Но и больше того, в оригинале между этим первым стихотворением и предшествующим вступлением к сборнику существует прямая связь: в конце вступления Бодлер говорит о самом страшном чудище этого страшного мира — о Скуке.

Вспомним Флобера с его формулой «мир цвета плесени», с его концепцией скуки в «Воспитании чувств». И рассказывая в первом стихотворении о рождении поэта, Бодлер прямо подхватывает этот мотив — поэт является именно в этот «мир Скуки».

Но это событие далеко не радостное. Он родился, оказывается, на горе себе, потому что его проклинает мать, над ним глумится жена. Для матери он – «чудище смешное», “возмездье за позор”, «мерзкий плод, источенный чумой». Но и мир в целом тоже к нему глубоко враждебен.

Так в самом первом стихотворении из сплава чисто личных биографических впечатлений (образ проклинающей матери, глумящейся жены) и их более общего осмысления рождается тема проклятости поэта, его обреченности на страдания.

Но здесь же возникает и другая, уже более светлая тема и мелодия, как будто намечается противовес силам зла, возможность их преодоления. Всеми отринутый, униженный и осмеянный, поэт все-таки находит себе утешение в надежде на небесное блаженство.

Так возникает у Бодлера еще одна тема — тема возвышающего, облагораживающего страдания (тема, уже знакомая нам по лирике Мюссе). «Я знаю: кто страдал, тот полон благородства», — повторяет Бодлер вслед за Мюссе. Эта тема — одна из центральных мыслей в этике зрелого Бодлера, мысль, определяющая и его эстетику.

И, наконец, здесь же, в первом стихотворении, возникает и тема величия поэта, его божественной сущности и близости к Богу. Эта мысль о величии поэта — одно из главных убеждений Бодлера, как, впрочем, и всякого поэта. «Каждый нормальный человек может прожить два дня без еды, но ни одного дня без поэзии», — написал как-то Бодлер (заблуждение, в которое так охотно и часто впадают поэты, но которое тем не менее так их украшает).

Итак, оказывается с самого начала, что в поэтической вселенной автора есть не только бездна ада, как могло показаться из вступления, есть в ней и прямо противоположная, самая верхняя точка — вблизи “Небесных сил и тронов”, вблизи «святого очага, горящего в веках».

Уже теперь мы можем спросить: обязательно ли было считать этого поэта певцом зла, исчадием ада? Не ясно ли с самого начала, что ад здесь изображается с такой жестокой откровенностью только во имя самого высокого идеала, только потому, что ад противоречит божественному назначению поэта и Человека? Здесь перед нами уже знакомая романтическая коллизия между мечтой и действительностью, жизнью и поэзией — только воплощенная с предельной заостренностью. Поистине «Из глубины воззвах».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: