Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит, как редеют облака в небе, и становится видна вечерняя звезда. Ее свет окутывает равнины, скалы, водную гладь. Именно звезда так нравится лирическому герою.
Ее свет напоминает ему о далекой мирной стране. С восходом солнца становятся видны высокие и тонкие тополя, мирт и кипарисы. Природную тишину разбавляет только шум волн, которые разбиваются о берег. Это умиротворяющий пейзаж, который приводит в состояние покоя.
Дальше герой вспоминает, как проводил время в прогулках и размышлениях. В это время ночь как раз спускалась на землю, только одна девушка все искала ту же звезду и называла ее имя. Через этот образ герой вспоминает о даме, которая очаровала его сердце. Он словно тоже пытается найти ее и снова встретиться.
Краткий анализ
Как и многие знаменитые произведения А. С. Пушкина, текст стихотворения положен на музыку. Романс с одноименным названием сочинил композитор Н. А. Римский-Корсаков. Музыкальную композицию можно использовать дополнительно во время подготовки презентации к уроку, посвященному произведению. Также потребуется кратко изложить анализ произведения в письменной форме. Разбор проводят по плану:
- История написания. Стих создан в ноябре 1820 года во период южной ссылки Пушкина. Его идея навеяна отдыхом в крымском поселке Гурзуфе с семьей Раевских в августе — сентябре этого же года.
- Тема. Воспоминания лирического героя о прекрасной стране, где все для сердца мило, и былых романтических чувствах.
- Композиция. Состоит из условных частей с описанием природы и навеянных вечерней звездой воспоминаний лирического героя.
- Жанр. Романтическая элегия.
- Размер. В произведении четыре строфы, написанные ямбом (двусложным размером с ударением на второй слог). Использованы рифмы — точная, неточная, женская, мужская.
- Метафоры. Задумчивую лень, увядшие равнины.
- Эпитеты.Стройны тополы, полуденные волны.
- Олицетворение. На хижины сходила тень, слабый свет.
Описанные лирическим героем реалии мира погружают читателей в состояние задумчивости, покоя, рождают свои воспоминания. Его обращения к звезде подчеркивают близость к природе, рождают ощущение тишины и покоя. Нотку тоски приносит воспоминание об утраченной любви, которое не смогло стереть время. Таковы особенности лирики А. С. Пушкина. Знакомство с произведением позволяет оценить его художественные достоинства и богатство созданных образов.
Жанр и композиция
«Летучая гряда» — стихотворение не об описании облаков. В художественном произведении показан пример печальной и овеянной романтическим ореолом лирики поэта. Здесь образ героя точно совпадает с его мнением о себе
При анализе композиции важно выделить ее основные части:
Текст состоит из четырех строф, в каждой из которых по четыре строки. Передать свои чувства автору помогает стихотворный размер ямб. Им используются два вида рифмы: точная (равнины — вершины, светило — мило) и неточная (лень — тень, вознеслись — кипарис). Вариант рифмовки — парный (по схеме рифмуются 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки).
«Редеет облаков летучая гряда», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н.Н.Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение — воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.
Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить его для лечения на Кавказ.
На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о «счастливейших минутах жизни». Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюблённость в 15-летнюю Марию Раевскую. По-видимому, сёстры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…
Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых зашифровано имя той, кому посвящено его произведение!
Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г. «Вообрази моё отчаяние, когда я увидел их напечатанными – журнал может попасть в её руки. Что ж она подумает. Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».
К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далёким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» — романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где всё для сердца мило». Романтический пейзаж вызывает в памяти образ «юной девы», которая стала причиной «сердечной думы» лирического героя.
В одном автографе стихотворение названо « Таврическая звезда ». в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями — « Эпиграмма во вкусе древних ».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь — «знакомое светило». К ней обращается лирический герой.
Первая часть – унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюблённости лирического героя и намекает на личность возлюбленной.
Тема стихотворения – светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: всё, что было в жизни, остаётся частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.
Тропы и образы
Стихотворение строится на развёрнутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда — посредник между лирическим героем и его возлюбленной, «девой юной». Венера, «звезда Марии» – тёзка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.
Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы
. Одухотворяют природу метафорические эпитеты:звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт .
В стихотворении есть метафоры летучаягряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны . Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитетычёрных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная .
Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень
даёт возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.
Метонимия увядшие равнины
определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.
Краткая история написания
В результате южная ссылка поэта подарила его поклонникам множество удивительных поэтических текстов, в которых традиции романтизма гармонично переплетаются с реалистическими особенностями и глубокими мыслями самого автора. Вот краткая история создания поэтического текста:
Таковы общие факты о написании стихотворения и его месте в творческой биографии Пушкина. Конечно, текст имел для поэта определенное значение, поскольку помогал выразить мысли и чувства, возникшие у него в переломный период жизни. Первая ссылка, красоты юга, удивительная нежная девушка — все это стало источниками вдохновения и помогло создать небольшой по объему, но удивительно проникновенный стих.
Консультация «Анализ лирического стихотворения А. С. Пушкина»
Самостоятельный анализ лирического стихотворения — работа вдумчивая, сложная, требующая немалых знаний и умений. Допустим, что, работая над «своим» стихотворением, вы остановились в затруднении перед одним из пунктов плана общего анализа и принесли этот вопрос на консультацию. Вопрос первый. Место, время, история создания стихотворения «Редеет облаков летучая гряда. »; обстоятельства жизни и общественное положение поэта. Ответ. Элегия «Редеет облаков летучая гряда. » написана А. С. Пушкиным в самом начале южной ссылки: летом 1820 года. Жестокая воля царя вырвала поэта из привычного и близкого круга друзей, отправила в глушь южной степи, обрекла на негласный полицейский надзор. Но случилось так, что проезжавший на юг с семьей генерал Н. Н. Раевский, герой Отечественной войны 1812 года, предложил поэту, заболевшему лихорадкой, присоединиться к их путешествию по Черноморскому побережью Крыма с длительной остановкой в Гурзуфе.
Три счастливые недели Пушкин провел среди дружного семейства Раевских. Каждое утро поэт по крутым каменистым склонам спускался к морю наслаждаться свежестью утра и жадно вдыхать запах моря. Об этом он впоследствии рассказал в письме к брату (из Кишинева, 24 сентября 1820 года):
«Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства: жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,- счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение,- горы, сады, море. »
Здесь поэт пережил первое в своей жизни глубокое чувство к одной из дочерей генерала Раевского. Есть основания думать, что это была младшая — Мария. (Впоследствии она вышла замуж за декабриста Сергея Волконского и последовала за мужем в ссылку.)
В элегии «Редеет облаков летучая гряда. » есть строка, в которой говорится, что юная девушка среди светил южного неба ищет дорогую поэту звезду и называет подругам эту звезду своим именем:
- И дева юная во мгле тебя искала
- И именем своим подругам называла.
Литературоведы доискались, что в далекой старине, в средние века, планету Венеру, ярко горящую в небе, называли «звездою Марии». А может быть, уважая тайну поэта, не надо гадать, к кому обращено стихотворение-к Марии или ее сестре Екатерине?
Важно другое: поэт заставляет читателя вместе с лирическим героем пережить и эту тихую ночь с одинокой яркой звездой, и тоску любящего сердца в разлуке. Тот же вопрос в отношении стихотворения «Узник». Тот же вопрос в отношении стихотворения «Узник»
Тот же вопрос в отношении стихотворения «Узник».
Ответ. Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе. Переулки, мощенные крупным булыжником, «касы» — молдавские домики с плоскими крышами, многочисленные кофейни.. . Разноязыкая толпа — молдаване, арнауты, греки и армяне. Но и русской речи здесь предостаточно! Генерал Инзов, наместник царя в Бессарабии, был добрым, отзывчивым человеком и не утруждал Пушкина казенной службой. По утрам поэт делал канцелярскую работу по службе, читал книги из богатой библиотеки полковника Липранди; днем — прогулки по окрестностям. Встречая цыганский табор, внимательно слушает их песни; вечером — встречи с друзьями, молодыми офицерами штаба, разговоры о конституции, о крушении деспотизма. .. Звучат эпиграммы, «Вольность», «Пока свободою горим. . .». Да, Кишинев не был скучным городком. И все же это была неволя!
Александр I давно сбросил маску либерального государя. Трон окружили церковники-изуверы; просвещение подвергалось неслыханным притеснениям; слово «конституция» запрещено было произносить. Аракчеевские военные поселения насаждались по Волхову, по Ильменю, в Бессарабских степях: однообразные серые селения; барабанная дробь по утрам; солдаты-земледель цы, замученные муштрой и полевыми работами.
Из-за границы шли вести о революционных настроениях в ряде стран. В Италии действовали карбонарии — члены тайного общества, готовившие восстание против австрийского владычества. В Испании Риего возглавил народное движение против королевской власти. В феврале 1821 года в Греции вспыхнуло восстание против турецкого владычества. Начал его офицер русской службы Александр Ипсиланти, с которым Пушкин неоднократно встречался в Кишиневе.
Все это объясняет, почему в лирике Пушкина периода южной ссылки особое место заняла тема свободы. Это понятие, которое поэт относил к разряду высших человеческих ценностей, постоянно встречается в его стихах: гроза — «символ свободы» («Кто, волны, вас остановил. »), океан — «свободный» («Приветствую тебя, свободный океан. »), море — «свободная стихия». В стихотворении «Узник» тема свободы дана в ее трагическом повороте.
Средства выразительности
В своей совокупности художественные средства, использованные поэтом в стихотворении, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, а с другой – атмосферу античного мира и таинственность любовного чувства.
Стихотворение относится к любовной лирике. В нём отражено воспоминание о кратком пребывании в Крыму ,в Гурзуфе .В этом стихотворении, как и во многих других, поэт выражает свои чувства через природу.
Я помню твой восход, знакомое светило
Над мирною страной, где всё для сердца мило,
Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и тёмный кипарис,
А всё завершается образом юной девушки, которая ищет среди других светил ночного неба дорогую поэту звезду и называет её подругам своим именем:
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
Язык элегии достаточно прост и доступен для понимания.
Пушкину удалось передать светлое волнение юного чувства. Он заставил нас пережить вместе с ним тоску любящего сердца.
Тематика и проблематика
При проведении анализа поэтического текста очень важно правильно определить тему и основную мысль произведения. Тема — это то, о чем говорится в стихотворении. Чтобы ее выявить, бывает достаточно несколько раз послушать или прочитать текст
Идея — это авторские мысли, которые заключены в строчках. Для ее раскрытия простого знакомства недостаточно, следует провести анализ формы и содержания, рассмотреть особенности лирического героя и остальные образы
Чтобы ее выявить, бывает достаточно несколько раз послушать или прочитать текст. Идея — это авторские мысли, которые заключены в строчках. Для ее раскрытия простого знакомства недостаточно, следует провести анализ формы и содержания, рассмотреть особенности лирического героя и остальные образы.
Основной темой лирического произведения, напоминающего своим напевным звучанием классический романс, является описание красот южной природы, которое переплетается с рассказом об античной истории. Герой настолько поражен открывшимся его глазам великолепием, что готов словесно рисовать его образ, однако не испытывает единения с природной прелестью.
Звучит в строфах и тематика любовной лирики. В трех последних строчках поэт рисует легкими штрихами образ своей возлюбленной, юной девы, которая, как полагают исследователи, имела реальный прототип. Известный факт — когда Пушкин давал согласие на публикацию, то просил убрать три последние строчки, но это сделано не было. Поэт пришел в ужас от того, что тайна его сердца будет известна не только широкой публике, но и той самой «деве».
Основная мысль поэтического текста — сердце романтика всегда будет искать новых свершений и пытаться покорять очередные вершины. Даже великолепие природы и любовь к прекрасной девушке не в состоянии заставить его успокоиться. Таков лирический герой, сложный и противоречивый, он искренне наслаждается красотой и тишиной, но понимает, что покой недолог.
Жанр и тропы
При разборе поэтического текста в классе или при выполнении домашнего задания очень важно определить жанровую особенности стиха. Это образец романтической элегии, в первых строках которой поэт рисует легкими штрихами красивый вечерний пейзаж, побуждающий в душе его лирического героя воспоминания. Все в этой красоте дышит спокойствием и умиротворением: здесь произрастают удивительной красоты деревья, мирты и кипарисы, возвышаются горделивые горы, слышится шум морского прибоя.
Все в этой красоте дышит спокойствием и умиротворением: здесь произрастают удивительной красоты деревья, мирты и кипарисы, возвышаются горделивые горы, слышится шум морского прибоя.
Тоска по потерянному идеалу, присущая романтической поэзии, появляется ближе к концу текста, когда и возникает женский образ, нежный и чистый. Неудивительно, что стихотворение было положено на ноты. Одноименный романс, знакомый многим любителям классической музыки, был написан Римским-Корсаковым.
Размер стихотворения — любимый Пушкиным шестистопный ямб с обилием пиррихиев и чередованием мужских и женских рифм. Рифмовка парная, текст состоит из восьми двустиший.
Хоть поэт обращается к обычной и понятной каждому простой разговорной речи, он задействует несколько видов тропов, позволяющих наиболее ярко и образно выразить свое настроение и собственные переживания. Наиболее значимые тропы:
- Олицетворения (дремлет мирт, разбудил думы).
- Эпитеты (нежный мирт, печальная звезда).
- Метафоры (летучая гряда облаков, сладостно шумят волны).
Сравнения поэт не употребляет, но они и не требуются, поскольку текст построен на развернутом распространенном олицетворении. Венера, вечерняя звезда — это своеобразный мостик между прошлым и настоящим, ее созерцание заставило лирического героя вспомнить о том, что уже прошло. Не зря перед читателем предстает сложный образ, словно относящийся к двум разным пространственно-временным отрезкам. Венера словно становится связующим звеном между героем и оставшейся в его прошлом девушкой.
Благодаря использованным изобразительно-выразительным средствам природа предстает живой, становится действующим лицом текста, выполняет не просто роль красивой декорации, но и позволяет выразить чувства и мысли лирического персонажа. Туч, грома и молнии в образной системе нет, все описанные автором реалии окружающего мира погружают в задумчивость, рождают ощущение умиротворения, тишины, покоя. Его постоянные обращения к окружающим объектам природы (звезда печальная… твой луч, я помню твой восход) помогают подчеркнуть близость к ней.
Таковы особенности лирического романса А. С. Пушкина, образца его романтической поэзии. Даже если прочесть всего полтекста, все равно станут очевидными его художественные достоинства и богатство образов.
Тема и проблематика
Романтическое увлечение поэта оставило след в душе, но не имело продолжения после Гурзуфа. Мария Раевская стала невестой генерала Сергея Раевского. Это самая популярная версия о том, кому именно посвящено стихотворение. Факты из его истории таковы:
- другие названия — «Таврическая звезда», «Эпиграмма во вкусе древних»;
- создано под влиянием чувств, охвативших поэта во время отдыха в Гурзуфе;
- загадка, кем навеян образ девы, которая появляется в последних строках, — Марией Раевской, Екатериной Карамзиной, Марией Голицыной;
- текст произведения помог выразить чувства поэта на переломном этапе жизни — первая южная ссылка, красоты юга, прелестная девушка, ставшая его музой.
При проведении анализа «Редеет облаков» Пушкина следует отметить, что чтение вслух напевное и напоминает романс. Главной темой является описание красивой природы крымского побережья, которое объединяется с волнующим рассказом об античной истории. Пораженный роскошью мест отдыха, лирический герой словесно рисует живописные образы. Отдельное место занимает любовная лирика. В последних строках легкими штрихами Пушкин изображает портрет своей музы, имя которой остается тайной до сих пор.
Тема стихотворения — тоска об ушедших счастливых днях, былой любви. Все, что случалось в прошлом, остается частью личности человека. В определенные моменты под влиянием природы рождаются воспоминания, которые бередят душу или, наоборот, возвращают к жизни. Основная мысль текста заключена в том, что романтик всегда будет искать вдохновение, стремиться к покорению неприступных вершин.
Натура лирического героя сложна и противоречива.