Николай некрасов 📜 безвестен я

Стихотворение н. а. некрасова «элегия» («пускай нам говорит изменчивая мода …»)

«Элегия». Анализ содержания стихотворения

В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Безвестен я…»

Стихотворение написано в 1855 году в период реакции, наступившей после событий французской революции, в период мрачного безвременья, когда усилились преследования передовой журналистики и литературы. Правда, говоря о собственной безвестности, автор слегка лукавит: к 1855 году Н. А. Некрасов уже зарекомендовал себя как успешный коммерсант и издатель популярного журнала «Современник», чутко реагирующего на общественные запросы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «почестей, денег, похвал»; «жизни, часов, слез, думы»; «не восхвалял, не заключал»; «приняла и умерла»;
  • риторическое восклицание – «Нет!» – подчеркивающее накал чувств лирического героя;
  • метафору – «вами не стяжал (не приобрел благодаря вам)», «плод жизни»;
  • метонимию – «умерла под кнутом» – придающую тексту зримую образность, экспрессию;
  • инверсию – «безвестен я», «жизни несчастливой», «думы боязливой», «венец терновый», «приняла Муза» – для создания акцента на ключевом слове;
  • олицетворения – «боязливая дума», «похищенные у отдыха часы», «не заключал союза с подлостью (не подличал)»;
  • перифраз – «приняла терновый венец» – приняла страдания, подверглась гонениям, преследованиям – отсылка к венку из колючих растений, который был возложен на голову Иисуса Христа во время поругания;
  • эпитет – «обесславленная Муза»;
  • синтаксический параллелизм – «но не восхвалял … глупцов, но не заключал союза…»;
  • лексику высокого стиля – «стяжал», «приняла венец» – для придания изложению торжественности, обозначения значимости описанных событий.

В контексте речи Муза – одновременно и покровительница искусств вообще, и источник творческого вдохновения автора в частности. В данном произведении она стала полноправным персонажем из плоти и крови, со своим характером и судьбой.

Стихотворение является попыткой самоанализа поэта, отчетом самому себе в том, насколько он честен перед собой и перед читателем, не совершал ли он сделок с совестью. Автор сознается, что ему нелегко даются его творения – журналистская работа и общественная борьба отнимают массу времени, доставляют страдания и лишают возможности добиться личного счастья. Обращением к собственным стихам автор наделяет их особой силой, считая мощным инструментом воздействия на умы.

Условно-романтический «кнут» в произведении устойчиво ассоциируется с темой цензуры.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Тематика и проблематика текста

При проведении анализа поэтического фрагмента следует обязательно работать по заранее составленному плану, это поможет не нарушить логику изложения материала и не упустить значимые моменты. Кратко описав историю создания, следует переходить к анализу темы и идеи произведения.

«Элегия» представляет собой ответ, полный иронии, адресованный Некрасовым редакционным деятелям, которые обвиняли его в том, что поэт предал гордое звание «творца» и сделал свою музу служительницей «простого мужика», темного и неинтересного крестьянина, погрязшего в пьянство и лишенного собственных мыслей. Некрасов же несогласен с таковым описанием основной части населения его родины, он видит в крестьянской жизни особую прелесть, романтику, гордится этими простыми людьми, необразованными, но изобретательными, находчивыми, ни в коем случае не жалкими и не темными.

Трудности жизни, необходимость работы на барина, конечно, сказались на их быту, но сильную русскую душу эти страдания и переживания уничтожить не смогли. Даже самый бедный русский крестьянин, как полагает поэт, гораздо богаче в духовном отношении, нежели историки вроде Миллера, которые предпочитают не замечать очевидных проблем и наслаждаться своей спелостью.

Специфика композиции

Рассматривая, каково настроение стихотворение «Элегия», следует внимательно перечитать текст и выделить структурно-композиционные элементы, которые помогают разобраться в главной мысли автора. Начинается произведение с риторического обращения к «изменчивой моде» и своему оппоненту — Миллеру, в котором звучат ироничные нотки. Увы, поэт слишком хорошо понимает то, что тематика народных страданий не утрачивает своей актуальности.

Также в композиции текста можно выделить следующие составные части:

  1. Краткое описание народных горестей: нищеты, покорности, голода, при этом Некрасов использует четкие и образные метафоры, которые помогают понять — ему небезразлична судьба простых людей. Пускай крепостное право и осталось в прошлом, но всех проблем простого мужика «Манифест об отмене» решить не смог. Не зря поэт сравнивает крестьян с «тощими стадами» — при своем богатом потенциале они не могут наладить собственную жизнь и вынуждены влачить жалкое существование.
  2. Рассуждения и размышления поэта и его собственной роли в становлении «народного счастья». Он «лиру посвятил» своему народу, служил ему и сердцем, и творчеством, не ждал ничего взамен, мечтая о том дне, когда крестьянство обретет долгожданную свободу. Но, дождавшись, разочаровался: рабство оказалось отменено лишь формально, крестьяне по-прежнему остались зависимыми от своих бывших помещиков.
  3. Горестные размышления поэта о том, а возможна ли в целом свобода народа, смогут ли простые люди обрести подлинное счастье. В этой части можно найти все признаки трагического жанра.
  4. Описание единства лирического героя с природой, которая, как и он сам, надеется на наступление благодатных времен и народное счастье.

Жанровое своеобразие

Жанр стихотворения — элегия, грустный поэтический жанр, который часто использовали романтики для выражения своих сокровенных мыслей. Для элегии характерны песенные напевы, не зря из большого количества подобных произведений были созданы печальные песни, по звучанию приближенные к народным. Некрасов использует этот жанр для того, чтобы передать — ему небезразлична судьба крестьянства. Не зря в тексте упоминаются «песни жниц над жатвой золотой», горестные напевы сельских дев.

Поэт отошел от традиционного понимания элегии, внес в жанр свое понимание, передал собственное отношение к происходящему — несмотря на обретенную «свободу», народ счастья обрести пока не смог.

Вместе с тем, автор не утрачивает надежды на то, что рано или поздно справедливость восторжествует и все неравнодушные к судьбе родины смогут увидеть то, как крестьянин поднимается с колен и получает возможность честно трудиться на своей земле. Не ради обогащения помещиков, а ради собственной семьи.

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»

Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.

Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».

То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».

Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги. Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор отмечает: «Но ты идешь по лестнице крутой и дерзко жжешь пройденные ступени!». Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает — вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.

Композиция

Стихотворение Некрасова «Элегия» состоит из четырех частей, которые позволяют читателю проследить за движением его поэтической мысли.

  1. Уже в первых строках поэт заявляет тему страданий народа. Некрасов твердо убежден в ее значимости, несмотря на явное общественное презрение к его попыткам описать бедственное положение простых людей. Не игнорирование страданий, а смелый разговор о них провозглашается по-настоящему достойным делом поэзии.
  2. Во второй части автор рассказывает, что избрал для себя путь служения народу, потому совесть его спокойна. Отмена крепостного права дала повод полагать, что мучительной крестьянской доле пришел конец, однако скоро стало ясно, что большая часть бывших крепостных по-прежнему оставалась бесправной и финансово зависимой.
  3. Картины крестьянской жизни, предстающие взору поэта, кажутся идиллическими: жницы стройно поют за своей нелегкой работой, а радостный довольный ребенок спешит доставить отцу в поле завтрак. И все же чуткий наблюдатель замечает, что, несмотря на внешние перемены, тяжелый труд и бесправие простого народа никуда не делись.
  4. За наблюдениями и раздумьями лирический герой проводит целый день. Он благословляет нелегкий крестьянский труд и видит своим долгом рассказать о нем миру, чтобы заставить мучителей народа опомниться и облегчить его долю.

Реализм сменяет романтизм

Прежде главным направлением в литературе являлся романтизм, но в связи с острыми социальными изменениями глобальным переменам должна была подвергнуться и литература, в результате чего родился реализм. Это весьма широкое понятие: оно может применяться как к прикладному искусству, так и к литературной деятельности.

Реализм в литературе появился в качестве реакции на явление романтизма, на его острую популярность. Идеи романтизма постепенно теряли прежнюю востребованность, а новый вид межличностных отношений и жизненные ценности выходили на первый план. Читателю не была интересна сентиментальная лирика, присущая романтизму, он требовал детальный анализ. Реалистическое искусство теперь в большей мере отвечало идеям и потребностям времени, его приемы рассматривались с искренним и глубоким доверием.

Следовательно, реализм — это направление в искусстве и литературе, цель которого заключается в том, чтобы полно, емко, достоверно и всесторонне изображать картину мира, делая акценты на классических чертах, а главное — не идеализировать своих героев и окружение. Теперь стало необходимо глубоко раскрывать внутренний мир персонажей, сопоставлять их поступки и переживания с реалиями современного мира. Это означало полный пересмотр прежних подходов к художественному созданию героев и к написанию произведений.

Герои новых реалистичных произведений стали более глубокими и разумными, они мотивированы и стремятся к развитию. Персонажи стали личностями, поступки которых обусловлены внешними историческими и общественными обстоятельствами, объясняются уникальными чертами их характеров.

Герои погружены в социальную среду и живут в зависимости от общественных обстоятельств, которые напрямую влияют на их личность. Писатели-реалисты не боятся показать действительность такой, какая она есть, и наделяют своих героев способностями противостоять жизненным трудностям, находить собственные решения проблем и выходы из тяжелых ситуаций.

Исторический фон, на котором творил Некрасов

«Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы

Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» — лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.

Жанр, направление, размер

Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.

«Элегия» Н. А. Некрасова относится к гражданской лирике, основными чертами которой является актуальность выбранной темы, обнажение общественных проблем и призыв к их искоренению.

Стихотворение «Элегия» написано классическим и торжественным шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: