Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Письмо девятое
10 марта 1853 года
Спустя несколько лет Павел решается ответить на послание друга и рассказать, что с ним произошло. Письмо, которое он отправил 8 сентября 1850 года, не зря показалось Семену Николаевичу фальшивым.
Накануне герой узнает, что любим. Павел приходит к Вере. Приимков в этот день занят охотой, а женщина сидит одна с «Фаустом» в руках. Вера признается, что влюблена в Павла. Она сразу же убегает и запирается у себя в комнате.
Павел в полной растерянности выходит в сад и долго бродит. Там его застает Приимков, вернувшийся с охоты. Вера вышивает у окна и кажется совершенно спокойной. Воспользовавшись тем, что хозяин часто выходит из комнаты, Павел делает ответное признание. Вера просит его зайти вечером в тот домик, где они читали «Фауста». Молодым людям нужно срочно переговорить.
После чаепития Павел и Вера выходят на прогулку в сад и молча идут к чайному домику. Едва оказавшись внутри, влюбленные бросаются друг к другу. Внезапно Вера прерывает поцелуй и испуганно глядит по сторонам. Она очень бледна. Женщина говорит Павлу, что внезапно увидела свою мать. Вера порывается уйти. Павел пытается ее остановить, но женщина непреклонна в своем решении. Она уходит, назначив своему возлюбленному свидание на следующий день у озера.
Павел с трудом дожидается назначенного времени, идет к озеру. Солнце еще высоко в небе, поэтому он прячется в густом лозняке. Но проходит вечер, наступает ночь, а Вера не появляется.
В полночь Павел уже не выдерживает и направляется к дому. Окна в нем ярко освещены, а от заднего крыльца отъезжает экипаж. Павел предполагает, что Вере помешал уйти из дома неожиданный приезд гостей. Помещик возвращается домой, но его охватывает какая-то беспричинная тревога. Вдруг Павлу слышится чей-то дикий крик, затем еще один страшный возглас. Перепуганный мужчина уходит в другую комнату, но и там не может уснуть.
Утром Павел идет к Приимкову и узнает, что Вера больна, не встает с постели. Вечером она вышла в сад и вернулась в сильном испуге: там она встретила мать, которая простирала к ней руки. После этого Вера слегла и начала бредить. Врач не смог сказать ничего утешительного.
Герои повести
Павел Александрович Б
– помещик в возрасте 35 лет, вернувшийся в своё поместье после 9 лет отсутствия. Он пребывает в состоянии рефлексии, душевной тишины. Павел Александрович рад встрече с Семёном Николаевичем Приимковым, университетским товарищем, человеком добрым и простым.
Герою любопытно посмотреть, как изменилась жена Приимкова Вера, в которую Павел был влюблён в 23 года. Увидев, что Вера прежняя, герой решает изменить её, разбудить её душу с помощью «Фауста» Гёте. Он не понимает последствий своего образовательного эксперимента, невольно разрушая чужую жизнь. Только через два с лишком года герой способен проанализировать случившееся, осознаёт, что должен был бежать, полюбив замужнюю женщину, чтобы не разбилось вдребезги прекрасное создание. Теперь же, в состоянии, когда Павел Александрович с немым укором глядит на дело рук своих, он делится с другом жизненными уроками о том, что жизнь – не наслаждение, а тяжёлый труд, а её смысл – постоянное отречение, исполнение долга.
Вера Николаевна Ельцова
познакомилась с Павлом, когда ей было 16 лет. Она не была похожа на всех русских барышень. Павел отмечает её спокойствие, простую и умную речь, умение слушать. Тургенев всё время подчёркивает её состояние как бы «вне времени». За 12 лет она не постарела. В ней сочетаются «проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребёнка».
Такое состояние Веры связано было с её воспитанием, при котором развивался только интеллект, но душевные порывы, страсти были усыплены. Павел Александрович удачно описывает её законсервированное душевное состояние, холодность: «Точно она все эти годы пролежала в снегу». Вера подходит к жизни рационально: не боится пауков, ведь они не ядовиты, выбирает для чтения беседку, потому что в ней нет мух…
«Фауст» и другие книги раскрыли для Веры чувственную сторону жизни, и это её пугает, ведь до этого она плакала только о смерти дочери! Мать её недаром предостерегала: «Ты как лёд: пока не растаешь, крепка, как камень, а растаешь, и следа от тебя не останется».
Мать Веры Николаевны, г-жа Ельцова,
— женщина странная, настойчивая и сосредоточенная. От природы страстная натура, г-жа Ельцова вышла замуж по любви за человека, которого была старше на 7-8 лет. Она тяжело переживала смерть любимого мужа и посвятила свою жизнь воспитанию дочери.
Она научила дочь жить рассудком, чтобы подчинять себе страсти. Мать боялась разбудить воображение дочери, поэтому не давала ей читать поэтические произведения, выбрав не приятное, а полезное.
Мистическая сторона повести связана с образом г-жи Ельцовой, которая то наблюдает за происходящим с портрета, то появляется как привидение. Она сама боялась жизни и хотела застраховать дочь от ошибок страсти. Трудно сказать, что вызвало горячку и смерть Веры: привидение матери, чьим советам она не последовала, или нарушение нравственных запретов и самоосуждение.
Литературное направление и жанр
Произведение «Фауст» имеет подзаголовок «Рассказ в девяти письмах». Тем не менее, подзаголовок указывает не на жанр, а на повествовательный, «сказовый» характер. Жанр «Фауста» — повесть, так он воспринимался современниками Тургенева и рассматривается сейчас.
Современники отмечали лиризм повести, Герцен и Огарёв осудили её романтические и фантастические элементы. Вопрос о литературном направлении повести вовсе не прост. Тургенев – писатель-реалист. Типичность героини подтверждается, например, тем, что современницы Тургенева отмечали сходство их матерей с Ельцовой-старшей, имели такой же, как у Веры, круг чтения. Но многие современники называли героев и события романтическими. Писарев так описывал повесть: «Он взял исключительную личность, поставил ее в зависимость от другой исключительной личности, создал для нее исключительное положение и вывел крайние последствия из этих исключительных данных».
Литературоведы предлагают называть такое отношение к действительности у Тургенева не романтизмом, а романтикой, романтическим пафосом, который присущ и реалистическому направлению. Речь идёт об уместном использовании романтических форм, средств и приёмов. Романтика у Тургенева – особое отношение к жизни, стремление личности к возвышенному идеалу.
Жанр и направление
Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы
Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты
Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.
В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.
Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.
Описание произведения
Открывают произведение три вступления:
- Посвящение. Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
- Пролог в театре. Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
- Пролог на небесах. После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.
Часть первая
Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни.
Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите – невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва – также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.
Часть вторая
Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса.
Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.
Главные герои и их характеристика
герои пьесы «фауст» | характеристика |
фауст | способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии. |
мефистофель | демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу. |
маргарита | обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук. |
елена | знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа. |
вагнер |
ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать. |
Иоганн Гёте — атеист и алхимик?
Нет. В юности Гёте пережил увлечение алхимической литературой, что потом вылилось в интерес к естественным наукам, которым писатель был верен на протяжении всей своей жизни. Также Гёте прекрасно знал Библию. В его семье ее читали на латинском и греческом языках. В автобиографии писатель рассказывает о том, как в детстве был очарован Ветхим Заветом и пытался читать его на древнееврейском языке с помощью учителя. Для него Библия была собранием поразительных историй о страданиях и радостях «героев веры», живших в непоколебимой уверенности в том, что Бог рядом, Он посещает их, сострадает, ведет их и спасает от бедствий. Бог в этих историях — знакомый и близкий, и когда ты смотришь на Него глазами персонажей, то и для тебя он кажется родным.
Иоганн Гёте в период начала работы над «Фаустом» (худ. Г.О. Май) Гёте пережил в молодости сложную эволюцию взглядов, и не принадлежал, по его словам, ни к противникам, ни к отрицателям христианства. Он уважал религиозное чувство других и говорил о христианской религии уважительно и серьезно. Церковным человеком он не был, нередко признавал, что «слаб в вере», но к самой религии относился с глубоким почтением. В тех произведениях Гёте, где затрагиваются религиозные темы, он никогда не выступает как богослов, а только как художник слова. «Заметим, кстати, что тот взгляд на мир, который транслируется в «Фаусте», может вызывать вопросы с христианской точки зрения. Вы наверняка, даже если не читали Гете, знаете фразу: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Русскому читателю она знакома благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако герой Булгакова на самом деле цитирует текст Гете: «Частица силы я, желавшей вечно зла, творившей лишь благое». Из этих слов можно сделать вывод (и некоторые читатели его делают!), что зло в мире — не так уж и бесполезно. Оно как бы дополняет добро, а в сложном сочетании добра и зла рождается гармония земной жизни. Однако христиане не видят в зле основания какой бы то ни было гармонии. Зло — это лишь порча добра, а не «естественная» составляющая мира. Разумеется, «Фауст» — не богословский трактат и не справочник по учению Церкви, и Гете вряд ли хочет подорвать основы веры. Он — поэт, и создает такую картину мира, которая позволила бы придать сюжету максимально высокий драматический накал
Обратите внимание, что в самом начале «Фауста» писатель настоятельно предупреждает, что перед нами будет разворачиваться не подлинная жизнь, а поэтический вымысел. Даром свыше Гёте считал поэзию: «истинная поэзия возвещает о себе тем, что она, как мирское Евангелие, освобождает нас внутренней своей радостью и внешней прелестью от тяжкого земного бремени»
Когда император Наполеон впервые увидел Гёте, то воскликнул: «Вот это человек!» Действительно, Гёте был исключительным человеком своего времени: знатоком языков, поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером и театральным режиссером, долго руководившим Веймарским театром; человеком, который одновременно со стихами, поэмами, романами, драмами, критическими статьями писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом. Он знал передовую философию своего времени, интересовался взглядами Канта, Фихте и Спинозы, чьи натурфилософские идеи были наиболее близки ему. Гёте восторгался драмами Шекспира, полотнами Леонардо да Винчи и Рафаэля, увлекался античным искусством, народной поэзией, принимал у себя французскую писательницу Анну де Сталь и русского поэта Василия Жуковского. Таким человеком был Иоганн Гёте.
Суть: о чем пьеса?
Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.
Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.
В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».
Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.
Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
История создания
«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.
Письмо четвертое
20 июня 1850 года
Вера тоже не спала всю ночь. Молодые люди встречаются в саду, и женщина просит не упоминать пока о книгах. Павел и Вера беседуют на отвлеченные темы.
Раскрытая тематика немецкого философа Фауста, представляет достаточно большой интерес у русских жителей. Данное повествование ведётся о великих героев, подробно расписывается их характеристика, а также произведение наполнено различными мышлениями и осознаниями.
Главной особенностью данного произведение, является то, что оно выполнено в виде девяти писем, написанных от руки одного персонажа. В данном произведении, даётся полное описание быта того времени, различных драматических сцен, а также всевозможных портретов.
Основной особенностью сюжетной линии выступают собственные воспоминания главного персонажа. Он даёт подробные описания своей интимной жизни, а также расписывает проживание в усадьбе и возвращение в свой родной дом после заграничных путешествий.
Также второстепенным персонажем выступает возлюбленная главного героя Вера Николаевна, о которой он делиться и рассказывает подробности своей любовной истории. Из взаимоотношения начинаются ещё в молодом возрасте, и приобретают свой новый характер после возвращения домой главного героя, через долгих девять лет.
Главной сюжетной линией данного произведения, является само философское ученье, немецкого философа Фауста. А также то, что главный герой пытается пробудить идеи, и просветлить свою возлюбленную Веру. Читателю же сразу становиться понятно то, что Веру Николаевну достаточно трогают данные чувства, она с трепетом относиться к своему попутчику. Тот же в свою очередь признаётся ей в огромной и светлой любви, которая возникла между ними. А также его мучает то, что его любимая замужем и, что между ними существует достаточная возрастная преграда.
Однако, несмотря на сильную любовь между ними, Вера не принимает ухаживания главного персонажа, объясняя тем, что это совершенно неправильно и возвращается домой к мужу. Главный герой же вскоре узнаёт, что Вера неизлечима больна и вот-вот умрёт. Анализом же данного произведения служит то, что какую значимость оказывает произведение философа, на обыкновенные русские души со своей особенной, самобытной культурой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Анализ 3
Данное произведение И.В.Гете писал практически всю свою жизнь, начиная с ранней юности. В поэме затронуты темы смысла человеческой жизни, добра и зла, Бога и дьявола. Тема добра и зла является ключевой в произведении «Фауст». Главный герой находится в поисках смысла бытия, ради этого рискнул своей душой. Персонаж на протяжении всей пьесе стоит перед выбором между добром и злом. Но, несмотря на все искушения Мефистофеля, он старается поступить в первую очередь по совести, потому что изначально чист душой и практически не испорчен жизнью. Фауст провел все свои дни за книгами, изучил все науки, состарился, но не стал от этого счастливым человеком. Автор на примере главного героя показывает слабость человеческой натуры. Сколько бы Фауст не пытался поступать благородно, он все равно отклонился от праведного пути.
Главная идея поэмы «Фауст» в том, что противодействие добра и зла – это неизбежная необходимость. Потому что без этого противостояния человечество бы не развивалось, не стремилось к новым знаниям, и не было прогресса в мире. Автор считает, что человек учится на своих ошибках, может сделать правильные выводы и обрести смысл жизни.
Тема любви играет важную роль в данном произведении. Роковая любовь между главными героями имеет трагические последствия в первую очередь для Маргариты. Фауст и Маргарита, оба не искушенные в романтических отношениях, полюбили друг друга безумной страстью. Маргарите всего 14 лет. Она чиста и наивна как ребенок. Познакомившись с образованным мужчиной, девушка полностью доверяется ему. Ради встреч с любимым, она начинает обманывать мать и подсыпать ей снотворное, после которого последняя однажды не проснется. Кроме того, Фауст стал виновником смерти не только матери возлюбленной, но и ее брата Валентина, которого он случайно заколол шпагой. Чернокнижнику приходится немедленно покинуть город, что он и делает, оставив осиротевшую Маргариту. Оставшись одна, девушка родила девочку, которую решила утопить, чтобы избавить себя от позора. В результате Маргариту заточили в тюрьму за убийство и блуд. Но, несмотря на все причиненные ей страдания девушка по-прежнему любит Фауст. Во всех своих грехах: в гибели матери, в утоплении младенца и даже в убийстве брата возлюбленным она винит исключительно себя. За искреннее раскаянье девушка прощена Богом и ее душа и не достанется дьяволу.
«Фауст» — это великое творение Гете, в котором он поднимает вечные философские проблемы о смысле существования человечества, о жизни и смерти, о Боге и дьяволе. Автор верит в величие человека. На примере Фауста он показывает, что в человеке, прошедшим даже самые тяжелые испытания, несчастья и искушения, в конечном итоге побеждает доброе начало. В финале пьесы Фауст прозревает. Он осознал, что истинный смысл бытия – это жизнь для других и знания напрасны, если не приносят пользы людям.