Суть: о чём?
Повествование в пьесе «Бег» начинается в монастырской келье. Интеллигент Сергей Голубков сопровождает Серафиму Корзухину в Крым, к её мужу – Парамону Корзухину, который занимает значимый пост в белом правительстве Врангеля. Тут они впервые встречаются с белым генералом и лихим кавалеристом Чарнотой.
Нас переносят в штаб командующего фронтом Хлудова, который явно физически и душевно болен. Красные ведут наступление и уже совсем скоро займут полуостров. Появляется муж Серафимы – Корзухин и просит и Хлудова пропустить в Севастополь вагоны с ценными товарами, но тот, чтобы освободить дорогу для беженцев и отступающих войск, и не желая участвовать в обогащении Корзухина, приказывает эти вагоны сжечь. В этот момент на станции появляются Серафима и Голубков, рассудок Корзухиной помутнён из-за тифа и пережитых трудностей. Она кричит на командующего, обвиняя его в бездействии. Женщину вместе с Голубковым собираются арестовать, Корзухин имеет возможность спасти свою жену, но, не желая рисковать, оставляет её на произвол судьбы.
Начальник контрразведки белых, Тихий сначала, угрожая пытками, принуждает Сергея Голубкова дать показания против Корзухиной. Тихий надеется получить с мужа несчастной щедрый откуп. Однако сама Серафима во время допроса вырывается и зовёт на помощь Чарноту, который как раз проезжал мимо. Генерал врывается в здание контрразведки и, угрожая револьвером, спасает Корзухину.
Отпущенный на свободу Сергей не знает об освобождении Серафимы. Он случайно снова сталкивается с Хлудовым, который на этот раз проявляет благоразумие и приказывает освободить Корзухину и доставить её к нему, но к тому моменту Чарнота уже увёз её в Стамбул. Хлудов берёт с собой Голубкова и тоже покидает обречённый Крым.
Проходит год. В Стамбуле Чарнота и Серафима живут в нищете, белый генерал проигрывает свои серебряные газыри в тараканьи бега. Серафима в отчаянии идёт на панель, но в этот момент появляется Голубков и спасает её. Оставив Корзухину на попечение Хлудова, Чарнота и Сергей отправляются в Париж, чтобы найти мужа Корзухиной.
Тот, однако, оказывается равнодушным к судьбе Серафимы, он снова женился при ещё живой жене, живёт в достатке и не знает печали. Однако Чарнота, пользуясь пристрастием негодяя к азартным играм, выигрывает у того в карты двадцать тысяч долларов.
В Стамбуле тем временем душевное здоровье Хлудова становится всё хуже и хуже, он хочет вернуться в Россию, чтобы погибнуть там. В этот момент Голубков и Чарнота возвращаются из Парижа. Серафима и Сергей признаются друг другу в любви. Хлудов остаётся в полном одиночестве, после чего стреляется из револьвера.
Суть: о чём?
Повествование в пьесе «Бег» начинается в монастырской келье. Интеллигент Сергей Голубков сопровождает Серафиму Корзухину в Крым, к её мужу – Парамону Корзухину, который занимает значимый пост в белом правительстве Врангеля. Тут они впервые встречаются с белым генералом и лихим кавалеристом Чарнотой.
Нас переносят в штаб командующего фронтом Хлудова, который явно физически и душевно болен. Красные ведут наступление и уже совсем скоро займут полуостров. Появляется муж Серафимы – Корзухин и просит и Хлудова пропустить в Севастополь вагоны с ценными товарами, но тот, чтобы освободить дорогу для беженцев и отступающих войск, и не желая участвовать в обогащении Корзухина, приказывает эти вагоны сжечь. В этот момент на станции появляются Серафима и Голубков, рассудок Корзухиной помутнён из-за тифа и пережитых трудностей. Она кричит на командующего, обвиняя его в бездействии. Женщину вместе с Голубковым собираются арестовать, Корзухин имеет возможность спасти свою жену, но, не желая рисковать, оставляет её на произвол судьбы.
Начальник контрразведки белых, Тихий сначала, угрожая пытками, принуждает Сергея Голубкова дать показания против Корзухиной. Тихий надеется получить с мужа несчастной щедрый откуп. Однако сама Серафима во время допроса вырывается и зовёт на помощь Чарноту, который как раз проезжал мимо. Генерал врывается в здание контрразведки и, угрожая револьвером, спасает Корзухину.
Отпущенный на свободу Сергей не знает об освобождении Серафимы. Он случайно снова сталкивается с Хлудовым, который на этот раз проявляет благоразумие и приказывает освободить Корзухину и доставить её к нему, но к тому моменту Чарнота уже увёз её в Стамбул. Хлудов берёт с собой Голубкова и тоже покидает обречённый Крым.
Проходит год. В Стамбуле Чарнота и Серафима живут в нищете, белый генерал проигрывает свои серебряные газыри в тараканьи бега. Серафима в отчаянии идёт на панель, но в этот момент появляется Голубков и спасает её. Оставив Корзухину на попечение Хлудова, Чарнота и Сергей отправляются в Париж, чтобы найти мужа Корзухиной.
Тот, однако, оказывается равнодушным к судьбе Серафимы, он снова женился при ещё живой жене, живёт в достатке и не знает печали. Однако Чарнота, пользуясь пристрастием негодяя к азартным играм, выигрывает у того в карты двадцать тысяч долларов.
В Стамбуле тем временем душевное здоровье Хлудова становится всё хуже и хуже, он хочет вернуться в Россию, чтобы погибнуть там. В этот момент Голубков и Чарнота возвращаются из Парижа. Серафима и Сергей признаются друг другу в любви. Хлудов остаётся в полном одиночестве, после чего стреляется из револьвера.
2 вариант
Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного, безумного мира, человеческих поступков, не имеющих мотивов.
Ключевая проблематика пьесы заключается в описании крушения белого движения и судьбы русских эмигрантов, представленных в объективной авторской оценке событий гражданской войны, сопровождающихся жертвами, кровью и людским горем.
Философская тема в произведении заключается в возможности каждого отдельного человека прервать бессмысленный бег, подталкиваемый со стороны внешних обстоятельств.
Композиционная структура пьесы имеет отличительные особенности в виде использования автором подзаголовка «Восемь снов», настраивающегося читательскую аудиторию на фантасмагорическое повествование, а также эпиграфа из поэзии Жуковского, свидетельствующего о стремлении автора воспроизвести ушедшие события периода революции и гражданской войны.
Главным героем пьесы выступает Хлудов, представленный в образе человека, переживающего внутренний конфликт с собственной совестью, изображенного со старыми глазами и молодым лицом, отличающимся оскалом, заменяющим улыбку.
Второстепенными персонажами в произведении являются Сергей Голубков, представленный приват-доцентом, идущим на компромисс с большевизмом, вернувшись в Россию, Серафима, изображенная женой миллионера, а также генерал Чарнота, описанный автором в комичном образе.
Стилистической особенностью пьесы является применение автором звукового сопровождения в виде звуков монастыря, конных отрядов, расширяющих изображения художественного мира, представляя его с эпической масштабностью, выражающей проблему русских эмигрантов общемировым значением.
Кроме того, особую роль в произведении играют тараканьи мотивы, являющиеся символом героев пьесы, подобных тараканам, которые бегают по кругу.
Своеобразие пьесы заключается в описании автором Константинополя, представленного в виде символа ненавистной чужбины, ужасного, нестерпимого, душного города.
Направление и жанр
Пьеса «Бег» была создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится к достоверному изображения действительности. Созданные им образы, персонажи, их слова и поступки весьма натуральны и естественны. Читатель может поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.
Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.
Основные персонажи пьесы
Главные герои:
- Серафима Владимировна Корзухина — молодая петербургская дама, добрая, честная, пожалела удавленных, за что была арестована, жена Парамона Корзухина, который от неё отрёкся.
- Сергей Павлович Голубков — приват — доцент, сын профессора, тоже петербуржец. Любит Серафиму. Слабый человек.
Другие персонажи:
- Африкан — архиепископ Симферопольский, он же химик Махров, приехал благословлять воинов.
- Григорий Лукьянович Чарнота — запорожец по происхождению, генерал — майор в армии белых. Игрок, справедлив честен.
- Барабанчикова — существует только в воображении генерала Чарноты.
- Люська — походная жена Чарноты, смелая, нервная, без принципов.
- Крапилин — вестовой Чарноты, повешен по приказу Хлудова из-за своего красноречия, будет преследовать Хлудова в виде призрака.
- Роман Валерьянович Хлудов, больной, странный человек.
- Жесток, злодей Де Бризар — командир гусар у белых, слегка не в себе из — за контузии.
- Парамон Ильич Корзухин — муж Серафимы, труслив, жаден, бездушен.
- Белый главнокомандующий — вспыльчив.
- Артур Артурович — владелец тараканьих бегов в Константинополе, жаден до денег, жуликоват.
Постановки
- В 1928-1929 во МХАТе под руководством Немировича-Данченко проводились репетиции пьесы. Предполагался следующий состав исполнителей: Алла Тарасова — Серафима
, Марк Прудкин и Михаил Яншин — Голубков
, Василий Качалов — Чарнота
, Ольга Андровская — Люська
, Николай Хмелёв — Хлудов
, Владимир Ершов — Корзухин
, Юрий Завадский и Борис Малолетков — главнокомандующий
, Владимир Синицын — Тихий
, Иван Москвин и Михаил Кедров — Африкан
. Ставил пьесу И.Я. Судаков при участии Н.Н. Литовцевой , музыка Л.К. Книппера , художник И.М. Рабинович . Однако при Сталине пьеса была запрещена. Премьера пьесы состоялась в Сталинградском театре 29 марта 1957 года . - В 1970 году пьеса была экранизирована режиссёрами А. А. Аловым и В. Н. Наумовым .
- В 1980 году пьеса была поставлена в Московском театре им.Маяковского .
- В 2003 году пьеса была поставлена в Театре под руководством Олега Табакова (постановка режиссёра Елены Невежиной) .
- В 2010 году пьеса была поставлена в Магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина режиссёром Мариной Глуховской .
- В 2010 году в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоялась премьера оперы «Бег», созданной на основе пьесы композитором Николаем Сидельниковым .
- В 2011 году пьеса была поставлена в Омском академическом театре драмы главным режиссёром театра Георгием Зурабовичем Цхвирава .
- В 2014 году пьеса была поставлена в Молодёжном театре Алтая им. В. С. Золотухина режиссёром Юрием Ядровским .
- 2015 год — «Бег», совместный проект Театра им. Е. Вахтангова и Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Режиссёр Юрий Бутусов . .
- 2015-2016 год — 8 и 22 декабря состоялась премьера спектакля «Бег» по пьесе Михаила Булгакова, режиссёрский дебют Марии Федосовой на Большой сцене театра «Содружество актёров Таганки » (Театр под руководством Николая Губенко).
Проблемы
- Война – писатель показывает войну, как нечто страшное и бессмысленное, не несущее людям ничего, кроме страданий и смерти, оставляющее глубочайшие раны в душах выживших.
- Революция – никак не оценивая саму революцию, Булгаков показывает её печальные последствия для той части общества, которая оказалась не на той стороне и потеряла всё, что ценила.
- Эмиграция – Булгаков показывает трагедию русских эмигрантов, которые вынуждены были уехать из страны, и вести зачастую бедственное существование за рубежом, где многие из них так и не смогли вернуться к полноценной жизни.
- Анархия – последние дни существования Белого движения показывают нам анархию, царящую в стране, где каждый борется только за своё выживание и готов пойти на что угодно ради своих целей.
- Социальная несправедливость – на примере Корзухина Булгаков показывает, что негодяи и мерзавцы уехали из России богатыми и обеспеченными, а по-настоящему благородные люди, целиком отдавшие себя борьбе, остались ни с чем.
Хлудов
Ноябрь 1920 г., Крым. В зале станции расположен штаб белогвардейцев. Буфет стал командным пунктом генерала Хлудова. Он постоянно дергается и явно чем-то болен. Тут появляется муж Серафимы, Корзухин, товарищ министра торговли, и просит Хлудова помочь отправить составы с контрабандным товаром в Севастополь. Но тот приказывает все сжечь. Появляются Серафима, Голубков и Крапилин, вестовой Чарноты. Серафима нападает на Хлудова, что ему бы только людей вешать, но ее тут же принимают за коммунистку. Увидев мужа, Серафима кидается к нему, но тот делает вид, что не знает ее, боясь реакции генерала.
В этом эпизоде еще одной трагедией наполняет свой «Бег» Булгаков. Краткое содержание продолжается тем, что постовой Крапилин, находясь в диком трансе от всего происходящего кругом, тоже обвиняет Хлудова в зверствах, а потом, придя в себя, встает перед ним на колени, но генерал приказывает его повесить.
История создания
Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.
Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом. Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя. В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия».
Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.
Развязка
Серафима и Хлудов возвращаются на родину. Хлудов остается в комнате один и, подойдя к окну, застреливается.
В келье монастырской церкви идет беседа. Только что пришли буденновцы и проверили документы. Голубков, молодой питерский интеллигент, удивляется, откуда взялись красные, когда местность в руках белых. Барабанчикова, беременная, лежащая тут же, объясняет, что генерал, которому прислали депешу о том, что красные в тылу, отложил расшифровку. На вопрос, где штаб генерала Чарноты, Барабанчикова не дает прямого ответа. Серафима Корзухина, молодая петербургская дама, которая бежит вместе с Голубковым в Крым, чтобы встретиться с мужем, предлагает вызвать акушерку, но мадам отказывается. Слышны цокот копыт и голос белого командира де Бризара. Узнав его, Барабанчикова сбрасывает тряпье и предстает в виде генерала Чарноты. Он объясняет де Бризару и вбежавшей походной жене Люське, что его друг Барабанчиков в спешке дал ему документы не свои, а беременной жены. Чарнота предлагает план побега. Тут у Серафимы начинается жар — это тиф. Голубков уводит Серафиму в двуколку. Все уезжают.
Сон 2. Крым, начало ноября 1920 г.
Сон 3. Крым, начало ноября 1920 г.
Начальник контрразведки Тихий, угрожая смертоносной иглой, вынуждает Голубкова показать, что Серафима Корзухина состоит в компартии и приехала с целью пропаганды. Вынудив написать показание, Тихий отпускает его. Служащий контрразведки Скунский оценивает, что Корзухин даст 10 000 долларов, чтобы откупиться. Тихий показывает, что доля Скунского — 2000. Вводят Серафиму, она в жару. Тихий дает ей показание. За окном с музыкой идет конница Чарноты. Серафима, прочитав бумагу, выбивает локтем оконное стекло и зовет на помощь Чарноту. Он вбегает и с револьвером отстаивает Серафиму.
Сон 4. Крым, начало ноября 1920 г.
Сон 5. Константинополь, лето 1921 г.
Сон 6. Константинополь, лето 1921 г.
Сон 7. Париж, осень 1921 г.
Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Серафимы. Корзухин не дает, говорит, что женат он не был и хочет жениться на своей русской секретарше. Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его расстрелять, а расстреляв, выписался бы. Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продает ему за 10 долларов хлудовский медальон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнота поражен, но не выдает её. Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Серафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.
Сон 8. Константинополь, осень 1921 г.
Книга Бег в кратком содержании доступна в 16 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)
- Эколята поделки своими руками в школу
- Маршрут построен краткое содержание
- Правописание слов с удвоенными согласными 3 класс школа россии технологическая карта
- Замятин евгений иванович краткое содержание
- Огонь пожирающий бунин краткое содержание
Темы и проблематика произведения
В пьесе «Бег» Булгаков поднимает далеко не одну животрепещущую тему. Итак, на первом месте здесь тема любви – ведь лишь она одна способна уберечь человека от падения и воодушевить его на достижение поставленных целей.
В произведении мы видим также сильные патриотические порывы людей, отстаивающих мир и блага родной страны. Но их постигло жестокое разочарование – страна, которую они так самоотверженно защищали, отвергла их, приняв новый порядок.
Тема семьи, а вернее ее разложения, четко просматривается в пьесе. Чета Корзухиных являет собой яркий пример обесценивания семейных приоритетов. Люди в пьесе показаны в процессе борьбы за жизнь, и эта борьба порой толкает их на далеко не благородные поступки.
Писатель уверен, что у человека всегда есть возможность найти верных друзей, даже несмотря на смутные времена. Этот момент раскрывает тему дружбы в данном произведении.
Вечная тема борьбы добра со злом и безоговорочная победа добра также получила освещение в пьесе Булгакова. Он нарисовал мир, жестокий и злой, но вопреки этому, в нем по-прежнему находятся люди, на первое место возводящие милосердие, сострадание и добро.
Проблематика произведения также весьма разнообразна. На первом месте, конечно же, проблема войны и революции. И если война показана автором как нечто страшное и бессмысленное, разрушающее все, что человеку дорого, то его отношения к революции мы не видим. В пьесе изображены лишь печальные последствия для оказавшихся не на той стороне.
Булгакова очень волновала проблема бедственного положения русских эмигрантов. Вынужденные покинуть страну, они зачастую оказывались в тяжелом финансовом положении и были лишены возможности полноценного существования.
Красной нитью сквозь строки произведения проходит проблема сложившейся в России анархии. Это привело к жестокой борьбе людей за существование с использованием не самых честных способов.
На примере Корзухина автор показывает проблему социальной несправедливости, когда благородство оказывается наказано, а бесчестие – в выигрыше.
Картина мира в «Снах» Булгакова
М.А. Булгаков не просто «повторяет» эту традицию включения в текст сновидений и снов, он все произведение превращает в сон. Сны Булгакова объемны, эта объемность достигается за счет авторского воздействия на органы чувств реципиента.
Звуковая картина пьесы Булгакова разнообразна, но одновременно ограничена. Звуковой диапазон очень широк:
- пение монахов,
- стук копыт,
- пение полка,
- вальс,
- марш,
- симфония,
- крик,
- шепот,
- беззвучие.
А ограниченность звуковой картины проявляется в законченной градации: сменяющие друг друга устрашающие звуки и шумы сменяются тишиной и безмолвием, еще более устрашающей.
В светоцветовой картине произведения преобладающими являются полутона. Здесь нет ни одного определенного цвета или оттенка, везде: полутьма, свечи, сумерки, вечернее солнце, закат, расцвет, тьма. И только в конце пьесы появляется снег – единственное светлое пятно.
Вкусовую картину пьесы писатель строит на контрасте чувств голода и насыщения, изобилия и недоедания.
На протяжении пьесы читатель находится в «давящей» атмосфере, в ограниченном пространстве. С осязательными компонентами связано чувство обоняния. Героям Булгакова постоянно не хватает кислорода, им тяжело дышать в этой тесноте. Чувственная картина осложняется оживлением пространства. На протяжении всей пьесы шуршание и мгла, будто в мире нечеловеческих существ. Все в загадочном пространстве произведения олицетворено, и это делает атмосферу пьесы еще невероятнее и фантастичнее, хоть сюжет подразумевает реальных людей и реальные события.
Замечание 1
Сон в пьесе «Бег» в целом представляет собой картину мира: фантастичного, мрачного, тесного, душного, живущего по своим законам и своей жизнью.
В этом мире одушевлено все.
Сон как эпизод – это конкретные изменения, события, движение. М.А. Булгаков создает многомерные, объемные сны, из которых формируется «иногда картина чудовищная». При этом обстановка, процесс представления до того вероятным и с такими тонкими, соответствующими всей полноте картины подробностями, что и самому сновидцу наяву это не выдумать. Булгаков в пьесе «Бег» создал зловещую, страшную реальность, из которой персонажи стремятся «убежать». Такую реальность сложно понять логическим путем. Для этого и нужен сон.
Автор использует форму сна не только для раскрытия характеров персонажей и объяснения их поступков, но и для обеспечения глубокого понимания читателем авторского замысла, иллюстрации его мыслей.
Люся и Чарнота
Чарнота возвращается домой и ссорится с Люсей, потому что врет ей, что ящик с игрушками и газырями у него украли. Она понимает, что на бегах он проиграл последнее. С ними живет и Серафима. Люська признается ему, что вынуждена заниматься проституцией из-за того, что им уже нечего есть и нечем платить за комнату. Она упрекает его за то, что тот разгромил штаб контрразведки, потом сбежал из армии и теперь они живут в нищете далеко от России. Чарнота же постоянно возражал и оправдывался тем, что спасал Серафиму. И тут вдруг Люся заявляет, что уезжает с одним знакомым французом в Париж. Серафима же, услышав же весь этот разговор, решается больше не сидеть ни у кого на шее, а тоже идти зарабатывать на панель.
В этот же день Чарнота на улице встречает Голубкова, играющего на шарманке. Он ищет Серафиму, которая уже нашла себе клиента-грека и идет с ним в номер. За ними следом вбегают Чарнота и Голубков и прогоняют грека. Голубков признается в любви Серафиме, но она отказывает ему, так как не хочет портить ему жизнь.
Тут появляется Хлудов. Его разжаловали из армии, и теперь ему поручается смотреть за Серафимой. Он дает Голубкову медальон и две лиры, потому что тот отправляется в Париж, чтобы просить денег у Корзухина, у которого больная жена. Чарнота решает ехать с ним.
Хлудов
Ноябрь 1920 г., Крым. В зале станции расположен штаб белогвардейцев. Буфет стал командным пунктом генерала Хлудова. Он постоянно дергается и явно чем-то болен. Тут появляется муж Серафимы, Корзухин, товарищ министра торговли, и просит Хлудова помочь отправить составы с контрабандным товаром в Севастополь. Но тот приказывает все сжечь. Появляются Серафима, Голубков и Крапилин, вестовой Чарноты. Серафима нападает на Хлудова, что ему бы только людей вешать, но ее тут же принимают за коммунистку. Увидев мужа, Серафима кидается к нему, но тот делает вид, что не знает ее, боясь реакции генерала.
В этом эпизоде еще одной трагедией наполняет свой «Бег» Булгаков. Краткое содержание продолжается тем, что постовой Крапилин, находясь в диком трансе от всего происходящего кругом, тоже обвиняет Хлудова в зверствах, а потом, придя в себя, встает перед ним на колени, но генерал приказывает его повесить.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.
Серафима Владимировна Корзухина | Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре. |
Сергей Павлович Голубков | интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. |
Григорий Лукьянович Чарнота | Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты. |
Роман Валерьянович Хлудов | Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством. |
Парамон Ильич Корзухин | Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы. |
Арест
Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.
Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.
Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее. Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового. Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.
Хлудов
Ноябрь 1920 г., Крым. В зале станции расположен штаб белогвардейцев. Буфет стал командным пунктом генерала Хлудова. Он постоянно дергается и явно чем-то болен. Тут появляется муж Серафимы, Корзухин, товарищ министра торговли, и просит Хлудова помочь отправить составы с контрабандным товаром в Севастополь. Но тот приказывает все сжечь. Появляются Серафима, Голубков и Крапилин, вестовой Чарноты. Серафима нападает на Хлудова, что ему бы только людей вешать, но ее тут же принимают за коммунистку. Увидев мужа, Серафима кидается к нему, но тот делает вид, что не знает ее, боясь реакции генерала.
В этом эпизоде еще одной трагедией наполняет свой «Бег» Булгаков. Краткое содержание продолжается тем, что постовой Крапилин, находясь в диком трансе от всего происходящего кругом, тоже обвиняет Хлудова в зверствах, а потом, придя в себя, встает перед ним на колени, но генерал приказывает его повесить.
Корзухин
Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.
Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.
Надо о (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.