Урок по литературе на тему «»страшный мир» в лирике а.а.блока» (11 класс)

Александр блок 📜 миры летят. года летят. пустая

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвеё.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906 года

*****

klassreferat.ru

Стихотворение входит в маленькую поэму “Пляски смерти”, включённую в цикл “Страшный мир”. Тема подсказана названием поэмы, жизнь лирического героя подобна смерти, холодной, бездушной. Рубленый ритм её как тяжёлая поступь.

Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности.

Вторая строка построена иначе, у существительного “свет” сразу два определения, но они “гасят” этот свет, он “бессмысленный и тусклый”, а рифма к этому слову уничтожает пятно света, очерченное фонарём в непроглядной тьме ночи.

Ничего не способна изменить и четверть века – время, отпущенное для обновления жизни приходом нового поколения, а лирический герой за этот срок превратится в дряхлого старика.

Безжизненные удары усилены в четвёртой строке повтором звуков (“Всё буДеТ Так. ИсхоДа неТ”). Нет спасения, даже смерть не освободит от страданий не отпускающей душу безысходности.

Вторая строфа зеркально отражает первую, появляются глаголы, но мрачный мир не оживляется действием, так как эти глаголы делают безнадёжность полной: “умрёшь”, “начнёшь”, “повторится”.

Синтаксически вторая строфа отличается от первой. Это одно предложение, каждое слово, проникая, прорастая в другое, создаёт впечатление какого-то нерасторжимого единства, смертной хватки. То, что в первой строфе (“Ночь, улица, фонарь, аптека”) было назывными предложениями, стало однородными подлежащими, каждое из которых объединено с другими обобщающим словом “всё” и сказуемым.

Кроме синтаксических средств, Блок использует такой поэтический троп, как семантический параллелизм: “Бессмысленный и тусклый свет…”; “Ночь, ледяная рябь канала…”

Впечатление безнадёжности перерастает в чувство тупика, это выражено образами, навевающими холод, леденящий душу: “ледяная рябь канала”, холод, пробирающий до костей.

Слово “фонарь” становится в последней строке заключительным: замкнутое пространство улицы по-прежнему ограничено пятном тусклого света, падающего от фонаря. Бессмысленное кружение по замкнутому миру безысходности, выхода из которого нет и не будет.

Таков мрачный мир опустошённой души героя.

Тема

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для её развития автор создал оригинальную систему образов. В центре её лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным её проявлениям: мечте, удаче и неудаче.

В первой строфе лирический герой говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, своё внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографическую основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как встретит трудности жизни. Он знает, что встреча эта будет «враждующей». Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя». Однако герой не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Анализ стихотворения «Миры летят. Года летят» Блока 2 вариант

«Миры летят. Года летят» – стихотворение 1912 года. Автором выступает Блок Александр Александрович.

История создания

Произведение было создано молодым, но уже опытным поэтом. Он излагал свои мысли, не боясь общественного мнения. И это хорошо, потому что он смог написать ряд произведений, которые достаточно интересны. «Миры летят. Года летят» – пример тому, что было написано выше в рамках обзора.

Тема

Сразу 2 темы обозначены в тексте: понимание счастья, тяжесть нашего бытия. При этом автор использовал немало символов

Для понимания стихотворения важно обращать на них внимания, как и на подтекст стихотворения

Композиция

6 катренов, перекрестная рифмовка. Стоит отметить, что линейной является композиция произведения, которое считается одним из лучших в раннем творчестве самого поэта.

Жанр

К философской лирике относится стихотворение, представленное в стихотворении. Автор излагал людям свои мысли. Делал он это весьма честно и уверенно. Некоторые считают, что в творчестве поэт был смелее, чем в жизни. Но это условно.

Средства выразительности

Много риторических восклицаний и вопросов. Они есть почти по всему тексту. Особенно много вопросов в последнем катрене, завершающим стихотворение.

Эпитеты

Порочные услады, неизвестный, безумный, назойливому звуку – часть многообразия эпитетов, которые использовал в стихотворении сам поэт.

Темы

Темы, к которым обращается Блок в своем стихотворении «О, весна, без конца и без краю…», очень разнообразны. Так, в нем можно выделить:

Тема любви. У поэта она интерпретируется по-своему. Любовь в его понимании – это принятие человека со всеми его недостатками, с горестями и обидами, которые он мог причинить. Этот момент ассоциируется у Блока с весной – как деревья замирают на холодные времена, лишаясь листьев, так и он лишается любви на какое-то время. Но потом приходит тепло, природа расцветает, и не любовь, но принятие жизни и всего того, что она готовит, просыпается в душе автора.
Тема принятия всего сущего

Акцентируя внимание на таких деталях, как пустынные селения, города, внутри которых дома стоят колодцами и создают гнетущую атмосферу покинутости, тяжкий труд, а также смех и плач, которые стоят в соседних строфах, Блок передает напряженное состояние в период до встречи с покинувшей его возлюбленной. Но за это время он понимает одну истину – он смиряется с миром, начинает любить все то, с чем раньше он был во вражде

Эта позиция напоминает христианскую модель сознания. Он становится частью этого злого и холодного мира, начинает любить его. А лирическая героиня – центр всего этого.
Тема встречи после расставания. Между лирическими героиней и героем есть вражда, вполне свойственная людям после разлуки. Но все же женщина появляется у его порога, несмотря на все, что между ними случилось. Этот момент наполнен многими эмоциями – недоверием, боязнью новых обид и разочарований, какой-то слепой и почти что «хмельной» надеждой на новый шанс для их любви. С этого момента начинается новый этап их взаимоотношений – дружба и взаимная поддержка, доказанная и подтвержденная временем.

Разбор творчества

Писатель А. А. Блок был чувственным человеком, который восприимчиво относился к окружающему миру. Лики страшного мира в поэзии Блока стали основой стихотворений третьего тома в одноименном цикле (1910—1916). Эту тему писатель связывал с обличением буржуазного мира, а также проблемы города, его без духовности и социальных противоречий.

Иногда, кажется, что эти произведения предстают перед читателями из отдельных разделов целого произведения: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их публикации также логична. В первой части поэт описывает бессмысленную жизнь, следом за ней идет рассказ о судьбе человека и завершает этот цикл внутреннее состояние личности.

Особое впечатление производит стихотворение «Черная кровь». Произведение состоит из монолога лирического героя, который ранен низменной страстью. История включает в себя 9 частей и описывает двух героев. Концовка сочинения трагична, так как возлюбленную главного героя убивают.

Стихи Блока в «Страшном мире» основываются на угасании человеческих проявлений, а поэт все же теплица надеждой и пытается возродить личность.

Одним из сюжетов творчества поэта это омертвление городской цивилизации. Он писал о людях, которые не радуются солнцу и наступившему дню, для них все скучно и однообразно. У такой личности всегда опустошенность в душе и безразличие к жизни. Цикл «Жизнь моего приятеля» дает понять, что ежедневно возникают мелкие дела, которые отвлекают от реальности. Но как только герой остается один на один со своими размышлениями его окутывает грусть.

А. Блок в созданных произведениях затрагивал темы, которые интересуют каждого человека на определенном жизненном этапе. Он делал акцент на том, что в душе всегда возникает извечный спор и нужно сделать правильный выбор между:

  1. Добром и злом.
  2. Ненавистью и любовью.

Большинство людей запутываются, не могут решить ряд проблем только потому, что веселится и радоваться жизни искренне не умеют. Тогда их существование превращается в скучную рутину, когда день и ночь сливаются воедино и кажутся бессмысленными. Проводя анализ цикла Блока «Страшный мир», можно ощутить боль души. Но стоит помнить, что на протяжении всего существования присутствуют тяжелые испытания, которые впоследствии помогут по-настоящему оценить яркие и светлые моменты радости.

Средства художественной выразительности

Блок использует в стихотворении «О, весна, без конца и без краю…» многие средства художественной выразительности для яркой передачи своих чувств и мыслей:

  1. Эпитеты («В заколдованной области плача», «…бессонные споры», «…воспаленные взоры» «…в завесах темных окна», «С буйным ветром…» и т.д.);
  2. Лексические повторы (слово «принимаю» повторяется в стихотворении 5 раз; слова «весна» и «мечта» повторяются 2 раза);
  3. Метафоры («…колодцы земных городов», «…в змеиных кудрях», «…хмельная мечта» и т.д.);
  4. Антитезы («В… области плача, / В тайне смеха…», «…пустынные веси! / И колодцы пустых городов!»);
  5. Инверсию («Утро в завесах темны окна», «Раздражала, пьянила весна» и т.д.);
  6. Риторические обращения («О, весна…», «Узнаю тебя, жизнь!», «…принимаю тебя!» и т.д.);
  7. Парцелляцию («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! / «И приветствую звоном щита!»);
  8. Градацию («Ненавидя, кляня и любя»).

Образы и символы

  1. Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
  2. Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой о. В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека». Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц. Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни. В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.
  3. Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни. Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.
  4. Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.

Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».

Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж­дом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошло­стью буржуазного быта, но он не может найти ей дос­тойное противопоставление, мучаясь от неразреши­мых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворе­ний, получивший название «Страшный мир». Лири­ческий герой этого цикла бредет во тьме, уже не испы­тывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго стра­сти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».

Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертве­цом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.

Блок понимал, что человек, поддавшийся соблаз­нам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не при­нятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл сво­ей жизни.

Потеря духовных ценностей, и, как следствие это­го, бессмысленность бытия угнетает Блока.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспе­вается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».

Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнета­ет его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.

Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.

В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в при­роде нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую жел­тизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему во­круг. Природа кажется лирическому герою враждеб­ной:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне.

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «ме­лочных забот», а на дне души, «безрадостной и чер­ной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, выска­зать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смут­ным».

Лирический герой цикла «Страшный мир» оди­нок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навева­ет тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «ске­лет», «безносые женщины», «пляска смерти» — оби­лие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в сти­хотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощуще­ние Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Развернутый анализ

Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.

Исторические события

В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение «Родина» написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.

В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.

Тема произведения

Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).

Композиционные особенности

Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.

Определение жанра

Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Мне нравится3Не нравится1

Философия и влияние

Анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов. Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться «как встарь», каждому необходимо найти самостоятельно.

Современники Блока, анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Билет 12

  1. Тема страшного мира в лирике Блока «Фабрика», «Сытые».

Русский поэт, драматург, литературный критик.

Александр Блок был романтическим поэтом . Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А.Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла.Так, если бы стихотворение «Фабрика» не имело названия, то читателю было бы трудно догадаться, о чем конкретно идет речь. Предметные образы вроде бы создают впечатление фабрики, но это слово не звучит в тексте. Не определена и социальная принадлежность лирических персонажей стихотворения, это просто люди, а не рабочие. Они названы «нищими», но не в значении «бедные», а скорее, «обездоленные». Ощущение недоговоренности усиливает упоминание «черного кого-то»,того кто предстает как символ власти над людьми, заставляющей их безропотно подчиняться. Эпитет «черный» нагнетает атмосферу страха и безнаказанности зла, «желтый» — значит мертвящий, бездушный. В стихотворении есть лирическое «я», как практически и во всех произведениях Блока . Лирический герой Блока в «Фабрике» как бы находится над городом, он и не с «черным», но и не с «нищими. Название стихотворения перерастает в символ злой судьбы человека раба. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить.

2.В.В.Маяковский-поэт,художник,человек. Ранняя лирика поэта.

Маяковский родился в Грузии, в семье Лестничего. 1902 г.-учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из тюрьмы, где он провел 11 месяцев. 1 стих-е «Ночь» опубликовал в футуристическом сборнике « Пощечина общественному вкусу. Маяковский вступил в литературу как футурист. В футуризме Маяковского привлекла энергия отрицания, критики. Ранние стихотворения Маяковского «Утро», «А вы могли бы . К ранней лирике поэта можно отнести стих-е «Нате». Пафос этого стих-я социальный. В изображаемом им мире нет места идеальному. Произведение пронизано духом бунтарства. Лирическому герою противопоставлена мещанская толпа. Вещный мир стих-я представлен предметами потребления: щи, белила, вещи. Лирический герой пытается докричаться до слушателя.Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска — сочетание правдоподобности и фантастики.».. Поэзия Маяковского попытка приблизить будущее, направлена для потомков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: