Сравнительный анализ стихотворений блока «незнакомка» и «в ресторане»

«в ресторане» а. блок

Средства художественной выразительности

Блок использует большое количество разнообразных троп, с помощью которых доносит до читателя основной смысл произведения. Яркие эпитеты, которые придают стихотворению краски. Сравнения, с помощью которых поэт более четко рисует образ.

Метафоры и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль. Они делают текст более выразительным и красивым.

Так же в данном произведении можно увидеть инверсию, анафору, эллипсис и аллитерацию.

Благодаря совокупности всех использованных троп, стихотворение становится очень красивым и легким в прочтении. Читатель словно переносится в тот самый ресторан и наблюдает все происходящее воочию.

Темы и проблемы

Главной темой в анализируемом стихотворение, становится тема любви. Во всей поэзии Блока она занимает лидирующие позиции. Преподносит правда автор её не везде одинаково. В одних произведениях он воспевает любовь, возвышает и придает неземные черты. В других же – для него любовь становится трагедией, испытанием.

Проблемой же можно назвать разочарование поэта в светлых чувствах, любви. Он всеми путями старается заставить себя, а заодно и читателя, начинать искать в этом мире что-то прекрасное. Да, окружающий нас мир далеко не безупречен, в нем хватает негатива и пошлости. Но все же стоит присмотреться к нему получше, и перед нами раскроется не столь мрачная картина. Именно поэтому настроение стихотворения «В ресторане» меняется, но в итоге у читателя остаются лишь положительные эмоции.

Образы и символы

Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.

Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане». Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни

Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Средства выразительности

Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности

  1. Эпитеты: «бледное небо», «переполненный зал», «встретил смущенно и дерзко», «взор надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «иступленно запели», «чуть заметное дрожание руки», «тревожно зашептались».
  2. Сравнения: «золотого, как нёбо», «рванулась движеньем испуганной птицы», «прошла, словно сон мой легка».
  3. Метафоры: «пожар зари», «сожжено и раздвинуто небо», «на желтой заре – фонари», «что-то грянули струны», «глубь зеркал».
  4. Олицетворение: «пели смычки», «запели смычки», «вздохнули духи, задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало».
  5. Анафора: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка…»
  6. На протяжении всего стихотворения встречается инверсия.
  7. Эллипсис: «И на жёлтой заре — фонари».
  8. Аллитерация: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).

«В ресторане», анализ стихотворения Блока

Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме», он написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты…

Действительно, та наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы со временем исчезла, потому что изменился сам поэт, а значит, изменилось в какой-то степени и его мировоззрение. Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку из одноименного стихотворения, написанного в 1906 году. В этом лирическом произведении еще сохранилась грань между реальностью и нереальностью, ведь герой не разобрался до конца в своих ощущениях:

Иль это только снится мне?

Двоемирие, один из главных признаков романтизма, в стихотворении «Незнакомка» призвано было подчеркнуть контраст между пошлым миром обывателей и миром, в котором оказались Незнакомка и главный герой. Если лирический герой цикла о Прекрасной Даме не был до конца уверен, встретится ли он с героиней, то герой «Незнакомки» оказывается в числе избранных – тех, кому «глухие тайны поручены» и «чье-то сердце вручено» .

И вот спустя 4 года, в 1910 году, появляется новая любовная история, описанная уже во вполне определенных обстоятельствах, примета которых вынесена и в название – «В ресторане». В стихотворении, которому посвящен анализ, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря» ) и золотого («золотой аи» ) у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари». а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом.

Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале». под аккомпанемент целой какафонии звуков: «исступленно запели смычки». «монисто бренчало». «цыганка визжала заре о любви» .

И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи. задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»

А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…»

Все это уже было в четыре года назад, в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал». подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.

Визжащая о продажной любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» — стала продажной девкой, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви, ведь общеизвестен тот факт, что его жена, Любовь Дмитриевна Менделеева, на некоторое время уходила от Блока к его другу, поэту Андрею Белому, а сам Александр испытывал влечение к многим женщинам, в основном, артисткам, как и положено настоящему поэту. В любом случае, ни современники, ни потомки не вправе осуждать его за это.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.

Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.

Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.

Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.

Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.

Жанр, размер

Данное стихотворение очень напоминает размышления поэта. Здесь мы видим полет мыслей автора, когда он начинает припоминать встречу, которая сумела оставить отпечаток в его памяти.

Эти все качества присущи больше всего элегии. Большая часть произведений Блока несет некий философский характер. В отличие от большинства поэтов, Александр Александрович посвятил все свои произведения единственной женщине, которая для него была эталоном.

Данной женщиной, а по совместительству и музой автора, была его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева.

Символизм стал образом жизни Блока, что легко прослеживается в его творчестве. Это очень мешало его семейной жизни, потому что его супруге постоянно не хватало именно человека рядом, а не поэта, который в ней видит музу.

Размер написания автор использует анапест, но чередует его с четырехстопного на трехстопный. Рифмовка используется перекрестная, рифма так же чередуется – мужская и женская.

Анализ стихотворения

Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад. Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей. Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой. Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие. А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.

История создания

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:

В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!

Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.

Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Художественные приемы

Анализ стихотворения Блока «В ресторане» позволяет определить жанр работы — лирика. В произведении автор делится личными чувствами и мыслями. В тексте можно обнаружить элементы философии. Поэт использует символы и образы, которые раскрывают его эмоции и передают ощущения разбитого сердца.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Размышления героя о несчастной любви.
  2. Встреча с прекрасной незнакомкой.
  3. У героя появляется надежда на новые отношения.

При написании стихотворения Блок использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает небо бледным, зарю желтой, розу черной;
  • метафоры — поэт рассказывает о небе, сожжённым пожаром, поющих смычках, вздохнувших духах;
  • сравнения — Блок сравнивает небо с золотом, незнакомку с испуганной птицей.

Тема стихотворения Александра Александровича — разочарование в любви. Герой размышляет об идеале женщине, который был разрушен. Но в то же время его не покидает надежда на исправление ситуации. Если внимательно прочитать стихотворение, можно обнаружить в нем множество вольностей и пошлостей. Например, героя не смущает, что его избранница находится в ресторане с мужчиной. Он все равно предпринимает попытку заигрывать с ней.

Интересна и реакция женщины. Сначала она приняла героя за очередного бездумного поклонника, но потом поняла: между ними существует душевная связь, поэтому ей хочется продолжить знакомство, но пока она со спутником — это невозможно.

Имеет значения и обстановка. Все происходит в ресторане на виду у всех. Публика пьяная, звучит музыка и исполнители поют песни. Но все это не может отвлечь героя.

«В ресторане» — одна из самых загадочных работ поэта. Использованные в нем образы могут трактоваться неоднозначно. Текст переполнен личными чувствами поэта. Для лучшего понимания стихотворения лучше прочитать его целиком.

Вместе и отдельно

Она надменно взглянула на пославшего знак внимания. Лирический герой смутился, но дерзко выдержал ее взгляд. И даже в ответ слегка поклонился. Наличие согласных в глаголах «взглянула и встретил», стоящих рядом, немного затормаживает происходящее, лишает его моментальности. А дальше рокочущие «Р» подчеркнут намеренную, продуманную резкость девушки при обращении ее к своему сопровождающему. И тем не менее у нее чуть дрогнули руки, под исступленными звуками музыки.

Она не осталась равнодушна к безмолвному посланию и поклонению ее красоте. Вопреки её юному презрению (прекрасная метафора) девушку влечет к незнакомцу. Чтобы пресечь свои неконтролируемые чувства, она быстро покидает ресторан, как испуганная птица. Легкая, как сон, она проходит мимо столика, обдавая запахом духов, колебля стоячий ресторанный воздух, движением шелков, которые тревожно шепчутся. Шипящие «Ж» и «Ш» передают шелест шелка. Мягкие «Л» подчеркивают изящество движений героини. Так продолжает Блок в ресторане (анализ об этом говорит) показывать страх девушки перед вдруг возникшим чувством и бегство от него. Просто она никогда не испытывала ничего подобного и рванулась прочь, как птица из клетки.

Финал


Конечно, между поэтом и его новой музой просто не могло родиться никаких серьезных отношений – Александр всем сердцем любил свою жену, а Ольгу вполне устраивал ее образ жизни – у нее была и успешная карьера, и просто восхищающее количество ухажеров вокруг. Однако, эти двое и дальше пересекались на различных вечерах – Ольга ходила на поэтические выступления, Александр был поклонником разных видов творчества – казалось, сама судьба объединяет этих людей, однако, между ними установилась совсем иная, возможно, даже более высокая форма отношений. Постепенно Ольга и Александр стали самыми близкими друзьями – ей он мог доверить абсолютно все. Она ему рассказывала о своих жизненных ситуациях, они проводили вместе очень много времени. Стихотворение «В ресторане» стало своеобразным пророчеством, в котором Блок описал, что романтические чувства между двумя людьми уже не появятся, ведь искра должна пробежать в первые секунды, но та химия, которая произошла в тот вечер, стала стартом для появления настоящей, искренней дружбы.

Финал


Конечно, между поэтом и его новой музой просто не могло родиться никаких серьезных отношений – Александр всем сердцем любил свою жену, а Ольгу вполне устраивал ее образ жизни – у нее была и успешная карьера, и просто восхищающее количество ухажеров вокруг. Однако, эти двое и дальше пересекались на различных вечерах – Ольга ходила на поэтические выступления, Александр был поклонником разных видов творчества – казалось, сама судьба объединяет этих людей, однако, между ними установилась совсем иная, возможно, даже более высокая форма отношений. Постепенно Ольга и Александр стали самыми близкими друзьями – ей он мог доверить абсолютно все. Она ему рассказывала о своих жизненных ситуациях, они проводили вместе очень много времени. Стихотворение «В ресторане» стало своеобразным пророчеством, в котором Блок описал, что романтические чувства между двумя людьми уже не появятся, ведь искра должна пробежать в первые секунды, но та химия, которая произошла в тот вечер, стала стартом для появления настоящей, искренней дружбы.

Новая муза

В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера. Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания

Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину. Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения

Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно. Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое. Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.

Примечательно то, что даже несмотря на общий пронизывающий стихотворение приземленный образ женщины, простой и не имеющей никакого понятия о высоких сферах, с самого начала лирический персонаж испытывает сильное волнение, даже тревогу. А. Блок выражает это при помощи описания пейзажа – здесь и пожар зари, подчеркивающий внутреннее смятение персонажа, и бледное, золотое небо, выражающее общую усталость его чувств.

В следующих строках мы видим развитие сюжета стихотворения, как начало рассказа о любви, и уже одно то, что любовь эта начинается с черной розы, отосланной в бокале небесно-золотого (этого цвета светлой тоски, уже упомянутого ранее), вина, означает, что счастливого конца здесь не будет.

Неуверенность, обозначенная в первых строках произведения, остается с лирическим персонажем и дальше по ходу развития ситуации, однако, как видно из повествования, он все же ее скрывает ото всех остальных, тем самым обозначая свою отстраненность, обособленность от прочих людей, отсутствие нужды в их жалости и обществе.

Призраки распутства

В этот момент в душе Блока буря и розу посылает он не незнакомке, а Судейкиной. Подчёркивает продажность и непостоянство женщин атмосфера ресторана, где плачет скрипка и в ауре духов носятся миражи и призраки. Именно питейное заведение, а не, например, храм подходят для передачи образа непостоянства любви, которая выбирает кавалеров днём, проводит с ним ночь и забывает к утру.

Верил ли сам Блог с его более платоническим отношением к женщинам в такую продажность? Верил, но преувеличивал, чтобы подчеркнуть своё томление. В момент разлуки никто не может сравниться по красоте с объектом обожания, а все сторонние интриги кажутся пошлостью. Это подтверждают и ответные манящие взгляды незнакомки, которая придя на свидание с одним, строит глазки другому. Такова суть женщин? Оставим ответ на усмотрение читателя.

Стихотворением Блок попытался выговорится, выплеснуть боль после расставания и дать завет другим мужчинам на класть все бриллианты души на весы одной женщины. Такая открытость неминуемо ведёт к боли, когда за минуты рая придётся платить годами ада.

Автор строк не идёт путём Есенина, пытаясь забыться в кабацких объятиях других, он приходит в ресторан для тоски и никогда не подпустит к себе другую, пока в сердце томится надежда на возвращение отношений.

Композиция

В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.

В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.

Данная строфа является началом композиционного кольца.

Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.

В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.

Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.

В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.

И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.

Поэтическими тропами

Передача тайн звукозаписи Блока — это неблагодарное и очень сложное занятие. В тексте статьи была небольшая попытка отразить отдельные особенности стиха поэта. Но оно просто переполнено ярким музыкальным богатством, когда идет перекличка звуков, благодаря которым стихи экспрессивны и выразительны. Проведем более простой анализ стиха «В ресторане». Блок использует эпитеты (у зари пожар), простые сравнения (небо бледное, заря желтая). Все второе четверостишие — изумительнейший по красоте оксюморон. Анапест, которым написано стихотворение, образуя ритм и звучание, заставляет следить за действиями лирического героя и сопереживать ему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: