Художественная литература
Скалозуб По моему сужденью, Пожар способствовал ей много к украшенью.
Фамусов Не поминайте нам, уж мало ли крехтят! С тех пор дороги, тротуары, Дома и всё на новый лад.
Чацкий Дома новы́, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Фамусов (Чацкому) Эй, завяжи на память узелок; Просил я помолчать, не велика услуга. (Скалозубу.) Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок: Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти — так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Чацкий Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом? И похвалы мне ваши досаждают.
Фамусов Не я один, все также осуждают.
Чацкий А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забыты́х газет Времён Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот ещё, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в жёнах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, — Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
Фамусов (про себя) Уж втянет он меня в беду. (Громко.) Сергей Сергеич, я пойду И буду ждать вас в кабинете.
(Уходит.)
Явление 6
Скалозуб, Чацкий.
Скалозуб Мне нравится, при этой смете Искусно как коснулись вы Предубеждения Москвы К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам; Их золоту, шитью дивятся, будто солнцам! А в Первой армии когда отстали? в чём? Всё так прилажено, и тальи все так узки, И офицеров вам начтём, Что даже говорят, иные, по-французски.
Обличение фамусовского общества
Первый и главный вопрос, который ставит Чацкий в своём пламенном монологе: а судьи кто? Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать степень успешности человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения?
Ответ Чацкого отрицательный. Богатые и родовитые аристократы, представляющие собой верхушку социальной системы, не совершили ничего достойного и даже не прилагали усилий для того, чтобы играть главенствующие роли в обществе. В лучшем случае они получили своё состояние и титулы по наследству от собственных отцов и дедов и привыкли жить, руководствуясь всё теми же косными представлениями о мире вокруг. В худшем случае они «грабительством богаты», при этом защищены от справедливого суда родственными и дружескими связями.
Чацкий бросает таким людям обвинение в абсолютном невежестве и нежелании видеть что-то за пределами старых суждений. Консервативное московское дворянство доверяет лишь «своим» людям и принимает только то, что хорошо известно, не требует перемен и укладывается в привычный уклад жизни, который они сами построили. По мнению главного героя, такие люди просто недостойны того, чтобы считаться эталоном.
Борьба с крепостничеством
В своей речи Чацкий не ограничивается обличением отдельных лиц, он выступает против всей существующей структуры: системы чинов, «кумовства» и авторитетов. Но особенное ударение приходится на систему крепостного права
Поэтому важно проанализировать все кратко упоминаемые героем ситуации.
- В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем неоднократно спасавших ему жизнь слуг на охотничьих собак.
- Он также рассказывает другой случай: аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги.
- Наконец, он говорит о том, как часто иностранцев, приехавших по делам в Москву, встречают великолепием светских обедов, балов с танцами и обходительным отношением, скрывая за всей этой показной мишурой невежество, бедность и угнетённость простого народа страны.
Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Более того, подобное поведение в высших кругах считается нормой и не будет подвергнуто осуждению.
Кто такой Чацкий?
Чацкий Александр Андреевич – основной персонаж мужского пола в комедии Грибоедова. Судьба рано лишила парня родителей, а потому воспитывал его лучший друг его покойного отца Фамусов.
Он, вместе со своей сводной сестрой, кровной дочерью Фамусова, получил лучшее по меркам того времени образование. Если поначалу он дружил с Софьей, то в скором времени искренне полюбил её и хотел сделать своей супругой.
Чацкий всегда стремится быть честным, любит чем-то заниматься. В молодые годы ему надоело постоянно сидеть в одном и том же городе, и он отправился в кругосветное путешествие. Хотя Фамусов и старался, своё мировоззрение передать Чацкому у него не вышло.
Когда Чацкий вернулся с путешествия, он задумался о будущем. Его угнетала жестокость помещиков в родной стране. Он был против крепостного права. Он выступает за справедливое общество, хочет приносить пользу окружающим.
А судьи кто?
ehrlichperson Вот и выполнил своё небольшое желание в виде прочтения прослушивания (писал про аудиокниги) комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”. Читал её ещё в школе и помнил до прослушивания только то, что она мне понравилась в то время. Начали перечислять героев: Фамусов, Чацкий … и сразу же вспомнилось примерный сюжет этой книги.
Качество книги, фильма можно оценить по его содержанию, передачи смысловой и эмоциональной глубины. Сюжет имеет малую значимость в хорошей книге или кино. Из за этого про качественное кино, книгу невозможно рассказать своему другу. Ты можешь ему рассказать сюжет, но это ничего не будет значить об содержании книги, кино.
Так и моё знание сюжета “Горе от ума” никак не повляло на удовольствие послушать содержание диалогов и монологов. Эта книга из серии “на все времена”! Меняются только декорации, а сцена остаётся неизменной.
В этой небольшой книге заметил рассмотрение множества проблем: безответная слепая любовь (это всегда на все времена); прислужничество ради чинов (наши чиновники, карьеристы) (особо заметно на слуге Молчалине и примера с Максим Петровичем); глупое копирование Западных ценностей (у них Франция, у нас в основном США); построение и быстрое распростронение слухов (там слухи о Чацком, в современности их очень много); Глупые люди считают умных людей сумашедшими, потому что не понимают их (Чацкий выразился: короткий ум); Проблема интеллектуальных людей – понимания других людей и старания не возвышаться над другими (Чацкий часто высмеевал других, правда часто не без причин) (эта проблема видимо тоже на все времена и уже относится к интеллектуальным людям); Многие другие, которые задевают более мелкие проблемы.
И отдельно про известный монолог Чацкого “А судьи кто” с вырезами – полностью можете прочитать: А судьи кто?. Мне понравились и другие монологи его, но разберу один только.
А судьи кто?
А судьи кто? – За древностию летК свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет —— в приницпе многие люди свои суждения строят на прочитанных газетах, что глупо, без осмысления прочитанного
Времен Очаковских и покоренья Крыма;Всегда готовые к журьбе,Поют все песнь одну и ту же,……….
Где, укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты? ——— Наши чиновники, коруппционерыЗащиту от суда в друзьях нашли, в родстве, ——— ничего не изменяетсяВеликолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве,И где не воскресят клиенты-иностранцыПрошедшего житья подлейшие черты.Да и кому в Москве не зажимали ртыОбеды, ужины и танцы? ——— развлечений сейчас ещё больше, котоырые суют народу, лишь бы не думалНе тот ли, вы к кому меня еще с пелен,Для замыслов каких-то непонятных,Дитёй возили на поклон?Тот Нестор негодяев знатных,Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры всеРаспроданы поодиночке!!! ——— и сейчас хватает “скелетов в шкафах” наших чиновниковВот те, которые дожили до седин!Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется – враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;Или в душе его сам Бог возбудит жарК искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! – ———– опять же такие же тенденции, стоит думать по иному, не как толпа, так сразу странный, не от мира сего, наивный и т.п.
Важно
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Сочинение: Чацкий: победитель или жертва? (по пьесе «Горе от ума»)
(450 слов) Александр Грибоедов оставил глубокий след в отечественной литературе. Наиболее известной книгой Александра Сергеевича Грибоедова является пьеса «Горе от ума». Благодаря своему знаменитому труду выдающийся писатель получил большую славу. Главным героем произведения «Горе от ума» является Александр Чацкий. Попытаемся выяснить, кем же он был: победителем или проигравшим?
В образе Чацкого автор воплотил очень образованного и воспитанного человека, который придерживался прогрессивных идей. Это очень интеллигентный молодой человек, который способен принимать обдуманные и ответственные решения. Чацкий является очень умным человеком, поэтому ему сложно находиться среди бездуховных и невежественных представителей фамусовского общества. Ведь оно проповедует консервативные ценности и отказ от всякого развития.
В детстве главный герой много времени проводил в доме Павла Фамусова. Но Чацкий покидает Россию для того, чтобы получить образование. Но вернувшись, Александр осознаёт, что у него уже нет ничего общего с прежним домом. Возлюбленная уже не питает былых чувств к молодому человеку. Софья предпочла умному и прогрессивному Чацкому Молчалина, которому не были присущи большой ум и глубокая душа. Безусловно, персонаж оказался проигравшим в этом любовном треугольнике. Александр Чацкий испытывал мучения от безответной любви. Он не смог обрести подлинное счастье. Но и сама героиня не заслужила любви такого образованного человека. Пожалуй, она проиграла даже больше, чем Александр.
Оценим положение Александра и в противостоянии идей. Персонаж не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные взгляды. Кроме того, Александр постоянно стремился к прогрессу, что было чуждо его окружению. Герой жаждет высказать свое собственное мнение окружающим, однако никто не хочет его слушать. Читатель замечает, что окружение лишь насмехается над ним. Однако за этой маской смеха скрывается страх общественных изменений. Александра Чацкого называют сумасшедшим, ведь это самый надежный способ замаскировать его правоту и предать забвению «вредные» идеи «якобинца». Убедившись в том, что его не слышат, герой решил покинуть Москву. Он проиграл, ему не удалось просветить соотечественников. Но, как и в случае с Софьей, фамусовское общество понесло больше потерь. Оно потеряло шанс на позитивные перемены и замедлило развитие России.
Многие читатели до сих пор спорят: Чацкий был победителем или жертвой?Однозначный ответ на данный вопрос сложно найти. Но можно сказать одно – Чацкий не был побежденным. Ведь главный герой не побоялся выступить перед всем обществом, отстаивая свои убеждения, стремления и жизненные ориентиры. Несмотря на давление, Чацкий не отступил от своих взглядов, а значит, он не потерпел поражение. Он проиграл схватку, но не войну. Пока главный герой не опустился до уровня фамусовского общества, его противостояние продолжается, позиции не сданы. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение как со стороны писателя, так и со стороны читателя. Ведь он принципиален, разумен и тверд. Из этого можно сделать вывод, что умные и решительные люди не бывают в числе жертв. Они проигрывают бой, но продолжают вести войну.
Монолог Чацкого полный текс:
А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют всё песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты — иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они, в часы вина и драки, И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! Или — вон тот ещё, который для затей, На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружён умом в зефирах и амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: — Амуры и зефиры все Распроданы поодиночке!!! Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся: враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: — разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в жёнах, дочерях к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть, Но кто б тогда за всеми не повлёкся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
Видео монолога Чацкого в исполнении Виталия Соломина смотреть онлайн:
Автором пьесы показана непримиримость столкновения Чацкого с обществом Фамусова. Чацкий, в силу своего высокого развития, не понимает, какие морали, идеалы, принципы преследуют представители фамусовского общества. Герой не кривит душой, а говорит о своих взглядах прямо, за что и окажется осужденным.
В конечном же итоге, Чацкий, оставшийся непринятым и не понятым в кругах фамусовского общества, отвергнутый любовью всей своей жизни, фактически сбегает из Москвы, он покидает это место и, на первый взгляд, складывается однозначное впечатление, что финал для главного героя трагичен. Однако, размышляя над этим, назревает вывод, что Чацкий побеждён лишь количеством мнений и неприемлемых взглядов, а не их сущностью. Со стороны общества он действительно потерпел поражение, но тот факт, что с духовной, моральной стороны Чацкий несомненно одержал победу над Фамусовым и его окружением, остается неоспоримым.
Герой смог внести сумасшедший переполох в это общество. А суметь с достоинством доказать индивидуальность и защитить свою личность, у которой сформировано мнение и взгляд на каждое проявление жизни, аргументированно преподнести свое несогласие, открыто высказав взгляды на существующий жизненный устой – это и есть подлинная победа нравственности. И не случайно героя называют сумасшедшим. И вправду, неужели хоть кто-то смог бы возразить в фамусовском кругу? Никто, только сумасшедший.
Действительно, Чацкому нелегко осознавать, что его не поняли, потому что дом Фамусова для него все так же дорог и значим. Он вынужден покинуть эти места, так как приспособление никак не присуще для Чацкого. Он идет другой дорогой – дорогой чести. Герой никогда не сумеет принять фальшивые чувства и эмоции.
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Анализ монолога Чацкого — А судьи кто?
На 19-й век приходится немало интересных произведений, написанных русскими писателями. Одним из таковых является «Горе от ума», которое написал достаточно известный автор Александр Сергеевич Грибоедов. Автору удалось создать достаточно обширную комедию в стихотворной форме, имеющую поучительный подтекст. В ней гармонично объединены три направления: классицизм, романтизм и реализм.
При этом последние два из названных направлений на тот момент являлись сравнительно новыми, а потому были непривычны для читателей 19-го века. В произведении описано светское общество, жившее в 1808-1824 годах, когда ещё на российских землях царило крепостное право. Ознакомиться с текстом монолога Чакцого можно на сайте https://greednews.su/monolog-chackogo-a-sudi-kto-iz-gore-ot-uma.
Противоборство обществу
Анализ монолога Чацкого гласит о том, как трудно человеку прижиться в обществе, в каком царствуют другие настроения и идеи. Грибоедов в собственной комедии предупредил читателей об конфигурациях, произошедших в кругах декабристов. Если ранее вольнодумцы могли расслабленно выступать со своими речами на балах, то сейчас реакция ограниченного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в согласовании с новыми правилами.
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, что схожую речь можно было произносить лишь на закрытых заседаниях потаенных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К огорчению, Александр Андреевич об этом не додумывается, так как последние годы странствовал и пребывал далековато от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, потому он произносит собственный монолог перед болванами, которые не желают, ну и не могут его осознать.
В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов свои заветные мысли вкладывает в уста главного героя Александра Андреевича Чацкого, который выражает их чаще всего в форме монологов. Они играют важнейшую роль в выявлении идейного смысла произведения.
Всего Чацкий произносит шесть монологов. Каждый из них характеризует ступень в развитии сюжета комедии.
Первый из них (“Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба…”) можно назвать экспозиционным. В нем Чацкий дает едкую сатирическую характеристику нравов фамусовского
общества. Но она пока является не развернутой, а краткой, как бы намечающей темы и образы последующих монологов.
Второй монолог (“И точно, начал свет глупеть…”) представляет собой завязку конфликта комедии
Сопоставляя “век нынешний и век минувший”, Чацкий обличает раболепство и угодничество представителей придворной знати, которые для получения чинов и наград готовы “отважно жертвовать затылком”
В четвертом монологе Чацкого (“Оставимте мы эти пренья…”) происходит развитие любовного конфликта произведения. Пытаясь понять отношение Софьи к Молчалину, Чацкий пылко выражает
свое понимание любви. Это чувство, при котором для любящего “мир целый казался прах и суета”, если в нем отсутствует она – та, кому посвящено это глубокое чувство.
В пятом монологе Чацкого (“В той комнате незначащая встреча…”) возникает кульминация конфликта. Герой комедии гневно осуждает преклонение высшего света перед иностранщиной. “Французик из Бордо” оказывается для гостей Фамусова высшим авторитетом не только в вопросах моды, но и в отношении ко всему русскому, национальному. Чацкий с ужасом думает о той пропасти, которая разделяет дворянскую верхушку и простой народ, и не знает, как добиться того, чтобы “умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”. Обращаясь в своем монологе первоначально к Софье, Чацкий, увлекаясь, адресуется ко всем окружающим. Но ему приходится прерваться на середине фразы, потому что никто не желает его слушать: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием”.
И, наконец, заключительный монолог (“Не образумлюсь… виноват…”) становится развязкой сюжета. Оскорбленный Софьей в лучших чувствах, Чацкий обличает в нем все фамусовское общество. Теперь оно для него “мучителей толпа, в любви предателей, в вражде неутомимых”. И единственный для себя выход герой видит в том, что покинуть чуждый ему круг.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Самым важным в развитии общественного конфликта и выявлении идейного смысла всего произведения становится третий монолог Чацкого (“А судьи кто? – За древностию лет…”). Основной антитезой его является противопоставление “идеалам” фамусовского общества, главным выразителем которых оказывается “Нестор негодяев знатных”, благородных стремлений молодого поколения. Но те, кто желает посвятить себя общественному служению, выглядят инородным телом в фамусовском обществе, которое считает их мечтателями, причем опасными.
Монолог Чацкого “А судьи кто?..”, как и вся комедия в целом, обладает высокими художественными достоинствами. В его стилистике переплетаются архаизмы и простонародные выражения, им присуща интонационная гибкость. Отличительными чертами монолога Чацкого являются также емкость и меткая афористичность. Эти качества восхитили в свое время Пушкина, который предсказал, что половина стихов Грибоедова должна войти в пословицу.
Глоссарий:
- анализ монолога чацкого а судьи кто
- монолог чацкого
- а судьи кто сочинение
- анализ монолога чацкого и точно начал свет глупеть
- сочинение а судьи кто
Судьба молодого поколения
Следующая важная идея, содержащаяся в речи Чацкого, связана с положением в обществе молодого прогрессивного дворянства. Если бы консервативное поколение «отцов» лишь отрицало прогресс и равнодушно смотрело на все идейные искания несогласных, беды бы не было. Однако фамусовская среда стремится всячески задушить и уничтожить всё непохожее и отличающееся от неё.
Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами?
Ответ для героя очевиден: носитель подобного мышления будет тут же изгнан из общества. К нему немедленно приклеят ярлык «мечтателя» или «опасного» человека, который хочет разрушить существующие устои. Чацкий прямо говорит, что страх является главной причиной, по которой фамусовское общество отвергает новых людей.
Роль монологов главного героя в произведении
Первый монолог «Ну что ваш батюшка?..»
Его принято считать экспозицией, так как он содержит сатиру морально-нравственных устоев современного ему общества. Но эта сатира очень кратка, в ней лишь наметки последующего развития идейного содержания и сути следующих монологов.
Монолог «И точно, начал свет глупеть…»
Этот монолог часто рассматривается в качестве завязки конфликта пьесы «Горе от ума». При сопоставлении прошлого и нынешнего века главный герой дает резкую критическую оценку раболепию и придворных кругов, его стремлением пресмыкаться перед вышестоящими. Получение новых чинов стоит унижения.
Чацкий о чувствах в монологе
«Оставимте мы эти пренья…» — еще одно развернутое выступление Александра Андреевича Чацкого, в нем развивается любовный конфликт.
Главный герой высказывает свое понимание чувств, отношений между мужчиной и женщиной. На его взгляд, если в мире отсутствует возлюбленная, то этот мир лишь «прах и суета».
Предпоследний монолог героя
В предпоследнем монологе наблюдается кульминация социального конфликта. Александр Чацкий яростно осуждает преклонение перед всем иностранным. Неизвестный никому из гостей на балу Фамусова француз становится высшим авторитетом во всех вопросах. К его мнению прислушиваются не только, когда он говорит о моде, но и когда рассуждает о чем-то русском.
Главный герой размышляет о пропасти между дворянством и народом. Сначала он обращается только к своей возлюбленной, но после адресует свои рассуждения всем окружающим. Но его не желают слушать, поэтому он вынужден прервать пылкую речь.
Заключительный монолог
В заключительной речи мы можем наблюдать развязку сюжета. Чацкий становится обличителем фамусовского общества, так как не только не приемлет его устоев, но и винит его в своей любовной драме.
Герой не находит себе места в Москве, в круге, из которого вышел сам, поэтому покидает древнюю столицу, завершая монолог ставшей знаменитой фразой «Карету мне, карету»
Роль ключевого монолога «А судьи кто?»
Третья пламенная речь главного героя считается наиболее значимой в развитии социального противостояния и определении идейного содержания комедии.
Главная антитеза — противопоставление устремлений части молодого поколения устоям фамусовского общества. Люди, искренне стремящиеся служить народу и Родине, не находят себе места в этом мире.
Они словно инородное тело, фамусовское общество опасается этих людей, видя в них угрозу собственному благополучию.
Третий монолог, как и вся пьеса, — образчик высочайших художественных достоинств. К его стилистическим особенностям относятся тесное переплетение архаичных и простонародных выражений, которым свойственна особая поэтика и интонационная гибкость.
Не менее важны емкость и афористичность языка. Множество строк комедии прочно вошли в повседневную речь множества поколений, и сегодня то и дело можно услышать афоризмы, созданные почти два столетия назад. Еще Александр Сергеевич Пушкин пророчески заметил, что половина стихов этой пьесы станут пословицами.
Сочинение: Роль монологов в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(362 слова) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в 1822-1824 годах. Она послужила своеобразным холстом для изображения светского общества и царящего в те годы крепостного права. Монологи, представленные в тексте пьесы, выражают основные мысли автора, а также тематику самого произведения.
Чацкий является главным героем комедии, поэтому его развернутые рассуждения занимают одно из самых важных мест в канве повествования. Так, монолог «И точно, начал свет глупеть…» является ответом на речь Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!». Слова Чацкого становятся одной из ключевых предпосылок к развитию конфликта между ним и Павлом Афанасьевичем. Именно в данном фрагменте раскрывается взгляд Александра Андреевича на людей, занимающих высокое положение в обществе. Молодой человек понимает, что век нынешний должен составить конкуренцию веку минувшему. С этого момента со стороны Чацкого начинаются попытки образумить главных представителей Фамусовского общества.
Фамусов, в свою очередь, тоже является далеко не последним героем в комедии «Горе от ума». В монологе «Вот то-то, все вы гордецы!» он выказывает свое недовольство бунтом Александра Чацкого. Сам мужчина относится к веку минувшему, поэтому не желает мириться с человеком, который хочет разрушить его идиллию.
Взгляды Чацкого и Фамусова разнятся все сильнее и сильнее по мере развития событий. Смысл монолога Павла Афанасьевича «Вкус, батюшка, отменная манера…» заключается в том, что герой вполне доволен укладом и традициями, господствующими в его окружении и доме.
Монолог «А судьи кто?..» был включен в сюжет автором для того, чтобы выразить глубочайший протест главного героя. Александр Андреевич дает свою оценку окружающей его действительности, в которой почти не осталось места порядочным и честным людям. Высказывание Чацкого о отцах отечества довольно негативно воспринимается Фамусовым, который понимает, что до добра все это точно не доведет.
Заключительный монолог Чацкого «Не образумлюсь… виноват…» демонстрирует разочарование главного героя в людях, до которых он пытался донести истину. Речей Александра Андреевича никто не смог понять или хотя бы просто услышать. Ему не удалось изменить закостенелое восприятие действительности высших чинов. Единственным выходом в этой ситуации он находит отъезд из дома Фамусовых.
Таким образом, роль монологов в комедии «Горе от ума» довольно велика. Благодаря им А.С. Грибоедов сделал акцент на основных вехах развития сюжета данного произведения. Также автор смог более подробно описать нарастающий конфликт двух разных поколений. К сожалению, добиться примирения им не удается вплоть до завершения пьесы.