Константин бальмонт 📜 морская душа

Анализ стихотворения бальмонта морская душа сочинения и текст

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания ночи. Лирический герой ждет момента, когда луна засверкает на ночном небе. В этот момент его душа готова оторваться от тела и отправиться в иной мир. Его пленит безбрежность и далекие края.

В мечтах он стремится к лесам, горам, высоким вершинам. Это сродни болезни и одержимости. Герою хочется плакать и жадно вздыхать воздух вокруг. Пусть это только фантазии и мечты, но именно это дарит ему эмоции. Сравнение с больным духом приведено неслучайно: именно путешествия во снах исцеляют героя, восстанавливают его, отвлекают.

Бледное сияние луны словно напитывает человека. Ему становятся понятными тайны мира и он готов слушать молчанье, лишь бы не прерывать этот процесс. Созерцание дает ему ощущение того, что он сказочный герой. Суета проходит мимо, и она больше не беспокоит. С лунным светом приходит покой, умиротворение, счастье.

Бальмонт, «Камыши»

Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его — загадочный мир природы и жизни.

Стихотворение построено на слуховых образах. «Шуршат», «шепчут», «говорят», «змеи свистят», «вздох». Есть и зрительные, самый яркий из которых — «огоньки», которые «горят, мелькают, мигают — и снова их нет»; и луна, чей «дрожит умирающий лик».

Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт («Камыши» — яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки «ж», «ш», «ч» «п» создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Звук «ш» в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.

Интересно звучит и двенадцатая строка: «Трясина заманит, сожмет, засосет». Чередование звуков «с» «з» и «ж» придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.

Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.

Общее впечатление, которое вызывает стих «Камыши», Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. «Умирающий лик» луны; месяц «печально поник»; «вздох погибшей души» — эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Анализ стихотворения Бальмонта «Морская душа»

В первом издании сборника «Будем как Солнце» перед стихотворением «Морская душа» стояла пометка. Произведение было посвящено артистке Ольге Николаевне Миткевич, жене журналиста и театрального критика Власия Дорошевича. В других изданиях посвящение не появляется, впрочем, это не имеет большого значения. Потому что главное в стихотворении не образ конкретной женщины, а изображение женской души в целом.

«Морская душа» звучит именно так, как точно уловил черты женской натуры К. Д. Бальмонт, – она ярка, экспрессивна и непредсказуема. Пять строф последовательно раскрывают перед читателем грани таинственного образа. Строки при этом не сложены в идеальном порядке: то женские окончания перемежаются мужскими, то ровный ход анапеста прерывается двухсложными стопами.

Первой строфой автор знакомит читателя с лирической героиней, которая кажется призраком, вглядывающимся в морскую даль. В этом она похожа на Ассоль, чья жизнь тихо течет в ожидании чуда. Но такой нежной и невинной она предстает только на миг.

Выразительная звукопись точно передает удивительные качества героини произведения. Автор часто прибегает к аллитерации, чтобы передать ее устремленность вдаль: «во сне», «весны», «сильней», «высоко встанет», «плеск», «тоски». В этих звуках так и слышится свист ветра, так и видится, как тонкая фигура героини обретает очертания птицы и взмывает в воздух.

В другое мгновение женщина обращается в дикое животное, затаившееся перед прыжком:
И глядит как зверь, глаза прищуря,
И в глазах ее зеленый блеск.

Замечает Бальмонт и присущую женщине потустороннюю силу. Это могущество, природная магия только возрастает, как молодой месяц, когда сердце героини наполняется любовью. Но эта власть приносит мучение и ей, заставляя страдать:
А когда настанет новолунье,
Вся изнемогая от тоски,
Бледная влюбленная колдунья
Расширяет черные зрачки.

Как прирожденный художник Константин Дмитриевич рисует в стихотворении удивительно живую картину. Благодаря цветописи перед глазами читателя встают выразительные образы. Автор берет голубые, зеленые, черные краски, смешивает их друг с другом, получая сверкающие оттенки морской волны, мрачные тона для бушующих волн и тяжелого неба. Эффектно накладывая пятна теней, он создает портрет необыкновенной женщины, то ли человека, то ли воплощенной морской стихии.

Критики отмечают, что изображение женских черт Бальмонту удавалось лучше, чем отражение мужественности. Стихотворение «Морская душа» служит хорошим подтверждением этой мысли, так как поэт великолепно запечатлел всю многогранность и глубину женской натуры.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Русский язык

Язык, великолепнейший наш язык,

Речное и степное раздолье.

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.

Березовая роща, свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий на дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг, за лесом, на горе.

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска мирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там в синем, — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес в степи.

Гремучим сновиденьем наяву,

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал.

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор, златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но завтра — встанет! С молнией и громом!

3 июля 1924 года, Шатэлейон

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Анализ стихотворения » Осень» Бальмонта

  • Стихотворение «Осень»: анализ В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.Осень в глазах поэтов Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой. Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.
  • Поспевает брусника, Стали дни холоднее

Вот и пришла пора спелости,созревания,время когда к логическому завершению приходит весь этот волшебный летний цикл жизни.Но с приходом зрелости,приходит и увядание,дни становятся холодными,неприветливыми.

И от птичьего крика В сердце стало грустнее

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море

В воздухе раздаются крики улетающих птиц.Они прощаются с местами,где родились,встали на крыло,прощаются с летом,так ласково их оберегавшего несколько месяцев, и мы грустим вместе с ними,потому что расставаться всегда тяжело,смотрим на удаляющиеся косяки стай и начинаем ждать следующего сезона.

Все деревья блистают В разноцветном уборе

Осень будто жалеет нас,так полюбивших летнюю пору, и на последок одаривает буйством красок,нереально красивыми пейзажами увядающей природы.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья

Солнечные деньки нет-нет,да проглядывают ещё иногда,но они стали редки и вместе с солнцем ,уходит жизнь из растений,ещё недавно благоухавших медами,то ли завлекая насекомых,то ли одурманиващих нас,таких падких на всё прекрасное.

Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

А теперь стало немного грустно,и сама осень может статься,тоже грустит и заливает нас дождями,оплакивая лето,солнце,жизнь….

Текст

Ты волна моя морская,Своенравная волна,Как, покоясь иль играя,Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,Отражая неба свод,Иль мятешься ты и бьешьсяВ одичалой бездне вод, –

Сладок мне твой тихий шепот,Полный ласки и любви;Внятен мне и буйный ропот,Стоны вещие твои.

Будь же ты в стихии бурнойТо угрюма, то светла,Но в ночи твоей лазурнойСбереги, что ты взяла.

Не кольцо, как дар заветный,В зыбь твою я опустил,И не камень самоцветныйЯ в тебе похоронил.

Нет – в минуту роковую,Тайной прелестью влеком,Душу, душу я живуюСхоронил на дне твоем.

Апрель 1852 года.

Стихотворение «Ты волна моя морская» написано Федором Тютчевым в 1852 году и посвящено своей возлюбленной Елене Денисьевой.  Стих является обращением к любимому человеку, которого автор называет морской волной за черты характера и цвет глаз.

Анализ стихотворения Бальмонта “Безглагольность

Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и чистых тонах, к которым все мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями. И в итоге вырисовывается далекая от оптимизма картина, которую автор рисует в своем Стихотворении “Безглагольность” , созданном в 1900 году.

Само название этого произведения

указывает на особенности славянской натуры, которая отличается молчаливостью и сдержанностью. Даже когда нам больно и плохо, мы предпочитаем скрывать это от окружающих. Источником такого поведения поэт считает окружающий мир, утверждая: “Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали”. Именно то среда, в которой живет русский человек, словно бы располагает к унынию и тоске. Во всяком случае, Бальмонт видит именно эту сторону природы, утверждая, что образ утренней реки в тумане, опустевшего сада или же застывшей осоки неизменно рождает в душе человека боль. “Во всем утомленье – глухое, немое”, – отмечает автор, ссылаясь на то, что очень часто даже так милые славянской душе луга и леса настраивают человека на пессимистический лад, вселяют в его душу тоску и печаль. Связано это с тем, что душа просит иного, но не может получить желанное, потому что кругом один и тот же унылый пейзаж, бесконечный, словно само существование Вселенной, угрюмый и лишенный очарования.

Конечно же, Бальмонт преувеличивает и утрирует собственные переживания, отказываясь замечать, что окружающий его миру все же может быть восхитительным в своей красоте. Но солнечный день, капли росы на листьях деревьев или же теплый весенний ветерок не находят отклика в душе поэта. “И сердце простило, но сердце застыло, и плачет, и плачет, и плачет невольно”, – отмечает Константин Дмитриевич Бальмонт. Автор не хочет признаваться даже самому себе, что иногда подобное уныние накатывает на любого человека, и на это могут быть различные причины. У поэта это – личная драма, связанная с неудачным браком и попыткой самоубийства. Пройдет время, и Бальмонт вновь сможет осознать, что жизнь может быть по-настоящему прекрасной. Однако в момент написания этого стихотворения окружающая природа рождает в душе автора лишь печаль, и он подсознательно ищет в ней черты, способные усилить это гнетущее чувство.

February 18, 2016

Образ главного персонажа

Лирический герой Константина Бальмонта погружен в себя, он отягощен грустными раздумьями и размышлениями о жизни. Неутешительная истина, к которой он приходит, ранит его намного больше, чем переживания, связанные с состоянием природы. Он не уверен в себе, не способен оценить по достоинству собственные перспективы, не видит выхода.

Его можно назвать безнадежным романтиком, мечтающим отыскать свое место в мире и обнаружить принадлежность к природе. Глядя на окружающий мир, он тоскует, созерцает собственное состояние.

Образ тишины

Природа у Бальмонта олицетворяет собой русский характер, загадочную душу, которую невозможно постичь разумом, но только сердцем. Отсюда возникает склонность к раздумьям, типичная национальная хандра, сопутствующая глубоким и важным переосмыслениям. В природе разлито безмолвие – это последний час, минуты перед рассветом. Состояние окружающего мира отмечено скрытостью.

Вместо заключения

Далее лирический герой, словно почувствовав приближение желанного свидания, как бы оправдывает свое сиюминутное охлаждение к природе тем, что она сама не может ответить на его чувства: Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое. В следующий момент лирический герой уже прямо обращается к некоему женскому образу (так я воспринимаю эти стихи), предлагая разделить с ним красоту и светлую печаль: Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны. И сердцу так грустно, и сердце не радо.

) Ритм стиха завораживает, чередование шипящих с мягкими, длящимися концовками слов (ны, ла, но, ло, ли, оя, ое) придает поэтическому веществу особую нежность, почти физически ощущаемую. Популярным это стихотворение стало, по-моему, еще и потому, что Россия по духу — страна еще достаточно языческая. Наши гены четко реагируют на образы природы, созвучные любви русского человека к избраннику или избраннице. Этим стихотворением Бальмонт создал себе, как сейчас говорят, имидж. Влюбил в своего лирического героя читательскую аудиторию.

Лучшие Темы сочинений :

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность»

12 декабря 2015

Константин Бальмонт в своих произведениях показывает мир такой, какой он есть на самом деле. Он видит его далеко, но не в радужных оттенках, описываемые часто авторами. Поэтому в его стихах картина не очень оптимистичная получается. В 1900 г. поэт создает свое произведение, описывая пессимистические картины.

Уже в первом слове можно увидеть русскую душу, ее особенность, она отличается от других самообладанием и неразговорчивостью. Если бывает человеку плохо, он сдерживает все внутри себя. И во всех бедах обвиняет писатель всю вселенную, в которой он живет: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Все окружение, где проживает человек, оно выглядит уныло и тоскливо.

Бальмонт говорит часто, что все увиденное вокруг, например, река в утреннем тумане, садик пустой, не шевелящиеся кусты осоки, все это должно вызывать терзания внутри человека.

Поэт говорит о том, что во всем существует утомляемость безмолвное и глухое. Его даже приводят в уныние широкие поля и леса, поселяя надолго в душе поэта печаль. Все происходит из-за того, что хочется совсем другого. Но никак добиться желаемого нельзя, поэтому и уныние вокруг. Все это длится бесконечно, кажется, и Вселенная такая же угрюмая и не имеет очарования.

Но это все преувеличения, потому что Бальмонт как-то воспринимает все свои переживания не так, как нужно. Он отказывается воспринимать окружающую действительность в ее красоте. Он не может согласиться с тем, что вокруг существует и красота. В его сердце нет места сиянию солнца, капелькам воды на траве, нежный ветерок весной.

Хоть сердце и простило все, но оно все равно плачет и застыло в безмолвии, так изъясняется поэт. Он не желает думать о том, что такое может произойти и с другими людьми, но только на время. А у Бальмонта это можно отнести к личной драме, потому что у него был неудавшийся брак, потом попытка самоубийства.

Но по истечении времени поэт сможет осознать, что в жизни есть еще что-то хорошее, а природа может быть прекрасной. Но в во время создания этого произведения Бальмонт вокруг видит только плохое, и не замечает ничего хорошего.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Стихотворения Константина Бальмонта

1893Фантазия1894АвгустЧайкаЧелн томленьяГорный корольГрустьЛунный светМне ненавистен гул гигантских городов…Надгробные цветыНить АриадныО, женщина, дитя, привыкшее играть…Памяти И.С.ТургеневаРодная картинаСмертьТебя я хочу, мое счастье…Я мечтою ловил уходящие тени…У фьордаУходит светлый май…Зарождающаяся жизнь1895КамышиКовыльЛебедьВетерВоскресшийВсе мне грезится Море…1897В царстве льдовВенчаниеЯ вольный ветер, я вечно вею…1898Белый пожарДо последнего дняПламя1899Ангелы опальныеИзбранныйПроклятые глупостиРаненыйЯ не из техЯ заснул на распутьи глухом…1900Ad infinitumБезглагольностьФра АнджеликоIncubusОтпаденияПоэтыПред итальянскими примитивамиРиввейраТерциныВеликое ничтоЗачарованный грот1901Играющей в игры любовныеЕще необходимо любить и убивать…КострыЛесные травыМаленький султанВеласкес, Веласкес, единственный гений…Я — изысканность русской медлительной речи…1902Скорбь АгурамаздыЯ не знаю мудростиЗавет бытия1903Голубая розаК ЕленеЛинии светаЛюблю тебя, люблю…Меж подводных стеблейМои врагиМорская душаОна отдалась без упрека…ОзимандияПечаль луныПесня арабаСтарая песенкаЯ больше ее не люблю…Я буду ждатьЗолотая рыбка1905Бледная травкаДругуФейные сказки: ПосвящениеФеяЛоманые линииРешение ФеиТрудно ФееЯ с ужасом теперь читаю сказки…Я в этот мир пришел…1907Царь — ложьПолночь и свет1908Долины снаИсландияОсень. Мертвый простор…ПрощайВозглас болиЯ сбросил ееЗаглянутьЗемля1913ДовольноДурной сонТак скороВ адуВ тюрьмеЖенщина — с нами, когда мы рождаемся…1914Кто когоМолитва вечерняяОгоньОпричникиСквозь мир случайностей, к живому роднику…Слова любвиВ домах1915БеатричеФата МорганаКак ИспанецКолокольный звонЛесной пожарМолитваОжесточенномуПоспевает брусника…СкифВыше, вышеЯ откроюсь тебе в неожиданный миг…1916Красный цветСреди камнейСнежинкаПоследний лучОтцвелиВо власти всех вещейГолос дьяволаВоспоминание о вечере в Амстердаме1917БеладоннаХочу!К Гермесу ТрисмегистуМои звериПрощание с древомСознаниеВ глухие дниЗашумела волна, покачнулся челнок…1918АуБог создал мир из ничего…ДымК царице фейКинжальные словаК случайнойЛюбиМы убиваем гения стократно…РазлучностьСигурдСмерть Димитрия КрасногоСоперникиВерьте мне, обманутые люди…ВодаЯ люблю далекий след — от весла…Заколдованная деваЗатон1920БезрадостностьХвала сонетуНет дня, чтоб я не думал о тебе…Остров Вилиэ-ЛьяволаПохвала умуРазлукаСлово заветаСолнце удалилосьВ синем храмеУтопленники1921Фея за деломКрасныйМинутаНам нравятся поэты…От умершего к живомуРусалкаСумрачные областиВесь — веснаЯ Русский1922АнитаЧасыКак ночьКто?Молитва о жертвеНабатОпятьПо всходамПоединокПросветыСкорпионСкрижалиТолькоТончайший звук…В преисподнейУзникЗакрыв глаза…1924Дух волныГлушьКрик часовогоМой друг, есть радость и любовь…МолебенОтчего мне так душно? Отчего мне так скучно?..ПроповедникамРассветВ башнеВолна1925Близ пышной Мексики, в пределах Аризоны…БретаньКолокольчики и колоколаМоя душаОсеньПоздноПожарЗамок Джэн ВальморЗа то, что нет благословения…Жар-Птица1927Аромат СолнцаБабочкаБлаговещенье в МосквеИ плыли ониК дальнемуК людямЛестница любвиМорской разбойникМожно жить с закрытыми глазами…Он спросил меня: Ты веришь?..ОстровокРавнинаСознанье, Сила и Основа…1928Бог и ДьяволХлопья туманаКузнецPax hominibus bonae voluntatisУмер бедный цветок. На груди у тебя…Зеленый и черный1929К зимеНа мотив из Зенд-АвестыОтдать себяПод ярмомПосле балаСкифыСразуЯ ласкал ее долго, ласкал до утра…Зачем?1930Чем выше образ твой был вознесен во мне…Мои проклятияНежнее всегоВетер перелетный1932Что мне нравитсяЯ люблю тебя1933Смотри, как звезды в вышинe…Страна неволиУроды1934Закатные цветы1935В окрестностях Одессы1936Конец мира

Россия

Есть слово — и оно едино.

Россия. Этот звук — свирель.

В нем воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг,

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отвергшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовет к раскрытости весна.

От солнца — ласка властелина,

Весь мир — одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина.

О чем томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого взыскую,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную —

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник, ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Весенним солнцем разогрет,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого в мире счастья нет.

1923 год

*****

История создания

Бальмонт написал стихотворение в 1894 году. Оно было создано в традициях импрессионистической лирики XIX века. Эта работа была одной из лучших творений поэта. В ней он реалистично описал пребывание во сне. В то время считалось, что во время ночного отдыха человек находится между жизнью и смертью. Именно поэтому ему может открыться тайное знание.

Бальмонт любил сновидения, ведь в них он расширял границы фантазии. После пробуждения многое забывалось, но если постараться, то можно было вспомнить частично сюжет. Поэту нравилось путешествовать по другим мирам и это отвлекало его от обыденной реальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: