Россия (есть слово

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: «к. д. бальмонт «золотое слово»

Сочинение Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. »

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.

Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.

Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.

Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).

Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Поэтика и семантика пауз в драматургии Чехова

31 Августа 2013

Анализ стихотворения «Я — изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта

Стихотворение «Я — изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта

Стихи «Я – изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта входят в его знаменитый сборник «Будем как Солнце».

Стихотворение написано не позднее 1903 года. Это период, когда К. Бальмонт считался едва ли не лучшим поэтом империи, его с восторгом принимала не только читающая публика, но и собратья по перу. Известен он был и как пламенный революционер. В жанровом отношении – творческий манифест, автопортрет, 4 строфы с парной рифмовкой. Благозвучие, музыкальность и красота – вот киты, на которых стоит поэзия К. Бальмонта. Местоимение «я» и энергичные тире царят в стихе. Автор говорит о себе как о художнике слова. Первая строка – готовый афоризм, вторая – почти бахвальство: «другие – предтечи»: во-первых, библейский образ, во-вторых, не просто предшественники, но и учителя (как тот же француз П. Верлен). Ведь новаторство поэта не выводит его за рамки классической традиции. «Открыл уклоны»: этому способствовала и большая переводческая работа. У европейских поэтов он учился различать нюансы и переливы слов. Четвертая строка строфы – чистая звукопись. Второе четверостишие внезапно меняет ритм. Вновь поэт постулирует свою приверженность звуку, свету, тени. Третья строфа – гимн стихии. Человек и дела рук его в стихе отсутствуют. Мир лирики К. Бальмонта стремится сбросить оковы материального, плотского, вещественного. «Для всех и ничей»: автор сам как часть Вселенной, а не человеческого общества, вне времени, пространства. «У других отнимая»: прежде всего, у природы. «Влюблен в себя и других»: один из секретов популярности поэта. Его бескомпромиссность и стих оказались созвучны рубежу веков. Автор словно заново открывает этот мир и ведет за собой читателя. Каскад средств художественной выразительности: море эпитетов (перепевные, нежные, многопенный, гневные, внезапный), инверсия (переклички лесные), сравнение (как сон), перечисления, повторы, анафоры. Его пейзаж условный, хотя и вполне земной. Индивидуально-авторский эпитет (еще и оксюморон, парадокс): разорванно-слитный. Поэт стремится минимизировать количество глаголов. Приставки слов также участвуют в игре поэта: переплеск, перепевные, самоцветные, самобытной.

К. Бальмонт посвятил свое творчество раскрытию тайн музыки русского стиха. Триумфальный период этого пути изображен в произведении «Я – изысканность русской медлительной речи».

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Размер и рифмовка

Стихотворение сложно ритмически организовано. Восьмистишья имеют оригинальную рифмовку: АбАбВВВб. Женская рифма чередуется с мужской, а перекрёстная рифмовка – с парной и кольцевой. Ритмический рисунок тоже непрост. Трёхсложный дактиль чередуется с двухсложным во втором и последнем стихах.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Белладонна»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Размер и рифмовка

Сонетная строфа – строгая форма. Сонет состоит из 14 строф – двух катренов и двух терцетов. Бальмонт пишет стихотворение в форме классического итальянского сонета, немного изменив систему рифмовки терцетов (в итальянском сонете вгв гвг, а у Бальмонта вгв вгв. Рифмовка в катренах и терцетах кольцевая, женская рифма чередуется с мужской. Сонет написан традиционным для этой строфы размером – пятистопным ямбом.

ученица 11 класса Никитина Анастасия

Работа представлена как исследование поэтического сборника Бальмонта К.,Д. «Будем как солнце», его основных мотивов. Уделёно вниманию структурно-семантическому анализу стихотворения «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», сопоставительному анализу — «Образ солнца в контексте русской литературы»

До последнего дня (Бальмонт)

Быть может, когда ты уйдёшь от меня, Ты будешь ко мне холодней. Но целую жизнь, до последнего дня, О, друг мой, ты будешь моей.

5 Я знаю, что новые страсти придут, С другим ты забудешься вновь. Но в памяти прежние образы ждут, И старая тлеет любовь.

И будет мучительно сладостный миг: — 10 В лучах отлетевшего дня, С другим заглянувши в бессмертный родник, Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.

  1. ↑ Бальмонт К. Д. Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи М. «Художественная литература», 1980 Дополнение 1 по: Бальмонт К. Солнечная пряжа. Изборник Библиотека поэта. Малая серия СПб, 2003 Дополнение 2 по: Бальмонт К. Д. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1 М. «Терра», 1994. В интернете: Библиотека Мошкова

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта

Стихотворение К. Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год), который наряду с другими книгами («Горящие здания», «Будем как солнце») упрочил авторитет К. Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистического направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: «В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры».

Данное стихотворение состоит из двух четверостиший. В зависимости от окончания – мужская рифма, по расположению строках – смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора – во втором четверостишии используется местоимение «я»-«я ведь только», «я ведь только», «я зову». В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово «мимолетность», а во втором четверостишии во второй и третьей строках – фраза: «я ведь только облачко». В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза – умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии. Также используются метафоры: «облачко, полное огня» и эпитеты: «изменчивый радужной игры». Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость.

«Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, — писал Бальмонт, — всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения». Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален. Стихотворение «Я не знаю мудрости» не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю – творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу «Я зову мечтателей».

Как получить сочинение? Жми и сохраняй. И у вас уже есть готовое домашнее задание.

Перчатки рабочие нитриловые

Наши прочные, высокого качества перчатки рабочие нитриловые удовлетворят любого покупателя.

Сборник на все классические темы сочинений по русской и зарубежной литературе

Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»

Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.

Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.

  • Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы 1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.

    «Новый год» Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.

  • Самостоятельная работа «Строение вещества Молекулы Диффузия Скорость движения молекул» 7 класс Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.

Анализ стихотворения Бальмонта

16-01-2014, 10:33 ,

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – русский поэт-символист младшего поколения, создавшего поэтику символа, в котором видится конкретное философское содержание. Отличительной чертой поэзии Бальмонта является его способность к утонченным способам выражения мыслей и чувств, звуков и красок мира. Стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» (1903) – характерное для Бальмонта произведение, в котором его лирический герой – центр Вселенной, бесконечной, прекрасной, недосягаемой для разума. Пожалуй, впервые тема предназначения человека, столь привычная для литературы вообще, а особенно — для русской литературы, раскрывается в космическом масштабе. Постулат «Человек – это целая Вселенная» принимает у Бальмонта вполне конкретные очертания: Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Лирический герой Бальмонта – человек, который, подобно Богу, не просто созерцает бесконечный и таинственный мир, он его творит, открывает, расцвечивает, озвучивает и славит. Весь прекрасный необъятный мир принадлежит ему: небо и солнце, горы и долины. А он пришел в этот мир, чтобы воспеть его музыку и краски, мощь и непостижимый замысел: Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.

Слово «откровенье» в этом контексте может иметь два значения: откровенье как постигнутая, раскрытая тайна и откровенье как доверительная открытость людям и всему миру. Значит, лирический герой стихотворения предстает перед нами и властелином, постигшим тайну Вселенной, и глашатаем, посланцем, призванным открыть эту тайну людям, оповестить о ней, воспеть ее. Дважды в стихотворении звучит слово «мечта»: «Я победил холодное забвенье, создав мечту мою.» и «Мою мечту страданья пробудили». О какой мечте идет речь? Ведь не из пустословия поэт говорит о мечте, не для красивости? Думается, что мечта здесь – это не планы на будущее, как мы обыденно привыкли понимать значение этого слова, мечта у Бальмонта – это, скорее, идея, открытие, духовное прозрение. Создать такую «мечту» можно только в трудном поиске, через преодоления, ошибки, страдания – к победе, к истине, к разгадке Божьего замысла. А «холодное забвенье», которое победил лирический герой? Что стоит за этим образом? Можно предположить, что поэт так обозначил состояние забытья, опустошенности, отсутствия жизненной энергии. Преодолев, победив «холодное забвенье», лирический герой приобретает способность видеть, слышать, чувствовать и понимать этот мир. Можно строить догадки. Но в том-то и состоит концепция символизма, что право думать, завершить бегло намеченный поэтом образ предоставляется самому читателю – в соответствии с личным мировосприятием.

Бальмонт слил воедино разнородные образы материальной, чувственной, интуитивной сфер человеческого восприятия жизни и мира, чтобы получить величественную картину Вселенной, неотъемлемой и гармоничной частью которой является человек с его божественным даром видеть красоту, понимать ее магическую силу: Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Стихотворение Бальмонта «Я в этот мир пришел…» — это еще один шаг поэта-символиста на пути слияния слов, красок и музыки, как это происходило в других его стихах: «Тончайшие краски», «Безглагольность», «Аккорды», «Я вольный ветер…» и других. Его лирический герой живет в своем идеальном мире, где он – и «изысканность русской медлительной речи», и ветер, и ручей, и гром, и властелин мира. У него есть право сказать, что жизнь глубока и прекрасна, и что она достойна того, чтобы воспевать ее даже в «предсмертный час»!

Оригинал текста

Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.В нем воркованье голубино.Я чую поле, в сердце хмель,Позвавший птиц к весне апрель.На иве распустились почки,Береза слабые листочкиРаскрыла — больше снег не враг,Трава взошла на каждой кочке,Заизумрудился овраг.Тоска ли в сердце медлит злая?Гони. Свой дух утихомирь.Вновь с нами ласточка живая,Заморского отвергшись края,В родимую влюбилась ширь.И сердце, ничего не зная,Вновь знает нежно, как она,Что луговая и леснаяЗовет к раскрытости весна.От солнца — ласка властелина,Весь мир — одно окно лучу.Светла в предчувствии долина.О чем томлюсь? Чего хочу?Всегда родимого взыскую,Люблю разбег родных полей,Вхожу в прогалину лесную —Нет в мире ничего милей.Ручьи, луга, болота, склоны,В кустах для зайца уголок.В пастушью дудку вдунул звоны,Качнув подснежник, ветерок.Весенним дождиком омочен,Весенним солнцем разогрет,Мой край в покров весны одет,Нерукотворно беспорочен.Другого в мире счастья нет.

1923 год.

Стихотворение «Россия» написано Бальмонтом в 1923 году и пропитано нотками любви к Родине, пусть она на момент написания строк и находится далеко на востоке. Стих создан в Париже, куда Константин Дмитриевич эмигрировал в 1920 году вместе с женой и дочерью, спасаясь от красного террора и голода.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

«Я — изысканность русской медлительной речи…» К.Бальмонт

«Я — изысканность русской медлительной речи…» Константин Бальмонт

Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей, Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая — Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я — изысканный стих.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я — изысканность русской медлительной речи…»

Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и Константин Бальмонт, который в 1903 году опубликовал стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи».

К этому моменту Бальмонт, считавший себя символистом, последовал примеру Игоря Северянина и Велимир Хлебников. начав эксперименты со слогом и стилем. В итоге он убедил сам себя, что достиг определенных успехов на этом поприще, вычленив некий особый слог, отличающийся напевностью и мелодичностью. В подобном ключе было создано несколько стихотворений, и очень скоро Константин Бальмонт пришел к выводу, что открыл в мире литературы новую стезю. Именно по этой причине автор открыто утверждает: «Предо мною другие поэты – предтечи». Он считает, что изобрел нечто такое, что ранее никому и в голову не приходило, хвастаясь тем, что подарил миру «перепевные, нежные, гневные звоны».

Себя Бальмонт сравнивает с громом и звенящим ручьем, подчеркивая при этом, что его заслуги в подобном открытии нет. Поэт осознает, что за его творческими экспериментами стоят вековые традиции русской литературы. которые и натолкнули его на подобные открытия. Поэтому он признается: «Я – для всех и ничей». В этой фразе автора подчеркивает, что его эксперименты являются достоянием общественности, и ими могут пользоваться все, кто пожелает. Но при этом Бальмонт отмечает, все равно будет возвышаться над толпой, которая не утруждает себя литературными поисками и принимает лишь готовый результат.

Впрочем, и сам поэт не отрицает того, что его собратья по перу, жившие в прошлых веках, хорошенько потрудились для того, чтобы теперь он мог позволить себе создавать стихи в особой, напевной манере. Фактически, Бальмонт признается в плагиате, заявляя: «Все пойму, все возьму, у других отнимая». Однако в данном случае речь идет не о заимствовании чьих-то идей, а об умении проанализировать ту информацию, которая, по мнению поэта, лежит на поверхности. К тому же Бальмонт признается, что без вдохновения, которое он черпает в красоте окружающей природы, восхищаясь, как блестят вокруг «самоцветные камни земли самобытной», ему бы никогда не создать «вечно юный, как сое» изысканный стих, наполненный мелодичностью и волшебством.

Тема любви прозвучала во весь голос в последней, пятой книге «Жизни Арсеньева». Над пятой книгой («Лика») Бунин работал с перерывами с 1933 по 1939 год. Сначала Бунин отделял «Лику» от первых четырех книг. Об этом, в частности, свидетельствует первый полный выпуск романа в 1939 году в издательстве «Петрополис». На обложке книги значилось: «Бунин. «Жизнь Арсеньева». Роман «Лика».

Поворот неожиданный. Но для Бунина характерный. Его всегда интересовало внутреннее состояние человека в той или иной общественной атмосфере. Рабство и дальнейшее, пореформенное оскудение русских сел не могли не наложить мрачную печать на их обитателей, независимо от того, к какой социальной среде они принадлежали.

Есть еще немаловажная проблема, к которой сегодня приковано внимание и литературной общественности, и многочисленных поклонников поэзии Есенина, и, конечно же, средств массовой информации. За последнее время появилось множество статей и публикаций с «версиями» о смерти Есенина. Сразу же заметим

Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни — естественен и закономерен

Сразу же заметим. Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни — естественен и закономерен.

Любовная лирика Константина Бальмонта

Любовная лирика поэтов всех времён и поколений! Часть IX

ИГРАЮЩЕЙ В ИГРЫ ЛЮБОВНЫЕ

Есть поцелуи — как сны свободные, Блаженно-яркие, до исступления. Есть поцелуи — как снег холодные. Есть поцелуи — как оскорбление.

О, поцелуи — насильно данные, О, поцелуи — во имя мщения! Какие жгучие, какие странные, С их вспышкой счастия и отвращения!

Беги же с трепетом от исступленности, Нет меры снам моим, и нет названия. Я силен — волею моей влюбленности, Я силен дерзостью — негодования!

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение, Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле. Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления, Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно, Я тебя увидал — как слепой вдруг расширит глаза И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна, Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.

Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами. Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?» Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами. И люблю — и любовь — о любви — для любимой — поет.

Она отдалась без упрека, Она целовала без слов. — Как темное море глубоко, Как дышат края облаков!

Она не твердила: «Не надо», Обетов она не ждала. — Как сладостно дышит прохлада, Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья, Она не боялась утрат. — Как сказочно светят созвездья, Как звезды бессмертно горят!

Я ласкал ее долго, ласкал до утра, Целовал ее губы и плечи. И она наконец прошептала: «Пора! Мой желанный, прощай же — до встречи».

И часы пронеслись. Я стоял у волны. В ней качалась русалка нагая. Но не бледная дева вчерашней луны, Но не та, но не та, а другая.

И ее оттолкнув, я упал на песок, А русалка, со смехом во взоре, Вдруг запела: «Простор полноводный глубок. Много дев, много раковин в море.

Тот, кто слышал напев первозданной волны, Вечно полон мечтаний безбрежных. Мы — с глубокого дна, и у той глубины Много дев, много раковин нежных».

Было поздно в наших думах. Пела полночь с дальних башен. Темный сон домов угрюмых Был таинственен и страшен.

Было тягостно-обидно. Даль небес была беззвездна. Было слишком очевидно, Что любить, любить нам — поздно.

Мы не поняли начала Наших снов и песнопений. И созвучье отзвучало Без блаженных исступлений. И на улицах угрюмых Было скучно и морозно. Било полночь в наших думах Было поздно, поздно, поздно. ***** **** *** ** *

Композиция

Стихотворение «Золотая рыбка» состоит из 8 строф. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

  1. 1-я часть – это 1-я строфа, в которой автор знакомит читателя с происходящими событиями, с особенностями ландшафта. Всё вполне естественно, обычно. Нет предчувствия чего-то необычного.
  2. 2-я часть – это 2-я, 3-я и 4-я четверостишия. Данная часть начинает окутывать читателя волшебной дымкой. Уже самые обычные вещи не кажутся обычными. Все действия приобретают флёр таинственности: «кружились… опьянённые весной, бабочки…», «пруд качал в себе звезду», «гнулись травы гибко». Причём примечательно то, что последняя строка во 2-й и 4-й строфе «Золотая рыбка», что добавляет уверенности читателю в том, что действительно происходит что-то чудесное.
  3. 3-я часть – 5-я, 6-я и 7-я строфы, в которых волшебство ощутимо, в которых на глазах случаются чудеса. Никто рыбку не видит, но чувствуют её: «но от рыбки, от нее, музыка звучала», «золотая рыбка промелькнет… меж гостей улыбка», «и в сердцах любовь журчит, и весна смеется».
  4. 4-я часть – заключительная 8-я строфа, которая является выводом из всего случившегося. «…так светло и зыбко, оттого что там в пруду — Золотая рыбка» — эти строки наполнены радостью и надеждой, неописуемым чувством, которое заполняет всю грудь опьяняющим дымком, когда мы верим и даже знаем, что желаемое несомненно исполнится, когда мы этого очень ждём.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.

Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.

Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.

История создания

Бальмонт написал стихотворение в 1894 году. Оно было создано в традициях импрессионистической лирики XIX века. Эта работа была одной из лучших творений поэта. В ней он реалистично описал пребывание во сне. В то время считалось, что во время ночного отдыха человек находится между жизнью и смертью. Именно поэтому ему может открыться тайное знание.

Бальмонт любил сновидения, ведь в них он расширял границы фантазии. После пробуждения многое забывалось, но если постараться, то можно было вспомнить частично сюжет. Поэту нравилось путешествовать по другим мирам и это отвлекало его от обыденной реальности.

Россия — Бальмонт. Полный текст стихотворения — Россия

Литература

Каталог стихотворений

Константин Бальмонт — стихи

Константин Бальмонт

Россия

Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.В нем воркованье голубино.Я чую поле, в сердце хмель,Позвавший птиц к весне апрель.На иве распустились почки,Береза слабые листочкиРаскрыла — больше снег не враг,Трава взошла на каждой кочке,Заизумрудился овраг.Тоска ли в сердце медлит злая?Гони. Свой дух утихомирь.Вновь с нами ласточка живая,Заморского отвергшись края,В родимую влюбилась ширь.И сердце, ничего не зная,Вновь знает нежно, как она,Что луговая и леснаяЗовет к раскрытости весна.От солнца — ласка властелина,Весь мир — одно окно лучу.Светла в предчувствии долина.О чем томлюсь? Чего хочу?Всегда родимого взыскую,Люблю разбег родных полей,Вхожу в прогалину лесную —Нет в мире ничего милей.Ручьи, луга, болота, склоны,В кустах для зайца уголок.В пастушью дудку вдунул звоны,Качнув подснежник, ветерок.Весенним дождиком омочен,Весенним солнцем разогрет,Мой край в покров весны одет,Нерукотворно беспорочен.Другого в мире счастья нет.

1923 г.

О родине

О природе

Серебряный век

Длинные

Стихи Константина Бальмонта – О родине

Стихи Константина Бальмонта – О природе

Стихи Константина Бальмонта – Серебряный век

Стихи Константина Бальмонта – Длинные

Другие стихи этого автора

Быть может

Быть может через годы, быть может через дни,

С тобой мы будем вместе, и будем мы одни.

О любви

Я не из тех

Я не из тех, чье имя легион,

Я не из царства духов безымянных.

Короткие

Но если

Но если ты снежный

И если морозный, —

О любви

И да, и нет

1

И да, и нет — здесь все мое,

Серебряный век

Снежинка

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Серебряный век

Когда же?

О, жизни волненье! О, свет и любовь!

Когда же мы встретимся вновь?

Короткие

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Жанр, тема, композиция и рифма

Стих написан в миксте жанров пейзажной и гражданской лирики, где доминирующей темой является любовь к России, к её полям и весеннему раздолью.

Рифмовка комбинированная, где перекрестная рифма сочетается с кольцевой и парной (едино – свирель – голубино – хмель – апрель – почки – листочки). Рифмы используются открытые и закрытые.

Художественные средства выразительности:

  1. Эпитеты (родные поля, слабые листочки, живая ласточка, прогалина лесная, пастушья дудка, весенний дождик).
  2. Олицетворение (позвавший птиц к весне апрель, зовет весна, вдунул ветерок).
  3. Метафоры (мой край в покров весны одет, люблю разбег родных полей).
  4. Инверсии (ласточка живая, прогалина лесная).

Отметим также несколько риторических вопросов, после которых следуют, пусть и завуалированные, ответы лирического героя, что оживляет текст и вносит в него нотки человечности.

Любовь к Родине просматривается во многих произведениях Бальмонта, при этом Константин Дмитриевич никогда не связывал вместе природу, народ и власть России, последней от поэта немало доставалось. Рекомендуем прочесть стих «Благовещенье в Москве», который был написан в 1903 году, уже после начала конфликта Бальмонта с властью, но где нет ни слова о ней – только Весна, Бог и Москва.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: