Краткое содержание Белые ночи Достоевского по главам
Ночь первая
Главный герой повести уже около восьми лет живет в Петербурге, но у него нет ни друзей, ни добрых знакомых. В начале повести он беспричинно тоскует. Спасают его прогулки по городу. Он знает в лицо многих прохожих и даже дома стали его «друзьями». Сейчас город опустел – многие горожане уехали на дачи.
Молодой человек после загородной прогулки возвращается домой в хорошем расположении духа. На берегу канала он видит плачущую девушку. Робость и отсутствие опыта общения с женщинами мешают ему заговорить с незнакомкой. Он идет следом за девушкой, подбирая слова для знакомства. К молодой особе пристает нетрезвый прохожий, и наш герой прогоняет хулигана. Девушка соглашается, чтобы защитник проводил ее до дома. Герой повести видит прелестную красоту новой знакомой, доверительно рассказывает ей о том, что он впервые в жизни познакомился с женщиной, о своей мечте встретить молодую девушку, достойную любви. Молодой человек умоляет незнакомку о встрече. Она соглашается при условии дружеских отношений, а не романтических чувств. Девушка, как и молодой человек, нуждается в сердечном братском совете.
Ночь вторая
Долгожданная встреча состоялась. Настенька, так зовут девушку, сообщает, что живет вместе с незрячей бабушкой. Дни их проходят однообразно и невесело: старуха занята вязанием, а девушка читает ей вслух. Бабушка никуда не отпускает от себя внучку, прикалывает булавкой ее платье к своему. Настя хочет услышать рассказ молодого человека о себе. Наш герой называет себя мечтательным типом, подробно рассказывает об одинокой жизни, заполненной мечтами. Фантазии составляют главное его богатство. Возвращение из грез в затхлую и ненужную жизнь страшит героя. Он понимает бесполезность и ненужность такого существования, говорит о двух вечерах настоящей жизни, проведенных вместе с Настей. Девушка участливо отнеслась к рассказу молодого человека, и обнадеживает его словами о дружбе.
История Настеньки.
Настя рано потеряла родителей и живет с бабушкой. Проживают они в небольшом доме, мезонин которого сдают в аренду. Около двух лет назад в него въехал новый постоялец. Жилец предложил Насте книги для чтения. При редких встречах он расспрашивал девушку о прочитанных книгах, о ее подругах, несколько раз водил ее и бабушку в театр. Настя влюбилась в молодого человека, и когда он через некоторое время собрался уезжать, девушка открылась ему и сказала о готовности уехать. Мужчина объяснил, что он очень беден, не может себе позволить женитьбу. Через год молодой человек надеется поправить свои дела. Тогда он вернется и сделает Настеньке предложение. Несколько дней назад молодой человек вернулся в город, но на набережную, где молодые люди договорились встретиться, так и не пришел. Главный герой вызывается доставить через общих знакомых письмо возлюбленному Насти.
Ночь третья
Настя ждет, что возлюбленный получил ее письмо и придет на свидание. Она мечтает о будущем, говорит о знакомстве любимого с ее лучшим другом. Главному герою горько осознавать, что он любит девушку, а она видит в нем только друга. Возлюбленный Насти не появляется. Девушка в отчаянии. Мечтатель успокаивает ее, убеждает в том, что адресат еще не получил письма. Завтра молодой человек сходит за ответом и доставит девушке весточку о нем.
Ночь четвертая
Следующий день выдался дождливым. Несмотря на плохую погоду, наш герой пришел на набережную. Настенька не появилась. С трудом он пережил день и вечером пришел на встречу раньше назначенного времени. Настя, узнав, что ответа нет, рыдает, а потом заявляет, что она больше не любит этого злого обманщика. Мечтатель решается на признание, говорит девушке о своей любви. Настенька уверена, что сможет полюбить молодого человека. Она предлагает ему переезд в пустующий мезонин их дома. Молодые люди договариваются, что он переедет уже завтра. Они говорят о будущем, строят планы на совместную жизнь.
В минуту прощания рядом с ними появляется мужчина. Это возлюбленный Насти. Она бросается к нему. Мечтателю остается только с горечью наблюдать за встречей влюбленных.
Утро
Следующее утро герой встречает разбитым и подавленным. Ему доставляют письмо от Настеньки, в котором она просит прощения у главного героя за невольный обман и благодарит за любовь и участие.
Дальнейшая жизнь представляется мечтателю безрадостной и мрачной. Душу героя согревает благодарность Настеньке за то, что она подарила ему возможность любить и надеяться.
Оцените произведение:
3.79
Голосов: 123 Читать краткое содержание Белые ночи. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание повести «Белые ночи»
Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие
У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого. Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их. Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.
Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу. Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки. Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.
В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий. Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен. Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.
Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух. Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.
Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним. Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым. Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.
Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.
На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах. Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени. И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.
Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся. Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни. Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Ночь первая
Рассказчик — двадцатишестилетний чиновник. Он уже 8 лет живёт в Петербурге, но не завёл «почти ни одного знакомства». Его любимое занятие — прогулки по Петербургу, он любит этот город, его дома и жителей. Молодому человеку становится грустно, когда с наступлением тепла город заметно опустел, так как многие уехали на дачи. Он вышел за город долго любовался природой.
Вечером, возвращаясь домой, мечтатель увидел у перил канала рыдающую девушку. Желая её успокоить, он шагнул к ней, но девушка испугалась и быстро пошла прочь. К ней пристал пьяный господин, но, увидев в руке молодого человека палку, мигом отстал. Молодой человек предложил незнакомке проводить её, чтобы пьяный не пристал снова, и она согласилась. Они разговорились, и девушка поняла, что её новый знакомый очень порядочный и мечтательный человек. Она согласилась встретиться вновь, но поставила условие — в неё не влюбляться.
Ночь вторая
На следующий день Настенька попросила рассказать молодого человека о себе. Он сказал, что является одним из мечтателей, жизнь которых — это «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем… тускло-прозаического». А после путешествия в мир грёз он ещё больше тяготится одиночеством. Настенька пообещала ему, что с этих пор они будут друзьями. Девушка сказала, что ей нужен совет, и рассказала о своей жизни.
История Настеньки
В раннем детстве Настенька осталась сиротой, бабушка воспитывала девочку и дала ей образование: учила сама, наняла учителя. В 15 лет учение было закончено, и вот уже 2 года Настенька сидит дома. После одного её поступка ослепшая бабушка, боясь, что не усмотрит за бойкой внучкой, стала пришпиливать её платье к своему, чтобы она подле неё читала и рукодельничала.
Живут они на средства от сдачи мезонина жильцам. Однажды бабушка сдала мезонин молодому человеку. Случайно он увидел, что Настенька сидит пришпиленная к бабушке. Понимая, что девушке скучно сидеть весь день дома, жилец предложил бабушке свою библиотеку (чтобы Настенька читала ей книги из библиотеки). Узнав, что у девушки нет подруг, что ей скучно, он пригласил её и бабушку в театр. Ездили они в театр несколько раз, но приходил жилец навестить хозяек нечасто. Настенька влюбилась в него и, когда узнала, что молодой человек уезжает в Москву, решилась на отчаянный поступок: пришла к жильцу с вещами в узелке, чтобы ехать вместе с ним. Увидев её слёзы, молодой человек понял её намерение и признался, что Настенька может сделать его счастливым. Но так как он беден и не имеет даже порядочной службы, то не может пока жениться на ней. Также сообщил, что пробудет в Москве ровно год и, если к тому времени девушка его не разлюбит, они поженятся. И вот прошёл год, Настенька знает, что он в городе уже 3 дня, а к ней не зашёл.
Теперь мечтателю стала понятна причина слёз девушки в день их знакомства. Он посоветовал ей написать молодому человеку письмо. Оказалось, что Настенька письмо уже написала, и сейчас она попросила мечтателя передать его общим знакомым влюблённых.
Ночь третья
Из-за дождя третья встреча произошла только через ночь. Настенька, с нетерпением ожидая жениха, была очень взволнована и много говорила. Она благодарила мечтателя за то, что он в неё не влюбился, а стал другом, мечтала о будущем. Герою стало грустно, ведь он полюбил Настеньку, а она этого не замечала. Когда прошло время назначенного свидания, а жених не появился, девушка упала духом. Мечтатель стал утешать и обнадёживать её.
Ночь четвёртая
Следующим вечером Настенька, узнав, что письма от жениха всё ещё нет, сказала герою, что он гораздо лучше её жениха, который подло обманул её. Мечтатель признался в любви, и девушка предложила ему переехать в бабушкин мезонин, чтобы лучше узнать его и полюбить. Молодые люди принялись мечтать о совместном будущем.
Вдруг Настенька замолчала — мимо прошёл молодой человек, пристально посмотрел на неё и вскричал: «Настенька! Настенька! это ты!» Девушка бросилась к нему, и мечтатель с горестью смотрел на встречу влюблённых, на то, как они уходили, взявшись за руки.
Утро
На следующее утро мечтатель получил от Настеньки письмо, в котором она просила прощения за то, что напрасно его обнадёжила. Ещё она благодарила за его любовь, поддержавшую её. Девушка сообщила, что на днях выходит замуж и мечтает, чтобы он и жених подружились.
Долго перечитывал герой письмо. Перед внутренним взором мечтателя вдруг мелькнула перспектива его безрадостного будущего. Он уверен, что и через несколько лет будет благодарен Настеньке за «минуту блаженства и счастья», и считает, что ему повезло ощутить счастье. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Ночь первая
Была чудная ночь, светилось звёздное небо. Молодой человек вспоминал сегодняшний день: самого утра его томило чувство тоски о том, что все его игнорируют и что он никому не нужен. Мечтатель уже восемь лет жил в Петербурге, но близких знакомых или друзей так и не завёл. Сегодня город опустел все разъехались на дачи. Мечтатель бродил по Петербургу, по Невскому проспекту, по Садовой, по набережной — ни одного знакомого лица. У него не было дачу чтобы туда уехать, и никто его не приглашал с собой. Вернулся в город Мечтатель поздно, в 10 вечера. Он шел по набережной канала, там в это время уже никто не ходил, но на мосту он заметил девушку и подошел к ней. Девушка не заметила его, она плакала.
Он пытался успокоить незнакомку, но она ушла. Мечтатель последовал за ней, и так все бы закончилось, если бы к девушке не начал приставать пьяница, а Мечтатель не спас бы ее.
Молодой человек не мог заговорить с девушкой, он стеснялся и не понимал, как подобрать слова. Она заметила это и разрешила проводить её до дома. Девушка сказала, что ей нравится такие робкие мужчины.
Мечтатель рассказал, что ему 26 лет и он никогда не встречался с девушкой, всегда мечтал встретить свою единственную. После своего рассказа молодой человек пообещал появиться следующий ночью на том же месте. Девушка согласилась, но сказала, что может предложить Мечтателю только дружбу.
История Настеньки
Настенька попросила не перебивать её и начала рассказывать свою историю.
Меня воспитывала бабушка, она занималась моим образованием, нанимала мне учителей. Мы живём в маленьком доме, у нас есть одна комната, которую мы сдаем. Однажды там поселился новый жилец — молодой мужчина. Бабушка слепая, поэтому однажды попросила меня рассказать, как он выглядит, он был молодым и красивым. Тогда бабушка предостерегла меня: «Смотри не влюбились».
Жилец начал давать мне книжки, разные романы. Однажды он пригласил меня в театр, но без бабушки я пойти не могла. Тогда мы пошли втроем, весь вечер он смотрел на меня. Я подумала, что вот она – любовь, но после этого он стал очень редко к нам заходить. А потом сказал, что ему нужно вернуться в Москву, и мне стало очень плохо. Тогда я собрала свои вещи, пошла к нему в комнату и призналась в своих чувствах. Но наш постоялец сказал, что очень беден, и поэтому не может взять меня в жены. Мне было все равно, я хотела уехать с ним в Москву и не думала ни о каком благосостоянии. На это он обещал, что если когда-нибудь женится, то только на мне. Сказал, что вернется через год, и, если я буду продолжать его любить, то мы будем вместе.
Жилец уехал, прошел год, мы договорились встретиться на этом самом месте, где я вчера встретила вас. Я знаю, что он уже три дня в Петербурге мы так и не было от него никаких вестей.
Так звучала история Настеньки. Мечтатель пожалел девушку и предложил написать её возлюбленному письмо, даже вызвался отнести его самостоятельно. Настя сказала, что ей неловко, но молодой человек уговорил девушку. Она отдала письмо Мечтателю.
Анализ произведения
Жанровые особенности, композиция, содержание повести
Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый – прямо, второй – косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».
Однако жанрово «Белые ночи» — это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.
Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай – живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай – соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: «…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья – это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.
Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи – стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра – прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.
Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.
Сюжет повести
Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.
Вторая ночь
Дама просит при встрече Мечтателя рассказать ей свою историю. Он отвечает, что у него нет никакой истории. У девушки же имеется слепая бабушка, которая не отпускает ее никуда. После того как девушка нашалила 2 года назад, бабушка пришила ее платье к своему. Теперь собеседница Мечтателя вынуждена читать вслух старушке и сидеть дома. Герой отвечает, что считает себя мечтателем, и лишь тогда вспоминает о том, что не знает до сих пор имени своей спутницы. Девушка представляется Настенькой. Мечтатель рассказывает ей о своих грезах. Он дожил в своих мечтах до 26 лет, справляет даже «годовщину своих ощущений». Настенька рассказывает герою историю своей жизни.
Отец и мать девушки очень рано умерли, и поэтому она осталась с бабушкой. Однажды, когда эта старушка уснула, Настенька уговорила Феклу, глухую работницу, сесть на свое место, а сама отправилась к подруге. Когда старушка проснулась и спросила о чем-то, Фекла убежала, испугавшись, поскольку не могла понять, о чем бабушка ее спрашивает. Однажды в мезонин бабушкиного дома переехал новый жилец. Он стал снабжать Настеньку книгами, приглашал ее вместе со старушкой в театр на пьесу «Севильский цирюльник». Они втроем после этого посещают театр еще несколько раз. Затем жилец говорит, что должен уехать в Москву. Тайком от бабушки Настенька собирает вещи, так как хочет отправиться вместе с ним. Жилец говорит, что не может пока жениться на девушке. Но он обязательно приедет за ней через год, когда устроит свои дела. Сейчас он уже три дня находится в городе, однако все еще не приходил к Настеньке. Мечтатель предлагает ей написать любимому письмо и обещает через знакомых девушки передать его. Настенька дает ему давно уже написанное и запечатанное письмо. Герои прощаются. Произведение «Белые ночи» Достоевского продолжается уже в следующей главе.
Ночь первая
Краткое содержание повести «Белые ночи» начинается с описания главного персонажа произведения – Мечтателя, который наслаждается вечерней порой и не спешит возвращаться с работы домой. Гуляя по большому городу, он не видит ни одного привычного ему человека, которого видел каждый день на пути домой. Он тревожиться, куда могло подеваться столько людей в Петербурге.
Понимание пришло к молодому человеку довольно неожиданно – началось короткое северное лето. Поэтому все ринулись на дачи, чтобы насладиться коротким периодом.
Это осознание наполняет душу Мечтателя радостью, он радуется вместе с природой вокруг и даже его стеснительность позволяет все же спеть по дороге домой. Вдруг он видит девушку, которая с грустью и тревогой всматривается в мутную воду ледяной реки.
Фото: illustrators.ru
Через мгновение девушка уже дает волю своим эмоциям и навзрыд плачет. Молодой человек хочет подойти, чтобы утешить и помочь юной особе. Однако не решается, ведь она через мгновение порывается уйти. В этот момент ее догоняет пьяный прохожий.
Главный герой хватает палку, чтобы отогнать обидчика, и ему это удается. Далее своеобразная пара идет под руку молча.
Мечтатель, воодушевленный чрезвычайному обстоятельству, которое с ним приключилось, преодолевает свою природную робость и начал смело рассказывать своей новой знакомой о себе и жизни, которую он ведет.
Она с интересом слушает молодого человека, а затем они договариваются встретиться на этом месте завтра. Мечтатель проводит ее до двери бабушкиного дома, и юная особа отправляется спать. А вот парень не может совладать со своими эмоциями и до утра блуждает по петербургским улицам.
История создания повести «Белые ночи»
Повесть «Белые ночи» относится к раннему периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые она была опубликована 27-летним писателем в 12 номере журнала «Отечественные записки» в 1848 г. Критики приняли повесть благосклонно, называли одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению. Молодой выпускник инженерного военного училища Федор Достоевский уже к тому времени был известным писателем благодаря своей первой повести «Бедные люди» (1846 г.), ставшей сенсацией в литературном мире.
В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие актуальные проблемы, волновавшие его современников. Герои произведений Достоевского – бедные люди, сюжеты – о безрадостном существовании и печальной участи «маленького человека». В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в его кружке познакомился со многими передовыми русскими литераторами. Молодой писатель был увлечен их революционно-демократическими идеями, но считал, что задачи литературы гораздо глубже,они не должны быть ограничены только проблемами общественного переустройства. Призвание литературы он видел в постижении сложности и изменчивости характера человека, живущего в противоречивом мире, исследовании тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестанет посещать его кружок.
С 1847 г. Достоевский станет постоянным посетителем «пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Его в числе других петрашевцев приговорили к смертной казни, замененную за несколько минут до исполнения на 4-летнюю каторгу с последующей ссылкой. Долгие годы он будет лишен возможности читать и писать. После каторги и ссылки он полностью откажется от своих революционных воззрений, его произведения будут пронизаны христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два значительных этапа. Повесть «Белые ночи» стала последним значительным произведением раннего периода.
Образы мечтателей, людей особого склада, Достоевским были отражены в нескольких ранних повестях. До появления этих образов состоялась публикация в 1847 г. цикла фельетонов под названием «Петербургская летопись», в которых Достоевский попытался проанализировать причины появления людей такого образа жизни. Он считал, что мечтательность развивается от неудовлетворенности существующей реальностью у слабого человека. Не имея сил бороться, он уходит в придуманный мир своих грез и мечтаний. Достоевский писал, что в характерах, жаждущих деятельности, но «слабых, женственных, нежных» постепенно зарождается мечтательность, и человек превращается в мечтателя, становясь среднего рода странным существом. Окружающая действительность страшит мечтательную натуру, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, вследствие чего той хочется «забиться в свой заветный уголок», кажущийся «золотым», а в сущности он «запыленный, неопрятный, беспорядочный и грязный». Но мечтатель мнит, что наслаждения, порожденные его фантазией «полнее, роскошнее, любовнее» настоящего житья.
Со временем мечтатель начинает сторониться людей и их интересов. Он становится неспособен к деятельности, негоден для службы, которую не любит. Такие люди «тянут дело свое» без интереса, лишь для заработка, что «хуже безделья». Так незаметно притупляется «талант действительной жизни». Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечтательности и не искал ей оправданий. С одной стороны, относился сочувственно к героям-мечтателям, с другой стороны, осуждал их оторванность от реальности. Он показал, что при столкновении мечтаний с реальной жизнью от них не оставалось и следа. Наиболее полно Достоевский раскрыл образ мечтателя в повести «Белые ночи».
Краткий анализ произведения
Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.
Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.
По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.
Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.
На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.
Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.
Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.
История создания
Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года. В это время Достоевский тесно сдружился с поэтом и писателем Алексеем Плещеевым, вместе с которым они состояли сначала в литературно-философском кружке Николая и Андрея Бекетовых, а позже и в кружке Михаила Петрашевского.
31 октября 1848 года было получено разрешение Петербургского цензурного комитета на публикацию повести. Впервые была напечатана в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки» с посвящением Плещееву.
В дальнейшем повесть подверглась значительной переработке. В 1860 году при подготовке своего собрания сочинений Достоевский придал романтическим мотивам главного героя большую определённость путём переработки его монолога и включения в него пушкинских образов
Исследователи обращают внимание также на исключение вернувшимся с каторги писателем фразы: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в самом зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха»
Предполагается, что годы каторги Достоевский перестал верить в данное утверждение. Были убраны и некоторые сентиментально-романтические фразы, такие как: «и залилась слезами», «подавляя слезы, которые готовы были хлынуть из глаз моих». В издании 1860 года посвящение Плещееву ещё сохранилось, в издании 1865 года оно уже было снято.
Утро
В нем она много раз извинялась, говорила, что счастлива. Выходит замуж за своего возлюбленного и приглашает его на свадьбу. Что ее жених не забывал о ней, но не мог приехать.
Главный герой был разбит, он понимал, что обречен на долгую одинокую жизнь. Весь дом, прислуга, день казались ужасными, невыносимыми. Но он не укорял Настеньку, наоборот, благодарил за короткий миг счастья, который будет помнить всю жизнь.
Главная мысль произведения. В сентиментальном романе, несмотря на кажущуюся простоту и легкость, содержится глубокая мысль. Философия о настоящей любви, истинном счастье, заключающимся в счастье любимого человека.
Отличие от других произведений
Герои «Белых ночей» совершенно не такие, как в прочих опусах Федора Михайловича. Город здесь не враждебный, персонажи простые, любящие, чувствительные. Нетипична также сама идея повести. Герой ищет ответы на простые вопросы и находит их:
- В чем заключается счастье — для сентиментального юноши это возможность любить и пожертвовать собой ради другого.
- Сколько счастья может быть отмерено одному человеку — краткое знакомство с объектом страсти длилось всего несколько ночей. Но даже воспоминаний об этом романтику будет достаточно на всю оставшуюся жизнь.
Другие герои Достоевского не столь сентиментальны. Например, Свидригайлов, разочаровавшись в любви и понимая, что отвергнут, решает пустить себе пулю в лоб. На страницах истории о встречах на мосту перед читателем предстает другой Достоевский — он легкий и простой, а не мрачный и философский.