Литература
- Ермакова П. Ю., Россомахин А. А. «Кузнечик» Велимира Хлебникова: переводы на мировые языки и анализ проблем английского перевода // Велимир Хлебников в новом тысячелетии / Российская академия наук, Институт мировой литературы имени А. М. Горького; Редколлегия: В. Н. Терёхина (ответственный редактор) и другие. — М.: ИМЛИ РАН, 2012. — С. 122—131. — ISBN 978-5-9208-0420-4.
- Стояновский М. Ю. «Кузнечик» В. Хлебникова как поэтический манифест // Велимир Хлебников в новом тысячелетии / Российская академия наук, Институт мировой литературы имени А. М. Горького; Редколлегия: В. Н. Терёхина (ответственный редактор) и другие. — М.: ИМЛИ РАН, 2012. — С. 140—150. — ISBN 978-5-9208-0420-4.
Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик»
В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков
Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание
У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы. Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.
Не секрет, что некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии и чистоту звучания каждого слова. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», черновой набросок которого был сделан в 1908 году, а окончательный вариант увидел свет лишь в 1909 году. Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.
Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком. Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Литература
Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.
Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.
Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.
В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).
Сборники стихов Велимира Хлебникова
В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.
В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.
Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».
Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,
Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.
Велимир Хлебников в военной форме
Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.
В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.
Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.
LiveInternetLiveInternet
Велимир Хлебников
Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!
В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков
Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание
У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы.
Владимир Маяковский
Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.
Не секрет, что некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии и чистоту звучания каждого слова. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», черновой набросок которого был сделан в 1908 году, а окончательный вариант увидел свет лишь в 1909 году. Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.
Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком.
Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.
Текст: pishi-stihi.ru
ПОЭМЫ
195. Зверинец | 185 |
196. Журавль | 189 |
197. Лесная дева | 193 |
198. И и Э. Повесть каменного века | 196 |
199. «Любовь приходит страшным смерчем…» | 205 |
200. Гибель Атлантиды | 216 |
201. Вила и Леший. Мир | 222 |
202. Шаман и Венера | 230 |
203. Марина Мнишек | 237 |
204. Хаджи-Тархан | 245 |
205. Сельская дружба | 250 |
206. Каменная баба | 255 |
207. Лесная тоска | 257 |
208. Поэт | 263 |
209. Три сестры | 272 |
210. Ночь в окопе | 275 |
211. Ладомир | 281 |
212. Ночь перед Советами | 294 |
213. Настоящее | 306 |
214. Ночной обыск | 317 |
215. Шествие осеней Пятигорска | 331 |
216. Берег невольников | 336 |
217.Переворот в Владивостоке | 342 |
218. Тиран без Тэ | 348 |
733
219. Уструг Разина | 359 |
220. Синие оковы | 363 |
Текст
Канонический вариант стихотворения выглядит следующим образом:
Несколько иной вариант стиха в своих «Статьях и заметках (1918—1930)», в очерке, посвящённом Хлебникову, приводит Владимир Маяковский. Данная вариация «Кузнечика» отличается видоизменёнными окончанием и третьей строкой, отсутствием кавычек и восклицательного знака в «Пинь, пинь, пинь!», смещением словосочетания «тончайших жил» в первую строку стихотворения, а также написанием слова «зинзивер» как «зензивер».
Наконец, третий, ещё более отличный от первого и, вероятно, самый ранний вариант стихотворения, был опубликован в 1914 году в первом томе издания «Первого русского журнала русских футуристов», включавшего в себя произведения, написанные в 1906—1908 годах.
Расхождения в текстах различных вариантов стихотворения неудивительны, так как поэт не раз редактировал и перерабатывал его.
Анализ стихотворения «Кузнечик» Хлебников
«Кузнечик». Хлебников воспевает в этом стихотворении земную жизнь, естественные существа, стремится увидеть «величие в малом», вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом: Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер.
В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»: объяснение значения слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукописи. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь» сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечиком. Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем «алхимиком слова», не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта.
На этой странице искали :
- хлебников кузнечик анализ
- анализ стихотворения хлебникова
- анализ стихотворения хлебникова кузнечик
- анализ стихотворения кузнечик
- Хлебников Кузнечик анализ стихотворения
Анализ стихотворения «Кузнечик» Хлебников
«Кузнечик». Хлебников воспевает в этом стихотворении земную жизнь, естественные существа, стремится увидеть «величие в малом», вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом:
Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер.
В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»: объяснение значения слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукописи. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь» сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечиком. Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем «алхимиком слова», не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта.
На этой странице искали :
- хлебников кузнечик анализ
- анализ стихотворения хлебникова
- анализ стихотворения хлебникова кузнечик
- анализ стихотворения кузнечик
- Хлебников Кузнечик анализ стихотворения
Стихи Хлебникова: особенности произведений и новаторство
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885 — 1922) – один из основателей футуризма, сумевший открыть красоту слова «не бытия и жизненных польз», создать «грядущий мировой язык», который сможет соединить людей. Современность вызывает у Хлебникова неприятие, стремление преодолеть земной хаос. Надежда на единение творящих людей в лоне всевременной Матери-природы, одухотворенной человеческим трудом, приводит поэта к мысли создать общество Председателей Земного Шара, объединяющее поэтов, тайновидцев, пророков. Цель словесных опытов — открыть первичные элементы языка и дать людям новый инструмент, служащий человеческому единству.
В своих произведениях Хлебников использует образы и темы из совершенно различных сфер жизни. Он обращается к фрагментам архаичных мифов, к описанию малоизвестных ритуалов орочей (народа, проживающего в бассейне реки Амур), к магическим заговорам и заклинаниям. Исторические факты, этнографические зарисовки, растительные образы — все стало основой поэтических поисков. Поэт отказывается от сюжетного обрамления своих стихов, использует монтаж, нарушая тем самым общепринятые законы построения связного текста.
В основе лирики Хлебникова — словотворчество, эксперимент по созданию нового языка. Звук обладает самоценным значением, несет определенный смысл, истоки которого в народных заклинаниях и заговорах. Творческий эксперимент поэта привел к возникновению термина «заумный язык», «заумь». Слова раскладываются на «фонетические первоэлементы», затем на основе созвучий собираются заново, в результате создаются однокоренные неологизмы, как, например, в стихотворении «Заклятие смехом».
Хлебников предпринимает попытку создать новый язык. Для зарождающейся в те годы авиации поэт предложил целый словарик неологизмов, дал свыше восьмидесяти словообразований от слов «летать», «реять», «парить». Авиатор — «полетчик», «летун» (от слова «бегун»); авиатор женщина — «летавица» (от слова «красавица»); пассажиры — «летоки» (от слова «седоки»); аэродром — «летбище» (от слова «пастбище»); воздушная держава — «летава».
Поэзия для Хлебникова — лаборатория слова, сам поэт — экспериментатор, открывающий законы слова и буквы. Фантастическое хлебниковское языкознание начинается с первоэлемента — с буквы. Основой становится алфавит — «таблица шумов». Хлебников исследует значения согласных звуков. Буквы для поэта не только запечатленный звук, но и цвет, за каждой стоит свой колористический образ: М — темно-синий звук, В — зеленый, Б — красный, С — серый, Л — белый.
В одной из записных книжек поэта есть фраза, проливающая свет на хлебниковскую программу расширения границ поэтического словаря: «Слова особенно сильны, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного слова просвечивает второй смысл». Эксперименты Хлебникова затрагивают и поэтический синтаксис: отказ от знаков препинания. Поэт использует примитивную» технику стихосложения, разработка интонационного стиха порождает особую ассоциативную структуру стиха.
Критика
Современная литературная критика оценивает «Кузнечика» в целом положительно. Исследователь творчества Хлебникова Рудольф Дуганов назвал его одним из тех стихотворений Хлебникова, в которых, по мнению самого же поэта, «были узлы будущего — малый выход бога огня и его веселый плеск», а также «давно ставшим классикой», а Алексей Пурин — «знаменитым» и, как он полагает, «одним из лучших в наследии» поэта.
В 2004 году вышла в свет монография Андрея Россомахина «Кузнечики Велимира Хлебникова», в которой автор попытался всесторонне осветить значение образа кузнечика в творчестве поэта. Автором было проанализировано буквально каждое слово первопубликации и дан подробный разбор последующих прижизненных редакций стиха, а также обнаружены «аллюзия на Степана Разина и ассоциации с египетскими обрядами» — пишет издание «НГ Ex libris». В представлении Россомахина, хлебниковский «Кузнечик» представляет собой — ни много ни мало — «родоначальника новой эстетической эпохи» в русской поэзии.
LiveInternetLiveInternet
Велимир Хлебников
Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!
В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков
Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание
У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы.
Владимир Маяковский
Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.
Не секрет, что некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии и чистоту звучания каждого слова. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», черновой набросок которого был сделан в 1908 году, а окончательный вариант увидел свет лишь в 1909 году. Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.
Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком.
Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.
Текст: pishi-stihi.ru
Литература
Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.
Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.
Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова
Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.
В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).
Сборники стихов Велимира Хлебникова
В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.
В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.
Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»
Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».
Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,
Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.
Велимир Хлебников в военной форме
Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.
В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.
Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз…»
Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.
Анализ стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»
Реформатор поэзии в России Велимир Хлебников доказал, что для передачи образов, эмоций поэту не обязательно облекать свои идеи в строгую рифму и знакомые всем слова. Смысловой единицей для Хлебникова стало не слово, а звук. Он смело экспериментировал, создавая новые слова и словоформы. Велимир Хлебников относил себя к русским футуристам и сторонникам символизма. Многие созданные им авторские неологизмы вошли в разговорный язык, используются в литературе. Хлебников считал, что настоящий поэт – не тот, кто умеет красивые слова заковывать в строгую рифму, а тот, кто обладает поистине богатым воображением и ощущает звучание слов.
Интересной является история со стихотворением Велимира Хлебникова «Заклятие смехом». Скорее всего, поэт не собирался его публиковать. Листок со стихами случайно нашел друг Хлебникова Давид Бурлюк среди черновиков. Стихотворение произвело большое впечатление на этого человека. Поэтому друг уговорил поэта включить данное произведение в сборник «Студия импрессионистов».
Оно по-своему очень удивительно. Автор сумел в разных формах обыграть всего одно слово – смех. Казалось бы вполне понятное и однозначное слово в этом стихотворении приобрело множество оттенков и смыслов. В зависимости от словоформы слова смех читатель угадывает абсолютно разные эмоции автора: от искреннего веселье до осуждения.
Главные герои здесь – это смехачи. Не трудно догадаться, что поэт имеет в виду людей, которые всячески развлекают публику. Автор просит смехачей «засмеяться, рассмеяться», таким образом проявить полноту своего таланта. Они «смеянствуют смеяльно», то есть, каждое их действие связано со смехом. Значит, смех – их работа. Что указывает на то, что под смехачами автор подразумевает артистов.
Слово смех возводится поэтом в понятие абсолюта. Оно может служить для абсолютно разных целей: как для создания атмосферы веселья, так и для оскорбления неугодных смехачам людей.
Реакция на опубликованное стихотворение о смехе изначально была довольно резкой. Литературные критики принялись обвинять поэта в насаждении нелепых неологизмов, которые только засоряют русский язык. Хотя, например, Владимир Маяковский яро защищал своего коллегу. Он считал, что это произведение гениально, так как является чем-то абсолютно новым и самобытным в литературе. То, что поэт смог раскрыть тему произведения, основываясь лишь на одном слове, уже достойно похвалы.
Несмотря на отрицательные критические отзывы в адрес Хлебникова, его эксперименты пытались повторить и другие поэты. Но вот создать такую звуковую гармонию никому так и не удавалось.
Анализ стихотворения Хлебникова «Бобэоби пелись губы…» Анализ стихотворения Хлебникова «Еще раз» Анализ стихотворения Хлебникова «Птичка в клетке» Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик»
Детство и юность
Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».
Велимир Хлебников с семьей
Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.
Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.
Велимир Хлебников в детстве
В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.
Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.
Велимир Хлебников в молодости
В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.
Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.
Велимир Хлебников
Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.
С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.
Анализ стихотворения Хлебникова “Голод
Велимир Хлебников по праву считается одним из наиболее ярких и непредсказуемых поэтов в русской литературе. Он считал себя футуристом, хотя легко находил общий язык с представителями любых литературных течений, дружил с Есениным и Маяковским, которые относились друг к другу весьма прохладно. Хлебников действительно был вне времени и политики. В то время, как вся Россия была охвачена революцией, поэт вынашивал идею создания Общества председателей земного шара, которое он сам и возглавил. По недоразумению попав в царскую армию, Хлебников открыто
выступал против военных действий, которыми очень тяготился. В итоге он объявил себя сумасшедшим и вскоре был отозван с фронта. Впрочем, поэт не хотел воевать ни с красными, ни с белыми. Когда Деникин захватил Харьков, из которого Хлебников не успел эвакуироваться, то спасаться от очередного призыва в ряды военнослужащих ему вновь пришлось в психиатрической больнице, где “косили” от армии многие интеллигенты. Именно там поэт впервые оценил масштабы бедствия, причиненного революцией, после чего написал в своей рубленой манере стихотворение “Голод” , датированное 1921 годом.
Впрочем, автор по-прежнему
был далек от всех общественных проблем. Он лишь выбрал для себя новую тему, затронув жизнь простых крестьян, столкнувшихся с таким явлением, как продразверстка. Не осуждая советскую власть и вообще не упоминая о том, что именно стало причиной столь бедственного положения людей, Хлебников очень ярко и образно рисует картину сельской жизни этого периода, когда единственным кормильцем селян становится мрачный весенний лес, обескровленный и исхоженный сотнями ног голодных людей. В пищу идет абсолютно все – осиновая кора, березовые листья, молодая трава и даже гусеницы с пауками, которые становятся любимым лакомством детворы. “Гадов шипящих стреляют из лука, хлебцы пекут из лебеды”, – отмечает поэт.
Автор просто констатирует факты, не придавая им никакой эмоциональной окраски. Хлебников считает, что на это он не имеет права, потому что его цель – максимально точно передать печальную действительность. Заключается она в том, что и люди, и лесные звери гибнут от голода, вся домашняя живность давно уже пущена под нож, и даже “собаки в деревне не лают”. А встреча с отощавшим лесным зайцем напоминает юным охотникам “светлого мира видение” и вселяет надежду на сытный обед. И эта непредвзятость автора создает настолько удручающую и устрашающую картину, что навевает мысли об апокалипсисе, когда человеческая жизнь теряет всякую ценность.
Смерть
Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.
Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани
Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.
Рисунки Велимира Хлебникова
В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.
Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.
Могила Велимира Хлебникова
Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему:
Текст
Велимир Хлебников в 1913 году
Канонический вариант стихотворения выглядит следующим образом:
Несколько иной вариант стиха в своих «Статьях и заметках (1918—1930)», в очерке, посвящённом Хлебникову, приводит Владимир Маяковский. Данная вариация «Кузнечика» отличается видоизменёнными окончанием и третьей строкой, отсутствием кавычек и восклицательного знака в «Пинь, пинь, пинь!», смещением словосочетания «тончайших жил» в первую строку стихотворения, а также написанием слова «зинзивер» как «зензивер».
Наконец, третий, ещё более отличный от первого и, вероятно, самый ранний вариант стихотворения, был опубликован в 1914 году в первом томе издания «Первого русского журнала русских футуристов», включавшего в себя произведения, написанные в 1906—1908 годах.
Расхождения в текстах различных вариантов стихотворения неудивительны, так как поэт не раз редактировал и перерабатывал его.