Краткое содержание по главам «Страна Муравия» Твардовский
«Страна Муравия» Твардовский
Глава 1
Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы — Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка.
Глава 2
Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жизнью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.
Глава 3
Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остаться, объясняя, что крестьянские руки ждет земля — нельзя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.
Глава 4
Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» можно своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится — ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.
Глава 5
По пути Моргунку попадается поп Митрофан, оставшийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот держится старых порядков и все ищет, где сохранились верующие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлагает Никите заняться общим делом, так как на коне сподручнее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».
Глава 6
Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни — просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единоличного хозяйства станут работать в колхозе. Старики не видели в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков прямо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».
Глава 7
Моргунок после этого случая долго думает о новой жизни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.
Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Конец предвидится, ай нет всей этой суетории?» — задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не против ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким деревенским богатеем.
Глава 8
Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот повстречался ему дорогой земляк — Илья Кузьмич с сынишкой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в телегу вместо лошади.
Глава 9
Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село — людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председатель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на причуды немолодого уже человека, но задерживать не стал — иди дальше своей дорогой.
Глава 10
А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней — не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, косят сено — да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Ночью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отказывается от своей затеи и до света еще покидает табор.
Глава 11
Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный отряд, в небе — самолеты, поезда — на железнодорожных путях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со всеми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. Повстречал Никита вновь старого знакомца — попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего- то испугавшись, ускакал прочь.
Глава 12
Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись слепым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьмичу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.
Сейчас читают
Краткое содержание произведений Пушкина Маленькие трагедии
Рассказ включает в себя две части. Первая часть называется «Мальчик с ручкой». Все писатель показывает не простую жизнь детей, которые без дома. Группа алкоголиков выбрасывают детей на мороз, чтобы они собирали милостыню. Потом деньги у них забирают
Рассказ В.П. Астафьева Домский собор считается одним из лучших его творений и занимает почётное место среди других произведений известных русских писателей.
Один человек будучи заядлым охотником не удержался и сразу после участия в военных действиях с японцами отправился на охоту. Из Маньчжурии перешел в Россию. За одним из хребтов познакомился с китайцем, которого звали Лувен
Киевский князь пировал на свадьбе своей младшей дочери Людмилы, которая выходила замуж за храброго витязя Руслана. Князь считал его достойной парой для своей дочери
Источник
Глава 5. Встреча с попом
Вдруг странного пешехода завидел впереди герой. Это был человек, подпоясанный бечевкой с торчащими из-под подрясника лопатками (духовный служитель) и ларцом за спиной. «Видать, тебя до ручки раскулачили?» — с таким вопросом обращается Никита к попу. Тот поведал о своей горькой жизни. Все приходы закрыли, а их служители занимаются кто чем. Он вот ходит по деревням: где покрестить нужно, где обвенчать… Вот только без коня сложно. И предложил поп Моргунку идти дальше вместе. Но герой отказался, ответив, что у него своя дорога, и уж точно не такая, чтобы подаяние просить. С тем и разошлись.
Из многочисленных литературных произведений Моравии следует особенно вспомнить роман «Скука», считающийся основой идеальной трилогии, начатой с «Безразличной», а затем завершившейся «Внутренней жизнью». Экзистенциальный дискомфорт художника, Дино, эффективно описывается в его постоянной конфронтации с реальностью, а чувство, которое преследует его как ребенка, от скуки, описывается следующим образом: Для многих скука противоположна забаве; и забава — это отвлечение, забывчивость. Скука, для меня, действительно является своего рода неадекватностью или неадекватностью или нехваткой реальности.
Глава 16
Председатель рассказывает о прошлом. Родной дед Андрея Ильича – Мирон Фролов – сумел пережить шестнадцать попов и четырех царей. Его потомки разошлись по всей стране. Среди них можно встретить летчика, профессора, писателя, агронома… Сам председатель прошел Гражданскую войну, где был шесть раз ранен. Вернувшись, он стал строго следовать заветам Ленина. У Фроловых были заклятые враги – Грачевы, безжалостные богачи. Однажды они напали на Андрея Ильича большой бандой. Лишь чудом ему удалось выжить. По словам председателя, жизнь, которая сейчас установилась в стране, навсегда. И Фролов готов за нее стоять до конца.
Страна Муравия (поэма и стихотворения) :: Твардовский Александр Трифонович
——————————————— Твардовский Александр Трифонович
Страна Муравия (поэма и стихотворения)
Александр Трифонович Твардовский
Страна Муравия
(поэма)
Стихотворения
В книгу входят широко известная поэма «Страна Муравия», стихотворения цикла «Сельская хроника», тематически примыкающие к поэме, а также статья А. Твардовского «О «Стране Муравии».
СТРАНА МУРАВИЯ Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19
СЕЛЬСКАЯ ХРОНИКА
Тракторный выезд. (Из поэмы «Путь к социализму») «Снег стает, отойдет земля…» «Как море, темнеет озимь…» Гость Бубашка «Рожь отволновалась…» «Он до света вставал…» Братья Хозяин Усадьба «Я иду и радуюсь. Легко мне…» Мужичок горбатый Новое озеро «Тревожно-грустное ржанье коня…» «Счастливая, одна из всех сестер…» Смоленщина Рассказ председателя колхоза «С одной красой пришла ты в мужний дом…» Встреча Подруги Катерина «Кружились белые березки…» Невесте Сын Размолвка Песня Путник «Ты робко его приподымешь…» Станция Починок «Кто ж тебя знал, друг ты ласковый мой…» «Шумит, пробираясь кустами…» «За распахнутым окном…» . . «Что он делал, что он думал…» «Столбы, селенья, перекрестки…» Ледоход «Не стареет твоя красота…» В поселке Шофер Дорога Прощание Мать и сын Соперники «Погляжу, какой ты милый…» «А ты, что множество людей…» Матери Перед дождем Как Данила помирал Про Данилу Еще про Данилу Дед Данила в бане Ивушка На свадьбе Сверстники «Мы на свете мало жили…» Мать и дочь Полина Случай на дороге Семья кузнеца Про теленка За тысячу верст Сельское утро «Звезды, звезды, как мне быть…» Дети На старом дворище На хуторе Загорье Друзьям Поездка в Загорье «Рожь, рожь… Дорога полевая…» Женитьба шофера Дед Данила в лес идет «День пригреет — возле дома…» Ленин и печник
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из «Муравской тетради» А. Твардовского Выезд «Собачий лай стоял окрест…» «…Отец большой лошадник был…» «Посыпанные иголочками…» Печник «В хороший золотой денек…» «На взгорье селенье встало…» О «Стране Муравии»
Страна Муравия
поэма
ГЛАВА 1
С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырех сторон И сверху — облака.
Тоскуя о родном тепле, Цепочкою вдали Летят, — а что тут на земле, Не знают журавли…
У перевоза стук колес, Сбой, гомон, топот ног. Идет народ, ползет обоз, Старик паромщик взмок.
Паром скрипит, канат трещит, Народ стоит бочком. Уполномоченный спешит, И баба с сундучком.
Паром идет, как карусель, Кружась от быстрины. Гармошку плотничья артель Везет на край страны…
Гудят над полем провода, Столбы вперед бегут. Гремят по рельсам поезда, — И воды вдаль текут.
И шапки пены снеговой Белеют у кустов, И пахнет смолкой молодой Березовый листок.
И в мире — тысячи путей И тысячи дорог. И едет, едет по своей Никита Моргунок.
Бредет в оглоблях серый конь Под расписной дугой, И крепко стянута супонь Хозяйскою рукой.
Дегтярку сзади привязал, Засунул кнут у ног, Как будто в город, на базар, Собрался Моргунок.
Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги.
И двор — далеко за спиной, Бегут вперед столбы. Ни хаты не видать родной, Ни крыши, ни трубы…
По ветру тянется дымок С ольхового куста. — Прощайте, — машет Моргунок, Отцовские места!..
ГЛАВА 2
Из-за горы навстречу шло Золотоглавое село.
Здесь проходил, как говорят, В Москву Наполеон. Здесь тридцать восемь лет назад Никита был крещен.
Здесь бухали колокола На двадцать деревень, Престол и ярмарка была В зеленый Духов день.
И первым был из всех дворов Двор — к большаку лицом, И вывеска «Илья Бугров» Синела над крыльцом…
Никита ехал прямиком.
«Страна Муравия»
Одним из ранних произведений А.Т. Твардовского, которым он заявил о себе в литературе, была поэма «Страна Муравия» (1934-1936), посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт рассматривал как социальный заказ. В год крутого перелома хозяйственных отношений в деревне от крестьянина требовалось окончательно и бесповоротно отказаться от единоличного хозяйства и перейти в колхоз. Твардовский понимал необратимость исторического процесса и необходимость коллективизации в сложившихся условиях, поэтому в его произведении звучат мотивы «за» коллективное хозяйство на селе.
Однако попутно Твардовский исследует деревню, ее жителей
Автору важно показать читателям, почему некоторые люди сопротивляются коллективизации. Среди галереи характеров, представленных в поэме «Страна Муравия», есть и кулаки, и бандиты, и ярые приверженцы старины, и те, кто боится грядущих изменений, и те, кто просто желает счастья — в своем понимании
К числу последних относится главный герой «Страны Муравии» — Никита Моргунок. Он не против колхоза, но боится, что будет жить в колхозе бедно. Накрепко сидит в этом немолодом уже мужчине убеждение, что крепким хозяином надо успеть стать до сорока лет. Если не успеешь, то и прозябать тебе в нищете. А представление у Моргунка о крепком хозяйстве свое: такое хозяйство видится ему как единоличное. Хотя бы год так пожить, а потом можно смело и в колхоз.
Середняк, он желает выбиться в сельские богатеи. Такое возможно, по слухам, в стране Муравии. И Никита пускается на поиски загадочной Муравской страны, где все живут каждый «по себе» и все богато. Изображая перипетии нелегкого пути Моргунка, автор показывает нелепость таких поисков, а также и то, что подобные Никите люди не понимают происходящих вокруг изменений.
Понимание приходит к Моргунку лишь тогда, когда он удаляется от кулацкой среды, которой некогда завидовал, и приближается к крестьянам-колхозникам. Знакомясь ближе с их бытом и трудом, Моргунок начинает полнее осознавать преимущества новой жизни. Он понимает, что единоличный хозяин теперь не у дел, подлинным хозяином на селе становится колхозник — тот, кто идет в ногу со временем, как бы ни был труден этот путь. И Никита Моргунок делает свой выбор как человек, который любит и уважает труд.
Действующие лица
Василий Тёркин — простой русский солдат, мужественный и весёлый.
Другие персонажи (командир отряда, жена командира, немец, дед и бабка, генерал, лейтенант, смерть, Иван Тёркин, старшина, солдат-сирота, бабка из пленных, другие солдаты). Содержание
Тёркин прибывает в пехотную роту. Ему там рады: парень опытный (уже воевал в финской войне), решительный, любит пошутить.
Василий вспоминает, как пробирался вместе с отрядом в сторону фронта. Шли через захваченную немцами деревню командира. Жена командира накормила солдат и обеспечила их ночлегом, и Тёркин думает, что потом, когда будет возвращаться, должен зайти и в ноги ей поклониться.
Наши войска переправляются через реку. Первый взвод успевает перебраться, и тут — немецкий огонь. Все в растерянности. Что будет делать первый взвод? Тут из-за реки приплывает Вася Тёркин (действие происходит зимой, вода ледяная). Тёркин, несмотря на критическую ситуацию, весел. Он сообщает, что первый взвод может обеспечить переправу, но необходимо осадить немцев огнём.
В ходе военных действий Василий Тёркин обнаруживает немецкий схрон («погребушку») и устраивает там засаду. Когда приходит немец, Тёркин убивает его, однако вражеский офицер успевает ранить Василия. Его увозят в госпиталь.
После лечения Тёркин спешит вернуться в свою роту. Его подвозит транспортная колонна. У танкистов есть гармошка, только играть никто не умеет: хозяин гармошки погиб недавно. Тёркин играет сначала печальную мелодию, а потом весёлую, плясовую. Развеселившиеся танкисты преподносят Василию гармонь в подарок.
Василий Тёркин заходит по пути в дом, где живут дед и бабка. Он помогает старикам, чинит часы и пилу. За это Тёркина угощают салом. На прощание дед спрашивает у Василия, победим ли мы немцев. Тёркин уверенно отвечает: победим!
Один из бойцов потерял кисет. Василий вспоминает, что когда-то ему, раненому, девушка-медсестричка отдала свою шапку. Тёркин дарит бойцу свой кисет и говорит: что угодно можно потерять на войне — только не Россию.
При разведке Василий Тёркин вступает в схватку с немцем и берёт его в плен.
Наступает весна. Услышав гул немецкого самолёта, солдаты падают на землю — а Василий Тёркин встаёт и стреляет в бомбардировщик. Самолёт падает, и Василия награждают орденом.
Орден Василию в радость: он вспоминает, как видел в госпитале мальчика — ещё ребёнка, но уже героя. Юный герой гордо говорил, что родом из Тамбова. А Тёркину хотелось и родную Смоленщину прославить.
Генерал даёт Тёркину отпуск на неделю. Это истинное наслаждение: можно сколько угодно есть и спать… Но и сутки не успели пройти, как Тёркин уезжает и направляется в свою роту.
Рота Тёркина идёт отвоёвывать село у немцев. Командир — молодой лейтенант. Его убивают, и Тёркин принимает командование на себя. Отвоевать село удаётся, но Василий тяжело ранен. Ему даже является Смерть. Смерть зовёт Василия, убеждает не сопротивляться. Но Тёркин не даётся: его уносят в санитарный батальон.
Подлечившись, Василий Тёркин возвращается в родную роту, но там, оказывается, появился новый Тёркин — Иван. Некоторое время спорят, кто же из Тёркиных «настоящий». Решает вопрос старшина: говорит, что в каждой роте должен быть свой Тёркин.
Рота Тёркина проходит через село, в котором Василий чинил деду с бабкой пилу и часы. Село оккупировано. Идут военные действия. Немцы забрали у деда с бабкой и пилу, и часы; старикам пришлось переселиться в погреб. Василий Тёркин (к тому моменту — уже офицер) говорит старикам, что привезёт им часы из Берлина.
Родное село Тёркина отвоёвано. Василий прощается со своей малой родиной: он рад, что Смоленщина уже не в плену, а в тылу.
Василий Тёркин рассказывает историю о солдате-сироте: пришёл парень в отпуск, а села уже и нет, нет его семьи, его двора. Этому солдату нужно продолжать воевать, а каждому из нас — помнить о его горе и горе тысяч таких же ребят.
Солдаты идут на Берлин и встречают бабку, возвращающуюся из немецкого плена. Её снабжают конём, повозкой и вещами и велят сказать, что получила всё это от Василия Тёркина.
В немецкой бане парятся наши солдаты. Один из них весь покрыт шрамами, но парень весёлый, за словом в карман не лезет, наград у него много. Самый большой комплимент такому — сравнение с Василием Тёркиным.
Популярные сегодня пересказы
Русская народная сказка Колобок, конечно, имеет поучительный смысл, а потому имеет аналоги в фольклоре не только русском, но и многих других стран.
Рассказ «Пляшущие человечки» был создан Артуром Конан Дойлом в 1903 году. В этом произведении талантливый сыщик Шерлок Холмс разгадывает новую загадку, касающуюся некоего необычного шифра.
Произведение по жанровой направленности является литературной сказкой, главным героем которой является кукольный мальчик по имени Ванька, справляющий собственное день рождения.
В начале произведения автор рассуждает о плюсах и минусах охоты, выделяет удовольствия и трудности. Автор делится с читателем тем, что ему очень нравится путешествовать по губерниям, общаться с людьми
Источник
Глава 13
По дороге едет молодой тракторист. На пути ему попадается спящий под телегой Никита. Парень предлагает взять телегу на буксир. Моргунок соглашается. Вдруг трактор ломается, из-за чего возникает вынужденная остановка. Водитель начинает его чинить. Как только работа завершена, они продолжают путь. Но долго Никита с ним не остается. Моргунок решает дальше двигаться самостоятельно, но перед этим спрашивает, где купить коня. Парень отвечает, что в колхозе лошадь не продадут и советует отправляться в Острова. Никита сдает телегу под расписку. Также вместе с трактористом остается и мальчик. Сам Моргунок же уходит в сторону Островов.
Главы 2-5. В пути
Странствующий Моргунок оказался в селе, где шло веселье. Никиту остановили и повели к столу: «Гуляй на свадьбе…- последняя она». За столом, где не было свободного места, всех приветствовал щедрый хозяин, но ни жениха, ни невесты герой не увидел. В ответ на вопрос о том, что празднуют, ему ответили: здесь и свадьба и помин по тем, кого отправили на Соловки. Так в поэме «Страна Муравия» возникают образы раскулаченных, которых отправляли в неведомые края возами вместе с детьми и скудными пожитками. Этот рассказ прерывается символической песней о птичке, запертой в клетке и мечтавшей о свободе.
Сцена из фильма «Безразличная» Франческо Маселли. Среди исполнителей — Клаудия Кардинале и Томас Милиан
Нарративный стиль Моравии относится к французскому натурализму и экзистенциализму: проза объективна и использует диалоги, фокусируясь с предельным вниманием на внутренности главных героев. Отец-еврей, период фашизма — трудное время для нашего писателя, и многие из них будут в этих истериках в течение двадцати лет, чтобы совершить путешествие, чтобы отойти от репрессивного климата Италии
В том же году она завершает работу с писателем Эльзой Моранте. Во время летних каникул, что восхищает Августина, он ревнив, когда видит женщину вместе с спасателем. Его невиновность в идеализации женщины падает с трудом, и отношения с ее матерью ухудшаются, так что мальчик эмоционально движется от нее. Контакт с группой народной молодежи ставит его перед реальностью суровой и враждебной жизни и заставляет его знать новый мир и полностью отличается от буржуазной среды, в которой он вырос. Его сексуальное посвящение начинается с опыта, который полностью противостоит его социальному положению.
Покинув деревню, долго ехал Никита со своим верным конем, которого берег пуще глаза. Автор рассказывает, как накануне отъезда он пришел к Серому, который был для него не конь — человек, посоветоваться.
На исходе дня герой решил навестить свояка, с которым дружил уже двадцать лет. Невеселыми были их разговор и песни в этот вечер: как сложится их будущее? Каждый думал о своем.
И как Мишель из «Безразличного», даже Августин, перед лицом чистого мира без подкупа, готов частично капитулировать увлечением убожества реальности, что также помогает ему более глубоко узнать себя. Сесира, фермер Чоциария, остается овдовевшей и растет своей дочерью Розеттой. Из-за войны он вынужден покинуть Рим и бежать вместе со своей дочерью в горах Чоциария. Контакт с трагедией войны заставляет их испытать трусость и сдержанность людей и будет жить в первом человеке зверством конфликта, декадансом человеческих отношений и вездесущим безразличием.
Никита женился в семнадцать, поселился в своем хуторе и не желал идти в колхоз. Дед говорил ему, что всему свой срок: и здоровью, и удаче, и богатству. И если последнего к сорока не достигнешь (Моргунку уж исполнилось тридцать восемь), то «дальше не гляди». Вот и отправился он искать, где находится таинственная страна Муравия, о которой сказывал дед. По его словам выходило, что там кругом своя земля. И все, что ни посеешь, тоже твое.
Рассматриваемый один из самых важных вкладов в Сопротивление и Антифашизм, он показывает с самого начала политическую незрелость Чезиры, равнодушную к фашизму и войне. Женщина, практикующая и заинтересованная только в безграничной любви к своей самой драгоценной дочери, станет изнасилованием последнего, патрулем марокканского солдата, чтобы открыть глаза на жестокость войны. И потеря невиновности ее дочери, которая до трагедии совершенно не осознавала ее сексуальности, является символом изнасилования надежды и мечты о человечестве.
Но жизнь продолжается, и другая боль больно стирает другую. И невинность никогда не вернется ко всем тем, кто вынужден проглотить мир, который мало что может дать мечтателям и тем, кто смотрит на жизнь, полную надежд, вскоре раздавленных подавляющей реальностью.
Утром вновь отправляется Моргунок в дорогу. Чем дальше он едет, тем радостнее и краше становится земля. Вот уж и конь устал, и сам Никита не знает ни деревень, ни сел, встречающихся на пути.
Перед боем
Василий Теркин вместе со своим маленьким отрядом шел «за фронтом». Болело сердце за то, что идут они «по немецкой стороне» и к селам подходят ночью, опасаясь лишних взглядов. Наш герой – более идейный, поэтому имеет неофициальную должность политрука в отряде.
По пути им встретилась деревня командира, и он позвал солдат к себе домой. Жена ожидала не такой встречи с супругом, но, несмотря на это, заботливо накормила всех и уложила спать, словно вернулись солдаты с войны героями.
А командир уж не знал, чем помочь жене и детям – сильно любил он их. Пошел ночью дрова рубить, чтобы облегчить быт. Знал он, несчастный, на кого покидает женщину на плененной немцами земле.
Василия Теркина до глубины души пробрала ласка и забота этой женщины, что он решил на обратном пути зайти к ней, чтобы поклониться.
Глава 16
Председатель рассказывает о прошлом. Родной дед Андрея Ильича – Мирон Фролов – сумел пережить шестнадцать попов и четырех царей. Его потомки разошлись по всей стране. Среди них можно встретить летчика, профессора, писателя, агронома… Сам председатель прошел Гражданскую войну, где был шесть раз ранен. Вернувшись, он стал строго следовать заветам Ленина. У Фроловых были заклятые враги – Грачевы, безжалостные богачи. Однажды они напали на Андрея Ильича большой бандой. Лишь чудом ему удалось выжить. По словам председателя, жизнь, которая сейчас установилась в стране, навсегда. И Фролов готов за нее стоять до конца.
Бой в болоте
Бои в болоте мало кто помнит, это не большая красивая стычка на виду у всех, но именно эти маленькие столкновения в тяжелейших условиях, когда пехота тонула и вязла неделями, решают исход войны.
Василий Теркин вдохновляет товарищей, находящихся в совсем не легкой ситуации: в болоте третий день, мерзкая погода, еды нет, махорка промокла. Вася говорит, что могло быть и хуже. Надо радоваться хотя бы тому, что у них есть оружие, часть и связь, что болото их, родное, а не врага какого-нибудь. Также он упоминает, что немец хвалился год назад, будто Москву возьмет, да не вышло! Значит, и деревню Борки они возьмут без труда.
Главы 8-10. Кража коня
Как-то Моргунка окликнули, и он увидел нищего, которого вел за руку, словно слепого, мальчик. Оказалось, это был прежний сосед, Илья Кузьмич. Как близкого, принял его герой: угостил и стал расспрашивать. Собеседник рассказал о жизни в краю, где имел он лишь барак в снегу. Из прежнего добра только сын и остался. Теперь вот ходят по земле, попрошайничают. Спокойно заснул в эту ночь Никита, ведь рядом не чужой — сосед. Только слышал ночью сквозь сон ржание. А утром увидел, что Серого нет: Илья Кузьмич мальчишку на коня сменял. Делать нечего — отправились дальше вместе искать, где страна Муравия находится. Моргунок впрягся в обоз и тяжело потянул его вперед, вызывая любопытство встречающихся.
В одном из селений их остановили: порасспросили, посмотрели документы, но все же отпустили. Вновь загромыхала телега. Теперь героя еще беспокоила и судьба Серого, о котором он расспрашивал каждого встречного.
Однажды набрел герой на табор, стал просить вернуть коня. Выводили ему скакунов — один другого лучше, но не было среди них Серого. Ночью Никиту мучила мысль: ведь воруют же цыгане, почему бы и ему не увести у них лошадь. Он даже направился к сараю, но устыдился сторожа и ни с чем отправился дальше.
Глава 19
Никита снова в дороге. На пути ему попадается старик, о котором рассказывал колхозный сторож. Дед говорит, что до лавры так и не дошел, повернув в итоге назад. Моргунок спрашивает его, где находится Муравская страна. Старик отвечает, что ее не существует. Тогда Никита все-таки решает вступить в колхоз.
- «Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского
- «Василий Тёркин», анализ поэмы Твардовского
- «Страна Муравия», анализ поэмы Твардовского
- «За далью – даль», анализ поэмы Твардовского
- «За далью – даль», краткое содержание поэмы Твардовского по главам
По писателю: Твардовский Александр Трифонович
На привале
В полку прибыло: появился новенький боец, который смело просил добавки у повара и перешучивался с ним. Его определили в первый взвод.
Балагур, Василий Теркин, своему отряду рассказывает разные истории: о сабантуе и о вражеских танках. Сабантуй – это атака, которую боец делит на три разряда по степени силы: малый (бомбы), средний (артобстрел) и главный (1000 танков). Что до танков, то это они только с виду страшные, а на деле слепые. Даже давят сослепу – говорит солдат. Слушали его охотно, жадно ловили каждое слово.
Просили солдаты еще рассказать им историй, но рассказчик сказал, что время приблизилось ко сну, и лег на траву, укрываясь подолом своей одежды. Спал он среди елей и на сырой земле. Но он не жалуется и принимает действительность как есть. Это поэту нравится в нем особенно: настоящий солдат не требует перин, понимая, что родина в опасности и истощении большего, чем сыра земля, дать не может.
Автор описывает самого героя: сила его в том, что он – герой. Много воевал, трижды выбивался из окружения, ранен был, но все равно выжил. Пусть нет у него медалей, нет красоты и высокого роста, зато парень он хоть куда: весельчак и сильный духом боец.
Переправа
Отряд переправлялся на понтонах (плавучих мостах) с левого берега на правый, как вдруг началась неразбериха. Шли в наступление, но враг тоже не дремал. Снаряды, тонущие солдаты, темень, холод. Переправу прервали, жалея солдат. А те, кто смог переправиться, стали заложниками ситуации: не вперед и не назад.
Но, всем на удивленье, Василий Теркин выплыл из холодной реки и доложил об обстановке на том берегу: ребята держатся, закрепились там, но им нужно огневая поддержка. Бойца за подвиг поблагодарил сам полковник. А солдат лишь попросил в награду две стопки спирта – в честь двух берегов.