Природа и любовь в поэзии А. А. Фета. «Культ мгновения» в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»
А. А. Фет – представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра — философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника – красота. Прекрасное – это природа и любовь, философские размышления о них. Природа и любовь и являются основными темами лирики Фета.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» стало своеобразным поэтическим манифестом Фета. Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало». И лирический герой полон жажды любви и творчества.
Впечатления Фета об окружающем мире передаются живыми образами «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть поэт.
Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души:
Жужжал пчелами каждый куст,
Над сердцем счастье тяготело,
Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело…
Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в русской литературе мы впервые сталкиваемся именно у Фета.
Поэт не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями. Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовонья слышны…
Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник – смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.
Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.
В этом стихотворении прекрасно передаются минутные ощущения, и, чередуя их, Фет передаёт и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Лирический герой стремится «остановить мгновенье», запечатлеть самые дорогие и сладостные минуты общения с любимой, с красотой, с природой, с самим Богом: шепот и дыхание возлюбленной, звуки протекающего мимо ручья, первые робкие лучи приближающейся зари, свой восторг и упоение.
Таким образом, основные темы лирики Фета – природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
Анализ стихотворения Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»
Впервые стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1859 году. Это произведение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой, написанных трёхстопным анапестом. Афанасий Афанасьевич Фет выступает в нём как лирический герой.
Действие стихотворения разворачивается, как следует из первых строк, в лесу ночью. Герой сидит у костра и наблюдает за происходящим вокруг. Его внимательный взгляд скользит по стволам деревьев, на которых пляшут отблески пламени, по островкам золы и струйкам дыма, когда костёр начинает слабеть. Кажется, что подробное изображение всех этих вещей является только фоном для чувств главного героя. Действительно, в какой-то момент созерцание окружающей природы помогает персонажу избавиться от тягостных мыслей. Но при этом самому эмоциональному состоянию человека поэт уделяет неожиданно мало внимания: из пяти строф только одна посвящена раздумьям персонажа.
Гораздо больше интереса автор проявляет по отношению к пейзажу. Почти для каждого его элемента у Афанасия Афанасьевича находится оригинальное сравнение. Например, пламя костра так выделяется среди темноты густого леса, что напоминает поэту солнце. Необычный образ приводится для еловой чащи. Неровный свет костра отбрасывает тени на стволы. Из-за них кажется, что сами деревья шатаются и дрожат. Это удивительное явление поэт сравнивает с хором нетрезвых великанов.
Для терзавших лирического героя мыслей у поэта тоже есть эффектный образ. То, с какой лёгкостью они покидают душу персонажа, напоминает об искрах, часто поднимающихся вместе с дымом, но быстро гаснущих в прохладном воздухе.
При чтении стихотворения складывается впечатление, будто герой уже довольно много времени находится в лесу один. В строках не упоминается ни того, почему этот человек проводит целые дни среди лесной чащи, ни того, сопровождает ли его кто-то ещё. Единственный его товарищ, кажется, – это кривой чёрный пень. В конце произведения поэт опять говорит о толпе пьяных елей, давая понять, что герой как минимум на ещё одну ночь останется здесь. Необычно и то, что повествуя о туманном утре, автор сообщает, что день не приносит ясности. Неужели лирический герой заблудился?
Думается, изображённая в стихотворении ситуация является метафорой сложной и запутанной человеческой жизни. Часто люди попадают в тупик, не могут найти выхода из навалившихся неприятностей, намёком на которые является ночь в лесу среди страшных гигантских теней. Но любые возможные выходы кажутся ещё более пугающими и неясными, поэтому люди продолжают влачить тяжкое существование, подобно тому, как герой утешается теплом костра среди тёмного леса.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
«Какая грусть! Конец аллеи…» А.Фет
«Какая грусть! Конец аллеи…» Афанасий Фет
Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветет весна и красота.
Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»
Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей. Блеск, хрусталь, бриллианты — герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая сугроб, наметенный за вечер, с «мавзолеем», возведенным неведомой рукой.
Зимняя пора символизирует сон природы: последняя уподобляется заколдованной невесте, которая «спит во гробе ледяном». С тематикой холодного пейзажа связан мотив старости, которая серебрит «кудри темные», как деревья в мороз.
В стихотворении 1862 г. природная зарисовка неотделима от впечатлений и философских раздумий лирического героя. Синтетический, цельный характер мировосприятия задается зачином, где соединяются внешние приметы наступающей зимы и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.
Описанию «сплава» пейзажа и эмоций посвящена первая часть художественного текста. На переднем плане внимательного созерцателя привлекает снежная «пыль», заметающая садовую аллею. Череду тропов продолжает изысканная метафора, уподобляющая поземку «серебряным змеям». Доминантой степной дали становятся равномерность и гладкость белого покрова. Их нарушает лишь образ ворона, который выглядит единственной контрастной точкой на светлом полотне.
Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя: в его душе царят оцепенение и апатия. Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные эмоции с внешней зарисовкой, а эпитет «умирающий» наделяется дополнительным значением, обозначающим отсутствие вдохновения.
Финальные четверостишия рассеивают печальный фон, созданный первой частью. На что надеется лирический субъект? Он живет мечтой увидеть «родной край» безоблачным и ясным. Интересно, что воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей, подчеркнуто символичен и приближен к категориям идеального пространства. Оно способствует духовному обновлению для людей творческих, «посвященных». Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные «думы» героя-поэта.
Зимнее оцепенение природы, родственное чувствам скорбящей души, — тема произведения «Учись у них — у дуба, у березы… » Два текста объединяют и жизнеутверждающие интонации финала.
Вы находитесь: Главная страница > Фет Афанасий > Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »