Идея
Смысл этого короткого, но ёмкого произведения не в журчании ручейков и постукивании капели, не в сладком пении птиц и таяние снегов. Для автора это сложный период непонимания происходящего, метания, как в мыслях, так и в толпе, поисков чего-то нового и разочарования в прошлых убеждениях. В изящных строках Пастернак передает исчерпывающую характеристику своего времени – напряженное и томительное ожидание, сопряженное со страхом.
В каждой строке стихотворения прослеживается основная мысль – непонимание происходящего, но и отсутствие попыток что-либо поменять: лишь отстранённость, безвольное наблюдение и полная опустошённость.
Рефераты. Скачать реферат
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе «Атеней». Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е.А. это стихотворение посвящено ей и было написано во время пребывания Лермонтова в подмосковном имении Столыпиных — Середнякове.
«Весна» состоит из 14 строк и написана четырехстопным ямбом. Стопа стихотворения — двусложная, с ударением на втором слоге.
Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны.
Стихотворение рисует обобщенную картину весенней поры — здесь описывается и ледоход на реке («весной разбитый лед рекой взволнованной идет»), и таяние снега, обнажающего землю на полях («среди полей местами чернеет голая земля»), и утренний весенний туман («мгла ложится облаками на полуюные поля»). Весеннее преображение природы перекликается с переживаниями поэта, испытывающего сильные чувства. Ощущения влюбленного человека передаются автором не через прямое описание его чувств, а через отождествление с окружающей природой.
В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости:
Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;.
Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени:
Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет.
Последние строки стихотворения передают печаль, испытываемую поэтом от осознания того, что спустя несколько лет он перестанет любить «ланит спокойных пламень алый».
Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы.
В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.
Открытый урок М.Ю.Лермонтова «Весна»
Открытый урок по русскому языку на тему: «Весна» стихотворение М.Ю. Лермонтова проведённый в 6 «Б» классе учителем общей среднеобразовательной школы №1 Ачиловой Д.Ю.
Весна Когда весной разбитый лёд Рекой взволнованной идёт, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,– Мечтанье злое грусть летеет В душе неопытной моей ;
Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей ; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведёт, И тот, кто так страдал,бывало, Любви к ней в сердце не найдёт.
М.Ю.Лермонтов
Тема:М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Весна » Цель: Научить выразительно читать текст, расширить словарный запас, развить умение видеть в природе прелесть всех времён года и описывать природу родного края, стремление сохранить его природные богатства.Воспитание бережного отношения к природе, привить интерес к русской литературе, развить правильную и интонационную речь.Дать представление о природе весной. Тип урока: комбинированный Метод: объяснительно –иллюстративный,эврестический, интоннационный. Приём урока: диалог,дискуссия,мозговой штурм Конструкция урока 1 Организационный момент Подготовка класса к уроку 3 мин 2 Опрос домашней работы Вопросно- ответная работа 10 мин 3 Новая тема Объяснение темы учителем 10 мин 4 Закрепление Выразительное чтение, презентация 15 мин 5 Обобщение Подведение итога урока 5 мин 6 Домашняя работа Выучить стихотворение наизусть 2 мин Процесс урока 1 организационный момент :учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих, создаёт благоприятную атмосферу при помощи упражнения :«Я желаю тебе …», для поднятия настроения и интереса к уроку, а также для более лучшего усвоения новой темы.- Какой сегодня день недели ?Какое число? Какое время года ? Какие месяца относятся к весенним ? Какая погода стоит на дворе ?Чем нам нравится весна ? 2 опрос домашней работы :Мозговой штурм. Какие вы знаете части речи, назовите главные из них, на какие вопросы они отвечают ? постарайтесь построить кластер Опросить «десять правил» на странице 80 Проверить ответы на вопросы к этому правилу. 3 новая тема :объяснение учителем новой темы.Слушание Рефератов приготовленные учениками на тему: М.Ю.Лермонтов творчество и биография. Чтение стихотворения учителем.Правильная постановка ударение на слова, нахождение новых и незнакомых слов и запись их в словарные тетради.Отдельна работа с вопросами поставленные к стиху.Как описывает поэт приход весны ? Как молодеет природа ? Словарная работа Лелеять –эркалатмок, ардокламок Молодить –ёшартирмок Чернеть-корайиб турмок Презентация приготовленная учителем. Годы жизни -1814-1841 годы он прожил 26 лет Детство прошло в Тарханах с бабушкой Елизаветой Алексеевной ОН учился :в Благородном пансионе,Московском университете Его творения, стихи и поэмы : «Демон», «Вадим », «Маскарад», «Смерть поэта », «Герой нашего времени», «Дума », «Смерть поэта » Его стихотворения о природе : «Родина», «Чаша жизни », «Выхожу один я на дорогу …» Вопросы после просмотра слайда :Где и когда родился Лермонтов ? Где он вырос ? Кто его воспитывал ? Где он учился ? Куда его ссылали? Как и где он умер? О чём он писал ? Чем понравился вам его стих?Что общего вы видите между Пушкиным и Лермонтовым? Диаграмма Вен
Составление своих примеров с новыми словами. 4 Закрепление темы : Чтение по цепочке стихотворения «Весна » 5 Подведение итога урока :выставление оценок в дневники и журнал, оценивание за творческую работу.Проведение метода ЗХУ Домашняя работа : выучить стихотворение наизусть и слова, умение правильно их произносить Подготовить другие стихотворения про весну, но только узбекских поэтов.
Анализ стихотворения «Весна» Лермонтова
Адресатом ранней любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова была Екатерина Александровна Сушкова.
Стихотворение написано в 1830 году. Его автору в эту пору исполнилось 16 лет, он завершает учебу в Благородном пансионе, планирует продолжить образование в университете. В это время его сердцем завладела Е. Сушкова. Время знакомства их относится приблизительно к весне 1830 года. Уже осенью их пути разошлись. Следовательно, вряд ли эти стихи с несколько ядовитым подтекстом могли быть созданы уже в начале их отношений. Скорее всего, они были созданы ближе к осени, когда юный поэт уже был разоблачен в своих чувствах и мог позволить себе немножко язвить. Интересно, что, хотя поэт и выдал их за свежеиспеченный экспромт, исследователи его творчества утверждают, что стихи была написаны ранее, более того, к тому времени уже были опубликованы. Поводом послужила стихотворная игра, в которую включилась присутствовавшая тогда в Середниково молодежь. М. Лермонтов в нескольких чертах характеризовал каждого. Девушкам льстил или чуть подшучивал. Е. Сушковой этого показалось мало, и она потребовала «правды». Наутро она получила ответ. По жанру – пейзажная лирика с колким подтекстом, по размеру – ямб со смежной и перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам автор. Он начинает с классической пейзажной зарисовки весеннего ледохода, проталин и туманов на «полуюных полях». Эта вполне отрадная картина сменяется довольно желчным размышлением: мечтанье злое. Герой признает свою неопытность, смешную для чужих глаз искренность. Для усиления эффекта он вводит тавтологический повтор на стыке строк: молодеет, молодеть. Оказывается, человек весной молодеет разве что душой, но отнюдь не летами. Касается этот закон даже черноглазых красавиц. В 11 строке он невольно залюбовался своей мучительницей: ланит пламень алый. Однако, спохватившись, коварно продолжает: с собою время уведет. «И тот»: здесь подразумевается сам поэт. «Любви не найдет»: ослепляющий внешний блеск исчезнет, а поскольку за ним ничего больше нет, то влюбленный неизбежно освободится от всякого чувства. Собственно, здесь он предсказал всю историю их отношений. Индивидуально-авторский эпитет: полуюные. Прочие эпитеты: неопытной, спокойных. Сравнение: лед рекой. Олицетворение: рекой взволнованной. Инверсия: чернеет земля. Анафора: когда.
Произведение «Весна» М. Лермонтова сочетает в себе беглую пейзажную зарисовку и почти эпиграмму.
Анализ стихотворения «Весна» Лермонтова
Адресатом ранней любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова была Екатерина Александровна Сушкова.
Стихотворение написано в 1830 году. Его автору в эту пору исполнилось 16 лет, он завершает учебу в Благородном пансионе, планирует продолжить образование в университете. В это время его сердцем завладела Е. Сушкова. Время знакомства их относится приблизительно к весне 1830 года. Уже осенью их пути разошлись. Следовательно, вряд ли эти стихи с несколько ядовитым подтекстом могли быть созданы уже в начале их отношений. Скорее всего, они были созданы ближе к осени, когда юный поэт уже был разоблачен в своих чувствах и мог позволить себе немножко язвить. Интересно, что, хотя поэт и выдал их за свежеиспеченный экспромт, исследователи его творчества утверждают, что стихи была написаны ранее, более того, к тому времени уже были опубликованы. Поводом послужила стихотворная игра, в которую включилась присутствовавшая тогда в Середниково молодежь. М. Лермонтов в нескольких чертах характеризовал каждого. Девушкам льстил или чуть подшучивал. Е. Сушковой этого показалось мало, и она потребовала «правды». Наутро она получила ответ. По жанру – пейзажная лирика с колким подтекстом, по размеру – ямб со смежной и перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам автор. Он начинает с классической пейзажной зарисовки весеннего ледохода, проталин и туманов на «полуюных полях». Эта вполне отрадная картина сменяется довольно желчным размышлением: мечтанье злое. Герой признает свою неопытность, смешную для чужих глаз искренность. Для усиления эффекта он вводит тавтологический повтор на стыке строк: молодеет, молодеть. Оказывается, человек весной молодеет разве что душой, но отнюдь не летами. Касается этот закон даже черноглазых красавиц. В 11 строке он невольно залюбовался своей мучительницей: ланит пламень алый. Однако, спохватившись, коварно продолжает: с собою время уведет. «И тот»: здесь подразумевается сам поэт. «Любви не найдет»: ослепляющий внешний блеск исчезнет, а поскольку за ним ничего больше нет, то влюбленный неизбежно освободится от всякого чувства. Собственно, здесь он предсказал всю историю их отношений. Индивидуально-авторский эпитет: полуюные. Прочие эпитеты: неопытной, спокойных. Сравнение: лед рекой. Олицетворение: рекой взволнованной. Инверсия: чернеет земля. Анафора: когда.
Произведение «Весна» М. Лермонтова сочетает в себе беглую пейзажную зарисовку и почти эпиграмму.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Жанр, направление, размер
- Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
- Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
- Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
- Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.
Тема
Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”
.
Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”
. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.
Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник
“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.
«Весна» М.Лермонтов
«Весна» Михаил Лермонтов
Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,— Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.
Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»
В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его стихи. Действительно, именно в этот период ей было посвящено огромное количество произведений, среди которых – стихотворение «Весна», датированное 1830 годом.
По воспоминаниям самой Сушковой, написано оно было по ее просьбе. Девушка хотела узнать то, что думает о ней Михаил Лермонтов, хотя стихи молодого человека говорили о его чувствах достаточно определенно и убедительно. Тем не менее, Сушкова настояла на очередном признании и была разочарована, когда поэт вручил ей стихотворение «Весна». В нем автор затрагивает область чувств, однако совсем в другом ракурсе, нежели тот, на который рассчитывала его избранница. Он противопоставляет красоту природы и женскую привлекательность, недвусмысленно намекая на то, что даже его возлюбленная не сможет избежать участи старения.
Стихотворения начинается со строк, которые без преувеличения можно назвать гимном пробуждающейся ото сна природе. Приводя яркие эпитеты и рассказывая о том, как «лед рекой взволнованной идет» и «чернеет голая земля», автор не забывает и о собственных чувствах. Он указывает на то, что пробуждение природы от зимней спячки раньше всегда вызывало в его душе некий подъем и рождало смутные надежды. Однако после встречи с Екатериной Сушковой жизнь юного поэта кардинально переменилась: лишенный взаимной любви, он стал холодным, замкнутым, раздраженным и даже циничным. Поэтому неудивительно, что Лермонтов признается: «Мечтанье злое грусть лелеет в душе неопытной моей».
Проще говоря, поэт жаждет мести, но при этом все еще боится причинить страдания той, которую любит. Поэт предоставляет самому богу Хроносу разрешить это противоречие, подчеркивая, что «ланит спокойных пламень алый с собою врем уведет». В этой фразе скрыта глубокая ирония, так как 16-летний автор понимает: ничто не вечно в этом мире. Он открыто говорит о том, что каждую весну природа обновляется, преображается и хорошеет. Однако его возлюбленная с каждым годом, наоборот, будет становиться все менее привлекательной и свежей. Лермонтов убежден, что однажды наступит такой момент, когда он сможет преодолеть свою болезненную страсть к этой девушке и ждет того дня, когда «любви к ней сердце не найдет».
Анализ стихотворения «Весна» Лермонтова
Адресатом ранней любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова была Екатерина Александровна Сушкова.
Стихотворение написано в 1830 году. Его автору в эту пору исполнилось 16 лет, он завершает учебу в Благородном пансионе, планирует продолжить образование в университете. В это время его сердцем завладела Е. Сушкова. Время знакомства их относится приблизительно к весне 1830 года. Уже осенью их пути разошлись. Следовательно, вряд ли эти стихи с несколько ядовитым подтекстом могли быть созданы уже в начале их отношений. Скорее всего, они были созданы ближе к осени, когда юный поэт уже был разоблачен в своих чувствах и мог позволить себе немножко язвить. Интересно, что, хотя поэт и выдал их за свежеиспеченный экспромт, исследователи его творчества утверждают, что стихи была написаны ранее, более того, к тому времени уже были опубликованы. Поводом послужила стихотворная игра, в которую включилась присутствовавшая тогда в Середниково молодежь. М. Лермонтов в нескольких чертах характеризовал каждого. Девушкам льстил или чуть подшучивал. Е. Сушковой этого показалось мало, и она потребовала «правды». Наутро она получила ответ. По жанру – пейзажная лирика с колким подтекстом, по размеру – ямб со смежной и перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам автор. Он начинает с классической пейзажной зарисовки весеннего ледохода, проталин и туманов на «полуюных полях». Эта вполне отрадная картина сменяется довольно желчным размышлением: мечтанье злое. Герой признает свою неопытность, смешную для чужих глаз искренность. Для усиления эффекта он вводит тавтологический повтор на стыке строк: молодеет, молодеть. Оказывается, человек весной молодеет разве что душой, но отнюдь не летами. Касается этот закон даже черноглазых красавиц. В 11 строке он невольно залюбовался своей мучительницей: ланит пламень алый. Однако, спохватившись, коварно продолжает: с собою время уведет. «И тот»: здесь подразумевается сам поэт. «Любви не найдет»: ослепляющий внешний блеск исчезнет, а поскольку за ним ничего больше нет, то влюбленный неизбежно освободится от всякого чувства. Собственно, здесь он предсказал всю историю их отношений. Индивидуально-авторский эпитет: полуюные. Прочие эпитеты: неопытной, спокойных. Сравнение: лед рекой. Олицетворение: рекой взволнованной. Инверсия: чернеет земля. Анафора: когда.
Произведение «Весна» М. Лермонтова сочетает в себе беглую пейзажную зарисовку и почти эпиграмму.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Тучи» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, во время его пребывания в Петербурге. А если быть точнее, то стихотворение было написано в вечер, когда Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с друзьями. И пока его товарищи рассуждали о засилье цензуры, о невозможности жить в этом обществе порядочным и уважающим себя людям. Пока они говорили о несправедливости крепостничества, Михаил Юрьевич, стоя у окна и отрешившись от своих товарищей, сочинял, глядя в затянутое тучами небо. Так родилось стихотворение «Тучи».
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Тучи» состоит из 3-х строф по 4 стиха в каждой строфе. Оно написано в жанре послания, в котором автор обращается к тучам. Композиционно, это поэтическое произведение состоит из двух частей. В первой части из двух строф. Поэт задает вопрос, а во второй части, точнее, в последней строфе он отвечает сам себе.
В этом произведении звучит аналогия, в которой поэт сравнивает себя, с тучами. В его вопросе из второй строфы звучит его понимание того, что он стал жертвой чужой интриги.
Тучи свободны. Но он, поэт, вынужден покидать дорогих ему людей и отправляться снова на Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью, выполнять чужие приказы. В отличие от туч, он не свободен.
Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.
Тема и идея стихотворения
В стихотворении поэт показывает природное явление: тучи, плывущие по небу. Возможно, в эту ночь будет гроза или дождь. Гонимые ветром, тучи плывут по небу. Описание природного явления и служит темой стихотворения. Но, как часто бывает в поэтических произведениях Лермонтова, от природных явлений, от описаний картин природы, Михаил Юрьевич проводит ассоциации и аналогии с существованием людей. Главная мысль этого произведения, или его идея заключается в свободе туч, и несвободе людей, связанных правилами, условностями, отношениями с другими людьми.
В последней строфе звучит какая-то горечь. Тучи-то свободны, но они безжизненны, им все безразлично: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Тучам не о чем сожалеть в отличие от нас, от людей.
Средства художественной выразительности
В стихотворении, описывающем природные явления, непременно присутствуют средства художественной выразительности:
- Эпитеты – небесные, вечные, милого южную, тайная, открытая, бесплодные
- Метафоры – лазурною (степью). Здесь под метафорой лазурной степи скрывается небо. Цепью жемчужною. Поэт сравнивает беловатые тучи с жемчугом. Следующие метафоры – клевета ядовитая. Краткая форма прилагательных «чужды» и «вечно» тоже служит метафорами.
- Олицетворения – странники, изгнанники.
В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:
- поэт применил частицу «или» во всех формах 5 раз;
- по два раза использованы слова чужды и вечно;
- трижды встречается частица нет.
Это стихотворение в некоторой степени автобиографично. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было написано, чтобы понять, его настроение и мотивы. Поэт мечтает выйти в отставку, а его отправляют в ссылку из-за какой-то глупой ссоры, и дуэли с несчастным французом. И ведь не он, Лермонтов, был инициатором ссоры и дуэли с сыном французского посла. А вот как выходит. Отвечать приходится ему, русскому дворянину Лермонтову. Снова ехать на Кавказ, подставлять голову под пули, укрощать непокорных горцев. Как это все несправедливо. А этот холеный французишко будет продолжать кружить головы французским барышням. И все только из-за того, что он сын посла. А вот тучам, плывущим за окном ни до чего нет дела. Плывут себе туда, куда гонит их ветер.
По просьбе присутствующих на встрече друзей, Михаил Юрьевич прочитал им стихотворение. А наутро покинул Санкт-Петербург.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1872 году.
Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.
Композиция – Композиция состоит из трех частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй – радостные переживания, связанные с ее приходом, в третьей – торжество единения природы и человека.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».
Эпитеты – «небесная», «беззаботных», «звонкий».
Олицетворения – «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».
Инверсия – «тает снег», «засвищут соловьи».
Сравнения – «стучит, как будто ждет чего-то».
История создания
В литературной среде России в 40-х годах XIX века Плещеев считался олицетворением идеала гражданской поэзии. В молодые годы Алексей Николаевич был увлечён революционными идеями и за участие в подпольной деятельности в 1849 году отправился в ссылку служить рядовым солдатом в воинской части под Оренбургом.
Вернуться в Москву и возобновить литературную деятельность он смог лишь десять лет спустя, в 1859 году. Несмотря на жёсткий полицейский надзор, он снова сошёлся с политической оппозицией, сотрудничал с журналом Некрасова «Современник» и участвовал в работе организации «Земля и воля».
В 1868 г. Николай Некрасов организовал в столице издание нового журнала «Отечественные записки» и вновь пригласил Плещеева к сотрудничеству. Через несколько лет поэт переехал в Петербург, где принял активное участие в общественной литературной жизни, много писал и переводил. В частности, его заинтересовала работа по развитию издательства учебной и художественной литературы для детей. Стихотворение «Весна» Алексей Плещеев написал в 1872 году для детского сборника «На праздник», который вышел в свет в следующем году.
Тема
Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.
Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.
«Молитва» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, история создания, идея, эпитеты
Текст
Когда весной разбитый ледРекой взволнованной идет,Когда среди полей местамиЧернеет голая земляИ мгла ложится облакамиНа полуюные поля,—Мечтанье злое грусть лелеетВ душе неопытной моей;Гляжу, природа молодеет,Но молодеть лишь только ей;Ланит спокойных пламень алыйС собою время уведет,И тот, кто так страдал, бывало,Любви к ней в сердце не найдет.
1830 год.
Стихотворение «Весна» не является «чистой» пейзажной лирикой, как может показаться из названия – это философская элегия, написанная в 1830 году на фоне влюбленности Лермонтова в Екатерину Сушкову.
Стих примечателен тем, кроме художественной его ценности, что это первое произведение Михаила Юрьевича, попавшее в печать (альманах «Антей»).
«Весна» М.Лермонтов
«Весна» Михаил Лермонтов
Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,— Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.
Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»
В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его стихи. Действительно, именно в этот период ей было посвящено огромное количество произведений, среди которых – стихотворение «Весна», датированное 1830 годом.
По воспоминаниям самой Сушковой, написано оно было по ее просьбе. Девушка хотела узнать то, что думает о ней Михаил Лермонтов, хотя стихи молодого человека говорили о его чувствах достаточно определенно и убедительно. Тем не менее, Сушкова настояла на очередном признании и была разочарована, когда поэт вручил ей стихотворение «Весна». В нем автор затрагивает область чувств, однако совсем в другом ракурсе, нежели тот, на который рассчитывала его избранница. Он противопоставляет красоту природы и женскую привлекательность, недвусмысленно намекая на то, что даже его возлюбленная не сможет избежать участи старения.
Стихотворения начинается со строк, которые без преувеличения можно назвать гимном пробуждающейся ото сна природе. Приводя яркие эпитеты и рассказывая о том, как «лед рекой взволнованной идет» и «чернеет голая земля», автор не забывает и о собственных чувствах. Он указывает на то, что пробуждение природы от зимней спячки раньше всегда вызывало в его душе некий подъем и рождало смутные надежды. Однако после встречи с Екатериной Сушковой жизнь юного поэта кардинально переменилась: лишенный взаимной любви, он стал холодным, замкнутым, раздраженным и даже циничным. Поэтому неудивительно, что Лермонтов признается: «Мечтанье злое грусть лелеет в душе неопытной моей».
Проще говоря, поэт жаждет мести, но при этом все еще боится причинить страдания той, которую любит. Поэт предоставляет самому богу Хроносу разрешить это противоречие, подчеркивая, что «ланит спокойных пламень алый с собою врем уведет». В этой фразе скрыта глубокая ирония, так как 16-летний автор понимает: ничто не вечно в этом мире. Он открыто говорит о том, что каждую весну природа обновляется, преображается и хорошеет. Однако его возлюбленная с каждым годом, наоборот, будет становиться все менее привлекательной и свежей. Лермонтов убежден, что однажды наступит такой момент, когда он сможет преодолеть свою болезненную страсть к этой девушке и ждет того дня, когда «любви к ней сердце не найдет».