Содержание
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIIIЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава ХХ Глава XXI Глава ХХIIЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава Х Глава ХI Глава XII Глава XIII Глава ХIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава ХIХ Глава XX Глава ХХII Глава XXIIIЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIVЧАСТЬ ПЯТАЯ Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава XX Глава XXI Глава XXII Глава XXIII Глава XXIV Глава XXV
Проблематика и конфликт
Основной конфликт романа – конфликт старого с новым. Герои вынуждены считаться с традициями старины, с тем, что скажут люди. Между тем величие личности проявляется именно в нарушении общепринятых традиций ради «здравого смысла». Для каждого внутренние правила (нравственность) диктуют разное, в отличие от внешних правил (морали). Для Райского любовь к дворянке связана прежде всего с браком, Марк ни за что не хочет венчаться, потому что это ограничение его свободы. Марфинька считает грехом то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив прежде разрешения у бабушки, для Веры грех – любовные отношения вне брака. А для Марины или Ульяны любовь оправдывает прелюбодеяние.
Гончарова возмущает двойная общественная мораль. Председатель Тычков – известный морализатор, но всё общество знает, что он отобрал у племянницы имение и упёк её в сумасшедший дом. Бабушка находит в себе силы простить падение Веры не в последнюю очередь потому, что сама в юности пережила подобную драму. Общество, даже её родные внуки, считают её образцом добропорядочности, святой. Интересен образ вдовы Крицкой, которая на словах как будто развязна и блудлива, но на деле целомудренна. Общественная мораль не порицает её за болтовню.
Проблематика романа связана с переменами в частной и общественной жизни России. Помещики по-разному управляют своими имениями. Райский хочет всех крестьян отпустить, не заботится о хозяйстве. Бабушка управляет по старинке.
История
В 1869 году Иван Александрович Гончаров завершил свою знаменитую трилогию, которая состояла из трех частей: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
Роман «Обрыв» написан в жанре психологического реализма. Писатель работал над ним около 20 лет. Гончаров вложил в свой роман глубокие размышления, свои стремления, а также жизненный опыт. В конце концов, он нашел в нем и себя.
Идея создания книги родилась во время поездки в Симбирск. Автору захотелось вместить в свое творение пейзажи родного города. Пока это были только мысли. Спустя несколько лет, он на пароходе случайно познакомился с художником. Этот человек был своеобразным и интересным. Он с легкостью и неописуемой скоростью менял планы на жизнь, постоянно пребывал в стадии творческого наплыва. Но в случае чего, художник рвался помочь всем и каждому. Именно глядя на него, Гончаров решил создать роман о такой же творческой и артистичной натуре.
В произведении выступает противоречие новой и старой жизни. Повествуется о том, как человек зависит от мнения общества и терпит непонимание и осуждение в момент, когда пытается вырваться за рамки приевшихся стереотипов.
Начиная свой рассказ, автор описывает аристократа Райского – главного героя. Где бы не пытался реализовать себя мужчина, его везде ждала неудача. Он замечательный художник и пытается дальше развивать в себе талант. Но самая обыкновенная месть не дает ему это сделать. Некоторые черты он в себе сумел изменить, но в основном он тот же, что и ранее.
Софья Беловодова – дальняя родственница Бориса Павловича. Всю жизнь провела в шикарном особняке, получила самое примерное воспитание. Женщина походит на мраморную статую: такая идеальная и безжизненная. Райский всеми силами пытается разбудить в ней женскую натуру, но, к сожалению, безрезультатно.
Татьяна Марковна, или как ее все называют бабушка. Женщина лет пятидесяти. Бабушка – воплощение старых устоев и традиций. Она воспитывает Марфеньку и Веру. Две абсолютно разные девушки. Марфенька очень добрая, простая и жизнерадостная героиня, очень любит детей. А Вера – целеустремленная, решительная, таинственная.
Роман можно подразделить на 5 частей:
1. Эпилог. Рассказывается о жизни Бориса Райского, до переезда в Малиновку. В том числе о времени, когда он учился в университете.
2. Раскрывается тема любви, увлечение главного героя женским полом.
3. Происходят неприятные конфликтные моменты. Заканчивается чувствами Веры к Волохову.
4. Кульминация. Все узнают о любви Веры. События развиваются все быстрее.
5. Героиня раскаивается. Татьяна Марковна решается рассказать ей собственную тайну.
В финале читатель не находит ответы на многие вопросы. Ему лишь остается догадываться выйдет ли Вера замуж за Тушина, что будет с Райским.
Часть пятая
Вера прощает Райскому его неблагородный поступок, рассказывает историю своих отношений с Марком и просит передать всё бабушке. Бабушка делает вид, что ничего не замечает, но она чувствует, что у Веры большое горе, и говорит об этом Райскому.
Вера находит в себе силы выйти к гостям, приехавшим на именины Марфиньки. В саду Тушин делает ей предложение, но Вера, думая, что он всё узнал, спешит рассказать ему о своём падении.
Марфинька уезжает гостить к матери жениха. Райский рассказывает бабушке о Вере и Марке. Бабушка три дня бродит по полям, как безумная. На третий день она тяжело заболевает. Дворня даёт обеты в надежде на её выздоровление. Набожный Савелий обещает поставить большую позолоченную свечу, а Варвара – пойти пешком в Киев. Её от обета позже освободил священник.
Райский поражён величием личности бабушки. В тот же день, когда слегла бабушка, у Веры начался жар и бред. Услышав, что Вера больна, бабушка идёт к ней, ухаживает за ней и прощает её. Вера исповедуется бабушке.
Именины Марфиньки прошли тихо. Бабушка с Верой ласкова, ночует у неё. Съездив в город, Татьяна Марковна о чём-то поговорила с Ватутиным, после чего он спешно уехал в свою деревню. Бабушка хочет исповедаться Вере в своём грехе, но Вера отговаривает её. Бабушка принимает это как Божье прощение. Она забирает Веру в свой дом.
Вера находит отраду в труде. Марфинька, возвратившись ненадолго и поддавшись общей грусти, уезжает снова в имение жениха в Колчино до свадьбы, назначенной на октябрь. Райский съездил за Титом Нилычем, который с радостью вернулся в свой дом в городе.
Вера получила от Марка второе письмо. Она прочитала его вместе с первым, которое пришло раньше, на следующий день после последнего свидания. Марк пишет, что готов обвенчаться, и просит о встрече. Вера стала доверять людям. Она решает посвятить во всё Тушина, которого письмом просит приехать, и бабушку, показывая ей письма Марка. Бабушка велит разрушить беседку – место свиданий. Тушин передаёт Марку записку Веры о разрыве отношений. Марк нехотя обещает уехать. Внезапно он понимает, что крик Веры у подножия горы не был призывом, а криком о помощи. Вскоре Козлов приносит новость, что Марк Волохов едет к тётке в Новгородскую губернию, а потом хочет попроситься в юнкера и отправиться на Кавказ.
Райский неделю гостил у Тушина, прекрасного хозяина, но внезапно был вызван бабушкой по срочному делу. Тушин едет с Райским.
Бабушка рассказала Борису, что Тычков и Крицкая распустили слух об отношениях Веры то ли с Райским, то ли с Тушиным. Тушин готов сказать, что сватался и получил отказ, поэтому Вера и Бабушка были огорчены, даже заболели. Тушин хочет жениться на Вере, но бабушка советует подождать с предложением, пока Вера не оправится.
Райский рассказывает Крицкой, что видел, как Тушин на обрыве делал Вере предложение, а она отказала и велела годик подождать. Райский узнаёт историю любви бабушки, случившуюся 40 лет назад. Её свидание с Ватутиным в оранжерее обнаружил граф, который к ней сватался. Тит Нилыч чуть его не зарезал за пощёчину. Они договорились, что граф будет молчать о случившемся, а Ватутин не женится на Татьяне Марковне. Садовник стал свидетелем этой драмы. От него о случившемся узнала его жена, которая и распускает сплетни сейчас, спустя 40 лет.
Свадьба Марфиньки была скромная, всего 50 гостей. Имение опустело: Марфинька уехала к мужу, бабушка и Вера – в бабушкино имение Новосёлово, пока Тушин нанял архитектора для восстановления старого дома в Малиновке; Козлов вернулся домой. Зимой бабушка и Вера собираются позвать погостить Тита Нилыча. Райский закончил портреты Веры и бабушки. Город судачит о предстоящей свадьбе Веры и Тушина, но Вера ничего об этом не знает.
Райский начинает свой роман о Вере, но дальше эпиграфа и посвящения дело не идёт. Он одержим новой идеей – поехать в Италию, чтобы «лепить». В январе Райский уезжает с Кириловым в Дрезден, затем в Англию и в Париж, весной в Швейцарию и Италию. Отовсюду его тянет домой, к Вере, Марфиньке и бабушке. За этими фигурами стоит другая «бабушка» – Россия.
-
«Обрыв», анализ романа Гончарова
-
«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова
-
«Обломов», краткое содержание по главам романа Гончарова
-
«Обыкновенная история», краткое содержание по главам романа Гончарова
-
«Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова
-
Образ Обломова в одноименном романе Гончарова
-
Иван Александрович Гончаров, краткая биография
По произведению: «Обрыв»
По писателю: Гончаров Иван Александрович
Краткий пересказ «Обрыва»
Роман состоит из нескольких частей. Неспешная жизнь петербургского высшего света, описанная автором в первой части, предваряет события, происходящие далее в имении Малиновка. Остальные части книги «Обрыв» Гончарова, краткое содержание которой передано ниже, написаны от лица Бориса.
Часть 1 – Знакомство с Райским
Вместе с другом Иваном Ивановичем Борис посещает дом Пахотиных. Глава знатного рода любит устраивать карточные вечера. Однако Райского привлекает не игра. Он увлечен идеей пробудить в дочери хозяина Софье бурю страстей. Девушка, недавно ставшая вдовой, не отвечает взаимностью.
В столицу Борис приехал из своего родового имения. С юных лет герой увлекался искусством. У него были наклонности художника, писателя, музыканта, но при этом из-за собственной лени Райский не достиг выдающихся успехов ни в одной области.
После того, как родители Бориса умерли, его делами заправляет двоюродная бабушка. В молодости женщина мечтала выйти за Тита Ватулина, однако родители выступили против. С тех пор Татьяна Марковна одинока, а бывший возлюбленный часто ее навещает.
Часть 2 – Имение Райского. Жуткая легенда об обрыве в конце сада
По просьбе бабушки Борис покидает Петербург и прибывает в Малиновку. Имение описывается как идеальное место, где царит гармония и спокойствие. Главному герою здесь не нравится. Он не интересуется ведением хозяйства, выражает желание подарить имущество родственницам Вере и Марфе. Татьяне Марковне это не по душе.
Идиллическую картину портит история об обрыве, который расположен в конце сада. Когда-то здесь было совершено убийство из ревности. По преданию, преступник был зарыт на дне пропасти. Райского привлекает это место своей поэтичностью.
Борис возвращается в столицу, где близко сходится с Леонтием Козловым. Между приятелями мало общего, но, несмотря на это, они много времени проводят вместе. После окончания учебы друг покидает город, и Райский остается один.
Не сумев завоевать симпатии Софьи, Борис возвращается в родовое имение. С радостью он узнает, что Козлов живет неподалеку.
Часть 3 – Райская жизнь в Малиновке
Борис встречает юную родственницу Марфу, которая стала прелестной девушкой. Герой приходит к пониманию, что здесь он сможет найти вдохновение. Веры нет, она гостит у приятельницы. Райский пытается пробудить в Марфе чувства. Девушка не понимает его намеков.
Козлов привез молодую жену. Она нравилась многим, но вышла за Леонтия. В их доме Борис знакомится с Волоховым, который кажется ему интересным. Он читает сомнительные книги, считает, что не нужно уважать других. Несмотря на то, что бабушка не желает видеть Марка из-за его плохой репутации, Райский приводит его в дом.
Часть 4 – Возвращение Веры
Множество событий происходит вокруг главного героя книги «Обрыв». Краткое содержание романа познакомит с самыми важными из них.
В Малиновку приезжает кузина Бориса. Мужчину поражает ее таинственность. Вскоре он настолько влюбляется, что начинает следить за Верой. Девушку это раздражает. Набравшись смелости, она сообщает Райскому о том, что у него нет шансов на ответные чувства.
У Марфы завязываются отношения с Викентьевым.
Часть 5 – Званый обед
Татьяна Марковна уговаривает Бориса организовать в его честь встречу. Когда съезжаются представители местной аристократии, между Райским и Ватулиным происходит громкая ссора. Вера в восхищении целует главного героя, после чего покидает имение. Бабушка рассказывает Борису, что к его возлюбленной сватается Тушин.
Татьяна Марковна читает поучительную книгу. В ней говорится о девушке, которая из-за запретной любви попала в монастырь. После этого Марфа и Викентьев решают жениться.
Часть 6 – Выбор Веры
Борис узнает о том, что Вера влюблена в Волохова, несмотря на то, что у них разные взгляды на будущее. Молодые люди встречаются у обрыва. Узнав, что Райский осведомлен о запретных чувствах, девушка заболевает.
Марфа выходит замуж. Борис рассказывает бабушке о том, что Вера встречалась с Марком. Женщина расстраивается, но затем приходит в себя и ухаживает за большой воспитанницей. Татьяна Марковна рассказывает о том, что в молодости совершила похожую ошибку, после чего поклялась никогда не выходить замуж. Она считает, что Вера должна повторить ее судьбу.
Часть третья
Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков (известный в городе человек, председатель в палате, образец нравственности) грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу. Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищённый её поступком, целует её.
Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки. У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.
Прошёл месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застаёт у него Марка. Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблён.
Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.
Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит её до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.
Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещённые книги, берёт на себя его вину и едет объясняться к губернатору.
Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего. Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продаёт лес и сам живёт в его чаще со своей сестрой.
Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идёт слух, что он влюблён. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой. Райский поражён собственным безволием.
Вера признаётся Райскому, что её герой – не Тушин. Чтобы остеречь её, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чём она говорит бабушке. На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.
В доме идёт приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит её, а увлёкся ею, как увлекался другими женщинами.
Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнаёт о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в её саду яблоки.
Соотношение «ума» и «сердца» в романе «Обрыв»
В работах ряда критиков отмечается важность для И. А
Гончарова идеала «целостного человека». Писатель видел целостность человеческой натуры в гармоническом синтезе общественного и природного, покоя и страсти, разума и чувства.
А. М. Буланов в книге ««Ум» и «сердце» в русской классике» отмечает, что в творчестве писателей конца 19 века соотношение эмоционального и рационального осмысливается как противоречие разных типов ориентации человека в мире, противоречие в человеке самом. В силу того, что каждая сторона этого противоречия обладает мотивирующей силой, нравственность может основываться именно на нем.
И. А. Гончаров больше, чем кто-либо из отечественных писателей, ощутил на себе влияние позитивизма.
Замечание 1
Принцип равновесия «сердца» и «ума», которого придерживался Гончаров, предполагает обращение внимания к «сердцу» и к «уму» в равной степени.
Как явление, позитивизм возник на буржуазной основе, а писатель именно в развитии буржуазии видит ближайшую историческую перспективу.
Гончаров выделяет для себя две основные тенденции в позитивизме:
- Попытка научного объяснения мира;
- Замена чувства, философии, религии знанием, разумом, наукой.
Признавая первую тенденцию, писатель категорически не принимает вторую, так как это означало бы «покушение» на равновесие «сердца» и «ума». Так же относился Гончаров и к попыткам «сердца» вытеснить «ум». Писатель против того, чтобы «одно бытие» поглощало «все бытие».
Гончаров убежден, что одним только умом невозможность понять всю полноту явлений реальной действительности, а значит, невозможно достоверно воспроизвести реальность в литературном произведении. Он считает, что рисовать природу и жизнь в художественном произведении «умом» — значит передавать лишь их бледные копии. Гончаров, не отрицая значения ума в творчестве, указывает на его подготовительную функцию.
Писатель отмечает, что художник, в отличие от ученого, пользуется не понятиями и умом, а фантазией и интуицией. Ученый, по мнению Гончарова, ничего не создает, он только открывает готовую, но скрытую в природе правду. Художник же, по мнению писателя, «создает подобие правды»
Поэтому писатель отстаивает важность веры, чувства для художника
Но придавая большое значение интуитивному познанию, писатель не отрицает важность разума. Он указывает на взаимно регулирующую функцию интуиции и ума не только в постижении высших истин, но и в значимых для него вопросах искусства
Он считает, что чувства и впечатления очень сильно зависят от темперамента, и потому они изменчивы и обманчивы, поэтому приходится обращаться за помощью к другому регулятору – уму, опытности, критике.
В романе «Обрыв» возрастает роль интуитивного познания окружающего мира главным героем произведения. Гончаров меньше доверяет рациональному познанию и все больше склоняется к познанию интуитивному, эмоциональному
Писатель утверждает важность чувства в постижении жизни. Этим обусловлен преобладающий интерес Гончарова к эмоциональной жизни герое произведения
В «Обрыве» противопоставлены герои, живущие разумом сердца, – Вера, Марфенька, Бабушка, Райский, чье знание о жизни согласуется с религиозным опытом, нравственным чувством, и руководствующийся в жизни исключительно разумом Волохов. Решение проблемы И.А. Гончаров видит в гармонии эмоционального и рационального, в их синтезе, который писатель называет «осердеченным умом».
Часть пятая
Вера велела рассказать бабушке о ее падении. Борис испугался, но согласился рассказать ей, когда гости уедут.
Борис спросил о письмах, которые он получал. Вера призналась, что их писала она с попадьей ради шутки.
Вере пришлось выйти к гостям. Приехал Тушин. Бабушка что-то чувствовала, подозрительно всматривалась в лица Веры, Бориса и Тушина.
Веру привлекал в Марке новый взгляд на вещи, она увлеклась свободными идеями. Но постепенно начала понимать, что он отрицает все, даже самое светлое и человечное. Она перестала верить своему учителю, но тогда уже влюбилась в него. Марк пробудил в ней женственность. Но вместе с тем дал ей и осознание греха, горечь падения. Земное счастье и душевную муку. Вера заходила в часовню, ждала какого-то знамения, но его не было.
Борис уходил на весь день к Козлову, а вечером, когда гости уехали, вернулся для разговора с бабушкой.
Он рассказал ей наедине о падении Веры. Бабушка сидела, неподвижно, молчала. Потом встала и пошла. Она бродила весь день по обрыву, спускалась к реке. Борис следил за ней, думая, что она хочет утопиться. Но она стала подниматься.
Дойдя до часовни, увидев образ, бабушка закричала: «Мой грех!», чем напугала всю прислугу. С этими словами она бродила несколько дней. Борис был шокирован, как она переживает беду.
Вера все это время переживала, спрашивала про бабушку. Потом у нее началась горячка. Она болела несколько дней.
Татьяна Марковна не ела ничего, бродила несколько дней, потом слегла.
X
Ночью бабушка пришла к Вере, призналась в том, что в юности совершила тот же грех. За это Бог ее наказал падением Веры. Ей снится покойная мать Веры, велит покаяться.
Священник заменил его на обет не пить кофе, потому что Василиса его любила.
Марфа вернулась и была удивлена переменами в доме, не понимала, почему все такие грустные. Ей не говорили истинную причину.
Борис перевез Леонтия к себе в дом.
Она боялась читать письмо, которое было уже второе. Но слуга ждал ответа. Вера прочла письма, в которых Марк писал, что должен уезжать, но не может оставить ее. Он понимал, что ее с ним не отпустят, да она и не поедет. Тогда он предложил обвенчаться. Марк ждал ее в беседке на следующий день в пять часов, если она не придет, грозился прийти сам.
Вера не знала, что отвечать. Она решила спросить совета у близких ей людей: бабушки, Бориса и Тушина. Она написала письмо Тушину с просьбой приехать. Потом пошла к бабушке.
Вдруг перед ним возникла сама Вера. Она была бледна. Притягательная красота ее исчезла. Он усадил ее, стал писать портрет. Вера сказала ему, что Марк написал ей. Но Борис был поглощен творчеством, ничего не понимал. Вера не нашла в нем поддержки и заснула, когда позировала. Борис, боясь разбудить ее, вышел.
Тушин передал записку Марку, велел ответить. Тот долго не хотел, считая свое положение унизительным. Тушин пригрозил ему, требуя оставить Веру в покое навсегда. Марку пришлось согласиться. Он дал ответ для Веры, что уезжает.
Крицкая раскрыла ему секрет, что Татьяна Марковна в юности была просватана графу. Он застал ее с Титом Никонычем, дал пощечину. Тот его чуть не заколол, но вмешалась Татьяна Марковна. Граф пообещал молчать, а Тит Никоныч — не жениться на ней. Это видел садовник, а его жена рассказала всем.
Козлов все ждал, что жена вернется. Он написал ей письмо, но ответа не было.
Бабушка знала, что Вера любит Тушина, как друга и хорошего человека. Но не была уверена, что сможет полюбить, как мужа. Поэтому она не торопилась, ожидая, пока Вера успокоится. Вокруг уже ходили слухи о ее свадьбе с Тушиным, но она не подозревала об этом.
Бабушка пыталась заговорить с Борисом о передаче имения сестрам, но он отказывался говорить об этом. Раздал триста рублей крестьянам.
Борис перед отъездом пообещал Тушину, что Вера будет его женой. Просил позвать его на свадьбу. Тушин не верил в это.
Козлов просил Бориса найти его жену и уговорить ее вернуться.
Борис торопился набраться мастерства, чтобы увезти это все на родину. Ему мерещились три фигуры: Вера, Марфа и бабушка, а за ними еще одна фигура – Россия.
Основная мысль произведения.В романе автор показал несколько линий развития личностей. Вера, стремившаяся к свободе, обретшая женское счастье, которое переросло в горечь падения, осознание своей ошибки. В ней родственные корни оказались сильнее новомодных убеждений. Борис нашел, наконец, свой путь, став скульптором. Марфа нашла свое предназначение в образе жены и матери. Бабушка, обретшая свое счастье в служении ближним. У каждого – свой путь, но главное – не поступать против совести, найти свое истинное предназначение.
Эротическая проблематика
Гончаров впервые отдал в «Обрыве» щедрую дань и эротической проблематике, дотоле бывшей своего рода прерогативой такого крупного романиста-современника, как А. Ф. Писемский, но не принадлежавшей к числу характерных черт произведений самого Гончарова. Нельзя не заметить, что случившееся в конце концов с Верой происходит в «Обрыве» на фоне цветастой эротики — читатель как бы подготавливается к этой драме автором. Гончаровым явно не случайно подробно, все с той же картинностью, описываются похождения двух любвеобильных красавиц — Уленьки и Марины. Сюда же следует отнести пребывающую в непрестанной готовности к флирту со всяким свежим человеком Полину Карповну. Да и Райского «страстный змей» однажды доводит то такого состояния, что лишь невинное простодушие Марфеньки спасает саму девушку и отрезвляет «братца». Естественно, все это так подробно изображается писателем, поскольку высвечивает неблагоприятное моральное состояние современного общества, способствующее бедам, в которые попадает молодежь. Однако Гончаров, пожалуй, порой излишне увлекается нагнетанием подобных коллизий, подспудно едва ли не любуясь той же Мариной.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Оперы Кальмана Принцесса цирка (Мистер Икс)
Одно из величайших произведений Имре Кльмана оперетта «Принцесса цирка». Веселая и в то же время печальная и волнующая оперетта.
- Краткое содержание Звезда Соломона Куприн
Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя
- Краткое содержание оперы Травиата Верди
Действие происходит в Париже в середине 19 века. Идет большая вечеринка в элегантном парижском доме Виолетты Валери. Гастон, виконт де Леторьер представляет молодого Альфредо Жермона, ее поклонника.
- Краткое содержание Шукшин Энергичные люди
Аристарх Петрович Кузькин и Вера Сергеевна — муж и жена. Однажды Вера находит записку от некой Сони. Это становится последней каплей и она пишет донос прокурору
Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: « », Обыкновенная история», «Обрыв».