Анализ стихотворения фета вольный сокол

Отражение мировоззрения афанасия афанасьевича фета в его лирике

Сочинения по творчеству Фета

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фет
  • Вечные темы в лирике Фета
  • Жизнеутверждающее начало в лирике Фета о природе
  • Импрессионизм лирики Фета
  • Мое любимое стихотворение Фета
  • Природа в творчестве Фета
  • Тема любви в творчестве Фета
  • Человек и природа в лирике А. А. Фета

Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом.

Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы, но и всего русского искусства.

Обучаясь на философском факультете в Московском университете, будущий стихотворец проявил себя, создавая множество стихотворений. Он издает первый сборник первых работ под названием «Лирический пантеон» за свои деньги. Однако, поэт не получил особого удовлетворения от этих работ, и поэтому он продолжает творить, создавая все больше произведений.

Далее его творческая деятельность ознаменована выходом 85 работ в «Отечественных записках», в том числе там было представлено знаменитое творение «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения данного этапа показали читателям, что в литературе появился новый поэт, пришедший из мира помещичьей России. Особенно это видно в строчках « На заре ты ее не буди…», которые стали основой для знаменитого романса. Потеря матери и дяди повлияли на материальное благосостояние Афанасия Афанасьевича, и поэтому он вынужден был приостановить свое сочинительство и начать служить.

Однако, в 1850-х годах он возвращается к творческой деятельности, и издает новые сборники, где прослеживается тема любви и природы. Поэт испытал в своей жизни любовные переживания, которые нашли свое подтверждение в стихотворениях ,посвященных возлюбленной Марии Лазич. Вскоре о нем повсюду стали говорить. Его творчество хвалили, и ставили в один ряд со знаменитыми поэтами того времени.

Оставив службу в 1858 году, он продолжает выпускать книги. Однако, Фет подвергается критике за то, что в его творчестве отсутствует гражданская тематика. И у поэта начался кризис. Только в 1863 году издается его двухтомник произведений. Но, радости у Фета не чувствовалось Глубоко переживая по прошлой любви, он создает творение «Ты отстрадала я еще страдаю», где отражает свои мысли по потери Марии Лазич.

Вторая половина жизни Афанасия Афанасьевича была тяжела и мучительна. Но, несмотря на это, он публикует 4 сборника «Вечерние огни», где он также прославляет любовь и природу. Однако, читатели были совсем другими, и его труды выходили в малом количестве. Его не могли понять даже близкие друзья.

И, хотя поэзия Фета не была понята современниками, он оставил глубокий след в литературе, как творец, прославивший красоту.

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Мой обожаемый поэт, К тебе я с просьбой и с поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет Меня увлек волшебной силой, Давно в груди моей живет Твое чело, твой облик милый.

Твоей камене — повторять Прося стихи — я докучаю, А все заветную тетрадь Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты, Давно смиренный пред судьбою, Я одного прошу — чтоб ты Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт, К тебе я с просьбой и поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном.

Федор Иванович Тютчев. Петербург. 1862. Фотография И. Робийяра

В сегодняшней российской школьной программе по литературе имена Фета и Тютчева зачастую стоят рядом. Поэтов принято изучать в тесной связке, в сравнении. Подход такой не лишен смысла. И Фет, и Тютчев – представители так называемого «чистого искусства». Преобладающие темы их лирики – природа, любовь и искусство. Оба пытались словами выразить невыразимое, оба поклонялись ночи, оба считаются величайшими поэтами девятнадцатого столетия, оказавшими значительное влияние на авторов Серебряного века. Естественно, сколь много у них общего, столь же много и различного, что не мешало им относиться друг к другу с уважением.

Тютчев пришел в литературу примерно лет на пятнадцать раньше Фета и произвел на него сильнейшее впечатление. В 1862 году Афанасий Афанасьевич обратился к своему кумиру в стихотворении «Ф. И. Тютчеву», в котором Федор Иванович назван обожаемым поэтом. Лирический герой смиренно просит у него прислать портрет, «что нарисован Аполлоном». При этом просьба повторяется дважды – в начале и в конце произведения. Себя герой именуют поклонником вечной красоты. Он утверждает, что полет тютчевской мечты давно увлек его, что заветную тетрадь со стихотворениями Федора Ивановича не выпускает из рук. «Ф. И. Тютчеву» — искреннее признание в любви талантливому поэту. В тексте есть один весьма любопытный момент – нигде не упоминается, что лирический герой – тоже человек творческий. Соответственно, Фет пишет Тютчеву, скорее, как обычный поклонник, нежели как состоявшийся и успевший приобрести определенную популярность автор.

Послание Афанасия Афанасьевича не осталось без ответа. Федор Иванович посвятил ему стихотворение «А. А. Фету», датированное 1862 годом. Лирический герой произведения посылает далекому собеседнику сердечный поклон, отмечает, что полученный привет ему дорог и как он им в душе умилен. Фет в тексте назван «сочувственным поэтом». Получается, Тютчев обращается к нему как к равному, отмечает его дарование, пусть и косвенно. Скорей всего, к стихотворному посланию прилагался портрет. По мнению литературоведов, Федор Иванович презентовал коллеге фотографию от апреля 1862 года. Снимок сделан в петербургском ателье, принадлежавшем французскому художнику Ипполиту Ипполитовичу Робийяру и пользовавшемся большим успехом у столичной знати. Известно, что Тютчев и члены его семьи ходили фотографироваться только туда.

Текст: pishi-stihi.ru

«Вольный сокол» А.Фет

«Вольный сокол» Афанасий Фет

Не воскормлён ты пищей нежной, Не унесен к зиме в тепло, И каждый час рукой прилежной Твое не холено крыло.

Там, над скалой, вблизи лазури, На умирающем дубу, Ты с первых дней изведал бури

И с ураганами — борьбу.

Дразнили молодую силу И зной, и голод, и гроза, И восходящему светилу Глядел ты за море в глаза.

Зато, когда пора приспела, С гнезда ты крылья распустил И, взмахам их доверясь смело, Ширяясь, по небу поплыл.

Анализ стихотворения Фета «Вольный сокол»

Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня «любовника роз» соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, — образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, они осмысливаются на символическом уровне как воплощение поэтического вдохновения, полета романтической души, отринувшей суету повседневности.

Молодой, полный сил сокол — центральный персонаж и адресат стихотворения 1884 г. Лирический субъект, восхищенный бесстрашием и мощью хищной птицы, обращается к прошлому, к этапу взросления птенца.

Зачин организуется комплексом страдательных причастий с отрицательным значением, выступающих в роли однородных сказуемых: «не вскормлён» — «не унесён» — «не холено». Анафора противопоставляет образ свободной птицы изнеженному питомцу, чье существование зависит от людской заботы.

Центральный эпизод задает координаты художественного пространства, в срединной точке которого располагается высокий старый дуб с гнездом, где начал земную жизнь персонаж. С первых дней птенцу пришлось вести борьбу со стихией и голодом, и привычка к противостоянию закалила характер, развила способность смело встречать опасность. Показателен результат воздействия неблагоприятных обстоятельств на персонажа: автор описывает его при помощи глагола «дразнили».

Олицетворение — ведущий художественный прием, организующий структуру центрального образа и фоновой зарисовки. Восходящее солнце наделяется взглядом, дерево характеризуется эпитетом «умирающее», а растущий птенец испытывает эмоции, подобные человеческим. Разрабатывая антропоморфную трактовку, поэт опирается на тенденции русского фольклора, где сокол символизирует удалого молодца.

Закономерен триумфальный финал взросления, которое завершается уверенным и широким полетом. Лексема «поплыл» указывает на плавную траекторию движения мощных крыльев. Мотив полета, знаковый для фетовской лирики, позволяет соотнести образ с категорией художественного творчества, свободного от мелких и преходящих тем.

В стихотворном посвящении Шиллеру тема поэтического процесса аллегорически связана с обликом другой хищной птицы — царственного орла. Лирический герой восторженно именует адресата «орлом», создавшим «могучие, светлые» песни.

Анализ 2

Произведение является составной частью позднего периода творчества поэта и относится по жанровой направленности к пейзажной лирике.

Структурная композиционная схема стихотворения представляет собой четыре четверостишия (катрена), которые во взаимосвязи образуют законченную картину пейзажного образа. Повествование в произведении ведется от лица лирического героя, который описывает взросление хищной птицы, характеризующейся смелостью и свободолюбием, несмотря на пройденные жизненные сложности, трудности и испытания.

В качестве стихотворного размера в стихотворении «Вольный сокол» поэт применяет четырехстопный ямб с включением в него перекрестной рифмовки в виде мужских и женских рифм, а также двухсложной стопы, делающей ударение на втором слоге.

Среди художественных средств выразительности в произведении, используемых для указания структуры центральных образов и изложения фоновых зарисовок, присутствуют многочисленные лаконичные эпитеты, разнообразные метафоры, а также олицетворения. Звуковая динамика повествовательного содержания подчеркивается автором многосоюзной фразой, замедляющей речевую нагрузку и придавая ей яркую выразительность.

Кроме того, в стихотворении используется прием анафоры, позволяющей противопоставить образ свободного сокола изнеженным питомцам, существование которых зависит от заботы человека. Также поэт применяет в повествовательном содержании тенденции, заимствованные из русского фольклора, демонстрируя образ сильной птицы в качестве удалого молодого парня, тем самым иллюстрируя антроморфное трактование страдательными причастиями, имеющими отрицательно значение.

Отличительной особенностью стихотворения является детальное описание пространственной зарисовки в виде умирающего дуба, склонившегося над бушующим морем во время шторма.

Смысловая нагрузка стихотворения «Вольный сокол» заключается в изображении параллели человеческого существования с существованием свободных птиц, которым, как и людям, свойственны потребности в виде ласки, любви, заботы, тепла. Однако птица имеет способность в отличие от человека вынести груз одиночества и преодолеть препятствия в виде природных явлений, закаляя свой сильный характер.

Финал произведения представляется поэтом в виде триумфа взросления гордой и независимой птицы, который демонстрируется в виде уверенного и широкого полета с плавной траекторией двигающихся мощных крыльев. Образ сокола используется поэтом в качестве символа творческого человека, создающего величественные, светлые песнопения.

Анализ стихотворения Вольный сокол по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: