Краткое содержание
Два маленьких родных брата очень любили гулять во дворе. Особенно им нравилось рыбачить в огромной бочке, наполненной загнившей водой
Мальчики находились в таком прекрасном возрасте, когда им было неважно, в чём смысл жизни. Место, где братья рыбачили, было очень интересным и заманчивым
Там не было ни одного дома, сарая или огорода — дети находились в полном единении с природой.
Неподалёку лежала кучка мусора, на вершине которой валялся кузов от какого-то странного экипажа. Мальчики любили залезать в него и играть. В этот момент они чувствовали себя настоящими героями, стремящимися к новым приключениям и открытиям. Кузов стал для братьев целым миром, в который они очень любили погружаться и никогда не хотели покидать.
Во время очередной рыбалки, приблизительно около полудня, мальчиков прервал лакей, сказав, что им нужно возвращаться домой. Павла за ними отец посылал крайне редко, поэтому братья сразу почувствовали что-то неладное. Лакей нарушил уединение героев и заставил выйти из их волшебного мира. На самодельные удочки братьев он смотрел с нескрываемым презрением.
Ребята закончили рыбалку и отправились домой.
Встреча с Залуским
Около их крыльца стояло много людей. Почти все жители, соседи и прислуга собрались возле их дома. Братья испугались и подумали, что всё это не просто так, а произошло что-то страшное. Спустя время мальчики поняли — взгляд собравшихся прикован к человеку, сидящему в маленькой тележке.
Незнакомец находился в преклонном возрасте, у него была длинная седая борода, а глаза бегали из стороны в сторону. Нельзя было оставить без внимания и его ноги — они были настолько длинными и тонкими, что походили на паучьи лапки. Стоящий рядом с тележкой человек с длинными усами начал предлагать публике поближе рассмотреть феномен. Им был Ян Криштоф Залуский — у мужчины с рождения не было рук.
Мальчики, обратив внимание на такое тело, были действительно удивлены. На нём не было даже намёка на то, что там могли присутствовать верхние конечности
Вместе с тем, усатый мужчина, которого звали Матвей, не переставал предлагать рассмотреть поближе своего подопечного, как будто он был товаром, продающимся на базаре.
Рассказал герой и о том, что Ян — его родственник, и несмотря на физические отклонения, калека в состоянии самостоятельно ухаживать за собой. Чтобы мужчина не показался голословным, Залуский легко снял с себя обувь и при помощи ноги перекинул через голову картуз. Матвей взял его и прошёлся вдоль толпы, чтобы собрать немного денег.
Актёр пересчитал ногой всё, что удалось заработать, и сказал спасибо доктору Дудаеву за такое щедрое подношение. Все вокруг задались вопросом, откуда этому человеку было известно имя незнакомца.
Инвалид показал и несколько других трюков — перекрестился ногой, вдел нитку, расчесал волосы и послал служанке воздушный поцелуй. Всех больше люди удивились, когда Ян предложил им написать поучительные афоризмы за дополнительную плату.
После этого взгляд Залуского пал на братьев и он подозвал старшего к себе. На небольшой записке он написал следующие слова «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Мальчики не поняли, что Ян пытается этим сказать, но заметили одобрение в глазах мамы. Отец посчитал, что из уст инвалида этот афоризм больше похож на парадокс.
Завершение истории
После представления мама мальчиков пригласила Яна и его родственника пообедать к себе в дом. Мужчины поблагодарили хозяйку за такой тёплый приём и отправились дальше в путь. Мальчики решили пойти за ними, чтобы увидеть, куда они направляются.
На пути Залускому встретилась маленькая девочка с нищим стариком, он потребовал у Матвея дать им немного денег. Длинноусый не хотел расставаться с лишней монетой, но и перечить не стал. Когда Ян заметил идущих за собой братьев, он рассмеялся и сказал, что у него есть два маленьких племянника, которых ему нужно кормить. А также герой посоветовал им не забывать одну вещь — каждый человек имеет право на счастье.
За основу сюжетной линии рассказа взяты размышления главного героя о смысле существования. Человек должен стремиться быть счастливым, вне зависимости от своего здоровья и материального положения. После прочтения пересказа произведения «Парадокс» следует также ознакомиться и с его полной версией.
Парадоксальный счастливец
Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.
Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.
Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.
Тематика и проблематика
В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения
Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека
В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.
Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.
Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.
Сказочный мир игр
Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.
Продолжение после рекламы:
В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.
Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.
В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.
Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.
В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.
На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.
В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net
I
Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять, брату около восьми. Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма, или, по обстоятельствам, его сопровождавшим, скорее парадокса. Итак, кроме назначения жизни, мы одновременно обогатили свой лексикон этими двумя греческими словами.
Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой. О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием было – сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба.
Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.
Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, – нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами… На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, еще до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей. На единственной половинке единственной дверки сохранились еще остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. Остальное все распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты.
Когда нам приедались впечатления реальной жизни на больших дворах и в переулке, то мы с братом удалялись в этот уединенный уголок, садились в кузов, – и тогда начинались здесь чудеснейшие приключения, какие только могут постигнуть людей, безрассудно пускающихся в неведомый путь, далекий и опасный, в такой чудесной и такой фантастической карете. Мой брат, по большей части, предпочитал более деятельную роль кучера. Он брал в руки кнут из ременного обрезка, найденного в мусорной куче, затем серьезно и молча вынимал из кузова два деревянных пистолета, перекидывал через плечо деревянное ружье и втыкал за пояс огромную саблю, изготовленную моими руками из кровельного тесу. Вид его, вооруженного таким образом с головы до ног, настраивал тотчас же и меня на соответствующий лад, и затем, усевшись каждый на свое место, мы отдавались течению нашей судьбы, не обмениваясь ни словом!.. Это не мешало нам с той же минуты испытывать общие опасности, приключения и победы. Очень может быть, конечно, что события не всегда совпадали с точки зрения кузова и козел, и я предавался упоению победы в то самое время, как кучер чувствовал себя на краю гибели… Но это ничему, в сущности, не мешало. Разве изредка я принимался неистово палить из окон, когда кучер внезапно натягивал вожжи, привязанные к обломку дышла, – и тогда брат говорил с досадой:
Феномен
Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.
Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.
Вариант 2
Рассказ “Парадокс” Короленко – это история о том, как герой рассказа, молодой человек по имени Алексей, пытается найти свое место в жизни. Он живет в маленьком городке, где все знают друг друга, и где нет никаких перспектив на будущее. Алексей мечтает о том, чтобы уехать в большой город и начать новую жизнь, но ему не удается это сделать.
В рассказе Короленко использует множество символов и метафор, чтобы передать свою идею. Например, герой рассказа часто говорит о том, что он чувствует себя как птица в клетке. Это символизирует его желание свободы и независимости. Также в рассказе есть мотивы света и тени, которые передают идею о том, что жизнь может быть как светлая, так и темная.
Одним из главных тем рассказа является тема выбора. Алексей сталкивается с выбором между своими мечтами и реальностью. Он понимает, что если он уедет в большой город, то потеряет связь со своей родиной и своими друзьями. Но если он останется, то он будет жить в маленьком городке, где нет никаких перспектив на будущее.
В рассказе также присутствует мотив любви. Алексей влюбляется в девушку по имени Лена, которая живет в его городке. Он понимает, что она может стать для него опорой и помочь ему найти свое место в жизни. Но в то же время он понимает, что если он уедет в большой город, то он потеряет ее навсегда.
В конце рассказа Алексей принимает свой выбор и решает остаться в маленьком городке. Он понимает, что его мечты о большом городе были всего лишь иллюзией, и что настоящее счастье находится рядом с ним. Это парадоксальное решение, которое показывает, что иногда настоящее счастье можно найти там, где его меньше всего ждешь.
В целом, рассказ “Парадокс” Короленко – это история о том, как человек ищет свое место в жизни и принимает свой выбор. Рассказ наполнен символами и метафорами, которые передают идею о том, что жизнь может быть как светлая, так и темная, и что настоящее счастье можно найти там, где его меньше всего ждешь.
Одним из главных достоинств рассказа является его язык. Короленко использует простой и понятный язык, который позволяет читателю легко погрузиться в историю. Также в рассказе присутствует множество диалогов, которые делают его более живым и интересным.
Еще одним достоинством рассказа является его глубокий смысл. Короленко передает идею о том, что жизнь может быть как светлая, так и темная, и что настоящее счастье можно найти там, где его меньше всего ждешь
Это важное послание, которое может помочь читателю лучше понять смысл своей жизни
В целом, рассказ “Парадокс” Короленко – это прекрасное произведение, которое заслуживает внимания. Он наполнен символами и метафорами, которые передают глубокий смысл идеи. Рассказ показывает, что жизнь может быть как светлая, так и темная, и что настоящее счастье можно найти там, где его меньше всего ждешь.
Сказочный мир игр
Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.
Продолжение после рекламы:
В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.
Популярные сегодня темы
Проходит время, а в памяти людей будут долго жить воспоминания о тяжёлых боевых сражениях. Не мало времени промчалось после военных действий, а травма в душе осталась
Мария Нарышкина родилась в глухом спокойном городке. Она видела караваны верблюдов, с упоением читала книги. В шестнадцать лет поступила на педагогические курсы. За годы учёбы была любовь, слёзы.
В этом рассказе Чехов исследует юную девичью душу и также рассматривает воздействие искусства на человека. Главной героиней является Надежда Зеленина, которая грезит возможностью влюбиться
Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку.
В повести Чехова «Палата №6» читатель встречает второстепенного персонажа по имени Никита.
Источник
В. Г. Короленко
Проблема смысла жизни и назначения человека (по очерку В. Г. Короленко «Парадокс»)
Для чего и во имя чего живет человек? Каково его назначение на земле? Такие вопросы хотя бы раз в жизни интересовали каждого человека. В своем очерке «Парадокс» В. Г. Короленко также размышляет над этой проблемой.
Вспомним, как начинается рассказ. Автор описывает картину беззаботного веселого детства. Главному герою рассказа было всего десять лет, а его брату и того меньше – «около восьми». Дети были абсолютно беспечны, каждый день приносил им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения. Во многом столь разнообразные игры были порождением их фантазии. Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше. Очень интересным в рассказе является упоминание о том, как главный герой и его брат ловили рыбу в огромной бадье. «Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не прийти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки…» – повествует автор от лица героя. Рассказ о «рыбалке» свидетельствует о том, что дети практически не ощущали границы между реальным и вымышленным. Им казалось, что в бадье можно поймать чудесную рыбку. Таким образом, читатель получает возможность убедиться, насколько отличается взгляд ребенка от мировоззрения взрослого.
Мировоззрение ребенка – это удивительный мир, в котором пока нет места несчастьям и горестям. Именно поэтому мальчикам было так тяжело смотреть на несчастного калеку, лишенного от рождения обеих рук. Безрукий шляхтич Ян Залуский произвел на мальчишек тягостное впечатление. Они были поражены и испуганы зрелищем несчастного, прикованного к коляске. Обиженный Богом человек рассуждает о счастье, в то время как нормальные, ничем не обделенные люди стараются исключить из своего сознания даже саму мысль о том, что оно, то есть счастье, возможно.
Встреча с «феноменом» оказалась тяжелым испытанием для детей, которые пока еще не знали всех тягот жизни. Теперь уже во сне им начали сниться глаза «феномена», «то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью…» Сам автор называет эту встречу «первым противоречием жизни, острой занозой, вонзившейся в детские сердца и умы…»
Весь рассказ Короленко пронизан мыслью о назначении человека и о смысле его жизни. Жизнь безрукого калеки кажется жалкой, и само его существование может показаться бессмысленным. Но так ли это на самом деле? Да, действительно, феномену намного труднее заработать себе на жизнь, чем нормальным людям.
Но если вспомнить, с какой щедростью он подает милостыню старику-нищему с ребенком, то станет ясно, насколько он может быть великодушен.
Жизнь калеки не имеет ничего общего с жизнью нормальных людей, его окружающих. Но тем не менее он находит в себе силы не только жить, но и кормить своих племянников.
«Феномен» не случайно пишет детям свой афоризм о счастье. Он всерьез считает, что «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается именно в том, что человек, который может по-настоящему оценить счастье и быть судьбе благодарным за него, не в состоянии обрести это счастье. В чем может заключаться счастье, если внимательно посмотреть на героев рассказа? Счастье может быть и в иллюзорном мире детских игр, в котором пребывают дети в самом начале произведения. Счастье – это удивительная гармония человека с окружающим миром и с самим собой.
Смысл жизни человеческой в том, чтобы любой ценой преодолевать любые препятствия, даже те, которые были предназначены судьбой с самого рождения. Жизнь Яна Залуского наверняка никогда не была счастливой. Откуда же в нем это стремление к счастью, уверенность, что человек его достоин? Эта уверенность произрастает из его сильной души, которая помогает справляться с нравственными трудностями.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница