Читать краткое содержание Гоголь Страшная месть
На свадьбу сына Горобца приехал Данило Бурульбаш с супругой Катериной и маленьким сыном. Для благословения новобрачных вынесли иконы, и тут один из гостей обратился в уродливого старика: оказалось, это был колдун, испугавшийся святых ликов.
В темноте казак с семьей плывёт по Днепру обратно в свой хутор. Катерина опечалена, говорит, что, хоть и жаль ей старика, но она всегда испытывала страх от колдунов, несущих гибель всем встречным. Данило отметил, что не старика следует опасаться, а врагов, пытающихся перерезать им путь к запорожцам. Но, проплывая мимо старого кладбища, они увидели качающиеся в темноте кресты и восставших мертвецов. Маленький Иван проснулся и, испугавшись, начал плакать. Отец берёт сына на руки и успокаивает, говоря, что это всё старик пугает их.
Наконец, добралось семейство в свой хутор. Все улеглись спать. Утром отец Катерины, недавно вернувшийся после 20-летней разлуки и живший теперь с ними, начал выяснять у дочери, почему она так поздно вернулась домой. Между Данило и тестем началась ссора, а после они схватились за сабли. Катерина с трудом смогла усмирить обоих, и схватка прекратилась: мужчины пожали друг другу руки в знак примирения.
На следующее утро Катерина признаётся, что видела во сне, будто её отец занимается колдовством. Как только свечерело, Данило решил проведать заброшенный замок. Казак увидел, как кто-то темноте идёт прямо в логово колдуна. Решив проследить за ним, Данило взбирается на дерево. В окошко он увидел, как в одной из комнат старик обратился в колдуна. Старик вызвал душу, выпорхнувшую из спящей Катерины, и начал требовать её любви. Но душа воспротивилась этому, призывая отца к покаянию.
Данило ошеломлён, а узнавшая про всё Катерина отрекается от отца. Колдуна Данило посадил на цепи и за клетку, его ожидала казнь за тайный сговор с ляхами. Но магу удалось убедить дочь, что, если она его отпустит, он уйдёт в пещеры и начнёт праведную жизнь, прося у Бога милости. Катерина выпустила отца, впервые в жизни обманув мужа.
Данило чует свою приближающуюся смерть и просит супругу заботиться об их ребёнке. И правда, вскоре набежали ляхи, начали сжигать дома и угонять скотину. Начинается битва, в которой Данилу смертельно ранят. Катерина рыдает над телом мужа. Колдун, приложивший руку к смерти зятя, плывёт к своим развалинам. Он вновь пытается вызвать душу Катерины, но вместо неё видит чьё-то чужое пугающее лицо.
Катерина живёт в Киеве в семье есаула Горобца. Вдову пугают сны, в котором ей грозятся убить сына. Успокоив испуганную женщину, все легли спать. Ночью сына нашли в колыбели мёртвым. Катерина лишилась рассудка: безумно танцевала, размахивая кинжалом, и искала своего отца, чтобы заколоть его.
Вдруг приехал незнакомец, товарищ Данилы. Он разыскал Катерину и начал с ней беседовать о покойном. Во время разговора Катерина вдруг сделалась разумной, казалось, душевный недуг оставил её. Незнакомец поведал, что Данила взял с него обещание в случае смерти взять Катерину под свою опеку. Женщина сразу узнала своего отца и кинулась на него с ножом, но старик выхватил у неё кинжал и убил свою дочь.
На вершине высокой горы показался великан. Колдун в панике скрылся, так как узнал в исполине того, что явился ему во время заклинаний. Прибежал он к монаху, чтобы тот помолился за его душу, но буквы в священных книгах налились кровью, и монах отказался читать за спасение такого грешника. Убив в ярости монаха, колдун бежал дальше, но куда бы он не двигался, всё равно приближался к исполину. Схватил великан старика в ладонь, и тотчас тот умер. Уже мёртвыми глазами колдун увидел, как на всех землях поднимаются мертвецы и тянут к нему свои костистые руки. Великан, смеясь, бросил им тело колдуна и его сразу же растерзали.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Во время свадьбы сына есаул Горобець вынес для благословения молодых иконы. Один из гостей вдруг превратился в страшного урода, и люди поняли, что это колдун. Его изгнали со свадьбы с помощью икон.
До этого события к жене названого брата есаула, Данилы Бурульбаша, Катерине, приехал отец, которого она не видела с детства. Он всегда был мрачен, отказывался от многих казацких кушаний и пил тёмную жидкость из своей бутылки. Катерине приснился сон, что колдун, который показался на свадьбе, — её отец.
Как-то Бурульбаш увидел, что тесть отправился в старый замок, стоявший недалеко от его хутора. Забрался пан Данило на дуб, чтобы заглянуть в окна неприступного замка, и увидел, что тесть своим колдовством вызвал душу Катерины. Понял пан Данило, что сны жены были вещими.
Вернувшись на хутор, Бурульбаш нашёл способ посадить колдуна в глубокий подвал, но тому удалось освободиться, уговорив дочь открыть дверь. Колдун исчез, и когда на хутор напали ляхи, пан Данило, сражаясь с ними, приметил среди врагов тестя. Метким выстрелом колдун смертельно ранил Бурульбаша.
Катерине колдун явился во сне и потребовал выйти за него замуж. За отказ он убил её маленького сына. От всех этих потрясений Катерина сошла с ума. Однажды в хутор пришёл гость, в котором она узнала отца-колдуна, кинулась на него с ножом, но тот его вырвал и убил свою дочь.
За Киевом явилась чудное видение: вдруг стали видны Карпаты, а на одной из гор стоял конный рыцарь с закрытыми очами. В ужасе колдун вскочил на своего коня и помчался прочь. Явившись в пещеру схимника, попросил он молиться за его погибшую душу. Схимник увидел, что грехи этого человека слишком велики, и отказался молиться за такого небывалого грешника. В бешенстве убил колдун святого схимника.
Скакал колдун на коне, но все дороги приводили его к Карпатам. Очутился он перед всадником из видения. Схватил всадник колдуна за шею, тот вмиг умер и был сброшен в пропасть.
В конце повести рассказывается, как пел бандурист о давнем деле. Жили два казака, названые братья, Петро да Иван. За поимку турецкого паши король обещал большую награду. Братья, решив поймать пашу, поехали в разные стороны. Иван поймал пашу и, взяв награду, разделил её с другом. Но позавидовал Петро, что Иван получил от короля такую честь, и затаил злобу.
Поехали они на жалованные королём земли. На узкой горной тропе столкнул Петро своего названого брата в пропасть.
На Божьем суде Иван попросил, чтобы всё потомство Петра не знало счастья, чтобы последним в его роду был такой злодей, какого ещё не было на свете и чтобы все предки его в своих гробах испытывали муку от каждого его злодейства. И сам Петро, не в силах подняться из земли, терпел ещё более сильную муку, ибо нет большей муки для человека, «как хотеть отомстить, и не мочь отомстить».
Так всё и свершилось, но и сам Иван, по велению Бога, был лишён Царствия Небесного и должен вечно сидеть на коне и чувствовать, как лежащий под землёй Петро в страшных муках трясёт всю землю.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина 3 класс Без сомнения, в данной иллюстрации Иван Яковлевич Билибин изобразил фрагмент прекрасно знакомой всем с детства, сказки. Вышеупомянутая лягушка – квакушка размещена в центре. Следовательно, она является
- Сочинение Красота вокруг нас 6 класс Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.
- Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс Лирика Тютчева особенна и необычна. Вся ее необычность состоит в почти абсолютной выразительности и точности всех образов, так или иначе появлявшихся в его стихах.
Приезд Гоголя в Петербург
Зимой 1828 года, после окончания гимназии, Николай Васильевич решает отправится в Петербург. Биография Гоголя получает новый виток. К тому времени уже скончался его отец (смерть была скоропостижной, для всей семьи это был настоящий удар), сын как мог пытался поправить дела поместья, которые без главы семейства начали расстраиваться, так как мать оказалась совершенно не приспособлена для ведения большого хозяйства. Но в этих делах Гоголь не очень преуспел, оказав самую большую помощь семье тем, что отказался от своей доли наследства, чтобы мать могла эти средства распределить между младшими дочерями.
Возвращаться домой Гоголю совершенно не хотелось и он отправился в столицу, томимый желанием служить Отечеству, сделать для России нечто великое и полезное. Каким образом он может быть полезен государству, он не мог сказать наверняка, но тогда еще точно не связывал это с литературой, думая, что сможет пригодиться на поприще государственной службы.
Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Однако, Петербург встретил его совсем недружелюбно. Выяснилось, что скудных сбережений Гоголя совершенно недостаточно, чтобы жить и кормиться в дорогой столице. Служба в Департаменте уделов, куда он смог поступить, оказалась однообразной, нудной, скучной и на редкость формальной из-за чего Гоголь вскоре бросил ее. Он пытался поступить в театр, ведь чувствовал в себе талант и великое желание служить искусству, но так и не прошел ни одного прослушивания.
Говорят, его не брали из-за невыразительного голоса, хотя для многих его одноклассников это было совершенной неожиданностью, ведь они видели Гоголя на сцене и точно знали, что в нем заложен колоссальный актерский талант! Его произведения тех лет либо вообще не хотели печатать, либо не пользовались популярностью. Насмешки литературных критиков больно ранили чувствительное самолюбие будущего классика, он переживал мучительные поиски своего призвания и места в жизни.
Вариант 2
“Страшная месть” – одно из наиболее известных произведений Николая Гоголя, написанное в 1832 году. Рассказ повествует о молодом человеке, Иване Петровиче, который жаждет мести своего отца, убитого в детстве. Главный герой приезжает в город, где живут убийцы его отца, и начинает планировать свою месть. Он использует различные методы, чтобы добиться своей цели, включая ложь, обман и насилие. В конце концов, Иван Петрович добивается своей мести, но понимает, что это не принесло ему счастья.
Одной из главных тем произведения является месть. Гоголь показывает, что месть может привести к разрушению и несчастью. Иван Петрович становится жертвой своей же мести, потому что она не принесла ему удовлетворения и счастья. Кроме того, Гоголь критикует общество, в котором живет главный герой, показывая его жестокость и безразличие к чужой боли. Гоголь показывает, что месть не является путем к справедливости и что она может привести к трагическим последствиям.
Еще одной важной темой произведения является ложь и обман. Иван Петрович использует эти методы, чтобы добиться своей мести, но в конечном итоге они приводят к его гибели
Гоголь показывает, что ложь и обман могут иметь серьезные последствия и привести к трагическим событиям. Кроме того, Гоголь критикует общество, в котором ложь и обман считаются нормой поведения.
В “Страшной мести” Гоголь также обращается к теме справедливости. Иван Петрович считает, что ему полагается месть за убийство отца, но в конечном итоге он понимает, что это не принесет ему счастья и не вернет отца. Гоголь показывает, что справедливость не всегда достигается через месть и насилие. Он также критикует общество, в котором справедливость не является приоритетом.
Гоголь также обращается к теме человеческой природы. Иван Петрович становится жертвой своих собственных чувств и страстей, которые приводят его к трагической судьбе. Гоголь показывает, что человеческая природа может быть опасной и что она может привести к разрушению и несчастью.
В “Страшной мести” Гоголь также использует символы и метафоры, чтобы передать свои идеи. Например, главный герой называет свою месть “черной змеей”, которая пожирает его жизнь. Это символизирует темноту и опасность мести.
В целом, “Страшная месть” – это трагическая история о том, как месть может привести к разрушению и несчастью. Гоголь критикует общество, в котором живет главный герой, показывая его жестокость и безразличие к чужой боли. Он также обращается к темам лжи, обмана и справедливости, показывая, что они могут иметь серьезные последствия. Гоголь использует символы и метафоры, чтобы передать свои идеи и показать, как человеческая природа может быть опасной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
1. В. И. Шенрок. „Материалы для биографии Гоголя“, т. II. М., 1893 (гл. „Повесть «Страшная месть» и ее отношение к повестям, вошедшим в «Миргород»“, стр. 54—68).
2. И. М. Каманин. „Научные и литературные произведения Н. В. Гоголя по истории Малороссии“ — „Памяти Гоголя. Научно-литературный сборник, изданный Историческим обществом Нестора-летописца, под ред. Н. П. Дашкевича“. Киев, 1902, отд. II, стр. 75—132.
3. А. К. и Ю. Ф. „Страшная месть“ Гоголя и повесть Тика „Пьетро Апоне“ — „Русская Старина“ 1902, № 3, стр. 641—647.
4. Г. И. Чудаков. „Отношение творчества Н. В. Гоголя к западно-европейским литературам“. Киев, 1908 (ч. II, гл. 2 „Малорусские повести из простонародной жизни“, стр. 85—88).
5. В. А. Розов. „Традиционные типы малорусского театра XVII—XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя“ — „Памяти Н. В. Гоголя. Сборник речей и статей“. Киев, 1911, стр. 99—169.
6. В. Н. Державин. „Фантастика в «Страшной мести» Гоголя“ — „Наукові записки Харківської науково-дослідчої катедри українознавства“ 1927, т. VI, стр. 329—338.
7. Anatol Dauenhauer. „Gogol’s «Schreckliche Rache» und «Pietro von Abano» von L. Tieck“ — „Zeitschrift für slavische Philologie“ 1936, Bd. XIII, Doppeltheft 3/4, S. 315—318.
Идиальный руский: «Жы-ши» пишы с буквой «…» |
Воспроизводится по изданию: Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений в 14 томах. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937—1952. Том 1. Ганц Кюхельгартен; Вечера на хуторе близ Диканьки.
Электронная публикация РВБ, 20152023. Версия 2.0 от 20 февраля 2020 г.
Последние годы жизни Гоголя
Лишь в 1849 году Николай Васильевич вернулся в Россию. Он по памяти восстановил весь текст второго тома своего романа. Но это далось ему с трудом, так как на писателя снова и снова наваливались приступы нечеловеческой тоски, когда он ничего не мог делать и жить ему совершенно не хотелось. С января 1852 года он принялся рьяно соблюдать все церковные посты и совершенно отказался от еды. Это привело к еще более серьезным проблемам со здоровьем. В ночь с 11 на 12 февраля он сжег несколько своих рукописей, в том числе и второй том «Мертвых душ».
И последующие дни до самой смерти, которая наступила 21 февраля 1852 года, он не только не выходил из дома, но и практически не вставал с постели. Гоголь был похоронен на Даниловском кладбище Москвы, а позднее, в 1931 году, его останки были перенесены на Новодевичье кладбище. Множественные слухи о том, что якобы Николай Васильевич был похоронен в состоянии летаргического сна и на момент захоронения был еще жив, не имеют какой-либо надежных документальных свидетельств и более походят на домыслы.
Два эпических уровня произведения, две традиции
Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В «Страшной мести», казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя — это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из «Вечеров», на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.
2 вариант
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость, ведь плохие помыслы ведут к деградации человека. Роман «Страшная месть» относится как раз к этому времени
Речь ведется о борьбе казаков запорожских против Турции. Роман приурочен к годовщине этих действий. Главное действующее лицо – Данила Бурульбаш, участник этих боевых действий
Роман «Страшная месть» относится как раз к этому времени. Речь ведется о борьбе казаков запорожских против Турции. Роман приурочен к годовщине этих действий. Главное действующее лицо – Данила Бурульбаш, участник этих боевых действий.
Произведение окутано мистицизмом. Он буквально проникает в быт казаков, в окружающую природу и создает мрачные картины, это задает определенное настроение картины в целом, действует устрашающе. Отец Катерины, колдун, в некоторых сценах он не только действующий герой, но и воплощение всего зла на земле, всех самых плохих качеств человека.
Природа, в «Страшной мести» описана очень красочно, и вместе с тем собирательно. Не уточняется к каком именно селе происходит действие, в каком хуторе. Именно это позволяет читателю представить, что это могло случится в любом селе, даже в том в котором он живет. Такой ход дает прочувствовать всё читателю, как если бы это происходило с ним.
Описание героев подробно описывает не только их внешность и характер, но и особенные настроения и нрав. После прочтения в голове формируется колоритный цельный и подробный образ персонажа. Все герои романа передают особенности культуры и быта Украины того времени.
Николай Васильевич мастерски переплетает реальность и мистические явления. Что свойственно для сказок, мифов, рассказываются и анализируются события, происходящие с героями, мы видим их со стороны. Такой стиль написания помогает увидеть, что думает по поводу происходящего сам автор.
Рассматривая произведение, можно увидеть главную мысль – любое причиненное зло, будет наказано, пусть даже оно совершалось с благими намерениями. Человеческая месть рассматривается Гоголем с разных сторон, но неизменно отношение автора к ней.
Интересное открытие сделали символисты в 19-20 веках. Они увидели определенный автобиографизм в повестях Гоголя. Колдун в «Страшной мести» очень похож на самого писателя. Любовь отца-колдуна к своей дочери Катерина – это любовь Николая Васильевича к России. Если рассматривать роман с этой точки рения, то все персонажи и действия приобретают свои образы – символы из реальной жизни.
Роман «Мертвые души»
По всеобщему признанию, не умаляя достоинства других замечательных произведений Гоголя, комедия «Ревизор» и роман «Мертвые души» являются ключевыми в библиографии писателя. Идею обеих книг подсказал Николаю Васильевичу Александр Пушкин. Реальную историю приписки «мертвых душ» Пушкин слышал от одного помещика во время своей кишиневской ссылки. В 1835 году Гоголь приступил к написанию романа и через некоторое время прочитал Пушкину наброски.
Тот сначала много смеялся, но с каждой новой перевернутой страницей все более мрачнел и хмурился, а в финале произнес: «Боже, как грустна наша Россия!.». Но через некоторое время Гоголь отложил рукопись «Мертвых душ», не завершив ее.
Владимир Табурин. Николай Гоголь читает «Ревизора» перед артистами московского Малого театра и приглашенными лицами (фрагмент). Изображение: magisteria.ru
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы отмечают, что «Страшная месть» перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.
Также в повести затронуты такие темы, как:
- природа человеческой мести;
- мотив родового проклятия, традиционный для фольклора;
- тема греха и наказания за него.
Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.
Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем
Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.
Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.
Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.
Предыдущая запись «Орфей и Эвридика» — краткое содержание древнегреческой поэмы
Следующая запись «Мальчик у Христа на елке» — краткое содержание рассказа Ф.М. Достоевского
Главные герои
В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:
- Колдун — первая попытка Гоголя изобразить Антихриста. Он собирает в себе все отрицательные черты. Что-то подозрительное и настораживающее присутствует в его образе изначально: он внезапно возвращается к дочери спустя двадцать лет отсутствия, живёт в доме Катерины и её мужа, не имея своего жилья, а бродяжничество — один из атрибутов демонизма. Он курит заморскую люльку, не ест галушек и свинины, не пьёт мёду, что окончательно убеждает пана Данилу в том, что он не верует во Христа. В образе колдуна он предстаёт с наклонившимся на сторону носом, зелёными (вместо карих) глазами, засиневшими губами, заострённым подбородком, торчащим клыком и горбом.
- Пан Данило Бурульбаш — смелый и отчаянный казак. Очень любит своих жену и сына, хотя с женой строг, но справедлив. Забота о маленьком сыне, который должен будет продолжить славный казацкий род, заставляет его идти на уступки и даже останавливает от продолжения схватки с тестем после ссоры. С врагами жесток и безжалостен, в битве бесстрашен и непобедим. Своё бесстрашие он также демонстрирует и при столкновении с нечистой силой. Он стоит за свои идеалы и готов казнить даже жену, если она пойдёт против них.
- Катерина — молодая красивая женщина с белым лицом, чёрными бровями, на свадьбе появляется в нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку и сапогах с серебряными подковами. Год назад стала матерью и всеми силами заботится о своём годовалом сыне Иване, желая вырастить из него настоящего казака. Также она очень любит своего мужа. Она верная, преданная, спокойная и кроткая — идеальная жена. Никогда не пойдёт на «богопротивное дело» и не совершит измену. Но её личная проблема заключается в сострадании и жалости. Она жалеет своего отца, выпустив его из неволи. После пережитой двойной трагедии она сходит с ума, но именно безумие делает её более чувствительной, позволяя распознать хитрый план колдуна. Она — самый трагический образ в повести, её душа до конца остаётся чистой и безгрешной, и даже освобождение колдуна нельзя считать плохим поступком, ведь она искренне поверила ему.
В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:
- Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
- Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.
Повесть «Страшная месть» на сайте Топ книг
Повесть Гоголя «Страшная месть» читать популярно и в наше время, особенно благодаря последней экранизации книги. Это позволило повести попасть в наш , а также в . И учитывая достаточно стабильный интерес к произведению «Страшная месть» мы еще не раз увидим ее среди , хотя и не таких высоких позициях.
Повесть Гоголя «Страшная месть» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Даниил Бурульбаш приехал из хутора в Киев на свадьбу. Вдруг один из казаков обернулся на какое басурманская чудовище.
— Колдун, колдун … — Зашумели все.
А когда на лодке по Днепру поплыли, страшное зрелище вдруг увидели казаки: мертвецы поднимаются из могил.
Как услышала о колдуна Екатерина, жена Даниила, начали ей сниться странные сны: словно отец есть тот самый колдун. И требует он от нее, чтобы она его полюбила, а от мужа отказалась.
Отец Катерины действительно странный человек по мнению казаков: водки не пьет, свинины не ест, всегда хмурый. Они с Даниилом даже подрались — сначала на саблях, а затем раздались выстрелы. Даниила были ранены. Екатерина, заклиная маленьким сыном, помирила отца с мужем.
Но Даниил, начал следить за стариком. И зря. Он увидел, как тот ночью ушел из дома, превратился в чудовище в бусурманского яркой одежде. Колдун вызвал душу Екатерины. Возраст требовал от нее любовь, но душа была непреклонна.
Даниил засадил колдуна в подвал за решетку. Не только за колдовство, а за то, что он замышлял плохое против Украины.
Екатерина отреклась отца. Коварный колдун уговаривает дочь отпустить его. Он клянется, что станет монахом, который будет жить по законам Божьим.
Послушала Екатерина отца, открыла дверь, он сбежал и снова начал творить зло. Даниил не догадался, кто освободил колдуна. Но охватили казака нехорошие предчувствия скорой смерти, завещал он жене следить за сыном и отправился в жестокую драку с ляхами. Там и погиб. И будто кто в бусурманского одежде со страшным лицом убил его …
Екатерина после гибели мужа с ума, распустила косы, танцевала полуодетая, то пела. К хутору приехал человек, который начал рассказывать казакам, воевавшим вместе с Даниилом и был его лучшим другом. Еще говорил, мол, Бурульбаш заповедал: если погибнет, пусть друг возьмет его вдову в жены. Услышав эти слова, Екатерина закричала: «Это отец! Это мой отец-колдун! Мнимый друг обернулся басурманскую чудовище, выхватил нож и зарезал сумасшедшую Екатерину. Отец зарезал дочь!
Не имел колдун после того страшного поступка покоя, скакал он конем Карпатскими горами, встретил святого схимника — и убил его. Как нечто грызло того проклятого, ад и разрывало, он уже не знал, что его заставляет двигаться. Но вот на вершине горы увидел неистовый беглец огромного всадника. Всадник то подхватил грешника своей могучей десницей и задавил. И уже мертв мертвыми глазами увидел колдун страшное зрелище: множество мертвецов, похожих лицами на него. И стали они его грызть. А один был так велик, что только пошевелился — и произошло в Карпатах землетрясение.
А почему все это произошло? Об этом сочинил песню старый бандурист. Когда два товАриша, Иван и Петр, воевали с турками, Иван взял в плен турецкого пашу. Король Стефан наградил Ивана. Тот отдал половину награды Петру, который начал завидовать и решил отомстить. Он столкнул Ивана вместе с конем и маленьким сыном в пропасть.
На Божьем суде потребовал Иван, чтобы все потомки Петра не знали на земле счастье, а последний в роду оказался худшим, вором. Таким вором, чтобы все мертвецы после смерти грешника грызли его, а Петр был бы таким большим, что грыз бы от ярости самого себя.
Так и произошло.
А Иван обернулся странным рыцарем-наездником, сидящего на вершине Карпат и смотрит на свою страшную месть.
Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника. Вскоре колдун насылает смерть на Данило и его малолетнего сына, а позже убивает и свою сошедшую от горя с ума дочь. Но зло не могло остаться безнаказанным, и старика ждёт расплата за все смерти.
В первую очередь, это произведение о природе человеческой мести, именно мстительность стала фактором, на который нанизан весь сюжет повести. Автор показал, что наказуемо не только намеренно причинённое зло, но и совершенное с благой целью.
Гоголь. Личная жизнь писателя
Николай Васильевич Гоголь был человеком совершенно не того склада, чтобы обзавестись семьей и потомством. Большую часть жизни он был невероятно аскетичен, так и не приобрел собственного жилья, обитая на съемных квартирах или у друзей, и в целом не предпринимал каких-либо шагов, чтобы устроить личную жизнь. Однако история сохранила имена двух женщин, так или иначе затронувших сердце великого классика.
Александра Смирнова-Россет
Первой был императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Красивая, смуглая, кареглазая красавица покорила сердца многих видных кавалеров того времени, включая Михаила Лермонтова, Петра Вяземского и Александра Пушкина. Пленился ее чарами и Николай Гоголь. Познакомившись с девушкой через Василия Жуковского, Гоголь завязал с фрейлиной дружескую переписку, которая переросла в весьма нежные отношения. Девушка ясно понимала, что любима писателем и отвечала ему самым искренним расположением.
Но Николай Васильевич даже речи не заводил о каких-то романтических отношениях, то ли из боязни быть отвергнутым красавицей, то ли от того, что не чувствовал острой потребности в таких отношениях. В итоге через некоторое время Александра Россет получила предложение руки и сердца от преуспевающего чиновника МИДа Николая Смирнова и приняла его, сделав, по общему мнению, блестящую партию.
Портрет Александра Осиповна Смирнова-Россет. Автор Пётр Фёдорович Соколов. 1834-35г, картон, акварель Всероссийский музей А.С.Пушкина
Мария Синельникова
Еще одной женщиной, которая имела сердечную привязанность к писателю, была его кузина Мария Синельникова. Девушку довольно рано выдали замуж, но семейная жизнь у этой супружеской пары совсем не заладилась, и вскоре Мария оставила мужа и вместе с детьми переехала в свое родовое имение под Харьковом. Туда-то однажды и приехал Николай Гоголь вместе с матерью и сестрами.
С первых фраз стало понятно, что Мария в лице писателя обрела родственную душу, они много общались, и женщина даже призналась Гоголю в своих чувствах. Но это случилось за пару лет до его смерти, когда писатель уже полностью погрузился в мистицизм и религию, почти все время постился и в сторону женитьбы даже не помышлял. Мария и Николай Васильевич все время до его кончины вели переписку, писатель отвечал на все ее письма. Мария Синельникова до конца жизни сохранила самые светлые воспоминания о Гоголе.
Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины
Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.
Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.
Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.
Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.
Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.
Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.
Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.
Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.
После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.
Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.