Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» (восприятие, толкование, оценка)
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Близнецы» было написано Ф.И. Тютчевым в начале 50-х годов. Впервые опубликовано – в 1886 году. В 1857 году поэт по памяти вписал это произведение в альбом Н.В. Гербеля, поэта и переводчика. Текст этой редакции отличался от традиционной и, по мнению исследователей, явно уступал ей в художественном отношении. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. Основная тема – трагическая окраска лучших человеческих чувств, соседство любви и смерти.
Стихотворение развивает идею полярности и дуализма мира, прочно занявшую свое место в художественном мире Тютчева. В первой строфе поэт утверждает родство двух явлений – Сна и Смерти:
Есть близнецы – для земнородных Два божества, – то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он…
Характерно, что сравнение здесь не является абсолютным: кротость и угрюмость присущи обоим этим явлениям, то есть они очень близки. Вместе с тем, они и далеки друг от друга. Это не двойники, они не повторяют друг друга, а скорее спорят. Один женского рода, другой мужского. Каждый имеет свое значение. Хоть они и совпадают, они же и враждуют.
Во второй строфе поэт обращается к другой «чете», отмечая ее обаянье для людских сердец. И в этом смысле вторая строфа как будто противопоставлена первой. Это подчеркнуто и союзом «но», стоящим вначале:
Но есть других два близнеца — И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней, Ей предающего сердца…
Эти стихи уже звучат иначе. Здесь мы слышим страстное утверждение губительной красоты и обаянья этой четы.
Но затем это противопоставление снимается. В третьей строфе поэт называет союз Любви и Самоубийства «кровным, не случайным». Так, мы вновь возвращаемся к первой строфе, вспоминая о кровном родстве («брат с сестрою»). И здесь уже поэт сближает первую и вторую пару:
Союз их кровный, не случайный, И только в роковые дни Своей неразрешимой тайной Обворожают нас они.
Тайна эта – в самой крепости этого союза, в их кровных, нерасторжимых узах. Тайна эта – неразрешима. Именно поэтому она так привлекательна для людских сердец.
Четвертая строфа является кульминационной в развитии этой темы. Поэт уже не скрывает своего восторга этой четой, своей упоенности. Эти чувства подчеркнуты восклицательной интонацией и напряженным синтаксическим строем строфы, представляющей собой одно сложное предложение:
И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
Здесь явно звучат романтические мотивы, мы вновь вспомним пушкинские строки:
Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья.
Самоубийство и Любовь влекут к себе и ум, и чувства человека. Как точно замечает Я.О. Зунделович, «если чета эта прежде всего берет в плен человеческие сердца, то воздействует она… и на разум, увлекая его очарованием неразрешенной тайны: все существо человека оказывается вовлеченным в губительный водоворот, где и разум, и чувства одинаково становятся игрушкой. Так утверждает Тютчев роковую слитность интеллектуального и эмоционального в миги, когда человек охвачен «избытком ощущений»».
Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – обозначение первой четы – Смерти и Сна. Вторая часть – характеристика и анализ неразрывного союза Самоубийства и Любви.
Стихотворение написано катренами, рифмовка – перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в роковые дни»), сравнение («Как брат с сестрою дивно сходных…»), антитезу («Когда кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней»).
Стихотворение «Близнецы» отражает мироощущение Тютчева. Переживание поэтом любви мы должны рассматривать в контексте его общего мироощущения. Любовь для него – это всегда трагедия, гибель, «поединок роковой», «когда кипит и стынет кровь». Общее ощущение двойственности, полярности мира пронизывает у Тютчева и это чувство, прекрасное и страшное одновременно.
МегаШпора в соцсетях:
Средства выразительности
Используя простые слова, употребляя в миниатюре наименьшее число языковых средств выразительности, автор правдоподобно рисует картину:
Чтобы ярче продемонстрировать чувства персонажей, писатель применяет глаголы с мощной окраской (грозились, пылали, корчились). Эмоциональную неприязнь родственников в начале произведения автор подчеркивает при помощи дефиса. В миниатюре этот символ используется в качестве разделительной черты, которая не дает персонажам заключить соглашение, достигнуть договоренности.
Особое место в произведении отведено рефрену
Это слово «одинаково», используемое писателем во время описания конфликта между родственниками, акцентирует внимание на создании малопривлекательности момента, а также на том, что лирического героя ошеломляет происходящее. Никто не сможет остаться равнодушным к тому, как отвратительно ведут себя близнецы, чувствуя отвращение, постоянно ссорясь между собой
Эту мысль Тургенев старается донести в своем проекте до читателя посредством анафоры.
Тем не менее, хоть автор и рассказывает о взаимоотношениях близнецов, главную мысль стихотворения в написании проверочного сочинения в 7 классе нужно рассматривать шире.
Писатель всем сердцем ощущал разрозненность и конфликтность человечества, поэтому призывал людей обращаться к ближнему так, как к самому себе.
Источник
Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»
Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.
Стихотворение «Близнецы» оптимистичным назвать сложно. Напротив, оно пронизано чувством разочарования, которое усиливается к финалу. В споре, как известно, рождается истина, но только не в таком, какой запечатлел Тургенев в данном стихотворении.
Близнецы, которые даже внешне похожи как две капли воды, постоянно враждуют. Они готовы обвинять друг друга во многих грехах, забыв библейскую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В данном случае абсурдность агрессивного поведения близнецов подчеркивается тем, что безыменные персонажи стихотворения являются «ближними» не в широком понимании этого слова. Они связаны кровными узами родства.
Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Чтобы доходчиво передать читателю свое негодование действиями близнецов, Тургенев не жалеет слов с эмоционально-экспрессивной окраской: ненавидели, корчились, пылали, сверкали, грозились, вырывались, искривленных, непримиримых, жутко… Понятно, что такая лексика не может смягчить вражду, а способна лишь усугубить проблему. Но автор и здесь верен своему выбору и готов к хирургическим методам.
Чувство антагонизма между ближайшими родственниками Иван Тургенев усиливает с помощью тире в первом абзаце. Этот знак препинания визуально похож на разделительную черту, которая разводит родных людей по разные стороны их жизненных баррикад.
В стихотворении речь идет о самых близких родственниках, но его идею стоит рассматривать шире. Тургенева волновали не только плохие отношения между близнецами, но и между чужими людьми. На склоне лет писатель особенно остро чувствовал разобщенность русского общества.
Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо. ) — Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко» ) — Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью. )
Стихотворение в прозе «Близнецы» было опубликовано после смерти И. С. Тургенева. Похожи, близки внутренне и внешне, друг без друга жить не могут. Это родные по крови, самые близкие.
— Какое слово является ключевым? Почему?
(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо. )
Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.
— Каково построение стихотворения?
(Спор, брань, близнец у зеркала, слова автора)
— Как строится первый абзац?
(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка». ) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо». )
тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.
Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.
Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.
— Но Тургеневу как будто мало этого слова «одинаково». ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов
Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить. )
Средства выразительности
«Близнецы» не богаты на средства выразительности. Витиеватым речевым оборотам Иван Сергеевич предпочел простой русский язык.
Стихотворение содержит аллегорию (образ близнецов). И это ключевой троп в произведении.
Не обошлось без сравнений: «…как две капли воды». Рефрен «одинаково» усиливает настроения лирического героя, а также делает описываемую ссору более реалистичной и неприятной.
Читайте по теме:
Как определить композицию стихотворения?
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ других стихотворений Тургенева
Эпитеты
Подобранные эпитеты отражают агрессивность и снова акцентируют внимание читателя на схожести близнецов:
- «искривленные губы»;
- «схожие глаза»;
- «одинаковый голос»;
- «бранные слова».
Олицетворение
Данный литературный прием в стихотворении отсутствует. Однако здесь есть анафора. Используются антонимы.
Тургенев пользуется лексическими повторами. В тексте есть фразеологизм: «как две капли воды». Встречаются цепочки однородных членов.
Анализ произведения
Для того чтобы подчеркнуть агрессивную среду, писатель использует слова, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, вроде: ненавидели, корчились, сверкали и других. Вполне естественно, что подобная лексика никоим образом не сможет смягчить всю проблему между враждующими близнецами. Наоборот, она еще больше отображает сложившуюся ситуацию. Тем не менее автор верен своему выбору и готов к самым радикальным методам, потому как иначе здесь ничего уже не получится исправить. Автор подчеркивает антагонизм с помощью тире в первом абзаце. Действительно, казалось бы, обычный знак препинания не может создать никакого яркого окраса, но в данном случае, он выступает в роли разделительной черты между двумя близнецами. Знак препинания в буквальном смысле разводит родных людей по разным сторонам баррикад, подчеркивает это, что несмотря на кровное родство, они являются разными людьми.
Удивительно, что Тургеневу удалось создать действительно интригующее произведение, которое заставляет читателя задуматься не только о своем собственном отношении к близким, родным людям, но и подумать о людях чужих. Во втором случае все намного хуже, так как люди привыкли враждовать между собой и совершенно незнакомый человек другому – своеобразный враг, который может в неподходящий момент вставить нож в спину. Об этом и говорит Тургенев в своем произведении – нельзя негативно относиться к людям, не только родным, но и незнакомым.
В первом предложении говорится о споре между двумя близнецами, то есть между ними происходит словесное состязание, борьба, в которой каждый из них пытается отстоять собственное мнение. Второе предложение – сплошная антитеза, противопоставление, так как есть что-то родное, но одновременно с этим и чужое.
Писатель намекает читателю о том, что злоба и ненависть способны разрушить все вокруг, в том числе и самого человека. Интересно то, что, по его мнению, все и заключается в личине человека, его словах, поступках и никак иначе. И с этим нельзя не согласиться.
Подобная тема активно обсуждается во втором абзаце произведения. Тут же можно отметить, что в произведении присутствует огромное множество глаголов. Не секрет, что глагол представляет собой действие. В произведении Тургенева «Близнецы» все так и есть, только здесь глагол подчеркивает разрушительное действие. Которое не несет в себе абсолютно ничего хорошего или позитивного.
Родство и схожесть близнецов в произведении Тургенев подчеркивает словами: «одинаково», «схожие», «те же самые». Эти слова объединяют самих близнецов, их поступки, но в данном случае от такого сходства становится страшно. Это сходство является «яблоком раздора» между двумя родными людьми и главное, чтобы в такой миг рядом находился человек, способный открыть обоим близнецам настоящую личину, показать их истинное лицо.
Фёдор Тютчев и «Близнецы»
Как уже было сказано – ключевыми тематиками произведения являются смерть и любовь. Благодаря художественному приему Тютчеву удается эффективно продемонстрировать читателям несовместимость этих понятий, их контрастность, различия, которые заключаются в них обоих. Несмотря на кажущуюся ясность для читателей этого аспекта, автор не забывает упомянуть еще и о сходстве смерти и любви, о котором почему-то многие люди чаще всего забывают.
Под «Близнецами» в стихотворении Тютчева понимаются именно чувства людей и их особенное состояние в эти самые моменты, когда их переполняет любовь и, когда на ее смену приходит смерть и погибель. В произведении в этих ролях выступают две пары близнецов, которые отчетливо демонстрируют нам все плюсы и минусы таких «явлений».
Условно стихотворение «Близнецы» разделим на две истории и рассмотрим их поближе. Первая история показывается со стороны таких явлений, как смерть и сон. Они оба практически идентичны друг другу, похожи донельзя, а в произведении писатель говорит об их сходстве так, будто они родные брат с сестрой. Конечно, несмотря на причудливое сходство, у них есть и разительное отличие, которое заключается в угрюмости первого и покорности второго. Впрочем, если всмотреться, то это не единственное различие между ними. Вторая часть стихотворения, а вернее ее главные действующие лица скрываются писателем, будто он хочет сохранить интригу либо дать пищу для размышления самому читателю. Он посвятил этим лицам центральную и финальную части произведения, впрочем, развязкой и ключом к пониманию всего происходящего будет последняя строка.
Писатель рассказывает нам о таких явлениях, как самоубийство и любовь. Эта пара эмоций обладает действительно уникальным «талантом». Они одновременно таинственны и непредсказуемы, но могут быть роковыми. Автор утверждает, что эта пара действительно по натуре своей имеет кровное родство, а их союз – неслучайный. Кроме того, эти чувства обладают особой властью, могуществом, о чем нам во время чтения становится ясно по таким лексемам, как: «обаяние», «обворожают». Оба этих явления доступны для обычных людей, причем каждый способен ощутить их неподдельную власть, мощность и силу. Противоречивость же этих главных действующих лиц произведения писатель объясняет оксюмороном «ужасное обаяние». Могущество, сила хаоса над «земнородными» практически идентична действию божественных сил: она умеет неплохо пугать собой, но и привлекает тайной, неразрешимой для обычного человеческого разума.
Далее писатель пытается буквально раскрыть всем читателям тайну воздействия на человека силы этих всех чувств и противоположностей. Конечно, это удается нелегко, но Тютчев употребляет метонимию, что несколько помогает подчеркнуть ему судьбоносный смысл сказанных слов. Вместе со всем Тютчев убежден в том, что у счастья нет будущего, по определению. Он полагает, что все предопределено заранее, чем-то свыше, вместе с тем у счастливых людей нет прошлого, а все, что мы привыкли думать на этот счет – лишь иллюзии, не больше. Человек, который называется по-настоящему счастливым – живет нынешним днем, и только им. Такой человек не думает ни о том, что происходило с ним некогда в прошлом, ни о том, что может произойти в будущем. Он наслаждается и радуется тому, что имеет сейчас, в данный момент, собственно, именно поэтому его можно назвать счастливым.
Таким образом, можно сказать, что писатель подчеркивает – любовь есть не что иное, как самое настоящее самоубийство. Человек, который любит кого-либо, счастлив именно сегодня, но у такого чувства нет ни завтра, ни вчера. Если люди расстаются, то они непременно представляют, что могло бы случится, произойти в дальнейшем и вспоминают прошлые радостные моменты. В стихотворении писатель «заглядывает» в любовь так, будто она являет собой самое настоящее воплощение роковой бездны, ведь, если любовь и самоубийство являются синонимами, то получается, что любовь – очень страшный грех. Писатель старается показать это читателю через слово. Он пытается донести до него, что в глубине души сугубо интуитивно у человека может происходит осознание чего-то непостижимого разумом.
Зато сон и смерть – они неизменны и будут существовать всегда, вне зависимости от чего-либо. Все остальное, что есть в нашем мире – иллюзии, которые мы сами придумываем, в которые начинаем верить.
Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»
Сущность мировоззрения Тютчева основывалась на столкновении противоположностей: любовь – ненависть, зло-добро, жизнь – смерть.
Стихотворение «Близнецы», написано в период страстной, но несчастной любви к Е. Денисьевой, относится к стихотворениям, основанным на слиянии противоположности.
Все стихотворение строится на противоположностях, выстроенных на грамматической и смысловой основе.
Композиция стихотворения состоит из четырех четверостиший. Начинается произведение с жизнеутверждающего слова «есть», которое в контексте стихотворения воспринимается как некий закон бытия: мир существует, мы есть в мире. Далее поэт говорит о божественном законе, который играет огромную роль: в мире есть два божества – Смерть и Сон. Автор сравнивает эти два божества, понимая, что они не могут существовать друг без друга, близки друг к другу как брат с сестрой, но при этом очень различны, что бывает и в обычной жизни во взаимоотношениях близнецов и двойняшек. Близнецы обычно схожи внешне, но различны по характеру, как будто дополняя друг друга. Это вертикаль Бытие — Небытие, Космос — Человек.
Второе четверостишие тоже начинается со слова «есть», но дальше идет характеристика других близнецов, сотканных из противоречий, при этом находящихся в родстве.
Третье четверостишие – попытка раскрыть читателю тайну воздействия на человека союза этих близнецов. Тютчев вновь употребляет метонимию – часть вместо целого, сходство очень узнаваемо, но читатель напряжен, загружен мыслями, потому что в этом четверостишии много определений, хранящих в себе судьбоносный смысл.
Тютчев считает, что у счастья нет будущего, все предопределено заранее, но нет и у счастливых прошлого, это всего лишь иллюзии. Счастливый человек живет сегодняшним днем, не думая ни о том, что было, ни о том, что может быть. Он наслаждается тем, что есть.
Поэтому и любовь в понимании поэта – синоним самоубийства. Влюбленный человек счастлив сегодня, но у любви нет завтра и нет вчера. В случае расставания лишь человек будет вспоминать то, что было и представлять, что могло бы быть.
В мире существует лишь сон и смерть. Все остальное иллюзии.
В своем стихотворении Тютчев заглядывает в любовь будто в бездну роковую, ведь раз любовь и самоубийство – одно и то же, любовь – страшный грех. Поэт через Слово пытается показать читателю, что лишь в глубине души, иногда почти интуитивно, на уровне сознания, происходит осознание всего неуловимого, непостижимого разумом.
Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему
Темы, проблема, настроение
Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.
Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.
Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.
Популярные темы анализов
Детство у Николая Некрасова была не самая легкая и счастливая, он познал очень много горя. Все свое детство он провел в родовом имении, где управлял всем отец тиран. Он очень жестоко относился как к своим подчиненным, так и к своей семье.
Точно неизвестно, когда Есенин написал стихотворение «Зима». Предположительно оно было создано ещё тогда, когда будущий великий поэт посещал школу. Увы, там не нашлось ни одного преподавателя, который разглядел бы в мальчишке
У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,
Есть в русской литературе направление, которое называется «крестьянская поэзия». В этом ключе писали Есенин и Некрасов. В этом направлении писал и Иван Суриков. Только почему-то первых двух помнят, а его забыли. Все знают Сурикова – художника,
Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,
Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»
Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.
Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо.) — Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко») — Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.)
Какое слово является ключевым? Почему?
(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)
Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.
Каково построение стихотворения?
Как строится первый абзац?
(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)
тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.
Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.
Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.
Но Тургеневу как будто мало этого слова «одинаково». ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов
Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)
Почему подводит к зеркалу? («Сказка о мёртвой царевне» — обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.
«На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)
Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?
(Умейте сдерживать себя, свои чувства.)
И опять многоточия. Их роль?
(Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.) Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что
Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы
Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.
Тема стихотворения
В произведении автор рассматривает проблему человеческих отношений. Главными героями выступают братья-близнецы. Они схожи друг с другом и внешним видом, и внутренними чувствами. Первоначально может показаться, что один — это продолжение второго. Однако, если заглянуть им в душу, можно увидеть, сколько боли и даже ненависти они испытывают друг к другу. Стоя у зеркала, близнецы сильно бранятся и ссорятся, как соперники, а не близкие люди.
Этот момент подчеркивает, насколько сложен мир отношений, даже если люди очень близки. Иногда бывает сложно отделить положительные моменты и качества от отрицательных. Однако автор старается донести до читателя, что нельзя решить проблему посредством ругани и выяснения отношений. Только любовь и понимание могут привести к согласию и гармонии в отношениях. На этих чувствах держится и строится вся человеческая жизнь.
Родные братья в процессе брани вспоминают все бывшие промахи и провинности. В порыве гнева они забывают одну из главных библейских заповедей, что ближнего необходимо любить, невзирая ни на какие его грехи. Родные и близкие люди должны поддерживать друг друга и помогать. Но герои произведения настолько увлеклись своими враждебными чувствами, что совсем забыли о своих родственных чувствах.
Писатель даже не пытается показать причину спора двух братьев, это вовсе не важно в этой ситуации. Он подводит одного из них к зеркалу, чтобы показать, что он ведет враждебную беседу сам с собой
Злоба, проклятие и ненависть, поселившаяся в душе каждого, способна только на разрушение отношений и даже своего внутреннего мира. Образом близнецов автор хотел показать единство людей и сходство их между собой. Чтобы быть счастливым, необходимо любить, быть в гармонии с окружающими и с собой.
Образ близнецов Тургенева аллегорический. Автор хотел показать, что братья не только похожи между собой, они просто отражение друг друга. Но это не мешает им жестоко браниться, буквально захлебываясь от ненависти и злости.