Петровых мария стихи

"разлука" - анализ стихотворения александра сергеевича пушкина

Содержание и техника

Как было упомянуто выше, написал Пушкин стихотворение «Разлука» (анализ которого мы уже начали) в 1817 году, когда к завершению подходила его учеба в Царскосельском лицее. За это время поэту удалось найти много верных друзей. Он был предан своим товарищам и ценил дружбу, вознося ее на пьедестал. Когда учеба подходила к концу, поэта сильно удручал факт предстоящей разлуки. Особенно расставание с Кюхельбекером, который за время учебы успел стать для Пушкина не просто другом, а почти братом. Первый вариант названия произведение так и звучал: «К Кюхельбекеру». Только спустя несколько лет, редактируя свои работы, Пушкин изменил название.

Пришло время расставания, и в последний раз все слушают его произведение. Так начинает свою работу Пушкин (стихотворение «Разлука»). Анализ этого утверждения можно подчеркнуть такими строками: «Последний раз в сени уединенья моим стихам внимает наш пенат».

Далее поэт обращается непосредственно к своему товарищу по перу и желает ему счастья, призывая познать, что есть настоящая любовь и свобода. Пушкин в роли лирического героя дает обещание хранить верность дружескому братству. Он говорит, что независимо от событий останется верным товарищам.

Чтобы выразить эмоции, поэт использует в произведении множественные метонимии, метафоры и персонификации. Само произведение создано при помощи четырехстопного ямба с чередованием охватной и перекрестной рифм.

Анализ стихотворения «Разлука»

<< Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Анализ стихотворения «Разлука». В последний раз, в сени уединенья, Моим стихам внимает наш пенат. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг. Прости! Хранимый небом, Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом! Узнай любовь, неведомую мне, Любовь надежд, восторгов, упоенья: И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине! Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (1820). Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру. Написано стихотворение в последние дни совместной жизни в лицее. А.С.Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться верным искусству. В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру всего хорошего, а в конце заверяет его в своей преданности и верности: «Святому братству верен я». Стихотворение проникнуто дружбой и искренностью. Автор использует метафору: «моим стихам внимает наш пенат»; Олицетворение: «И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине». Стихотворение написано четырехстопным ямбом с опоясывающей и перекрестной рифмами.

Слайд 35 из презентации «Александр Сергеевич Пушкин 6 июня (26 мая)1799- 1837»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Александр Сергеевич Пушкин 6 июня (26 мая)1799- 1837.ppt» можно в zip-архиве размером 793 КБ.

Пушкин о любви

краткое содержание других презентаций о Пушкине о любви

«Письма Пушкина к Гончаровой» — Александр Сергеевич заботился о каждом их шаге. Было в ней одно: красавица. «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу», — признается поэт. Украсить я всегда хотел свою обитель. «Жена – мой ангел». Любимый дедушка. Наталья Гончарова в письмах и стихотворениях А.С.Пушкина. Мой муж велел мне носить траур по нем два года.

«Пушкин стихи о любви» — Глава 1. Любовная лирика А.С.Пушкина. Шли годы. Введение. Поэт благодарен женщине даже за безответную любовь. С кем можно быть не хладным, не пустым? Глава 3. Любовные адресаты. Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? Только так поэт может передать свои впечатления о возлюбленных.

«Пушкин о женщинах» — «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Что было и не будет вновь… Но я был счастлив пять минут». (Из дневника А.С.Пушкина 29 ноября 1815 года). Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Анна Алексеевна Оленина. Адресаты лирики А. С.Пушкина. Мария Николаевна Раевская.

«Адресаты лирики Пушкина» — 8(3%)посланий обращены к театральным деятелям, художникам, скульпторам. Всего Пушкин написал 244 послания. 3(1%)стихотворения посвящены крепостным. М.И.Кутузов М.Б.Барклай-де-Толли А.А.Аракчеев Николай 1 Н.С.Мордвинов. Адресаты, которым посвящено наибольшее кол-во посланий. А.А.Дельвиг И.И.Пущин В.А.Жуковский Н.Д.Киселев В.К.Кюхельбекер П.Я.Чаадаев А.Н.Вульф А.П.Вяземский.

«Музы Пушкина» — Пушкин увлекался многими. « Души моей царицы …». Музы Пушкина. Анна Петровна Керн. Гончарова Наталья Николаевна. Что поражало всех в Гончаровой. Анна Алексеевна Оленина. Невесты, которых А. С. Пушкин намечал себе. Сонет «Мадонна». Любовная лирика. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Мария Николаевна Волконская.

«Женщины в жизни Пушкина» — Ризнич Амалия 1803 – 1825. Жена Пушкина. Пушкин познакомился с Воронцовой в Одессе в конце 1823. Евдокия Ивановна Голицына (1780-1850). Анна Алексеевна Оленина 11 августа 1808-18 декабря 1888 (80 лет). Екатерина Павловна Бакунина (1795—1869)

Княгиня Голицына не могла не обратить внимание на своего юного поклонника

Всего в теме «Пушкин о любви» 18 презентаций

Жанр, направление и композиция

Стихотворение «Разлука» написано в жанре дружеского послания, к нему нередко обращался Александр Сергеевич в лицейский период своего творчества. Этот жанр пришел в русскую поэзию неслучайно, он имеет древние корни, которые начинаются еще в Античности.

Изначально жанр послания использовался для обращений по политическим вопросам, позже он трансформировался и стал использоваться для дружеских посланий. Его характерными чертами являются: обращение к конкретному лицу, свободная форма изложения мысли, имитация личного письма.

В последний период перед разлукой Пушкин чувствует необходимость использования именно этого стихотворного жанра.

Романтизм

является тем литературным направлением, в котором творил ранний Пушкин. Все порывы молодой души вылились в ранней лирике поэта. Не стало исключением и стихотворение «Разлука», которое также романтическое.

Дружеский шарж Пушкина на Кюхельбекера

Композиция стихотворения является трехчастной, что позволяет условно разделить его на три тематические части:

  1. Предчувствие близкой разлуки, тревога по этому поводу.
  2. Напутствия и пожелания другу на его дальнейшую жизнь.
  3. Финальная часть является клятвой верности лицейскому братству и своему другу в отдельности.

Анализ «Прощанье» Некрасов

Анализ «Прощанье» Некрасов

«Прощанье» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Прощанье» было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К.И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н.Г.Чернышевский числил его среди своих любимых, о чём в том же 1931 г. К.И. Чуковскому успела сообщить О.С.Чернышевская (вдова ближайшего сотрудника и соратника поэта).

«Прощанье» обращено к А.Я.Панаевой, гражданской жене Некрасова, сюжет стихотворения – размолвка между ними.

Тяжело переживая семейные неурядицы, Некрасов и Панаева часто расставались, как думали, навсегда, разъезжаясь на месяцы, но всегда соединялись снова. Оба обладали непростыми характерами, были резкими и ревнивыми, но обоим нужны были эмоциональные встряски. Если бы не глубокие душевные переживания, не родились бы стихотворения, впоследствии объединённые в «панаевский цикл». В одно из расставаний и написано стихотворение «Прощанье».

Литературное направление и жанр

Интимная лирика поэта-реалиста – явление удивительное, почти невозможное, особенно поражавшее читателей 1850-х, для которых всё ещё привычны в лирической поэзии стереотипы романтизма. Глубокий психологизм, неповторимость каждой конкретной любви, невозможность ни любовь, ни разлуку предсказать, осмыслить и выстроить по стереотипу – в этом современники Некрасова видели необычность, почти неприличие его интимной лирики. В ней лирический герой, до боли напоминающий автора, бесстрашно открывал сокровенные тайны своей души, а его Муза и героиня была узнаваема и конкретна во всех её чувствах и поступках. Может быть, поэтому Некрасов и не опубликовал «Прощанье».

Тема, основная мысль и композиция

Тема – тяжесть разлуки для людей, которые не могут жить друг без друга и не могут жить друг с другом. Основная мысль: жизнь оказывается даже ещё сложней, чем кажется. Этой мысли подчинена композиция лирического сюжета. В экспозиции заявлена идея бытия как пути, который лирический герой, согласно бытовому стереотипу, должен пройти со спутницей жизни. Завязка – расставание на полпути, а всё развитие действия – мучительное переживание разлуки. Парадоксальная кульминация: вместо напряжения всех сил – полное обессиление («даже плакать нету силы»). Услужливый бытовой стереотип опять подсказывает выход: писать друг другу письма. Но неизбежна трагическая развязка – духовная смерть лирического героя в разлуке с любимой, а письма – лишь цветы на могилу умершего сердца.

Тропы и образы

Три тропа на девять строк – гармоническое соотношение, ставящее именно тропы в центр лирического сюжета, они – его скрепы. Разошлись на полпути – общеязыковая метафора, своей избитостью подчёркивающая очевидность представления о жизни как пути. Письма святы, как цветы с могилы, – напротив, неожиданное сравнение. Образ непоправимого отчаяния разлуки, которое не утешат никакие письма – метафора могила сердца моего. Лирический герой похоронил свою любовь в сердце, даже само сердце умерло для любви. Письма только напомнят о былом, разбередят душу, но это «милое» волнение.

В стихотворении всего два эпитета, и оба они относятся к одному, но главному слову «прости»: оно последнее и роковое.

В стихотворении дважды повторяется слово могила. Это углубление образа, который читатель в первый раз воспринимает как земную могилу, а второй раз – как душевную пустоту.

Повторение однокоренных слов «разлучились до разлуки» усиливает трагизм, заставляет вспомнить несостоявшуюся для Некрасова и Панаевой формулу венчания «Только смерть разлучит нас».

Размер и рифмовка

Стихотворение состоит из 9 строк и может считаться одной строфой, но рифмовка не совпадает с традиционной спенсеровой строфой (девятистишьем). Рифмовка стихотворения – аББаВгВВг – самобытная некрасовская.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение «Разлука» написано в жанре дружеского послания, к нему нередко обращался Александр Сергеевич в лицейский период своего творчества. Этот жанр пришел в русскую поэзию неслучайно, он имеет древние корни, которые начинаются еще в Античности. 

Изначально жанр послания использовался для обращений по политическим вопросам, позже он трансформировался и стал использоваться для дружеских посланий. Его характерными чертами являются: обращение к конкретному лицу, свободная форма изложения мысли, имитация личного письма. 

В последний период перед разлукой Пушкин чувствует необходимость использования именно этого стихотворного жанра.

Романтизм является тем литературным направлением, в котором творил ранний Пушкин. Все порывы молодой души вылились в ранней лирике поэта. Не стало исключением и стихотворение «Разлука», которое также романтическое.

Дружеский шарж Пушкина на Кюхельбекера

Композиция стихотворения является трехчастной, что позволяет условно разделить его на три тематические части:

  1. Предчувствие близкой разлуки, тревога по этому поводу.

  2. Напутствия и пожелания другу на его дальнейшую жизнь.

  3. Финальная часть является клятвой верности лицейскому братству и своему другу в отдельности.

“Товарищам” (“Прощанье”) анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение “Товарищам” (“Промчались годы заточенья”) написано Пушкиным в 1817 г., перед самым выпуском из Лицея, и посвящено этому событию. Пушкин попал в число первых выпускников. В Лицей принимали дворянских детей, мальчиков. Цель создания Царскосельского лицея состояла в подготовке выдающихся государственных деятелей, интеллектуальной элиты.

Поэтому лицеистам давали широкие знания по разным предметам, их учили мыслить, готовили к труду на благо России. На гербе Лицея было написано: “Для общей пользы”.

Первый выпуск состоял из 29 человек; 17 человек были отправлены на гражданскую службу, 12 – на военную.

Стихотворение при жизни Пушкина напечатано не было. В первой редакции оно называлось “Товарищам”, затем – “Прощанье”.

Литературное направление, жанр

При этом автор раскрывается как личность, чуждающаяся каких-либо рамок и условностей. Стихотворение написано живым разговорным языком. В нем – весь проявившийся в дальнейшем гений Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – размышления о выборе жизненного пути

Основная мысль: самое важное для лирического героя – не выбор одного из путей службы отечеству (штатская служба или военная), а возможность свободно мыслить и самому решать свою судьбу

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – рассказ о скором прощанье и разлуке с друзьями, после чего каждый пойдет своей дорогой. Вторая часть описывает судьбу выбравших военную или штатскую службу.

В последней части лирический герой противопоставляет себя и тем, и другим, считая их достойными лучшей участи.

Сам лирический герой не стремится к почестям, а живет лениво, “во всем судьбе послушный”. Он отвергает традиционные представления об удачной дворянской судьбе, предпочитая свободомыслие, даже под угрозой наказания.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка преимущественно перекрестная, но иногда она сбивается на парную, так что с 5 по 15 строку рифмуются пятистишья: АбАбб и ВгВВг.

Такая неровная рифмовка приближает речь к разговорной.

Тропы и образы

В первой части возникает образ Лицея как дома. Пушкин называет время, прожитое в Царском Селе, годами заточенья. Действительно, комнатку свою размером 4 м на 1,5 м с видом на двор и церковь Пушкин называл кельей. Молодому человеку хочется вырваться в свет: “Зовет нас света дальний шум”.

Но и разлука с “милыми друзьями” тяготит его. Насколько крепкой была дружба, показало время.

Неизведанное будущее описано в первой части с помощью метафор: промчались годы заточенья, разлука ждет нас, зовет нас шум света, всякий смотрит на дорогу. Эпитеты характеризуют мысли о будущем – гордые, юные думы.

Во второй части лирический герой рассуждает о двух путях, которые предлагались выпускникам Лицея. Одни избрали военную карьеру, но при этом они вынуждены прятать свой ум под кивером (гусарским головным убором). Это аллегория военной службы, делающей человека несвободным.

Лирическому герою она представляется бесполезной (махать саблей, мерзнуть на параде, ходить греться в караул).

Не лучше и судьба чиновника. Он жертвует не умом, а честью. Рожден быть вельможей, но вынужден пресмыкаться “у плута знатного в прихожей”, потому что избрал, полюбил “не честь, а почести”.

Его лирический герой называет покорным шутом (эпитет и метафора).

В третьей части Пушкин описывает собственное жизненное кредо, совпадающее с помыслами лирического героя. Он послушен судьбе (метафора), “беспечной лени верный сын” (эпитет и метафора), не стремится ни к военной службе (“не рвусь я грудью в капитаны”), ни к гражданской (“не ползу в асессора”). Слова капитаны и асессора – это аллегории военной и гражданской службы.

С помощью аллегорий Пушкин описывает собственную позицию. Красный колпак санкюлота (простолюдина времен Великой французской революции) – аллегория вольнодумства и свободолюбия. Шишак (старинный воинский головной убор) – аллегория наказания за свободомыслие, солдатчины.

Распахнутый жилет – аллегория беспечной лицейской жизни.

Составление плана

Анализ стихотворения Пушкина «Разлука» по плану гораздо проще написать

Разберем, на что же необходимо обратить свое внимание в стихотворении

Первым делом для анализа стихотворения Пушкина «Разлука» нужно описать содержание произведения. Иными словами, нужно сказать, о чем это стихотворение. Здесь же нужно указать идейный замысел автора и жанр, к которому относится творение.

Второе, что нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Разлука», – это техника написания произведения. Здесь нужно сказать несколько слов о ритмике, рифме и стилистическом направлении.

Третьей частью анализа стихотворения Пушкина «Разлука» стало использование конкретных образов и отношение самого автора к той проблеме, которую он поднимает в произведении. Здесь также необходимо указать и свое мнение о прочитанном, выделить какие-либо части, которые смогли задеть собственные чувства. Необходимо так же сделать небольшой обобщающий вывод о прочитанных строках.

Средства художественной выразительности

Эпитеты

Для более точной передач, заложенных в стихотворении смыслов, автор использует средства художественной выразительности. Пушкин применяет очень яркие эпитеты для передачи своего душевного расположения, любви и привязанности к лицейским друзьям. 

Мы встречаем такие эпитеты как «милый», «верный», «хранимый», «родимого», все они передают чувство глубокой нежности.

Метафоры

Для иносказательности Пушкин использует метафоры, это средство также помогает в передаче чувств, только делает это более ярко. 

В стихотворении встречаются следующие метафоры: «в сени уединенья», «верный круг», «внимает наш пенат», «в огне ли смертной битвы». Метафоры иносказательно называют одно понятие при помощи другого.

Сравнения

Еще одним, используемым Пушкиным средством художественной выразительности, является сравнение. Скрытое сравнение используется при сопоставлении лицейских товарищей с братством, а сложившиеся доверительные отношения между ними сравниваются с «верным кругом».

Стихотворение «Разлука», написанное в предчувствии тяжелого расставания пронизано у Пушкина тревогой, волнением о будущем, причем не только своем, но прежде всего о будущем товарищей, которые стали для него уже братьями. Уже пробил час разлуки, и поэт это остро чувствует. 

Прочитывается между строк и чувство ностальгии, охватившее поэта, когда он писал это стихотворение. Ведь именно ностальгия по прожитым в этих стенах годам совместно с товарищами по учебе и светлая печаль об этих уходящих годах и является толчком к созданию этого стихотворения.

Внимая ужасам войны (Н. Некрасов);

Песня о друге (В. Высоцкий);

Честная бедность (Р. Бернс);

Знайте (З. Гиппиус);

Забелелся туман за рекой (Ф. Сологуб);

Родное (Д. Мережковский);

Ты кончил жизни путь (Д. Байрон);

Уступи мне. скворец… (Н. Заболоцкий);

Братские могилы (В. Высоцкий);

У птицы есть гнездо… (И. Бунин);

Соловьи (А. Фатьянов);

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разлука»

12 декабря 2015

Оно было составлено в годы, когда заканчивалось обучение поэта и В. К. Кюхельбекера. Автор именно ему посвятил это произведение. Но потом название изменилось. Само произведение имеет один столбец, имеющий размер в 18 строчек.

В нем проскальзывает возвышенность, а так же грусть, потому что приходится разлучаться с лучшим другом. Но Пушкин желает ему всего хорошего, и говорит, что будет ему верен и предан. Все строки наполнены честностью и товариществом. Основная идея этого стиха заключена в том, что автор говорит о сохранении дружбы и после того, как они закончат лицей «Где б ни был я».

Автор представляется человеком лирики, в этом небольшом произведении он применяет разного рода выражений: «Моим стихам внимает наш пенат». Так он говорит о своем учебном заведении, потому что за время обучения, он стал поэту вторым домом. Очень тепло отзывается Пушкин о месте обучения.

В 1825 году перед тем, как сдать стихотворение на публикацию, поэт сделал еще небольшие исправления в художественном плане, а также немного смысл изменил. «Не разлучайся,…, С фортуной, дружеством и Фебом». Так звали из Древней Греции бога, который покровительствовал творчеству.

Поэт в этом стихотворении хотел сказать своему товарищу то, что он должен был верен тому. Что представлялось в молодые годы. Еще быть свободным, и верным своему творчеству. «Святому братству верен я», говоря так Пушкин, имеет в виду свою дружбу с Кюхельбекером.

Здесь применяется поэтом олицетворение. Поэт пишет о пожеланиях своему близкому другу. Он говорит о том, чтобы была жизнь у него безо всяких перепадов, а также счастливой. Само стихотворение было написано в такой немного лирической форме. В нем чередуются перекрестные и охватные рифмы. Произведение выполнено в лирическом мотиве. Здесь чувствуется нахлынувшая печаль, уныние и тоскливость.

Расставание неизбежно, но так не хочется. Чтобы чувства выражались сильнее Пушкин применяет в стихотворении метафоры и олицетворения. Он написал это произведение в ямбе четырехстопным. А настроение придает ему то, что происходит чередование рифм охватных и перекрестных.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Разлука»

Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру и в первой редакции так и называлось — \»К Кюхельбекеру\», но впоследствии автор сочинение с изменил название. Написано стихотворение было в последние дни совместной жизни в лицее. Сҭихотворение состоиҭ из одной строфы в восемнадцать строк. В них звучиҭ возвышенная нота (\»Прошли лета соединенья. \») В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру блага, а в конце заверяет его в своей преданности и верности. Вообще, стихотворение проникнуто дружбой и искренностью. Основная идея заключается в том, что автор обещает сохранить дружбу и после разлуки, после окончания Лицея: \»Где б ни был я. святому братству верен я\». Лирическим героем является сам автор. Пушкин в этом стихотворении использует различные метафоры: Моим стихам внимает наш пенат. \»Пенатом\» Пушкин называет Лицей, который стал для него вторым домом, родным для сердца местом. \»Прошли лета соединенья,\» — так пишет автор о годах, проведенных в стенах Лицея. Оҭделывая стихотворение весной 1825 г. перед публикацией, Пушкин, среди исправлений художественного порядка, сделал одно существенное смысловое изменение; в стихах: Не разлучайся, милый друг, С форҭуной, дружеством и Фебом — поэҭ иправил второй стих: С свободою и Фебом. Феб — древнегреческий бог-покровитель искусств. Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться свободным и верным искусству. Святому братству верен я. Под \»святым братством\» поэҭ подразумевает дружбу, связывавшую Пушкина с Кюхельбекером. Также использовано олицетворение: И дни ҭвои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой ҭишине. Автор желает своему другу спокойной и счастливой жизни. \»Разлука\» написана четырехстопным ямбом, перекрестные и охватные рифмы чередуюҭся.

Автор сочинения: Абдрахманова Алена

Права на сочинение «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Разлука принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева 2 вариант

Стихотворение «Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.Эпитеты – «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”.Гипербола – «Как после вековой разлуки…”.Олицетворения – «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”.Метафоры – «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.Аллитерация – повторение звуков «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п”.Ассонанс – повторение гласных звуков «о”, «а”, «е”.Анафора – «Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”.Градация – «Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Тема

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: «Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела «милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – «время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – «и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: «жизнь заговорила вновь”.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”, метафоры: «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”, гипербола: «Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п” (аллитерация). Например, звук «т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков «о”, «а”, «е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора («Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”), и градация («Бывают дни, бывает час”).

История создания стихотворения

Стихотворение «Разлука», написанное в 1817 году, входит в лицейский цикл стихотворений Александра Сергеевича. Этот цикл посвящен годам учебы поэта в Царском Селе. В него входят произведения, написанные за этот период его жизни, немало из них посвящены его лицейским друзьям. 

Также и это стихотворение имеет непосредственного адресата, Вильгельма Карловича Кюхельбекера, сокурсника Пушкина, его лицейского друга, поэта и известного декабриста.

Стихотворение было написано в период окончания учебы в лицее, когда поэт предчувствовал и остро переживал предстоящую разлуку с лицеем и друзьями. Заветный час был близок и тревога нарастала.

Тема

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: