Н.в. гоголь «вечера на хуторе близ диканьки»: описание, герои, анализ цикла произведений

«вечер накануне ивана купала»,

Краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купала» подробно

Историю эту, местный дьяк Фома Григорьевич узнал от родного деда, который в жизни своей никогда не лгал. А тому поведала об этом его тётушка, уже более ста лет этой истории. В давние времена в бедном хуторе появился несметно богатый человек жуткой наружности.

Одаривал он жителей щедрыми подарками просто так. Да только тех, кто его дары принимал, начинала донимать всякая нечисть. Люди прозвали его Басаврюком и считали не иначе как дьяволом в человеческом обличье.

В том же хуторе жил Петро Безродный, был он хорош собою, только беден. Ходил юноша в работниках у старого казака Коржа. У Коржа была дочка Пидорка, девица редкой красоты, и полюбили они с Петром друг друга. Узнал об этом отец девушки, хотел парня высечь, но остановил его шестилетний брат Пидорки, Ивась.

Тогда Корж прогнал Безродного, а дочь-красавицу решил замуж выдать за богатого заезжего ляха. Так горевала Пидорка, что хотела даже с жизнью проститься. Рассказал Ивась Петру, что сестра его задумала.

Напился парень с горя, а Басаврюк тут как тут: пообещал парню два мешка чистого золота за одну услугу. Чтоб вернуть свою возлюбленную, не раздумывая, заключил Безродный уговор с нечистой силой. В ночь на Ивана Купала должен был Петрусь прийти в означенное место в лесу и сорвать цветок папоротника.

Так и сделал. Вмиг зашипела кругом нечисть и явилась перед ними старая скрюченная ведьма Яга. Старуха указала место, где под землёй зарыты были несметные сокровища, но, чтобы их достать, должен был Петро пролить невинную кровь.


Привели на поляну дитя, накрытое белым полотном, и приказала ведьма отрезать ему голову. Опешил Петрусь, сдёрнул простыню и увидел, что ребёнком этим оказался Ивась, братик его ненаглядной Пидорки.

В ярости кинулся он на старую ведьму с ножом, но Басаврюк остановил Петруся, напомнив про уговор. Яга топнула ногой и как сквозь хрусталь, показались под землёй горы червонцев и драгоценных камней. Тогда глаза Петра загорелись, ум помутился и словно безумный, схватил он нож и обезглавил безвинное дитя.

А потом стремглав побежал из леса, уснул на своей лежанке мертвецким сном.

Когда Петро проснулся, в ногах у него стояли два мешка, полные золотых червонцев, да только откуда они взялись, вспомнить юноша не мог, как ни старался.

Услыхал Безродный, что Ивася цыгане украли, но даже лица мальчика вспомнить не мог. Старый Корж, узнав о богатстве Петра, без лишних слов отдал Пидорку за него замуж.

Свадьба гремела на всю округу. А после того молодого мужа будто подменили. Петро перестал разговаривать, сидел на одном месте и силился вспомнить что-то. Измучилась Пидорка за год, что только ни делала, чтобы мужу помочь.

И решилась привести к нему старую колдунью, что жила на окраине леса и умела лечить все хвори. Было это как раз накануне Ивана Купала.

Как только вошла старуха в избу, узнал Петрусь в ней ту самую ведьму и всё вспомнил. Швырнул Петро топором в Ягу, а на месте ведьмы возник Ивась, весь в крови. Пидорка рванулась на помощь брату, но видение исчезло, а дверь захлопнулась так, открыть её никто не смог.

А когда всё же открыли, в комнате уже было пусто, только в мешках вместо золота черепки остались.

Больше Безродного Петра никто никогда не видел. Пидорка вскоре тоже ушла из хутора, люди поговаривали, будто видели её в Киеве монахиней в Лавре. А в тот день, когда исчез Петро, снова Появился Басаврюк, чтобы с помощью добрых молодцев добывать сокровища. И долго ещё всякая бесовщина пугала по ночам местных жителей.

«Вечер накануне Ивана Купала» краткое содержание повести Гоголя

Дьячок Фома Григорьевич, хотя и не любил рассказывать одну и ту же историю, узнав, что его история была напечатана, а теперь ее возит «панич в гороховом кафтане», заявил, что все это брехня, и начал рассказывать заново.

Его дед рассказал ему историю о тех временах, когда Диканька была еще самым бедным хутором. Часто там показывался Басаврюк — человек, которого лучше было назвать дьяволом в человеческом обличье. Стоило взять от него подарок, как ночью появлялась какая-нибудь нечисть и принималась душить за шею, если это было монисто,

кусать за палец, если это был перстень, или тянуть за косу, если это была лента.

Взгляд этого человека вызывал ужас, в церковь он не ходил.

Жил в селе казак Корж, у которого была красивая дочь Пидорка. Полюбилась она его работнику Петру Безродному. Девушка тоже полюбила парня, даже позволила поцеловать. Корж, увидев целующуюся парочку, прогнал Петруся, а дочь решил отдать за богатого ляха.

Когда Ивась, шестилетний брат Пидорки, сообщил Петру, что дело уже идет к свадьбе, отправился юноша в шинок, где встретил Басаврюка.

Напившийся с горя Петрусь согласился выполнить его поручение как раз в ночь на Ивана Купалу,

когда цветет папоротник и случаются чудеса. В полночь пробрались они к трем пригоркам, где нужно было сорвать цветок папоротника и не оглядываться, даже если будет страшно. После появился сам Басаврюк синий, как мертвец. Приказал он отдать папоротник красавице и делать все, что она прикажет, иначе пропадет навеки. «Красавицей» оказалась старуха-ведьма, забрала она цветок, что-то долго над ним шептала, спрыскивая водой. Велела она после этого бросить цветок, но когда Петрусь бросил его вверх, не упал цветок на землю, а раскрылся и плыл, как лодка, по воздуху.

Когда же стал меньше макового зернышка и опустился на землю, Басаврюк приказал в этом месте копать.

Взял Петр в руки заступ, принялся копать и наткнулся на сундук, окованный железом. Хотел он его в руки взять, но сундук стал уходить в землю. Раздалось ведьмино шипение: «Не видать тебе золота, пока не прольешь кровь человеческую». Подвела ведьма ребенка, накрытого белой простыней, и подала знак, чтобы Петрусь отсек ему голову.

Обомлел юноша, сдернул простыню, а там Ивась, младший брат Пидорки. Растерялся юноша, но ведьма топнула ногой, и все, что под землей, стало видимым: золотые червонцы и драгоценные камни.

Помутился ум у парубка, схватил он нож, и кровь безвинного ребенка хлынула ему в лицо. Раздался дьявольский хохот, ведьма пила кровь из обезглавленного трупа, а Петрусь бросился бежать, влетел в свою каморку и заснул мертвым сном. Очнулся только на третий день и обнаружил в ногах у себя два мешка с золотом.

Не помнил он ничего, даже откуда взялись мешки.

Корж, увидев эти мешки, сразу подобрел и сказал, что Петр для него всегда был как сын родной. Пидорка рассказала, что Ивася украли проходившие цыгане. Вскоре сыграли молодые богатую свадьбу и зажили, «словно пан с панею». Только люди все гадали, откуда пришло богатство. Понимали, что неспроста все это.

А тут еще Басаврюк пропал. Петрусь же целыми днями молча сидел, будто пытался вспомнить: вот он пришел в шинок, начал пить водку, а кто-то вдруг бьет ему по плечу. Дальше все туманом покрыто, и пот катится по лицу, после чего Петрусь в изнеможении падает.

Чего только не делала Пидорка, чтобы вылечить своего мужа, но ничего не помогало. Прошел год, Петрусь вовсе разумом помутился: весь оброс, одичал, все время сидел возле мешков с золотом и силился что-то вспомнить. Решилась Пидорка на последнее средство: отправилась она к колдунье, которая жила в Медвежьем овраге.

Долго уговаривала ее прийти к ним в избу, наконец уговорила, как раз в ночь накануне Ивана Купалы.

Петрусь, лежавший на лавке в беспамятстве, вглядевшись, задрожал, захохотал и страшно закричал: «Вспомнил!» Он с силой бросил в старуху топор, старуха пропала, а на ее месте оказался мальчик лет семи. Пидорка бросилась к пропавшему брату, но привидение порылось кровью с ног до головы и осветило всю хату. Девушка в ужасе выбежала, и двери захлопнулись.

Когда люди вбежали в хату, на месте Петруся осталась кучка пепла, а в мешках вместо золота оказались черепки.

Пидорка ушла на богомолье, и земляки видели в Киевской лавре похожую на нее монахиню, высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся. Зато вновь появился Басаврюк, которого теперь все сторонились, потому что поняли: он воплощение сатаны, принимающий человеческий облик, чтобы открывать клады. Люди побросали землянки и перебрались в село, а шинок был разрушен.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дьячок рассказал своим слушателям о чудном деле, о котором поведал ему дед. Раньше на месте села стоял хутор, на нём часто появлялся и пьянствовал Басаврюк. Это был дьявол в образе человека.

У казака Коржа была дочка-красавица, Пидорка. Её полюбил Петро, работник Коржа, но отец девушки решил выдать её за богатого ляха.

Узнав об этом от Ивася, шестилетнего брата девушки, Петро пошёл с горя в шинок и встретил там Басаврюка. Тот пообещал много денег за одно дело. Следующим вечером, накануне праздника Ивана Купала, они пошли по болотам. Велел Басаврюк Петру сорвать папоротник, как только он зацветёт. Когда Петро сорвал цветок, вокруг всё зашумело. Показалась избушка, из неё выбежала собака, превратилась она в кошку, а кошка — в старуху. Басаврюк сказал Петру слушаться её. Указала ведьма парню в земле клад, но сундук нельзя было достать, так как он уходил всё глубже. Старуха сказала, что клад Петро получит, если достанет человеческую кровь, и подвела к нему мальчика Ивася. Петро ударил его ножом, и ведьма выпила кровь Ивася. Петро прибежал домой. Проспав двое суток, он ничего не помнил и, увидев мешки с золотом, не понял откуда они.

Корж, узнав, что его работник разбогател, отдал ему дочь в жёны. Вскоре Петро стал не в себе: молчал, смотрел на мешки с золотом и всё хотел что-то вспомнить. Уговорила жена колдунью помочь Петру, но тот, увидев старуху, крикнул, что вспомнил, метнул в неё топор, но не попал. Ведьма исчезла, а в хате стоял Ивась. Сестра кинулась к брату, но тут хата осветилась красным светом от крови, которой покрылся мальчик. В испуге Пидорка выбежала в сени, а когда хотела вернуться, чтобы помочь брату, дверь не открылась. Сбежались люди, высадили дверь. В хате никого не было, только дымился пепел на месте, где стоял Петро. В мешках же были черепки.

Пидорка ушла на богомолье и не вернулась больше в хату. А Басаврюк объявился в тот же день, когда исчез Петро. Люди поняли, что это сатана, принимающий облик человека. Чтобы завладеть кладами, которые не даются нечистой силе, он заманивает хлопцев. Хуторяне переселились в село, но Басаврюк и там пугал их.

Сейчас в селе всё спокойно, но иногда слышно, как в старом шинке при дороге всхлипывает чёрт.

Краткое содержание «Вечер накануне Ивана Купала»

Когда Диканька ещё была бедным селом, часто наведывался туда бродячий казак по имени Басаврюк. Селяне считали, что он связан с нечистой силой, ведь любой принявший от него подарок мучился кошмарами и видениями. В это же время жил в селе молодой парубок Петрусь, страстно влюбленный в дочку зажиточного казака Коржа, девушку звали Пидорка. Получив отказ, убитый горем Петрусь идет в корчму и там встречает Басаврюка. Последний, выслушав рассказ молодого парня, обещает ему помочь разбогатеть. Недолго думая, Петрусь соглашается. По уговору должны были они вдвоем пойти в лес, а там найти и сорвать цветок папоротника, который цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купала. После долгих поисков они находят поле с цветами и Басаврюк приказывает напарнику сорвать папоротник, а сам исчезает. Побоявшись нечистой силы, Петрусь срывает цветок. Вдруг откуда ни возьмись появляется старая ведьмина изба, а рядом Басаврюк. Из избы выбегает собака, чудесным образом превращаясь в кошку, а потом в ведьму.

С помощью ведьмы они находят место, где зарыт клад, пытаются достать, но каждый раз сундук с золотом проваливается все глубже. Ведьма заявляет, что снять заклятие можно только обагрив землю кровью безвинного ребенка. Подводит к ним мальчика, укутанного с ног до головы в белую простыню, и приказывает Петрусю отрубить ему голову. Срывает молодой казак простынь, а там младший брат Пидорки Ивась. Сначала он наотрез отказывается убивать дитя, тогда хитрый Басаврюк пугает его тем, что тогда не увидит парубок своей возлюбленной. Убив мальчика, Петрусь убегает из проклятого леса.

Два дня беспробудно проспав у себя дома, находит Петрусь мешки с золотом, начисто не помня события той страшной ночи. Через некоторое время отец Пидорки дает согласие на свадьбу дочери, видя, как разбогател молодой казак. А селяне замечают, что изменился Петрусь и какая-то мысль не даёт ему покоя. Пытается он что-то вспомнить, да не может. Проходят месяцы, Петрусь извелся весь, нет ему покоя. Стараясь помочь мужу, молодая жена приводит в хату ведьму. Петрусь узнает колдунью и запускает в неё топором. Тотчас всё жилище озаряется кроваво-красным светом и вместо старухи появляется убитый Иваська. В панике девушка выбегает из дому. Сбежавшиеся на ее крики хуторяне выламывают дверь, но находят там только горсть пепла, а в мешках вместо монет черепки. Потрясенная случившимся, молодая девушка отправляется в монастырь. Басаврюка с тех пор селяне обходят стороной, видя в нем дьявола в обличье человека.

Читать также: Краткое содержание «Майская ночь, или Утопленница»

«Вечер накануне Ивана Купала» за 5 минут

Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.

История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тётке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором». Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идёт к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрёт, чем пойдёт за ляха, и, когда потрясённый Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветёт папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из неё собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывёт огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаётся хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынёю и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребёнка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».

Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своём падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом. Он несёт мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и лица ее меньшого брата

Но ещё чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днём сидит, припоминая. Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку

И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынёю. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание «Киево-Печерского патерика»

Следующая

ПересказыКраткое содержание романа Толстого «Хождение по мукам»

Как не надо читать Гоголя

Вокруг имени Гоголя вот уже более полутора столетий непрестанно циркулируют слухи и домыслы, основанные на его «даре предвидения» и «связях с потусторонними силами». Что ж, любой талантливый писатель всегда немного провидец. Но иногда окололитературные заметки носят чуть ли не пародийный характер. Особенно это касается толкований гоголевских текстов с точки зрения мистических учений. Всё это далеко от настоящего литературоведения, поэтому отнеситесь к приведённому ниже примеру «толкования» с изрядной долей иронии. На этот раз давайте обратимся к «Запискам сумасшедшего» (1834). 

«Записки сумасшедшего» (иллюстрация Татьяны Сугачковой)

Итак, если взять за основу тот факт, что любимой цифрой Гоголя была цифра 9 (а это действительно так), можно предположить, что в «Записках сумасшедшего» он предрёк … дату своей смерти — 1852 год. Как же связаны девятка и четырёхзначное число? 

Гоголь родился в 1809 году, именины отмечал в Николин день, 9 мая (по старому стилю). Отсюда становится понятна мистическая привязанность писателя к цифре 9. В заметках, сделанным Поприщиным (главным героем повести) находим следующее обозначение даты: qvɐdʚǝф 349, которое можно расценить как символ смерти, обозначающий своей перевёрнутостью окончание жизненного пути. 

Как известно, Гоголь умер в 1852 году, когда ему должно было бы исполниться 43 года, в феврале (21 февраля по старому стилю), и цифра 9 в данном контексте предстаёт как обозначение фигуры самого автора «Записок сумасшедшего». (на самом деле эта перевёрнутая дата, по мнению известного филолога В. А. Лукина, является «инструкцией к прочтению повести ещё раз, от начала к концу по числовому «надтексту»).

«Записки сумасшедшего» (иллюстрация Татьяны Сугачковой)

Есть в «Записках сумасшедшего» и дата «Год 2000 апреля 43», что тоже можно интерпретировать как «мистическое предвидение» автором года своей смерти. Девятка на сей раз отсутствует, зато есть число 43 и, а нули тоже можно принять за букву «О» — «ОООО». Именно так — псевдонимом «ОООО» молодой Гоголь иногда подписывал свои ранние публикации, имея в виду: «НикОлай ГОгОль-ЯнОвский»…

Что ж, Гоголь, как известно, был человеком очень впечатлительным. И даже на фоне произведений современников-романтиков, запугивающих читателей всеми мыслимыми и немыслимыми существами и их проделками, его повести смотрелись устрашающе. Как и любой не в меру впечатлительный гражданин, Николай Васильевич постоянно думал о смерти. Думать о смерти, конечно, писателям не возбраняется, но не до такой же степени, чтобы все цифры и числа, упоминаемые авторами на страницах произведений, были напрямую связаны с желанием вычислить-таки дату предполагаемой кончины. Совпадение? Совпадение…

Литература: 

Денисов В. Д. Первая повесть Гоголя: исторический и литературный контекст // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. I. С. 10—18.

Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Аналитический минимум — М.: Ось-89, 2005.

Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Вечера на хуторе близ Диканьки / Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

Скачать сочинение

В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми. Самая тематика повестей убедительно говорит об этом.

Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного чёрта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приёмы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи.

«Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка. Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью. Живым воплощением народной силы, истинного патриотизма являются смелые, решительные борцы за родину, вроде Данилы Бурульбаша из повести «Страшная месть».

И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе.

Вот почему даже в таких весёлых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка».

И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков. «Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя».

«Вечера» имели большой успех. Уже по получении, первой части сборника Пушкин писал в одном из своих писем: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Оки изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Фотографы о естестве: венгерские пейзажи, мистика по-фински и американская рукотворная природа

13515

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сюжет[ | ]

Действие происходит на украинском хуторе. Там живёт батрак по имени Петро. Петро влюблён в дочь зажиточного казака Якова Коржа Пидорку. Однажды накануне праздника Ивана Купала Корж застаёт дочь в обществе Петро и даёт знать батраку, что Пидорка никогда не будет с ним. При этом на хуторе появляется богатый польский шляхтич, за которого Корж хочет выдать замуж Пидорку.

Петро с горя идёт в шинок и там встречает Басаврюка — принявшего образ человека дьявола, который при этом вёл разгульный образ жизни. Басаврюк показывает Петро червонцы и обещает ему помочь. Ночью Басаврюк и Петро оказываюся в яру и батрак находит цветок папоротника вместе с богатым кладом. Там же на глазах у ведьмы Петро вынужден убить младшего брата Пидорки Ивася и золото оказывается в его руках. После этого Корж меняет своё мнение и выдаёт Пидорку замуж за Петро.

Однако бывший батрак заболевает. Он всё время проводит рядом с найденным при помощи Басаврюка кладом и старается что — то вспомнить. Пидорка приводит к мужу старую знахарку, однако Петро понимает, что это и есть ведьма, которой он отдал когда — то найденный цветок папоротника, и бросает топор в колдунью. Старая ведьма исчезает и на миг Пидорке предстаёт призрак Ивася. Затем и сам Петро исчезает, а в мешках вместо клада оказываются черепки.

В эпилоге Пидорка становится монахиней, жители хутора переселяются на новое место, а сельскому попу Афанасию удаётся изгнать Басаврюка.

Этот подраздел ещё не написан.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный подраздел. Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел. Эта отметка установлена 26 марта 2021 года

Сорочинская ярмарка

В начале рассказа автор знакомит читателя с главными персонажами — Солопием Черевиком, его женой Хиврей и дочкой Параской. Всей семьей они приезжают на ярмарку. Когда телега проезжала через мост, юную красавицу случайно замечает местный молодой парень Грицко и тут же влюбляется в нее. На ярмарке им удается познакомиться поближе. Параска отвечает парубку взаимностью, поэтому он решает угостить ее отца горилкой и попросить руки его дочери. Но сварливая Хивря против.

В это время по ярмарке начинают ползти слухи о красной свитке, принадлежащей черту, которого выгнали из ада. Люди говорят, будто он заложил свой кафтан одному еврею на год, а корыстный торгаш перепродал ее раньше, чем закончился назначенный срок. С тех пор все, кому попадала в руки эта вещь, страдали от бед и несчастий. Но вот недавно один смышленый человек разрубил ее на куски и раскидал вокруг ярмарки. Теперь черт ищет свою свитку и почти все собрал, кроме одного рукава.

Утром Солопий идет на ярмарку, чтобы продать лошадь, но его останавливают цыгане, которые помогают Грицко. Незаметно вместо кобылы они привязывают ему красный рукав. Естественно, наслушавшись страшных историй и увидев это, мужчина в ужасе бросается бежать прочь. Его хватают друзья Грицко и связывают, после чего появляется сам герой и будто случайно спасает будущего тестя. В благодарность за спасение Черевик согласен благословить молодых. Никто уже не обращает внимания на протесты сварливой мачехи. Рассказ заканчивается свадебной церемонией.

Герои цикла произведений

Герои цикла делятся на несколько групп:

  • молодые парубки, обладающие как простодушием, так хитростью и смекалкой – Грицко, Левко и Вакула;
  • прекрасные панночки, родители которых очень придирчиво относятся их будущим женихам – Параска, Ганна, Оксана;
  • комические персонажи показанные во всей полноте гоголевского юмора – Пацюк, Чуб, Шпонька и др.;
  • нечистая сила, проделки которой часто наказывают героев некоторых рассказов цикла(Петрусь, Дед из последней повести) за их страсть к богатству, а иногда нечисть становится помощником хитрых и смекалистых персонажей в достижении их цели.

Основная тема и проблема цикла

Замечание 1

Красной линией всех повестей цикла проходит тема победы добра над злом

Для Гоголя важно показать читателю, что деньги и богатство невсегда приносят счастье, зато доброе сердце, честность и смелость помогут в самой сложной ситуации

Автор желает донести до читателя, что за все плохие поступки рано или поздно приходится расплачиваться. Однако в отношении большинства отрицательных героев Гоголь не испытывает злости, он лишь высмеивает их, гоголевский юмор одна из основных отличительных черт его произведений. Именно в легкой юмористичной манере автор говорит нам о том, что человек должен в первую очередь руководствоваться своей совестью, любить ближних, проявлять сострадание к нуждающимся. Соблюдя такие правила, человек сможет уберечь себя от нечистой силы.

Еще одной главной задачей этого цикла является воссоздание автором облика украинского народа. Он детально изображал украинскую действительность, использовал живую разговорную речь. Эта работа Н.В. Гоголя имеет большую культурную ценность.

Главные действующие лица

Несколько персонажей было в произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством». Характеристика главных героев поможет читателям ближе познакомиться с каждым:

  1. Вакула — сельский кузнец. Жители хутора занимаются последними приготовлениями перед Рождеством, а герой не может найти себе места. Мужчина давно испытывает чувства к Оксане. Последняя отвергает все знаки внимания, насмехается над ним. Сильный и мужественный юноша в отчаянии хочет свести счеты с жизнью. Однажды ему подворачивается черт, которого персонаж вскоре оседлал. Выполнив каприз возлюбленной, Вакула вскоре женится на ней.
  2. Оксана — высокомерная девушка, восхищается собственной красотой. Это капризная и своенравная героиня, которая много времени проводит перед зеркалом. Считает Вакулу недостойным своей персоны, поэтому всячески отвергает все ухаживания. Услышав слухи о том, что кузнец покончил с собой, понимает — она искренне любит его. Впоследствии выходит за молодого человека замуж и становится прекрасной матерью.
  3. Черт — хитрый и мстительный персонаж, его характеристики полностью соответствуют образу. В последнюю ночь старается сделать как можно больше зла: устраивает метель, ворует месяц, старается насолить кузнецу. Любит кокетничать, ухаживает за Солохой. В сборнике Гоголя изображен обаятельным весельчаком, не вызывает негативных эмоций.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: