Стихи николая заболоцкого

Анализ стихотворения заболоцкого прохожий заболоцкого

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.
  • Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.

На рынке

«пасть открыта, словно дверь, / и голова, как блюдо»«кудрявый пёс»«и пасть открыта, словно дверь, / и голова, как блюдо»«голова, как блюдо»Кричи, маклак, свисти уродом,
мечи штаны под облака!

Но перед сомкнутым народом

иная движется река:

один — сапог несёт на блюде,

другой — поёт собачку-пудель,

а третий, грозен и румян,

в кастрюлю бьёт, как в барабан.
«другой поёт собачку-пудель»«Другой поёт хвалу Иуде»«он вырвал палец через рот,/ и визгнул палец, словно крот, / и хрустнул кости перекрёсток, / и сдвинулось лицо в напёрсток»). «и хрустнул кости перекрёсток»«на долю этому герою / осталось брюхо с головою»«А вкруг – весы, как магелланы, / отрепья масла, жир любви, / уроды словно истуканы / в густой расчётливой крови, / и визг молитвенной гитары, / и шапки полны, как тиары, / блестящей медью…»«а вкруг весы, как магелланы» «уроды словно истуканы / в густой расчётливой крови»«кишкой кровавой»«истуканы / в густой расчётливой крови»«в расчётливой крови»

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав. Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

Метафоры создают зрительные образы «обычных простых растений», делая их яркими индивидуальностями: «одуванчика шарик пуховый», «подорожника острый клинок».

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Сравнение, выраженное творительным падежом («жизнь потоком светящейся пыли всё текла бы»), создаёт образ звёздной ночи, где между небом и землёй установлена непрерывная связь.

Для лирического героя важно место, где он наслаждается жизнью, совершенно конкретное и, вместе с тем, такое, где герой будет в безопасности, где его невозможно найти: государство ромашек, край, где поёт ручей (метафоры). Там лирический герой вбирает в себя думы «беспредельных полей и дубрав» (эпитет)

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты)

Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному

Биография по датам

Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

1913г. поэт поступил в училище. Где ему стала интересна химия, история, рисование и так же увлекся творчеством Блока.

В 1920г. поэт поступает в медфак в столице России. Но уже буквально через полгода забрасывает занятия и едет к себе на родину. Потом переезжает в город Петроград уже там учиться в педагогическом институте им. Герцена. В 1925г. успешно заканчивает учебу.

В 1926-1927гг. Н. А. Заболоцкий идет служить в Ленинград, вошел в редакционную коллегию военной стенгазеты. В этот промежуток времени поэт оттачивает свой стиль творчества.

В 1927г. вместе с писателями создает ОБЭРИУ, куда вошли многие известные люди того времени. Так же начинает работать в отделении детской книги.

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Однажды на коктебельском пляже Марина Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень». Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон — высокий, худой, с огромными «цвета моря» глазами — подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь.

Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Прижизненные издания «Евгения Онегина» и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$)

7 июля 1965 года на Ваганьковском кладбище была похоронена советская поэтесса Вероника Тушнова. Ее сборники не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках. Считалось, что исповедальность ее поэзии, щемящая откровенность чувств не совсем созвучны времени коллективного энтузиазма… И даже после так называемой перестройки стихи этой поэтессы оставались в таком же непочете у издательств России.

Наталья Гончарова — жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа

По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте

  • Как менялись отношения собственности в разных экономических системах кратко

      

  • План урока 6 класс английский язык spotlight culture corner

      

  • Проект по здоровью в подготовительной группе детского сада

      

  • Что вызывает протест у героя ранней лирики маяковского кратко

      

  • Что является основной задачей реализации стратегии доброжелательная школа

«Мир поэзии Н. А. Заболоцкого (по стихотворению «Я воспитан природой суровой»)»

Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения. Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза

В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый»

Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно «первых листьев появленье»

А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя

И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем

Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Поэт создает удивительную картину окружающею мира. «Государство ромашек», «поющий ручей» — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

Краткий анализ стиха «Не позволяй душе лениться» Н. А. Заболоцкий

Вариант 1

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой.

Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот.

Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться. Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

Вариант 2

Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А

Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

*

Душа обязана трудиться 

*

И день и ночь, и день и ночь.

Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

О необходимости быть добрым, внимательным к окружающим людям, о стремлении помочь рассказывается в поэзии А. Яшина. Поэт призывает читателей: «Спешите делать добрые дела!» Ведь они наполняют сердце радостью, делают человека более счастливым.

Причём не обязательно совершать подвиг, достаточно маленького доброго дела — например, покормить птиц зимой. И тогда без песен не придется «нам встречать весну». Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой можно стать настоящим человеком.

Вариант 3

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт.

Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.Тема стихотворения – рассказ о родной природе.

Композиция – одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасная российская природа.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.

Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.

Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.

Стихи

Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.

Николай Заболоцкий в молодости

Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.

По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь к родной природе.

Основная мысль: лирический герой ощущает себя частью природы, наблюдая её простую скромную красоту; даже мысли героя навеяны природой.

Композиционно стихотворение распадается на 2 части. В первых двух строфах лирический герой делится своей особенностью – видеть тихую и незаметную жизнь растений. Ему «довольно заметить» простое растение и наблюдать его жизнь. Довольно для счастья и удовольствия.

В первой же строке герой указывает на причину такого отношения к природе: «Я воспитан природой суровой». Инверсия подчёркивает последнее слово-эпитет. Сурова природа родины поэта – средней полосы России. Понятия о прекрасном у человека закладываются сызмальства. Природа действительно стала воспитательницей, привив лирическому герою эстетические предпочтения.

Последние 3 строфы написаны в условном наклонении. Лирический герой описывает, как провёл бы чудесную весеннюю ночь до рассвета. Герой мечтает остаться неподвижным, лежать, внимать, думать. Но это не означает бездействия. Герой занимает активную жизненную позицию, перемещается из реальности в «государство ромашек», край, где поёт ручей.

Это стихотворение – попытка бегства из действительности в государство природной гармонии, где жизнь течёт с небес и душа природы становится мыслями лирического героя. Условное наклонение проявляет несбыточность мечты лирического героя.

Жанр, размер, рифма и тропы

Произведение написано в жанре фантазии четырехстопным анапестом и имеет композицию с последовательным развитием событий (сначала описание извозчика, затем коня).

Рифмовка просматривается только в первый части стиха (троне – броня – иконе – звеня), во второй части она отсутствует.

Художественные средства выразительности:

  1. Эпитеты (бедный конь, блестящий живот).
  2. Сравнения («сидит, как на троне», «борода, как на иконе», «конь, как налим»).
  3. Метафоры (конь руками машет, восемь ног сверкают в блестящем животе).

В финале анализа предлагаем прочитать ещё одну фантазию-мистерию «Меркнут знаки Зодиака», написанную Заболоцким на 2 года позже «Движения», в 1929 году.

История создания

В 1938 году Николая Заболоцкого, как и многих других деятелей искусства, обвинили в антисоветской пропаганде. Материалом для уголовного дела послужили не доказательства, а ложная экспертиза его работ, которая нашла отражение в критических статьях и рецензии. Вывод один: автор — враг. Этого было достаточно для самого сурового приговора. За это его приговорили к заключению в трудовом лагере. От смерти его спасла только твердость: несмотря на пытки, он не признал напраслины следователя о создании контрреволюционной организации. Николай Алексеевич был освобождён в 1944 году, а в 1963 его реабилитировали.

Не секрет, что заключение значительно подорвало здоровье поэта. Несмотря на то, что Николай Заболоцкий после освобождения прожил ещё более десяти лет, он осознавал, что скоро к нему придёт смерть. Именно это предчувствие и легло в основу стихотворения «Завещание». Данное произведение Николай Алексеевич создал в свой поздний период творчества. После создания стихотворения Заболоцкий прожил всего десять лет.

Лесное озеро

Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ глядели из травы.«хищной природы»«хрустальная чаша во мраке лесном»«в венце из кувшинок, в уборе осок / в сухом ожерелье растительных дудок»«хищной природы»:«Но странно, как тихо и важно кругом! / Откуда в трущобах такое величье? / Зачем не беснуется полчище птичье, / Но спит, убаюкано сладостным сном?»«смыкаясь рядами от края до края»«Так око больного в тоске беспредельной / При первом сиянье вечерней звезды, / Уже не сочувствуя телу больному, / Горит, устремленное к небу ночному».«И толпы животных и диких зверей, / Просунув сквозь елки рогатые лица, / К источнику правды, к купели своей / Склонялись воды животворной напиться»Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган. «в тихом вечернем огне»«лежит в глубине, неподвижно сияя»«бездонная чаша прозрачной воды / сияла и мыслила мыслью отдельной»«сияющему Храму»«сияющий дождь на счастливые рвется цветы»«блистает лунным серебром / замерзший мир деревьев и растений»

Анализ стихотворения заболоцкого «сентябрь. Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

  • Сыплет дождик большие горошины,
  • Рвется ветер, и даль нечиста.
  • Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
  • Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:
  • Но взгляни: сквозь отверстие облака,
  • Как сквозь арку из каменных плит,
  • В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Необычайное влияние на творчество Заблоцкого оказали Великие научные открытия, коими полнился мир в период его жизни и творчества. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе.

Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). Реальность бессмертия – ключевой вектор данного произведения.

Николай Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.

Сначала стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую.

И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились.

Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».

С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я — живой.

Вряд ли можно отрицать то, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности.

Темы, проблемы, настроение

Читатель замечает, что все стихотворение «Завещание» пронизано одной темой. Автор рассуждает о жизни человека после кончины — такова основная идея. Читатель наблюдает за последовательными размышлениями лирического героя. В образе главного героя Заболоцкий воплотил свои собственные мысли и переживания. Автор утверждает, что смерть неизбежна. Однако рассуждения поэта нельзя назвать грустными. Николай Алексеевич заявляет, что его сознание, освободившееся от одной формы, будет частью вечного природного мира. Человек не умирает. Его сознание находит другие воплощения и присоединяется к миру первозданной природы.

  1. В стихотворении «Завещание» Николай Алексеевич затронул тему бессмертия. Заболоцкий заявляет о своём огромном желании всегда быть рядом с потомками, даже после физической смерти. По мнению поэта,душа человека всегда будет жить на земле, если он оставил после себя достойный след.
  2. Помимо этого, Николай Алексеевич затронул тему взаимосвязи между человеком и природой. Заболоцкий утверждает, что истинное предназначение человека заключается в стремлении дополнить и усовершенствовать природу новыми открытиями.
  3. Проблема сущности человека выходит на первый план. Автор считает личностью сознание и ощущения человека, а не его физическую форму, которая является лишь временным пристанищем нашей энергии.
  4. Смысл жизни человека, по мнению автора, состоит в обогащении и усовершенствовании мира.
  5. Настроение стихотворения «Завещание» торжественное, немного печальное, но в финале однозначно жизнеутверждающее.

Что есть красота?

Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее

Полный текст стихотворения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958

Образы и символы

Образ лирического героя является центральным в произведении «Завещание». Главный герой убежден в том, что, после того, как он умрёт физически, его сознание будет жить в природных явлениях. Он осознает, что в будущем его ждёт «необозримый мир туманных превращений». Интересно, что герой считает актом своего рождения не физическое появление в мире, а миг, когда он начал мыслить и чувствовать:

Это говорит о том, что герой считает собой сознание, полное индивидуальности, а не физическую оболочку, которая после смерти лишь преобразится в нечто иное и уступит место новым формам жизни. Автор полагает, что человек — это его сознание, разум, совокупность впечатлений.

Большую роль в произведении играет образ природы. Лирический герой утверждает, что природа бессмертна: она переливается из формы в форму, но продолжается всегда, меняя лишь воплощение энергии, но не свою суть. Бытие прекрасно и в листьях дуба, и в полете птицы. По его мнению, человек, подобно природе, тоже является бессмертным. Человек, который однажды появился на свете, не может исчезнуть бесследно. Своей преобразовательной деятельностью человек существенно влияет на процессы, происходящие в природе. Главный герой стихотворения уверен, что прожил жизнь не зря. Он искренне надеется, что потомки смогут завершить его дело.

Люди, по мнению поэта, «наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы». В этом и состоит миссия, которую герой завещает своим потомкам.

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав. Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты)

Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному

Поэзия Заболоцкого выражается у него в метафорической, образной форме. Она не громкая, а скорее наоборот, спокойная, как разговор по душам, который наводит читателя на размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях человека и природы.

Природа для Заболоцкого – главная загадка, которую он стремится разгадать.

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Стоит отметить простоту рифм (рифмовка перекрестная). И то, что Заболоцкий в своем стихотворении использует трёхстопный анапест:

Я восп-итан прир-одой сур-овой,

Мне дов-ольно зам-етить у н-ог

Одув-анчика ш-арик пух-овый,

Подор-ожника тв-ердый клин-ок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: