Есть лица – подобья ликующих песен…
Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.
Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.
Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.
Что есть красота?
Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее
Анализ стихотворения Заболоцкого «Неудачник»
Психологический портрет аутсайдера, датированный 1953 г., входит в галерею образов, которые созданы в сюжетных зарисовках Заболоцкого. Заботливая жена, преданная придирчивому супругу-писателю, лицемерная и жестокая старуха-актриса или измученная жизнью женщина, случайно встретившаяся в кино, — поэт создает яркие и убедительные образы современников. В каждой из маленьких стихотворных новелл слышится голос лирического повествователя, дающего моральную оценку поведению персонажей.
Тема нравственной эволюции личности, центральная для поэтики Заболоцкого, является ведущей и для анализируемого произведения. Лирическим адресатом становится неудачник — немолодой человек, который уныло и бесцельно бредет по пустынной обочине. За его движениями следит тайная спутница, олицетворенный образ старости, уподобленный «ведьме глазастой».
Жизнь неудачника не всегда была столь тоскливой: безнадежному настоящему противопоставлены вдохновляющие воспоминания молодости. Последние связаны с романтическим образом девушки, наделенном крыльями. Подобный жемчужине, он обладает свойством сиять, а «милый взор» прекрасной избранницы озаряет душу.
Отринув искреннюю любовь, лирическое «ты» выбирает осторожность. Предпочтения адресата обозначены с помощью символического мотива дороги: жизнь неудачника сворачивает с широкого пути в удобную и безопасную, но бесперспективную колею
Как диктуют былинные традиции, выбравший кривую дорогу непременно расплатится за собственные малодушие и легкомыслие. Изображая судьбу персонажа, поэт предпочитает действовать в рамках устоявшихся сюжетных схем. Отказ от следования зову девы-жизни предопределяет печальные итоги, с которыми персонаж столкнулся в зрелом возрасте. Напрасные усилия недюжинного ума были направлены на бессмысленную суету, которая заполняет одинокую судьбу неудачника.
Две последних строфы возвращают повествование к настоящему моменту. Вновь возникает образ насмешливой попутчицы — злорадной старости. Отчаяние несчастного осложняется мотивом сумасшествия: страшась безумия, он пытается скрыть необычные мысли от самого себя.
В финальном четверостишии набирают силу дидактические интонации. Повествователь указывает лирическому адресату, что причиной его неудач служит напрасная жертва: жизнь была потрачена на пустые заботы.
Лирика
Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.
К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с Василием Гроссманом, автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.
Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.
Душа обязана трудиться…
Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться. Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию. Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».
Периодизация творчества Заболоцкого
В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.
На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.
Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий)
Проведем анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий), чтобы поучиться у автора трудолюбию.
Заболоцкий написал стихотворение в 1958 году, а через несколько месяцев поэта не стало. Кажется, что он предчувствовал свой скорый уход, раз написал такое эмоциональное и проникновенное стихотворение. Его вполне можно считать творческим завещанием автора потомкам.
Сам поэт много трудился на литературном поприще. Не все знают, что Заболоцкий не только писал прекрасные стихи, но и занимался переводами с иностранных языков. Вот и тем, кто остается жить, он дает наставление не забывать, что только труд обогащает человека материально и нравственно.
Тема стихотворения – отношения человека с его душой. Автор призывает читателей к труду, но к труду не физическому, а к душевному. Мы должны работать над собой, чтобы становиться лучше и духовно богаче. В жанре послания Заболоцкий подает читателям идею о необходимости постоянно заставлять себя работать. С любовью и по-доброму автор поучает молодое поколение, передает ему то, что важнее всего для него самого – желание трудиться.
Композиция стихотворения простая, ведь оно не делится на части и от первого слова до последнего подчинено одной теме. Произведение очень легко понять благодаря простому слогу без нагромождения средств художественной выразительности. Этому способствует четырехстопный ямб и перекрестная рифма, придающие стихотворению ритмичность.
В стихотворении Заболоцкого можно отметить двух лирических героев – автора и душу.
Уже с первых строк эмоционально восклицает поэт, обращаясь к читателю на «ты». Таким образом он становится ближе к каждому из нас. Глаголами в повелительном наклонении Заболоцкий категорично утверждает единственную истину о том, что недопустимо позволять лениться душе.
Автор не оставляет душе повода и времени для отдыха. Об этом читается в последней строке первого четверостишия:
Следующие строфы развивают мысль, озвученную в первой. Он безжалостен к душе. Ее нужно гнать «от дома к дому», тащить «с этапа на этап», держать в черном теле.
Заболоцкий называет душу лентяйкой, говоря этим словом о том, что все в наших руках. Только сам человек, хозяин своей души, способен управлять ей. А потому не стоит снимать с нее узду.
Интересно, что у Заболоцкого не прослеживается мысль о единстве души и тела, как о причине счастья. Здесь душа – это некая субстанция, способная начать управлять человеком, если тот решит дать ей поблажку:
Получается, что взаимоотношения лирического героя с душой – это своеобразный поединок. Победитель в нем должен быть только человек.
Душа предстает здесь изначально дикой, необузданной, и в который раз звучит мысль о необходимости приучать ее через силу к труду. Только так она сможет начать сосуществовать с нами «по-человечьи». По-человечьи – значит, правильно, по-доброму, по совести:
Последняя строфа лучше всего выражает идею автора. В ней он называет душу противоположными понятиями:
Я думаю, автор сделал это для того, чтобы показать значение души для человека. Рабыня, работница – она подчиняется разуму лирического героя, и ее нужно заставлять работать так же, как подневольных рабов. Без отдыха, за малое вознаграждение. Царица, потому что ее нужно слушать, когда она подсказывает нам, как поступить. Но еще душа – это ребенок человека, плод его воспитания. Она дочь, потому что мы сами взращиваем нашу душу, она же результат нашей работы и зависит от нас. Потому автор завершает стихотворение повторением первой строки, делая композицию кольцевой и окончательно убеждая читателя в своей мысли.
Чтобы более эмоционально и образно донести идею стихотворения до читателей, Заболоцкий использует метафоры «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле». Есть в стихотворении и эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Восклицательные знаки не только ярче и громче передают настроение автора, но и расставляют акценты в произведении.
Я думаю, что это лирическое наставление.Заболоцкий передал его всем, кого он знал и уже не успеет узнать. Можно спорить с писателем о справедливости идеи, но в чем он действительно прав, так это в необходимости работать над собой всю жизнь, только так можно научиться жить по человечьим законам.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Неудачник»
Психологический портрет аутсайдера, датированный 1953 г., входит в галерею образов, которые созданы в сюжетных зарисовках Заболоцкого. Заботливая жена, преданная придирчивому супругу-писателю, лицемерная и жестокая старуха-актриса или измученная жизнью женщина, случайно встретившаяся в кино, – поэт создает яркие и убедительные образы современников. В каждой из маленьких стихотворных новелл слышится голос лирического повествователя, дающего моральную оценку поведению персонажей.
Тема нравственной эволюции личности, центральная для поэтики Заболоцкого, является ведущей и для анализируемого произведения. Лирическим адресатом становится неудачник – немолодой человек, который уныло и бесцельно бредет по пустынной обочине. За его движениями следит тайная спутница, олицетворенный образ старости, уподобленный «ведьме глазастой».
Жизнь неудачника не всегда была столь тоскливой: безнадежному настоящему противопоставлены вдохновляющие воспоминания молодости. Последние связаны с романтическим образом девушки, наделенном крыльями. Подобный жемчужине, он обладает свойством сиять, а «милый взор» прекрасной избранницы озаряет душу.
Отринув искреннюю любовь, лирическое «ты» выбирает осторожность. Предпочтения адресата обозначены с помощью символического мотива дороги: жизнь неудачника сворачивает с широкого пути в удобную и безопасную, но бесперспективную колею
Как диктуют былинные традиции, выбравший кривую дорогу непременно расплатится за собственные малодушие и легкомыслие. Изображая судьбу персонажа, поэт предпочитает действовать в рамках устоявшихся сюжетных схем. Отказ от следования зову девы-жизни предопределяет печальные итоги, с которыми персонаж столкнулся в зрелом возрасте. Напрасные усилия недюжинного ума были направлены на бессмысленную суету, которая заполняет одинокую судьбу неудачника.
Две последних строфы возвращают повествование к настоящему моменту. Вновь возникает образ насмешливой попутчицы – злорадной старости. Отчаяние несчастного осложняется мотивом сумасшествия: страшась безумия, он пытается скрыть необычные мысли от самого себя.
В финальном четверостишии набирают силу дидактические интонации. Повествователь указывает лирическому адресату, что причиной его неудач служит напрасная жертва: жизнь была потрачена на пустые заботы.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Полный текст стихотворения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Средства выразительности
Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «утренняя звезда», «жить… по-человечьи». Поэт в обилии использует фразеологизмы: «толочь в ступе воду», «держать в чёрном теле», «дать поблажку», «последнюю рубашку сорвать».. В последнем катрене есть антитеза: «она рабыня и царица, она работница и дочь».
Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию
Например, резкость высказыванию придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».