Николай заболоцкий

Детство — стихотворение н.а. заболоцкого

Анализ средств выразительности и рифмы

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики с вкраплением философских ноток и состоит из пяти авторских катренов. Рифмовка перекрестная, есть открытые (друзьями – небесами) и закрытые (лопухом – обо всем) рифмы.

Композиция состоит из двух частей – описание своих детских друзей – лопуха, мать-и-мачехи и других, а также финала, где прошлое сравнивается с настоящим, сок травы с кровью человека.

Из художественных троп выделим:

  1. Олицетворение (куст кричал, ветер прекращал игру).
  2. Эпитеты (травы сухие, бычачьи рога, пыльный куст, ветер осенний, дальние небеса, военные забавы и т д.).
  3. Сравнение (кровь не святее сока).

В последней строфе Гумилев признается, что любит войну, и для него кровь не более греховна, чем сок поврежденного в детстве дерева, которому также больно, как и человеку.

Своеобразная страсть к войне просматривается и в стихе «Наступление», которое написано на год раньше «Детства». Из него хорошо понятно, что Гумилев охотник, жаль только, что такая позиция привела его к тому, что в час ИКС он сам стал жертвой.

Анализ стихотворения заболоцкого «сентябрь. Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

  • Сыплет дождик большие горошины,
  • Рвется ветер, и даль нечиста.
  • Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
  • Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:
  • Но взгляни: сквозь отверстие облака,
  • Как сквозь арку из каменных плит,
  • В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Необычайное влияние на творчество Заблоцкого оказали Великие научные открытия, коими полнился мир в период его жизни и творчества. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе.

Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). Реальность бессмертия – ключевой вектор данного произведения.

Николай Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.

Сначала стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую.

И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились.

Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».

С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я — живой.

Вряд ли можно отрицать то, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности.

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценит всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования. Все изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особыми чувствами, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал ошибки молодого себя и поэтически переосмыслил свое отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Автор подчеркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишен.

Следующие издания

После выхода первого сборника Николай Алексеевич не может принять тот факт, что его творчество не было принято большинством критиков и авторов. Его не приглашали на мероприятия, которые проводились для известных поэтов и писателей. Заболоцкий трудится в полную силу, и в скором времени были напечатаны его следующие сборники. Поэт продолжает идти своим путем:

  1. С 1926 по 1932 год Николай Алексеевич пишет множество произведений, которые входят в сборник. Однако читатели его так и не увидели, поскольку книга была напечатана, но не поступила в продажу. Автор предвидел подобный сценарий, поэтому сразу же начал работать над новыми произведениями.
  2. Следующей работой Заболоцкого стало произведение «Торжество земледелия», которое спровоцировало новую волну критики со стороны других авторов и ценителей литературы.
  3. Большое количество негативных отзывов провоцирует творческий кризис писателя. После последнего стихотворения он ничего не пишет до 1935 года.

Во время кризиса Заболоцкий зарабатывает на жизнь благодаря переводам в журналах. Работал автор под руководством Самуила Маршака. Николай считал, что ему не позволят писать произведения в собственном неповторимом стиле. Во время работы в журналах он одновременно писал стихи и прозу для детей, а также переводил длинные тексты, краткие сценарии известных зарубежных писателей.

Эта работа позволила Николаю Алексеевичу укрепить свое положение в литературных кругах Ленинграда. На протяжении трех лет его произведения одобряли критики, читатели и другие авторы. В 1937 году он выпустил вторую книгу, в которую входило 17 стихотворений. Помимо этого, Николай трудится над переводом поэмы «Слово о полку Игореве», а также пишет собственную под названием «Осада Козельска».

https://youtube.com/watch?v=Uty4YAwc1l0

Период заключения

Благополучный период в жизни писателя закончился неожиданно. В течение трех лет его произведения были приняты критиками и читателями, но в скором времени многим из них пришлось сожалеть об этом:

  1. В 1938 году поэт был обвинен в пропаганде, касающейся советского строя, политических деятелей и тех, кто занимал в то время руководящие должности.
  2. В качестве доказательства ему были предъявлены статьи критиков и других авторов, касающиеся раннего творчества Николая Алексеевича. Многие тексты были настолько искажены, что у обвинителей и судей не осталось ни малейшего сомнения в правдивости написанного. Особенно важную роль сыграл отзыв критика Лесючевского, который считал многие произведения поэта прямым призывом к борьбе с советским строем.
  3. Заболоцкого приговорили к расстрелу, но он не признался в создании контрреволюционного движения, поэтому казнь отменили.

В 1981 году за границей были опубликованы мемуары русского поэта на английском языке. В них он описывал свою жизнь в тюремном лагере. Именно из этой книги стало многое известно о заключении поэта. Николай Заболоцкий писал, что первые несколько недель к нему не применяли физических мер воздействия. Стражники пытались сломать его морально, истощить и привести к разложению личности.

Заболоцкий много дней подряд сидел на стуле. Ему не разрешали вставать, не приносили воды и пищи, запретили спать. Днем и ночью стражники сменяли друг друга, но допросы не прекращались ни на минуту. Николаю задавали одни и те же вопросы, касающиеся его деятельности и сообщников. Поэт вспоминает, что изо всех сил старался сохранять ясность рассудка, чтобы не навредить другим людям, которых также подозревали в сговоре.

Наказание поэт отбывал с 1939 по 1943 год. Все это время Заболоцкий посылал своей супруге письма, в которых пытался ее успокоить. Именно эта переписка позже стала основой его книги «Сто писем 1938−1944 года».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Некоторые рифмы необычны, свежи: у края – с утра я. Эта составная рифма отличается одни согласным звуком.

  • «Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого
  • Николай Алексеевич Заболоцкий, краткая биография

По произведению: «Я воспитан природой суровой»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Личная жизнь

Личная жизнь складывалась у поэта по-разному. Его настоящая любовь и первая жена Екатерина Васильевна Клыкова стала для Заболоцкого опорой и поддержкой. В браке родилось двое детей. Сын Никита — кандидат биологических наук и автор нескольких работ, посвященных биологии. Уже после смерти своего отца он написал мемуары.

В браке также родилась дочь Наталья. На протяжении многих лет семейная жизнь пары складывалась удачно. Однако в 1955 году жена Заболоцкого ушла от него к Василию Гроссману. Женщина была с ним 3 года. В год смерти Николая Заболоцкого она вернулась и была с ним до конца жизни.

В период размолвки Заболоцкий жил в гражданском браке с Натальей Роскиной. Умер русский поэт в 1958 году в возрасте 55 лет. Несмотря на наличие достаточного количества средств к существованию, он так и не смог восстановить здоровье, подорванное в период заключения. После ухода супруги Николай Алексеевич пережил тяжелый инфаркт. Болезнь подорвала силы писателя.

Повторный приступ привел к смерти мужчины. Знакомые Заболоцкого утверждали, что именно семейные проблемы сыграли ключевую роль в жизни поэта. Похоронен Николай Алексеевич на Новодевичьем кладбище. В 1997 году умерла и супруга писателя. Она была похоронена рядом с ним.

Текст

Я ребенком любил большие,Медом пахнущие луга,Перелески, травы сухиеИ меж трав бычачьи рога.

Каждый пыльный куст придорожныйМне кричал: «Я шучу с тобой,Обойди меня осторожноИ узнаешь, кто я такой!»

Только дикий ветер осенний,Прошумев, прекращал игру,-Сердце билось еще блаженней,И я верил, что я умру

Не один,- с моими друзьямиС мать-и-мачехой, с лопухом,И за дальними небесамиДогадаюсь вдруг обо всем.

Я за то и люблю затеиГрозовых военных забав,Что людская кровь не святееИзумрудного сока трав.

1916 год.

В детстве Гумилев был болезненным ребенком, его раздражал любой шум и часто мучали головные боли. По этой причине Николай покинул Царскосельскую гимназию, проучившись всего 6 месяцев и далее обучался по программе домашнего обучения.

Немножечко заглянуть в младые годы поэта нам позволяет стихотворение «Детство», написанное Гумилевым уже в зрелом 30-летнем возрасте (1916 год), за 5 лет до рокового ареста и расстрела.

«Мир поэзии Н. А. Заболоцкого (по стихотворению «Я воспитан природой суровой»)»

Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения. Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза

В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый»

Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно «первых листьев появленье»

А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя

И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем

Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Поэт создает удивительную картину окружающею мира. «Государство ромашек», «поющий ручей» — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

«Я воспитан природой суровой…» Николая Заболоцкого

Поэзия Заболоцкого выражается у него в метафорической, образной форме. Она не громкая, а скорее наоборот, спокойная, как разговор по душам, который наводит читателя на размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях человека и природы.

Природа и человек, их связь – та тема, которая особенно сильно беспокоит поэта. Он затрагивает её, например, в небольшом стихотворении «Я воспитан природой суровой…» .

Произведение начинается со строчки «Я воспитан природой суровой». В данном предложении хорошо заметно присутствие второго плана, «плана судьбы» на жизнь самого автора произведения. И строчка эта отсылает нас к биографии Заболоцкого, который после ареста побывал во многих местах заключения, но неизменной спутницей в них была природа.

Природа для Заболоцкого – главная загадка, которую он стремится разгадать.

В его поэзии она становится частью души человека. И стихотворение «Я воспитан природой суровой» — это, по сути своей, настоящий рассказ о самом поэте, о его внутреннем мире. Герой произведения, воспитанный природой, благодаря своей учительнице получает способность замечать все, что скрыто от обыденного человеческого взгляда. Мировоззрение его самодостаточно, он готов довольствоваться малым:

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Автора привлекают обычные простые растения. В них он видит что-то родное. «Государство ромашек» — своеобразный «внутренний социум» лирического героя, его духовная «среда обитания», в которой ему комфортно. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он готов в ней пролежать «всю ночь до утра, запрокинув лицо в небосвод»

Стоит отметить простоту рифм (рифмовка перекрестная). И то, что Заболоцкий в своем стихотворении использует трёхстопный анапест:

Я восп-итан прир-одой сур-овой,

Мне дов-ольно зам-етить у н-ог

Одув-анчика ш-арик пух-овый,

Подор-ожника тв-ердый клин-ок.

Отношение поэта к природе – это узнавание мира и его «живых черт», указывание на единство человека с природой. И Заболоцкий – это поэт с обострённым чувством цвета, живописности. Эта особенность его поэтического видения проявлялась на всём протяжении творческого пути.

Полезный материал по теме:

  1. Заболоцкого «Можжевеловый куст»
  2. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»
  3. История создания Признания Заболоцкого
  4. Анализ стихотворения Н.Заболоцкого Некрасивая девочка
  5. Николая Рубцова «Чудный месяц плывет над рекою»

«Детство» Н. Заболоцкий

Детство Анализ стихотворения Суриков Детство У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний. В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство — прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве.

Во многом знании — немалая печаль… Во многом знании — немалая печаль, Так говорил творец Экклезиаста. Я вовсе не мудрец, но почему так часто Мне жаль весь мир и человека жаль?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Детство»

Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка претерпевал изменения. В ранней лирике Николая Алексеевича его появление было во многом обусловлено принадлежностью писателя к объединению обэриутов, в которое также входили Хармс, Бахтерев, Введенский, Левин. Инфантильность служила намеренно выбранной художественной установкой, помогавшей обострить поэтическое зрение, найти новые средства выразительности. Кроме того, она способствовала адаптации авторов к изменяющимся условиям жизни в реалиях Советской России 1927 – начала 1930-х годов. Позднее творчество Заболоцкого отмечено использованием образа девочки, олицетворяющего духовность, душевную чистоту, первое знакомство с бесконечной красотой мира.

На все стихотворения Николая Алексеевича, в которых встречается тема детства, сильное влияние оказало прошлое самого поэта. Он родился на ферме, расположенной недалеко от Казани. Детство провел в Кизической слободе и селе Сернур. Это время оставило наилучшие впечатления. Заболоцкий был по-настоящему счастлив. Будущий поэт наслаждался красотами вятской природы, с третьего класса занимался собственным рукописным журналом, для которого сочинял стихотворения.

«Детство» – произведение, которое Николай Алексеевич написал в 1957-ом, примерно за год до смерти. Лирическая героиня – девочка, с удивлением глядящая на мир. Что она видит? Сельский дом, сад, огород, двух тощих петухов, дерущихся на заборе, шершавого шмеля, ползущего по столбику крыльца. Эта деревенская картина – явный слепок с детских воспоминаний Заболоцкого. Девочка в стихотворении только начинает открывать для себя мир, взирая на него огромными, широко раскрытыми глазами. Для нее удивительно практически все, что она видит. В этом заключается прелесть познания окружающего мира ребенком. По мнению Заболоцкого, детские воспоминания – самые важные и сильные. В финале стихотворения он говорит о том, что девочке суждено со многим встретиться в жизни – счастьем, болью сердечной смуты, радостью материнства, замужеством. Несмотря на большое количество впечатлений, тот детский взгляд на родную сельскую местность в ее памяти останется навсегда.

Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения «Детство» Заболоцкого

Для Николая Алексеевича Заболоцкого каждое стихотворение — повод задуматься над тайнами мироздания. В поздние годы став приверженцем классицизма, он привнес в поэзию середины XX века конкретность образа и тяготение к вечным, вне текущего момента, темам.

Стихотворение написано в 1957 году, за год до смерти поэта. Позади были арест по политической статье, ссылка, возвращение к семье, первый инфаркт. Из страха перед новым преследованием, Н. Заболоцкий долгие годы занимался переводами, а не собственным творчеством. По жанру — философская лирика, по размеру — шестистопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — рассказчик, наблюдающий за ребенком, пытающимся охватить и познать этот мир.

Поэт доходит до крайней степени реализма и в портретном описании, и в передаче увиденного девочкой. Однако именно этот прием в итоге рождает ощущение настоящей поэзии. Ребенок явно совсем маленький, его вынесли погреться на солнышке. Возможно, это городская девочка, а может — местная жительница. «На что она глядит?» Не каждый взрослый сохранил способность отрываться от суеты и чувства собственного достоинства, глядеть на мир, как в первый раз.

Дом, сад, огород, лес неподалеку… мелкие бытовые детали, которые вспомнит, пожалуй, любой: хозяин вяжет (веревку или проволоку), режет (ветви или плоды), поет (какой-нибудь шлягер конца 1950-х, например, «Я встретил девушку»). Картина земных реалий проста, но тем роднее каждому, кто в простоте на нее смотрит, глазами ребенка. «А девочка глядит». Два тощих петуха, шершавый шмель: в сущности, еще немного, и многое из того, что видит девочка, уйдет в небытие, исчезнет. И все же и в этой мимолетности ребенок чувствует какую-то тайну, смысл.

Радость бытия, ощущения причастности не только к бренному, но и вечному миру. Понимание не умом, а сердцем. Такой момент из детства необходим каждому человеку. Став взрослой, женой и матерью, она будет вспоминать «вплоть до седых волос» миг узнавания и согласия пройти свой путь на земле. Эпитеты: доверчиво-ясны, округлы, дивный мир, сердечной смуты. Метафора: в чистом взоре отображен весь мир. Сравнения: как чудо из чудес, как спутники живые. «Младенческих зениц»: кажется, здесь есть перекличка со строкой «отверзлись вещие зеницы» из стихотворения «Пророк» А. Пушкина.

Стихотворение «Детство» Н. Заболоцкого можно считать программным в поздней лирике поэта. Поэт призывает хранить в сердце мир, однажды увиденный глазами ребенка.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Детство и юность

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий в Казани, недалеко от Кизической слободы 7 мая 1903 года. Отец будущего поэта, Алексей Агафонович, по профессии был агрономом, трудился управляющим на крупной ферме.

Мать, Лидия Андреевна, имела педагогическое образование, работала в местной школе учительницей.

Детство Николая прошло в селе Сернул, которое располагалось в Вятской губернии. Природа родины будущего поэта была удивительной, вдохновляющей, поэтому уже в детском возрасте он начал сочинять стихотворения. Учеба давалась Заболоцкому легко. В третьем классе талант мальчика заметили преподаватели. Уже тогда школьник издавал собственный рукописный журнал, в котором писал свои стихи. После окончания школы жизнь юноши резко поменялась:

  1. В 1913 году Николай переезжает в Уржум, где поступает в училище. Предпочтение юноша отдает истории, рисованию и химии.
  2. Учебу он совмещает с написанием стихотворений, в которых четко просматривается тоска по родине, детские переживания, связанные с трудом на ферме, восхищение природой и другими мелочами. Помимо этого, критики в раннем творчестве поэта увидели следы символизма, что связано с предпочтениями молодого человека. В те годы его увлекали произведения Александра Блока.
  3. В 1920-м Заболоцкий окончил училище и перебрался в Москву, где сразу же поступил в университет, выбрав медицинский и историко-филологический факультеты.

Однако в этом университете Николай задерживается ненадолго. Через некоторое время он перебирается в Петроград, поступает в Пединститут имени Герцена. Основным направлением выбирает иностранный язык и литературу. В 1925 году Заболоцкий окончил институт. К этому времени у него на руках была довольно объемная тетрадь со стихотворениями. Если верить самому автору, он считал их откровенно плохими.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Служба и новые увлечения

Через год после окончания института в жизни поэта Заболоцкого снова случается резкий поворот: его призывают на военную службу. Проходит он ее в Ленинграде на протяжении 12 месяцев. После этого он увольняется в запас, получает место в отделе детской книги, руководителем которой был Самуил Маршак.

Служба в армии оказала на личность молодого человека сильное влияние, несмотря на ее краткосрочность. Заболоцкий позже признается, что жизнь в казарме сыграла роль своеобразного катализатора, который подстегнул творчество, перевел его в другое направление. Николай нашел свой неповторимый стиль. В первые годы после службы он написал произведения, заслуживающие внимания.

Помимо стихотворений, поэт стал увлекаться искусством, уделял внимание работам Филонова, Брейгеля и Шагала. Именно живопись научила Николая видеть мир глазами художника, воспринимать многие вещи абстрактно.. Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы»

Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы». Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Несмотря на это, Николаю удалось продвинуть некоторые стихотворения из сборника. Они даже были напечатаны в журнале «Звезда». Многим читателям было сложно понять пародийную и сатирическую нотку в произведениях поэта. Он попытался раскрыть тему быта мещан, трудности повседневности, которые оказывают огромное влияние на формирование личности

Заболоцкий акцентирует внимание на том, что гнет обычных бытовых манипуляций становится причиной морального разложения и потери собственных взглядов на многие вещи.

Большинство авторов того времени не принимает и не понимает творчества Николая Заболоцкого. Его читают только те, кто способен проникнуть в мысли поэта, посмотреть на мир его глазами, увидеть причины, которые стали поводом к формированию именно таких взглядов. Однако мужчина не останавливается на достигнутом, поскольку мечтает достучаться до критиков и большего количества читателей.

https://youtube.com/watch?v=TC02psi7yLI

Заключение

В 1938 г. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской пропаганде за его критические статьи и «рецензии» якобы искажавшие советскую действительность.

От расстрела его уберегло только то, что он отказался признавать себя виновным в образовании организации контрреволюционеров.

Николай Заболоцкий за работой

Сотрудники НКВД «попросили» критика Николая Лесючевского написать отзыв о творчестве Заболоцкого. В результате тот публично заявил, что поэт неоднократно дискредитировал действия руководства страны и боролся с социализмом.

В начале 80-х были опубликованы мемуары Николая Заболоцкого – «История моего заключения». Писатель признавался, что на него постоянно оказывали, как моральное, так и физическое давление.

Первое время он часто подвергался пыткам. Заблоцкого постоянно допрашивали, лишая пищи и сна, а также сутками не давая вставать со стула. Следователи менялись, а он продолжал отвечать на бесконечные вопросы.

С 1939 по 1943 годы Николай отбывал заключение в трудовом лагере в Комсомольске-на-Амуре, после чего 1 год провел в лагере «Алтайский». В этот период биографии Заблоцкий не забывал писать трогательные письма жене и детям, которые позже будут опубликованы в его труде «Сто писем 1938-1944 годов».

Возвращение к литературной жизни у Заболоцкого произошло в 1944 г., когда ему после долгих лет наконец-то удалось завершить перевод «Слова о полку Игореве». Интересен факт, что его работа была признана лучшей, среди всех известных переводов данного произведения. Благодаря этому он смог вернуться из Караганды в Москву, и даже войти в состав Союза писателей СССР.

Стихи, написанные Николаем Алексеевичем в послевоенный период, получили лестные отзывы от советских критиков. Наиболее известными из них стали «Журавли» и «Оттепель».

После того, как в 1953 г. умер Иосиф Сталин, в Советском Союзе произошли большие перемены, коснувшиеся и литературы.

Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре

С приходом Никиты Хрущева идеологическая цензура ослабла, что позволило Заблоцкому вновь писать те стихотворения, которые ему действительно хотелось писать.

В середине 50-х у поэта наблюдался небывалый творческий подъем. В 1955 г. издаются его произведения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». Спустя 2 года он представил четвертый сборник стихов, вместе с гениальным произведением «Не позволяй душе лениться».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: