Анализ стихотворения н. а. заболоцкий «не позволяй душе лениться»

Философская лирика н.заболоцкого, а.тарковского, д.самойлова и др.

Следующие издания

После выхода первого сборника Николай Алексеевич не может принять тот факт, что его творчество не было принято большинством критиков и авторов. Его не приглашали на мероприятия, которые проводились для известных поэтов и писателей. Заболоцкий трудится в полную силу, и в скором времени были напечатаны его следующие сборники. Поэт продолжает идти своим путем:

  1. С 1926 по 1932 год Николай Алексеевич пишет множество произведений, которые входят в сборник. Однако читатели его так и не увидели, поскольку книга была напечатана, но не поступила в продажу. Автор предвидел подобный сценарий, поэтому сразу же начал работать над новыми произведениями.
  2. Следующей работой Заболоцкого стало произведение «Торжество земледелия», которое спровоцировало новую волну критики со стороны других авторов и ценителей литературы.
  3. Большое количество негативных отзывов провоцирует творческий кризис писателя. После последнего стихотворения он ничего не пишет до 1935 года.

Во время кризиса Заболоцкий зарабатывает на жизнь благодаря переводам в журналах. Работал автор под руководством Самуила Маршака. Николай считал, что ему не позволят писать произведения в собственном неповторимом стиле. Во время работы в журналах он одновременно писал стихи и прозу для детей, а также переводил длинные тексты, краткие сценарии известных зарубежных писателей.

Эта работа позволила Николаю Алексеевичу укрепить свое положение в литературных кругах Ленинграда. На протяжении трех лет его произведения одобряли критики, читатели и другие авторы. В 1937 году он выпустил вторую книгу, в которую входило 17 стихотворений. Помимо этого, Николай трудится над переводом поэмы «Слово о полку Игореве», а также пишет собственную под названием «Осада Козельска».

https://youtube.com/watch?v=Uty4YAwc1l0

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь к родной природе.

Основная мысль: лирический герой ощущает себя частью природы, наблюдая её простую скромную красоту; даже мысли героя навеяны природой.

Композиционно стихотворение распадается на 2 части. В первых двух строфах лирический герой делится своей особенностью – видеть тихую и незаметную жизнь растений. Ему «довольно заметить» простое растение и наблюдать его жизнь. Довольно для счастья и удовольствия.

В первой же строке герой указывает на причину такого отношения к природе: «Я воспитан природой суровой». Инверсия подчёркивает последнее слово-эпитет. Сурова природа родины поэта – средней полосы России. Понятия о прекрасном у человека закладываются сызмальства. Природа действительно стала воспитательницей, привив лирическому герою эстетические предпочтения.

Последние 3 строфы написаны в условном наклонении. Лирический герой описывает, как провёл бы чудесную весеннюю ночь до рассвета. Герой мечтает остаться неподвижным, лежать, внимать, думать. Но это не означает бездействия. Герой занимает активную жизненную позицию, перемещается из реальности в «государство ромашек», край, где поёт ручей.

Это стихотворение – попытка бегства из действительности в государство природной гармонии, где жизнь течёт с небес и душа природы становится мыслями лирического героя. Условное наклонение проявляет несбыточность мечты лирического героя.

Служба и новые увлечения

Через год после окончания института в жизни поэта Заболоцкого снова случается резкий поворот: его призывают на военную службу. Проходит он ее в Ленинграде на протяжении 12 месяцев. После этого он увольняется в запас, получает место в отделе детской книги, руководителем которой был Самуил Маршак.

Служба в армии оказала на личность молодого человека сильное влияние, несмотря на ее краткосрочность. Заболоцкий позже признается, что жизнь в казарме сыграла роль своеобразного катализатора, который подстегнул творчество, перевел его в другое направление. Николай нашел свой неповторимый стиль. В первые годы после службы он написал произведения, заслуживающие внимания.

Помимо стихотворений, поэт стал увлекаться искусством, уделял внимание работам Филонова, Брейгеля и Шагала. Именно живопись научила Николая видеть мир глазами художника, воспринимать многие вещи абстрактно.. Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы»

Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы». Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Несмотря на это, Николаю удалось продвинуть некоторые стихотворения из сборника. Они даже были напечатаны в журнале «Звезда». Многим читателям было сложно понять пародийную и сатирическую нотку в произведениях поэта. Он попытался раскрыть тему быта мещан, трудности повседневности, которые оказывают огромное влияние на формирование личности

Заболоцкий акцентирует внимание на том, что гнет обычных бытовых манипуляций становится причиной морального разложения и потери собственных взглядов на многие вещи.

Большинство авторов того времени не принимает и не понимает творчества Николая Заболоцкого. Его читают только те, кто способен проникнуть в мысли поэта, посмотреть на мир его глазами, увидеть причины, которые стали поводом к формированию именно таких взглядов. Однако мужчина не останавливается на достигнутом, поскольку мечтает достучаться до критиков и большего количества читателей.

https://youtube.com/watch?v=TC02psi7yLI

(восприятие, истолкование, оценка)

Чистая,
искренняя, пламенная и неутолимая душа — это храм, в котором легче всего
услышать откровение истины.

Д. Мадзини

Россия издавна
славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина,
Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны
всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н.А.
Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная
мелодика стиха – вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни
совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное
наследие.

Тематика его
творчества очень разнообразна. Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и
любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к
анализу одного из стихотворений-размышлений.

Поэта всегда
волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, «обложка», или его
душа, внутренний мир? Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение
«Некрасивая девчонка». Поэта волнует не то, как она выглядит («лягушонок»,
«дурнушка»), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота,
непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение
«О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит
слово «красота». Какую же красоту ценит поэт в людях? Обратимся к
стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть – размышление
лирического героя «о красоте человеческих лиц»: Есть лица, подобные пышным
порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках
поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал – это главный вход
большого здания, его фасад

Обратим внимание на эпитет «пышный» — нарядный,
красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно
судить о человеке

Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться
духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в
малом».

Далее звучит
сравнение, противопоставленное первому: Есть лица – подобия жалких лачуг, Где
варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг – это
один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину,
подчеркивает бедность, убожество: лачуга «жалкая». Но здесь мы видим нищету не
только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение
предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора
используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем
четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной» —
«другой» символичны, подчеркивают однообразие

Обратим внимание на эпитеты
«холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно
темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с
окружающими своими проблемами

Другие – как
башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок
опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не
пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему.

Вторая часть
противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчеркивает
антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты»
меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря
на то, что «малая хижина» «неказиста», «небогата», она излучает свет.
Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение: Поистине мир и велик
и чудесен! Для поэта главное – духовная красота человека, его внутренний мир,
то, чем он живет: Есть лица – подобья ликующих песен, Из этих, как солнце,
сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках
выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые,
жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я
понимаю смысл стихотворения Заболоцкого.

Трехсложный
размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то,
что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу
из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части,
так как его объединяет общая мысль, идея.

Мне нравится
это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми
образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я
думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

Детство и юность

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий в Казани, недалеко от Кизической слободы 7 мая 1903 года. Отец будущего поэта, Алексей Агафонович, по профессии был агрономом, трудился управляющим на крупной ферме.

Мать, Лидия Андреевна, имела педагогическое образование, работала в местной школе учительницей.

Детство Николая прошло в селе Сернул, которое располагалось в Вятской губернии. Природа родины будущего поэта была удивительной, вдохновляющей, поэтому уже в детском возрасте он начал сочинять стихотворения. Учеба давалась Заболоцкому легко. В третьем классе талант мальчика заметили преподаватели. Уже тогда школьник издавал собственный рукописный журнал, в котором писал свои стихи. После окончания школы жизнь юноши резко поменялась:

  1. В 1913 году Николай переезжает в Уржум, где поступает в училище. Предпочтение юноша отдает истории, рисованию и химии.
  2. Учебу он совмещает с написанием стихотворений, в которых четко просматривается тоска по родине, детские переживания, связанные с трудом на ферме, восхищение природой и другими мелочами. Помимо этого, критики в раннем творчестве поэта увидели следы символизма, что связано с предпочтениями молодого человека. В те годы его увлекали произведения Александра Блока.
  3. В 1920-м Заболоцкий окончил училище и перебрался в Москву, где сразу же поступил в университет, выбрав медицинский и историко-филологический факультеты.

Однако в этом университете Николай задерживается ненадолго. Через некоторое время он перебирается в Петроград, поступает в Пединститут имени Герцена. Основным направлением выбирает иностранный язык и литературу. В 1925 году Заболоцкий окончил институт. К этому времени у него на руках была довольно объемная тетрадь со стихотворениями. Если верить самому автору, он считал их откровенно плохими.

Детские годы и образование

Поэт Заболоцкий Николай Алексеевич родился 24 апреля (7 мая) 1903 года поблизости Казани в семье агронома и учительницы. Его детство прошло в Кизической слободе около Казани. Литературный талант Заболоцкого проявился еще в раннем возрасте. В третьем классе школы он делал рукописный журнал, в котором размещал свои стихотворения.

В 1913 году Заболоцкий поступил в реальное училище в Уржуме. Поэт увлекается химией, историей, рисованием, открывает для себя творчество Блока.

В 1920 году Заблоцкий поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако через полгода бросает учебу и возвращается домой. Вскоре переезжает в Петроград и поступает в Пединститут имени Герцена на отделение языка и литературы. В 1925 году оканчивает вуз.

Анализ стихотворения заболоцкого «сентябрь. Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

  • Сыплет дождик большие горошины,
  • Рвется ветер, и даль нечиста.
  • Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
  • Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:
  • Но взгляни: сквозь отверстие облака,
  • Как сквозь арку из каменных плит,
  • В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Необычайное влияние на творчество Заблоцкого оказали Великие научные открытия, коими полнился мир в период его жизни и творчества. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе.

Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). Реальность бессмертия – ключевой вектор данного произведения.

Николай Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.

Сначала стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую.

И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились.

Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».

С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я — живой.

Вряд ли можно отрицать то, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности.

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав. Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

Метафоры создают зрительные образы «обычных простых растений», делая их яркими индивидуальностями: «одуванчика шарик пуховый», «подорожника острый клинок».

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Сравнение, выраженное творительным падежом («жизнь потоком светящейся пыли всё текла бы»), создаёт образ звёздной ночи, где между небом и землёй установлена непрерывная связь.

Для лирического героя важно место, где он наслаждается жизнью, совершенно конкретное и, вместе с тем, такое, где герой будет в безопасности, где его невозможно найти: государство ромашек, край, где поёт ручей (метафоры). Там лирический герой вбирает в себя думы «беспредельных полей и дубрав» (эпитет)

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты)

Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Личная жизнь

В 1930 г. Николай Заболоцкий взял в жены Екатерину Клыкову. Супруга всячески поддерживала мужа, и даже во время его ареста продолжала с ним переписку. Изначально их брак можно было считать образцовым, но позже их чувства друг к другу остыли.

В 1955 г. Екатерина ушла от Николая к писателю Василю Гроссману. В свою очередь Заблоцкий начал ухаживать за Натальей Роскиной. Однако через 3 года Клыкова вернулась к мужу, после чего супруги уже никогда не расставались.

Николай Заболоцкий с женой Екатериной Клыковой и дочерью Натальей

В этом браке у Заболоцких родились сын Никита и дочь Наталья. Интересен факт, что повзрослев, Никита станет кандидатом биологических наук, а Наталья выйдет замуж за академика Николая Каверина, сына известного писателя Вениамина Каверина.

Темы, проблемы, настроение

Читатель замечает, что все стихотворение «Завещание» пронизано одной темой. Автор рассуждает о жизни человека после кончины — такова основная идея. Читатель наблюдает за последовательными размышлениями лирического героя. В образе главного героя Заболоцкий воплотил свои собственные мысли и переживания. Автор утверждает, что смерть неизбежна. Однако рассуждения поэта нельзя назвать грустными. Николай Алексеевич заявляет, что его сознание, освободившееся от одной формы, будет частью вечного природного мира. Человек не умирает. Его сознание находит другие воплощения и присоединяется к миру первозданной природы.

  1. В стихотворении «Завещание» Николай Алексеевич затронул тему бессмертия. Заболоцкий заявляет о своём огромном желании всегда быть рядом с потомками, даже после физической смерти. По мнению поэта,душа человека всегда будет жить на земле, если он оставил после себя достойный след.
  2. Помимо этого, Николай Алексеевич затронул тему взаимосвязи между человеком и природой. Заболоцкий утверждает, что истинное предназначение человека заключается в стремлении дополнить и усовершенствовать природу новыми открытиями.
  3. Проблема сущности человека выходит на первый план. Автор считает личностью сознание и ощущения человека, а не его физическую форму, которая является лишь временным пристанищем нашей энергии.
  4. Смысл жизни человека, по мнению автора, состоит в обогащении и усовершенствовании мира.
  5. Настроение стихотворения «Завещание» торжественное, немного печальное, но в финале однозначно жизнеутверждающее.

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.
  • Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.

Стихи

Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.

Николай Заболоцкий в молодости

Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.

По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.

История создания

В 1938 году Николая Заболоцкого, как и многих других деятелей искусства, обвинили в антисоветской пропаганде. Материалом для уголовного дела послужили не доказательства, а ложная экспертиза его работ, которая нашла отражение в критических статьях и рецензии. Вывод один: автор — враг. Этого было достаточно для самого сурового приговора. За это его приговорили к заключению в трудовом лагере. От смерти его спасла только твердость: несмотря на пытки, он не признал напраслины следователя о создании контрреволюционной организации. Николай Алексеевич был освобождён в 1944 году, а в 1963 его реабилитировали.

Не секрет, что заключение значительно подорвало здоровье поэта. Несмотря на то, что Николай Заболоцкий после освобождения прожил ещё более десяти лет, он осознавал, что скоро к нему придёт смерть. Именно это предчувствие и легло в основу стихотворения «Завещание». Данное произведение Николай Алексеевич создал в свой поздний период творчества. После создания стихотворения Заболоцкий прожил всего десять лет.

«Мир поэзии Н. А. Заболоцкого (по стихотворению «Я воспитан природой суровой»)»

Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения. Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза

В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый»

Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно «первых листьев появленье»

А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя

И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем

Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Поэт создает удивительную картину окружающею мира. «Государство ромашек», «поющий ручей» — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

История создания

Стихотворение «Я воспитан природой суровой» было написано в 1953 г. зрелым поэтом. Вся жизнь Заболоцкого прошла в больших городах, Москве и Ленинграде, и только детство – на природе, в помещичьем имении близ Казани, где отец работал агрономом и управляющим. Зрелый поэт возвращается к ценностям детства и переосмысливает их.

В этот период своего творчества поэт почти не обращался к выражению в стихах своей гражданской позиции, опасаясь новых запретов и гонений. Поэт вынужден был прибегать к намёкам и иносказаниям, как «государство ромашек» в данном стихотворении.

Стихотворение напечатано впервые в журнале «Дружба народов» № 4 за 1956 г.

Композиция, жанр и средства выразительности

С самого начала произведения автор начинает описывать различные лица-здания. Сперва он проводит аналогии, а потом делает вывод. Благодаря такой конструкции интерпретация и понимание идеи доходит до читателя проще. Для каждого сравнения поэт чаще всего использует 2 строки.

Заболоцкий создал целую галерею из различных обликов, проводя параллели с жалкими лачугами и прекрасными архитектурными сооружениями. Создаётся впечатление, что люди лишаются своих истинных обличий. Вместо них они надевают маски.

Всё стихотворение строится на контрасте. Великому противопоставляется жалкое. Между этими образами Заболоцкий старается делать плавный переход. Также в строчках читатель может увидеть критику неказистых «хижин», так как автор считает, что это является отражением жизненного пути.

Стихотворение не делится на строфы, хотя в нём отчётливо видны отдельные катрены. Благодаря этому создаётся символизм совокупности различных обликов, которые можно видеть каждый день. Спокойная интонация один раз обрывается восклицанием, выражающим восторг Заболоцкого. Интонация и ритм отлично сочетаются с композицией и содержанием стихотворения.

Сам же автор отдаёт предпочтение лицам, которые сравнивает с маленькими хижинами, так как из них струится жизнь. По мнению Заболоцкого, они доброжелательны, открыты для всех и наполнены радостью. В окна этих хижин хочется смотреть снова и снова. В конце поэт подчёркивает, что в обликах видна внутренняя красота человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: