Анализ стихотворения «сияла ночь. луной был полон сад…» фета

Сияла ночь анализ, история создания, тема, жанр, размер

Рефераты. Скачать реферат

Позднее стихотворение «Сияла ночь» было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. Первоначально стихотворение имело название «Опять». Впервые оно было опубликовано в сборнике поэзии «Вечерние огни» (1883). Произведение открывало раздел «Мелодии», вобравший в себя тексты, объединенные мотивом песни.

В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду. написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии.

По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь» близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…». Произведение состоит из 4 строф-четверостиший, каждая из которых имеет свою звукопись. Симметрическая композиция расчленяет стихотворение на две смысловые части: первые две строфы посвящены первому пению героини, третья и четвертая строфы повествуют о повторном исполнении ею песни спустя много лет. Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию.

В первой части великолепная пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Фет использует образ лунной ночи как символа любовного свидания. Он создает живописный и выразительный образ при помощи оксюморона, подчеркнутого инверсией («Сияла ночь»), звукописи, аллитерации. Повтор звука «л» передает легкость лунного света, нежность и плавность его скользящих лучей. Повторение звуков «р» и «ж» помогает поэту донести до читателя всю дрожь и волнение сердца. Во второй строфе накал страстей возрастает: повторы «з» и «ть» создают невероятное переплетение чувств – изнеможение от любви и желание жить, любить и плакать. Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью («Что ты одна – любовь»). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера.

Во второй части стихотворения описание пейзажа ограничивается фразой «в тиши ночной», а «услышать» ее помогает аллитерация звука «ш». Используемые звукоряды «вз» и «зв» воспроизводят фонетически дыхание человека. Фет отождествляет здесь пение и героиню не только с любовью, но и самой жизнью. Искусство и любовь вечны, они противостоят «томительным и скучным годам». Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчеркивает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».

Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства. Музыка для Фета — основа мироздания, квинтэссенция бытия, и поэт сумел мастерски передать свои ощущения в словесной форме. Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи. Фет использует перекрестную рифмовку с чередованием женской (в нечетных строках) и мужской (в четных строках) рифм. Поэтический словарь включает характерные для поэта лексемы – звук, вздох, дрожала, рыдающие. Особую мелодичность и музыкальность придают повторы сонорных «м», «н», «р», открытой гласной «а».

Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца).

Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.

Анализ стихотворения Фета «Как ярко полная луна…»

Стихотворение «Как ярко полная луна…», вероятно, было написано в 1859 году. Оно впервые увидело свет, будучи напечатанным в книге «Полное собрание стихотворений А. А. Фета» в 1901 году. Произведение состоит из четырёх четверостиший, написанных четырёхстопным ямбом. Рифма во всех строфах перекрёстная, укладывающаяся в схему abab.

Что касается жанра, то это, несомненно, лирическое стихотворение. Главной его темой является любовь и её магия, которая заставляет людей иначе, нежели прежде, воспринимать весь окружающий мир.

Автор в этом стихотворении выступает в качестве лирического героя. От первого лица он рассказывает о незабываемой ночи, проведённой с возлюбленной. Интересно, что на момент создания произведения Афанасий Афанасьевич пребывал в солидном возрасте, ему было уже около сорока лет. Но в строфах он предстаёт перед нами пылким нежным юношей. Первые же строки выдают страстную натуру: герой не сдерживает восторженного восклицания при виде ночного светила

Конечно, большинство из нас, увидев сверкающий лунный диск на небесах, тоже не скроет восхищения, но едва ли мы обратим внимание на другие детали пейзажа. Но от пытливого взгляда очарованного юноши не укрывается даже такая прозаичная вещь как крыша

Поэт использует метафору «посеребрила», показывая, как луна придаёт всему благородное сияние.

Даже самое незначительное событие приобретает в глазах романтичного юноши вес. Он повествует о лёгком дыхании своей избранницы так, словно вслушиваясь в эти тихие звуки, он становится причастным к великой тайне или удостаивается большой чести быть рядом с божеством.

Любовь заставляет героя быть чутким по отношению ко всему, что его окружает. Он подмечает голоса птиц, обозначенные эффектной метафорой «ночная песнь», улавливает свет звёзд. Когда говорится о лучах далёких светил, автор применяет повтор. Дважды используя слово «горит», поэт придаёт речи героя большую эмоциональность и правдоподобие. Также этому способствует обращение «погляди».

Поэт признаётся, что под влиянием этой волшебной силы он начинает осознавать, чем живёт мир. Ему становятся понятны все явления – от шорохов в ночи до блеска звёзд. Создаётся впечатление, что всё вокруг, как и сам герой, говорит на одном таинственном языке – языке любви. Но не менее удивительно другое – юноша не может выразить обычными человеческими словами то, что наполняет его душу блаженством. «Тайной счастья» называет автор это необыкновенное состояние.

Источник

Композиционные и жанровые особенности

Первоначально стихотворение получило название «Опять» и впервые было опубликовано в поэтическом сборнике «Вечерние огни». Оно отличается симметричным построением и включает четыре четверостишия. Условно произведение следует разделить на две части:

  • Два первых четверостишия передают гармонию уединенных вечеров, привычных для влюбленной пары. Встречи происходят в темноте, в особняке, залитом сиянием полной луны. Ее свет проникает в окна, ярко освещает комнату, где находится рояль и треножник. Девушка играет на музыкальном инструменте. Молодой человек очарован ею и не скрывает этого.
  • Далее речь идет о последних встречах. Вновь слышны звуки музыки и лунный свет льется в окна. Однако на сердце у героя горечь раскаяния, сожаление о потерянной любви. Впечатление о вечере наполнено сильными эмоциями, которые передаются читателю.

В момент прочтения стихотворения настроение читателя меняется. Особую глубину произведению придает кольцевая композиция. Эмоции нарастают, и в четвертом четверостишии происходит кульминация истории. В строках «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показана горечь от расставания.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад….

История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «сердца жгучая мука».

Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».

«Чудная картина», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осень», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Старые письма», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Тема

Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

О создании произведения

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» написано Афанасием Афанасьевичем в 1877 году. Поэту шел седьмой десяток лет, и он испытывал ностальгию по былым временам, подводил итоги жизни. Фет вспоминал молодость и время, когда он был влюблен в Марию Лазич — дочь обедневшего помещика с сербскими корнями. Двадцатичетырехлетняя девушка была не только красива, но и талантлива. Ее игру на фортепиано высоко оценил композитор Ференц Лист, и об этом сохранилась запись в семейном альбоме.

Лазич стала единственной музой для молодого Фета, как Беатриче для Данте, как Лаура для Петрарки. Благодаря нежному чувству к этой девушке сформировалась тончайшая любовная лирика, которая характерна для творчества поэта. Однако возлюбленная не услышала и не прочла посвященных ей строк, поскольку они были созданы после ее трагической смерти.

Чувства между офицером русской армии и дочерью бедного помещика возникли практически сразу после встречи. Молодых людей объединила поэзия. Они проводили много времени вместе, но в планы Афанасия не входило делать возлюбленной предложение. Материальные затруднения и желание вернуть дворянский титул мешали ему жениться. Мария знала об этом, но просила любимого не прерывать их отношений.

На всю жизнь запомнился поэту последний вечер встречи с Лазич. За окном был морозный звездный вечер. Просторную тихую гостиную заливал лунный свет, прекрасная девушка играла на рояле. Ощущение блаженства, которое было тогда испытано, Афанасий Афанасьевич пронес сквозь всю свою жизнь. Он раскаивался в своем поступке по отношению к любимой, но изменить ничего было нельзя. Спустя несколько лет после разлуки Мария погибла. От огня лампадки загорелось ее платье, и молодая женщина получила ожоги, от которых скончалась.

Произведение о яркой лунной ночи стало гимном несчастной любви, воспоминанием об ушедших, наполненных смыслом днях молодости. Нежность и музыкальность строк легли в основу русского романса, мелодия к которому была придумана композитором Евгением Ширяевым.

Фет тяжело пережил гибель возлюбленной и сожалел о том, что плохо обошелся с ней, дал ложные надежды. Титул он так и не восстановил и женился на дочери богатого купца, не очень молодой и не такой привлекательной, как Мария.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад….История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «сердца жгучая мука».

Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».

Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».

История создания

У литературоведов есть две версии на тему того, кому могло быть посвящено стихотворение «Сияла ночь…».

  1. Первая версия весьма трагична. В 1850 году трагически погибла любимая девушка А.А. Фета — Мария Лазич. Их чувства были взаимны, но брак так и не состоялся, так как поэт был лишён наследства и фамилии. А.А. Фет пожелал прервать все связи с девушкой, надеясь, что она встретит другого человека. Через несколько месяцев после их расставания, Мария Лазич погибла. До самого своего конца поэт винил себя в случившемся, понимая, что не смог сделать девушку счастливой. В поэзии А.А. Фета присутствует цикл стихотворений, посвящённых Марии. Стихотворение «Сияла ночь…» было написано в 1877 году и, как и многие другие, было посвящено любимой. Произведение вошло в сборник поэта «Мелодии».
  2. Упомянем и о существовании второй версии. Считается, что поэт посвятил своё стихотворение Татьяне Кузминской (в девичестве Берс), которая приходилась сестрой жены Л.Н. Толстого. Будучи на одном из музыкальных вечеров в 1866 году, А.А. Фета поразило замечательное пение женщины. Гости в тот день не расходились до поздней ночи. Спустя много лет А.А. Фет вновь услышал голос Т. Кузминской, под впечатлением которого написал своё произведение. Заново нахлынувшие эмоции поэта легли в основу произведения «Сияла ночь…». Первоначально данное стихотворение имело название «Опять».

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сияла ночь…», которую хотел донести в своём произведении А.А. Фет, – это вечная, бессмертная любовь, её неповторимость и ценность. Для такого чувства не существует времени и обстоятельств. Хотя время уже безвозвратно потеряно, в лирическом герое всё ещё живёт безмерная привязанность к любимому человеку. Автор верит в то, что сможет обязательно встретиться с девушкой в загробном мире, исправить свои ошибки после своей смерти.

Также в раскрытие идеи этого стихотворения вписывается и мотив искусства. Для поэта музыка была основой всего живого, и он смог мастерски передать свои эмоции в стихотворных строках. Само стихотворение звучит мелодично и нежно, как будто в нём самом заложена музыкальность, как будто оно само звучание. Не мудрено, что многие стихотворения А.А. Фета, в том числе и «Сияла ночь…», становились со временем романсами.

Анализ стихотворения как ярко полная луна

Как ярко полная лунаПосеребрила эту крышу!Мы здесь под тенью полотна,Твоё дыхание я слышу.

У неостывшего гнездаНочная ( эпитет ) песнь гремит и тает.О,погляди,как та звездаГорит,горит и потухает. ( антитеза )

Понятен блеск её лучейИ полночь с песнию своею,Но что горит в груди моей — ( метафора )Тебе сказать я не умею.

Вся эта ночь у ног твоих ( гипербола )Воскреснет в звуках песнопения,Но тайну счастья в этот мигЯ унесу без выражения. ( метафора )

Размер — ямбРод — лирикаЖанр — элегияТема — интимная лирикаРифмовка — перекрестная.

Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистенёвкой, имением Дубровских. Благодаря Шабашкину Троекуров завладел Кистеневкой, т. е. можно сказать что вся трагедия из-за него и произошла. но мне кажется эта точка зрения не совсем верная, т. к. заместо Шабашкина любой чиновник готов был услужить Троекурову. В данном случае Андрей Дубровский, не имея связей, не смог сохранить поместье. можно сказать, что в этом деле Шабашкин сыграл свою роковую роль

Шабашкин всеми правдами и неправдами старался придать делу об имении Дубровского желаемый оборот. Перед Троекуровым Шабашкин лебезил, поддакивал Троекурову, беспрекословно подчинялся его воле. Он всячески старался угодить Кириле Петровичу и был очень доволен, когда ему это удавалось. Перед Троекуровым Шабашкин выглядел подобострастным подлизой, всегда старающимся угодить барину и поддержать его желания и настроение.

Приехав в Кистеневку, Шабашкин вовсю старался казаться как можно более важным, он «. стоял подбочась и гордо взирал около себя. «. Он был наверху блаженства и чувствовал себя полноправным хозяином Кистеневки.

Шабашкин вел себя развязно, никого не хотел признавать. Когда Владимир Дубровский заговорил с приказным об имении, то Шабашкин нагло спросил его, кто он такой и какое имеет право вступать в пререкания с приказными. Отношение Шабашкина к Дубровскому абсолютно противоположно его отношению к Троекурову. Дубровский был беден, и поэтому Шабашкин ни в грош не ставил его по сравнению с Троекуровым.

Но в поведении Шабашкина сказывается и трусость. Когда народ двинулся на приказных, Шабашкин тут же потерял все свое величие и бросился в дом. Я думаю, что Шабашкин — один из самых отрицательных персонажей повести Пушкина «Дубровский»

Источник

Краткий разбор

Начало произведения напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье», также написанное вслед ушедшим чувствам. В первых строках упоминается ночной особняк, где происходит встреча двух влюбленных. Они наслаждаются обществом друг друга под звуки прекрасной музыки, которую играет счастливая героиня. Молодой человек слушает мелодию и наблюдает в окно, как луна светит во мраке. Анализ строк позволяет понять, что у пары все хорошо. Пара не догадываются, что скоро расстанутся навеки.

Интерпретируя первые строки, можно сказать, что музыка — тайна, которая подлежит разгадке. Образ ночи символизирует романтическую встречу, память о которой никогда не сотрется. Проходит время, и лирический герой вновь вспоминает залитый луной сад и комнату, где стоял рояль. Он испытывает при этом противоречивые чувства — радостные воспоминания и в то же время боль от утраченного, краха иллюзий, прожитой без любви долгой жизни.

При анализе стихотворения Фета «Сияла ночь…» некоторые литературоведы интерпретируют текст по-другому. Они считают, что именно музыка (а не образы памятного вечера) пробудила у лирического героя сладостные воспоминания и яркие эмоции. Звуки мелодии способны вызвать у человека всю гамму чувств — потрясти до глубины души, заворожить, вызвать восторг или ужас, напомнить о былом. К сожалению, миг воспоминаний краток, и человек снова оказывается в реальности.

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе. Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Ребят, помогите пожалуйста нужно найти метафоры и эпитеты в стихотворении Рубцова «Звезда полей» Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью?

Ребят, помогите пожалуйста нужно найти метафоры и эпитеты в стихотворении Рубцова «Звезда полей» Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою.

В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром.

Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Сияла ночь…» представлены в списке:

  • Основная тема стихотворения «Сияла ночь…» – возвышенная и светлая любовь, которая жила в сердце поэта всю его жизнь. Боль поэта выражена в каждой строке этого произведения. Красной нитью проходит в нём светлая грусть о былой любви. Автор переживает заново свои прошлые моменты жизни, связанные с любимой девушкой. Он надеется на встречу с ней после смерти.
  • Тема одиночества тоже является неотъемлемой частью стихотворения. Лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями и болью, которые не дают ему покоя. После ухода милой сердцу девушки в мир иной, он остаётся один в эмоциональном плане.
  • Тема смерти, бесспорно, присутствует в произведении А.А. Фета: ночь как метафора умирания; слёзы девушки, как слёзы скорби, которые он помнит на протяжении многих лет; желание вернуть свою любовь, но невозможность этого сделать потому, что она безвозвратно улетела на небеса.

Анализ стихотворения Фета Как ярко полная лунаПосеребрила эту крышу!Мы здесь под

Анализ стихотворения Фета Как ясно полная луна Посеребрила эту крышу! Мы тут под тенью полотна, Твое дыхание я слышу.

У неостывшего гнезда Ночная песнь гремит и тает. О, погляди, как та звезда Горит, пламенеет и гаснет.

Понятен сияние ее лучей И полночь с песнию своею, Но что пламенеет в груди моей — Тебе сказать я не умею.

Вся эта ночь у ног твоих Воскреснет в звуках песнопенья, Но тайну счастья в этот миг Я унесу без выраженья.

  • Багателия Анна
  • Литература 2019-09-03 13:14:39 36 1

Как ясно полная лунаПосеребрила эту крышу!Мы тут под тенью полотна,Твое дыхание я слышу.

У неостывшего гнездаНочная(эпитет) песнь гремит и тает.О, погляди, как та звездаПламенеет, пламенеет и гаснет.(антитеза)

Понятен сияние ее лучейИ полночь с песнию своею,Но что пламенеет в груди моей -(метафора)Для тебя сказать я не умею.

Вся эта ночь у ног твоих(гипербола)Воскреснет в звуках песнопенья,Но тайну счастья в этот миг Я унесу без выраженья.(метафора)

Размер — ямбРод — лирикаЖанр — элегияТема — интимная лирикаРифмовка — перекрестная.

Это что дотрагивается более глубочайшего разбора. Главную тему и сюжет творения можно найти в вебе.

Источник

Краткий разбор

Начало произведения напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье», также написанное вслед ушедшим чувствам. В первых строках упоминается ночной особняк, где происходит встреча двух влюбленных. Они наслаждаются обществом друг друга под звуки прекрасной музыки, которую играет счастливая героиня. Молодой человек слушает мелодию и наблюдает в окно, как луна светит во мраке. Анализ строк позволяет понять, что у пары все хорошо. Пара не догадываются, что скоро расстанутся навеки.

Интерпретируя первые строки, можно сказать, что музыка — тайна, которая подлежит разгадке. Образ ночи символизирует романтическую встречу, память о которой никогда не сотрется. Проходит время, и лирический герой вновь вспоминает залитый луной сад и комнату, где стоял рояль. Он испытывает при этом противоречивые чувства — радостные воспоминания и в то же время боль от утраченного, краха иллюзий, прожитой без любви долгой жизни.

При анализе стихотворения Фета «Сияла ночь…» некоторые литературоведы интерпретируют текст по-другому. Они считают, что именно музыка (а не образы памятного вечера) пробудила у лирического героя сладостные воспоминания и яркие эмоции. Звуки мелодии способны вызвать у человека всю гамму чувств — потрясти до глубины души, заворожить, вызвать восторг или ужас, напомнить о былом. К сожалению, миг воспоминаний краток, и человек снова оказывается в реальности.

О создании произведения

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» написано Афанасием Афанасьевичем в 1877 году. Поэту шел седьмой десяток лет, и он испытывал ностальгию по былым временам, подводил итоги жизни. Фет вспоминал молодость и время, когда он был влюблен в Марию Лазич — дочь обедневшего помещика с сербскими корнями. Двадцатичетырехлетняя девушка была не только красива, но и талантлива. Ее игру на фортепиано высоко оценил композитор Ференц Лист, и об этом сохранилась запись в семейном альбоме.

Лазич стала единственной музой для молодого Фета, как Беатриче для Данте, как Лаура для Петрарки. Благодаря нежному чувству к этой девушке сформировалась тончайшая любовная лирика, которая характерна для творчества поэта. Однако возлюбленная не услышала и не прочла посвященных ей строк, поскольку они были созданы после ее трагической смерти.

Чувства между офицером русской армии и дочерью бедного помещика возникли практически сразу после встречи. Молодых людей объединила поэзия. Они проводили много времени вместе, но в планы Афанасия не входило делать возлюбленной предложение. Материальные затруднения и желание вернуть дворянский титул мешали ему жениться. Мария знала об этом, но просила любимого не прерывать их отношений.

На всю жизнь запомнился поэту последний вечер встречи с Лазич. За окном был морозный звездный вечер. Просторную тихую гостиную заливал лунный свет, прекрасная девушка играла на рояле. Ощущение блаженства, которое было тогда испытано, Афанасий Афанасьевич пронес сквозь всю свою жизнь. Он раскаивался в своем поступке по отношению к любимой, но изменить ничего было нельзя. Спустя несколько лет после разлуки Мария погибла. От огня лампадки загорелось ее платье, и молодая женщина получила ожоги, от которых скончалась.

Произведение о яркой лунной ночи стало гимном несчастной любви, воспоминанием об ушедших, наполненных смыслом днях молодости. Нежность и музыкальность строк легли в основу русского романса, мелодия к которому была придумана композитором Евгением Ширяевым.

Фет тяжело пережил гибель возлюбленной и сожалел о том, что плохо обошелся с ней, дал ложные надежды. Титул он так и не восстановил и женился на дочери богатого купца, не очень молодой и не такой привлекательной, как Мария.

Вариант 2

Для фетовского лирического героя ночь – становится возможностью наслаждаться тишиной, покоем и собственными мыслями, которые фактически не противоречат медленному течению времени.

Данный поэтический рефрен, получивший название «В лунном сиянии», был написан в 1885 году. Он рассказывает о том, как лирический герой фактически очарован окружающим его пейзажем, он с нетерпением ожидает будущего свидания со своей любимой и надеется разделить с ней очередной вечер. Для него ночь, которая очерчена лунным силуэтом, это возможность признаться в своих настоящих чувствах, показать, что любит на самом деле, что страсть фактически кипит в его голове.

Лирический герой приглашает на прогулку свою очаровательную спутницу. Он рассчитывает на то, что она будет достаточно романтичной и принесет пользу. Возлюбленная фактически идеализирована в глазах фетовского героя, впрочем, писатель не раз прибегал к подобному решению. Сам герой уверен, что подобное время провождение поможет ему развеять тоску и печать, полностью насладиться происходящим и вечером, который ему выпало провести рядом с любимым человеком.

Афанасий Фет не спроста описывает пейзажную зарисовку, он побуждает читателя задуматься, а сам лирический герой уверен, что подобная атмосфера поможет его возлюбленной признаться в своих чувствах и получить взаимное согласие.

Финальный эпизод открывает риторический вопрос, который омрачает стихотворение грустью и душевными переживаниями. При этом сам автор понимает, да и лирический герой, который является центральным тоже, грусть и печаль не уместны на данном фоне. Они не должны появится в жизни героя. Ведь сейчас он находится рядом с возлюбленной, которую ждал на протяжении долгого времени, а теперь его сердце омрачает грусть. Почему?

Видимо Афанасий Фет дает читателю самому догадаться об исходе событий прогулки двух возлюбленных. Никто не знает, какое решение приняла девушка, но главный герой видимо предчувствует ее решение, его душа фактически понимает, к чему расположена девушка, что заставляет его страдать и переживать еще больше. Он волнуется за происходящее под лунным светом, видимо даже отличный пейзаж окружающий возлюбленных не может спасти ситуацию от полного краха, поэтому картина приобретает печальный и грустный контекст.

Анализ стихотворения В лунном сиянии по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: