Автор
Сергей Есенин в 1923 году
Есенин вернулся из-за границы летом 1923 года. Популярность поэта среди читателей росла с каждым днем, о ней ходили легенды. Стоило поэту выйти на улицу, его встречала толпа очарованных любителей поэзии. Есенин часто выступает на литературных вечерах, где читает свои новые «кабацкие» стихи. По поводу одного из таких выступлений сам поэт вспоминал: «Вечер прошёл изумительно. Меня чуть не разорвали». Сохранилось немало восторженных впечатлений от есенинского чтения: залы, где он выступал, были всегда переполненными, а аплодисменты слушателей — оглушительными. «Публика была покорена, зачарована», — свидетельствовал участник одного из вечеров, писатель Рюрик Ивнев.
Почему Москва — кабацкая, а не как мы привыкли — златоглавая, хлебосольная или белокаменная
Кабацкий — определение, образованное от слова «кабак» — заведения, где продают и употребляют спиртные напитки. Кабацкий — значит, напоминающий обстановку такого заведения, — шумный, беспутный, разгульный. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», —пишет Есенин, и эти слова относятся не столько к конкретному месту, где происходит хмельное веселье, сколько к той самой «златоглавой» Москве, которая после революции стала восприниматься многими читателями и критиками как распутная, грубая и дикая. Именно здесь «улыбается встречным лицам» герой, прячущийся за органичной здесь маской «уличного повесы» и хулигана и таким образом выражающим протест против низменной действительности.
Москва, начало 1920-х годов
Видный критик Абрам Лежнев заметил, что этой очень болезненной книгой Есенин красноречиво обозначает перелом в собственном творчестве и в своей жизни: «За „страшным” названием „Москва кабацкая” скрываются мягкие лирические стихотворения, грустные и жалобные». Некоторые литературоведы характеризовали есенинские стихи как «страшные, мастерские и искренние» и разглядели за картинами московского озорного разгула подлинную лирическую глубину и душевную боль автора-героя, осуждаемого всеми: «Отчего прослыл я шарлатаном? / Отчего прослыл я скандалистом?»; «Не злодей я и не грабил лесом, / Не расстреливал несчастных по темницам».
Книжные развалы у кремлевских стен 1920-е годы
Сам поэт признавался, что он внутренне пережил «Москву кабацкую» и не может отказаться от этих стихов. Она стала для него отражением собственного внутреннего разлада и трагического ощущения и сочувствия своей эпохе. Во многих стихах «Москвы кабацкой» особенно заметно чувство отчуждения и брошенности человека в ставшем ему непонятным мире. Он вспоминает о «навеки утраченном прошлом», а в настоящем видит неминуемую гибель. Однако цель поэта заключалась не в том, чтобы описать «падение» героя в «Москве кабацкой», а в том, чтобы духовно его возродить. Таким образом, стихотворения книги — свидетельства острого психологического кризиса и одновременно с этим — поиск выхода из него.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом
, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы:«золотые дали» ,«ярче гореть» ,«ласкать и карябать» ,«розу белую с чёрною жабой повенчать» ,«розовые дни» . Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
«Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина
Сергей Александрович Есенин — личность весьма неординарная и хорошо известная во всем мире не только в поэтических кругах, но и среди читателей самого разного возраста и склада ума. Интересно, что свою ошеломляющую популярность поэт получил при жизни, что, конечно, очень справедливо — поэт вдохновлялся, зная, что его признают, и создавал вещи настолько великие, что они живут в сердцах миллионов и на сегодняшний день. Но, как и любой творческий человек, Сергей Александрович прошел свой, непростой и местами тернистый путь, который, очевидно, и повлиял на всё его творчество
Что же такое происходило в жизни Есенина, что до сих пор его строки пронизывают до самого сердца? Как поэт начал свой путь и чем он закончился? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на факты из биографии поэта
«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина
«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина. которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.
Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.
В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава». с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать». воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом. рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали». «ярче гореть». «ласкать и карябать». «розу белую с чёрною жабой <�…> повенчать». «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава» Есенина
Последние годы жизни Есенина были очень тяжелыми. Поэт испытывал трудности в личной жизни, нарастал его конфликт с советской властью. Пристрастие к алкоголю становилось зависимостью, от которой он уже был вынужден лечиться. Периоды просвета перемежались с тяжелой депрессией. Парадоксально, но в это время он создает прекрасные стихотворения. Одним из них является «Мне осталась одна забава…» (1923 г.).
Есенин сразу же заявляет о своей славе похабника и скандалиста. Его буйное поведение в пьяном виде было известно всей Москве. «Веселый свист» — типичное поведение для поэта, находящегося уже в достаточно зрелом возрасте. Но Есенину уже абсолютно все равно. Он перешел ту грань, за которой еще можно остановиться. Испытав множество страданий и неудач, поэт потерял надежду на лучшее будущее. Сравнивая свою дурную славу со «смешной потерей», он утверждает, что терял в жизни и гораздо больше.
Единственное, что волнует Есенина, это стыд за прошлую веру в Бога. При этом он испытывает горечь от того, что стал неверующим. В этом противоречивом заявлении заложен глубокий философский смысл. Чистая и светлая душа поэта, столкнувшись со всей грязью и мерзостью мира, не смогла дать достойного отпора. Есенин поступил по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть»
Но, опустившись на самое дно, поэт понял, что потерял что-то очень важное, помогающее в жизни
Есенин утверждает, что его безумные выходки были направлены на то, «чтобы ярче гореть». Настоящий поэт должен быть виден всему миру. Его творчество обязано зажигать сердца людей. Только так можно пробиться через человеческое равнодушие. Чтобы тонко чувствовать окружающий мир, душа поэта должна быть полна противоречий. Вместе с чертями там непременно присутствуют ангелы.
Есенин использует очень яркие образы для описания своего высшего призвания – венчания «розы белой с черною жабой». Он считает, что не смог соединить вместе эти абсолютно противоположные образы, но стремился к этому.
Известны заявления поэта о полной переоценке своих убеждений. Он стал автором целого ряда произведений, в которых отрицает патриархальность и религию и выступает сторонником атеизма и технического прогресса. Но в последних строках стихотворения «Мне осталась одна забава» становится видно то, что Есенин прятал глубоко в душе, бережно хранил от чужого вмешательства. Последнее желание «хулигана» — умереть «в русской рубашке под иконами». В этом поэт видит искупление всех своих грехов.
Произведение относится к периоду позднего творчества поэта, озабоченного рассуждениями о взаимоотношениях человека искусства с окружающим миром и собственной жизнью, а также переосмысливавшего философскую проблему бытия.
Смысловая идея стихотворения заключается в интонационном акценте поэзии, являющейся для лирического героя, ведущего повествование, единственной жизненной целью, ради которой он приносит в жертву свое спокойствие, репутацию, а также личные отношения с окружающими людьми.
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг размышлений лирического героя о собственной жизни, стремящихся понять место поэта в сегодняшнем мире и достигнуть желанной душевной гармонии. Сюжет стихов является обрывистым и представляется в кратких, емких воспоминаниях героя о разгульной, скандальной жизни, разочарования в божьей вере и мечтах о счастье
При этом автор акцентирует внимание читательской аудитории на собственном неблаговидном поведении в прошлом, которое является жизненной необходимостью для дальнейшего правдивого и яркого творчества в области поэтического искусства
В качестве стихотворного размера поэт выбирает в произведении «Мне осталась одна забава» анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой, позволяющих усилить гармоничную и многогранную композиционную структуру.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют символические образы, обозначающие в поэтическом содержании высокие божественные и низменные земные начала, подчеркивая душевный разлад лирического героя. Кроме того, автор использует парадоксальный метод изложения, отождествляя образы чертей и ангелов, демонстрируя их в качестве двух сторон одной медали.
Своеобразной особенностью стихотворения является использование поэтом особой цветовой гаммы в виде оттенков золотого, розового, белого, создающих впечатление светлого чувства, несмотря на мрачное душевное состояние лирического героя.
Стихотворение обладает мелодичностью, мягким, открытым слогом, сочетающимися с поэтической силой и напористостью талантливого мастера.
Биография Сергея Есенина
Как и большинство поэтов, Сергей Александрович Есенин был рожден в самой простой семье, которая ничем не отличалась от остальных селян. Семья жила в селе Константиново, и 3 октября 1895 года на свет появился маленький Сережа. Так вышло, что воспитывался будущий поэт не матерью, а старшим поколением – любимой бабушкой и дедом. Мать Сергея была вынуждена уехать из села на заработки, ведь достойной и оплачиваемой работы в селе не было уже в те годы. Еще в раннем детстве Сергей под началом бабушки увлекся стихами – старушка знала огромное количество песен и стихов, чем и развлекала младшее поколение тихими темными вечерами.
В какой-то момент поэт, как и его мать, понял, что перспектив в деревне нет, и уже в 1912 году бросил родное село и с болью в груди отправился покорять столицу. Не удивительно, что столица хорошо приняла молодого и амбициозного Сергея – здесь он практически сразу устроился на оплачиваемую работу корректором в местной типографии и получил уникальную для своего времени возможность читать все, что попадается под руку и даже то, чего практически недостать. Долгое время Сергей стремился к учебе и работе, заглатывая знания пачками. Параллельно он являлся активным участником литературной организации, в которой часто проводились тематические мероприятия, интересные Сергею.
Не удивительно, что монотонная и рутинная жизнь совсем не подходила Есенину – уже в 1914 году поэт бросает все, что окружало его и решает посвятить всего себя написанию стихотворений. В этом же году поэт отправляется в Петроград – именно здесь кипит вся литературная жизнь, собирается все элита и происходят самые масштабные творческие события. Есенин сразу становится своим среди даже самых знаменитых в поэтическом мире личностей, с легкостью находит язык с движением новокрестьянских поэтов, которые и принимают его в свои круги.
Разгуляться в Петрограде у него не получилось, потому что Сергей был призван в армию, где служба его проходила на удивление легко благодаря его особенным талантам – здесь но читал стихи самой императрице и всей ее семье. Не удивительно, что наглый поэт, создавший себе особый имидж хулигана и гуляки, даже в обществе великой императрицы не гнушался матерных слов и прямо объявлял свою точку зрения, чем просто шокировал всех слушателей.
«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина
«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями. Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии. В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями. Сюжет и идея произведения В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания. В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни. До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы. Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем. Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил. Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось. Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке. Композиция, тропы Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой <�…> повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души. Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Исторический контекст
Прижизненное издание
Стихотворение «Мне осталась одна забава…» входит в поэтическую книгу Сергея Есенина «Москва кабацкая», замысел которой начал складываться у автора еще в период его поездки с женой, американской танцовщицей Айседорой Дункан, в 1922–1923 годах в Европу и Соединенные Штаты. Почти сразу после возвращения Есенин и Дункан расстаются, и поэт берется за публикацию стихов из «Москвы кабацкой». Несмотря на то, что ряд текстов книги был написан за границей, в них нет и тени заокеанской и европейской жизни Есенина. Все мысли и чувства поэта — о своей родине, ее драматичной судьбе в послевоенной и послереволюционной действительности, о самом себе и духовном переломе, который во многом эта действительность спровоцировала.
Почему Москва — кабацкая, а не как мы привыкли — златоглавая, хлебосольная или белокаменная
Кабацкий — определение, образованное от слова «кабак» — заведения, где продают и употребляют спиртные напитки. Кабацкий — значит, напоминающий обстановку такого заведения, — шумный, беспутный, разгульный. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», —пишет Есенин, и эти слова относятся не столько к конкретному месту, где происходит хмельное веселье, сколько к той самой «златоглавой» Москве, которая после революции стала восприниматься многими читателями и критиками как распутная, грубая и дикая. Именно здесь «улыбается встречным лицам» герой, прячущийся за органичной здесь маской «уличного повесы» и хулигана и таким образом выражающим протест против низменной действительности.
Москва, начало 1920-х годов
Видный критик Абрам Лежнев заметил, что этой очень болезненной книгой Есенин красноречиво обозначает перелом в собственном творчестве и в своей жизни: «За „страшным” названием „Москва кабацкая” скрываются мягкие лирические стихотворения, грустные и жалобные». Некоторые литературоведы характеризовали есенинские стихи как «страшные, мастерские и искренние» и разглядели за картинами московского озорного разгула подлинную лирическую глубину и душевную боль автора-героя, осуждаемого всеми: «Отчего прослыл я шарлатаном? / Отчего прослыл я скандалистом?»; «Не злодей я и не грабил лесом, / Не расстреливал несчастных по темницам».
Книжные развалы у кремлевских стен 1920-е годы
Сам поэт признавался, что он внутренне пережил «Москву кабацкую» и не может отказаться от этих стихов. Она стала для него отражением собственного внутреннего разлада и трагического ощущения и сочувствия своей эпохе. Во многих стихах «Москвы кабацкой» особенно заметно чувство отчуждения и брошенности человека в ставшем ему непонятным мире. Он вспоминает о «навеки утраченном прошлом», а в настоящем видит неминуемую гибель. Однако цель поэта заключалась не в том, чтобы описать «падение» героя в «Москве кабацкой», а в том, чтобы духовно его возродить. Таким образом, стихотворения книги — свидетельства острого психологического кризиса и одновременно с этим — поиск выхода из него.
Женщины Сергея Есенина
Сергей Александрович с самого детства осознавал свою необычную природную красоту и пользовался ей всю жизнь. От женщин у поэта не было отбоя и он пользовался этим – играл с ними как хотел и менял их как перчатки. Тем не менее у поэта были и серьезные романы. Еще в 1917 году поэт познакомился с Зинаидой Райх, с которой поженился и завел сразу двоих детей, но переезд поэта обратно в Москву, к самой гуще литературной жизни, развел пару и Есенин с легкостью нашел замену даме сердца. Погоня за популярностью и переезд в Москву совпали со знакомством с Надеждой Вольпин, которая, как и Райх, подарила поэту ребенка. Однако, слава, которая наваливалась на поэта все большим и большим грузом, постоянные ночные гулянья по кабакам и любовь к женскому вниманию развели и эту пару.
Самым громкий и яркий роман Сергея Александровича Есенина был с американской популярной танцовщицей Айседорой Дункан. Эта женщина оставила в жизни поэта серьезный отпечаток – она была инициатором его мирового тура, в котором, как ни удивительно, поэт много пил, гулял и дебоширил. Должного внимания Дункан не получала, чем была очень огорчена, и после возвращения из турне пара навсегда рассталась без лишних скандалов и истерик.
Примечания к стихотворению «Мне осталась одна забава…»
Автограф — Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), без даты, в составе остатков макета сборника «Москва кабацкая». Второй беловой автограф — РГАЛИ, также без даты, на обороте бланка редакции журнала «Красная нива», следовательно выполнен не раньше августа 1923 г. Третий автограф — частное собрание (Санкт-Петербург), также без даты. Автограф ст. 5—8 — частное собрание (Москва), с дарственной надписью: «Е.Соколу с любовью и верой» и пометой владельца: «1923 г. Стойло Пегаса». В статье П.Жукова «Сергей Есенин», посвященной возвращению поэта на родину, говорится: «Из привезенных его стихов (еще не напечатанных) метнулось одно стихотворение и запомнились строчки „Ах, какая смешная потеря!..“». Далее приводятся 5—8 и 23—28 ст. стихотворения (журнал «Зори», Пг., 1923, № 2, 18 ноября, с. 11). Датируется по помете в наб. экз. 1923 г.
Стихотворение указано в содержании сборника «Москва кабацкая», но в самом сборнике отсутствует. В корректурном оттиске сборника (собрание М.С. Лесмана — Музей А.А. Ахматовой, Санкт-Петербург) оно имеется, в тексте зачеркнуты ст. 7—8 и 25—28, кроме того общая помета — «Выкинуть».
Откликаясь на появление стихов Есенина в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном», М.А. Осоргин назвал это стихотворение «изумительной вещью» и полностью привел его в статье (газета «Последние новости», Париж, 1924, 27 марта, № 1205). Иную оценку оно получило на родине. Стихотворение стало предметом критического обсуждения еще до своего появления в печати. А. К. Воронский выделил его как одно из наиболее показательных в «Москве кабацкой»: «В стихах говорится, что поэт неудачно хотел повенчать розу с черной жабой; „что-то всеми навек утрачено“; он вспоминает „дурашливых, юных, что сгубили свою жизнь сгоряча“, говорит о помыслах розовых дней, которые не сбылись и не сладились, о том, как он заливает глаза вином, „чтоб не видеть в лицо роковое, чтоб подумать на миг о другом“. В эти мотивы вплетена тоска по тополям, по деревенскому детству, по родительскому дому. Мудрено ли, что все это кончается в милицейских участках, горячкой, рядом бесчинств и скандалов. Вопрос о Москве кабацкой — серьезный вопрос. Элементы общественного и литературного декаданса на фронте будней революции налицо. И в этом — опасность стихов Есенина» (журнал «Красная новь», 1924, № 1, январь-февраль, с. 285). Это было одно из первых критических выступлений об опасности этого цикла стихов Есенина, их разлагающем воздействии. Эта тема стала одной из основных в критических статьях и рецензиях, посвященных циклу (см. прим. к «»).