Анализ текста по стихотворениям в.я. брюсова

Валерий брюсов

Истоки вдохновения

Его произведения породили множество подражаний, а насыщенная образность его стихов стала предметом частых истолкований в литературоведении. В первом сборнике «Шедевры» («Chefs d’oeuvres», 1895) отчётливо заметны мотивы восточного мистицизма, элементы древнегреческой поэтики, сказаний, влияние скандинавских и древнегерманских легенд.

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Это интересно: 220,Анализ произведения Жуковского Василия Андреевича «Песня»

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения

При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Хвала Человеку

Молодой моряк вселенной,

Мира древний дровосек,

Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети.

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной

Ты провел свои пути,

Чтоб нервущейся, железной

Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,

Где играли лишь киты,

На стальных левиафанах

Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый

Четырех подлунных царств,

Не стыдясь, ты роешь ямы,

Множишь тысячи коварств, —

Но, отважный, со стихией

После бьешься, с грудью грудь,

Чтоб еще над новой выей

Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь

Над землей ряды ветрил,

Ты своей рукой направишь

Бег в пространстве, меж светил, —

И насельники вселенной,

Те, чей путь ты пересек,

Повторят привет священный:

Будь прославлен, Человек!

*****

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

  1. Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
  2. Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
  3. Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
  4. Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Особенности поэзии

Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры.

Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности.

Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла.

Источник

Анализ 2

Удивительным образом люди существуют в двух различных мирах. С одной стороне, мы обитаем в мире фактической действительности, том самом материальном мире, который можем трогать, преобразовывать и с которым взаимодействуем. С другой стороны перед нами всегда открыт мир сознания и воображения, который является чем-то наподобие смутного отражения внешней действительности, каких-то намеков чувств и подобных элементов.

К слову, тут нужно вспомнить слова самого Брюсова, который называл символизм поэзией намеков. Вероятно, речь идет в том числе и о смутных намеках сознания, которые появляются во внутреннем мире поэта, смысловых намеках, которые еле уловимо могут фиксироваться в словах и раскрывать многослойные конструкции смыслов.

Итак, стихотворение Творчество представляет собой своеобразное описание этой фиксации намеков, попытку посмотреть на преобразование и как бы перетекание внешнего во внутреннее и обратно. Если описать внешне ситуацию этого стихотворения, то выглядит все довольно банально, если не сказать ненормально. Сидит человек и смотрит в стену, иногда за окно на вечерний город, пытается в тенях на стене уловить какие-то рисунки.

Конечно, со стороны практической пользы такое занятие не имеет не только ничего целесообразного, но и может поставить под сомнение разумность выполняющего такое действие. Тем не менее, Брюсов немного приоткрывает читателю процесс творчества и позволяет посмотреть, так сказать, из-за плеча на рабочий процесс.

Вот есть какой-то замысел, который существует только в пространстве идей, далеко в иномирье. «Тень несозданных созданий». При этом действительно есть какие-то тени на стене окрашенной эмальной смесью в жилище Брюсова.

Поэт подобно древнему предсказателю или колдуну, смотревшему в огонь костра или на жилы и кишки гадательных животных, всматривается в тени, пытаясь получить ответ от вечности. Он разрушает границы обыденного восприятия «чертят звуки», то есть звуки становятся нарисованными. При этом он сам или кто-то иной принимает участие в этой практике, ведь фиолетовые руки, начинают создавать тени.

Появляются новые образы и смыслы, которые всходят под луной из этого мира, но также и из сознания автора. «Прозрачные киоски», «вырастают, словно блестки». При этом внешний мир постепенно подчиняется и поэт чувствует «звуки ластятся ко мне», а затем и «тайны созданных созданий», то есть некие воплощения, которые искал поэт в тенях в начале своего стихотворения.

Анализ стихотворения Творчество по плану

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова «Творчество» датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, «Золотой век» которой в конце XIX века сменился «Серебряным». Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней «несозданных созданий», с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как «тень несозданных созданий колыхается во сне», то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается «колыхание латаний на эмалевой стене». По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в «фиолетовые руки», что «чертят звуки». Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, «словно блестки», «прозрачные киоски»– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов «обнажённый месяц» при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни вечернего города. В первой строфе город уподобляется природе, волшебному лесу, населённому таинственными существами.

Вторая строфа – это волшебство освещённых улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.

В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей – гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.

В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.

Тема стихотворения – наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города – это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.

Анализ стихотворения «Сумерки» И.А.Бунин

В 1900

г. Иван Алексеевич Бунин, после женитьбы на Анне, переезжает в город Одессу. Именно в этот момент был написан целый цикл произведений, одно из лучших его стихотворений за этот период было «Сумерки». Несмотря на то что брак был очень коротким, в сердце Бунина навсегда остались самые теплые и нежные чувства к Анне Цакни. К написанию стихотворения Бунина привело воспоминание об одно из вечером на морском берегу Крыма. Он был влюблен в море, именно поэтому основная тема стихотворения «Сумерки» было море. В стихотворении писатель показывает не только силу и мощь стихии, но и связывает неким образом это с высшими силами. Он показывает что стихия моря не подвластна простому человеку, а в скалах царит только ночь. Образы, описанные автором в произведении это не только лирические персонажи, но и образы природы. Которые, словно становятся живыми перед взором читателя, как было задумано автором в воображении. Серая вода под покрывалом тумана, это первое на что обращает внимания читатель. Туман описывает автор произведения как нечто связанное с неизвестностью. Окутав побережье моря, густой туман прикрывает прибой, который шумит и бьется о скалы, тем самым напоминает собой штиль. В Стихотворении два очень ярких образа тумана и прибоя, противопоставлены друг другу. Один бушует и шумит, а другой тихо кружится как облако дыма. Противопоставление этих двух образов не мешает их гармоничному дополнению друг друга. Еще один очень впечатляющий образ созданный автором в произведении – это скала, которая очень впечатляет своей суровостью, она словно стоит между двух стихий. В самом конце стихотворения автор дополняет все собранные им лирические образы, и вводит не менее запоминающийся образ ночи. Которую он одушевляет и представляет взору читателя в образе таинственной женщины. Она тихо входит в храм скалы, символизируя собой таинственность, которая не подвластна человеческому рассудку

Так же читателю очень интересны образы титанов, которым Иван Алексеевич уделил особое внимание. Кажущиеся второстепенными персонажи невидимых богов и мрачного хора, окутывают созданный автором пейзаж мистической таинственностью, придающей произведению особенную торжественность

Могущество природы, подчеркивает автор с помощью образов титанов имеющих огромную силу, жертвой которых поневоле становится скала. Чтобы оживить природу Бунин употребляет метафоры, которые являются хорошим инструментом для донесения основной идеи произведения читателю. Стихотворение собранно из различных художественных средств, которые автор употреблял, для раскраски берега в сумрачные краски, а так же подчеркивая всю суровость матушки природы. Во время написания этого стихотворения, Бунин находился в Одессе, но произведение было просвещенно одному из вечеров Крыма. Он очень любил ездить туда отдыхать со всей своей семьей. Один из самых запоминающихся осенних вечеров навсегда засели в памяти автора, именно поэтому было создано это произведение. Бунин Иван Алексеевич хотел донести этим стихотворением читателю все, что прочувствовал, наблюдая стихию моря., которая разыгралась у него на глазах.

«Сумерки»- стихотворение очень короткое, которое состоит всего лишь из 13

строк, описанные одной строфой. Используя различные рифмы, Бунин меняет темп повествования в стихотворении, в зависимости от представляемой картины. Произведение является хорошим образцом монистической лирики серебряного века. Оно отличается не только оригинальностью, но и содержанием, которое полностью воплотило в себя все авторскую мысль поэта.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трёх строф, содержащих заветы.

В первой части поэт даёт совет не думать о том, что происходит сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Ещё стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” . Ничего не должно быть важнее поэзии в жизни поэта, считает Брюсов.

Жанр этого произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стихотворение написано трёхстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрёстный способ рифмовки (АВАВ), рифма женская: точная (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточная (сочувствуй – искусству).

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Истоки вдохновения

Его произведения породили множество подражаний, а насыщенная образность его стихов стала предметом частых истолкований в литературоведении. В первом сборнике «Шедевры» («Chefs d’oeuvres», 1895) отчётливо заметны мотивы восточного мистицизма, элементы древнегреческой поэтики, сказаний, влияние скандинавских и древнегерманских легенд.

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения

Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук)

Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете

Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образы Первая Вторая Третья Четвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена Руки, чертят звуки Прозрачные киоски, лазоревая луна Вся строфа (за исключением третьей строки)

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы

Композиция, образы, тропы

Тема полного любовного цикла, пережитого за одно мгновенье, была бы сугубо фантастической у любого автора, кроме поэта-символиста. Его образы-символы, несущие полновесную как философскую, так и психологическую нагрузку, в первых двух катренах создаются главным образом за счёт ярких, свежих, неожиданных эпитетов (эта, первая половина стихотворения ими перенасыщена), создающих убедительную картину бешеного ри ХХ столетия: встречи мимолётные; гулкие улицы; взоры безотчётные; беседа беглая ресниц; на зыби яростной мгновенного; безмолвный крик желанья пленного. По контрасту во второй половине стихотворения эпитеты вовсе исчезают, и на глазах изумлённой публики потенциальные эпитеты-причастия обретают действенную краткую форму: прошлое рассказано; зов брошен; и вот она обетом связана; страсть испытана; любовь пережита. Этот смысловой приём в третьем катрене усилен анафорой («И взором… И брошен… И вот…»), которая подчёркивает взрывную молниеносность, действенность качеств и решений.

Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Образы и символы

Образы в стихотворении «Сумерки» писатель изображает своеобразно. Присутствуют и лирический герой (очарованный пейзажем наблюдатель с развитой фантазией), и образ природы (храма с мифологическими корнями и католической торжественностью), которые оживают в мыслях автора и перед глазами читателя.

Первое, на что следует обратить внимание, так это серая вода, расстилающаяся под ковром густого тумана. В произведении туман выступает в роли неизвестности, он словно окутывает морское побережье

Но, если посмотреть изнутри, то можно увидеть, что этот прибой под туманным одеялом страстно бушует и бьет о скалы.

Также, в «Сумерках» есть еще один символический образ — Ночь, писатель преображает это время суток в молодую девушку, которая заходит в таинство, где ее ждет «торжественный хорал».

Образ ночной морской природы завершает титанов и угрюмого хорала. Мы вступаем в неведомый языческий храм, древний и сумрачный. В данном произведении, кажется, что они ушли на второй план, но на самом деле они играют немаловажную роль, позволяющую проникнуть в мир мистики и окутать сознание таинством.

Анализ стихотворения «Предчувствие» Александра Пушкина

Стихотворение «Предчувствие» Александра Пушкина

В «Предчувствии» Александра Сергеевича Пушкина – исповедь любящего сердца, уже потерявшего надежду на счастье.

Стихотворение создано в 1828 году. Не так давно поэт отбыл ссылку в Михайловском, а против него заведено уже два новых дела по поводу крамольных стихов. Впрочем, расследование в отношении поэта было прекращено по указанию самого императора. К этому времени А. Пушкин всерьез задумался о семейном очаге. Его выбор пал на А. Оленину. В семье девушки ценили гений поэта, однако в житейском смысле смотрели на него как на вертопраха, за которым еще и учрежден полицейский надзор. Считается, что поэт сделал предложение – и получил отказ. Есть также версия, что состоялся лишь разговор один на один с отцом девушки, расставивший все по местам. В любом случае, тон стихотворений, посвященных А. Олениной, разительно изменился, а в какой-то момент поэт и вовсе прекратил посещать этот дом. В жанровом отношении – исповедальная, любовная лирика. По размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Интонация стиха страдальческая, мрачная. Лирический герой, как утопающий, пытается ухватиться за руку «ангела кроткого, безмятежного». Тонет он в житейском море, страдает от ран, которые сам себе и нанес. Ведь в этот год его едва не настигла расплата за произведение, написанное еще семь лет назад. «Тучи в тишине»: как известно, перед особенно сильной бурей устанавливается звенящая тишина. «Рок завистливый»: герой упрекает судьбу, препятствующую его земному счастью. Уже в первой строфе он вспоминает самонадеянность собственной юности, когда любой удар казался нипочем. Во второй строфе смысловая игра слов: «бурная жизнь» и «буря». «Предчувствуя разлуку»: что ж, предчувствие поэта не обмануло. В тот момент он думал, что это катастрофа. Однако спустя несколько месяцев он встретит свою будущую жену – Н. Гончарову. Павший духом, герой обращается к избраннице с трепетным и смиренным «ангел». Она кажется ему спасением, посланным с небес. Сам вид ее – отрада, источник силы для измученного тревогами сердца. Лексика возвышенная, есть и устаревшие слова. Эпитеты: грозный час, гордой юности, взор нежный. Портрет и внешности, и душевных качеств героини. Парентеза: может быть. Перечисления, град вопросов, недоговоренность. Усеченная фольклорная форма глагола: собралися.

Стихи «Предчувствие» А. Пушкина посвящены его отношениям с А. Олениной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: