Вариант 2
Для фетовского лирического героя ночь – становится возможностью наслаждаться тишиной, покоем и собственными мыслями, которые фактически не противоречат медленному течению времени.
Данный поэтический рефрен, получивший название «В лунном сиянии», был написан в 1885 году. Он рассказывает о том, как лирический герой фактически очарован окружающим его пейзажем, он с нетерпением ожидает будущего свидания со своей любимой и надеется разделить с ней очередной вечер. Для него ночь, которая очерчена лунным силуэтом, это возможность признаться в своих настоящих чувствах, показать, что любит на самом деле, что страсть фактически кипит в его голове.
Лирический герой приглашает на прогулку свою очаровательную спутницу. Он рассчитывает на то, что она будет достаточно романтичной и принесет пользу. Возлюбленная фактически идеализирована в глазах фетовского героя, впрочем, писатель не раз прибегал к подобному решению. Сам герой уверен, что подобное время провождение поможет ему развеять тоску и печать, полностью насладиться происходящим и вечером, который ему выпало провести рядом с любимым человеком.
Афанасий Фет не спроста описывает пейзажную зарисовку, он побуждает читателя задуматься, а сам лирический герой уверен, что подобная атмосфера поможет его возлюбленной признаться в своих чувствах и получить взаимное согласие.
Финальный эпизод открывает риторический вопрос, который омрачает стихотворение грустью и душевными переживаниями. При этом сам автор понимает, да и лирический герой, который является центральным тоже, грусть и печаль не уместны на данном фоне. Они не должны появится в жизни героя. Ведь сейчас он находится рядом с возлюбленной, которую ждал на протяжении долгого времени, а теперь его сердце омрачает грусть. Почему?
Видимо Афанасий Фет дает читателю самому догадаться об исходе событий прогулки двух возлюбленных. Никто не знает, какое решение приняла девушка, но главный герой видимо предчувствует ее решение, его душа фактически понимает, к чему расположена девушка, что заставляет его страдать и переживать еще больше. Он волнуется за происходящее под лунным светом, видимо даже отличный пейзаж окружающий возлюбленных не может спасти ситуацию от полного краха, поэтому картина приобретает печальный и грустный контекст.
Анализ стихотворения В лунном сиянии по плану
Стихотворение Фета А.А. «Шумела полночная вьюга. »
«Шумела полночная вьюга. «
Шумела полночная вьюгаВ лесной и глухой стороне.Мы сели с ней друг подле друга.Валежник свистал на огне.
И наших двух теней громадыЛежали на красном полу,А в сердце ни искры отрады,И нечем прогнать эту мглу!
Березы скрипят за стеною,Сук ели трещит смоляной. О друг мой, скажи, что с тобою?Я знаю давно, что со мной!
Стихотворение Фета А.А. — Шумела полночная вьюга.
См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :
Щечки рдеют алым жаром. Щечки рдеют алым жаром, Соболь инеем покрыт, И дыханье легким паром И.
Эй, шутка-молодость. Эй, шутка-молодость! Как новый, ранний снег Всегда и чист и свеж! Цар.
Анализ стихотворения Фета «Шумела полночная вьюга…»
В 1842 году молодой Афанасий Афанасьевич сочинил стихотворение «Шумела полночная вьюга…» и отослал его в журнал «Отечественные записки». Оно было опубликовано в том же году в томе XXIV № 9. Сопровождала произведение краткая подпись «А. Ф.». Позже оно вошло в цикл «Мелодии» в сборнике «Стихотворения А. Фета», изданном в 1850 году.
В этой книге стихотворение представлено в виде одной строфы, состоящей из трёх четверостиший с перекрёстной рифмой. Размер – трёхстопный амфибрахий. Речь в произведении идёт от первого лица. Говорит автор не столько с читателем, сколько с неназванной собеседницей.
Первые строки переносят нас в неприютную атмосферу зимней ночи. Сперва даже кажется, что мы оказались в одиночестве посреди густого промёрзшего бора. Полноту этой картине придают разнообразные эпитеты, связанные с обстановкой: «полночная вьюга», «лесная и глухая сторона», «сук смоляной». Для усиления впечатления поэт использует аллитерации. В словах «лесной», «свистал», «скрипят», «стороне», «лесной», в которых повторяются согласная «с», слышатся свист ветра и скрежет обледеневших ветвей.
Однако далее мы видим лирического героя стихотворения в компании некой особы. Это они, судя по тому, что в тексте не упоминается других действующих лиц, остались одни в скромной избушке в самом сердце зимней бури. Судить о месте, в котором разворачивается действие произведения, нам позволяют такие детали, как шум ветра и деревьев, доносящийся снаружи. Наверняка эти стены не являются очень крепкими и надёжными, раз так хорошо пропускают страшные звуки неуправляемой стихии.
Но вовсе не вьюга, способная замести всё толстым слоем снега и погубить всякую жизнь, пугает лирического героя стихотворения. Кажется, что персонаж, наоборот, ничего не боится. В этих строках автор использует грозный образ «наших двух теней громады» (здесь заметна инверсия, поэт меняет порядок слов, чтобы усилить эффект). Внушает уверенность и эпитет «красный пол», ведь как мы знаем, алый цвет часто ассоциируется с храбростью и твёрдостью.
И всё же герой встревожен. Его выдают эмоциональные риторические вопросы и восклицания в последних строках стихотворения. Пугает юношу неизвестность, неопределённость его собеседницы, в которую он давно влюблён. Представляется, что даже в этот напряжённый момент девушка не может открыться герою и рассказать о своих истинных чувствах. Оттого в одинокой избушке, озарённой светом огня, царит гнетущее молчание, более страшное, чем завывание ледяного ветра.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Анализ стихотворения Фета «Шумела полночная вьюга»
Связь между миром природы и миром человеческих чувств в стихотворении Фета — метонимическая. Лирический герой и его возлюбленная молчат, они закрыты друг для друга.
Природа «за стеной» смутно указывает на истину чувств. Глухой лес («лесная и глухая сторона») указывает на одиночество героев. Вьюга («Шумела полночная вьюга») — на напряжение и тревогу, охвативших героев. И вот темнота ночи и огонь печи, блики и тени («И наших двух теней громады Лежали на красном полу») как будто проецируются во внутренний мир героя — и здесь остается одна ночь, огонь гаснет («А в сердце ни искры отрады, И нечем прогнать эту мглу»).
Наконец, мрачные природные звуки, резкие голоса леса (скрип и треск — «Березы скрипят за стеною, Сук ели трещит смоляной») как будто заставляют героя заговорить. При этом непонятно, то ли это внутренний диалог лирического героя, то ли слова, обращенные к героине: О, друг мой, скажи, что с тобою? Я знаю давно, что со мной! Мы должны угадать то, что происходит в его душе. В душе погас огонь — «ни искры», в ней ночь, вьюга, скрип и треск. Любовь умерла. Но сам лирический герой не смог это высказать — это сказала за него природа.
Тема
Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Как проанализировать стихотворение Фета «Шумела полночная вьюга. «?
План, по которому можно проанализировать стихотворение.
1) Введение. Это может быть красиво изложенная история создания стихотворения или же просто философское размышление в целом о поэзии и писателях.
2) Далее вы делаете плавный переход на анализ самого стихотворения. Но все пункты плана должны быть изложены очень плавно и красиво, чтобы читатель не понял, что вы писали по плану. Анализирую стихотворения вы обязательно должны выделить тему (в вашем случае-любовь).
3) Художественные средства выразительности. Вы должны вводить их максимально аккуратно и без определений. Например, «с помощью гиперболы автор превращает природу в особенный язык, который отражает чувства лирического героя».
Не старайтесь написать как можно больше средств выразительности, главное в анализе стихотворения — не полнота, а красота. Вы должны раскрыть смысл стихотворения, передать основные чувства героя. рассказать о том, что вы почувствовали.
ВНИМАНИЕ! В анализе стихотворения нельзя говорить таких слов, как: «автор передает», «чувствуется, что автор..» и тд. В стихотворение ТОЛЬКО лирический герой!. в избранное ссылка отблагодарить
в избранное ссылка отблагодарить
«Чудная картина», анализ стихотворения Фета
Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).
Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.
В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.
Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.
Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.
Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.
Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.
Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.
На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.
Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
- «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осень», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Старые письма», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
- «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Рефераты. Скачать реферат
Позднее стихотворение «Сияла ночь» было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. Первоначально стихотворение имело название «Опять». Впервые оно было опубликовано в сборнике поэзии «Вечерние огни» (1883). Произведение открывало раздел «Мелодии», вобравший в себя тексты, объединенные мотивом песни.
В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду. написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии.
По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь» близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…». Произведение состоит из 4 строф-четверостиший, каждая из которых имеет свою звукопись. Симметрическая композиция расчленяет стихотворение на две смысловые части: первые две строфы посвящены первому пению героини, третья и четвертая строфы повествуют о повторном исполнении ею песни спустя много лет. Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию.
В первой части великолепная пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Фет использует образ лунной ночи как символа любовного свидания. Он создает живописный и выразительный образ при помощи оксюморона, подчеркнутого инверсией («Сияла ночь»), звукописи, аллитерации. Повтор звука «л» передает легкость лунного света, нежность и плавность его скользящих лучей. Повторение звуков «р» и «ж» помогает поэту донести до читателя всю дрожь и волнение сердца. Во второй строфе накал страстей возрастает: повторы «з» и «ть» создают невероятное переплетение чувств – изнеможение от любви и желание жить, любить и плакать. Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью («Что ты одна – любовь»). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера.
Во второй части стихотворения описание пейзажа ограничивается фразой «в тиши ночной», а «услышать» ее помогает аллитерация звука «ш». Используемые звукоряды «вз» и «зв» воспроизводят фонетически дыхание человека. Фет отождествляет здесь пение и героиню не только с любовью, но и самой жизнью. Искусство и любовь вечны, они противостоят «томительным и скучным годам». Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчеркивает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».
Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства. Музыка для Фета — основа мироздания, квинтэссенция бытия, и поэт сумел мастерски передать свои ощущения в словесной форме. Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи. Фет использует перекрестную рифмовку с чередованием женской (в нечетных строках) и мужской (в четных строках) рифм. Поэтический словарь включает характерные для поэта лексемы – звук, вздох, дрожала, рыдающие. Особую мелодичность и музыкальность придают повторы сонорных «м», «н», «р», открытой гласной «а».
Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца).
Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.
«Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
Позднее стихотворение «Сияла ночь» было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. Первоначально стихотворение имело название «Опять». Впервые оно было опубликовано в сборнике поэзии «Вечерние огни» (1883). Произведение открывало раздел «Мелодии», вобравший в себя тексты, объединенные мотивом песни.
В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания. над которым не властно время, доминирует в элегии.
По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь» близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…». Произведение состоит из 4 строф-четверостиший, каждая из которых имеет свою звукопись. Симметрическая композиция расчленяет стихотворение на две смысловые части: первые две строфы посвящены первому пению героини, третья и четвертая строфы повествуют о повторном исполнении ею песни спустя много лет. Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию.
В первой части великолепная пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Фет использует образ лунной ночи как символа любовного свидания. Он создает живописный и выразительный образ при помощи оксюморона, подчеркнутого инверсией («Сияла ночь» ), звукописи, аллитерации. Повтор звука «л» передает легкость лунного света, нежность и плавность его скользящих лучей. Повторение звуков «р» и «ж» помогает поэту донести до читателя всю дрожь и волнение сердца. Во второй строфе накал страстей возрастает: повторы «з» и «ть» создают невероятное переплетение чувств – изнеможение от любви и желание жить, любить и плакать. Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью («Что ты одна – любовь» ). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера.
Во второй части стихотворения описание пейзажа ограничивается фразой «в тиши ночной». а «услышать» ее помогает аллитерация звука «ш». Используемые звукоряды «вз» и «зв» воспроизводят фонетически дыхание человека. Фет отождествляет здесь пение и героиню не только с любовью, но и самой жизнью. Искусство и любовь вечны, они противостоят «томительным и скучным годам». Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчеркивает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» .
Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства. Музыка для Фета — основа мироздания, квинтэссенция бытия, и поэт сумел мастерски передать свои ощущения в словесной форме. Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи. Фет использует перекрестную рифмовку с чередованием женской (в нечетных строках) и мужской (в четных строках) рифм. Поэтический словарь включает характерные для поэта лексемы – звук, вздох, дрожала, рыдающие. Особую мелодичность и музыкальность придают повторы сонорных «м», «н», «р», открытой гласной «а».
Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря ), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки ), человеческих чувств (дрожащие сердца ).
Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и «рыдающие звуки». и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.
Композиция и жанр стихотворения
Изначально текст получил название «Опять» и был опубликован в сборнике поэзии Вечерние огни».
Произведение состоит из четырёх четверостиший и характеризуется симметричным построением. Условно стихотворение можно разделить на две главные части:
- В двух первых четверостишиях слышно необычное и завораживающее пение девушки — они передают каждую секунду одного из таких вечеров, когда влюблённые оставались наедине.
- Вторые две строфы рассказывают о повторном вечере, когда вновь слышны чарующие звуки рояля и в окно вновь заглядывает сияние ночи. Именно в них автор чувствует раскаяние и сожаление о несостоявшейся любви. Его восприятие этого чудного вечера наполнено сильными эмоциями.
Повествование ведётся с постепенным эмоциональным нарастанием. Наивысшая точка сюжета приходится на конец стихотворения — четвёртую строфу. Особую глубину произведению придаёт кольцевая композиция. Строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показывают всю горечь разлуки героев.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад.История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблен в молодости.
Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви.
Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается ее пением, но уже много лет спустя. Четвертая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
Жанр – Любовная лирика.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «жгучая мука».
Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
История создания
Афанасий Афанасьевич написал свое стихотворение «Сияла ночь луной» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни, и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением.
В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь луной» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь луной» является одним из популярных русских романсов.