Анализ стихотворения сорокоуст есенина

Сергей есенин 📜 сорокоуст (а. мариенгофу)

Анализ стихотворения Сергей Есенин — Сорокоуст (А. Мариенгофу)

Смысл названия: Сорокоуст – это молитва об усопшем. Таким названием поэт хочет выразить свою скорбь о том, что люди под влиянием технического прогресса променяли верных жеребцов на «бездушное железо».

Литературное направление: Как известно, излюбленное направление Есенина – иманжинизм. Это стихотворение тоже не стало исключением. В основе иманжинизма лежит создание необычного и яркого образа, в основном посредством метафор.

Тема: Главной темой произведения является столкновение умирающего мира старой патриархальной деревни и нового зарождающегося мира города, промышленности.

Основная мысль: Основная мысль заключается в неизбежной смерти всего старого, но очень дорогого душе поэта.

Композиция: Произведение делится на четыре части. В первой Есенин создает образ грандиозных преобразований. Сюда же входит и обращение главного героя к «любителям песенных блох», которые не желают принимать перемены, а наслаждаются «стихами прошлого». Во второй части нарастает наступление «стальной лихорадки». Деревня противопоставляется городу как живое механическому. Третья часть является центром произведения. Жеребенок там воплощает не только все живое, но и пережитки прошлого, а поезд, представляющий собой «железного монстра» побеждает этого беззащитного, никому ненужного жеребенка. Четвертая часть обращена к прогрессу. Его поддерживают многие, но вот главный герой остается на стороне деревенских жителей и поддерживает единство с природой.

Герои и образы: Лирический герой противопоставляет себя остальному обществу. Его единомышленники – крестьяне, жители деревень и «матушка природа». Образ рябины, вокруг которой рассыпаны кроваво-красные ягоды олицетворяет собой человека, пролившего свою кровь на холодный суглинок. Природа тоскует точно так же, как и человек.

Настроение: Данное стихотворение передает тоску, по умирающей в связи с прогрессом, природе. Ее подчеркивает время года, изображенное поэтом. Осень. А осенью, как известно, природа умирает, хоть и всего лишь на время.

Особенности слога: Есенин достаточно часто использует авторские неологизмы и диалектные наречия. Восприятие из-за этого, конечно, становится сложней, но с помощью подобных слов автору удается четко передать всю суть того народа, который был очень близок с природой.

Сейчас читают:

  • Дружба в жизни Печорина (по роману Герой нашего времени) сочинение

    Роман «Герой нашего времени» — это первый в истории русской литературы психологический роман. Поэтому читателю должно быть очевидно, что автор проводит своего героя Григория Александровича Печорина через нравственные испытания, чтобы в полной мере

  • Сочинение по картине Саврасова Лосиный остров в Сокольниках

    Алексей Саврасов прекрасный пейзажист художник. Он всегда был чуток к красивым местам и живописной природе. Будь то сельские пейзажи с широкими полями и лугами, рощами, речками, деревьями или же простые животные из деревенской жизни,

  • Сочинение по картине Шишкина В лесу графини Мордвиновой. Петергоф

    Шишкин Иван Иванович – известный русский художник, который с раннего детства увлекался живописью. За свою жизнь художник написал много интересных пейзажей. Одна из интересных картин русского творца под названием «В лесу графини Мордвиновой.

  • Сочинение на тему Детство счастливая пора ЕГЭ 7 класс

    Детство является самым счастливым периодом жизни. В детстве и продукты вкуснее, и предметы кажутся больше, и определенные моменты жизни становятся ярче.

  • Россия — Родина моя сочинение (3, 4, 5, 8 класс)

    Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что такое Родина. Нет на свете места роднее, чем то, где он родился, где прошло его детство. Кто-то родился во Франции, кто-то –в Испании, а я-в России

  • Сочинение на тему Снег идет

    Конец осени. Листья разноцветными кучками лежат на земле. Все: холмы и пригорки, деревья, кусты, травы засыпают. Крепко спят животные и насекомые. Они, плотно закрыли, входы домиков-муравейников,

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, чтобы передать сокровенные мысли поэта о его состоянии после разлуки, которое перекликается с положением России после революции. Крестьянский поэт ассоциирует себя с землей, перепаханной бурями и вьюгами скандалов, которые на уровне России приобретают масштабы войн. Описывая любовные муки, он говорит больше о стране, чем о себе.

Стоит отметить, что стихотворение интонационно поделено на две части: в первой поэт сожалеет о свое прошлом, а во второй он пишет бывшей супруге, что у него «все наладилось». Вторая часть «Письма» — это горькое сожаление обо всем – и о разлуке, и о революции – прикрытое невидимой насмешкой и злой иронией. Главная мысль заключается в том, чтобы убедить женщину, которая и сейчас его не понимает, что он отпустил воспоминание о ней, не таит обиды, но читателю обращен иной смысл, который прослеживается в интонации хитросплетенных слов: он все тот же, чувства те же, но теперь он подавлен и загнан в угол праздничного стола, где надо хвалить рулевого, желать любимой счастья с умным мужем и улыбаться. Двуличие стало нормой его пропащей жизни, и автор мастерски изобразил его в саркастических, полных затаенной боли строках.

Стихотворение, написанное в жанре письма, заставляет читателя еще больше проникнуться откровенными эмоциями автора. Есенин будто приоткрывает для него дверь в свою жизнь. Грустный тон, с которым написан текст, побуждает читателя к сочувствию и жалости. Поэт действительно осознал свои прошлые ошибки, но ничего исправить уже не мог.

Цикл стихов Есенина «Сорокоуст»

В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов  на эту тему — «Сорокоуст» (сорокоуст — поминальная церковная служба по умершим). Здесь мы видим открытое и резкое  противопоставление деревни городу.

Крестьянско-патриархальным испугом веет от этих строк Есенина о городе, в них выражены те представления, согласно которым деревня только трудится и кормит, а город только ест и гуляет.  Как видим, Есенин был недалек от того, что писали о городе  и деревне крестьянские поэты.

Однако здесь нельзя не отметить  и существенной разницы. Она может быть понята, если мы обратимся к уже упоминавшейся статье «Ключи Марии». Именно  здесь Есенин впервые после революции касается вопроса о городе и деревне. Вопрос этот возникает в связи с рассуждениями  об истоках поэтического искусства и о его будущем.

Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину.

  Город ему кажется чуждым, антипоэтическим миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми ее  традиционными устоями.

«Грусть за уходящее мллое родное» — такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст».

Не протест против нового, советского, а печаль об уходящем владеет поэтом. Он чувствует себя настолько привязанным  к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимает как собственную обреченность.

Неумение отчетливо понять настоящее,  увидеть приметы будущего временами приводят поэта даже к  фатализму.

Все чаще в его стихах начинает появляться слово  «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта:  «роковая на нем печать».

Временами он готов уйти из жизни,  как уходит из нее близкое и дорогое его поэтическому сердцу:  «Я хочу под гудок пастуший Умереть для себя и для всех». Мотив ухода из жизни неоднократно повторяется в его стихах 1920-  1921 годов, и, может быть, наиболее сильно в одном из них,  написанном уже после «Сорокоуста»: 

  • Мир таинственный, мир мой древний, 
  • Ты, как ветер, затих и присел. 
  • Вот сдавили за шею деревни 
  • Каменные руки шоссе. 
  • Так испуганно в снежную выбель 
  • Заметалась звенящая жуть. 
  • Здравствуй, ты, моя черная гибель, 
  • Я навстречу к тебе выхожу!

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным  волком, попавшим в окружение «железных врагов».  Мучительные мысли преследуют Есенина. Они до такой степени изнуряют его, что временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни, желание отвернуться от источника своих страданий.

Он пишет в стихотворении «Не жалею,  не зову, не плачу…» (1921): 

  • Ты теперь не так уж будешь биться, 
  • Сердце, тронутое холодком, 
  • И страна березового ситца 
  • Не заманит шляться босиком. 

«Нет любви ни к деревне, ни к городу», — восклицает поэт в  стихотворении «Не ругайтесь, такое дело…» (1922). Все настойчивее и чаще он начинает говорить о своем внутреннем уходе из  мира тех представлений, которыми он жил. Он как бы убеждает  себя в необходимости этого: 

  • Да! Теперь решено.
  • Без возврата 
  • Я покинул родные поля.
  • Уж не будут листвою крылатой 
  • Надо мною звенеть тополя. 

Поэт насильно уводит себя из этого мира, с болью вырывает  его из своего сердца.

Сочинение на тему «Город и деревня в есенинской лирике 20-х годов»

Сочинение на тему «Город и деревня в есенинской лирике 20-х годов»

Лирика Есенина очень глубокая, она затрагивает душу каждого, вне зависимости пишет он о человеке, о народе или о городе. Кстати, много из своих произведений он посвятил именно тематики о деревне, поскольку сам поэт вырос в рязанском селе. Поэтому Есенину очень хорошо знакомо то, как жили крестьяне в России, и ему данная тема является совершенно небезразличной.

В есенинской лирике, которая была написана в 20-годах, можно встретить много раздумий по поводу социально-философских проблем. Здесь можно прочесть о городе и деревне, об истории и революции, о народе и государстве. Поэт в своих многочисленных произведениях очень точно зафиксировал о том, что было внедрено в быт деревни России.

Многие проблемы в это время пришлось именно на долю деревень Руси, которые, по мнению самого Есенина, преодолеть им будет очень нелегко, как возможно казалось других современникам того времени. Поэтому так часто в поэзии данного автора можно встретить раздумья, которые отличались тревожностью и мучительностью, касающейся будущего русского крестьянства.

Как выражался поэт в своих стихотворениях, ему очень больно видеть нищету, которая воцарилась в деревне. Особенно трудной для Есенина оказалась революционная ломка, относящаяся к старым и патриархальным устоям деревни русской.

Есенин чувствовал натиск города на деревню. Он понимал, к какому трагизму может привести прогресс общества, техники, поскольку именно такие изменения способны окончательно нарушить и разрушить ту тонкую связь, которая с давних времен воцарилась среди человека и природы.

Во многих зарисовках поэта можно прочесть его любовь к природе. Здесь рассказывается именно о сельских пейзажах, деревенском быте, труде крестьян. Для этого поэта очевидным было превосходство именно деревни над городом и городским бытом.

Для него собственно именно крестьянство считалось главным проявлением России, по этой причине основной тематикой 20-х годов для данного поэта и был мир, который царил в русском крестьянстве. Есенин говорил о себе в своих стихотворениях, как о поэте золотой избы и утверждал, что вне зависимости от любых изменений, он всегда останется таковым. Он не предаст своих идеалов, которые были заложены в него с самого детства.

Проследить сравнение города и деревни можно в стихотворении «Сорокоусте». Здесь можно увидеть символический образ жеребенка, который без успеха пытается догнать быстрый поезд. Таким образом автор показывает, что городской прогресс невозможно догнать деревне, но это не значит, что ее красота блекнет по сравнению с городскими преимуществами и новшествами.

Несмотря ни на что, поэт остается симпатизировать именно той красоте, которая олицетворяет село. Он видит бедного жеребенка намного привлекательнее, чем железный поезд, который хоть и является быстрым, но все же он мрачный. Однако Есенин переживает, что этот так называемый железный гость угрожает деревне, поскольку такой прогресс не сможет сжиться с простой, но в то же время уникальной красотой, принадлежащей сельским пейзажам.

Переживания Есенина за будущее деревень можно прочесть и в «Песне о хлебе», и в «Исповеди хулигана», и в «Мире таинственном, мире моем древнем..» и во многих других произведениях. Здесь мы видим неподдельную тревогу за дальнейшую долю сельской России, которую так и хотел забрать себе гость железный. Поэтому тема деревни и города для Есенина является очень небезразличной. Он ощущал боль, когда видел, к чему ведут неминуемые перемены и страдал из-за изменений в старом крестьянском укладе.

Похожие сочинения:

  • Сочинение на тему «Какие проблемы, поднимаемые С. А. Есениным, прошли сквозь время и актуальны сейчас?» Есенин является великим писателем, который множество проблем поднимал в своих стихотворениях. Но так как он был патриотом своей страны, прежде всего, для него главной темой была любовь к
  • Сочинение на тему «Бог, природа, человек в поэзии С. Есенина» В произведениях Есенина затронуты многие темы. Здесь можно встретить стихотворения, которые посвящены вере, людям, а также красоте природы. Поэтому не зря данного поэта многие критики
  • Анализ стихотворения Есенина Для анализа я выбрал стихотворение «Вечер черный брови насопил…». В нем Сергей Есенин раскрывает очень сильные чувства к той девушке, которую когда любил и, судя по строкам, будет любить

Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст»

Известный стихотворный текст 1920 г. часто попадает в поле зрения исследователей как произведение, предопределившее важные тенденции развития русской литературы XX в. Вошел в историю трогательный образ жеребенка, пытающегося состязаться в скорости с поездом. Гонка служит выражением противостояния коней живого и железного, конфликта природного мира и человеческого общества, которое избрало путь, отдаляющий людей от естественного начала.

Танатологическая тема задана заглавием поэмы и поддерживается многочисленными реминисценциями из библейского Апокалипсиса. Тревожный голос «погибельного рога», указанный в зачине, напоминает звучание страшного оркестра из семи труб, насылающего несчастья на землю и возвещающего о конце света. Образ поезда наделяется чертами апокалипсического зверя, который издает громкий скрежет и устрашающий храп.

Пророческие интонации проявляются начиная с первого эпизода: субъект речи с тревогой и горечью говорит о скором приходе беды. Назван источник опасности — враг «с железным брюхом». Агрессивный и быстрый, он уже наметил цель и готовится к наступлению. Изнеженным завсегдатаям литературных салонов не дано предугадать опасность. Безразличие эстетствующей публики провоцирует эпатажные выпады лирического «я», который в гневе обещает обществу окровавленную зарю. Гибель предчувствуют только те, кто привык жить по законам природы.

Зловещая атмосфера определяет характер деревенского пейзажа, представленного во второй части: жалостливый плач гармоники, вихри листопада, тоскливый аккомпанемент народных песен, лягушачий писк. Важным элементом картины является образ клена, с которого ветер счесывает листву. В образной системе Есенина он ассоциируется с обликом человека: в стихотворении « » старый клен схож с головой лирического героя. Включая эту деталь в общую зарисовку, автор поэмы сообщает о принадлежности субъекта речи трагической доле русской деревни.

Центральное место третьей главки отведено эпизоду неравного состязания, упомянутого выше. За серией риторических вопросов следует философский вывод: система ценностей определяется временем, и каждая эпоха перекраивает их по-своему.

В четвертой части четко определена роль героя: он пророк и псаломщик, справляющий поминальную службу по гибнущей родине. Поэма завершается короткими фрагментами из деревенской жизни, в которых диссонансные ноты достигают кульминации. Мотив крови возвращает читателя к теме возмездия, обозначенной зачином, а финальный образ мужика-пьяницы символизирует безнадежность будущего крестьянского мира.

«Сорокоуст» была написана в 1920 г., отрывки (2 и 3 часть) напечатаны в № 7-10 журнала «Творчество». Полностью поэма вошла в сборник «Исповедь хулигана» (1921).

Сорокоуст – специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви (обычно из-за тяжёлой болезни), становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст также заказывают об умерших, особенно часто – о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина? О живом или о мёртвом она?

Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, в котором он вспоминает, как видел жеребёнка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребёнок бежал очень долго, пока его не поймали. В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: «Конь стальной победил коня живого». Жеребёнок стал для Есенина «наглядным дорогим вымирающим образом деревни».

Поэма посвящена Мариенгофу, товарищу Есенина в период увлечения имажинизмом (с 1918 г.).

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Тютчева
  • Анализ стихотворения Тургенева Два богача 7 класс Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти
  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века
  • Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю
  • Анализ стихотворения Водопад Державина Водопад – довольно интересное название для длинной оды, ведь если посмотреть на строение практически любого стиха, то он действительно струится вниз подобно водопаду, только состоящему из слов

Маленькие поэмы » Марфа Посадница

Не сестра месяца из темного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула,— Ой, как выходила Марфа за ворота, Письменище черное из дулейки

1 вынула.

Раскололся зыками колокол на вече, Замахали кружевом полотнища зорние; Услыхали ангелы голос человечий, Отворили наскоро окна-ставни горние.

Возгово́рит Марфа голосом серебряно: «Ой ли, внуки Васькины

2.правнуки Микулы 3 ! Грамотой московскоюизвольно 4 повелено Выгомонить вольницы бражные загулы!»

Заходила буйница выхвали старинной, Бороды, как молнии, выпячили грозно: «Что нам Московия — как поставник

5 блинный! Там бояр-те жены хлыстают загозно!»

Марфа на крылечко праву ножку кинула, Левой помахала каблучком сафьяновым. «Быть так,— кротко молвила, черны брови сдвинула,— Не ручьи — брызгатели выцветням росяновым. »

Не чернец беседует с Господом в затворе — Царь московский антихриста вызывает: «Ой, Виельзевуле, горе мое, горе, Новгород мне вольный ног не лобызает!»

Вылез из запечья сатана гадюкой, В пучеглазых бельмах исчаведье ада. «Побожися душу выдать мне порукой, Иначе не будет с Новгородом слада!»

Вынул он бумаги — облака клок, Дал ему перо — от молнии стрелу. Чиркнул царь кинжалищем локоток, Расчеркнулся и зажал руку в полу.

Зарычит антихрист зёмным гудом: «А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет! Как пойдет на Москву заморский Иуда, Тут тебе с Новгородом и сладу нет!»

«А откуль гроза, когда ветер шумит?» — Задает ему царь хитро́й спрос. Говорит сатана зыком черных згит: «Этот ответ с собой ветер унес. »

На соборах Кремля колокола заплакали, Собирались стрельцы из дальных слобод; Кони ржали, сабли звякали, Глас приказный чинно слухал народ.

Закраснели хоругви, образа засверкали, Царь пожаловал бочку с вином. Бабы подолами слезы утирали,— Кто-то воротится невредим в дом?

Пошли стрельцы, запылили по́ полю: «Берегись ты теперь, гордый Новоград!» Пики тенькали, кони топали,— Никто не пожалел и не обернулся назад.

Возгово́рит царь жене своей: «А и будет пир на красной браге! Послал я сватать неучтивых семей, Всем подушки голов расстелю в овраге».

«Государь ты мой,— шомонит жена,— Моему ль уму судить суд тебе. Тебе власть дана, тебе воля дана, Ты челом лишь бьешь одноей судьбе. »

В зарукавнике Марфа Богу молилась, Рукавом горючи слезы утирала; За окошко она наклонилась, Голубей к себе на колени сзывала.

«Уж вы, голуби, слуги Боговы, Солетайте-ко в райский терем, Вертайтесь в земное логово, Стучитесь к новоградским дверям!»

Приносили голуби от Бога письмо, Золотыми письменами рубленное; Села Марфа за расшитою тесьмой: «Уж ты, счастье ль мое загубленное!»

И писал Господь своей верной рабе: «Не гони метлой тучу вихристу; Как московский царь на кровавой гульбе Продал душу свою антихристу. »

А и минуло теперь четыреста лет. Не пора ли нам, ребята, взяться за ум, Исполнить святой Марфин завет: Заглушить удалью московский шум?

А пойдемте, бойцы, ловить кречетов, Отошлем дикомытя

6 с потребою царю:

Чтобы дал нам царь ответ в сечи той, Чтоб не застил он новоградскую зарю.

Ты шуми, певунный Волохов, шуми, Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш! Выше, выше, вихорь, тучи подыми! Ой ты, Новгород, родимый наш!

Как по быльнице тропинка пролегла; А пойдемте стольный Киев звать! Ой ли вы, с Кремля колокола, А пора небось и честь вам знать!

Пропоем мы Богу с ветрами тропарь, Вспеним белую попончу, Загудит наш с веча колокол, как встарь, Тут я, ребята, и покончу.

1 Дулейка

(дулетка) — род верхней женской одежды; безрукавка с ватной подкладкой и накладными украшениями. 2Внуки Васькины — имеется в виду Василий Буслаев, один из героев новгородских былин. 3Правнуки Микулы — речь идет о былинном богатыре Микуле Селяниновиче. 4Извольно — своевольно, своенравно. 5Поставник — шкаф, ящик. 6Дикомыть — ловчая птица, выученная своему ремеслу уже после того, как она сменила оперение.

Сорокоуст

ВВЕРХ

А. Мариенгофу

1

Трубит, трубит погибельный рог!Как же быть, как же быть теперь намНа измызганных ляжках дорог?Вы, любители песенных блох,Не хотите ль пососать у мерина?

Полно кротостью мордищ праздниться,Любо ль, не любо ль — знай бери.Хорошо, когда сумерки дразнятсяИ всыпают нам в толстые задницыОкровавленный веник зари.

Скоро заморозь известью выбелитТот поселок и эти луга.Никуда вам не скрыться от гибели,Никуда не уйти от врага.Вот он, вот он с железным брюхом,Тянет к глоткам равнин пятерню,

2

Ах, не с того ли за селомТак плачет жалостно гармоника:Таля-ля-ля, тили-ли-гомВисит над белым подоконником.

И желтый ветер осенницыНе потому ль, синь рябью тронув,Как будто бы с коней скребницей,Очесывает листья с кленов.Идет, идет он, страшный вестник,Пятой громоздкой чащи ломит.

И все сильней тоскуют песниПод лягушиный писк в соломе.О, электрический восход,Ремней и труб глухая хватка,Се изб древенчатый животТрясет стальная лихорадка!

  • 3
  • Видели ли вы,Как бежит по степям,В туманах озерных кроясь,Железной ноздрей храпя,На лапах чугунных поезд?
  • А за нимПо большой траве,Как на празднике отчаянных гонок,Тонкие ноги закидывая к голове,Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?Неужель он не знает, что в полях бессиянныхТой поры не вернет его бег,Когда пару красивых степных россиянокОтдавал за коня печенег?По-иному судьба на торгах перекрасилаНаш разбуженный скрежетом плес,И за тысчи пудов конской кожи и мясаПокупают теперь паровоз.

4

Черт бы взял тебя, скверный гость!Наша песня с тобой не сживется.Жаль, что в детстве тебя не пришлосьУтопить, как ведро в колодце.

Хорошо им стоять и смотреть,Красить рты в жестяных поцелуях, —Только мне, как псаломщику, петьНад родимой страной аллилуйя.Оттого-то в сентябрьскую скленьНа сухой и холодный суглинок,Головой размозжась о плетень,Облилась кровью ягод рябина.

Оттого-то вросла тужильВ переборы тальянки звонкой.И соломой пропахший мужикЗахлебнулся лихой самогонкой.

Есенин, Сергей Александрович

Известный стихотворный текст 1920 г. часто попадает в поле зрения исследователей как произведение, предопределившее важные тенденции развития русской литературы XX в.

Вошел в историю трогательный образ жеребенка, пытающегося состязаться в скорости с поездом.

Гонка служит выражением противостояния коней живого и железного, конфликта природного мира и человеческого общества, которое избрало путь, отдаляющий людей от естественного начала.

Тревожный голос «погибельного рога», указанный в зачине, напоминает звучание страшного оркестра из семи труб, насылающего несчастья на землю и возвещающего о конце света.

Образ поезда наделяется чертами апокалипсического зверя, который издает громкий скрежет и устрашающий храп.

Пророческие интонации проявляются начиная с первого эпизода: субъект речи с тревогой и горечью говорит о скором приходе беды. Назван источник опасности — враг «с железным брюхом». Агрессивный и быстрый, он уже наметил цель и готовится к наступлению.

Изнеженным завсегдатаям литературных салонов не дано предугадать опасность. Безразличие эстетствующей публики провоцирует эпатажные выпады лирического «я», который в гневе обещает обществу окровавленную зарю.

Гибель предчувствуют только те, кто привык жить по законам природы.

Зловещая атмосфера определяет характер деревенского пейзажа, представленного во второй части: жалостливый плач гармоники, вихри листопада, тоскливый аккомпанемент народных песен, лягушачий писк. Важным элементом картины является образ клена, с которого ветер счесывает листву.

В образной системе Есенина он ассоциируется с обликом человека: в стихотворении «Я покинул родимый дом…» старый клен схож с головой лирического героя. Включая эту деталь в общую зарисовку, автор поэмы сообщает о принадлежности субъекта речи трагической доле русской деревни.

Центральное место третьей главки отведено эпизоду неравного состязания, упомянутого выше. За серией риторических вопросов следует философский вывод: система ценностей определяется временем, и каждая эпоха перекраивает их по-своему.

В четвертой части четко определена роль героя: он пророк и псаломщик, справляющий поминальную службу по гибнущей родине.

Мотив крови возвращает читателя к теме возмездия, обозначенной зачином, а финальный образ мужика-пьяницы символизирует безнадежность будущего крестьянского мира.

Трагедия русской деревни в лирике

«Чувство родины – основное в моём творчестве», — писал Сергей Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии и очень гордился тем, что он – «крестьянский сын». Природа, деревня, сельский быт, фольклор – важнейшие источники его вдохновения. Став городским жителем, поэт продолжал писать о русской деревне. Родина, деревня, Русь в его творчестве являются синонимами.

Он навсегда предан уходящей Руси – деревянной, избяной, деревенской.

До революции поэт воспевал красоту родного края, передавая своё восхищение неброским среднерусским пейзажем. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», — пишет Есенин в своей автобиографии. Он мечтал, что Россия превратится в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. Но вскоре он понял, что его ожидания не оправдаются. Мечта о построении «мужицкого рая» оказалась утопической. Тема русской деревни в лирике Есенина приобретает трагическое звучание.

Весной 1920 года в Константинове он пишет одно-единственное стихотворение «Я последний поэт деревни». Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Лирический герой этого стихотворения – человек, оставшийся в прошлом. Он не знает другой России, кроме крестьянской, деревенской. Русская деревня гибнет, а он, её последний поэт, заказывает панихиду по дорогому сердцу, но обречённому на исчезновение миру. Поэт создаёт образ прощания с вымирающей деревней. Он совершает обряд богослужения в храме природы.

Боль утраты выражена через знак дерева. «Дощатый мост», то есть сложенный из дерева, перекинут из прошлого в будущее «в песнях». Только в них, этих скромных песнях, поэт может сохранить память о былом, о той деревенской Руси, которая исчезает, вымирает, и её уже не вернуть. Образ берёзы – свечи приобретает трагическое звучание. Теперь это не просто метафора, а знак поминальной службы. «За прощальной обедней» деревья кадят листвой. Берёза – «из тёмного воска свеча» скоро «догорит золотистым пламенем». Знак гибели несут и «луны часы деревянные», которые «прохрипят» последний – «двенадцатый час».

Кто же виновен в гибели русской деревни?

«Железный гость» на родных полях – символ цивилизации, которая вторгается в быт старой Руси и несёт ему гибель. «Чёрная горсть» железного гостя, его «не живые, чужие ладони» как знак смерти противопоставлены живому, «телесному воску свечи» — берёзы.

Образ ветра, справляющего «панихидный пляс», завершает картину умирания старой деревни.

В этом же, 1920 году, поэт создаёт небольшую поэму с символическим названием «Сорокоуст» — так в православной церкви называется сорокадневная молитва по умершему. В поэме противопоставлен паровоз и «красногривый жеребёнок», пытающийся догнать его. «Скверный гость» поезд бежит, «железной ноздрёй храпя», «на лапах чугунных». Это символ городской цивилизации, наступающей на деревню. В нём подчёркивается неживое, бесчувственное начало. Лирический герой сочувствует жеребёнку с тонкими ногами:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Таким образом, 1920 год стал переломным в творчестве Есенина. В его лирике появился конфликт «Русь Советская» — «Русь уходящая». А поэт оказался «в узком промежутке». Он остался в прошлом, хочет, но не может смириться с настоящим.

В поэме «Возвращение на родину», написанной в 1924 году, лирический герой посещает

Ту сельщину,

Где жил мальчишкой…

Всё здесь свидетельствует о тех изменениях, которые произошли в «бедном, неприглядном быте»: и «колокольня без креста», и «кладбище с подгнившими крестами», и старый дед, который ходит теперь украдкой молиться в лес.

Новую жизнь только приняли юные сёстры героя. «Календарный Ленин», «пузатый «Капитал» — всё это детали нового быта, который не приняли ни мать, ни дед героя. Поэма наполнена ностальгическими мотивами по прошлому.

Таким образом, Есенин тяжело переживал «эпоху умервщления личности как живого» и называл себя «последним поэтом» Руси уходящей.

Полезный материал по теме:

  1. Родина в лирике Есенина
  2. Тема Родины в лирике
  3. Образ матери в лирике
  4. тема животных в лирике
  5. Тема любви в лирике С. А. Есенина
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: