Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует средствами художественной выразительности. Присутствует насыщенный напряжённый синтаксис, передающий разнообразие эмоций героя. За счёт рядов однородных членов автор создаёт подробные описания картин реального и воображаемого миров.
Для стиля Лермонтова характерно использование контрастов. В данном стихотворении они присутствуют на уровне цвета, звука, ощущения. «Пёстрая» толпа противопоставлена нежной гармоничности мечты (у девушки «розовая улыбка», «огонь лазурный» в глазах).
Звуки бала нарочито громки, бравурны, речи шумны и неискренны, а шаги «мечты» тихи, робки. Лица гостей на балу неживые, холодные, словно «стянутые маской». А улыбку любимой поэт сравнивает с первым сияньем молодого дня.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен. »
«Как часто, пестрою толпою окружен…» было создано Лермонтовым в 1840 году. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему.
Лирический герой здесь – это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными. Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет. Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа».
Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время. Затем герой возвращается к реальному миру и ставит некую точку, говоря о том, что хочет нарушить всеобщее веселье, бросив в глаза «железный стих».
Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация. Стиль стихотворения – романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти.
Система образов
Стихотворение выстроено на контрасте двух изобразительных рядов.
Первый ряд – это образы великосветского бала: «пёстрая толпа», «шум толпы людской», «дикий шёпот затверженных речей», «образы бездушные людей», «красавиц городских давно бестрепетные руки». Они передают холод, мертвенность, пустоты городского бала, притворство и привычку, царящие в этом узком мирке.
Второй ряд составляют образы «старинной мечты»: «родные всё места», «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», «мечты моей созданье», «с улыбкой розовой», «с глазами, полными лазурного огня», «царство дивное».
Этот мир, наполовину выдуманный или увиденный героем сквозь сон, полон трепетного волнения, неясных обещаний счастья, искреннего тепла и жизни.
Пробуждаясь от грёз, поэт в ярости окидывает взглядом пустоту наполненного зала и понимает, что всё в нём – обман.
Особенности композиции
В анализе стихотворения «1 января» Лермонтова нельзя не отметить, что композиция произведения по смыслу делиться на три части. За счет контраста между ними автор раскрывает тему стиха и выражает свое печальное настроение и пессимистическое отношение к обществу:
- В первой части произведения поэт вспоминает бал, описывает его шумиху и блеск. Люди на торжестве скрываются за масками. Несмотря на празднование, они не желают оставить в покое героя стихотворения, а поэтому ему все кажется пугающим и неживым.
- Вторая часть совершено иная, в ней персонаж вспоминает о детстве, любимых местах, долгих прогулах на природе и сладком одиночестве. Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи.
- Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза.
У произведения рамочная композиция, она создается за счет тождественного эмоционального окраса первой и третьей части. Они отличаются разочарованным, тоскливым настроением. Герою все надоело и он не желает находиться в окружающем его обществе и хаосе.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен. »
«Как часто, пестрою толпою окружен…» было создано Лермонтовым в 1840 году. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему.
Лирический герой здесь – это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными. Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет. Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа».
Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время. Затем герой возвращается к реальному миру и ставит некую точку, говоря о том, что хочет нарушить всеобщее веселье, бросив в глаза «железный стих».
Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация. Стиль стихотворения – романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти.
Тема и идея произведения
Тему маскарада Лермонтов затрагивает не первый раз. В 1835 году он написал драму маскарад. Лермонтов не очень любил появляться в светском обществе. Это была тонкая чувствительная натура. Он чувствовал фальшь, неискренность за версту, и эта фальшь раздражала его. Сам он притворяться не умел и не хотел, поэтому становился желчным и злым. Идея произведения – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта».
Тема и идея
Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.
- Основная тема — фальшь и бездушие светского общества. Его представители увлечены разнообразными развлечениями — балами, театрами, зваными ужинами и совершенно забыли о реальной жизни.
- Тема поэта и толпы также проглядывается в стихотворении. Автор выставляет светское общество, таким какое оно есть на самом деле — бездушным и холодным.
- К теме потерянного поколения автор обращался не раз в своем творчестве и затронул ее вновь в этом произведении. Она также фигурировала в его стихотворении «Дума», там поэт описывал все грехи своих современников.
Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.
Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.
История создания
О том, что побудило Лермонтова написать такое стихотворение, рассказывал Тургенев. Он вспоминал, как поэт чувствовал себя чужим среди гостей, приехавших на бал-маскарад. Люди суетились, дёргали поэта, досаждали ему зловещим шёпотом речей, заученных до того, что можно было предугадать каждое слово. Император тоже присутствовал на балу, и реакцией на стихотворение была обида.
Произведение было создано 1 января 1840 года, и автор не скрывал этого. Напротив, он указал число в авторском эпиграфе. Отсюда второе название произведения — «1 января», и в анализе стихотворения Лермонтова дети могут это указать. Император разгневался ещё и потому, что на балу присутствовали его родные. До этого царственные особы относились к поэту прохладно, а когда стихотворение увидело свет, их настрой стал откровенно враждебным.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс
Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе
- Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс
Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком
- Анализ стихотворения Тютчева День и ночь
Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной
- Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига
Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Стихотворения барона Дельвига», относится по жанровой направленности к фольклорной идиллической лирике поэта
- Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина
У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке
Темы стихов Лермонтова всегда отличались разнообразием, но особое место в творчестве великого русского классика занимала лирика. Михаил Юрьевич, будучи подростком, всегда мечтал попасть на бал, блистать в но когда его мечта, наконец-то, сбылась, он понял, насколько лицемерны все окружающие его люди. Мужчина быстро охладел к приемам, высокопарным разговорам, которые были бессмысленны и кардинально отличались от окружающей действительности.
Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, насколько сложно поэту было находиться среди надевающих приветливые маски, но не имеющих сердца, жалости и совести. Сам Михаил Юрьевич не умел вести светскую беседу, никогда не говорил комплименты женщинам, а когда по этикету нужно было поддерживать разговор, то становился чересчур язвительным и резким. Поэтому Лермонтова называли грубияном и невоспитанным человеком, презирающим этикет.
Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» было написано в январе 1840 года, как раз в этот период писатель получил отпуск и приехал на несколько недель погостить в Москву. В это время один за другим проводились зимние балы, хоть Михаил Юрьевич и не хотел посещать светские мероприятия, но и проигнорировать их не мог. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, насколько автору чужды окружающие его люди. Он находится среди суеты пестро одетых дам и кавалеров, ведущих светские беседы, а сам погружается в мысли о безвозвратно минувших днях.
Михаил Лермонтов хранил в памяти воспоминания о своем детстве, когда еще был счастлив. Мысли переносят поэта в село Михайловское, где он проживал вместе с родителями. Ему дорог тот период беззаботного детства, когда была жива его мама, а он мог часами бродить по саду с разрушенной теплицей, ворошить опавшие желтые листья и жить в высоком барском доме. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова показывает, насколько отличается идеалистическая картинка, нарисованная воображением автора, от действительности, в которой его окружают образы бездушных людей, слышится «шепот затверженных речей».
На светских приемах Михаил Юрьевич предпочитал уединяться в укромном местечке и там предаваться мечтам. Он олицетворял свои грезы с таинственной незнакомкой, он сам придумал ее образ и находил его настолько очаровательным, что мог часами просиживать, не замечая суеты и шума толпы, снующей вокруг. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, как трудно было сдерживать свои чувства поэту и прикрывать свои порывы бесчувственной маской.
Минуты уединения Михаила рано или поздно заканчивались, и кто-то из присутствующих прерывал его грезы бессмысленной болтовней. В момент возвращения в реальный мир жеманства и лжи ему очень хотелось бросить в глаза лицемерам что-то колкое, облить их злостью и горечью, испортить веселье. Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» идеально характеризует непредсказуемый и противоречивый внутренний мир поэта, потому как оно сочетает в себе как романтику, так и агрессию.
Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, присутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».
Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.
Стихотворение построено на резком контрасте действительности и идеала поэта. Основные образы реального мира — это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стянутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди неразличимы, все краски и звуки здесь приглушены:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме настоящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, безжизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоящему дорого и близко:
И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.
Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследователи отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враждебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках произведения:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые строфы). Вторая часть — обращение лирического героя к своей милой мечте. И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.
Стихотворение написано с помощью сочетания шестистопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («пестрою толпою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розовой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фонетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глазами, полными лазурного огня»).
Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его сознания (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиночестве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и грустно…».
Жанр и стихотворный размер
Произведение по направлению в литературе относится к романтизму. Род — лирика. Жанр — лирическое стихотворение.
Конфликт лирического персонажа с обществом, описываемый поэтом, относится к романтизму. Герой ставит свои ценности против чужого ему, но привычного светским людям мнения. Лермонтовский персонаж не принимает порядок жизни этих людей, называет их увлечения развратными и пошлыми. В их жизни не осталось места для чего-то доброго, светлого. Все это вытеснили фальшь, игры на публику и развлечения.
Произведение написано в привычной для Лермонтова манере. Стихотворный размер — шести- и четырехстопный ямб с женской рифмой.
Композиция, построение стиха
Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
- Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
- Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
- Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.
Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная. Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 – женскими рифмами.
По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения близка к элегии.
Анализ стиха Лермонтова Как часто пестрою толпою окружен
Лермонтов – великая личность, которая постоянно держится собственных основ, невзирая ни на что. Не случайно его творения принципиальны, из года в год его популярность растет. После посещения рождественского бала в 1840 году М.Ю. Лермонтовым издал элегию «Как часто, пестрою толпою окружен…» . В тот момент он находился в эмоциональном, моральном напряжении, ему было тяжело дышать из-за положении в котором он оказался по велению судьбы. Тема стихотворения – противостояние поэтического героя окружению. Стиль – романтичный. Произведение выстроено на пронзительном сопоставлении действительности и эталона стихотворца. Существенные фигуры данного окружения — пестрая гурьба, фигуры черствых людей, приличьем похищенные маски.
У людей отняты особенности, они неразличимы, цвета и звучания тут глухи. Гул музыки и танца, при безумном крике, говоре, проносятся хладнокровные фигуры людей, Приличьем похищенные маски… Полотно притворства показывает нам ужасное сновидение, пора тут как будто окаменела, стала недвижимой. Чтоб выделить это, стихотворец применяет глаголы в форме истинного периода. И снаружи храбрец находится в оцепенении, безжизненной стихии. Но морально он волен, устремлен думами к собственной давней грёзе, к тому, что ему на самом деле близко. Главные образы старинной мечты, героя — это близкие места, дремлющий пруд, возвышенный барский дом, дремучая аллея, зеленоватые травки, тухнущий луч солнца. Грезы напоминают пышущие здоровьем островку посреди морей. Исследователи фиксировали тут обстановку сплоченных грез находящихся вокруг злобной стихии. Герой стремиться разрушить скованность, вырваться из враждебного мира, очутиться на свободе. Все это заключено в заключительных строках работы.
Творение сочинено соединением шестистопного и четырехстопного ямба. Употребляются разные приемы поэтической выразительности: эпитеты («пестрою толпою», «при бешеном шепоте», «лазурного огня».), метафору («Ласкаю я в душедревнюю мечту», «И дерзко кинуть им в глаза стальной стих), анафору и сопоставление («С очами, полными лазурного света, С усмешкой румяной, как юного дня), поэтическое повторение («лечу я свободной, свободной птицей»). В стихотворении слышатся разные мелодии. Это романтичный инцидент грёз и действительности, инцидент в душе поэтического героя, драматическая раздвоенность его сознания.
Кратко 10 класс
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано неравносложным ямбом.
Оно разбито на шестистишия, и схема рифм в каждом из них выглядит так: ААБВВБ.
При этом 3-я и 6-я строки на 2 стопы короче, чем 1-я, 2-я, 4-я и 5-я.
Поэт использует параллельную и перекрёстную рифмовку.
Большой объём произведения соответствует масштабу авторского замысла. В 42 строках стихотворения разворачивается панорама образов прошлого и настоящего, волнообразно сменяющих друг друга.
По ритму и строфике стихотворение напоминает вихрь вальса, образы, словно пары танцующих, совершают движение по кругу и возвращаются на исходные позиции.