Краткое содержание стихотворения
Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.
Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.
И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.
«Солнце» М.Лермонтов
«Солнце» Михаил Лермонтов
Как солнце зимнее прекрасно, Когда, бродя меж серых туч, На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!…
Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит; Но взор твой, счастье обещая, Мою ли душу оживит?
Анализ стихотворения Лермонтова «Солнце»
На страницах юношеских тетрадей Лермонтова можно нередко встретить инициалы «Н. Ф. И.», разгадать тайну которых исследователи творчества Михаила Юрьевича сумели лишь в двадцатом столетии. Под ними скрывается Наталья Федоровна Иванова – дочь московского литератора и драматурга Федора Федоровича Иванова. Поэт увлекся девушкой, когда ему было шестнадцать лет, а ей – семнадцать. Поначалу она ответила молодому Лермонтову взаимностью, которая впоследствии сменилась холодностью и неприязнью. Сложным отношениям с Натальей Федоровной Михаил Юрьевич посвятил так называемый «ивановский цикл», сочиненный в период с 1830 по 1832 год. Он представляет собой лирический дневник, отражающий весь спектр переживаний юного поэта. Кроме того, к роману с Ивановой имеет непосредственное отношение драма «Странный человек», при создании которой Лермонтов использовал факты из собственной биографии. В роли альтер эго писателя выступает Владимир Арбенин. Иванова в драме фигурирует под именем Натальи Загорской. Разрыв с возлюбленной после недолгих, но мучительных отношений, тяжело дался поэту: он жаждал скорой смерти для себя, считал уязвленной свою гордость.
Стихотворение «Солнце» датировано 1832 годом. Соответственно, во время его написания роман Лермонтова и Ивановой подходил к концу. Произведение можно разделить на две части. В первом четверостишии поэт изображает зимний утренний пейзаж. Лучи светила пока слабы, они не в силах растопить снег. К тому же, небо затянуто тучами, свету трудно пробиться сквозь них. Во второй части стихотворения солнце сопоставляется с образом молодой девушки. Лирический герой в надежде ловит ее взгляд, обещающий счастье. Завершается произведение вопросительным предложением. По-видимому, лирическому герою не верится, что взор возлюбленной оживит именно его душу.
В тетради Лермонтова «Солнце» находится на одной странице с двумя стихотворениями, сходными по настроению, тематике. Первое – эпиграмма, врученная поэтом Ивановой на новогоднем балу. Второе – «Я не люблю тебя; страстей…». Эти три произведения отражают душевные метания Михаила Юрьевича. Он буквально бросается из одной крайности в другую. Ему кажется, что любовь прошла, что Ивановой больше нет места в его сердце. С другой стороны – образ красавицы никак не покидает мысли поэта, по-прежнему остается причиной возникновения сильных эмоций.
Пролог
Шеф так орал, что я поняла со всей обреченностью: работу потеряю. Вот прямо в эту минуту, стоя в кабинете, освещенном лучами заката. И не просто потеряю, а уйду с волчьим билетом, не смогу заплатить за жилье, еду, окажусь на улице, а жить буду в коробке из-под рояля.
Бездарно! Бездумно! Безобразно! Без… — Он задумался. — Вы, леди… Безответственная! Безнравственная! Безалаберная! Без…
«Безработная», — услужливо подсказало подсознание, но я прикусила язык.
Ваш провал, леди Леруа, грозит не просто финансовыми потерями. Он ставит под угрозу политическую ситуацию!
Я побледнела. Кажется, меня сейчас не просто уволят, а еще и под суд отдадут. Но в тюрьме хотя бы кормят. И работу наверняка дадут. Так что это даже плюс в какой-то мере, а уж если стоит выбор между смертью от рук шефа и влачением бездомного существования, так покажите мне, демон подери, куда сдать плащ и где получить тапочки?!
Что вы можете сказать в свое оправдание?
«Жить хочу!» — подумала я, но сказала другое:
Этого больше не повторится, господин Сантери.
Постепенно он успокаивался, и во взгляде уже не читалась жажда испепелить меня на месте, а руки не подрагивали, готовые вот-вот сомкнуться у меня на горле. Что ни говори, а нрав у начальства крутой. Несмотря на то, что я, конечно, крупно накосячила.
Разумеется, не повторится. Так как отныне проект я буду вести сам, и не думайте даже…
Он не договорил — дверь в кабинет с грохотом распахнулась. В проеме появился статный высокий господин в длинном фиолетовом плаще, расшитом золотыми узорами, — шейх Ашан ибн Мурр. Вид у него был еще более хмурый, чем у шефа.
Господин Сантери, — сказал он, — смею напомнить об условии, что я поставил. К моим сокровищам не должны приближаться свободные мужчины. Если ваша компания не способна обеспечить мне нужный уровень, возможно, стоит подыскать другую?
Что вы, господин ибн Мурр, — поспешил заверить его начальник, — мы не отказываемся от обязательств, и все будет сделано на высшем уровне. Сегодняшнее недоразумение… я щедро компенсирую. Что касается вашего условия, то можете не волноваться. Я помолвлен и, как вы знаете, все виндаринцы исключительно верны своим избранницам.
На лице шейха Ашана ибн Мурра отражался непростой мыслительный процесс.
Помолвлены? И можете предоставить доказательства?
Без проблем, — улыбнулся Ильмир Сантери. А потом… потом вдруг притянул меня к себе и сказал совершенно невероятное:
Я могу даже представить вам свою невесту, леди Хелми Леруа!
Я почувствовала, как меня дернули за косу, а потом у самого уха раздался шепот — шеф делал вид, что целует меня в висок:
Если не хочешь вылететь на улицу, улыбайся.
Я не сразу сообразила, что коробка из-под рояля и тюремные нары откладываются. Выдавила робкую улыбку и понадеялась, что достопочтенный дарийский шейх примет мою гримасу за сожаление. Ну не хотела я, чтобы так вышло!
Последний шанс, — наконец сухо бросил шейх.
И удалился, оставив после себя слабый аромат пряного парфюма.
Пошли! — рыкнул начальник, потащив меня к столу.
Контракт подписывать! На помолвку!
Композиция
Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.
«Бесы» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – образы, средства выразительности, композиция, разбор
Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Бальмонту»
Первое же стихотворение сборника «Золото в лазури» А. Белого посвящено знаменитому русскому символисту К. Д. Бальмонту. Собственно, оно так и называется – «Бальмонту». Именно этот поэт оказал наибольшее влияние на становление самого Андрея Белого. Даже название сборника – это дань уважения великому вдохновителю, ведь эта фраза является отсылкой к поэтическому циклу Бальмонта «Будем как Солнце».
Это произведение, как указано в сборнике, было написано в Москве в апреле 1903 года. Интересно, что именно в этом году поэт познакомился со своим кумиром. Стихотворение состоит из шести перекрёстно рифмованных четверостиший. Размер – анапест, причём неровный – в разных строках встречается то по две, то по три стопы.
«Бальмонту» представляет собой сложную, полную отсылок оду. Но не самому Константину Дмитриевичу, а скорее тому поэтическому образу, который был им создан. Протагонист в произведениях Бальмонта – это великое существо, подобное богам и стихиям; в стихотворениях он часто фигурирует как Поэт с большой буквы. Этот-то лирический герой и вызывает восхищение Андрея Белого. Именно о нём, как представляется, идёт речь в насыщенном символами стихотворении.
Первая же строфа встречает читателя необыкновенным пейзажем. Под пером талантливого поэта закат превращается в россыпь драгоценностей. Окрашенное тёплыми лучами солнца небо получает эпитет «золотистая даль», а облака автор уподобляет сверкающим рубинам, усиливая это сравнение рефреном. Здесь присутствует ещё одно сравнение – облака напоминают глыбы льда, которые тоже похожи на самоцветы с прозрачными гранями.
Но вот сияние заволокло туманом. Автор пишет, что душа сохранила печать прежнего великолепия. Этот образ можно истолковать так: человеческая душа обладает естественным даром чувствовать красоту, но под влиянием обстоятельств это свойство может ослабнуть или даже угаснуть совсем.
И вдруг появляется герой, способный напомнить людям об их родстве с мирозданием. Поэт называет его на «ты», вкладывая в его уста пламенный призыв:
Ты сказал: «Океан голубой,
ещё с нами, о братья!»
Это обращение содержит намёк на стихотворение К. Д. Бальмонта «Воззванье к океану», в котором тоже звучит мысль о единстве всего сущего, нерушимой связи человека и стихий.
Несмотря на сопротивление враждебных сил, охарактеризованных эпитетом «древний хаос» и ярким сравнением «луна, как фонарь», герой ведёт своё племя (эпитет «задумчиво грустные дети») к свету и чистому сиянию небес
Стоит обратить внимание, как поэт противопоставляет две силы. Опасность исходит от ночного светила, поэтому лунный свет окрашен зловещим красным цветом
Небеса (возможно, речь идёт о рае) же обозначены, как «голубеющий бархат эфира». Этот образ, несомненно, кажется более привлекательным и успокаивающим.
Таким образом, протагонист стихотворения напоминает о Данко или Прометее, т. е. о героях, показывающих затерявшимся в тумане людям верный путь и возвращающих надежду на счастье.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- творчество поэта белого
- жизнь и творчество белого кратко
- тест по творчеству а белого
- соинение творество а. белого
- тесты андрей белый
Средства выразительности
Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:
- Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
- Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Близнецы» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – главная мысль, жанр, год
Следующая
Анализ стихотворений«Снег» анализ стихотворения Анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности
Анализ стихотворения Андрея Белого “Солнце”
Рассматриваемое стихотворение посвящено “Автору “Будем как Солнце” – Константину Бальмонту. Это произведение становится не только источником вдохновения для Андрея Белого, но и подтверждением его собственного отношения к проблеме человеческой жизни и ее роли для мироздания.
Как и в стихотворении К. Бальмонта, у А. Белого образ солнца возникает на протяжении всего лирического повествования. В начальной строфе этим словом открываются первые три строки. В остальных двух строфах солнце нигде не называется прямо, но упоминается
благодаря тропам: “золото”, “красный жар”, “сожжено”. В цветовом отношении также доминируют всевозможные “солнечные оттенки”: золотистый, красный и розовый.
Подобно К. Бальмонту, Андрей Белый видит в солнце источник силы и вечной жизни. Это небесное светило дарит тепло, свет, а значит, жизнь всему живому. Но в то же время поэт отмечает философское предназначение солнца. Это всевидящее око мироздания. Под его пристальным взглядом не укроется ни одна человеческая тайна: “Солнце – вечное окно в золотую ослепительность”, “Наши души – зеркала, отражающие золото”.
Еще одним символом жизни выступает в обоих стихотворениях образ цветка (у Андрея Белого – розы). Этот нежный цветок, требующий ласки и бережного ухода. Только ласка и свет способны помочь ему раскрыться и подарить миру свою красоту. Человеческая душа подобна розе. Вселенная оберегает ее от невзгод и исцеляет ее, уничтожая все плохое: “В сердце бедном много зла сожжено и перемолото”. Заботливое солнце следит за человеком и всегда помогает ему справиться с трудностями. А задача человека – не растрачивать впустую дары мироздания, ценить каждый день своей жизни и стремиться обрести внутренний покой благодаря единению с Богом.
История создания и тема произведения
Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.
Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.
Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.
В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.
Размер и рифмовка
Стихотворение сложно ритмически организовано. Восьмистишья имеют оригинальную рифмовку: АбАбВВВб. Женская рифма чередуется с мужской, а перекрёстная рифмовка – с парной и кольцевой. Ритмический рисунок тоже непрост. Трёхсложный дактиль чередуется с двухсложным во втором и последнем стихах.
- «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
- «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
- «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
- «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
- «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
- «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
- «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
- «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
- «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
- Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
По произведению: «Белладонна»
По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич
История создания
Стихотворение «Белладонна» Бальмонт написал в 1899 г. Оно вошло в цикл «Ангелы опальные» и было опубликовано в 1900 г. в сборнике «Горящие здания». Поэт находился на пике популярности.
Белладонна – ядовитое растение, которое в переводе с итальянского означает «красивая женщина». Дамы издавна закапывали глаза соком белладонны, чтобы они блестели. По-русски растение называется «красавка», то есть слово является точным переводом итальянского названия. Конечно, Бальмонт не мог заменить поэтическую белладонну простой красавкой.
Белладонна коварна, вызывает сильнейшие отравления, способные привести к остановке дыхания и смерти. В древности считалось, что белладонна становилась причиной безумия.
Исследователи утверждают, что стихотворение обращено к Мирре Лохвицкой, в которую поэт был влюблён. Их страсть была желанна и тягостна для обоих, потому что каждый был обременён семьёй. Мирра так и не решилась бросить мужа и пятерых детей. Стихи, обращённые друг к другу, были отдушиной для обоих поэтов.
История создания стихотворения Андрея Белого
В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.
Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.
Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.
Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:
Год | Событие |
1900-1903 | Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс. |
1905 | Начало первой русской революции. |
1908 | Написание стиха «Родине». |
1910 | Публикация стиха в сборнике «Пепел». |
О русской природе
Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.
Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.
- Краткое содержание «20 тысяч лье под водой» (Жюль Верн). Главные герои, цитаты Понять особенности произведения помогает его краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – это один из наиболее известных романов знаменитого французского писателя-фантаста Ж. Верна….
- Краткое содержание «Кукла» Носова – рассказа, который научит состраданию Евгений Носов – писатель, лауреат государственной премии им. Горького. У него много произведений о войне, родном крае. В своём рассказе «Кукла» он поднимает проблему…
- Сценка на военную тематику. Инсценировка военной песни: сценарий Мероприятия, подготовленные ко Дню Победы, всегда отличаются сдержанностью репертуара и сухостью постановок. Однако военные сценки для школьников младших и старших классов могут демонстрировать не…
- Почему Мастер не заслужил свет? Образ Мастера в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих…
- Биография Лермонтова: самое главное из жизни поэта Всем еще со времен школы знакома биография Лермонтова. Самое главное, что можно сказать об этом человеке, – известный талантливый поэт, настоящий офицер, восхитительный прозаик…
- Чем отличается фантастика от фэнтези? Основные различия Сегодня многие писатели умело сочетают в своих творениях различные жанры литературы, воспроизводя на свет новые шедевры. В последнее время особой популярностью среди читателей пользуются…
- Басня Крылова «Квартет»: в чем мораль и суть? Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книжки, чтобы они нам их читали перед сном. Нам очень нравилось знакомиться с…
Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина (Те же росы, откосы, туманы…)»
У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали
Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом
В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».
Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.
Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле — неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.
Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт о. На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.
История создания
Работу над созданием своего стихотворения Андрей Белый завершил в 1908 году. В те времена писательская среда была проникнута патриотическими настроениями, которые нередко перетекали в милитаристские. Люди были подавлены недавним поражением в русско-японской войне и революцией 1905 года, жаждали занять на мировой арене более престижное место. Набирали обороты антисемитские настроения, происходили еврейские погромы. Словом, народ жаждал выместить гнев на кого-либо.
Мрачные краски сгущала эпидемия холеры 1908-1910 годов. Она унесла тысячи жизней. Крестьяне были фактически лишены медицинского обслуживания и умирали целыми семьями. Если знатные люди имели шансы спастись, то народ был предоставлен самому себе. Социальное неравенство обострилось и заявило о себе во весь голос.
Конечно же, Андрей Белый создал произведение, отражающее обстановку в стране. Многих анализируемое стихотворение поразило своей откровенностью. Белый создал очень смелый образ России. В произведении отобразилась та боль, которую испытывал поэт за родной народ, а также искренняя любовь к родному краю. Андрей Белый был очень озабочен будущим страны.
Интересно, что свое стихотворение Андрей Белый посвятил известному священнику по фамилии Свентицкий. Личность богослова была довольно противоречивой. Она вызывала неоднозначное отношение со стороны окружающих. С одной стороны, мыслитель ратовал за освобождение церкви от светской власти, установление более справедливых социально-экономических отношений, обличение лжи самодержавия и жизнь по евангелическим законам, но, с другой стороны, сам же священник прелюбодействовал и зачал двух незаконных детей, что шло вразрез с его же собственными убеждениями. Поэт сам порой нелестно высказывался о Свентицком. Перед стихотворением читатель может увидеть пометку: В. П. Свентицкому. Произведение «Родина» было напечатано в 1910 году в сборнике «Пепел». Возможно, Белый своим стихотворением своеобразно ответил на проповеди Свентицкого, в которых он углублялся в религиозные вопросы и ратовал за передачу всей власти церкви. Но главными проблемами России по-прежнему оставались не религиозный догматизм, а эпидемии, голод и нищета. Не всеобщими постами нужно было решать эти проблемы, а реальными действиями, имеющими практическое значение.
LiveInternetLiveInternet
Марина Цветаева, 3 июля 1916 г.
Первая мировая война, значимая для человечества война, началась в 1914 году. Несомненно, в душах современников – поэтов эта война оставила глубокий шрам.
Стихотворение Марины Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи» пронизано неприкрытой душевной болью.
Оно посвящено войне, войне жестокой, беспощадной, кровавой и бесчеловечной, как все войны, без исключения.
Автор изливает свою душевную боль : видит все ужасы войны и осознает их, но понять, зачем и почему такая трагедия происходит, не может.
Вопрос «зачем?», «почему?» — основная мысль стихотворения, попытка найти ответ на этот вопрос.
Марина Цветаева обладает тонко чувствующей и израненной душой, замечает и обнажает мельчайшие детали.
Именно эта черта позволяет представить ее внутренний мир и говорит о том, что поэту важно постигнуть суть вещей, событий и явлений. Автор искренне любит те места, где приходилось видеть ужасные события войны, искренне переживает боль своего народа, восклицая : «Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?»
Автор искренне любит те места, где приходилось видеть ужасные события войны, искренне переживает боль своего народа, восклицая : «Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?».
Природа, описанная в стихотворении, совсем не сочувствует солдатам : «Белое солнце и низкие, низкие тучи…». Солнце – белое, ослепительное, раскаленное; низкие тучи, не предвещающие хорошей погоды – тревожно вокруг; пыльная дорога, «серые хаты» — и они ничем не радуют глаз.
Мы видим унылый пейзаж : «на песке вереницы соломенных чучел», «… дороги, деревья…». Все указывает на безрадостную жизнь, без просвета и надежды.
Унылую картину дополняет образ старой бабы, жующей «черный ломоть, посыпанный крупною солью».
Это говорит не столько о бедности народа, о голоде во время войны, сколько о состоянии бессилия, непроходящего горя русской крестьянки. Сильнейший по эмоциональному воздействию образ, так и стоит перед глазами.
Звуковое оформление стихотворения не добавляет радостных нот в настроение – Цветаева слышит вой : вой паровоза, «жалобный, жалостный, каторжный вой» — это песни солдат, они тоже безрадостны.
Мы видим мучительные страдания, и это зрелище вновь и вновь возвращают к вопросу «Почему это происходит?».
Течение символизма оказало огромное влияние на всех поэтов серебряного века, и на Марину Цветаеву в том числе.
В ее стихотворении присутствует огромное количество деталей – символов :
соломенные чучела вместо людей; белое солнце и белая стена, ярко контрастирующие с пейзажем — дорогами, деревьями, черным хлебом, черным поездом.
Белая стена – символ разделения внутреннего мира Марины Цветаевой и внешнего мира, хотя эти миры между собой всегда тесно переплетаются.
У автора
много эмоциональных повторов : «… жует и жует…», « и запылил, запылил отступающий путь…»; восклицания, говорят о душевной боли : «Нет, умереть!..// Ох и поют же// Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой!».
Пронзает риторический вопрос, подчеркивающий отчаяние человека от невозможности помочь людям : «… и зачем стольким простреливать грудь?».
В стихотворении М. Цветаевой » Белое солнце и низкие, низкие тучи » пронзительно представлен женский взгляд на трагедию войны.
Война – это неоправданные жертвы, это грязь и голод, это бесконечная тоска, воплощение бесчеловечности.
Марина Цветаева выразила не только собственные чувства ( муж поэтессы, Сергей Эфрон, был без вести пропавшим во время Первой мировой войны), но, прежде всего, переживания всех женщин — без различия интеллектуального, имущественного, классового положения.
Тропы и образы
В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.
Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.
Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.
Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами — змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.
Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.
В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» — «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.